Выставка картины в.м. васнецова «сирин и алконост. песнь радости и печали»

Птица Сирин

Си́рин — птица-дева. В русских духовных стихах она, спускаясь из рая на землю, зачаровывает людей пением, в западноевропейских легендах — воплощение несчастной души. Происходит от греческих сирен. В славянской мифологии чудесная птица, чье пение разгоняет печаль и тоску; является лишь счастливым людям. Сирин — это одна из райских птиц, даже самое ее название созвучно с названием рая: Ирий. Однако это отнюдь не светлые Алконост и Гамаюн. Сирин — темная птица, темная сила, посланница властелина подземного мира. Иногда прекрасная птица Сирин встречается в образе настоящей птицы, без всяких человеческих составляющих. Её перья покрывает невидимая масса, символизирующая Стихии. «Крылья ее были белые с голубыми и красными полосами, как карамелька, клюв — нежно-фиолетовый, заостренный, похожий на клинок, а глаза яркие, зеленые, цвета молодой листвы, и мудрые, благосклонные». Сирин в древнерусском фольклоре — большая, сильная, пестрая дева-птица с большой грудью, строгим лицом и короной на голове. Аналогом и даже скорее всего предшественником русского Сирина являются греческие Сирены, которые волшебным пением увлекал и мореходов, и их корабли гибли в морской пучине. Первым человеком, кто услышал пение Сирен и остался жив, был Одиссей, который залепил своим спутникам уши воском, а себя повелел привязать к мачте

Благополучно мимо острова Сирен прошли и аргонавты, но только лишь потому, что их внимание от «сладкоголосых» отвлек своим пением Орфей. Согласно другому мифу Сирены — морские девы необыкновенной красоты — входили в свиту богини Деметры, которая разгневалась на них за то, что те не помогли ее дочери Персефоне, похищенной Аидом, и наделила их птичьими ногами

Правда, существует еще один вариант этого мифа: Сирены сами просили дать им птичий облик, чтобы им было легче разыскать Персефону.

Сирин на виноградном дереве 1710г

По описанию древнерусских верований сладкоголосая птица Сирин, как и губительные морские птицы-девы Сирены, своей песней печальною тоже одурманивала путников и увлекала их в царство смерти. В более поздний период эти черты были вытеснены, и русский Сирин был наделен магическими функциями защитного характера, олицетворял красоту, счастье и радость бытия. А носителем несчастий и бед, согласно русской мифологии, считалась фантастическая птица с женским ликом — птица Обида, которая в отличие от Сирина и Алконоста, изображалась с распростертыми крыльями, разгоняющими хорошие, светлые времена. Вестником несчастий был также Див или Птич — гневная птица с раскинутыми крыльями, сидящая на вершине дерева. Старейшими изображениями Сирина в русском искусстве считаются рисунки на ювелирных изделиях Киевской Руси, главным образом на золотых колтах (висячих подвесках или височных кольцах в женском головном уборе) и серебряных браслетах-запястьях. Сохранились изображения Сирина на старинных дверцах шкафа, сундуке, поливном блюде, берестяных шкатулках. Рядом с Сирином зачастую славяне рисовали и другую мифическую птицу — Алконоста.

Алканост

Описание полотна

В.М. Васнецов – уникальный русский художник, который любил изображать на своих полотнах сказочные, мифологические и фольклорные сюжеты. Также художник часто обращался к древнеславянской теме.

Передо мной работа Васнецова “Сирин и Алконост. Песнь радости и печали”.

В самом центре полотна мы видим красивое дерево, на его ветках сидят 2 удивительные птицы. Птица Алконост находится справа, она поет о том, что ей уготовлено место в Раю. Художник специально подчеркнул светлость птицы, он изобразил у нее улыбку, а крылья сделал пышными и нарисовал их в нежнейших тонах. Мифы гласят, что птица Алконост поет прекрасно и мелодично, ее пение утешает страдающих людей. Любой человек, услышавший пение птицы, забудет о своих проблемах и страданиях. Птица Алконост полностью отдает себя во время пения.

Птице Алконост противопоставляется птица Сирин. У нее печальное лицо, она горюет. Голова ее наклонена вниз, а взгляд художник скрыл от зрителей. Мастер изобразил крылья птицы в темных тонах, такие краски отлично подчеркивают скорбь Сирина, ведь она поет об утрате места в Раю. Зритель может заметить большие синяки под глазами птицы от многочисленных ночей без сна и от слез. Мифы гласят, что пение птицы Сирин несет в себе смерть, горе и страдания.

Сильный контраст между птицами подчеркивается фоном. Птицы сидят на разных ветвях одного дерева, но листья вокруг птицы Сирин почернели, опали, сжались, а вокруг листья вокруг птицы Алконост яркие, сочные, полны жизни.

Известно, что данная картина находится в Государственной Третьяковской галерее и редко покидает ее. Наверное это одна из самых знаменитых и величайших работ Васнецова.

Мне очень нравится полотно Васнецова “Сирин и Алконост”. Художник мастерски изобразил образ мифических птиц. Особенно мне нравится образ птицы Алконост, он светлый и мирный, написанный в светлых, нежных тонах. Удивительно, что художнику удалось не отойти от традиций славянской культуры, так Васнецов нарисовал птиц с юными женскими лицами.

`

Образ в славянской мифологии

Сказочный образ проделал долгий и нелёгкий путь, прежде чем попал на Русь. По одной из версий, он пришёл вместе с купеческими судами, перевозившими товары из дальних стран по Каспийскому (Хвалынскому) или Чёрному морю через Волгу или Днепр. Борта кораблей были украшены яркими росписями, на которых изображались необыкновенные представители животного и растительного мира.

В оживлённых портах купцы рассказывали простым людям об иных землях, пересказывали античные мифы, которые им удалось услышать вдали от Родины. Так и стала известна древнегреческая легенда об Алкионе, превращённой Богами в зимородка.

По другой версии, образ Алконост попал на Русь из литературного произведения в вольном пересказе «Александрия», повествующей о походах великого полководца Александра Македонского. Легенды о крылатых девах быстро прижились среди славян, ведь в глубокой древности мир человека был населён различными фантастическими созданиями.

Люди обожествляли растения, животных, стихии, каждое природное явление, будь то ветер и или дождь, наделялось мистической силой, душой и разумом. Наравне с ними существовали и невиданные существа, о которых узнавали из книг тех времён: Травников, Хронографов и т. д., в которых реальные события часто переплетались с вымышленными. Поэтому такой персонаж, как Алконост, оказался понятным и близким для жителя Древней Руси.

Интересные факты

  • Всемирно известный художник Виктор Васнецов много лет изучал культуру и быт славян, рисовал их на своих картинах. Одной из самых ярких работ Васнецова является картина «Сирин и Алконост» (1896 года). На фоне утреннего оранжевого неба изображены Алконост и Сирин, сидящие бок о бок на яблоне. Они прилетели в сад накануне яблочного Спаса, но у каждой своей цели. Алконост выступает светлым вестником наслаждения и радости: лик её светел и открыт, щеки румяны, крылья раскрыты. Она устремлена в будущее и показывает, что страшиться его нечего. Сирин же напротив, полна драматизма: её оперение черно, как смоль, лицо бледное и изнемождённое, крыльями она будто бы пытается прикрыть глаза, полные слёз. Завершая старое, Сирин оплакивает его, прощается с уходящим летом.

    Справка! Левая сторона считалась у славян была связана с сердцем, увяданием и печалью. Правая воплощала в себе радость и надежду на лучшее.

  • Упоминание всех трех птиц есть и у небезызвестного Владимира Высоцкого в песне «Купола»:
    1. Сирин предстает перед слушателями игривой кокетки, «радостно скалящейся из гнёзд», а именно по тексту песни «Птица Сирин мне радостно скалится».

    Алконост «тоскует-печалится».

  • Гамаюн становится воплощение надежды.

Поэт сотворил свой новый миф о славянских существах, придав каждой несколько иные черты.

Георгий Юдин в своей книге «Птица Сирин и всадник на белом коне» рассказывает о жизни иконописца Егория, в чьей жизни была встреча с мифической Сирин. Действие происходит во времена Ивана Грозного. Автор подробно расписывает нравы и быт городских и сельских жителей Руси, обычаи и верования того времени.
В альбоме Бориса Гребенщикова «Русский альбом» есть песня «Сирин, Алконост, Гамаюн», упоминается Сирин и в песнях «Кони беспредела», «Скорбец», «Камни в холодной воде», а также у Гарика Сукачева в песне «Напои меня водой».
Несколько строк Сирин и Алконост посвятил поэт Блок.
У Владимира Набокова литературный псевдоним был – Сирин.

Существовали ли эти странные птицы на самом деле или являлись плодом фантазии наших предков – доподлинно неизвестно. И пусть не найдено и по сей день реальных свидетельств –не будем уж очень категоричны. Оставим в вашей жизни место чуду.

Пусть такая трагичная, но вместе с тем такая прекрасная Сирин живет бок о бок с нами: в сказках, стоящих на полках, преданиях, передаваемых из поколения в поколение. И, может быть, в недалёком будущем там раскроется еще одна тайна Вселенной.

Алконост и сирин васнецов — В чём смысл этой картины? — 22 ответа

Алконост птица радости

В разделе Живопись, Графика на вопрос В чём смысл этой картины? заданный автором (*:*) лучший ответ это ссылка

У Васнецова лик одной девы строг, ее распущенные волосы черны, как ночь, щеки бледны, а под глазами глубокие тени. Другая румяна, весела, ее лицо излучает всепоглощающую радость. И, вообще-то, первая должна была называться птицей сирин — вещей птицей, тоскующей о рае, а вторая — птицей алконост, возвещающей радость от грядущей жизни в раю. Но у Васнецова почему-то наоборот: сирин — птица радости, алконост — птица печали. Видимо, произошла какая-то путаница. А потом она случилась и у Блока, который, вдохновившись картиной Васнецова, написал стихотворение ссылка.

Птицы радости и печали Густых кудрей откинув волны, Закинув голову назад, Бросает Сирин счастья полный, Блаженств нездешних полный взгляд. И, затаив в груди дыханье, Перистый стан лучам открыв, Вдыхает всё благоуханье, Весны неведомой прилив.. .И нега мощного усилья Слезой туманит блеск очей.. .Вот, вот, сейчас распустит крылья И улетит в снопах лучей! Другая — вся печалью мощной Истощена, изнурена.. .Тоской вседневной и всенощной Вся грудь высокая полна.. .Напев звучит глубоким стоном, В груди рыданье залегло, И над ее ветвистым троном Нависло черное крыло.. .Вдали — багровые зарницы, Небес померкла бирюза.. .И с окровавленной ресницы Катится тяжкая слеза.. .

Но на самом деле этот дуализм, разделение на черное и белое — это трактовка Серебряного века, когда сначала Васнецов, а за ним и Блок провозгласили птицу сирин певицей счастья, а птицу алконост — певицей беды. Хотя, вообще-то, алконост к несчастьям не имел никакого отношения, наоборот, он возвещал прекрасную жизнь в раю для праведников. Один из лубочных текстов, дошедших до наших дней, говорит:

Птица райская алконостъ: Близ рая пребываетъ. Некогда и на Ефрате реке бываетъ. Когда в\’ пении гласъ испущаетъ тогда и сама себе неощущаетъ. А кто во близости ея будетъ, той все в\’ мире семъ позабудетъ. Тогда умъ от него отходить и д (у) ша его ис тела исходит. Таковыми песньми с (вя) тых оутешаетъ и будущую им радость возвещаетъ. И многая благая темъ сказуетъ то и яве перстомъ указуетъ.

Мне кажется Васнецов намеренно не стал изображать Алконосту руки, и давать ему свиток с текстом — отличительные признаки Алконоста в русском лубке, и в этом, как мне кажется, и есть основная интрига картины, радость и печаль как говорится, ходят всместе, иногда радость может обернутся печалью, иногда наоборот. Таким образом он изобразил невидимую, неосязаемую грань между счастьем и горем, добром и злом, радостью и печалью.Первоисточник <noindex> ссылка</noindex>

<b>Stolz</b>Высший разум(193013)Да, Гамаюн у Васнецова суров.И Блок вторит ему:<i>…Предвечным ужасом объят,Прекрасный лик горит любовью,Но вещей правдою звучатУста, запёкшиеся кровью!..</i>

Ответ от Александр Трофимовна древе жизни похоже гуглить не стал…. по стилю — Николай Ге две пташки на древе жизни 1) горе и радость 2) попрыгуньи…. одна своё уже отпела 3) песссемист и оптимист

Ответ от ЂворецХудожник В. Васнецов — » Сирин и Алконост » Песнь радости и печали. Сирин поёт радостные песни, а Алконост печальные.

Сочинение по картине В.М. Васнецова «Сирин и Алконост. Песнь радости и печали»

Когда я впервые увидел эту картину, мне, прежде всего, захотелось разобраться: кто же это – Сирин и Алконост. Оказалось, что Сирин – это райская птица с девичьим лицом, которая способна погубить, исполняя свои песни. Алконост – это райская птица с женским лицом. Эти названия берут начало в мифологии славян.Васнецов в своих картинах обращался не только к преданиям, сказкам, былинам, но и к мифам. Данная картина является ярким представителем такого направления. Раньше считали, что в основе пения Алконоста – обещание Рая. А Сирин, напротив, тоскует, о том, что утратила рай и просит вернуться на небо. В мифологии многие герои изображались наполовину людьми, наполовину птицами. Художник не стал отходить от славянских традиций. Он показал персонажей с девическими лицами, на головах каждой из них – корона.У Алконоста на картине перья разных цветов, при этом на красивом румяном лице художник изобразил улыбку, наполненную радостью. Она в такт своей песне размахивает крыльями. Согласно легенде, ее пение предвещает светлое, радостное будущее. Когда она поет, в это время сама себя не чувствует. Сирин, наоборот, представлена как воплощение несчастной души. Ее оперенье художник изобразил в черном цвете. Даже поза буквально говорит о каком-то горе. Она очень скованна, голова наклонена вниз, волосы развевает ветер. Лицо ее неестественно бледное, художник даже нарисовал темные круги под глазами, чтобы подчеркнуть всю скорбь и тяжесть у нее на душе.Обе птицы сидят на одном дереве, но с разных сторон ствола. Для дополнения образа, Васнецов показал и разный фон за каждой из птиц. Рядом с Сирин он нарисовал листья, которые пожухли, они редкие и черные, а рядом с Алконост они прекрасные, зеленые, цветущие и благоухающие. Этим художник еще раз подчеркнул контраст между двумя персонажами мифов.

История происхождения


Велес В славянской мифологии образ полуптицы-получеловека изначально представлен в положительном свете. Сирин символизировала скрытую сущность бога Велеса и несла людям новости о наступлении благих времен. Но со временем образ крылатой дивы дополнился негативными чертами, которые исказили суть мифического создания. Постепенно Сирин превратилась в темную сторону Велеса, которая сопровождает Алконоста.

Исследователи считают, что прототипом Сирин стала сирена из древнегреческой мифологии. Подобную мысль подтверждает схожесть во внешности. К тому же при развитии образа Сирин на Руси могущественное существо часто изображали перевернутым. То есть мифическая птица имела зооморфную голову и крылья, а нижняя часть тела принадлежала человеку:


Сирин и Алконост Подобное описание напоминает поведение древнегреческих существ, завлекающих мореплавателей на верную смерть. Более поздняя трансформация превратила Сирин в создание, которое родилось и выросло в раю. Так с приходом христианства языческий образ получил значение, которое подходило новой религии.

Позже Сирин переселилась из магических легенд в поэзию. Образ птицевидной девы встречается в творчестве Николая Клюева и Александра Блока.

Мифы и легенды

Сирин родилась и выросла в Ирии – в раю, где обитали высшие боги. Получеловек-полуптица стала воплощением Велеса, который иногда посылал помощницу с советами и предостережениями к людям на Землю. Создание отличалось необычным внешним видом:

Птица Сирин

При этом божественная посланница представляет собой птицу только наполовину: голова Сирин имеет вид прекрасной женщины. Существо с легкостью передвигается между мирами. Сирин часто спускается в Правь, гостит в Яви и подолгу задерживается в Нави.

Особый талант у полуптицы к пению. Глубокий и завораживающий голос Сирин способен лишить воли и простого смертного, и бога. Только услышав пение Сирин, любой человек теряет волю и слепо следует за существом.

Легенда гласит, что однажды Купала, который шел мимо поля, где отдыхала Сирин, услышал неземной голос и, потеряв всякий интерес к жизни, последовал за поющей птицей в разные земли, пока не оказался в Нави, из которой еще не скоро смог выбраться.

Райская птица, когда приходит время выращивать новое потомство, спускается из Ирия в темные леса, чтобы выкормить птенцов и научить их летать. Мифология, связанная с Сирин, гласит, что полуптица остается на Земле, пока ее дети не смогут самостоятельно долететь до рая.

Однажды случилась гроза, и проходящий мимо гнезда Сирин дровосек спас одного из птенцов. В ответ могущественное существо предложило исполнить желание человека. Мужчина захотел увидеть явление, которое будет ярче солнца и которое еще не видел никто.

Птица Гамаюн

Сирин предупредила, что подобное не дозволено увидеть человеку, но дровосек настоял. Тогда полуптица перенесла героя в пещеру, где загорались и гасли разные свечи. На вопрос, куда же они попали, Сирин ответила, что перед ними пещера, в которой собраны жизни людей. Когда гаснет свеча – человек умирает.

Тогда дровосек захотел увидеть того, кто гасит эти свечи. Райская птица вновь предупредила мужчину о том, что не стоит рисковать. Но упрямец не отступал. В эту же минуту дровосек ослеп. Мужчина вернулся в деревню и вскоре начал лечить руками народ от разной хвори. Бывший лесоруб предупреждал родных, когда помрет их близкий, а на удивленные вопросы отвечал, что видит того, кто гасит свечи.

Сирин в яблоневом саду

Другое сказание гласит, что Сирин любит посещать яблоневые сады в августе, на Яблочный спас. Красивое создание садится на ветку и запевает грустную песню, а после плачет над плодами деревьев. После грусти Сирин сад наполняется весельем и смехом птицы Алконост, которая сопровождает подругу. Когда ритуалы райских птиц над яблоками завершаются, плоды получают целебную силу.

Отличия от Сирина и Гамаюна


В Википедии птица Алконост описывается как один из ярчайших образов русского декоративно-прикладного искусства и легенд, представляющий собой райскую птицу с женским лицом и руками. В древнейших сказаниях она часто упоминается вместе с другими похожими персонажами – Сирин и Гамаюн. Все три мифических создания присутствуют на изображениях в русских летописях и в рукописных книгах. Встречаются образы дев с телом птицы и на ювелирных украшениях Киевской Руси, на старинной мебели, крышках сундуков, берестяных шкатулках, посуде, резьбе соборов из белого камня на территории Владимира и Суздаля.

Несмотря на внешнее сходство, у птиц с женскими чертами много различий, которые заключаются не только в их характере и магических функциях, но и в происхождении.

Алконост – одно из ярчайших мифологических существ. Образ птицы-девы из Солнечного Сада (рая), приносящей счастье, описан в русских и византийских средневековых легендах.

Считалось, что своим дивным пением, дарящим забвение, чувство любви и радости, Алконост утешала святых, возвещая им о будущей жизни в раю.

А рядом с Алконостом славяне часто рисовали и другую мифическую птицу – Сирин. В древнерусском фольклоре это птица-дева с пёстрой окраской, строгим лицом и короной на голове, наводящая дивным голосом печаль и тоску. По преданиям, она произошла от древнегреческих сирен, увлекавших моряков своей чудесной песней на дно пучины.

Сирин – тёмная птица, посланница властелина подземного мира. На её оперении присутствуют все стихии этого мира, а своим завораживающим голосом она наводит на путников дурман и заманивает их в царство смерти.

В более поздний период под влиянием христианской религии персонаж обрёл свою светлую сторону. Сирин была наделена защитными магическими функциями, а над её головой появился нимб. Несчастья же и беды стали спутниками птицы Обиды, которая изображалась с распростёртыми крыльями, разгоняющими свет и добро.

Алконост

Райские птицы в славянской мифологии явление нередкое. К ним относится и Алконост, которая выпорхнула из Ирия. В восприятии славян – это рай. Алконост часто роднят с Сирином, но они имеют отличия. Если первая полностью безгрешна и не может принести никому вреда, то вторая приносит несчастия и предвещает бури.

История образа Алконост

Появление легенд об этом существе связано со временем до христианства и греческими мифами. В изображении греков прекрасная девушка Алкиона была превращена богами в зимородка. При переложении мифа на славянские наречия появилось название Алконост.

Это создание очень нежное и трепетное с прекрасным голосом, который может очаровать и завлечь любого смертного, при этом он не причиняет людям никаких бед.

Частым местом ее пребывания считается древняя полноводная река Евфрат, а также остров Буян. Еще Алконост порождение славянского рая Ирия, откуда птица прилетает, чтобы на Яблочный Спас наделять фрукты лечебными свойствами и провозгласить своим пением блаженство. На этот праздник она сменяет Сирина, который с первыми лучами солнца появляется, чтобы оплакивать и причитать.

Как вызвать птицу Алконост?

По преданиям богиня Алконост своим пением исцеляет и приносит счастье в жилище, поэтому люди не раз пытались заманить ее и неволить, чтобы пользоваться предоставляемыми ею благами. Но сама она в руки не идет, поэтому охотники шли на хитрость: похищали тщательно охраняемое яйцо у светлой девы, ожидая, что она пойдет на его поиски и попадется в ловушку. Существовали поверья, что встреча с легендарной девой не проходит для человека бесследно – он находит успокоение и блаженство, но всегда возвращается на то место, где случилась встреча.

Женщина-птица Алконост – образ удивительный и многогранный. Она фигурирует во многих легендах, как хранительница рая, сидящая на вратах, или воплощение бога солнца Хороса. На старинных дохристианских рисунках, лубочных картинках, дева встречается часто. Из средних веков персонаж пришел и в наше время: удивительное пернатое создание упоминается в стихах Блока и Высоцкого, а самое яркое изображение обеих дев – светлой и темной (Сирин) – принадлежит Виктору Васнецову. Картина «Песни радости и печали» – живое воплощение пришедшего из Греции образа.

Образ в славянской мифологии

Сказочный образ проделал долгий и нелёгкий путь, прежде чем попал на Русь. По одной из версий, он пришёл вместе с купеческими судами, перевозившими товары из дальних стран по Каспийскому (Хвалынскому) или Чёрному морю через Волгу или Днепр. Борта кораблей были украшены яркими росписями, на которых изображались необыкновенные представители животного и растительного мира.

В оживлённых портах купцы рассказывали простым людям об иных землях, пересказывали античные мифы, которые им удалось услышать вдали от Родины. Так и стала известна древнегреческая легенда об Алкионе, превращённой Богами в зимородка.

По другой версии, образ Алконост попал на Русь из литературного произведения в вольном пересказе «Александрия», повествующей о походах великого полководца Александра Македонского. Легенды о крылатых девах быстро прижились среди славян, ведь в глубокой древности мир человека был населён различными фантастическими созданиями.

Люди обожествляли растения, животных, стихии, каждое природное явление, будь то ветер и или дождь, наделялось мистической силой, душой и разумом. Наравне с ними существовали и невиданные существа, о которых узнавали из книг тех времён: Травников, Хронографов и т. д., в которых реальные события часто переплетались с вымышленными. Поэтому такой персонаж, как Алконост, оказался понятным и близким для жителя Древней Руси.

Популярные сочинения

  • Сочинение Данко из повести Старуха Изергиль (характеристика и образ) Произведение «Старуха Изергиль» Горького, посвящена людям с горящими сердцами Главным героем этого произведения является Данко. Это физически крепкий и здоровый юноша, он был большим человеком
  • Сочинение-описание по картине Детская спортивная школа Сайкиной (7 класс) Александра Васильевна Сайкина советская художница которая писала картины на бытовые темы и добилась значительных успехов. Полотно «Детская спортивная школа» была написана в 1979 году. Это полотно одно из самых известных работ художницы.
  • Сочинение на тему Март Мы все конечно очень любим снежную зиму, новогодние праздники, но в тайне всё равно мечтаем о теплой и цветущей весне. Весна начинается с марта месяца.

Чем отличается Сирин от Алконоста?

Алконост и Сирин – хранительницы древа жизни, героини народных сказаний. Согласно легенде сладкоголосые девы прилетают в яблоневый сад поутру на праздник урожая Яблочный спас. Первой появляется Сирин, она грустит и плачет. Вторая женщина-птица смеется, смахивает с крыльев живительную росу и наделяет плоды целительной силой. Сирин и Алконост – птицы радости и печали, это главное различие между ними, но есть и другие:

  1. В некоторых легендах Сирин приобретает отрицательное значение и является посланницей темного мира. А последовательница Алкионы – жительница славянского рая Ирия.
  2. Дева радости не несет людям зла, лишь завлекает, тогда как ее подруга иногда приравнивалась к морским Сиренам, одурманивающих и убивающих путников.

Происхождение образа[ | ]

Образ Алконоста восходит к греческому мифу о девушке Алкионе, превращённой богами в зимородка. Название и образ её, впервые появившиеся в переводных памятниках, являются результатом недоразумения: вероятно, при переписывании «Шестоднева» Иоанна Болгарского, где речь идёт о зимородке — алкионе (греч. ἀλκυών) слова славянского текста «алкионъ есть птица морская» превратилось в «алконостъ». Самое раннее изображение Алконоста встречается в книжной миниатюре XII века. Эта райская сказочная птица стала известна по памятникам древнерусской литературы (Климент Смолятич, Палея XIV в., азбуковники XVI—XVII в.) и лубочным картинкам.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: