Конспект занятия «рассматривание картины и. э. грабаря «рябинка»

Слайд 17Главным содержанием лицейской жизни стали занятия рисунком и живописью. На уроках

в лицее и в классах рисования Московского общества любителей художеств Грабарь осваивал рисунок с натуры и технику письма масляными красками. «У меня было четыре возможности работать с натуры в стенах лицея: писать из окон, писать портреты окружающих, ставить себе натюрморты и сочинять сцены из жизни и быта лицея, списывая детали с натуры. Все это я и делал». Моделями его были одноклассники, педагоги, служители, егорьевские знакомые. В летние месяцы Грабарь пробовал себя в пейзажных этюдах: «После двух картин Куинджи на сюжет «Березовой рощи»… пошла мода на березу. Я в Титове тоже писал березовую рощу, стараясь не походить на Куинджи».

Описание картины Игоря Грабаря «Рябинка» Картины художников

Тематика природы всегда волновала творческих людей в России. Поэтому превозносили бескрайние просторы, художники воспевали красивые многовековые деревья, являющиеся для жителей образом мощи и поклонения.

Один из таких художников двадцатого века – И.Э.Грабарь, решил запечатлеть в своих произведениях известные всем деревья, которые не могут оставить никого равнодушным. Поэтому мы видим, как перед нами предстает картина «Рябинка», в которой краски природы переливаются на солнце, что создает ощущение именно того, как прекрасно выглядят наши поля, ведь у них есть много всего прекрасного.

Обычно такой пейзаж вдохновляет всех, и именно поэтому, учителя выбирают его в качестве тематики сочинения.

Когда впервые вы взглянете на пейзаж, то вскоре поймете, что автор его выбрал не случайно. Поэтому, не упустите возможность полюбоваться дарами русской земли.

Но на переднем плане вы можете четко увидеть, что стоит рябинка, которая, судя по цвету листьев,

готовится сбросить их и перейти на сторону осени. Видно, что наливаются спелые гроздья рябины, потому что красный цвет, цвет осени, символизирует сбор плодов, подведение итогов. Неподалеку, на опушке леса, видна маленькая деревушка, в которой наверняка происходит самый разгар осенне – полевых работ. Там кипит своей бурной жизнью, в то время как у леса свои законы – тишь, замирание, подготовка к зиме.

Но тут же мы видим, как по обе стороны от красной рябины располагаются две стройные березки, по красоте и изяществу ни сколько не уступающие своей главной героине. Все те же ажурные и великолепные золотые серьги, развешанные на ветках. Только представьте, как повезло художнику, который в это время находился там. Ведь такую красоту не возможно просто пересказать. На заднем фоне виднеется поле, усеянное пшеницей или рожью. Все это создает впечатление полноценной красивой картины поздней осени, когда природа готовится к наступлению зимы.

Прислал: Кузьмина Юлия . 2017-10-08 21:37:44

Сочинение описание картины Зимнее утро Грабаря

Игорь Эммануилович Грабарь очень любил белоснежную зиму и сверкающий снег. Он словно видел безграничные возможности проявить весь свой талант в изображении этого времени года. Именно он показывает своему зрителю, что зима это не только белое пятно краски на холсте, а буйство эмоций и цветовой гаммы. Особенно это видно в картине «Зимнее утро».

Глядя на картину наступает радость наступления красавицы-зимы. Природа вся укрылась белым махровым покрывалом. Деревья спрятали свои опустевшие от листьев ветви в кружевные убранства созданные зимой. Земля словно чистый белоснежный лист, который окутан серебром махровых снежинок падающих с неба. Солнышко словно только проснулось и лениво всходит над всей этой красотой. Касаясь своими лучами покрывала, оно заставляет его переливаться разнообразными цветами, словно радугу. Кажется, что изображенный мороз начинает кусать нос и щеки своего зрителя. Стройные деревья, образующие лес, словно подпирали голубое небо. Видно, что зима не пожалела для них своего богатства, ведь некоторые из них даже пригибаются под той тяжестью серебра. Художник очень тонко изобразил ветви, кажется, будто они из хрусталя и одно неловкое движение может разбить их, разрушить всю ту красоту и зритель будет собирать кусочки ценного стекла у своих ног. Весь лес занесло огромными холмами снега, видимо он долго падал.

Солнце, поднимаясь, ласкает каждую веточку деревьев, а тени от величественных стволов падают на белое покрывало внизу. Их тени слишком ровные и этим они еще больше притягивают к себе. Небо же изображено совершенно чистым, без единого облачка, а это значит, что день будет ясным и подарит массу эмоций.

Вся картина пропитана той любовью к зиме, которую нам хотел передать художник. Глядя на нее сразу понимаешь масштабы богатства зимы, всю ее прелесть. Холодные оттенки на картине заставляют прочувствовать на себе тот мороз, который кусается и заставляет прятать нос, щеки и руки в теплые уголки одежды. Глядя на картину, зритель забывает о городской суете и погружается в зимнюю прогулку по лесу, заметенному снегом.

8 стр., 3711 слов

Что изображено на картине первый снег. Картина Пластова «Первый …

… картина «Первый снег» иллюстрирует способность художника в статичных картинах передавать сильные эмоциональные состояния . Сочинение по картине «Первый снег» Пластова 7 класс 2.Главные герой 3. Второстепенный план 4.Цветовая гамма картины 5.Мое мнение Картину Первый снег … зима пришла. Так, ещё на картине, понятно, раннее утро. Ещё никто не прошел по этому тонкому слою снега. Тут только сорока есть. …

5 класс. По Быстровой ФГОС

Конспект по русскому языку : -отзыв по репродукции картины художника В.А.Тропинина …

… сочинения (О красках, которые использовал художник.) … по теме урока … На валике закрепляли лист бумаги с рисунком кружева. ( ( 4. Беседа по картине (продолжение) — Что в картине подтверждает, что В.А. Тропинин создал новый жанр — портрет? (Художник …

Природа на полотнах Шишкина и Левитана (описание по картине художника)

… Это особая левитановская задушевность в восприятии природы, тонкий лиризм, очеловечивание природы. Великий русский художник умеет создавать не только правдивый образ природы, но и все то, что переживает человек, любуясь …

Иван шишкин зимний лес. Описание картины И. И. Шишкина «Зима. по картине художника …

… к ней) Не одно сочинение не обойдется без плана. Сочинение по картине Зима Шишкина 6 класс На картине И. Шишкина «Зима» изображен погожий день в зимнем лесу. Картина удивляет своим чётким …

По картине художника Н.М. Ромадина «Керженец»

… Работая над сочинением по картине «Керженец», в … озеро». «Яренский лес». «Свежий ветер». «Ольха». «Золотая речка». … сочинения Среди любителей живописи очень популярен пейзаж известного художника Николая Михайловича Ромадина «Керженец». Эта картина …

По картине художника Александра Александровича Пластова «Первый снег»

… сейчас полностью разрушена. Написана в технике масляной живописи по холсту, размеры полотна 146х113 см. Чтобы сочинение на тему «Картина «Первый снег» удалось, необходимо составить предварительный план и следовать ему. …

Сочинение №3

В феврале бывают дни, когда воздух и все вокруг наполнено каким-то голубым сиянием. Голубое небо, голубой снег – все окрашено в этот удивительный по красоте цвет. Именно такой день изобразил на своей картине «Февральская лазурь» Игорь Эммануилович Грабарь – один из известнейших русских художников-пейзажистов 20 века. Его пейзажи поражают своей красотой, свежестью и яркостью красок.

Но такого сочетания цветов, как на картине «Февральская лазурь», пожалуй, нет ни на одном его полотне. Сам художник вспоминает, что в один из февральских дней он любовался березами. Случайно выронив сумку, И.Э. Грабарь наклонился, чтобы поднять ее. Он снизу взглянул на небо и был восхищен его цветом. Игорь Эммануилович сразу же приступил к работе, и через две недели картина была готова.

На ее переднем плане изображена красавица береза. Ее ствол слегка изогнут, как будто береза подставляет ласковому солнышку свои бока. Чуть поодаль от нее расположились ее подруги. Их ветви светятся ярким белым цветом в солнечных лучах. Художнику удалось создать на картине именно светящийся белый цвет. Ветки берез образуют причудливый узор, сквозь который проступает удивительное по красоте лазурное небо. В вышине оно кажется таким глубоким. На фоне лазурного неба прошлогодняя листва, уцелевшая на макушках берез, кажется огненно-золотой.

Ближе к горизонту небо светлеет. У самой земли оно сливается с таким же лазурным, лишь немного бледнее неба, снегом. Если бы не лес, который виднеется вдали, на горизонте, то небо и земля слились бы в одно, не разделенное ничем пространство. От яркого солнечного света снег тоже сияет голубыми красками. Там, где ложатся тени от деревьев, снег кажется темно-синим. Его оттенки гармонируют с синевой неба, которая на горизонте кажется какой-то яркой вспышкой.

И столько на картине света, что слепит глаза, как будто смотришь не на картину, а на искрящийся снег, сияющий ясным февральским утром.

Живопись. Игорь Эммануилович Грабарь | МУЗА НАШЕГО ДВОРА

(Нажать для увеличения)

Февральская лазурь

Белая зима. Грачиные гнёзда

Мартовский снег

Иней. Восход солнца

Иней (1905)

Зимнее утро

Зимний вечер

(1871-1960)

Игорь Эммануилович Грабарь родился 13 марта 1871 года в Будапеште, в семье русского общественного деятеля Э. И. Грабаря. В 1876 г. его родители, бывшие в числе сторонников славянского освободительного движения, переезжают в Россию.

Детство Игоря было нелегким. Мальчик часто разлучался с родителями, оставаясь на попечении чужих людей. С детства он мечтал о живописи, старался быть ближе к художественным кругам, посещал все выставки, изучал коллекцию Третьяковской галереи.

С 1882 по 1989 год  Грабарь обучается  в московском лицее, а с  1889 по 1895 в Санкт-Петербуржском университете сразу на двух факультетах – юридическом и историко-филологическом. После окончания университета, он поступил в петербургскую Академию Художеств

Лето 1895 года во время каникул, Грабарь путешествует по Европе, посещает  Берлин, Париж, Венецию, Флоренцию, Рим, Неаполь. Его настолько восхищают творения величайших художников эпохи Возрождения, что он решает путешествовать дальше и просвещать себя.

Вернувшись в 1901 году в Россию,  художник был вновь  потрясен красотой русской природы. Он заворожен красотой русской зимы, восхищен «грацией» и «магнетизмом» волшебного дерева березы. Его восхищение Россией после долгой разлуки выразилось в картинах: «Белая зима», «Февральская лазурь», «Мартовский снег» и многих других.

Полотно «Февральская лазурь» художник писал с особой любовью и вложил в него часть своей души. Несмотря на сильный мороз, художник писал картину в вырытой им траншеи из снега.  Ему удалось создать новый образ русской природы.

В 1910-1923 годах он отошел от живописи и увлекся архитектурой, историей искусства, музейной деятельностью, охраной памятников.

Он задумывает и осуществляет издание первой «Истории русского искусства» в шести томах, пишет для нее важнейшие разделы, публикует монографии о Валентине Серове и Исааке Левитане.

В период с 1913 по 1925 год художник  возглавляет Третьяковскую галерею. Здесь Грабарь произвел реэкспозицию, разместив и систематизировав все произведения искусства в исторической последовательности. В 1917 году он издал каталог галереи,  который имеет значительную научную ценность.

Он помог  спасти многие произведения древнерусского искусства и результатом проведенной работы мастерских, было открытие многочисленных выдающихся памятников древнего русского искусства — икон и фресок в Новгороде, Пскове, Владимире и других городах.

В 1926—30 Грабарь был редактором отдела изобразительного искусства Большой Советской Энциклопедии.

С 1924-го и до конца 1940-х годов Грабарь вновь возвращается к живописи, особое внимание уделяет портрету, изображая своих близких, ученых и музыкантов. Широко известны и два автопортрета художника «Автопортрет с палитрой», «Автопортрет в шубе»

Широко известны и два автопортрета художника «Автопортрет с палитрой», «Автопортрет в шубе».

Работа над образом советского человека помогла Грабарю обратиться к большим историческим темам. Он создал полотна  «В. И. Ленин у прямого провода» и «Крестьяне-ходоки на приеме у В. И. Ленина».

В советское время Грабарь увлекся творчеством Андрея Рублёва и И. Е. Репина. В 1937 году он создал двухтомную монографию «Репин». Эта работа принесла Грабарю  Сталинскую премию. С 1944 Грабарь является директором института истории искусств Академии наук СССР.

Умер Игорь Эммануилович 16 мая 1960 года в Москве.

История создания картины «Февральская лазурь»

Этот пейзаж был создан в 1904 году. В качестве материалов, Игорь Эммануилович использовал холст и масло. Полотно имеет размеры 141 х 83 сантиметра. На данный момент картина хранится в Государственной Третьяковской галерее искусств в городе Москва. Это уникальное произведение написано в стиле импрессионизма. Талантливый живописец в своей работе смог передать не только очерки самого пейзажа, но и всю реалистичность зимнего снежного дня в березовой роще.

Свое зимнее творение, автор полотна написала в период визита своих друзей в Подмосковье. Одна из прогулок около дома, закончилась вдохновением приходящей весны, будучи уже опытным мастером кисти, живописец быстро смог показать свое настроение на холсте. И. Грабарь много раз признавался, что одно из его любимых деревьев, это береза. Свой пейзаж, он рисовал в несколько этапов, которые растянулись на две недели. В один день он сделал небольшие наброски, на другой день в снегу вырыл специальную канаву, где и творил автор произведение. Таким образом на свет появился всеми любимый пейзаж «Февральская лазурь».

«Рябинка», Грабарь

Год написания: 1915Размер: 50 × 73 смМестонахождение: Третьяковская галерея, Москва

Вариант 1 — Кратко

8 предложений/ 89 слов

Картина «Рябинка» — это трогательный осенний пейзаж художника Игоря Грабаря. На полотне изображена живописная зелёная равнина, посреди которой растут стройные деревца.

Впереди всех по центру стоит тонкая рябинка. Её листья с приходом сентября окрасились в яркие жёлтые и красные цвета, а на ветвях повисли спелые алые грозди.

Окружают рябину две стройные берёзки. Осень также успела замечательно принарядить их, украсив золотом пышные кроны.Позади деревьев за равниной виднеются жёлтые плодородные поля, вдали поблёскивает синяя гладь реки. Справа расположился зелёный лес, а в вышине раскинулось светлое и по-летнему приветливое солнечное небо.

Вариант 2 — Подробно

19 предложений/ 226 слов

Художник Игорь Грабарь известен, как тонкий ценитель красоты русской природы. Оттого его пейзажи всегда очень живописны, наполнены любовью и восхищением. К числу таких работ относится и картина «Рябинка».

На полотне изображена широкая равнина, посреди которой растут нарядные осенние деревья. Впереди всех стоит стройная рябинка. С приходом сентября её листья успели окраситься в яркие жёлтые и красные цвета, а на ветвях повисли спелые алые грозди.

Безусловно, именно рябинка является главной героиней картины. Её образ написан художником с особой нежностью, а яркий колорит выгодно выделяет деревцо на фоне остального пейзажа.

Окружают рябину две стройные берёзки. Покрытые густой жёлтой листвой и освещённые лучами яркого солнца, они также выглядят по-осеннему празднично.

Погода на улице действительно стоит великолепная. Художник изобразил на своей картине самое начало осени, поэтому небо ещё не успело покрыться тяжёлыми тучами, оставаясь по-летнему голубыми и прекрасным.

Холодные северные ветра пока также не начали трепать ветви деревьев, поэтому на земле у подножия берёзок можно заметить совсем немного опавших листочков. Есть они и на траве, которая по-прежнему сочна и зелена.

На дальнем плане картины позади равнины виднеются жёлтые бескрайние поля, а за ними синеет узкая полоска реки. Справа можно заметить густые лесные массивы.

Таким образом, на картине Грабаря осень предстаёт счастливой плодородной порой, насыщенной яркими праздничными красками. Пейзаж «Рябинка» написан в технике постимпрессионизма и поэтому не выглядит слишком реалистичным. Он скорее передаёт эмоции художника, его радость от созерцания живописной природы.

см. также:Все сочинения-описания картин

Дивизионизм в живописи

Дивизионизм является ответвлением живописного метода под названием «пуантилизм», основой которого является манера письма или рисования точками. Точки могут быть изолированными друг от друга и неизолированными.

Дивизионизм стал отдельным стилем благодаря сложному, практически математическому подходу к созданию изображения. Особой характеристикой стиля является практически стопроцентный отказ от смешивания красок. В основе дивизионизма лежит разделение сложного цвета или оттенка на ряд «чистых цветов» и нанесение их на холст мазками правильной формы (необязательно точками). Мазки наносятся с точным расчетом на то, что в результате зритель увидит именно тот оттенок, который изначально был разбит на спектр составляющих его цветов.

Последние заданные вопросы в категории Литература

Литература 01.08.2023 22:01 0 Қалдарова Айым.

Повесть „Тарас Бульба” называют героической. Согласны ли вы с этим? Обоснуйте своё мнение. Помоги

Ответов: 2

Литература 01.08.2023 22:01 0 Донской Никита.

Рифма к слову Стелла ,Стеллочка,Стелле и т.д.

Ответов: 3

Литература 01.08.2023 22:02 0 Кесса Таня.

Какой девиз выбрали шестиклассники из повести чучело

Ответов: 2

Литература 01.08.2023 21:01 0 Имангулов Аслан.

Как вы думаете, почему Щедрин использует жанр сказки в подведении итогов своего творчества?помогите

Ответов: 1

Литература 01.08.2023 21:02 0 Тихая Карина.

Какие навыки получил Робинзон Крузо на острове??? Пожалуйста помогите!!!

Ответов: 2

Литература 01.08.2023 21:01 0 Салихьянов Радмир.

Пишите пожалуйста прошууу

Ответов: 1

Литература 01.08.2023 21:01 0 Ким Костян.

Объясните для чего Робинзон Крузо вёл дневник?

Ответов: 1

Литература 01.08.2023 21:07 0 Бледная Яна.

В каких произведениях встречаются герои такого же типа как бабушка из (детство) горького? помогите п

Ответов: 1

Литература 01.08.2023 21:01 0 Радионов Никита.

Хэлп плиз)))))))))пожеее)))))

Ответов: 1

Литература 01.08.2023 21:02 0 Жабрунова Анастасия.

напишите пж краткое содержание герой нашего времене главу княжня мери только кратко пжжжжжжжж заране

Ответов: 1

Слайд 3Игорь Эммануилович Грабарь родился 13 марта 1871 года в Будапеште, в

семье русского общественного деятеля Э. И. Грабаря. Почти вся многочисленная родня Грабаря, прежде всего его дед по матери Адольф Иванович Добрянский, была причастна к европейскому славянофильскому движению. Жизнь семьи была пронизана общественно-политическими интересами. В детстве Игоря были драматические эпизоды, в том числе суд над дедом и матерью, Ольгой Грабарь, которую едва не приговорили к смертной казни за «государственную измену», эмиграция его отца, Эммануила Ивановича Грабаря, юриста, депутата Будапештского парламента. Отец переселился в Россию в 1876 году под конспиративным именем Храбров (эта фамилия надолго, вплоть до окончания университета, оставалась в жизни Игоря Грабаря, и ею он подписывал некоторые свои ранние работы, например, иллюстрации к повестям Гоголя, изданным в 1890-е годы).

Описание картины

Вариант 1

Изображение зимнего пейзажа на картине русского художника Игоря Грабаря передает настроение зимнего леса, уже готовящегося к приходу весны. Последние зимние дни в лесу, февральская лазурь, окутывающая редкие березы.

Картина изображена таким образом, словно художник рисовал её лежа, смотря на образец снизу. И этот прием придает картине удивительный эффект.

Березы, снег, небо, казалось бы, сколько белого цвета нужно использовать, чтобы изобразить эту картину. Но художник не перенасыщает картину светлыми тонами. Не совершенная чистота снега, проблески проталин – все говорит о скором приближении весны.

Весенних же цветов использовано много – целая палитра пастельных и ярких тонов. Немало оттенков голубого цвета, цвета ультрамарина, в который окрашено небо над березовым лесом. Сочетания этих цветов сливаются в невероятную гармонию- музыку весны, и легкую грусть расставания с зимой.

Форма березы, изображенная на картине «февральская лазурь» заслуживает отдельного внимания. На фоне лазурного неба ветки березы имеют удивительный, таинственный и притягательный вид. Эта, картина, безусловно, поднимает настроение тем, кто её рассматривает. Именно такого эффекта добивался художник. Радость прихода весны, улыбка проснувшихся деревьев, ясное голубое небо нежно легли на холст «поэта русской зимы» выдающегося русского художника Игоря Грабаря.

На центральной березе еще виднеется кружевной иней, он сверкает блестками, словно на березу накинуты бусы. Настоящая красавица – русская береза. А позади величественной «солистки» создают ансамбль не менее прекрасные березки, которые также радуются скорому приходу весны и готовы встретить её своей праздничной лесной песней.

Даже название картины «Февральская лазурь» уже дает понять, что эта картина раскроет удивительный поэтический мирок русской поздней зимы, представленный в изображении небольшого кусочка родной земли.

Вариант 2

Зима не сдает свои позиции, она пугает морозами и снежными вьюгами

Но даже в феврале бывает солнечная погода, когда сразу обращаешь внимание на природу, которая всегда удивительно красива. Просто в нашем суетливом мире мы порой не находим времени, чтобы уделить внимание и посмотреть вокруг

Грабарь, как истинный художник, не смог остаться равнодушным к такой красоте и подарил нам этот великолепный пейзаж.

На переднем плане картины изображена березка, покрытая тончайшим слоем кружевного инея, переливающегося и искрящегося даже под неяркими лучами солнца. Чуть подальше видны березы помоложе и совсем еще «подростки» с тоненькими стволами. Кажется, что раскинув ветви, они медленно кружатся в плавном хороводе, словно молодые девушки, празднуя Масленицу и встречая приход весны. Только лес на заднем плане разделяет небо и землю. Если немного постоять у этой картины, вдруг покажется, что вы ясно слышите русскую народную песню о березе. Ведь береза — символ России, ее краса, поэтому народ насочинял о ней много песен и веселых, и грустных.

Белоствольные красавицы изображены на фоне лазурного снежного покрывала и почти такого же цвета зимнего неба. Эти тона, которые так щедро применяет живописец, несут прохладу и чистоту, словно дуновение ветерка и запахи еще только приближающейся неслышной легкой поступью весны.

Белоствольные красавицы изображены на фоне лазурного снежного покрывала и почти такого же цвета зимнего неба. Эти тона, которые так щедро применяет живописец, несут прохладу и чистоту, словно дуновение ветерка и запахи еще только приближающейся неслышной легкой поступью весны.

Такие оттенки лазури, бирюзы, синевы, как подарок нашей русской природы в самый вьюжный на просторах России зимний месяц. Все полотно создает ощущение приближающегося праздника,

Картина Февральская лазурь нравилась и Игорю Эммануиловичу. Он часто говорил о том, как внезапно пришло удивительное вдохновение, для ее создания. Такой пейзаж Грабарь увидел в Подмосковье морозным солнечным утром, выйдя на прогулку. Его поразил цвет лазури, который, кажется, окутывал все вокруг, и только березки вытянувши свои ветви, словно в танце, разбавляли эти невероятные краски жемчуга, коралла, сапфира и бирюзы. Все вместе это было похоже на сказочный островок в сиянии драгоценных камней.

Популярные сочинения

Сочинение-описание по картине Ковер-самолет Васнецова (5, 6 класс) Художника Васнецова вдохновляли русские народные сказки. В них он часто черпал вдохновение. Одной из его работ является полотно под названием «Ковер самолет».
Сочинение Спорт в моей жизни Я занимаюсь спортом с четырех лет

Легкая атлетика всегда была очень важной частью моей жизни, и именно поэтому я так сильно ее люблю. Я играю в футбол, волейбол, баскетбол в своей школе, а также играю в футбол за районную команду.
Характеристика Ионыча Старцева в рассказе Чехова «Необходимо каждый день выдавливать из себя по капле раба»,- считал А.П.Чехов

Т.е. необходимо работать над собой, чтобы развиваться, быть лучше. Если человек перестает над собой работать, он деградирует, теряет себя.

Слайд 9Первым художником, встреченным им в жизни, стал учитель рисования в Егорьевской

гимназии И.М.Шевченко. «Мне до смерти хотелось как-нибудь к нему забраться, чтобы собственными глазами увидать, как пишут картины и что это за масляные краски, о которых я знал только понаслышке». И попав, наконец, к учителю, увидев эти серебряные тюбики, мальчик испытал сильнейшее впечатление: «Я думал, что не выдержу от счастья, наполнявшего грудь, особенно когда почувствовал чудесный запах свежей краски». Однако Егорьевск ничего, кроме рисунков в «Ниве», гравюр в «Живописном обозрении» и «Всемирной иллюстрации», не мог предложить будущему художнику. Но и это было немало — уже в детстве Грабарь по репродукциям познакомился со многими выдающимися картинами русской школы.

Слайд 48«…Высшее искусство есть искусство портрета, …задача пейзажного этюда, как бы она

не была пленительна, — пустячная задача по сравнению со сложным комплексом человеческого облика, с его мыслями, чувствами и переживаниями, отражающимися в глазах, улыбке, наморщенном челе, движении головы, жесте руки. Насколько все это увлекательнее и бесконечно труднее!» — писал Грабарь. Он с интересом вглядывался прежде всего в свое лицо. Через годы протягивается линия его автопортретов и портретов его близких.

В 1930-е годы Грабарь создал ряд портретов советских ученых и деятелей культуры, академиков, в которых его занимала передача внутреннего сосредоточенного состояния. Портрет Корнея Чуковского, читающего вслух свое «Чудо-дерево», Грабарь написал в январе 1935 года, будучи в Ленинграде. Также им был написан портрет молодого Сергея Прокофьева.

Описание картины Игоря Грабаря «Рябины» Картины художников

Полотно «Рябины» Игоря Эммануиловича Грабаря относятся к достаточно позднему периоду творчества художника. Картина датирована 1924 г. Именно в этот период, после почти четырнадцатилетнего перерыва (когда художник занимался научной деятельностью и практически не писал) Грабарь вновь берет в руки кисть.

Построение картины достаточно простое. Несколько рябинок, заполняющих практически все полотно, написаны на фоне неба с элементами деревенского пейзажа. Совсем простой сюжет. Однако, что-то в этой картине настораживает. Чувство, это скорее интуитивное вначале, при внимательном рассмотрении картины порой даже переходит в ощущение легкой тревоги.

Верхняя часть картины выполнена в темных тонах: темно-синее небо, темно-зеленая листва рябин (хотя на картине явно изображена осень!) и ярко-красные, лишь намеченные художником, гроздья ягод… Дальний план, выполнен в более светлых тонах, что только усиливает ощущение беды,

нависшей над тонкими деревцами. И это достаточно необычно, ведь в целом полотно написано в светлых тонах.

Удивляет и то, что свет на картине Грабаря падает на объекты несколько нереально. Освещенная солнцем деревня и стволы рябин, тень, падающая от стволов деревьев – все это говорит о том, что источник тепла и света находится со стороны зрителя. И в тоже время именно оттуда надвигается темнота, которая наблюдается в верхней части картины. Что хотел этим показать художник? Что над страной нависла грозная туча, но она пройдет и снова выглянет солнце? Вряд ли это станет когда-нибудь известно.

Однако, скорее всего, Грабарь, постепенно отходивший в тот момент от манеры письма французских импрессионистов, в очередной раз экспериментировал с прорисовкой света и тени, уходя от четкого разложения цветов и окончательно обретая собственный стиль, обобщающий красоту русской природы.

Прислал: Cr1stal . 2017-10-08 21:45:06

«Сладостный, чудесный запах свежей краски»


Игорь Грабарь. Автопортрет (фрагмент). 1942. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург


Игорь Грабарь. Автопортрет с палитрой (фрагмент). 1934. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Игорь Грабарь. Автопортрет в шляпе (фрагмент). 1921. Частное собрание

Игорь Грабарь родился в 1871 году в Австро-Венгрии (сегодня — Венгрия), в Будапеште. Его отец Эммануил Грабарь был юристом и депутатом венгерского парламента. Из-за своих русофильских взглядов он в 1876 году был вынужден уехать в Россию. В городе Егорьевске Рязанской губернии Эммануил Грабарь поступил учителем в местную гимназию. Позднее к нему перебрались жена и дети.

Игорь Грабарь искусство полюбил еще в детстве: «Не помню себя не рисующим, не представляю себя без карандаша, резинки, без акварельных красок и кистей». Мальчик рисовал по воображению и копировал портреты военных из журналов. В гимназии Егорьевска, где он учился, рисование преподавал местный художник, он и заинтересовал Грабаря живописью.

В 1882 году 11-летний Игорь Грабарь отправился на учебу в Московский Императорский лицей в память цесаревича Николая. Жизнь в лицее оказалась непростой. Он был там «живущим стипендиатом», а окружали его мальчики из состоятельных семей, которые не упускали возможности подшутить над бедностью Грабаря. Он ушел с головой в живопись и рисование: «У меня было четыре возможности работать с натуры в стенах лицея: писать из окон, писать портреты окружающих, ставить себе натюрморты и сочинять сцены из жизни и быта лицея, списывая детали с натуры». Он рисовал педагогов и работников лицея, знакомых и одноклассников. Выходные дни он проводил в Третьяковской галерее и на московских выставках.

Грабарь закончил учебу в лицее с отличием, из Москвы он отправился в столицу. В 1889 году поступил сразу на два факультета Петербургского университета — юридический и историко-филологический. Он успевал писать биографии художников и юмористические рассказы для популярного журнала «Нива», рисовать иллюстрации и выступать как художественный критик с обзорами выставок.


Игорь Грабарь. В саду. Грядка дельфиниумов (фрагмент). 1947. Курская государственная картинная галерея имени А.А. Дейнеки, Курск


Игорь Грабарь. Абрамцево. Плетень (фрагмент). 1944. Самарский областной художественный музей, Самара


Игорь Грабарь. Весенний пейзаж. Апрель (фрагмент). 1939. Частное собрание

Тяга к искусству привела Грабаря в мастерскую знаменитого педагога, профессора Павла Чистякова, у которого в разные годы занимались Василий Поленов и Валентин Серов. Грабарь писал о занятиях в студии: «Придя в мастерскую, новенький в восторженном настроении садился перед моделью и начинал ее рисовать, а иногда и прямо писать. Являлся Чистяков, и, когда очередь доходила до него, учитель принимался разбирать каждый миллиметр начатого этюда, причем свою уничтожающую критику сопровождал такими прибаутками, словечками, усмешками и гримасами, что бедняка бросало в холодный пот и он готов был провалиться от стыда и конфуза в преисподнюю. В заключение Чистяков рекомендовал бросить пока и думать о живописи и ограничиться одним рисованием…»

И все-таки Игорь Грабарь выбрал карьеру художника: после окончания университета он в 1894 году поступил в Академию художеств, где занимался в студии у Ильи Репина. Через год Грабарь отправился в свое первое путешествие по Европе, которое затянулось на несколько лет. Он побывал в Париже и Италии, учился в популярной у европейских мастеров студии художника-педагога Антона Ашбе в Мюнхене. Вскоре он уже и сам там преподавал, возглавив одно из отделений школы, и продолжал изучать живопись, скульптуру и архитектуру.

Весной 1900 года Игорь Грабарь побывал на Всемирной выставке в Париже. Он вспоминал: «Незабываемы впечатления, вынесенные мною от ретроспективного отдела выставки, в котором впервые столь полно были представлены такие гиганты французского искусства, как Милле, Курбе, Мане. Но эта выставка мне подсказала мысль, не дававшую мне с тех пор покоя, — мысль, что художнику надо сидеть у себя дома и изображать свою, ему близкую и родную жизнь. Милле, Курбе и Мане писали то, что видели вокруг себя, потому что понимали это свое лучше, чем чужое, и потому что любили его больше чужого». В 1901 года Грабарь вернулся на родину.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: