Описание картины:
Замечательный русский пейзаж изображает берега реки Оки со стороны деревни Бехово, рядом с которой было имение мастера, позже названное Поленово. В тот год снег выпал очень рано, еще в сентябре, поэтому пейзаж оказался очень эффектным, художник не мог устоять перед таким искушением.
Деревья на картине все еще в осеннем уборе, листья еще не упали, ведь это ранняя осень, зима просто поспешила прийти в эти края. Пейзаж поражает простором и безлюдностью, картина кажется наполненной свежим морозным воздухом. Ее колорит построен на контрасте теплых оттенков осенней листвы и чистых холодных красок снега, замерзающей воды в реке и нависшего тяжелыми снежными тучами неба.
На полотне изображена глубокая панорама излучины реки с крутыми берегами, частично заросшими лесом. Над рекой повисло темное синее небо с низкими тучами, которые вот-вот раскроются и засыплют окрестности новой «порцией» снега. В воздухе буквально ощущается морозец, хотя теплые осенние краски листвы немного сглаживают это впечатление. В этой картине отлично видно высокое мастерство художника — кроме чудесно воспроизведенного глубокого пространства, удивляет тонкая проработка деталей, буквально каждого листика на деревьях.
Лес застыл, оцепенев от внезапного холода, вся жизнь в нем как будто неожиданно остановилась. Река кажется неподвижной. На полотне запечатлена пауза в жизни, вызванная резким и необычным изменением природы. Художник мастерски уловил это ощущение внезапного шока, который испытало все живое из-за неожиданно и очень рано выпавшего снега. Возможно, на следующий день потеплеет и снег быстро растает, но сейчас природа словно задумалась над тем, как же ей поступить дальше.
У картины интересная история. Художником было создано целых 8 ее авторских копий, которые сейчас находятся в различных музеях, а одна даже попала во Францию, в театр Комеди Франсез.
Источник
История и описание
Эскиз этого пейзажа была написана Поленова в 1890 году в селе Bekhovo (RU) , в Тульской области , на берегу Оки , когда ранний снег начал падать в сентябре. Это было незадолго до переезда художника в имение Борок, которое впоследствии было названо Поленово .
Композиция картины тщательно продумана художником. На переднем плане деревья, еще не лишившиеся осенней листвы, за ними лента, образованная течением реки. На горизонте серо-голубое небо, покрытое облаками, холод, отданный бескрайними просторами. Детали листьев деревьев проработаны мелко.
По свидетельству сына художника Дмитрия Поленова, в 1891 году его отец сделал восемь копий этой картины Première Neige . По некоторым данным, картина, принадлежавшая Третьяковской галерее , была предложена французской делегации Comédie Française ). Другой авторский экземпляр картины, ранее принадлежавший Алексею Ланговому , был отправлен в Третьяковскую галерею в 1989 году коллекционером Григорием Беляковым в подарок от него в память о его сыне, профессоре Борисе Белякове (1936–1989).
Один из экземпляров ( Первый снег. Бехово , 1891) был обнаружен в собраниях Федора Терещенко , затем вошел в собрания Национального музея живописи в Киеве . Еще одна авторская копия до сих пор находится в Ярославском художественном музее .
Рекомендации
- (ru) Яков Брук (Брук, Яков Владимирович) и Лидия Иовлева (Иовлева, Лидия Ивановна), Третьяковская галерея, Каталог коллекций (Государственная Третьяковская галерея — каталог собрания) , т. 4: Живопись второй половины XIX века, книга 2, Н — Я, Москва, Красная площадь,2006 г., 560 с. ( ISBN 5-900743-22-5 ) , стр. 125
- (ru) (доступ 18 июня 2020 г. )
- (ru) Марк Копчицер (Копшицер, Марк Исаевич), , www.tphv-history.ru (по состоянию на 20 августа 2012 г. )
- ↑ and (ru) Элеонора Пастон, , Сайт о Василии Дмитриевиче Поленове — Василий — polenov.ru (по состоянию на 20 августа 2012 г. )
- ↑ и (ru) Ирина Кулешова, , Ярославский художественный музей — artmuseum.yar.ru (по состоянию на 20 августа 2012 г. )
- (ru) Виктор Леонидов (Виктор Леонидов), , Наше наследие — www.nasledie-rus.ru (доступ 20 августа 2012 г. )
- ↑ and (ru) Виктор Леонидов (Виктор Леонидов), , www.russkie.org (по состоянию на 20 августа 2012 г. )
- (ru) , tv.km.ru (по состоянию на 20 августа 2012 г. )
- (ru) , www.kmrm.com.ua (по состоянию на 6 октября 2012 г. )
(ru) Эта статья частично или полностью взята из статьи в Википедии на русском языке под названием « Ранний снег » ( см. список авторов ) .
Сочинения по картинам 5-9 класс
-
Иллюстрация к «Сказке о Золотом петушке» Билибина
(682)Картина известного русского художника Ивана Билибина, который один из первых рассмотрел проблему иллюстраций детской литературы. На сегодняшний день сложно представить себе книжку без картинок. Самые лучшие иллюстрации были нарисованы еще во времена развития детской литературы, но до сих пор пользуется популярностью.Эта картина является частью…
-
Иллюстрация к былине «Вольга» Ивана Билибина
(563)Билибин постоянно тяготел к иллюстрированию разного рода былин и сказаний. «Иллюстрация к былине Вольга» выполнена в орнаментальном графическо-декоративном исполнении, которая полностью основана на мотивах былин и преданий русского народа.Иллюстрация выполнена тушью подцвеченного акварелью, при этом стоит отметить, что Билибин смог выработать…
-
Иллюстрация к сказке «Белая уточка» работы Ивана Билибина
(698)Иллюстрирование «Белой уточки», ровно как и еще шести сказок, знаменательно тем, что Билибин смог разработать и активно внедрить в свое творчество особую технику рисунка – тушь, подцвеченную акварелью.Билибин был приверженцем использования русского орнамента в оформлении своих произведений. В связи с этим он часто посещал российские глубинки,…
-
Иллюстрация к сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» работы Ивана Билибина
(644)Каждый из нас помнит чудесные русские сказки, которые он читал в детстве. Со временем они совершенно изменялись. Люди рассказывали их друг другу, добавляя что-то свое и этим существенно обогащая общее содержание. Сказки сначала не публиковались. Лишь в 17 веке, во второй его половине стали появляться книжки, которые именовались лубком.В них…
-
Описание иллюстрации Ивана Билибина к сказке «Иван-Царевич и жар птица»
(1111)Перед нами иллюстрация к знаменитой сказке. Билибин – настоящий мастер, сумевший передать особую красоту этого удивительного жанра. Сказки позволяют нам погрузиться в мир полный чудес. В нем травы. Звери и птицы умеют разговаривать. Человек их прекрасно понимает.Жар-птица – истинное волшебство. С такой героиней не сравниться ни одна птица. Ее…
-
Описание картины И. Грабаря Февральская лазурь
(589)И.Грабарь один из русских художников-живописцев 19-20 веков, его учителями были такие известные личности как И.Репин и П.Чистяков. Больше всего мастер любил изображать на своих полотнах несравненную красоту родных русских земель.Художник очень трепетно относился к истинно русскому дереву — березе, и именно ее очень часто можно встретить на…
-
Описание картины Сальвадора Дали «Мадонна Порт-Льигата»
(538)Будучи некогда неверующим, психика Гения кардинально изменилась, и он обратился в веру. Эти изменения сразу же выразились в его творчестве – странные образы объединились с христианскими мотивами в купе с мистицизмом.Он сотворил две версии полотна «Мадонна Порт-Льигата». В лике Богоматери прослеживаются черты его любимой супруги Галы, которую он…
-
Сочинение И. К. Айвазовский “Радуга”
(675)Иван Константинович Айвазовский – знаменитый русский живописец-маринист. В картине “Радуга” нашли отражение романтическое мировосприятие мастера, его восхищение необъятной, вечно изменчивой стихией моря. В центре внимания художника – тема кораблекрушения. Зрительно полотно можно разделить на две части. Задний план более мрачен, преобладают…
-
Сочинение по картине «Май 1945» А. и С. Ткачёвых
(899)Художники братья Ткачёвы, Сергей Петрович (1922) и Алексей Петрович (1925) приобрели значительную известность ещё в середине прошлого века.
Художники имеют многочисленные награды и звания. Ещё с 1948 г. они начали писать картины вместе, в две кисти — такое бывает не так часто, особенно соавторство на столь продолжительный период.
Военная тема занимает… -
Сочинение по картине 3. Е. Серебряковой «За туалетом. Автопортрет»
(588)Судьба талантливой художницы Зинаиды Васильевны Серебряковой сложилась счастливо и одновременно трагически. Родившись в семье Лансере-Бенуа, в которой было несколько поколений талантливых архитекторов, скульпторов, художников, Зинаида Васильевна не могла избрать иного занятия, не связанного с искусством. Счастливое детство, юность,…
Ход урока:
1. Сообщение темы урока.
— Сегодня на уроке будем учиться писать сочинение по картине. Работать будем два урока. На первом уроке будем готовиться, на втором – писать сочинение.
2. Подготовка учащихся к восприятию картины. Приложение 1.
а) — Какой сейчас месяц? (ноябрь)
— К какому времени года относится ноябрь? (к поздней осени)
— Какие изменения происходят в природе, характерные поздней осени?
Небо, солнце, осадки, почва – неживая природа
Деревья, люди – живая природа.
б) Упражнения при подготовке к сочинению.
— Подберите к словам признаки поздней осени.
Осень: золотая, ранняя, дождливая, хмурая, поздняя.
Небо: яркое, серое, мрачное, голубое, ясное.
Ветер: ласковый, резкий, порывистый, холодный, пронзительный.
Снег: мокрый, серый, первый.
День: солнечный, пасмурный, морозный, серый.
в) — Прочитайте отрывки из произведений о поздней осени, приготовленные вами дома. (6-7 человек).
г) – Прочитайте стихи об осени, подготовленные дома
Обратите внимание на слова, которые характеризуют именно позднюю осень
д) – Чем поздняя осень отличается от золотой осени? (красками)
— Вы хорошо поработали дома, ваш материал могут использовать другие дети в своих работах.
4. Анализ картины. Беседа. Приложение 3.
— Какое время года изображает художник? Назовите признаки поздней осени. Опишите берега реки.
— В каких красках нарисована картина?
— Почему выбраны такие краски?
— Какой день изображает художник? (пасмурный осенний день, тучи тяжелые, серые, мутные)
— Какое настроение вызывает картина? (грустное, печальное, тихую грусть)
— Почему даже без подписи мы могли бы догадаться, что изображен первый день осени, а не
последний день весны? (краски неба, кустов, берегов реки и т.д.)
— Чем вам понравилась картина?
5. Составление плана сочинения. Приложение 4.
— О чем напишем в начале сочинения? (о том, что на картине изображена… поздняя осень, русская природа поздней осенью)
I. Скромная русская природа.
— Какие признаки поздней осени можно увидеть на картине? Обратите внимание на передний план картины: на реку, на то, как она поворачивает вправо и теряется среди бескрайних просторов, на ее берег, заросший небольшим лесом и кустарником, на дерево, одиноко стоящее в глубине. — Перечислите другие приметы поздней осени, характерные для пасмурного осеннего дня
Опишите небо, тучи, снег
— Перечислите другие приметы поздней осени, характерные для пасмурного осеннего дня. Опишите небо, тучи, снег.
— Озаглавьте второй пункт плана.
II. Пасмурный осенний день.
— Какое настроение вызывает эта картина? (тихую грусть вызывают картины поздней осени)
— Озаглавьте третий пункт плана.
III. Настроение человека в дни поздней осени.
6. Устное рассказывание по плану и словарная работа.
Учащиеся подбирают слова, необходимые для точного описания картины. Учитель их записывает на доске, рядом с планом.
7. Напутствие учителя.
— Теперь вы хорошо подготовлены к сочинению. Вы знаете, о чем писать, в каком порядке. Знаете многие слова, которые можно употребить. Каждый напишет о своих впечатлениях, вызванных картиной В.Д.Поленова «Первый снег». Старайтесь писать выразительно, красиво. При необходимости, обращайтесь к учителю с вопросом.
8. Составление текстов сочинений
каждым учащимся самостоятельно, запись описания картины. Индивидуальная помощь учителя.
В 4 классе эта часть должна быть продолжительностью не менее 25-30 минут, а возможно, при полуторачасовом сочинении — 40-45 минут.
9. Самопроверка
и совершенствование написанных работ, внесение необходимых исправлений в выборе слов, в построении предложений.
Консультации с учителем.
Примерный план.
I. Скромная русская природа.
Течет спокойно, поворачивает вправо, теряется среди просторов, листочки держатся, одинокое дерево
II. Пасмурный осенний день.
Тучи тяжелые, серые, мутные, сливается вдали, не пробивается сквозь мутную пелену
III. Настроение человека в дни поздней осени.
Примерное сочинение.
Родная русская природа. Спокойно течет река. Вдали она чуть поворачивает вправо и теряется среди бескрайних просторов. Ее пологий берег зарос небольшим лесом и кустарником. На кустах еще кое-где держатся листочки. В глубине стоит одинокое дерево.
На землю лег первый снег. Тяжелые свинцовые тучи затянули небо. Вдали оно сливается с белыми полями. День стоит пасмурный, серый. Ни один луч солнца не пробивается сквозь мутную пелену.
Тихую грусть вызывают картины поздней осени.
Источник