Алтарные образы церкви Санто Доминго эль Антигуо в Толедо (1577-1579)
«Троица» (1577)
Картина «Троица» (музей Прадо, Мадрид) была написана Эль Греко в 1577 г., и относится к одной из первых произведений художника, созданных после его переезда в Испанию. Она изначально была создана для аттика главного алтаря церкви Санто Дминго ель Антигуо (Толедо), и располагалась вторым ярусом над грандиозным полотном «Вознесение Марии». Это произведение обеспечило немалую славу молодому иностранцу в Толедо, архаичном провинциальном городке.
«Троица» Эль Греко скорее наследует художественные традиции Рима, чем Венеции. Ее экспрессия близка к микеланжделовской «Пьете». Хотя общая схема заимствована из гравюры Дюрера той же тематики.
Бог-Отец поддерживает безжизненное тело Своего Сына, над ними парит голубь – символ Святого Духа. Божественную Троицу окружает сонм ангелов. Голова Бога-Отца увенчана тиарой. Его скорбный лик обращен к Сыну, Он словно отгораживает Своей фигурой Христа от ангелов. Золотистый плащ, окутывающий божественную фигуру, усиливает впечатление отстраненности.
Уже в этом произведении можно наблюдать удлиненные пропорции фигур, изломанные позы, эмоциональную напряженность, все то, что стало усиливаться в произведениях более поздних периодов творчества художника.
Торжественная, уравновешенная композиция «Троицы» продолжает восходящее движение сцены «Вознесение Марии», расположенной под ней. Однако в верхней картине движение замедляется, и окончательно завершается на изломанной линии поддерживаемых плеч Христа. Обнаженная фигура Сына Божьего еще более напоминает произведения Микеланждело, особенно близка к рисунку «Пьета» для Виттории Колонна. В более поздних произведениях Эль Греко изображает фигуры столь же свободно, как и драпировки. Однако в «Троице» ощущается материальность мертвого тела Христа. Создается впечатление, что Его изогнутая фигура обладает значительным весом. Эта трагическая выразительность образа Христа, цвета, характерные для маньеристов, свободное расположение фигур, придает произведению вместе с цельностью, высокое пафосное воздействие. Не смотря на то, что художник неоднократно любил возвращаться к своим излюбленным темам в произведениям, неизвестно ни одной картины, посвященной теме «Троицы».
«Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами. Аминь»
2 Послание Коринфянам 13:13.
Стиль
Деталь
После своего первоначального обучения византийским иконописцем на своей родине, Крите, Эль Греко учился в Венеции и Риме, где экспериментировал с венецианскими «колорито» и композиционными техниками эпохи Возрождения. Однако Эль Греко переехал в Испанию в 1576 году, а в 1577 году поселился в Толедо в качестве церковного художника. В Толедо Эль Греко отточил свой эклектичный стиль, став ведущим художником в движении маньеристов и положив начало испанскому художественному ренессансу. Оба эти стиля очевидны в Лаокооне , единственном изображении мифологического сюжета Эль Греко. Классический по своей тематике, Лаокоон отражает политические, религиозные и художественные преобразования пост-ренессансного общества.
Хотя намерения и послание Эль Греко обсуждаются, Лаокоон отражает явное маньеристское влияние. Маньеризм, зародившийся в Италии в 1520-х годах, отразил религиозные потрясения протестантской Реформации. Хаос и духовная неопределенность эпохи заставили художников-маньеристов отвергнуть баланс и пропорциональность художников Высокого Возрождения, таких как Микеланджело, и вместо этого изображать удлиненные фигуры. Маньеризм достиг своего апогея с Эль Греко, что видно по искаженным, искаженным фигурам Лаокоона и его сыновей и гипер-элегантности богов справа.
Наполнение ярких религиозных тем, характерных для работ Эль Греко во время его испанского периода, можно увидеть в Лаокооне . Хотя картина может быть намеком на местные традиции или комментарием к Реформации, Лаокоон содержит бесспорную духовную атмосферу. Мучительные фигуры на ужасающем фоне передают сильную эмоциональную атмосферу. Сочетание глубоких религиозных тем с чертами маньеризма стало определяющей частью искусства испанского Возрождения.
Биография Эль Греко
Грек по происхождению. Сведения о жизни, особенно о молодых годах, скупы и предположительны. Первоначально работал в поздневизантийской живописной манере в Кандии. В 1567-1570 жил в Венеции, возможно, был учеником или последователем Тициана, испытал влияние Тинторетто, Я. Бассано, посетил Парму, где высоко оценил Корреджо. В 1570 переехал в Рим, приобрел известность в римской Академии св. Луки. Пребывание в Риме чрезвычайно расширило кругозор молодого художника, связанного с гуманистической средой кардинала Алессандро Фарнезе и пережившего сильное влияние Микеланджело и поздних маньеристов. С 1577 жил и работал в Испании.
Эль Греко Доменико, испанский живописец
Эль Греко Доменико (El Greco; собственно Теотокопули, Theotocopuli) (1541-1614), испанский живописец. Грек по происхождению. Первоначально учился, по-видимому, на острове Крит у иконописцев, что во многом предопределило своеобразие его творчества. После 1560 уехал в Венецию, где, возможно, учился у Тициана. С 1570 работал в Риме. Испытал воздействие маньеризма, Микеланджело, а также венецианских мастеров Позднего Возрождения (Я. Бассано, Якопо Тинторетто). Расцвет таланта Эль Греко наступил в Испании, куда он переехал около 1577 (не получив признания при королевском дворе в Мадриде, он поселился в Толедо). В зрелом творчестве Эль Греко, родственном религиозной поэзии испанских мистиков XVI в. (Хуан де ла Крус и др.), в иллюзорно-беспредельном живописном пространстве стираются грани между землёй и небом, реальные образы получают подчёркнуто духовную интерпретацию (торжественно-величавая композиция «Погребение графа Оргаса», с многочисленными, ярко выразительными портретами, 1586-88, церковь Санто-Томе, Толедо; «Святое семейство», около 1590-95, Музей искусства, Кливленд); резкие ракурсы и неестественно вытянутые пропорции порой создают эффект стремительного изменения масштабов фигур и предметов, то внезапно вырастающих, то исчезающих в глубине («Мученичество св. Маврикия», 1580-82, Эскориал). Ведущее значение в этих произведениях получает колорит, основанный на обилии холодных рефлексов, беспокойной игре контрастных цветов, то ярко вспыхивающих, то приглушённых. Острая эмоциональность образного строя характерна и для портретов Эль Греко, порой отмеченных психологической и социальной проница- тельностью («Главный инквизитор Ниньо де Гевара», 1600-01, Метрополитен-музей) или глубокой проникновенностью и драматизмом («Портрет неизвестного рыцаря», 1578-80, Прадо; предполагаемый автопортрет художника, около 1595-1600, Метрополитен-музей), Черты ирреальности нарастают в поздних произведениях Эль Греко («Снятие пятой печати«, Метрополитен-музей; «Лаокоон», Национальная галерея искусства, Вашингтон, — оба 1610-14). Острым поэтическим восприятием жизни природы, трагизмом мироощущения овеян «Вид Толедо» (1610-14, Метрополитен-музей). Проникнутое художественным субъективизмом и вместе с тем напряженным стремлением к выражению возвышенно-драматических порывов человеческого духа творчество Эль Греко в XVII-XIX вв. было забыто и заново открыто лишь в начале XX в.
Лит.: А. Валлантен, Эль Греко. (Доменико Теотокопули), пер. с франц., М., 1962; Т. П. Каптерева, Эль Греко, М., 1965; Wethey H. E., El Greco and his school, v. 1-2, Princeton, 1962; Cossio M. B., El Greco, Barcelona, 1972; Waterhouse E., El Greco, N. Y., 1978; Marias F., Bustamante Garcia A., Las ideas artisticas de El Greco, Madrid, 1981.