Часто задаваемые вопросы
Как войти в Эрмитаж с Иорданской лестницы?
Если вы приехали в Санкт-Петербург на экскурсию в Эрмитаж впервые, лучше всего выбрать Маршрут № 1. Он стартует у подножия Иорданской лестницы — самой знаменитой в Зимнем дворце. Чтобы добраться к ней и начать осмотр музея, нужно зайти в Эрмитаж через главный вход с Дворцовой площади. Большинство посетителей заходят именно здесь. Вы попадёте во внутренний двор Зимнего (по-другому он называется Большой), через который нужно пройти. Навигационные указатели покажут, как выйти к Иорданской лестнице и начать экскурсию по музею.
В рамках Маршрута № 1 посетители могут посмотреть самые знаменитые картины западноевропейских авторов — Рафаэля, Рембрандта, Леонардо да Винчи. По пути к собранию этих шедевров, вы прогуляетесь по роскошным дворцовым интерьерам — парадным залам музея: Большому тронному, Георгиевскому, Фельдмаршальскому. Стоит задержаться в Военной галерее 1812 года, чтобы подробно рассмотреть все представленные там полотна — их более 330.
Какие картины находятся в Главном штабе Эрмитажа?
Кроме Зимнего дворца и прилегающих к нему зданий (Малого, Большого, Нового Эрмитажей и Эрмитажного театра) на другой стороне Дворцовой площади в Петербурге есть ещё одно здание в составе Главного музейного комплекса. Это Главный штаб Эрмитажа — одно из самых знаменитых строений Санкт-Петербурга полукруглой формы и большой аркой посередине. Обычно именно сквозь неё по Большой Морской улице жители и гости Санкт-Петербурга попадают на Дворцовую площадь к Александровской колонне и Зимнему дворцу. Вход в Главный штаб раньше находился только слева от арки (если смотреть на здание со стороны Дворцовой). Теперь можно пройти и сразу под аркой, там оборудовали новый вход.
Многие специально приезжают в Санкт-Петербург и отправляются не в Зимний дворец, а в Главный штаб Эрмитажа, чтобы увидеть и подробно рассмотреть картины знаменитых французских импрессионистов и постимпрессионистов:
- «Дама в саду», «Мост Ватерлоо» Клода Моне.
- «Танец», «Красная комната», «Музыка» Анри Матисса.
- «Любительница абсента», «Кирпичный завод в Тортосе» Пабло Пикассо.
- «Таитянские пасторали» Поля Гогена.
- «Две танцовщицы», «За туалетом», «Вытирающаяся женщина» Эдгара Дега.
Когда можно попасть в Эрмитаж бесплатно?
Бесплатный день в Эрмитаже — третий четверг каждого месяца. Но не для всех, а только для некоторых посетителей. Вход по бесплатным билетам в Зимний дворец, Главный штаб и Музей Императорского фарфорового завода в каждый третий четверг месяца возможен для:
- несовершеннолетних;
- инвалидов (первая и вторая группы), в том числе детей-инвалидов;
- членов многодетных семей из России и стран Евразийского экономического союза;
- пенсионеров из РФ и других государств ЕАЭС;
- ветераны Великой Отечественной войны и инвалиды;
- жители блокадного Ленинграда;
- узники концентрационных лагерей;
- ветераны боевых действий;
- курсанты и призывники;
- полные кавалеры Ордена Трудовой Славы;
- Герои Соцтруда.
Те, кто учится или работает в сфере искусства, также имеют право на вход в музей на экскурсию по бесплатным билетам
- работники российской музейной сферы;
- представители творческих объединений — художественных, дизайнерских, архитектурных;
- члены Международного Совета музеев;
- студенты и аспиранты (направление обучения в вузе не обязательно должно быть связана с искусством);
- интерны, ординаторы, адъюнкты.
Удобнее всего оформлять билет с правом бесплатного входа онлайн. В форме на сайте нужно подробно прописать данные из документов, подтверждающих право посетителя на бесплатный билет. Для сопровождающих льготы не действуют, и билеты необходимо приобрести по полной стоимости. Исключение составляют те, кто сопровождает:
- инвалидов (первая, вторая группы) из РФ и ЕАЭС;
- детей-инвалидов.
Это относится к сопровождающим тех, кто не может передвигаться самостоятельно (колясочникам, инвалидам по зрению). Тифло- и сурдопереводчики также имеют право на бесплатный вход.
С собой важно иметь подтверждающие документы, данные которых вы ввели на сайте при оформлении бесплатного билета
Картины, описание картин — Карнавал. 1888
Большое, пристальное внимание свету художник стал уделять после своего второго приезда в Париж и особенно в то время, когда поселился в Овере. Он сблизился с импрессионистам и, и их девиз: «Передавать природу такой, какая она есть, уловить в ней мельчайшие световые оттенки» — стал и девизом Поля Сезанна
Но если импрессионисты имели какие-то общие принципы в подходе к изображению (например, природы), то Сезанн держался особняком, индивидуально разрешая поставленные перед собой проблемы. Его не интересовала мимолетность освещения, не прельщала эскизность художественной манеры импрессионистов ; его интересовали сами вещи, а не поверхность их, отражающая световые лучи.
«Mardi gras» является, может быть, самой загадочной картиной Поля Сезанна. Она давно уже приводит в отчаяние исследователей творчества художника, которые пытаются найти хоть какую-нибудь тематическую основу ее. С.П. Батракова, например, пишет, что уже само обращение к подобной теме не любившего ничего театрального, игрового и декоративного Сезанна объяснить трудно. Возможно, его неосознанно и безотчетно влекла к себе великая традиция народного театра, в котором он чувствовал нечто настоящее, глубоко правдивое — в отличие от всякого рода стилизованной «театральщины».
Над этим полотном П. Сезанн работал очень много, изнуряя свои модели долгими часами полной неподвижности. В костюме Арлекина художнику позировал его сын, а в костюме Пьеро — приятель сына.
В картине «Mardi gras» (которая имеет еще и другое название — «Пьеро и Арлекин») долгое время хотели видеть только тенденциозное произведение, направленное против Эмиля Золя. Тогда многие считали, что в Клоде Лантье, герое романа «Творчество», покончившим собой, Эмиль Золя изобразил Поля Сезанна. Критик Курт Бод прямо так и утверждал, что Арлекин — это и есть Эмиль Золя; другие же, напротив, роль Арлекина приписывали самому художнику, а в Пьеро видели то Эмиля Золя, то Поля Гогена, то намек на семью самого Поля Сезанна. Скорее всего, в персонажах картины не следует искать скрытую символику, тем более что самому художнику она была чужда.
На этом полотне Поль Сезанн изобразил масленичные персонажи французского народного театра — необходимый атрибут ярмарок, маскарадов и народных гуляний. Народная традиция наделила их определенными чертами характера: победителя в шутовских проделках Арлекина — хитрой изворотливостью ; неудачника и мечтателя Пьеро — застенчивой робостью.
В «Mardi gras» только два плана, которые существуют как бы независимо друг от друга: в них нет единого действия, которое бы соединяло всю картину в одно целое и единое устремление. Отсюда, может быть, и происходит у Поля Сезанна план «кулис». Все части картины распределены с большим знанием художественных законов, нет лишних, перегружающих композицию деталей. Все полотно заполнено в меру и наделено пространственно й гармонией: к нему ничего нельзя прибавить, как ничего нельзя и убрать из него.
Поль Сезанн изобразил Пьеро и Арлекина в тот момент, когда они идут на праздник, чтобы принять участие в театрализованно м представлении. Пока они «не играют» и на картине остаются самими собой.
Арлекин у Поля Сезанна начисто лишен веселых и непосредственны х черт характера, он высокомерен, недоброжелателе н, горд: его ироничный взгляд преследует зрителя повсюду. Даже костюмы персонажей связаны с их характерами: «домино» Арлекина, обтягивающее его фигуру быстрыми яркими ромбами, должно было олицетворять быстроту, изменчивость, подвижность, а белый балахон Пьеро — скрывать тщедушность его тела и неловкость жестов и движений.
Голова Арлекина немного откинута назад, его настороженный и оценивающий взгляд обращен к зрителю. Голова Пьеро, напротив, опущена вниз, взгляд широко открытых глаза углублен в себя. Поль Сезанн, конечно же, осмысливает эти образы в духе народной традиции, но вместо бурлескной клоунады создает нечто другое. Он изгоняет со своего полотна все, что может казаться изменчивым, — непроизвольност ь жеста, мимолетность улыбки, исключает любую, даже случайную, возможность поворота фигуры. Ради этого он даже искривляет ногу Арлекина, делающего шаг по наклонной плоскости, сохраняя при этом полную устойчивость положения. И снова на картине зритель видит странные неправильности сезанновской перспективы: фигуры находятся как бы в разных пространственны х измерениях, они сосуществуют, но не общаются. Они вместе и в то же время порознь…
Описание картины Константина Сомова «Арлекин и дама»
Красочное полотно «Арлекин и дама» представляет нам К. Сомова как художника-графика. Мастер кисти изображает обычную картину – дама и ее кавалер гуляют парковой аллеей. Неожиданно их сменяют персонажи маскарада – двойники в масках. Это герои комедии Коломбина и Арлекин. Они жеманно обнимаются, однако выясняется, что эти персонажи – нарисованные куклы из картона.
На заднем плане живописного полотна виднеются фейерверки. Именно они вместе с лучами вечернего заката освещают чудное действие в парке, выхватывая героев из кромешной тьмы. Мастер кисти искусно театрализовал происходящее. В работе над полотном художник использовал любимую гуашь, гармонически сочетая ее с акварелью, поэтому цветовое решение то насыщенное и сочное, то немного прозрачное. Кисть и гуашь в руках виртуоза придают картине волшебства, а сам автор произведения как бы невзначай обращается к созерцателям.
Своеобразное воображение живописца перенесло нас в далекое прошлое восемнадцатого века, он одел героев того времени в соответствующие костюмы, едко передавая жеманность придворных балов. Ведь в таких «странных» маскарадах трудно было понять, естественна ли улыбка у героев или наигранная.
Вся композиция картины – сплошные декорации. Ветки деревьев свисают словно кулисы, слева от Арлекина – еще одна бутафория: корзина с цветами.
Сомовская «дама» закрыла свой облик маской черного цвета. Арлекин же снял маску и открыто улыбается. Занавес открыт, зритель имеет возможность лицезреть утонченную внешность персонажей, ведь темная маска гармонически сочетается с бледно-розовой кожей обличия и вычурными нарядами.
Весь театральный антураж на полотне на миг замер: маски застыли, а манекены стоят не двигаясь. Картина «Арлекин и дама» очень эффектна. В ней главное место Сомов отводит цветовой гамме, изысканности туалетов и аксессуаров, а также фантастике света.
Сомов – это… Что такое Сомов?
Константин Андреевич (1869, Санкт-Петербург – 1939, Париж), русский живописец и график. Сын историка искусства, хранителя коллекций Эрмитажа А. И. Сомова. Учился в Петербургской академии художеств (1888—97; с 1894 г. у И. Е. Репина) и в Академии Ф.
Коларосси в Париже (1897). Один из организаторов художественного объединения «Мир искусства». Участник выставок Союза русских художников, «Сецессиона» в Вене и Берлине. В 1923 г. уехал из России, с 1925 г. жил в Париже.
1897–1900 гг.
Государственная Третьяковская галерея. Москва”>
К. А. Сомов. «Дама в голубом» (Портрет Е. М. Мартыновой). 1897–1900 гг. Государственная Третьяковская галерея. Москва К. А. Сомов. «Арлекин и Смерть». Акварель, гуашь. 1907 г. Государственная Третьяковская галерея. Москва
В большинстве своих произведений Сомов обращается к традициям «галантного жанра» 18 в., нашедшего блестящее воплощение в живописи А. Ватто. Сомов пишет сцены праздников в парках, а также свидания, записки, поцелуи в аллеях и беседках или в пышно разубранных будуарах.
Однако его герои, облачённые в расшитые камзолы, платья с кринолинами и пудреные парики, похожи скорее на марионеток, разыгрывающих вечный спектакль на историческую тему, чем на живых людей.
Вспышки призрачных огней фейерверков застают людей в случайно-нелепых позах, обнаруживающих мертвенную застылость («Арлекин и дама», 1912; «Осмеянный поцелуй», 1908; «Язычок Коломбины», 1912—13; см. илл. на с. 140).
Картины Сомова погружают зрителя в мир-сон, в воспоминания об ушедшей идиллии, о которой тоскует художник, мучительно сознавая невозможность возвращения утраченной гармонии («Вечер», 1902). Люди-призраки, люди-марионетки веселятся, обречённые на вечный праздник, не зная и не умея ничего иного; под их масками и нарядами кроются, по словам поэта М. А. Кузмина, «колдовство и смерть» («Волшебство», 1902; «Арлекин и Смерть», 1907).
В отличие от др. мирискусников, Сомов не работал для театра.
Его дарование – исключительно камерное, хрупкое; свойственная художнику глубокая меланхолия «пряталась» в изысканных мелочах – рисунках, виньетках, эскизах украшения табакерок, шкатулок, вееров, ювелирных изделий и т. д.
Блестящий портретист, Сомов создал во второй пол.
Одна из вершин портретной живописи Сомова – «Дама в голубом» (портрет Е. М. Мартыновой), щемящая проникновенность которого основана на сопоставлении живого, страдающего, раздираемого мучительными мыслями человека и идиллической, но бездушной бутафории садов и кукольных фигур.
После эмиграции во Францию Сомов продолжал работать в прежнем ключе.
«За Фаберже уже обидно»
Выставка «Фаберже ‒ ювелир Императорского двора» открылась в Гербовом зале Зимнего дворца 25 ноября 2020 года. На ней представлен ряд уникальных и подлинных по мнению всех экспертов работ фирмы Фаберже, в том числе «Яйцо-часы Ротшильдов» 1902 года.
Ружников отмечает, что все императорские яйца производились в единственном экземпляре, но предметы в Эрмитаже повторяют уже признанные оригиналами экспонаты в других российских музеях. В связи с этим, считает коллекционер, есть серьезный повод сомневаться в подлинности целого ряда предметов на выставке.
В Эрмитаже отказываются обсуждать подлинность выставленных предметов. «Стиль и жанр так называемого «письма» делает «ответ» на него этически невозможным», — отвечал Ружникову Пиотровский.
В подписях к экспонатам и в каталоге выставки Эрмитаж определяет спорные предметы как оригинальные работы Фаберже, и куратор выставки Татьяна Бабошина представляет их как императорские подарки. И все же в музее отказываются однозначно заявить, подлинные они или нет.
Пиотровский отказался от интервью с Би-би-си. «В Эрмитаже запланирован ряд мероприятий, связанных с выставкой Фаберже. До того, как они состоятся, Михаил Борисович считает проведение подобных интервью преждевременным», — ответила на запрос пресс-служба Эрмитажа.
Вскоре директор Эрмитажа все-таки дал интервью другому изданию, в котором ушел от ответа, подлинные это работы или подделки, сославшись на то, что по этому вопросу ведутся дискуссии.
Но единственный сторонник их подлинности — владелец части этих предметов, коллекционер Александр Иванов, основатель частного музея Фаберже в немецком Баден-Бадене. Он называет себя миллиардером и говорит, что владеет полотнами Леонардо да Винчи, Рембрандта и Боттичелли — но отказывается их демонстрировать. Он также заявляет, что владеет золотом этрусков, инков и ацтеков и что в Петербурге якобы хранится подлинная «Мона Лиза» Леонардо да Винчи.
Ведущие эксперты по Фаберже, однако, сомневаются.
«Судя по фотографиям и опубликованным в интернете описаниям, все представленные на этой выставке так называемые «вновь найденные императорские пасхальные яйца Фаберже» из музея в Баден-Бадене — подделки, по моему мнению», — сказал Би-би-си Геза фон Габсбург, один из самых известных специалистов по дому Фаберже.
Габсбург выступал куратором крупнейших международных выставок Фаберже, в том числе первой большой экспозиции работ ювелира в Эрмитаже в 1993-1994 годах.
Серьезные сомнения в подлинности предметов выразил и немецкий специалист Александр фон Солодкофф, эксперт по Фаберже и автор монографий о русском искусстве.
В подлинности императорских яиц на выставке в Эрмитаже также сомневается финская исследовательница Улла Тилландер-Гуденйелм, правнучка работавшего с императорским двором ювелира Александра Тилландера и автор диссертации о наградной системе царской России.
Под вопросом не только пасхальные яйца, но и другие предметы — например, резная фигура солдата. Признанный всеми оригинал этой фигуры хранится в Минералогическом музее им. А. Е. Ферсмана Российской академии наук в Москве, который обладает уникальной коллекцией Фаберже. Главный хранитель музея Михаил Генералов сказал Би-би-си, что считает выставленную в Эрмитаже фигуру солдата копией, причем сделанной «настолько позорно, что за Фаберже уже обидно». Он рассказал, что музей отправил в Эрмитаж письмо с изложением своих опасений и позиции относительно оригинальности фигуры солдата, но не получил ответа по существу.
Самая большая коллекция императорских яиц в мире — в Оружейной палате в музеях Государственного Кремля в Москве, а вторая — собрание Малкольма Форбса, выкупленное после его смерти российским миллиардером Виктором Вексельбергом.
Ни одного предмета из этих коллекций на выставке не представлено. Зато партнерами Эрмитажа по выставке стали «Русский национальный музей» и «Музей христианской культуры». Под первым названием скрывалось юрлицо Иванова, не имеющее помещения, под вторым — музей, которому покровительствует Голощапов. Его СМИ называют знакомым и даже «близким другом» президента России. Он был главой ФГУП при управлении делами президента и бизнес-партнером Ротенбергов по СМП-Банку.
Именно из этих двух частных коллекций происходят все экспонаты, в подлинности которых сомневаются эксперты.
Голощапов не ответил на запрос Би-би-си.
Прекрасные акварели КА Сомова. А портреты какие!
Константин Андреевич Сомов унаследовал семейное увлечение искусством и музыкой: его отец был хранителем Эрмитажа, сам немного занимался живописью и офортом. Мать Сомова была способной музыкантшей, которой он и обязан серьезным интересом к музыке.
Портрет А.И.Сомова, отца художника. 1897
Уроки рисования Сомов начал брать еще в 1880 году, с 1884 года посещал рисовальные классы школы Общества поощрения художеств, в 1888 году поступил в Академию художеств, а с 1894 года обучался там в мастерской И.Е. Репина. Не окончив курса, в 1897 году он покинул Академию и продолжал совершенствоваться в одной из художественных студий Парижа.
Прогулка после дождя. 1896. Бумага на картоне, акварель, графитный карандаш, пастель
Пастораль. 1896. Бумага на картоне, акварель
В репинской мастерской Сомов написал ряд больших реалистичных портретов, в частности пленэрный портрет Н.Ф. Обер (1896, ГТГ) и портрет отца — А.И. Сомова (1897, ГРМ).
Портрет Н.Ф.Обер. 1896
Портрет Андрея Ивановича Сомова. 1897. Холст, масло, 95х65
С большим интересом он работал как пейзажист и был поначалу особенно увлечен пленэрной живописью.Сомов освоил приемы живописи импрессионистов, подчинив их декоративной задаче. Таковы «Купальщицы» (1899, ГТГ) , «Утро в саду» (1899, ГТГ), «Зимний склон за дорогой в Мартышкино» (1902, ГРМ).
Купальщицы. 1899
Сомов был прекрасным пейзажистом. У него «своя» зелень ясного летнего дня. Прекрасно удавалось ему уловить тот особый тон зелени, какой бывает после дождя, когда на облачном небе разгорается радуга.
Зеленый склон за дорогой. Мартышкино. 1902. Холст, масло. 42х65,4
Одна из лучших работ раннего Сомова — «Дама в голубом платье», портрет художницы Е.М. Мартыновой (1897 — 1900, ГТГ). Это произведение можно назвать программным для нового направления, которое представляли тогда Сомов и основатели «Мира искусства».
Дама в голубом (Портрет художницы Е.М.Мартыновой). 1897-1900. Холст, масло
Сомов был одаренным портретистом-психологом, о чем свидетельствует поэтически одухотворенный образ, созданный в портрете Анны Петровны Остроумовой (1901, ГРМ).
Портрет А.П.Остроумовой. 1901. Холст, масло, 87х63
Эхо прошедшего времени. 1903. Акварель, гуашь, графитный карандаш. 61х64
Специфическую славу Сомова составили «галантные» жанры, часто любовного содержания, навеянные эпохой рококо.
Волшебство. 1898 — 1902. Бумага на холсте, акварель, гуашь, бронзовая краска, графитный карандаш. 49,5х34,1
Отдых на прогулке. 1896. Бумага на картоне, акварель, бронза
Арлекин и дама (Фейерверк). 1912
Важную грань искусства Сомова представляет цикл графических портретов русской интеллиггенции — созданные в 1906 — 1910 годах портреты поэтов В.И. Иванова (1906), А.А. Блока (1907), М.А. Кузьмина (1909), художников Е.Е. Лансере (1907), М.В. Добужинского (1910), писателя Ф.К. Сологуба (1910).
Портрет писателя и поэта В.И.Иванова. 1906
Портрет А.А.Блока. 1907. Бумага, гуашь, графитный и цветной карандаш, 38х30
Портрет М.А.Кузмина. 1909. Бумага на картоне, акварель, гуашь
Портрет Е.Е.Лансере. 1907. гуашь, графитный карандаш. 38х30
Портрет М.В.Добужинского. 1910. Бумага, графитный карандаш. 44,5х31
Портрет Ф.К.Сологуба. 1910
Портрет художника А.Н.Бенуа. 1895. Холст, уголь, графитный и цветной карандаш, акварель, белила, 38,2х29
Портрет А.К. Бенуа. 1896. Картон, пастель. 100х72
В годы правления Александра I
Александр I назначает сотрудников, обеспечивающих достойное хранение, учёт, документирование и экспонирование фондов. За каждым хранителем закрепляют определенные произведения искусства. Коллекция становится разнообразнее, приобретаются работы английских и испанских художников.
Николай I, увлекающийся живописью и военным делом, оставил после себя несколько сотен картин, изображающих батальные стены. При нем создается Военная галерея из портретов русский генералов, принявших участие в войне с Наполеоном. В середине XIX века некогда частное собрание Эрмитажа становится публичным.
После падения императорской власти и с приходом к власти большевиков музейный фонд обогатился, так как в распоряжении музея оказались национализированные частные коллекции. В XX веке посетители смогли увидеть работы выдающегося импрессиониста Винсента Ван Гога и основоположника кубизма Пабло Пикассо. В то же время музей Эрмитаж лишился Бриллиантовой комнаты, перевезенной в стены Московского Кремля.
В период с 1941 по 1945 годы в подвальных помещениях Эрмитажа находилось бомбоубежище. Два млн экспонатов эвакуировали на Урал. До окончания Великой Отечественной войны в залах музея начались реставрационные работы. Культурные ценности доставили в Санкт-Петербург в целости и сохранности. Реставрация понадобилась незначительному количеству предметов.
Сегодня для туристов открыты три этажа. На первом этажи расположены залы, посвященные культуре Кавказа, Древнего Египта, Сибири, античного мира, Азии, Востока. Помещения второго этажа представляют преимущественно европейские страны: Францию, Испанию, Италию, Англию, Нидерланды, Германию и т.д. Самый маленький третий этаж – это Византия, Западная Европа, страны Востока, Центральная Азия.
Картина Сезанна «Пьеро и Арлекин»
Картина Сезанна «Пьеро и Арлекин (Масленица)», написанная им в 1888 году, не является характерной для художника в поздние годы его творчества.
Поль Сезанн «Пьеро и Арлекин (Масленица)» 1888 г.
В это время он редко обращался к «игровым» сюжетам, редкими были и романтические персонажи его картин. Однако на рубеже 1880-х и 1890-х годов им было создано несколько полотен, действующими лицами на которых были люди в карнавальных костюмах. Так художник откликнулся на увлечение своего сына Поля любительскими театральными постановками. В большинстве своем эти полотна изображали лишь одного человека. Таков «Арлекин», написанный около 1888 года.
Поль Сезанн «Арлекин». Около 1888 г.
Картина «Пьеро и Арлекин (Масленица)» является исключением. Здесь Арлекин – сын Сезанна Поль, а второй персонаж, Пьеро – его приятель Луи Гийом. В процессе работы над этой картиной Сезанн сделал много предварительных набросков и этюдов в разных техниках: в карандаше, акварели, масле. Это свидетельствует о том большом значении, которое придавал автор своему полотну.
При работе над «Пьеро и Арлекином» Сезанн использовал широкую палитру цветов.
Фрагмент костюма Арлекина
Яркий костюм Арлекина украшен черно-красными ромбами и выделяет его фигуру на общем фоне картины, притягивая взгляд зрителя.
Фрагмент костюма Пьеро
Прорабатывая складки костюма Пьеро, художник использовал оттенки серого и зеленого цветов. В целом же мы прекрасно осознаем, что костюм Пьеро белого цвета. Здесь Сезанн показал себя превосходным рисовальщиком.
Фрагмент портьеры
Густой и насыщенный цвет портьер подчеркивает их тяжесть, делает буквально осязаемой грубую фактуру ткани, из которой они сделаны.
Фрагмент стены
Стена, на фоне которой расположены фигуры, выполнена несколькими оттенками зеленого цвета и эффектно контрастирует с цветом костюмов персонажей.
Картина Сезанна «Пьеро и Арлекин (Масленица)» (102х81 см) находится в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина.
Новый Эрмитаж
Пожар 1837 года нанёс большой ущерб зданию Зимнего дворца. После него стало очевидно, что музейный комплекс нуждается в восстановлении и расширении. Николай I приказал начать строительство нового здания для размещения картинной галереи. Работы он доверил немецкому архитектору Лео фон Кленце.
Строительство Нового Эрмитажа — именно такое название получило здание — длилось с 1842 по 1851 годы. Его отличительной особенностью стал портик с десятью исполинскими изваяниями атлантов, которые поддерживают навес над главным входом. Статуи были выполнены из серого сердобольского гранита в мастерской петербургского скульптора А. И. Теребенёва. Остальные элементы портика сделаны из кирновского мраморизованного известняка. Согласно замыслу Кленце, интерьеры Нового Эрмитажа оформили в разных помпейских стилях.
Дата открытия Нового Эрмитажа — 5 февраля 1852 года.
«Вид Нового Эрмитажа со стороны Миллионной улицы», Премацци
Работы по восстановлению пострадавшего в пожаре Старого Эрмитажа (так называли современный Большой Эрмитаж) начались в 1842 году. Автором проекта стал Василий Петрович Стасов, русский архитектор, академик Императорской Академии художеств. После его смерти в 1848 году строительство продолжил Николай Ефимович Ефимов, один из основателей архитектурного неоренессанса в Санкт-Петербурге. Работы были завершены к 1851 году.
Южный фасад здания украсили фигуры Маркантонио Раймонди, Оната, Винкельмана, Дедала и других выдающихся авторов. Вдоль западного фасада расположились статуи античных живописцев и художников эпохи Возрождения. Облик здания дополнили орнаменты и барельефы, выполненные из терракоты.
В годы правления Николая I Эрмитаж стал публичным музеем, благодаря чему простые люди смогли прикоснуться к искусству. До этого увидеть художественное собрание удавалось только избранным. Даже А. С. Пушкин не мог попасть в галерею, пока не получил пропуск по рекомендации В. А. Жуковского, который служил наставником у сына императора, Александра Николаевича.
Примеры экспозиций
Коллекция «Западноевропейская скульптура»
Она насчитывает более 2 000 экспонатов, среди которых — работы итальянских французских, австрийских, британских и других скульпторов. Гордость экспозиции — статуя великого Микеланджело и собрание работ Антонио Кановы. Значительную часть коллекции составляют скульптуры французских авторов XV-XX веков, включая произведения Антуана Гудона, Огюста Родена и Аристида Майоля.
Коллекция русской живописи XVII-XX веков
В экспозицию вошло более 4000 полотен, в основном портреты царей и великих князей, военных, чиновников и деятелей культуры. Собрание картин XVIII столетия представлено работами Андрея Матвеева, Луи Каравака, Ивана Вишнякова, Владимира Боровиковского. В собрание живописи XIX-XX веков вошли полотна Василия Перова, Константина Маковского, Ивана Крамского, Ильи Репина. Здесь также можно увидеть произведения Алексея Егорова, Василия Шебуева, Федора Бруни, Кузьмы Петрова-Водкина.
Русская печатная графика
Коллекция включает в себя порядка 40 000 гравированных и литографированных эстампов. По ней можно проследить все этапы развития этого вида искусства и познакомиться с работами отечественных и европейских мастеров. В основе собрания — гравюры, которые поступили в Императорский Эрмитаж после XVIII века. В 1830-1850 годах в коллекцию музея вошли эстампы из частных собраний Александра Гассинга и Павла Карабанова, а в 1941 году Эрмитаж получил 11 000 экспонатов из Государственного музея Этнографии народов СССР и 2000 — из Артиллерийского исторического музея.
Экспозиция «Научные приборы и инструменты»
В ней представлены приборы и инструменты из частной коллекции Петра I: армиллярные сферы, солнечные часы, астролябии, подзорные трубы. Интересны коллекции чертёжных и медицинских механизмов, а также походная аптечка Петра I. В экспозиции представлены также коллекции механических часов, театральных биноклей, очков и фотоаппаратов.
Материалы Турфана
Экспонаты этой экспозиции собраны в Восточном Туркестане, где проходил Великий шёлковый путь. В ходе двух экспедиций, которые возглавляли Михаил Березовский и Сергей Ольденбург, были получены фрагменты стенных росписей, глиняные и деревянные скульптуры, фрагменты архитектурного декора, монеты и печати. Всего в экспозиции три коллекции, каждая из которых включает в себя около восьми сотен предметов.
Забытые имена русских художников: константин сомов
Сомов Константин Андреевич (Россия/Франция, 1969 – 1939) «Автопортрет» 1895
Сегодня детально рассмотрим и полюбуемся творчеством гениальнейшего русского живописца 19-20 вв. — Константина Сомова.
У каждого художника есть свои фишки, свои любимые персонажи или образы. Если у мариниста Айвазовского — это море и пучина, то у Шишкина — леса да рощи дубовые. У Бориса Кустодиева — пышнотелые красавицы и купчихи, а работы Васнецова изобилуют сказочными персонажами, былинными героями.
Суриков обожал Древнюю Русь, тогда как Михаил Врубель сходил с ума от демонов… На самом деле разобраться в русской живописи не так сложно — нужно только приглядеться к деталям. У каждого художника, повторюсь, свой фетиш.Так вот, у неизвестного на первый взгляд живописца-иллюстратора Константина Сомова также был свой фетиш, причем не один.
Его конек — это эротические и похотливые дамы, влюбленные Арлекины, бесконечные радуги, маскарады и праздники. И большая часть картин очень светлые, веселые, без скуки и депрессии… К слову, к неизвестным художникам Константина Сомова относить нельзя. Вспомнить хотя бы знаменитый портрет поэта Александра Блока, написанный Сомовым в 1907 году.
Ведь, все его видели, но не каждый знает автора:
Но прежде чем перейти к знакомству с полотнами мастера, расскажу вам один любопытный факт:29 ноября 2006 года картина «Русская пастораль» (1922) Константина Сомова на знаменитом аукционе «Кристис» была продана за рекордную сумму в 2 миллиона 400 тысяч фунтов стерлингов. До этого ни одна картина русского художника не оценивалась столь высоко.Этот рекорд стоимости русской живописи был побит в Лондоне на том же аукционе «Кристис» в июне 2007 г. картиной того же художника — картина Сомова «Радуга» была продана за 3,716 млн фунтов (более $7,327 млн) при стартовой цене 400 тысяч фунтов (около 800 тысяч долларов).
Картины Сомова символичны. В каждую картину мастер прятал какую-нибудь интересную деталь. Автор заряжает особенным чувством, эмоцией поиска деталей, штрихов, разгадки маленьких тайн. Что-то отдаленно похожее на современный квест. Итак, смотрим и не забываем о деталях.
Лучшие работы Константина Сомова
Арлекин и дама (Фейерверк). 1912
Арлекин и дама. 1912 (обновленный вариант)Арлекин и дама. 1921Арлекин и смерть. 1907Влюбленный Арлекин. 1912Галантная сцена (В саду). 1918
Итальянская комедия. 1914 Ищем двух вьетнамцев)Язычок Коломбины. 1915…и вьетнамец в белом… в той же позе…)
Пьеро и дама. 1910
Маскарад. 1925В лесу. 1914Вечер. 1900-1902Влюбленные. Вечер. 1910Маскарад. 1930-еОсмеянный поцелуй. 1908Письмо (Таинственный посланец). 1896Поцелуй. 1914Праздник в окрестностях Венеции. 1930Семейное счастье. 1898-1900Дама в голубом (Портрет Елизаветы Михайловны Мартыновой, 1900).
Молодая девушка в красном платье (Девушка с письмом). 1912Спящая молодая женщина в парке. 1922
Спящая женщина в синем платье. 1903Спящая молодая женщина. 1909Две дамы в парке. 1919Заснувшая на траве молодая женщина. 1913Лето. 1919Обнаженный юноша (Б. М. Снежковский). 1937Боксёр 1933Зима. Каток. 1915Русский балет. 1930
Фейерверк. 1922
Пейзаж с радугой. 1915
Портрет С. В. Рахманинова. 1925Окно — дверь — пейзаж (Открытая дверь в сад). 1934Автопортрет в зеркале. 1934Константин Сомов еще при жизни получил известность всей Европы, экспонируя свои произведения на зарубежных выставках. И всё же в жизни талантливого художника присутствовала трагическая нота. После октябрьской революции в России, в период всеобщей разрухи и сумятицы некому было оценить утончённую изысканность его творчества, он становится непонятым и невостребованным. Вскоре Сомов уезжает в Париж, где и остаётся до самой смерти. Сомов никогда больше не приезжал в Россию, где по нему лишь после смерти осталась вечная память благодаря его бессмертным полотнам.
http://moiarussia.ru/konsta…
1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0