Сумеречное картина стиль

Казимир Малевич

Продолжительность жизни: 11 февраля 1879, Киев — 15 мая 1935, Ленинград

Национальность: русский

Казимир Малевич

Казимир Малевич был основателем художественного движения, известного как супрематизм, который сосредоточился на основных геометрических формах, таких как круги, квадраты, линии и прямоугольники, а также на использовании ограниченного диапазона цветов. Таким образом, он является пионером геометрического абстрактного искусства. Черный квадрат называют «нулевой точкой живописи», ссылаясь на историческое значение картины. Работа «монументальна не тем, что Малевич поместил в живописное пространство, а тем, что он извлек: телесный опыт, фундаментальная тема западного искусства со времен Ренессанса». Черный квадрат считается знаковым произведением абстрактного искусства, и это одна из самых известных картин двадцатого века.

Шедевр: Черный квадрат

Год: 1915

Жанр: Геометрическая абстракция

Черный квадрат (1915) — Казимир Малевич

Влияние на искусство послевоенного времени

Воздействие Кандинского на художественную культуру второй половины 20 в. наиболее явно воплотилось в идеях абстрактного экспрессионизма (сам термин «абстрактный экспрессионизм» Василий Кандинский. Небесно-голубое. 1940.
Центр Помпиду, Париж.
Centre Pompidou.был впервые использован в 1929 А. Х. Барром применительно к ранним абстрактным работам мастера). Творчество художника также оказало влияние на формирование феномена неоэкспрессионизма 1970–1980-х гг. и проявилось в произведениях некоторых его представителей, в частности Г. Базелица. Вместе с тем в послевоенной культуре личность, творчество и идеи Кандинского воспринимались в большей степени как важная часть наследия классического модернизма (что подтверждается, например, выступлением В. де Кунинга на симпозиуме «Что для меня значит абстрактное искусство» в Музее современного искусства в Нью-Йорке в 1951).

По инициативе его жены Н. Н. Кандинской при Центре Помпиду было создано Общество Кандинского с целью сохранения и изучения его художественного наследия (1979). Именем Кандинского названы: премия для художников (преимущественно молодых) в области абстрактного искусства во Франции (учреждена Н. Н. Кандинской в 1946, вручалась до 1961), премия в области современного искусства в России (учреждена в 2007), библиотека и архив Центра Помпиду.

Сочинения

  • В. В. Кандинский (текст художника). — М., 1918.
  • Über das Geistige in der Kunst. — Münch., 1912 (на рус. яз. частично, в кн.: Труды Всероссийского съезда художников в Петрограде. Декабрь 1911 — январь 1912. — Т. 1. — . — С. 47—76).
  • Кандинский В. В. К реформе художественной школы / Рос. Акад. худож. наук. — Москва: , 1923. — с.
  • Klange: Digte 1912 / Wassily Kandinsky; Pa dansk ved Asger Schnack. — København: Brøndum, Cop. 1989. — 88 с. : ил.— ISBN 87-7385-117-5.
  • Du spirituel dans l’art et dans la peinture en particulier / Kandinsky; Éd. établie et pres. par Philippe Sers; Trad. de l’allemand par Nicole Debrand; Trad. du russe par Bernadette du Crest. — : Denoël, Cop. 1989. — 214 с. : ил.
  • Василий Кандинский / . — М.: МАГМА ; London: Sirrocco, 2005. — 80 с.: цв. ил. — ISBN 5-93428-020-1
  • Кандинский В. Избранные труды по теории искусства в 2 томах / Ред. коллегия и сост. Б. Автономова, Д. В. Сарабьянов, В. С. Турчин. М.: Гилея, 2001. — Тир. 1300 экз., доп. тираж 1000 экз.
  • Кандинский В. В. О духовном в искусстве (Живопись) / Доклад на Всероссийском съезде художников в 1911 году (за отсутствием автора доклад прочитан Н. И. Кульбиным).
  • Кандинский В. Избранные труды по теории искусства: В 2 т. / Ред. коллегия и сост. Б. Автономова, Д. В. Сарабьянов, В. С. Турчин. Изд. 2-е, испр. и доп. М.: Гилея, 2008
  • Кандинский В. В. Звуки:  — Москва: Кучково поле, 2016. — 144 c.

Примечания

. Umansky К. Kandinskijs Rolle im russischen Kunstleben // Ararat, 2. Sonderheft. Mai-Juni 1920. Golzverlag München, S. 28—29.

. Степанова В. Человек не может жить без чуда: Письма. Поэтические опыты. Записки художницы. М., 1994. С. 92.

. Домашнее имя А.М. Родченко.

. Степанова В. Человек не может жить без чуда. С. 103.

. Там же. С. 112.

. Там же. С. 93.

. Там же. С. 95—96.

. Там же. С. 91, 135.

. Там же. С. 119—120.

. Там же. С. 107—108.

. Там же. С. 104.

. Там же. С. 128.

. Там же. С. 112.

. Там же. С. 117.

. Речь идет о картинах 1917 года «Синий гребень» и «Сумеречное» из собрания ГТГ; первая в начале 1920-х годов находилась в Музейном бюро ИЗО Наркомпроса, вторая в Музее живописной культуры (В.В. Кандинский. Живопись. Графика. Прикладное искусство. Каталог выставки. Л., 1989. Кат. № 49 и 51).

. «Как-то мне довелось услышать, что один известный художник (не помню, кто именно) выразился так: «когда пишешь, то на один взгляд на холст должно приходиться полвзгляда на палитру и десять взглядов на натуру». Это было красиво сказано, но мне скоро стало ясно, что для меня эта пропорция должна быть другой: десять взглядов на холст, один на палитру, полвзгляда на натуру» (Избранные труды. Т. 1. С. 284—285).

. Степанова В. Человек не может жить без чуда. С. 115.

. Там же. С. 125—126.

. Там же. С. 127.

. Там же. С. 113.

. Там же. С. 92.

. Там же. С. 124.

. Там же. С. 134.

. Там же. С. 126—127.

. Там же. С. 129.

. Там же. С. 137.

. Там же. С. 140.

. Там же. С. 143.

. Там же. С. 148. Кандинский, Шеншин, Павлов и Синезубов были исключены из состава Инхук 4 февраля 1921 года. О событиях, связанных с созданием и реорганизацией Инхука, см.: Bowlt J.E., Misler N. Uncharted Terrotiry: Vasilii Kandinsky and the Soviet Union // Experiment/Эксперимент: A Journal of Russian Culture (Лос-Анджелес), № 8, 2002. P. 17—21.

. Там же. С. 150—151.

. Грабарь И.Э. Письма. 1891—1917. М., 1974. С. 87—88.

. Могилевский А.П. В. Кандинский и абстрактное искусство (рукопись) // РГАЛИ. Ф. 30 56, оп. 1, ед. хр. 30. С. 3, 38—46.

. Биографические сведения об ученом собраны в книге: Александр Георгиевич Габричевский. Сборник материалов. М., 1992. В относящемся к 1922—1923 гг. «Curriculum vitae» он писал: « принимал участие в работе И.Н.Х.У.К’а во время участия в нем В.В. Кандинского. В качестве непосредственного единомышленника которого, принимал, ближайшее участие в организации Физ-Псих отделения» (РГАЛИ, ф. 941, оп. 10, ед. хр. 32. Л. 1).

. Экземпляр № 38 альбома «Klänge», хранящийся в семье Северцевых. Этот подарок (нумерованные экземпляры предназначались Пипером для продажи не входили в число авторских) говорит об очень большом расположении художника к А.Г. Габричевскому. Ср. приведенный выше фрагмент из анкеты ученого, в которой он особо подчеркивает, что был «непосредственным единомышленником» уже уехавшего за границу Кандинского.

. Воспоминания Н.А. Северцевой-Габричевской (1969—1970), архив семьи Северцевых.

. РГАЛИ, Ф. 1633, оп. 4, ед. хр. 18. Л. 17.

. Шемшурин А.А. Биографические заметки о своих корреспондентах // Неизвестный русский авангард / Авт.-сост. А.Д. Сарабьянов. Вст. ст., биографии художников и каталог — А.Д. Сарабьянов. Хронология, публ. текстов и комм. — Н.А. Гурьянова. М., 1992. С. 97. Последние две фразы в публикации опущены и восполнены здесь по источнику (ОР РГБ, ф. 339, кар. 6, ед. хр. 11. Л. 7).

. indsay—Vergo. P. 476—477.

. Избранные труды. Т. 1. С. 237.

. Письмо В.В. Кандинского А.А. Шеншину от 1 марта 1922 года: РГАЛИ, Ф. 1964, оп. 1, ед. хр. 169. Л. 1—2.

. Письмо В.В. Кандинского П.С. Когану от 19 октября 1922 года: РГАЛИ, Ф. 237, оп. 1, ед. хр. 56. Л. 3. «Моя монография» — цитируемая ниже книга Хуго Цедера «Кандинский» (Дрезден, 1920).

. Behr S. Wassily Kandinsky and Dimitrije Mitrinovic: Pan-Christian Universalism and the Yearbook «Towards the Mankind of the Future through Aryan Europe» // The Oxford Art Journal, 15, 1992, № 1. S. 82—83.

. Интерес к Соловьеву Митриновича, «арианская» теория которого была связана с концепцией Богочеловечества (Behr S. Wassily Kandinsky and Dimitrije Mitrinovic; PanChristian Universalism and the Yearbook «Towards the Mankind of the Future through Aryan Europe» // The Oxford Art Journal, 15, 1992, № 1. S. 83—84) и, несомненно, отражает влияние Кандинского, еще раз напоминает о связях художника с традицией московской религиозной философии рубежа веков.

. Umansky К. Kandinskijs Rolle im russischen Kunstleben. S. 29.

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница

Парижский период (1934–1944)

В конце декабря 1933 г., после закрытия Баухауса, переехал во Францию и поселился в Нёйи-сюр-Сен близ Парижа. Участвовал в выставках «Абстрактное и конкретное» в Лондоне, «Кубизм и абстрактное искусство» в Нью-Йорке (обе – 1936), «Абстрактное искусство» в Амстердаме (1938). Теоретические работы Кандинского этого времени носили большей частью полемический или автобиографический характер. В статье «Размышления об абстрактном искусстве» (Réflexions sur l’art abstrait // Cahiers d’art. 1931. № 7–8) он выступил с критикой конструктивизма как излишне рационального и лишённого духовной основы искусства. В статье «Пустой холст и так далее» (Toile vide, etc. // Cahiers d’Art. 1935. № 3) объяснял свой «холодный период» 1920-х гг.

Французский период характеризуется появлением биоморфных форм и изменением палитры: на смену основным цветам, используемым в 1920-х гг., пришли пастельные тона, более светлые, тонкие и нюансированные гармонии («Доминирующая кривая», 1936). Василий Кандинский. Движение. 1935.
Государственная Третьяковская галерея.В середине 1930-х гг. Кандинский экспериментировал с техникой, подмешивая песок в краску для создания текстурированной поверхности («Сопровождающий контраст», 1935, обе – Музей С. Гуггенхайма). Переход к биоморфной абстракции был обусловлен увлечением естественными науками: эмбриологией, зоологией, ботаникой, а также, вероятно, влиянием мастеров сюрреализма – Арпа и Х. Миро.

В 1937–1941 гг. работы Кандинского были показаны на передвижной выставке «Дегенеративное искусство» в Мюнхене и других городах Германии и изъяты из немецких музеев. Летом 1939 г. художнику было отказано в продлении германского паспорта, но он смог получить французское гражданство незадолго до начала Второй мировой войны. Продолжая работать в годы войны, создал последнюю из своих «композиций» – полотно «Композиция X» (1939, Художественное собрание земли Северный Рейн – Вестфалия, Дюссельдорф). В том же году правительство Франции приобрело «Композицию IX» (1936, Центр Помпиду). В конце 1944 г. в галерее «L’Esquisse» в Париже прошла последняя прижизненная выставка художника.

Самые дорогие картины Кандинского

Василий Кандинский входит в топ-3 самых дорогих русских художников за последние 20 лет. Суммарный оборот продаж его картин с крупных аукционов за этот период составляет 644 млн долларов, а число проданных картин — 744. По обороту его опережают только Марк Ротко (оборот 1,45 млрд долларов) и Марк Шагал (оборот 1,2 млрд долларов). Подробнее о его рекордах в сравнении с другими художниками русской живописи можно почитать в статье «Топ-10 самых дорогих русских художников». А здесь мы рассмотрим несколько примеров наиболее дорогих продаж его картин.

Самой дорогой картиной Василия Кандинского, уходившей с аукционов за последние два десятка лет, является работа «Картина с белыми линиями». Она относится к тому плодотворному 1913 году, когда художник создал знаменитые композиции VI, VII и другие известные работы. Как раз в этом году представители нового искусства организовали в Нью-Йорке выставку, призванную продемонстрировать закостенелость академической школы и познакомить зрителя с новыми живописными идеями.

Упомянутая работа Кандинского вошла в число таких неформатных работ, была широко обсуждаема общественностью и в конечном итоге признана одной из самых значительных в живописи двадцатого века. В 2017 году этот шедевр попал на торги аукционного дома Sotheby’s и был продан за 41,8 млн долларов. Эта продажа сразу подняла мастера на третью строчку самых дорогих уходов картин русских художников.

В.В. Кандинский. «Картина с белыми линиями». 1913 г.

Следующий рекорд установила картина «Мурнау. Пейзаж с зелёным домом». Эта работа принадлежит циклу картин, повествующих об окрестностях городка Мурнау Германии, где художник плодотворно трудился в течение нескольких лет (см. раздел о картине «Осень в Мурнау»). Эта значительная работа выполнена в 1908 году и уже содержит в себе все признаки перехода от предметной детальной живописи к абстрактному искусству художника. Это проявляется через условность контуров, широкие мазки, высокую контрастность и яркость красок. Картину по достоинству оценили на торгах, после которых она перешла в частную коллекцию за 26,4 млн долларов. Продажа состоялась на Sotheby`s в 2017 году.

В. Кандинский. «Мурнау. Пейзаж с зелёным домом». 1909 г.

Еще одна интересная работа называется «Негнущееся и согнутое» или «Прямые и кривые». Эта работа считается одной из самых значительных из серии картин парижского периода, которые когда-либо появлялись на аукционах. Написана она была в 1935 году, а в последующие десятилетия неоднократно представлялась на выставках и печаталась в изданиях, посвященных деятельности Кандинского. По словам самого художника, на создание такого сюжета его вдохновил Париж, который напомнил ему дождливые дни на родине. Особенностью этой работы является использование более светлой палитры и техники масла с добавлением песка. Все это было характерно для его парижского периода творчества. Картину продали в 2016 году на торгах Christie’s за 23,3 млн долларов.

В. Кандинский. «Негнущееся и согнутое». 1935 г.

В диапазоне около двадцати миллионов долларов уходили и другие работы художника. Например, это «Белый звук» (23 млн долларов), «Импровизация 8. Этюд» (23 млн долларов), «Этюд к импровизации 3» (21 млн долларов), «Фуга» (20,9 млн долларов). Такая высокая стоимость говорит о большой востребованности работ художника на рынке живописи. За последний год с января 2020 по январь 2021 года оборот продаж Кандинского составил 10,7 млн долларов за 28 работ. Самой дорогой картиной за последний год стала Einige Spitzen, ушедшая с молотка аукциона Bonhams в 2020 году за 3,2 млн долларов.

В. Кандинский. Einige Spitzen. 1925 г.

Помимо перечисленных картин у Василия Кандинского есть много других замечательных работ. В свое время они произвели огромное впечатление на многих людей, породив целую плеяду русских художников-абстракционистов и зарубежных коллег. Так как его раннее творчество и абстракции по-разному воздействуют на зрителей, то каждый находит в его живописи свои любимые произведения. Оценить всю силу его холстов поможет знакомство с оригиналами, так как многометровые текстурные холсты, безусловно, создают куда более мощное впечатление, чем маленькие электронные копии.

Герхард Рихтер

Дата рождения: 9 февраля, 1932, Дрезден

Национальность: немец

Герхард Рихтер

Герхард Рихтер — немецкий художник, которого некоторые считают величайшим художником современности. Он создал широкий спектр работ, и его искусство не может быть отнесено к одному конкретному жанру. Среди самых известных работ Рихтера — его серия Абстрактных изображений. Он написал первую работу под названием Абстрактное изображение в 1976 году и продолжал делать много таких работ в течение следующих двух десятилетий. В своих абстрактных картинах Рихтер создает накопительные слои нерепрезентативной живописи. Он начинает с нанесения больших полос основного цвета на холст. Картины развиваются поэтапно, основываясь на его реакции на прогресс картины: случайные детали и возникающие модели. В феврале 2015 года одна из картин серии, Абстрактные Изображения  была продана за 44,52 миллиона долларов, самая высокая цена за картину любого ныне живущего европейского художника.

Шедевр: Серия абстрактных изображений

Год: 1986

Абстрактное изображение (1986) — Герхард Рихтер

Картина «Импровизация 20»

Картина «Импровизация 20». Фото: репродукция Год: 1911

Выставлена в музее: Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва

В своих работах серии «Импровизация» Кандинский стремился показать бессознательные процессы внутреннего характера, возникающее внезапно. А двадцатой работе этой категории художник изобразил впечатление своей «внутренней природы» от бега двух лошадей под полуденным солнцем.

Заклинатель будущего. 13 картин Василия Кандинского

Кандинский происходил из семьи нерчинских купцов, в связи с чем в детстве часто переезжал, но в 1871 году семья осела в Одессе. Здесь он окончил гимназию, получив в том числе художественное и музыкальное образование. «Лодки Рапалло», Василий Кандинский, год неизвестен.

Затем он вернулся в Москву, где с отличием окончил юридический факультет МГУ, а также углублённо изучал экономику. «Москва, Зубовская площадь. Этюд», Василий Кандинский, 1916 год.

В 29 лет Кандинский оказался на выставке импрессионистов в Москве и под впечатлением от «Стога сена» Моне решил стать художником. Параллельно с этим он устроился на работу художественным директором типографии «Товарищества И. Н. Кушнерёва и К°» в Москве. «Урок с каналом», Василий Кандинский, 1901 год.

Годом позже он уезжает в Мюнхен, где поступает в местную академию художеств, чтобы обучаться у немецкого живописца и скульптора Франца фон Штука. «Старый город II», Василий Кандинский, 1902 год.

Вскоре Кандинский сам начинает преподавать в летней школе, а также создаёт творческое объединение художников «Фаланга». Он также знакомится с 25-летней Габриэль Мюнтер, которая позже под его влиянием станет яркой представительницей экспрессионизма. «Габриэль Мюнтер», Василий Кандинский, 1905 год.

Вторая половина 10-х годов XX века, проведённая в Германии, считается расцветом почерка художника. Именно в этот период своего творчества Кандинский нашёл собственный стиль, используя приёмы нефигуративного искусства. «Осень в Баварии», Василий Кандинский, 1908 год.

К 1909 году манера работ Василия Кандинского выходит за пределы экспрессионизма, и в 1910 году художник пишет «Первую абстрактную акварель», которая фактически становится отправным пунктом направления абстракционизм. «Первая абстрактная акварель», Василий Кандинский, 1910 год.

Основной идеей абстракционизма был отказ от приближённого к действительности изображения форм в живописи и скульптуре, вместо этого целью работ было достижение гармонии цветовыми сочетаниями и геометрическими формами. «Композиция IV», Василий Кандинский, 1911 год.

По окончании Первой мировой войны Василий Кандинский вернулся в Москву. Здесь он вплотную подошёл к общественной работе, был инициатором создания Музея живописной культуры и Российской академии художественных наук. «Москва I», Василий Кандинский, 1916 год

Впрочем, активность художника не находит понимания у советских властей, в связи с чем в 1921 году он возвращается в Мюнхен. В этот период он также создаёт ряд значительных работ, позже ставших «визитной карточкой» абстракционизма. «Композиция VIII», Василий Кандинский, 1923 год.

С приходом к власти фашистов работы Кандинского были отнесены к «дегенеративному искусству», в связи с чем его картины перестают выставляться. Художник переезжает во Францию, где включается в местные художественные течения. «Мрачное Положение», Василий Кандинский, 1933 год.

В 1933 году Василий Кандинский принял французское гражданство. Пятью годами позже художник скончался, не дожив трёх дней до своего 78-летия. «Интимное сообщение», Василий Кандинский, 1942 год.

Сейчас Василий Кандинский считается одним из самых влиятельных художников XX века, его считают основоположником абстракционизма. Кандинский также остаётся одним из самых известных русских художников в современном искусстве. «Умеренный Элан», Василий Кандинский, 1944 год.

Хуан Миро

Продолжительность жизни: 20 апреля 1893, Барселона — 25 декабря 1983, Пальма-де-Мальорка

Национальность: каталонец

Хуан Миро

Хуан Миро был влиятельным испанским художником, наиболее тесно связанным с сюрреализмом. Однако, он также написал несколько абстрактных шедевров, которые считаются предшественниками абстрактного экспрессионизма. Его самая известная абстрактная работа — Триптих Голубой I, II, III, состоящий из трех огромных картин размером 355 х 270 см. Все три картины состоят из простых линий и фигур на мечтательном синем фоне. В Голубой II, Миро включает динамическую красную линию на левой стороне картины на спокойном синем фоне. Голубой Триптих считается виртуозным достижением в абстрактном искусстве, а Голубой II — самая известная из трех картин.

Шедевр: Голубой II

Год: 1961

Голубой II (1961) — Хуан Миро

Работа в Буахаусе (1922–1933)

Своё наивысшее воплощение новые принципы построения композиции получили в период Баухауса (1921–1933). В декабре 1921 г. Кандинский был направлен в полугодовую командировку в Берлин для организации Международного отдела РАХН. Василий Кандинский. В чёрном квадрате. 1923. Музей Соломона Гуггенхайма, Нью-Йорк. Solomon R. Guggenheim Museum, New York, Solomon R. Guggenheim Founding Collection.В марте 1922 г. принял предложение В. Гропиуса работать в Баухаусе, где преподавал до закрытия школы в 1933 г.: вёл класс аналитического рисунка и мастерскую настенной живописи. Продолжал заниматься проблемами цвета и формы; автор статей: «Основные элементы формы», «Курс и семинар по цветоведению», «Об абстрактном сценическом синтезе» (Die Grundelemente der Form. Farbkurs und Seminar. Über die abstrakte Bühnensynthese // Staatliches Bauhaus Weimar, 1919-1923. Zürich, 1923.), «Абстрактное искусство» (Abstrakte Kunst // Der Cicerone. 1925. № 17). Совместно с Явленским, Клее, Л. Фейнингером создал группу «Синяя четвёрка» (1924).

Визионерство, повышенная эмоциональность, драматизм, характерные для Кандинского мюнхенских лет, в период Баухауса уступили место аналитическому подходу. Одна из наиболее значимых работ этого времени – «Композиция VIII» (1923, Музей Соломона Гуггенхайма) с её геометрическим линейным ритмом – отразила метаморфозы в творчестве художника. Палитра Кандинского в середине 1920-х гг. часто строилась на сочетании холодных визуально диссонирующих тонов («Безмолвное», 1924, Музей Бойманса – ван Бёнингена, Роттердам; «Центр», 1924, Музей С. Гуггенхайма; «Жёлтое – красное – синее», 1925, Центр Помпиду). Принципы композиционВасилий Кандинский. Жёлтое – Красное – Синее. 1925. Центр Помпиду, Париж. Centre Pompidou.ного построения, характерные для периода Баухауса, нашли теоретическое обоснование в книге «Точка и линия на плоскости» (1926). В ней Кандинский проанализировал отдельные элементы картины: значение цветов, способы линейного построения композиции, особенности расположения геометрических элементов. Интуитивный акт творения заменялся последовательным процессом формирования отдельных художественных элементов, в основе которого – принцип геометрической и пространственной эволюции.

Идея синтеза также претерпела изменения. Кандинский более не рассматривал живопись как почву для синтеза искусств, отдавая эту роль театру и архитектуре. 4 апреля 1928 г. выступил режиссёром и сценографом постановки на основе фортепианного цикла «Картинки с выставки» М. П. Мусоргского во «Фридрих-театре» (Дессау), Василий Кандинский. Несколько кругов. 1926. Музей Соломона Гуггенхайма, Нью-Йорк. Solomon R. Guggenheim Museum, New York, Solomon R. Guggenheim Founding Collection.где соединил музыку, абстрактное искусство, хореографию, элементы светомузыки.

В 1928 г. принял гражданство Германии. Познакомился с С. Гуггенхаймом, посетившим мастерскую художника в Дессаув 1930 г. и ставшим крупнейшим коллекционером произведений Кандинского; в разные годы (первое произведение «Композиция VIII» куплено в 1929) им было приобретено более 150 работ .

В 1931 г. Кандинский выполнил эскизы керамического декора для Музыкального зала Л. Мис ван дер Роэ на Немецкой строительной выставке в Берлине (не сохранился).

В начале 1930-х гг. стилистика работ Кандинского вновь претерпела изменения, что связано с влиянием П. Клее, а также сближением с французской художественной средой: парижскими объединениями «Круг и Квадрат», «Абстракция-Творчество», группой сюрреалистов.

Описание картины Василия Кандинского «Несколько кругов»

Картина «Несколько кругов» написана в 1926 году. Материалами для написания произведения послужили масло и холст. Размеры полотна составляют 140х140 см. В настоящее время картина находится в Нью-Йорке, в Музее Гуггенхейма.

Безусловно, данное произведение относится к жанру абстракционизма, ярчайшим представителем которого был Василий Кандинский. Для художника круг – это не только и не столько геометрическая фигура, сколько некий универсальный проводник в другой мир.

Эта замкнутая фигура при одном взгляде на нее связывает нас с этим миром, ее форма не имеет начала, точно так же, как и конца. Таким образом, Кандинский преподносит сочетание кругов разных размеров и цветов как сочетание бесконечностей, чего-то космического и абсолютного.

С первого взгляда композиция кажется беспорядочным нагромождением фигур, но, чем дольше всматриваешься в эти круги, тем яснее становится, что каждый из них находится на своем месте. На темном фоне то тут, то там всплывают эффектные, ярко-желтые, ярко-синие круги, поверх ярких накладываются черные, и так слой за слоем. В чем-то эти фигуры напоминают планеты и светила, движущиеся в космосе.

Вокруг одной из фигур виднеется свечение, что дополнительно усиливает сходство кругов с космическими объектами. Яркие цвета, столь любимые художником, заставляют проснуться воображение. Пересекаясь, круги получают новые оттенки и грани цвета, взгляду хочется следить за их причудливыми линиями и наложениями друг на друга.

Любовь к кругу проходит через все творчество Кандинского с 1920 по 1930 годы. Художник видел в круге все, что хотел и искал: космос, напряжение, силу. Круг на его полотнах – даже не круг, а существо, наделенное внутренним голосом и характером. Простая геометрия, благодаря Кандинскому, обретает душу.

Как блестящий юрист стал неумелым художником

Ещё будучи студентом, он отправился в Вологодскую область познакомиться с необычными коми. Их ещё называли зырянами. Это было этнографическое исследование. Когда Кандинский прибыл в зырянскую деревню, одна семья пригласила его в свою избу. Он вошёл и поразился: вся мебель и утварь была покрыта причудливыми росписями.

Разноцветные круги, орнаменты, фигурки животных и людей. Хозяин дома пояснил, что это нарисованы… песни. И что они помогают в хозяйстве.

Предметы быта зырян. Музей Коми.

А потом научил его петь, стоя прямо перед расписной печью и… «входить» в картины. У будущего художника были странные галлюцинации, как будто он и вправду стоит внутри рисунка: вот впереди дикий зверь, а позади – дерево.

Это было что-то вроде самогипноза, искажающего восприятие действительности. Песня, мелодия соединились с изображениями.А через несколько лет Василий Кандинский попал на выставку Клода Моне в Москве (1895 г.)

Он подошёл к одной из картин и не мог понять, что на ней изображено. Ему стало не по себе: зачем художник так искажает форму! Зачем от заставляет зрителя напрягаться, дабы понять, что это.

Василий Васильевич посмотрел в каталог: это был «Стог сена».

Клод Моне. Стог сена на закате возле Живерни. 1891 г. Музей изящных искусств, Бостон, США. wikiart.org

Значит, вот это нечто красно-сиренево-охристого цвета – стог сена? Его мозг отказывался эту «ерунду» воспринимать всерьёз. Но ощущения были невероятно интересными.

Ещё несколько дней после выставки он только и видел перед собой эту картину. Это было похоже на… влюбленность… в сочетание цветов.

Какая к черту юриспруденция! Он хочет быть художником. 2 года он проучился в частной студии. Прямо ему не говорили, что у него нет способностей: все-таки он платил деньги за учебу. Но тихо посмеивались: рисунок его был плох, фигуры людей никак не получались.

Так что постепенно он перешёл на одни пейзажи. Но и тут у более талантливых художников нашёлся повод посмеяться. Над его аляпистыми пятнами, из которых получался пейзаж.

Василий Кандинский. Зимний пейзаж. 1909 г. Эрмитаж.

Кандинскому все это было неприятно. Но не бросать же живопись из-за этого! Он решил поехать учиться в Мюнхен. В надежде, что там к его пейзажам отнесутся лучше.

Что такое абстрактность и при чем тут природа?

Когда мы говорим о Кандинском, необходимо понимать, что такое абстрактность. Абстрактность — это непохожесть изображаемых вещей на то, что мы видим в действительности, то есть непредметность. На определенном этапе работы абстрактного метода условность вытесняет фигуративность, а вместе с ней и сюжет картины. Абстрактность противоположна детальной, фотографической точности.

Абстрактные изображения присутствуют в истории искусств с первых его шагов. Кандинский же объяснил, почему абстрактное продолжает быть искусством. Логика рассуждений об абстрактном искусстве и его жизненности у художника была простая.

Кандинский сравнивал искусство и природу. Цели и того, и другого различны, но одинаково велики. Стало быть, и одинаково мощны. Поэтому для Кандинского любая точка и любая линия наполнялись силой. Это значит, что изображения точки, линии и цвета в их разнообразии уже достаточно, чтобы картина состоялась, они живы и имеют душу.

Василий Кандинский

Продолжительность жизни: 4 (16) декабря 1866, Москва — 13 декабря 1944, Нёйи-сюр-Сен, Франция

Национальность: русский

Василий Кандинский

Василий Кандинский считается многими «Отцом абстрактного искусства». Он написал некоторые из самых ранних работ в жанре, в том числе известным как «Первая абстрактная акварель». 1910-1914 годы считаются пиком карьеры Кандинского, а эта картина — вершиной его художественных достижений в этот период. Он сделал больше исследований для этой композиции, чем для любой другой, хотя нарисовал окончательный вариант всего за три дня. Считается, что в композиции VII упоминаются апокалиптические темы «Потоп», «Страшный суд», «Воскресение» и «Рай». Вихревой ураган цветов и форм считался Кандинским самым сложным произведением, которое он когда-либо писал, и это одно из самых известных произведений абстрактного искусства, когда-либо созданных.

Год: 1913

Шедевр: Композиция VII

Композиция VII (1913) — Василий Кандинский

Библиография

Литература

  • Автономова Н. Б. Кандинский и художественная жизнь России начала 1910-х годов // Поэзия и живопись: Сборник трудов памяти Н. И. Харджиева / Составление и общая редакция М. Б. Мейлаха и Д. В. Сарабьянова. — М.: Языки русской культуры, 2000. — С. 120—128. — ISBN 5-7859-0074-2.
  • Азизян И. А. Москва В. В. Кандинского // Архитектура в истории русской культуры. — Вып. 2: Столичный город. — М.: УРСС, 1998. — ISBN 5-88417-145-9 С. 66—71.
  • Азизян И. А. Концепция взаимодействия искусств и генезис диалогизма XX века (Вячеслав Иванов и Василий Кандинский) // Авангард 1910-х — 1920-х годов. Взаимодействие искусств. — М., 1998.
  • Азизян И. А. Теоретическое наследие В. В. Кандинского в художественном сознании XX века // Вопросы теории архитектуры: Архитектурно-теоретическая мысль Нового и Новейшего времени / Сборник научных трудов под ред. И. А. Азизян. — М.: КомКнига, 2006. — С. 189—249.
  • Кожев А. Конкретная (объективная) живопись Кандинского (1936) // «Атеизм» и другие работы. — М.: Праксис, 2007. — С. 258—294.
  • Крусанов А. В. Русский авангард: 1907—1932 (Исторический обзор): В 3 т.. — М.: Новое литературное обозрение, 2010. — Т. 1. Боевое десятилетие. Кн. 1. — 784 с. — ISBN 978-5-86793-769-0.
  • Рейнгардт Л. Абстракционизм. // Модернизм. Анализ и критика основных направлений. — М., 1969. — С. 101—111.
  • Соколов Б. М. Теория беспредметного искусства у В. В. Кандинского в 1920—30-х годах. От социального пророчества к художественному мессианизму // Искусствознание. — 2012. — № 3—4. — С. 171—191.
  • Турчин В. С. В. В. Кандинский в Московском университете // Вопросы искусствознания. Вып. 2—3/1993. — М.: Галарт, 1993. — С. 194—212.
  • Русина О. И. КАНДИНСКИЙ Василий Васильевич // Императорский Московский университет: 1755—1917: энциклопедический словарь / составители А. Ю. Андреев, Д. А. Цыганков. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. — С. 295—296. — 894 с. — 2000 экз. — ISBN 978-5-8243-1429-8.
  • Baedecker. Deutschland. Verlag Karl Baedeker, 2002. — ISBN 3-8297-1004-6.
  • Grohmann W. Wassily Kandinsky. Life and work. — N. Y., 1958.
  • Schulz,Paul Otto. Ostbauern. Köln: DuMont, 1998. — ISBN 3-7701-4159-8.

Джексон Поллок

Продолжительность жизни: 28 января 1912 — 11 августа 1956

Национальность: американец

Джексон Поллак

Капельная роспись — это форма абстрактного искусства, в которой краска капает или выливается на холст, а не наносится аккуратно. Джексон Поллок — самый известный практик капельной живописи, поскольку он был назван журналом TIME «Джек-капельница». Его самая знаменитая работа — картина «Синие столбы» была приобретена Национальной галереей Австралии в 1973 году за 1,3 миллиона долларов, тогдашний мировой рекорд для современной американской живописи. Газеты в Австралии подвергли критике покупку с заголовками вроде «1,3 миллиона долларов за слякоть». Был политический скандал, который привел к большому общественному обсуждению, сделавшему картину популярной. Сегодня Синие столбы являются одной из главных картин в коллекции Национальной галереи Австралии, и ее приобретение считается мастерским.

Шедевр: Синие столбы

Год: 1952

Жанр капельная живопись

Синие столбы, 1952 — Джексон Поллок

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: