«Мартовское солнце» (1915)
Юон работал над картиной в Лигачеве. Жене с детьми, проживающим в Москве, он писал:
Следующее письмо художник написал в ином тоне:
Картина была написана масляными красками, разведенными керосином. Об этой технической подробности известно из письма художника:
В картине чувствуется то умиротворение, которое наступает в природе после череды пасмурных дней. Вот что говорил художник о своем методе «уловления света»:
За окраиной деревни едут мальчики на лошадях к водопою. В руках первого «всадника» синее ведерко. Следом за ними бежит лошадь красно-белой окраски. Собака с лаем бросается к лошади, но та не обращает на нее никакого внимания и скачет себе, подняв хвост и упрямо наклонив голову.
Вся деревенская окраина утопает в солнечных лучах: купаются в свете деревья, дома, лошади…
Природа вздохнула от непогоды. Голубое небо с розовыми облаками, мерцающий синевой снег, длинные тени на снегу придают картине торжественность и чистоту.
Рекомендации для родителей
Прочитайте ребенку стихотворение А. А. Фета «Это утро, радость эта», в котором поэт говорит о торжестве весны.
Проанализируйте вместе с дочерью (сыном) содержание стихотворения. Попросите ребенка сравнить стихотворение и картину, найти общие черты и различия.
В этих лирических произведениях выявляется общий настрой, чувствуется некое умиротворение. В стихотворении «Это утро, радость эта» перечисляются человеческие ощущения, многочисленные природные явления … Оно полно жизни. Поэт предчувствует весну и заявляет об ее торжественном утверждении.
В картине «Мартовское солнце» нет ничего нежизненного. От кустиков, деревьев, веточек, домиков вблизи и вдали веет правдивостью, весенним настроением. И поэт, и художник поют гимн весне.
После Революции
Переворотные политические события в России не испугали мастера – он остался на родине. Новая власть признала его и не препятствовала работе. Писал и выставлялся, работал в театре, преподавал в собственной студии, позже в Ленинградской академии художеств и институте Сурикова в Москве. Отмечался наградами и назначениями: лауреат Сталинской премии, глава НИИ теории и истории изобразительных искусств при Академии, первый секретарь Союза художников.
При этом Юон картины писал, по оценке специалистов, весьма двусмысленные. Советский человек в них не имеет явного энтузиазма и не озарён счастьем. Герои его работ живые и настоящие. Жизнеутверждение и восхищение переменами в картинах Юона не главное. Он продолжал писать народ, город, церкви, пейзажи, провинцию – русское, всё, что любил.
Акварели о событиях 1917-го, свидетелями которых был художник, соединяют сцены из реальной жизни с архитектурой Москвы. Солдаты и рабочие – на фоне городских пейзажей
Часто перспектива так прекрасна и обширна, что невольно завоёвывает главное внимание, заставляя зрителя переносить взгляд с тёмных фигур на переднем плане. Сам художник отмечает собственную связь с историческим живописцем Суриковым: «Моя любовь к истории и к древностям, к декоративной и красноречивой красочности форм ушедших веков в соединении с живой жизнью и в живом свете – влекли меня…». В 1922 году Юон стал свидетелем парада на Красной площади в честь годовщины Октябрьской революции
В результате родилось полотно «Парад Красной армии» – пожалуй, единственная работа, выполненная в не свойственном художнику колорите, в соответствии с реальностью. Герои картины представлены тёмной массой, их действия строги и выверены. Подобные работы позволяют причислить Константина Юона к настоящим мастерам исторической живописи
В 1922 году Юон стал свидетелем парада на Красной площади в честь годовщины Октябрьской революции. В результате родилось полотно «Парад Красной армии» – пожалуй, единственная работа, выполненная в не свойственном художнику колорите, в соответствии с реальностью. Герои картины представлены тёмной массой, их действия строги и выверены. Подобные работы позволяют причислить Константина Юона к настоящим мастерам исторической живописи.
Удивительно, но живописцу удавалось сохранять баланс даже в годы гонений на церковь. Ведь он продолжал писать храмы, наделяя их особым ореолом святости, света и любви, которых было не скрыть. Не иначе как спасло везение и личное обаяние мастера.
«Новая планета», Юон
Год написания: 1921Размер: 71 × 101 смМестонахождение: Третьяковская галерея, Москва
Вариант 1 — Кратко
11 предложений/ 108 слов
Картина Константина Юона «Новая планета» была написана вскоре после Октябрьской революции и разразившейся следом Гражданской войны. Именно эти события нашли своё аллегорическое отражение в данной работе художника.
На холсте посреди чёрного космического неба изображена восходящая красная планета. Она грозно нависает над землёй, где в ужасе столпились люди. Некоторые из них, стараясь спастись от грозящих перемен, в ужасе бегут прочь. Другие с мольбой простирают руки ввысь.
Рядом с красной планетой расположено несколько других жёлтых космических тел меньшего размера. В правом верхнем углу испепеляюще светит огромное солнце. Небо пронзают острые лучи ярко-жёлтого света.
Сама поверхность земли кажется выжженной и безжизненной. Здесь нет водоёмов и растительности, лишь только голая скалистая почва.
Вариант 2 — Подробно
19 предложений/ 225 слов
«Новая планета» — это одна из самых ярких и противоречивых работ художника Константина Юона. Написанная после Октябрьской революции и последовавшей за ней Гражданской войны, картина стала аллегорическим отражением радикальных перемен, произошедших в русском обществе того времени.
На полотне изображено рождение новой ярко-алой планеты. Она грозно нависает над землёй, купаясь в острых лучах жёлтого света, словно лезвия пронзающих небосвод.
Внизу столпились люди. Они с опасением смотрят на новый космический объект, не понимая, что же ожидает их теперь. Некоторые жители Земли в ужасе бегут прочь, другие же с мольбой простирают руки к небу. В образах этих героев есть что-то дикое, первобытное. Кажется, что многими из них овладел животный страх.
Но планета неизбежно приближается, увеличиваясь в размерах. Люди понимают, что им не спрятаться от неё, и от осознания этого факта ужас становится ещё сильнее.
Рядом с красной планетой в чёрном небе изображены ещё несколько жёлтых комических тел меньшего размера. В правом верхнем углу расположилось огромное солнце. Его окружает грозный огненный ореол.Сама поверхность земли кажется выжженной и безжизненной. Здесь нет воды и растительности, а есть только голая серая скалистая почва.
Картина создаёт ощущение всеобщего хаоса, а рождение изображённой на ней новой планеты кажется началом конца. Недаром художник окрашивает этот небесный объект в красный цвет, символизирующий войны и кровопролития. Именно такие события повлекла за собой революция и, без сомнения, Юон тяжело пережил их, как и многие другие русские люди.
см. также:Все сочинения-описания картин
«Утро индустриальной Москвы» (1949)
По утверждению внука К. Ф. Юона картина «Утро индустриальной Москвы» увидена художником из окна своей квартиры неподалеку от Курского вокзала. В советском искусствоведении картина оценивалась в «героическом» ключе примерно так:
Интересно, что передний план картины (деревья, обрыв) взят Юоном из собственного художественного архива. Здесь он использует набросок «Зимнее утро» 1916 года. Довольно часто мастеру пригождались в работе этюды и наброски почти полувековой давности. Странно выглядят силуэты церкви вокруг высоких индустриальных построек. Тонкие ровные деревья, верхушки которых устремлены к первым лучам солнца, окутаны дымом. Прямые деревья перекликаются с силуэтами труб, беспорядочно разбросанных по всему городу.
Повсюду дымят заводские трубы, спешит куда-то дымящий паровоз. Автор картины показывает неизменность человеческой жизни. Люди остаются такими, какими были раньше. Меняются лишь декорации вокруг них.
Определенно полотно близко по композиции полотну Брейгеля («Охотники на снегу») и Пюви де Шаванна («Зима»).
Константин Юон: жизнь и творчество художника
Константин Юон (1875—1958) — русский советский живописец, мастер пейзажа, театральный художник, теоретик искусства.
Биография Константина Юона
Творчество Юона
Известные работы художника
Картины Константина Юона
Библиография
Биография Константина Юона
Родился в семье страхового агента, выходца из Швейцарии. В 1894 поступил в МУЖВиЗ, на архитектурное отделение. Вскоре перешел на живописное отделение, учился у К. А. Савицкого, А. Е. Архипова, Л. О. Пастернака, в 1899 работал в мастерской В. А. Серова.
С 1896 до конца 1900-х неоднократно посещал Париж, где занимался в частных студиях. С 1898 давал частные уроки. В 1900–1917 возглавлял Школу К. Ф. Юона и И. О. Дудина в Москве. Увлекся культурой Древней Руси.
В конце 1890-х — 1900-е неоднократно путешествовал по старинным русским городам. Посетил также Италию, Австрию, Швейцарию, Германию. Жил в Москве, в Сергиевом Посаде (1903, 1911, 1918–1921), Тверской губернии (1905–1906, 1916–1917), Переславле-Залесском, Ярославле.
Принимал участие в выставках Московского товарищества художников (1899, 1902), Товарищества передвижных художественных выставок (1900), «Мира искусства» (1901, 1906). С 1903 был постоянным экспонентом Союза русских художников, с 1904 — входил в состав Комитета «Союза».
Работал преимущественно как пейзажист, снискав «широкую известность» у московской и петербургской публики.
Творчество Юона
В раннем творчестве Юон часто обращался к мотивам русской деревни: художника интересовали состояния природы, смена времен года, быт провинциальных городов и сел, архитектура старинных церквей и монастырей.
Его живописная манера сложилась под влиянием уроков Коровина и Серова.
После революции индивидуальный почерк художника мало изменился, несколько иным стал круг сюжетов. В 1920-х — 1950-х он создал ряд портретов, картин на темы истории революции и современной ему жизни, в которых придерживался реалистической традиции.
Пейзажи этого времени близки по манере исполнения более ранним работам 1910-х годов, в которых тесно переплелись элементы импрессионизма и «передвижнического реализма».
Наполненные тонким лиризмом, они представляют наибольшую ценность во всем творческом наследии мастера.
Юон как театральный декоратор сильно уступает Юону-живописцу. Большинство его театральных работ не отличаются новизной и художественным воображением, которые характерны для сценографии многих его современников.
Персональные выставки Юона были организованы в 1926, 1945, 1955 в Государственной Третьяковской галерее (были приурочены к 25-летию, 50-летию, 60-летию творческой деятельности), 1931 — в Государственном музее изобразительных искусств, 1950 — в Академии художеств СССР.
Посмертные ретроспективы работ мастера состоялись в 1962 и 1976 в Третьяковской галерее, в 1976 в Русском музее. Произведения художника находятся в коллекциях многих отечественных музеев, в том числе ГТГ и ГМИИ им. А. С. Пушкина в Москве, ГРМ в Санкт-Петербурге.
Известные работы художника
«Русская зима. Лигачёво», 1947 Третьяковская галерея«К Троице. Март», 1903, ГТГ«Весенний солнечный день», 1910,«Весенний вечер. Ростов Великий», 1906, Серпуховский историко-художественный музей (СИХМ)«Сергиевский Посад», 1911,Написана из окна Старой Лаврской гостиницы. В коллекции ЦАК МПДА.«Волшебница-зима», 1912«Мартовское солнце», 1915,«Купола и ласточки», 1921, ГТГ«Новая планета», 1922,«Подмосковная молодежь», 1926;«Перед вступлением в Кремль в 1917 году. Троицкие ворота», 1927, Государственный музей Революции СССР«Первые колхозницы. В лучах солнца», 1928, ГТГ«Раскрытое окно», 1947«Штурм Кремля в 1917 году» 1947, ГТГ«Парад на Красной площади в Москве 7 ноября 1941 года», 1949, ГТГ«Утро индустриальной Москвы», 1949, ГТГ«Конец зимы. Полдень», 1929 г.
Библиография
- Апушкин Я. В., К. Ф. Юон, М., 1936;
- Третьяков Н., К. Ф. Юон, М., 1957;
- К. Ф. Юон. Человек, художник, общественный деятель. Педагог. , М., 1968;
- Ромашкова Л. Константин Юон. Альбом. М., 1973.
При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: maslovka.org, ru.wikipedia.org
Константин Юон: картины художника
Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!
Константин Юон: жизнь и творчество художника
«Мартовское солнце» (1915)
Юон работал над картиной в Лигачеве. Жене с детьми, проживающим в Москве, он писал:
Следующее письмо художник написал в ином тоне:
Картина была написана масляными красками, разведенными керосином. Об этой технической подробности известно из письма художника:
В картине чувствуется то умиротворение, которое наступает в природе после череды пасмурных дней. Вот что говорил художник о своем методе «уловления света»:
За окраиной деревни едут мальчики на лошадях к водопою. В руках первого «всадника» синее ведерко. Следом за ними бежит лошадь красно-белой окраски. Собака с лаем бросается к лошади, но та не обращает на нее никакого внимания и скачет себе, подняв хвост и упрямо наклонив голову.
Вся деревенская окраина утопает в солнечных лучах: купаются в свете деревья, дома, лошади…
Природа вздохнула от непогоды. Голубое небо с розовыми облаками, мерцающий синевой снег, длинные тени на снегу придают картине торжественность и чистоту.
Рекомендации для родителей
Прочитайте ребенку стихотворение А. А. Фета «Это утро, радость эта», в котором поэт говорит о торжестве весны.
Проанализируйте вместе с дочерью (сыном) содержание стихотворения. Попросите ребенка сравнить стихотворение и картину, найти общие черты и различия.
В этих лирических произведениях выявляется общий настрой, чувствуется некое умиротворение. В стихотворении «Это утро, радость эта» перечисляются человеческие ощущения, многочисленные природные явления … Оно полно жизни. Поэт предчувствует весну и заявляет об ее торжественном утверждении.
В картине «Мартовское солнце» нет ничего нежизненного. От кустиков, деревьев, веточек, домиков вблизи и вдали веет правдивостью, весенним настроением. И поэт, и художник поют гимн весне.
Работы разного уровня
После революции индивидуальный почерк художника мало изменился, но несколько иным стал круг сюжетов. Зато он довольно много стал заниматься общественной деятельностью. Именно ему принадлежит идея создания школ изобразительного искусства при Московском отделении народного образования.
В 1920 живописец получил первую премию за проект занавеса для Большого театра, а в 1943 году был награждён Сталинской премией Это свидетельствует о его огромном признании.
Константин Юон создал ряд портретов, картины на темы революции и современной ему жизни. В живописи он придерживался реалистической традиции. Пейзажи позднего творчества близки по манере исполнения более ранним работам 1910 годов, в которых тесно переплелись элементы импрессионизма и «передвижнического реализма».
Он был живописцем, графиком и театральным художником. Пробовал себя в тематической картине, писал портреты своих современников, но истинным его призванием оказалась пейзажная живопись.
Посмотрите ещё раз на полотно «Раскрыто окно. Лигачёво» и вновь восхититесь удивительным лиризмом мастера. А ещё лучше сходите в Третьяковку и остановитесь возле него…
К. Юон. Раскрытое окно. Лигачёво. 1947 г. ГТГ
К. Юон. Новая планета. 1921 г.
Советский художник Константин Юон: как изменились картины художника
Отношение Юона к революции несколько двусмысленно, по крайней мере, на взгляд потомков. Он был признан в СССР. Устраивались персональные выставки картин Константина Юона, художник много преподавал (в своей студии, потом в ленинградской Академии художеств и Московском институте имени Сурикова), работал как декоратор. Неоднократно награждался, был лауреатом Сталинской премии, возглавлял НИИ теории и истории изобразительных искусств Академии художеств СССР, был первым секретарем правления Союза художников. Успех, карьера, признание! Какие же поводы говорить о двусмысленности его отношения к советской власти? Картины художника Юона! Что может быть достовернее? К примеру, «Новую планету» советское искусствоведение называло «монументальным образом нового мира». Однако если допустить, что Юон мог выражать не только восхищение переменами, то разве эта его работа кажется такой уж радостной и жизнеутверждающей? Скорее она похожа на картину-катастрофу. И вызывает ли эта «новая планета» желание поселиться на ней? Не то чтобы особое… А картина Константина Юона «Люди» показывает узников Соловецкого лагеря особого назначения. Людей в лагерях хватало, с этим не поспоришь. Интересно и весьма необычно для Юона полотно «Симфония действия», в котором тоже трудно заподозрить изображение энтузиазма счастливого советского человека. Однако мы ни в коем случае не назовем Юона антисоветским художником. Когда он писал советских людей, они получались не натужной ухмылкой соцреализма, а живыми и настоящими.
При этом многие церкви на картинах художника Юона, в том числе знаменитые «Купола и ласточки», написаны в годы активной борьбы с церковью. Как же так получилось? И как ему удавалось всё совместить? Собственно, с этого биографию Константина Юона мы и начали: ему здорово повезло в жизни. Ему удалось найти себя, свой путь, встретить свою любовь и прожить плодотворную счастливую жизнь в эпоху серьезных общественных треволнений, оставив потомкам множество оттенков пронзительного неба и такого разного снега на своих картинах и, конечно, купола и ласточек.
↑ Краткая биография
Константин Юон родился 24.10(5.11.). 1875 года в обеспеченной семье страхового служащего. Его мать занималась музыкой, поэтому Юон с ранних лет приобщился к искусству.
Благодаря отцу смог окончить престижное Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Еще во время царской России успел проявить свой талант. Так, его картины выставляют в Петербурге и Москве.
Входил в ряд художественных объединений. С 1900 года у него своя студия. Свои способности Юон смог проявлять не только как создатель превосходных картин.
С 1907 он занимается декорированием театров. О его деятельности во время Октябрьской революции и гражданской войны известно немного.
Уже после этих событий становиться ясно, что у художника проявляются симпатии к советской власти. В начале 20-ых годов выходят несколько его картин, посвященных пролетарской революции. С 1925 состоит в Ассоциации художников революционной России.
К.Юон автопортрет фото
До самой своей смерти он продолжает рисовать картины и декорировать театры. В 1943 году за свои заслуги перед советским народом становиться лауреатом премии Сталина. 11 апреля 1958 года выдающий художник Юон Константин Федорович скончался.
↑ Краткая биография
Константин Юон родился 24.10(5.11.). 1875 года в обеспеченной семье страхового служащего. Его мать занималась музыкой, поэтому Юон с ранних лет приобщился к искусству.
Благодаря отцу смог окончить престижное Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Еще во время царской России успел проявить свой талант. Так, его картины выставляют в Петербурге и Москве.
Входил в ряд художественных объединений. С 1900 года у него своя студия. Свои способности Юон смог проявлять не только как создатель превосходных картин.
С 1907 он занимается декорированием театров. О его деятельности во время Октябрьской революции и гражданской войны известно немного.
Уже после этих событий становиться ясно, что у художника проявляются симпатии к советской власти. В начале 20-ых годов выходят несколько его картин, посвященных пролетарской революции. С 1925 состоит в Ассоциации художников революционной России.
К.Юон автопортрет фото
До самой своей смерти он продолжает рисовать картины и декорировать театры. В 1943 году за свои заслуги перед советским народом становиться лауреатом премии Сталина. 11 апреля 1958 года выдающий художник Юон Константин Федорович скончался.
Живописец, театральный художник и педагог
Константин Юон. Автопортрет (фрагмент). 1912. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Константин Юон. Ночной час. Портрет жены художника (фрагмент). 1911. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Константин Юон. Автопортрет (фрагмент). 1953. Государственная Третьяковская галерея, Москва
«Я родился в 1875 году в Москве, на 4-й Мещанской улице, близ Садового кольца, где прожил первые пять лет своей жизни в типичном для 1870-х годов двухэтажном доме с просторным садом из старых вязов, с цветочными клумбами и скамейками»,
— писал Константин Юон в автобиографическом очерке «Москва в моем творчестве». Его отец был родом из Швейцарии и служил страховым агентом. В большой семье родилось 11 детей. В доме любили музыку и театр, устраивали домашние концерты и спектакли, для которых сами писали тексты и шили костюмы, а декорации создавал Константин Юон. Заниматься живописью и рисованием он начал с восьми лет, еще в детстве полюбил архитектуру старой Москвы и стал постоянным посетителем Третьяковской галереи .
В 1893 году Юон поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, проучился год на архитектурном отделении и перевелся на живописное — «краски пересилили»
, как он вспоминал позже. Молодой художник изучал композицию в классе Константина Савицкого, учился у передвижников Абрама Архипова и Николая Касаткина. А технику живописи Юон совершенствовал в частной мастерской Валентина Серова . Еще в годы учебы картины приносили Юону стабильный доход, и на вырученные деньги художник путешествовал по России и Европе. В 1900 году его первый пейзаж с выставки передвижников — «У Новодевичьего монастыря весной» — приобрела Третьяковская галерея.
Константин Юон. Комсомолки. Подмосковный молодняк (фрагмент). 1926. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Константин Юон. Утро в деревне. Хозяйка (фрагмент). 1920. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань, Республика Татарстан
Константин Юон. Молодые. Смех (фрагмент). 1930. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
В том же году в небольшом селе Лигачеве в Подмосковье Юон познакомился с крестьянкой Клавдией Никитиной, которая вскоре стала его супругой. Из-за неравного брака с художником несколько лет не общался отец.
После окончания училища Константин Юон вместе с живописцем Иваном Дудиным открыл «Классы рисования и живописи» — собственную частную школу наподобие художественных студий-мастерских. Она работала до 1917 года, и в ней училось более трех тысяч учеников. Среди них были монументалист Вера Мухина , пейзажист Александр Куприн, участник «Бубнового валета» Роберт Фальк , график Владимир Фаворский и другие известные художники.
Константин Юон. Начало весны (фрагмент). 1935. Частное собрание
Константин Юон. Речная пристань (фрагмент). 1912. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Константин Юон. Синий домик. Петровское (фрагмент). 1916. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Параллельно Константин Юон оформлял в Париже спектакли «Русских сезонов» Сергея Дягилева , а в 1913 году создал декорации для оперы Модеста Мусоргского «Борис Годунов». Роль Годунова исполнил оперный певец Федор Шаляпин , который приобрел понравившиеся эскизы в свою коллекцию.
Сочинение по картине Новая планета Юона
Эта картина впечатляет. Название «Новая планета» говорит о чем-то фантастическом, с одной стороны, а с другой — о чем-то вроде настоящей революции.
Она выполнена в ярких цветах: от желтого до красного. То есть почти всю картину занимает рассветное небо в лучах солнц. Тут изображено несколько светил , а вокруг них белые спутники.
Внизу картины черным выполнена поверхность планеты, а на ней фигуры людей, которые радуются. Можно понимать, видимо, по-разному, но мне видится, что они именно радуются — прыгают и даже танцуют.
Много
лун означает, конечно, какой-то другой мир. Новую планету, которую нашли астронавты. Но красный цвет напоминает революцию, когда именно на Земле строили новый мир.
От картины ощущение энергии, силы и позитива. И все-таки есть фигурки тут, которые лежат на земле… Они отворачиваются от прихода Нового.
У некоторых впечатление, что это апокалипсис, что люди эти погибают в лучах Солнца. Но при рождении Новой планеты, понятно, возможны жертвы. Перед природой, особенно космосом, боюсь, люди пока бессильны.
Есть тут еще часть синего неба, и отсветы на черной земле. Лучи некоторые не рассеиваются, а как бы обрываются в
небе. То есть лучи есть короткие и длинные.
На картине есть и зеленый цвет. Но это не деревья и кусты, а просто соединение, например, желтого луча и синего неба. Очень красиво «переливчато» изображено Солнце — внизу оно будто жарче, цвета очень красиво переходят.
Если присмотреться к фигуркам, то можно заметить, что многие обращены к красному светилу. Они даже руки к нему тянут, приветствуя его, бегут к нему. Я думаю, что это светило и есть Новая планета, а это момент ее рождения.
Это было б хорошей иллюстрацией к фантастической книге.
Мне очень нравится картина. Ее даже можно было бы поставить на рабочий стол «обоями».
Сочинение описание картины Юона Новая планета
В 1921 году Юоном была написана картина «Новая планета». Характер этой картины очень сильно отличается от его других работ. Родилось это полотно в переломный момент для России, во времена Великой Октябрьской революции.
Через год, после создания этой картины образовалась величайшая страна, можно сказать империя — Советский Союз.
На данном полотне видно рождение огненного шара, а точнее новой планеты, Которая выделяется на темном и холодном фоне.
Этот огненно-красный шар, будто кровью окроплен, но при этом освещен яркими лучами. Эти лучи пробились из земли и тянуться к маленьким планетам, которые так высоко. Они символизируют путь к лучшему будущему, к преобразованию, которое лежит через преграды и потери.
Люди изображенные, на картине показывают, разные настроения общества.
Одни тянуться руками к этой планете, согреваясь в лучах окутывающих ее и якобы возвышающих этот самый шар из глубокой мглы. Люди испуганы, но надеются и верят в самые лучшие перемены будущего, они ликуют. Они верят, что шар — это лучшая, новая жизнь.
Другие теряются в своих смятениях. Но, несмотря на это, они рады видеть все, даже если это чудо — последнее, что они созерцают в своей жизни. Они, скорее всего, испытывают некое восхищение от того, что именно они стали свидетелями данного явления.
Третьи же, наоборот, в рождении огненного чуда видят сплошной апокалипсис, конец всему живому. Но они ничего не могут изменить, и приходится мириться с такой участью. Они не могут осознать, что их мир не погибнет и все останется также, а возможно даже и лучше.
Полотно, одновременно и притягивает, и пугает своего зрителя. Оно имеет глубокий смысл, но не каждому дано его, понять и увидеть с первого раза. Тяжело раскрыть всю суть изображенного, особенно в современном мире.
Глядя на полотно понимаешь, что революция — это всегда разные настроения людей и огненные вспышки перемен, которые для каждого несут что-то новое, свое. Но обратно повернуть нельзя, механизм запущен и прежней жизни уже не будет ни у кого.
Это самая необычная картина Юона по своей энергетике. В ней есть мощность и эмоции: ужас, радость, надежда. В полотне скрыта некая тайна, которую необходимо разгадать и осознать.
В ней есть блеск идеи, не полностью раскрытой для глаз зрителя, но полностью касающийся души.
Картина — память и напоминанием о том, что не стоит забывать о прошлом и всегда надо быть готовым к рождению новых планет.
8 класс
«Весенний солнечный день» (1910)
Эта работа входит в сергиевопосадский цикл картин Юона. Автор дает обобщенный образ весеннего городка, но между тем он проявляет топографическую точность, указывая на конкретную местность – Сергиев Посад. В город пришла весна. Повсюду лежат горы снега, но снег вот-вот растает под жаркими лучами солнца. Молодые девушки вышли на улицу, чтобы насладиться весенним теплом.
Дети постарше сидят на заборах, бегают по крыше, катаются на санях по последнему снегу. Самые маленькие сиротливо стоят, жмурясь от яркого солнечного света
Под забором важно прогуливается рыжий петух, ведя за собой пеструю курочку. Все домики, освещенные солнцем, сияют разноцветными крышами, жадно и радостно впитывая в себя тепло. Средний план картины занимают высокие ветвистые березы, через верхушки которых просвечивается нежное голубое небо
На березах шумят неугомонные грачи. Радость от пробуждения природы переполняет людей, птиц, дома…
Средний план картины занимают высокие ветвистые березы, через верхушки которых просвечивается нежное голубое небо. На березах шумят неугомонные грачи. Радость от пробуждения природы переполняет людей, птиц, дома…
На заднем плане виден архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой Лавры. Тот, кто не знаком с Лаврой, может ее и не «идентифицировать». Во многих картинах, составляющих сергиевопосадский цикл, основное действие происходит на фоне Лавры, но здесь Юон как бы не придает ей особого значения.
Рекомендации для родителей
Попросите сына (дочь) рассказать, что он (она) видит на картине. Задайте ему (ей) несколько наводящих вопросов:
- Какое время года изображает художник?
- Что указывает на приход весны?
- Что происходит на улице?
- Кто больше всего радуется весне?
- Какие чувства вызывает картина?
Рассмотрите с ребенком все детали картины
Важно показать ему, что в юоновских «многофигурных» композициях каждый персонаж оказывается при деле (мальчик, играющий с собакой; девочка, повисшая на заборе и наблюдающая за детьми, спускающимися по крыше; сгорбленная старушка, с любопытством рассматривающая молодок…)
Обратите внимание ребенка на сочные цвета, особую прозрачность воздуха, четкость архитектурных форм, переданные автором с поразительным мастерством
Поиск своего пути
Завершив основной курс, Юон по собственной инициативе остался еще на два года ради удовольствия учиться у Валентина Серова (совмещая это с «перебежками» в класс Левитана). В конце 1890-х он совершил несколько заграничных путешествий. Но яркие красоты Европы не могли в его сердце соперничать со среднерусским пейзажем. Экзотика вообще Юона не прельщала. К примеру, из путешествия на Кавказ он вернулся гораздо раньше запланированного, поскольку грозные горные виды оставляли его равнодушным, а незатейливые пресловутые березки, напротив, манили к себе. Экзотические веяния в искусстве его тоже не вдохновляли. Константин Коровин, ставший главным русским импрессионистом и увлекший за собой немало учеников, Борисов-Мусатов, привезший из Парижа полотна, резко отличавшиеся от того, чему учили студентов в училище, – всё это особо не затронуло Константина Юона и не поколебало его приверженность реалистической школе. Разве что картина Юона «Голубой куст» и серия «Ноктюрны» – дань новым течениям, отдав которую, художник вернулся к любимым панорамным пейзажам, впрочем, изредка обращаясь к символизму.
Биография Константина Юона: счастливое детство и первые картины
Странной для восприятия русскоязычными фамилией Константин Юон обязан предкам, выходцам из Швейцарии. Впрочем, к моменту рождения будущего художника семейство страхового агента Федора Юона окончательно обрусело. Мальчик стал четвертым ребенком в семье, придерживавшейся типичного для своего времени жизненного уклада московских интеллигентов. Образованием детей занимались всерьез. Старшие брат с сестрой учились в Московской консерватории. В доме постоянно устраивали музыкальные вечера, театральные самодеятельные представления, «живые картины». В доме не утихали шум, смех, постоянно бывали гости, съезжалась дальняя и ближняя родня, приходили друзья. Счастливое, благополучное детство в теплой любящей атмосфере – вполне уместное определение. Широко известна история о том, как кто-то из гостей дома научил семилетнего Костю смешивать краски. И понеслось! Отныне домочадцы в любой момент могли с высокой степенью точности сказать, чем сейчас занимается мальчик – рисует, ясное дело. Преподаватель в реальном училище подтвердил, что не просто рисует, но имеет немалое к тому дарование. В ту же пору юный Константин Юон пристрастился к посещению Третьяковской галереи. Вопрос о дальнейшем самоопределении перед ним не стоял, поскольку он его уже решил. Юон поступил в 1894 году в Московское училище живописи, ваяния и зодчества на курс к Николаю Касаткину. Увеселения студенческой молодежи проходили мимо него, юноша выделялся беспрецедентной усидчивостью и старательностью. С самого начала обучения Юон участвовал в выставках. С большим удовольствием вспоминал о своем первом успехе, связанном с похвалой Ильи Репина, который, остановившись возле картин Константина Юона, одобрительно кивнул и бросил: «Весело!». Художник рассказывал: «…как от этого его «весело» стало весело на душе у меня!». Кстати, до конца жизни Юон очень любил слово «весело» и часто его применял, говоря о картинах, художественной работе.
Биография Константина Юона
Родился в семье страхового агента, выходца из Швейцарии. В 1894 поступил в МУЖВиЗ, на архитектурное отделение. Вскоре перешел на живописное отделение, учился у К. А. Савицкого, А. Е. Архипова, Л. О. Пастернака, в 1899 работал в мастерской В. А. Серова.
С 1896 до конца 1900-х неоднократно посещал Париж, где занимался в частных студиях. С 1898 давал частные уроки. В 1900–1917 возглавлял Школу К. Ф. Юона и И. О. Дудина в Москве. Увлекся культурой Древней Руси.
В конце 1890-х — 1900-е неоднократно путешествовал по старинным русским городам. Посетил также Италию, Австрию, Швейцарию, Германию. Жил в Москве, в Сергиевом Посаде (1903, 1911, 1918–1921), Тверской губернии (1905–1906, 1916–1917), Переславле-Залесском, Ярославле.
Принимал участие в выставках Московского товарищества художников (1899, 1902), Товарищества передвижных художественных выставок (1900), «Мира искусства» (1901, 1906). С 1903 был постоянным экспонентом Союза русских художников, с 1904 — входил в состав Комитета «Союза».
Работал преимущественно как пейзажист, снискав «широкую известность» у московской и петербургской публики.