Павлин Гончаровой
Наталия Гончарова всегда любила писать чистыми красками. Синий, красный, жёлтый – основные цвета, первоэлементы, из которых она выстраивала свои картины. Синий – цвет космического неба и первозданного океана. Жёлтый – свет солнца и тёплый песок пустыни. Красный – огонь, кровь, энергия. В итоге все, кто смотрит на полотно «Павлин под ярким солнцем (стиль египетский)», уверен: перья сияют, мерцают, гаснут, переливаются как драгоценные камни… Птица довольно трогательно поворачивает свою маленькую головку на изящно изогнутой шейке. А вот хвост у неё совершенно замечательный, он изображён фронтально.
Самое интересное, что птица существует как бы отдельно от своего хвоста. Её тело вписано в зелёный овал, будто бы павлин живёт внутри яйца. К слову, в египетской мифологии «космическое яйцо» — символ начала и конца, средоточие космической энергии, порождающей мир из хаоса и небытия.
К слову, есть версия, что «Павлин под ярким солнцем» натолкнул Александра Бенуа на мысль пригласить Гончарову для художественного оформления оперы-балета Римского-Корсакова «Золотой петушок» для Дягилевской труппы, которая потом покорила Европу своей экзотической «восточной» красочностью. После её премьеры художница вместе с супругом Михаилом Ларионовым уже не вернётся в Россию.
Новый взгляд на образ Натальи Гончаровой
Образ Гончаровой реабилитировали лишь к cередине 1970-х годов. В 1963 году советские исследователи Ирина Ободовская и Михаил Дементьев изучили семейный архив Гончаровых. Они обнаружили новое письмо Пушкина к его шурину Дмитрию и письма самой Натальи Николаевны к брату (этих документов у пушкинистов раньше не было). Кроме писем авторы просмотрели бухгалтерские книги, хозяйственные журналы, записные книжки и даже ученические тетради Гончаровых. Итогом напряжённой работы стали две книги: «Вокруг Пушкина» (1975) и «После смерти Пушкина» (1980).
Ободовская и Дементьев оспорили выводы своих предшественников-пушкинистов. Они развенчали миф о «щёголевской» Наталье, которую интересовал лишь «светско-любовный романтизм». В их книгах Наталья — любящая жена, мать, сестра и вполне самостоятельная женщина. Пока муж был в отлучке в сентябре 1833 года, Наталья сама нашла новую квартиру в Петербурге, подписала контракт и переехала туда с детьми. Она же выписала с Полотняного завода прислугу, стараясь экономить деньги.
Исследователь Щёголев утверждал, что Наталья не интересовалась творчеством мужа и уж тем более не участвовала в его работе. Ободовская и Дементьев доказали обратное.
В переписке за 1834 год Пушкин и Наталья Николаевна обсуждали его работу над историческим трудом «История Петра I». Позднее Наталья помогала Пушкину в его издательских делах.
Она договорилась с братом об изготовлении бумаги для пушкинского альманаха. Ездила к Петру Плетнёву (литературному критику и близкому другу Пушкина) с мелкими поручениями. В 1836 году, пока муж был в отлучке, Наталья фактически стала секретарём его журнала «Современник». В письмах она спрашивала у мужа, как поступить с присланными в редакцию статьями (правда, перепутала при этом писателя Гоголя с поэтом Кольцовым).
Особенности творчества
Для творчества Натальи Гончаровой характерны стремительные скачки от фигуративных к беспредметным формам (в том числе кубизму, лучизму и другим абстрактным направлениям), сопровождающие резкие смены стилей, разделение вместе с мужем Михаилом Ларионовым идеи «всёчества», когда все стили признаются годными для творчества.
Формально творчество художницы можно разделить на три этапа:
- «Россия» (фигуративная живопись и графика, созданные художницей в период 1907–1915 гг.);
- «После России»;
- Поиск новых художественных форм.
Автопортрет
Это произведение, прежде всего, автопортрет художника: автор изобразила себя на фоне увешанных картинами стен мастерской. Энергичная экспрессивная живопись создает образ спокойной, уверенной в себе сильной женщины. Цветовой акцент картины — яркие теплые краски оранжево-желтых лилий на фоне холодных бело-голубоватых тонов блузы.
Стул, изображенный на заднем плане, можно рассматривать как отсылку к знаменитым «портретам» стульев авторства Ван Гога.
В зале здания Третьяковской галереи на Крымском валу автопортрет Гончаровой висит рядом с автопортретом Михаила Ларионова, композиционно повторяющим портрет жены, а также напоминающим о нем своеобразным головным убором в форме небрежно повязанного тюрбана.
Павлин (стиль египетский)
Эта картина является одной из пяти композиций серии «Художественные особенности по поводу павлина» (1910–1911), в которой каждый из трудов основан на отдельном направлении. В Третьяковской галерее представлено две картины этой серии (вторая посвящена стилю русской вышивки). Несмотря на отсылки к восточному языку египетского искусства, насыщенное и полное изобразительной энергии полотно имеет много общего и с традициями русского народного творчества. Полотно насыщено первозданной энергией, не случайно в восточных традициях павлин рассматривается как символ изобилия, бессмертия, царской роскоши. Разворот хвоста павлина также напоминает палитру художника. В этой картине как нельзя лучше выражено чувство цвета, свойственное Гончаровой.
Портрет М. Ф. Ларионова
Портрет мужа художницы создан в технике «лучизм», к которому Н.С. Гончарова обращалась в 1912–1913-е годы. Они познакомились в училище, где вместе осваивали мастерство художника. Данная встреча стала знаковой как для художницы, так и для ее творчества. Ларионов стал для Гончаровой не только наставником, но и жизненным спутником. Вместе они участвовали в художественных манифестах и перфомансах, создав особый творческий союз. Данный портрет служит отражением идеи «всёчества» и поиском новых изобразительных средств для передачи характера и особенностей личности.
Завтрак
Об этой картине поклонница творчества художницы Марина Цветаева высказалась следующим образом: «Либо семейный портрет, либо гениальная сатира на буржуазную семью. Впрочем — то же». Эта работа, созданная во время французского периода жизни художницы, является новой для нее мотивам и темам: здесь обращение к психологии персонажа сопутствует ироничному взгляду на человека (мужчина изображен вместе с обманутой женой и обманщицей «не-женой»).
Испанки
Тема испанской красавицы занимает важное место в творчестве Гончаровой после поездки художницы в Испанию в 1916 году. Она не только обращается к испанской теме в своем творчестве для европейских домов моды, но и создает ряд работ в разных техниках: от ар-деко и позднего декоративного кубизма к авторской неоклассике
Для работ этого цикла свойственна сдержанная цветовая палитра.
А была ли измена?
В 1946 году Анри Труайя опубликовал отрывки из писем Дантеса Геккерну, датированных началом 1836 года, в которых автор сообщает о своей страсти к «самому прелестному созданию в Петербурге». По словам Дантеса, муж этой женщины «бешено ревнив», но она питает любовные чувства к нему, Жоржу… Исследователь Цвяловский, сделавший в 1951 году перевод писем на русский язык, считает, что речь в них шла именно о Натали Пушкиной. «В искренности и глубине чувства Дантеса к Наталье Николаевне на основании приведенных писем, конечно, нельзя сомневаться, — пишет Цвяловский. — Больше того, ответное чувство Натальи Николаевны к Дантесу теперь тоже не может подвергаться никакому сомнению».
Между тем, другой пушкинист, Н.А. Раевский, указывает на строки из письма, из которых следует, что на предложение нарушить ради него супружеский долг возлюбленная ответила Дантесу отказом.
По версии же литературоведа Ю. Лотмана, Наталья Пушкина служила лишь ширмой: роман с блестящей светской красавицей был призван скрыть истинный характер отношений Дантеса с Геккерном, имевшим гомосексуальные наклонности. А письма были написаны специально и служили еще одним доказательством влюбленности Дантеса в эту женщину.
В. Фридкин в книге «Из зарубежной пушкинианы» утверждает, что после получения пасквиля Пушкин объяснился с женой, и та призналась ему, что действительно принимала ухаживания Дантеса, в то же время оставаясь физически верной мужу. «Дом поэта в этот миг рухнул как карточный, — пишет Фридкин. — Пушкин потерял смысл своей жизни. Нельзя хотеть убить другого человека только за то, что его полюбила твоя жена. Но можно желать смерти себе самому из-за этого».
Известно, что Наталья Николаевна очень горевала по мужу и даже несколько дней пролежала в горячке. Замуж она вышла только через семь лет после кончины Пушкина – за генерала Петра Ланского. Всю жизнь вдову поэта сопровождали толки по поводу ее вины в гибели первого мужа. Так, сразу же после смерти Пушкина начало распространяться в списках анонимное стихотворение: «К тебе презреньем все здесь дышит… Ты поношенье всего света, предатель и жена поэта».
Не исключено, что все эти события стали косвенной причиной проблем Натальи Ланской со здоровьем и относительно ранней ее смерти в 51 год от воспаления легких. Случилось это в ноябре 1863 года. Историк и литературовед Петр Бартенев опубликовал в одной из петербургских газет следующий некролог: «26 ноября сего года скончалась в Петербурге на 52-м году Наталья Николаевна Ланская, урожденная Гончарова, в первом браке супруга А.С. Пушкина. Ее имя долго будет произноситься в наших общественных воспоминаниях и в самой истории русской словесности».
« «Олгой хорхой»: чем на самом деле является существо, нападающее на людей в пустынях
Встреча с Дантесом
Осенью 1833 года в Петербург приехал французский офицер Жорж Шаль Дантес-Геккерн. Красивый и остроумный молодой человек быстро влился в столичное общество. С Натальей Гончаровой-Пушкиной он познакомился осенью 1834 года и сразу начал за ней ухаживать. По петербургским гостиным поползли слухи об их связи.
Пушкинист Николай Раевский писал, что знакомство с Дантесом стало переломным моментом для репутации супруги поэта. До этого её объективно не в чем было упрекнуть. Она хорошо владела собой и общалась с поклонниками любезно, но сдержанно. Но молодого офицера Наталья Николаевна якобы полюбила. Доказательством традиционно считают переписку Дантеса с бароном Луи Геккерном (его приёмным отцом). В двух письмах Дантес рассказывал о своих страстных чувствах и говорил, что дама тоже любит его. Имя женщины не упоминал, но косвенные признаки указывали на Гончарову-Пушкину.
В январе 1837 года Наталья якобы встретилась с Дантесом на квартире своей родственницы Идалии Полетики. Одни исследователи называли это свидание подстроенным, другие сомневались в том, что оно вообще состоялось. И всё же после этого инцидента поведение офицера стало ещё более дерзким. Он отпускал неприличные остроты на балах и компрометировал Наталью, чем всё больше злил её супруга.
Наталья Гончарова
Для понимания особенностей творчества Натальи Гончаровой следует обращать внимание на два обстоятельства: эта прославленная русская художница, — наследница классической культурной российской традиции (ее отец, архитектор и математик С. М
Гончаров, был внучатым племянником Натальи Николаевны Гончаровой, жены А. С. Пушкина), также, ее недаром прозвали «амазонкой авангарда», создательницей нового слова в современной живописи.
В союзе со своим мужем и единомышленником М. Ф. Ларионовым (1881–1964) Наталья Гончарова сделала много для развития авангарда, чему способствовала общая тяга к новаторству.
Вместе с ним художница принимала участие в организации футуристских русских выставок разных объединений: «Бубновый валет»,»Синий всадник», «Ослиный хвост».
Хоровод
Творческое наследие Н. С. Гончаровой представлено многочисленными картинам, иллюстрациям, набросками к спектаклям, декорациями, одеждами и ткани для зарубежных домов моды.
В 1913 году именно Гончарова совершила подлинную революцию в мире моды, создав новый образ: черно-белые и оранжево-синие платья-рубашки. Она изображала на лице цветы, покрывая его ультрамариновым тоном — этой экстравагантной моде стали подражать аристократки Санкт-Петербурга и Парижа. Сергей Дягилев пригласил ее для участия в оформлении спектаклей популярных «Русских сезонов» в Париже — и ее театральные работы имели успех у публики.
Произведения Гончаровой служат украшением различных музеев и частных коллекций и пользуются огромным спросом у богатых собирателей произведений авангардного искусства, а также у мастеров по изготовлению фальшивок (специалисты насчитывают около трех сотен подделок, якобы принадлежавших кисти художницы).
(Почти) шесть лет брака с русским поэтом
Юность Наталья Гончарова провела в Москве вместе с семьёй. Девушку рано начали вывозить в свет. Она быстро стала первой красавицей города. Александр Пушкин впервые увидел Наталью, когда ей было 16 лет. Они познакомились на рождественском балу танцмейстера Йогеля в 1828 году. Поэта сразила красота девушки, и вскоре он уже сватался к ней. Мать Гончаровой долго тянула с ответом — её пугала репутация Пушкина. Сама Наташа писала деду, что решение о браке «согласно с её чувствами и желаниями», а слухи о Пушкине — «низкая клевета». В феврале 1831 года пара обвенчалась.
За годы совместной жизни Пушкины сменили семь квартир, три дачи и пережили девять разлук. Пушкин то отлучался из дома по денежным делам, то уезжал собирать материал для очередной книги. Об отношениях супругов на расстоянии исследователи судят по их переписке. Писем самой Натальи к мужу практически не сохранилось, но его собственные послания говорят о ней многое.
Пушкин считал жену красавицей. При этом по тону и содержанию писем заметно, что его привлекала не только внешность. Своему близкому другу — критику Петру Плетнёву — поэт писал: «Жёнка моя прелесть не по одной наружности».
В письме самой Гончаровой поэт признавался: «а душу твою люблю я ещё более твоего лица».
В разлуке супруги обсуждали здоровье детей, обменивались новостями. Наталья выполняла поручения мужа, пересылала ему корреспонденцию, рассказывала о домашних хлопотах. Пушкин делился дорожными впечатлениями, расспрашивал о балах и светских сплетнях.
Брак Натальи Гончаровой и Пушкина продлился пять лет, 11 месяцев и восемь дней. По словам российского литературоведа Вадима Старка, их отношения были в целом доверительными. Пушкин, например, знал имена бывших поклонников жены (судя по всему, от неё же). Но сам он чуть меньше откровенничал о прошлом — боялся вызвать ревность супруги.
Наталья Гончарова глазами друзей и завистников
Наталью Гончарову обсуждали и до, и после замужества. Едва она начала выходить в свет, о ней заговорили друзья семьи, приятели мужа и случайные знакомые. По словам писателя-пушкиниста Николая Раевского, многие из этих отзывов необъективны и неубедительны. Успехам Натальи завидовали, некоторые девушки даже ревновали к ней Пушкина. Сам поэт считал, что его жена стала «мишенью для ненависти света».
И завистники, и друзья Натальи сходились в одном: она была необычайно красивой. Надежда Еропкина (Гончаровы дружили с ней) описывала её как грациозную девушку с весёлыми глазами и «подзадоривающим огоньком» во взгляде. Приятельница Пушкина графиня Дарья Фикельмон говорила, что Наталья — «очень красивая, стройная и высокая особа с лицом Мадонны».
Поэт Василий Туманский, гостивший на московской квартире Пушкина, назвал его жену «чистенькой девочкой с лукавыми глазами, как у любой гризетки» (молодая горожанка нестрогих нравственных правил). Он же отметил, что наряд Натальи безобразен и безвкусен, а сама она держится неловко. Другой друг Пушкина — отставной полковник Сергей Киселёв — окрестил Гончарову «бездушной красавицей».
Свидетельств о характере Гончаровой-Пушкиной сохранилось меньше, чем замечаний о её внешности. Среди главных качеств жены поэта современники выделяли скромность, молчаливость и сдержанность. При первой встрече с Пушкиным Наталья «стыдливо отвечала на восторженные фразы» и вообще была «скромна до болезненности». Приятель Пушкина граф Владимир Соллогуб вспоминал, что она всегда мало говорила и вела себя холодно.
В первые месяцы после свадьбы светское общение тяготило Наталью, и она всеми силами старалась его избегать. По словам Надежды Еропкиной, в Наталье совсем не было жеманства: «большинство считало её кокеткой, но обвинение это несправедливо».
Как картина попала в Третьяковку
В начале XX века многие молодые художники находились в поиске новых живописных форм, единомышленники объединялись в группы. Например, в 1908 году художники-авангардисты создали «Союз молодёжи». Молодые мастера писали картины и сами организовывали выставки.
После революции 1917 года картины с выставок «Союза молодёжи» оказались в специально созданном для нового искусства собрании — Музее живописной культуры (МЖК). Туда попало и произведение Наталии Гончаровой «Павлин под ярким солнцем».
В 1929 году МЖК расформировали, а его коллекцию распределили между музеями страны. Уже тогда начала меняться политика государства по отношению к искусству, в результате чего произведения художников-«формалистов», эмигрантов становились нежелательными. Несмотря на это, Третьяковская галерея добилась передачи в своё собрание ряда работ Гончаровой, в том числе и «египетского павлина».
Детство и юность
Родилась Наталья Гончарова 8 сентября 1812 года в поместье Кариан Тамбовской губернии, где семья Гончаровых была вынуждена жить из-за Отечественной войны 1812 года. Ее отец Николай Афанасьевич был родом из семьи купцов и промышленников, получившей дворянство во времена правления императрицы Елизаветы Петровны.
Родители Натальи Гончаровой
Он был образован, знал иностранные языки, играл на скрипке и виолончели. Занимал должность секретаря московского губернатора. Мать Наталья Ивановна происходила из старинного дворянского рода Загряжских. В молодости была необыкновенной красавицей. Своей красотой Наташа обязана именно ей.
Позже вся семья переехала в Калужскую губернию, в селе Полотняный Завод жил дед Натальи – Афанасий Николаевич. Он был человеком властным и расточительным, что крайне не нравилось отцу. Но в 1815 году дед отстранил его от управления делами. Родители Натальи решили вернуться в Москву. На тот момент у них на руках было пятеро детей. И Афанасий Николаевич попросил оставить в усадьбе его любимицу Натали.
Наталья Гончарова в детстве
Как раз в это время у отца Натальи стала прогрессировать душевная болезнь. Некоторые связывали ее с травмой головы, полученной при падении с лошади. Но биографы Натали Гончаровой, изучающие архивы, убеждены, что все-таки он страдал алкоголизмом. В состоянии опьянения он был груб и буен, обижал жену и детей.
Так что, оставшись с дедушкой в селе, Наташа не прогадала, тем более что он ее всевозможно баловал – покупал дорогие платья и шляпки, одаривал ее игрушками и сладостями
Но стоит отдать ему должное, большое внимание он уделял образованию девочки. Она изучала письмо и счет, осваивала французский язык
Наталья Гончарова
Позже, переехав в Москву, Наталья получила достойное домашнее образование. Ей преподавали русскую и мировую истории, русский язык и литературу, географию, а также немецкий и английский языки. К тому времени французским она владела в совершенстве. И даже говорила, что писать по-французски ей намного проще, нежели на русском.
Семейная драма
4 (16) ноября 1836 года Пушкин и несколько его друзей получили по почте анонимный пасквиль на французском, под заголовком: «Патент на звание рогоносца». Содержание его было таково: «Кавалеры первой степени, командоры и кавалеры светлейшего ордена рогоносцев, собравшись в Великом Капитуле под председательством достопочтенного великого магистра ордена, его превосходительства Д.Л. Нарышкина, единогласно избрали г-на Александра Пушкина коадъютором великого магистра ордена рогоносцев и историографом ордена. Непременный секретарь граф И. Борх».
На что намекали эти строки, гадать не приходилось.
Пушкин тотчас же отправил Дантесу вызов на дуэль.
Однако в то же время Дантес предложил руку и сердце родной сестре Натальи Николаевны – Екатерине Николаевне. Близким удалось отговорить Пушкина от дуэли с будущим родственником…
Бракосочетание Жоржа Дантеса и Екатерины Гончаровой состоялось 10 января. Меж тем слухи по поводу любовной связи между Дантесом и Натали Пушкиной все продолжали распространяться. 26 января Пушкин послал барону Геккерну письмо, в котором сообщал, что отказывает ему и его приемному сыну от дома. В ответ пришел вызов на дуэль. Но барон не мог драться с Пушкиным сам, так как это стало бы угрозой его дипломатической карьере: эта роль отводилась Дантесу.
О дальнейшем мы знаем: дуэль, состоявшаяся 27 января на Черной речке, и печальный конец поэта…
Гончарова и Дантес
Натали Гончарова слыла настоящей красавицей и всегда пользовалась успехом у мужчин. Конечно, у нее было много поклонников, говорили, что к ней был неравнодушен даже сам император… Сначала Пушкин гордился успехом жены в обществе. Тем более она была достаточно сдержанна, никто не рискнул бы назвать ее кокеткой, строящей глазки мужчинам. Но около 1830 года произошло знакомство Натальи Николаевны с французским подданным, кавалергардом, а также приемным сыном посланника Нидерландов, барона Луи Геккерна Жоржем-Шарлем Дантесом, который начал активно за ней ухаживать.
Дантес буквально преследовал Натали. Поначалу поклонение со стороны молодого человека ей даже льстило. Но как-то она поведала мужу и княгине Вяземской, что некая приятельница (по некоторым данным, это была на самом деле ее дальняя кузина Идалия Полетика) пригласила ее к себе, а сама в это время уехала из дому. Все это было подстроено бароном Геккерном. Когда Наталья осталась одна в комнате, туда вошел Дантес и, достав пистолет, принялся грозиться застрелиться, если она не отдаст ему себя… К счастью, в комнату вскоре вошла дочь хозяйки, и ситуация разрешилась сама по себе.
Наталья Гончарова после Пушкина
Александр Пушкин завещал жене «носить траур по нему два года, а потом выйти замуж за порядочного человека». Наталья ждала семь. Она начала новые отношения 32-летней вдовой с четырьмя детьми на руках. Её вторым мужем стал генерал-адъютант Пётр Ланской, которому на тот момент шёл 45-й год. Снова выйти замуж Наталья решила сама. Она понимала, что в одиночку не сможет обеспечить детям достойное будущее.
В обществе этот союз сочли странным. Лицейский однокашник Пушкина барон Модест Корф писал в своём дневнике: «Ни у Пушкиной, ни у Ланского нет ничего, и свет дивится только этому союзу голода с жаждою». Он же намекал, что служебное повышение Ланского связано с его женитьбой. Якобы его назначили командиром Конногвардейского полка из-за благосклонного отношения императора к Наталье. Были и те, кто язвил о покойном Пушкине. Начальник московской артиллерии генерал барон Врангель сказал о помолвке Натальи: «По крайней мере, муж — генерал, а не какой-то там Пушкин, человек без имени и положения».
Ланской, как и Пушкин, часто бывал в разъездах. Он переписывался с Натальей и переживал, что не может обеспечить ей комфортную жизнь. Но она говорила, что ей хватает небольшого уголка и простой удобной мебели. Наталья называла себя нетребовательной, склонной к спокойной и уединённой жизни. После смерти Пушкина она стала реже выезжать в свет и делала это с большой неохотой. Званые балы и вечера нужно было посещать, чтобы поддерживать связи в обществе.
Наталья никогда не забывала первого мужа. Пушкин погиб в пятницу, и с 1837 года в этот день недели она постилась в память о нём.
В браке с Ланским она родила трёх дочерей. Генерал пережил супругу на 14 лет и после её смерти взял на себя воспитание детей — и своих, и приёмных.
Дуэль за честь Гончаровой
В ноябре 1836 года Пушкин получил анонимный пасквиль с оскорблениями в свой адрес и в адрес жены. Автор причислил его к «Ордену Рогоносцев» и намекнул на связь Натальи с императором Николаем I. Пушкин решил, что письмо отправил барон Геккерн, и вызвал его приёмного сына Дантеса на дуэль. В первый раз ситуацию удалось решить мирно, но дуэль всё равно состоялась позднее — в январе 1837 года. Пушкин получил смертельное ранение в живот и скончался через двое суток.
Поэт до последнего ни в чём не винил жену. Он и раньше полностью ей доверял и не сомневался в её честности.
Умирая, Пушкин сказал: «Она, бедная, безвинно терпит и может ещё потерпеть во мнении людском». Так и случилось: после смерти мужа Наталью стали травить смелее.
Её открыто обвиняли в легкомыслии, бессердечности и даже показном горе. Неизвестный автор написал в своём стихотворении на смерть Пушкина:
Хозяйка популярного петербургского салона Софья Карамзина тоже высказалась о Гончаровой-Пушкиной. В письме брату она заметила, что вдова показалась ей недостаточно печальной. Но Наталья очень тяжело переживала утрату. Она настолько плохо себя чувствовала, что даже не смогла проводить гроб с телом мужа.
Жизнь в эмиграции
Переезд Наталии Гончаровой в Париж случился в 1919 году. В начале 1920-х годов Гончарова с Ларионовым активно сотрудничали с Дягилевым, регулярно выставлялись в парижских галереях «Осенний салон» и «Салон независимых». Гончарова продолжала заниматься книжной иллюстрацией, живописью, преподаванием, оформляла парижские балы, но её известность постепенно сошла на нет.
Первая зарубежная персональная выставка Гончаровой открылась в июне 1931 года. В 1938 году они с Михаилом Ларионовым приняли французское гражданство. В 1956 году Гончарова и Ларионов наконец официально зарегистрировали свой брак.
В 1940-х и 1950-х годах супруги жили в относительной бедности и не востребованности, но во второй половине 1950-х годов их творчество вновь привлекло к себе внимание. В 1961 году в Лондоне Советом искусств Великобритании была организована крупная ретроспектива работ Ларионова и Гончаровой
После её смерти Музей современного искусства (Париж) посвятил ей и Ларионову крупную ретроспективу.
Павлин (стиль русской вышивки). 1911 г.
Наталья Швец
Предыдущая публикация из серии «Сто шедевров живописи» — Портрет Александра Грибоедова Крамской написал через 40 лет после гибели поэта
«Скудость духовной природы»: почему первые исследователи презирали Наталью Гончарову
Ограниченная натура, бездушная модница, виновница гибели гения — такой Гончарову-Пушкину представляли на протяжении десятилетий. Это заслуга не только её современников, но и писателей-пушкинистов. В 1916 году вышло первое издание монографии «Дуэль и смерть Пушкина». Её автор — историк литературы Павел Щёголев — собрал архивные материалы, изучил предпосылки смерти поэта и заодно попытался воссоздать образ его жены.
Щёголев сразу признал, что на момент написания книги документальная база была скудной: сохранились только письма Пушкина, писем самой Натальи в его распоряжении не было. Это не помешало ему рассуждать о личности женщины. По мнению Щёголева, Гончарова-Пушкина только и делала, что блистала своей красотой на балах. Пушкин не делился с ней творческими замыслами, а сама она не интересовалась его делами. Главной чертой Натальи Щёголев назвал «скудость духовной природы» — сфера её интересов якобы ограничивалась пошлыми ухаживаниями поклонников.
Выводы Щеголева не раз называли предвзятыми. Когда в 1987 году его книгу собрались переиздавать, группа советских деятелей культуры опубликовала открытое письмо с просьбой не делать этого.
О Гончаровой-Пушкиной нелестно отозвалась русская поэтесса Марина Цветаева. В 1929 году она написала очерк «Наталья Гончарова». Текст посвящён современнице Цветаевой — художнице-авангардистке, тёзке жены поэта. Но в главе «Две Гончаровы» есть строки и про Гончарову-Пушкину. Цветаева считала её «красавицей, без корректива ума, души, сердца, дара» — красавицей, безучастной к мужу, его работе и даже собственным детям.
В представлении Цветаевой Наталья Гончарова была пустым местом, к которому парадоксально тянулся великий поэт: «Он хотел нуль, ибо сам был — всё».
Поэтесса Анна Ахматова заняла ещё более радикальную позицию. В 1961 году она почти напрямую обвинила Наталью Гончарову в смерти мужа. В плане своей книги о гибели Пушкина (книга так и не была издана) Ахматова перечислила все «грехи» Натальи: непослушный характер, любовь к дорогим квартирам, бесконечные рассказы о своих победах, транжирство и неумение «властвовать собой». По мнению литературоведки Эммы Герштейн, Ахматова не прощала Гончаровой ничего из-за её причастности к роковой дуэли.
Другая Наталья Гончарова
Наталья часто писала брату Дмитрию. В отличие от сестёр, она не рассказывала о своих светских успехах: лишь однажды упомянула, что в большом городе у каждого «слишком много развлечений и глупых светских обязанностей». Больше всего Наталья говорила о хозяйстве, деньгах и семейных проблемах.
В письмах 1835 года они с братом обсуждали «проклятый усачевский процесс» — семейную тяжбу Гончаровых с калужским купцом Усачёвым, их соседом по имению. Усачёв задолжал семейству больше 100 тысяч рублей, но не хотел выплачивать долг и объявил себя банкротом.
Желая помочь семье, Наталья действовала энергично и настойчиво. Она сняла копии с присланных братом бумаг, встретилась с известным петербургским адвокатом Густавом Лерхом, посоветовалась с членом Государственного совета сенатором Бутурлиным и даже приготовилась отправить прошение Государю от своего имени. В одном из писем Наталья поинтересовалась у брата, можно ли «подмазать» (подкупить) человека, от которого зависел исход их дела.
Авторы книги «После Пушкина» раскрыли историю отношений Гончаровой-Пушкиной и её второго мужа. Наталья предстала рассудительной женщиной, которая знает цену деньгам и заботится о воспитании и образовании детей. В одном из писем Петру Ланскому Наталья рассказала, что не купила билеты на концерт немецкого композитора Гунгля из-за дороговизны: «мой кошелёк не в таком цветущем состоянии, чтобы я могла позволить себе подобное безрассудство». В другом послании она оправдывалась, что на подаренные мужем деньги приобрела не наряды, а абонемент в театральную ложу — ей хотелось разделить подарок на всех, а не тратить на «покупку тряпок».
Литературовед Николай Раевский назвал исследование Ободовской и Дементьева обстоятельным и непредвзятым. Он же добавил, что чересчур идеализировать Наталью так же неправильно, как винить её во всех бедах мужа. В конце концов, она была живым человеком со своими достоинствами и недостатками.