Кунсткамера при петре i

Этнографические коллекции

Кунсткамера у подавляющего большинства туристов, впервые посещающие город на Неве, ассоциируется с диковинными «мострами» и анатомией уродств, которые хранятся в Кабинете Рюйше (первую свою коллекцию из 2000 экспонатов Петр I купил у этого голландского анатома, чье имя сейчас закреплено за соответственным залом и коллекцией). Однако, бОльшую площадь и бОльшее количество экспонатов хранят этнографические залы.

На первом этаже расположены залы Северная Америка, Латинская Америка, Япония и Африка.

Все, что вы хотели знать и видеть о индейцах Северной Америки вы найдете в соответствующем зале. В зале представлены традиционная одежда, предметы быта, боевые маски, оружие и шаманские атрибуты всех народов от Аляски до Калифорнии.

Не смотря на то, что Япония является нашим морским соседом, о культуре Страны восходящего солнца мы знаем немного. Тем интереснее и ценнее зал, посвященный Японии. Здесь представлены предметы, охватывающие всю жизнь японцев – от орудий производства шелка и рыбной ловли до атрибутов театра но, кабуки и кагура. Несколько витрин посвящено культуре самураев, продемонстрирован их внешний вид и виды оружия.

Зал Африки ярок, многолик и самобытен как и сам континент.  Коллекция охватывает быт, отдых, работу и верования большого количества племен, разбросанных по Африке. Представленные экспонаты собраны в XX веке, но коллекция пополняется до сих пор.

     

Залы второго этажа переносят посетителей на Восток — в Китай и Индонезию. Зал Ближнего и Среднего Востока восхищает красотой мужских и женских нарядов. Особенно ценные экземпляры в коллекции этого зала – рукописные и печатные образцы Корана, а также атрибуты мусульманских обрядов.

Зал с китайской коллекцией считается одним из самых старых в музее. Гордость коллекции – китайский фарфор. Также в экспозиции представлены орудия труда, резные изделия из камня и дерева, а также костюмы и предметы быта различных слоев населения Поднебесной.

О Монголии и Корее наши сведения тоже невелики, поэтому знакомство с их культурами, обычаями и населением по коллекциям музея будет очень увлекательно.

     

Залы Индии, Индокитая и Индонезии демонстрируют культуры народов, населявших территории современных Таиланда, Вьетнама, Камбоджи, народов Суматры и, разумеется, Индии. Помимо предметов быта и костюмов,  много экспонатов рассказывают о религиозных представлениях и обрядах. В коллекции есть редкие амулеты, ритуальные маски и книги жрецов.

     

Кунсткамера – один из самых популярных музеев Санкт-Петербурга. Надо сказать, что задумка Петра – просвещать и обучать людей по средствам походов в музей удалась на отлично. В период туристического сезона в Кунсткамеру выстаиваются очереди, а Зоологический музей – отделившаяся часть когда-то единого музея – является одним из самых любимых и взрослыми и детьми в городе.

Планируя поход в Кунсткамеру, помните, что музей не ограничивается Кабинетом Рюйше, в нем много интересного и познавательного.

Посещение Большого Готторпского глобуса возможно только в составе группы и по предварительной заявке.

История музея

На сегодняшний день Кунсткамера обладает почетным статусом музея этнографии и антропологии. Она считается первым музеем России, учрежденным еще Петром I. Идея создания подобной коллекции пришла к царю во время его пребывания в Великобритании и королевстве Нидерланды. Там он был впечатлен посещением анатомического театра, которым руководил голландский ученый Фредерик Рюйш. Император не задумываясь приобрел у владельцев «комнат редкости» внушительную коллекцию уродцев, помещенных в особый раствор. Выделил он немалые средства и на покупку изделий из камня, металла и слоновой кости, скульптур, монет и картин.

После возвращения в Россию в начале восемнадцатого столетия царь издал указ о возведении дворца в стиле барокко, предназначенного специально для размещения экспонатов со всех уголков планеты. Под его эгидой велась активная деятельность по изучению самых разных аномалий человеческого тела, к которой были привлечены известные ученые своего времени. Внушительная часть тех экспонатов сгорела в результате пожара, случившегося в середине восемнадцатого века, но на сегодняшний день многие из них отреставрированы и представлены на экспозициях.

Кунсткамера в Петербурге

Открытие Кунсткамеры

Большинство учёных-историков склоняется к мнению, что музей был основан в 1714 году, так как первое упоминание о нем, как и о Библиотеке Академии наук, относится к этому периоду. Однако точная дата его открытия неизвестна: непосредственно связанного с созданием Кунсткамеры царского указа обнаружено не было.

Но именно в 1714-м Пётр I распорядился переправить в Питер библиотеку и собранные им коллекции «монстров и раритетов», хранившиеся в московском Аптекарском приказе. В этом же году царь учредил должность «надсмотрителя редкостей и натуралиев» и пожаловал её Иоганну Даниловичу Шумахеру — секретарю медицинской канцелярии.

Из Москвы привезли также книги и собрание Аптекарской канцелярии. Работу над созданием открытого для посещений публики музея Пётр Великий поручил своему лейб-медику Роберту Арескину (Эрскину), который возглавлял ведомство. Первоначально коллекции находились в Летнем дворце императора, позднее экспозицию перенесли в Кикины палаты — особняк, ранее принадлежавший адмиралу-советнику Александру Васильевичу Кикину.

Первый раз её продемонстрировали посетителям в 1719 году. Пётр I распорядился, чтобы публику впускали бесплатно. Более того, он выделил деньги из казны на угощения для посетителей, чтобы просвещать людей и прививать им интерес к получению знаний. В 1724 году царь основал Академию Наук, и музей с библиотекой стали её первыми ведомствами и научно-материальной основой.

Легенды об идолах во дворе Кунсткамеры

  • Во дворе Кунсткамеры нельзя говорить неправду, иначе последует кара. Именно поэтому многие девушки сюда приводят возлюбленных, чтобы узнать правду о его чувствах. Место это немноголюдное и поэтому здесь удобно выяснять отношения 
  • Когда каменных идолов решили переместить в другой место, все деревья вокруг завяли и чтобы не гневить богов, скульптуры вернули на их прежнее место
  • Если посмотреть внимательно, увидим, что листья стоящих рядом деревьев тянутся к центру фигуры, образованной статуями. Видимо, мистический центр  расположен в центре этой фигуры
  • У одного из сотрудников музея сын был болен раком. От отчаяния он пришел к идолам, разрезал себе палец и окропил лик одного из богов. Через несколько дней его сын пошел на поправку
  • Почитатели идолов дали им имена. Они считают, что скульптура с двумя веретенами в руках – соляная женщина Уиштосиуатль, жена бога смерти Миктлантекутли и старшая сестра бога дождя Тлалоки. Недалеко от нее находится бог созидания по имени Тлоке-Науаке, а рядом — бог сева и весеннего цветения Шипе-Тотек, в жертву которому ацтеки приносили ободранную человеческую кожу.

Диковины со всех уголков земли

Кроме знаменитых заспиртованных младенцев и чучел необычных животных есть в Кунсткамере и этнографические отделы. Каждый зал посвящен определенной области. Витрины в прямом смысле населены коренными народами — манекенами, одетыми в традиционные для местностей одежды, а вокруг можно увидеть макеты среды обитания

В зале Северной Америки особое внимание привлекает, например, церемониальный костюм индейцев из Калифорнии. Он представляет собой одежду, сверху донизу обклеенную вороньими перьями

В зале Китая любимый экспонат большинства туристов — крошечные женские домашние туфли. Рядом с туфельками есть и гипсовый слепок изуродованной ноги китаянки. Как известно, раньше в Китае девочкам с детства забинтовывали ноги, чтобы те не росли. Маленькая ножка считалась очень красивой, но ходить ножками младенческого размера женщины могли с трудом.

В зале Африки тяжело оторвать взгляд от ритуальных статуэток и масок, выглядящих довольно пугающе. В зале, посвященном Индонезии, интересно посмотреть на кинжалы-крисы. Эти кинжалы имеют форму языка пламени, и из-за этого не просто ранят человека, но почти вспарывают его тело. Создание такого кинжала — дело нелегкое, к тому же подобный нож имел и сакральное значение. Считалось, что между ножом и его владельцем образуется особая связь.

Первые естественнонаучные коллекции Кунсткамеры

В 1665 году в Амстердаме голландский анатом Фредерик Рюйш положил начало созданию собственной коллекции. Позже тот же Рюйш основал первый анатомический театр, который в 1697 году посетил Петр I.

Методы Рюйша были известны далеко за пределами Голландии, а разработанный им способ наполнять тонкие кровеносные сосуды особой затвердевающей жидкостью позволил ему разглядеть мельчайшие капилляры и разобраться в работе кровеносной системы. Однако секрет этого метода остается неизвестным до сих пор.

Пополнение коллекции Рюйша продолжалось вплоть до 1717 года и к этому времени уже насчитывало более 2 тыс. экспонатов. В том же году Петр решил приобрести всю коллекцию голландского анатома. В довесок к покупке Рюйш раскрыл русскому царю секрет бальзамирования трупов с помощью особого состава — liquor balsamicum.

Наряду с коллекцией анатомического кабинета Петр приобрел собрание препаратов экзотических животных, рыб, рептилий и насекомых у голландского аптекаря Альберта Себы. Впоследствии обе эти коллекции составили основу российской Кунсткамеры.

Когда в Питере бесплатные музеи

Лучшие музеи, которые можно посетить бесплатно

Каждый год в Санкт-Петербурге проходит акция «Ночь музеев», когда более 100 музеев города открывают свои двери для посетителей бесплатно. Среди них можно посетить Кунсткамеру, Российский музей, Эрмитаж и многие другие.

Также некоторые музеи работают бесплатно в определенные дни недели. Например, Русский музей открывает свои ворота бесплатно каждый первый четверг месяца. Да и в другие дни вход для студентов и школьников может оказаться бесплатным или со скидкой.

Куда пойти, если хочется сэкономить на посещении музеев

Если надо посетить музей, но бюджет ограничен, можно выбрать музеи, которые не входят в список наиболее популярных. Например, музей истории Санкт-Петербурга или музей-квартира Набокова. Вход в них намного дешевле, а экспозиции тоже интересны и довольно разнообразны.

Некоторые музеи также предоставляют скидки на билеты для определенных категорий гостей — например, для пенсионеров, инвалидов или студентов. Это стоит уточнить на сайте музея перед посещением.

И не забывайте, что довольно много интересных выставок и проектов проходят в галереях и культурных центрах города — зачастую их посещение может быть бесплатным или дешевле, чем в музее.

Великие задумки Великого посольства

Идея создания Кунсткамеры, как и многие другие гениальные идеи, созрели в могучем уме будущего императора еще в юности, во время Великого посольства 1697−1698 годов. Во время своего вояжа по Англии и Голландии Петр Алексеевич посещал и «кабинеты кунштов», где располагались различные диковины и чудеса. Царевич скупал все, что его удивляло, но в особенности он был восхищен анатомией, новой в те времена наукой.

Больше всего его впечатлило собрание знаменитого голландского анатома Фредерика Рюйша. Есть легенда, что в коллекции анатома Петр увидел заспиртованного ребенка, который выглядел почти как живой. Царевич не удержался и поцеловал его. А 1717 году Петр I купил огромную коллекцию препаратов и бальзамированных трупов младенцев у Рюйша. Именно это «собрание уродцев» и является сегодня для многих символом Кунсткамеры.

Палеолитическая Венера

Ученые назвали Венерами подобные фигурки эпохи верхнего палеолита (40–12 тысяч лет назад) отчасти в шутку: не сильно они похожи на изображения прекрасной античной богини Афродиты. А отчасти потому, что в них гипертрофированы признаки женственности — грудь и ягодицы, важные для деторождения. В пещерные времена таких дам ценили высоко.

По одной версии, палеолитические Венеры — это образы богини-прародительницы, символ плодородия; по другой — обереги или изображения реальных женщин. Эта фигурка, вырезанная из бивня мамонта, — возрастом примерно в 21–23 тысячи лет. Ее раскопали на стоянке Костёнки в Средней России в 1936 году.

Палеолитическая Венера

Палеолитическая Венера

Палеолитическая Венера

Немного истории

Кунсткамера является одним из старейших этнографических музеев мира и первым в России. Его история началась с того, что основатель музея Петр Великий начал собирать диковины — чучела животных, модели кораблей, инструменты и астрономические приборы.

В 1714 году царь распорядился создать кунсткамеру и сам пополнил коллекцию экспонатами, которые привозил из каждой поездки за границу. Основу фонда по-прежнему составляют экземпляры, собранные при жизни Петра I, в том числе анатомические образцы, подготовленные голландцем Фредериком Рюйшем.

Здание Кунсткамеры

Коллекция музея долгое время хранилась в Кремле, доме царей, до момента переноса столицы в Петербург. В хранилища Кремля привозили из самых отдаленных уголков России минералы, золотые самородки, редкие сокровища из древних курганов.

Кунсткамера в новом здании

Строительство Санкт-Петербурга было в самом начале и пока в дельте Невы по большей части были леса и болота. По проекту архитектора Ж. Б. Леблона центром новой столицы должен был стать Васильевский остров. Есть легенда о решении Петра I строить здание Кунсткамеры именно на нынешнем месте.

Императору не приходилось приказывать дважды, и в этом же 1718 году началась разработка архитектурного проекта. Предположительно, первоначальные эскизы сделал зодчий Андреас Шлютер.

Его идеи разработал и воплотил в готовый проект архитектор Г. Маттарнови. В доработке проекта и его изменениях принимал непосредственное участие сам император. Он же и утвердил нынешний вид и архитектурную концепцию Кунсткамеры.

Строительство началось в 1718 году под руководством Г. Маттарнови. В 1722 году работами по строительству руководил Н. Гербель. После него, с 1724 года, руководителем строительства стал Г. Киавери.

В каменной кладке башни он обнаружил дефекты в виде трещин и созвал авторитетную комиссию. В нее вошли ведущие зодчие того времени Доменико Трезини и М. Земцов.

В результате компетентных выводов комиссии почти готовую башню полностью разобрали, и Киавери сделал новый проект, увеличив высоту нижнего яруса и цилиндрической части башни.

В процессе продолжающегося строительства начались перемещения музейных ценностей из Кикиных палат в готовые помещения новой Кунсткамеры. К 1728 году все коллекции заняли свои места в новом здании, и в этом же году музей официально был открыт.

Строительство самого здания продолжалось под руководством М. Земцова вплоть до 1834 года. В результате получилась величественная постройка в стиле барокко на удачном месте Васильевского острова, внушающая уважение и к российской науке и к русскому зодчеству.

Как узнать куда идет автобус

Спросите у водителя

Если вы находитесь на автобусной остановке, то можете подойти к водителю автобуса и спросить, куда он направляется. Он сможет ответить вам на этот вопрос и помочь выбрать нужный маршрут.

Используйте мобильное приложение

В настоящее время существуют мобильные приложения, которые позволяют отслеживать время прибытия автобусов и их маршруты. Вы можете скачать приложение на свой смартфон и использовать его для поиска нужного направления.

Посмотрите на информационную табличку

На автобусных остановках обычно установлены информационные таблички с указанием маршрутов и времени прибытия автобусов. Вы можете посмотреть на эту табличку и выбрать нужный маршрут.

Просмотрите расписание

Часто на сайтах общественного транспорта можно найти расписание движения автобусов. Вы можете посмотреть расписание на нужный день и выбрать нужный маршрут. Это может помочь избежать долгого ожидания на остановке.

  • Не забывайте проверять, что вы сели на правильный автобус;
  • В первый раз лучше определить из какого направления прибывает автобус до нужной остановки;
  • Помните, что автобусные маршруты и расписания могут меняться в зависимости от времени года, праздничных дней и дня недели.

Что находится в Кунсткамере

Основная коллекция

Бо́льшая часть музея посвящена антропологии и этнографии. Ваше путешествие начинается в Северной Америке. Здесь можно увидеть традиционную одежду, костюмы, реликвии и оружие разных периодов. Вы пройдете через залы, посвященные Америке, Африке, Центральной Азии и, наконец, Восточной Азии. Узнаете, как жители этих регионов работали, организовывали быт, одевались и развлекались.

На что обратить внимание: 15 разных типов стрел, которые использовались в Северной Америке одним племенем, две статуи белых слонов из древнего Китая и манекен корейского воина с богато украшенными доспехами и блестящим мечом.

Аномалии

Конечно, главное достояние Кунсткамеры — собрание аномалий. Это хоть и важная достопримечательность Петербурга, но едва ли подходит людям с неустойчивой психикой. Дважды подумайте о том, чтобы привести в этот зал маленьких детей.

Здесь находится большая коллекция сохранившихся с петровских времен образцов как людей, так и животных с физическими отклонениями. Среди прочего посетители увидят экспонаты с двумя головами, нереальными размерами частей тела и другими патологиями.

Знаменитые младенцы в бутылочках составляют лишь небольшую часть огромной коллекции, включающей в себя чудесные диорамы, которые демонстрируют редкие предметы и культурные традиции со всего мира. Вы легко можете потратить час или два, рассматривая их.

Экспозиция музея

Началом экспозиции Кунсткамеры стали покупки, сделанные Петром Первым во время Великого посольства, и покупки в 1717 году коллекций редкостей Ф. Рюйша и А. Себы.

Начало собственной коллекции

В 1718 году император издал такой приказ: собирать анатомические и иного вида редкости со всех губерний России. Его особенно интересовало «все, что зело старо и необычно»: оружие, одежда, инструменты. В северную столицу привозили минералы, драгоценные камни, петроглифы, раковины, чучела необычных зверей, коллекции бабочек и прочее. Все это оформлялось и представлялось публике.

Кстати, согласно этому указу, за любые находки полагалось вознаграждение, а за сознательную утайку «редкостей» вводились штрафы.

В 1720 году в распоряжение музея была передана коллекция Д. Г. Мессершмидта, путешественника и этнографа, изучавшего народы Сибири. В 30-ых годах в Кунсткамеру передали собрание инструментов и механизмов Я. Брюса и коллекции, собранные во время Камчатской экспедиции 1733-1743 годов.

Коллекция в XIX веке

Коллекция Кунсткамеры очень быстро росла, а в 1830 году она была разделена на отдельные музеи.

Экспозиции этих музеев рассказывали о биологических особенностях развития и материальной культуре народов, проживавших на территориях от Японии до Африки, от Америки, Северной и Южной, до Китая. Экспонаты привозились из экспедиций, покупались на средства, выделенные из государственной казны. Особенно значительно коллекция Кунсткамеры пополнилась во время царствования Екатерины II, хотя и другие Романовы внесли весомый вклад в расширение экспозиции: великая княгиня Елена Павловна передала музею знаменитую астролябию фламандца Г. Арсениуса, а Николай II привез много уникальных предметов из своего заграничного и дальневосточного путешествия.

В настоящее время раннюю историю музея освещают несколько экспозиций. В них представлены инструменты, собранные Петром I и его преемниками. Глобус-планетарий был приобретен императором ещё в 1713 году и весил более трех с половиной тонн. В 1747 году он сгорел, но его удалось реставрировать по старым чертежам. Остальные инструменты и приборы, в том числе ньютоновская труба, труба Доллона, зрительная труба Ломоносова, с помощью которой он наблюдал за Венерой, астрономические часы, идеально сохранились до нашего времени. Также до нашего времени дошла уникальная китайская механическая игрушка из янтаря и слоновой кости, купленная русским посланником Л. В. Измайловым в Китае в 1720 году – «ладья небесная».

Антропологические коллекции или комната уродцев

Есть там и посмертная маска императора Петра. Так же как и отпечаток его руки, надо сказать рука была немаленькая.

Несколько фотографий эмбрионов, впечатлительным лучше не смотреть. Забыл сказать, что в музее можно фотографировать, но только не в комнате с уродцами, о чем мне поспешили заметить бабушки-старожилы. Мутанты человеческих эмбрионов известны на весь мир, и привлекают тысячи посетителей в музей.

Как я сказал в начале, за два часа я не посмотрел и половины, а уж не прочитал так и страшно сказать сколько. Но запечатлел интересные экспонаты, например эти ковры.

Если бы этому музею выделить хорошее, большое помещение, и уменьшить количество стекла, которым огорожены все экспонаты, то музей бы был более популярен. Сейчас, когда я могу сравнить с музеями Швеции, то заявляю со всей ответственностью, в кунсткамере можно увидеть гораздо больше, чем во многих музеях Стокгольма. Причина малой популярности русских музеев проста, мы не знаем как подать выставку, а между тем это огромные деньги, но кому они нужны когда можно тупо качать нефть.

Кроме того в кунсткамере много экспонатов различного оружия, как холодного так и огнестрельного, смотрите мои фото.

А один клинок и вовсе удивил меня своей формой лезвия, точнее их количеством.

Все время, гуляя по музею, меня не покидало чувство что за мной кто-то следит. И вот я поймал его.

Ценителям антикварной мебели понравятся экспонаты из резного дерева, покрытые древними лаками.

Без этого предмета видимо было не обойтись в те времена :). Еще один пример экспонатов Кунтскамеры, как видите не одни уродцы.

Экспонаты, приносящие несчастье

Существует несколько преданий о хранящихся в Кунсткамере артефактах, обладающих мистической силою. Например, там есть часы в корпусе из красного дерева, стрелки которых обычно стоят, но якобы порой они вдруг начинают подвигаться назад, останавливаясь всегда на одной и той же позиции – 9 часов 45 минут. И после этого, как правило, умирает некто из сотрудников музея.

Еще один «проклятый» экспонат – статуэтка бронзовой кошки. Говорят, что время от времени она моргает, и если при этом кто-либо присутствует, то его ждет скорая смерть. Так, один студент решил переночевать в кладовой рядом с пресловутой статуэткой, а наутро в кладовке никого не отыщи, только кошка зловеще ухмылялась. Больше молодого человека никто никогда не видел.

Кунсткамера

Чем знаменита Кунсткамера?

Кунсткамера является своеобразным символом естественных наук в России. Возникновение музея прекрасно вписалось в планы Петра сделать Петербург городом просвещения. Спустя десять лет после открытия правитель учредил Академию наук, в ведение которой и был передана коллекция. Кунсткамера быстро стала местом образования и научных изысканий. Здесь работал и М. В. Ломоносов. Ученый оставил после себя полное описание коллекции минералов. С Кунсткамерой связаны и другие имена – Н.Н. Миклухо-Маклая, В. В. Струве, Д. А. Ольдерогге и других.

Неуклонный рост числа экспонатов привел к необходимости разделения Кунсткамеры на несколько музеев — антропологии, зоологии, этнографии. Этот исторический момент отмечен и в сегодняшнем названии учреждения — Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого. Тем не менее, для многих он остается местом скопления различных диковинок.

Что нужно посмотреть в Кунсткамере?

@klekli

Основу экспозиции составляет личная коллекция Петра, которую он начал собирать еще в поездке по Европе, насмотревшись на кабинеты редкостей в Великобритании и Голландии. Сейчас в Кунсткамере выставлены в том числе предметы быта и культур народов мира – от африканцев до японцев. Значительна и коллекция, которую Миклухо-Маклай привез из Океании.

Особой популярностью у посетителей пользуется Готторпский глобус

– шар, в который можно залезть и рассматривать звездное небо на внутренней стороне сооружения. Его диаметр составляет три метра, поэтому человек может даже лечь внутри.

Одним из ценных экспонатов является скелет Николя Буржуа

, телохранителя Петра Великого. Рост мужчины превышал 220 сантиметров, поэтому неудивительно, что после смерти император повелел выставить его в Кунсткамере. Пожар в музее уничтожил череп бедняги, пришлось прикрепить к туловищу голову другого мужчины.

Еще один не менее диковинный скелет – детский, с двумя головами

. Это один из первых экспонатов Кунсткамеры. Достался в дар от анатома из Голландии Фредерика Рюйша. Сиамские близнецы сохранились в анатомическом препарате, который ученый создал по собственной методике.

Выставленный на всеобщее обозрение бюст Андрея Боголюбского

интересен в первую очередь тем, что при создании впервые использовалась технология восстановления человеческого облика по черепу. Автор скульптуры, Михаил Герасимов, доказал, что владимирский князь имел монголоидные черты лица.

Фигура гейши

Морока О-Мацу появилась в Кунсткамере после поездки будущего императора Николая II в Японию. Молодой человек познакомился с девушкой в одном из заведений Киото и был ей очарован, о чем тут же сообщили императору Мэйдзи. Перед отъездом Николаю Александровичу вручили куклу – копию Мороки в полный рост. Император решил не оставлять подарок во дворце и передал его в музей.

@alexandradro1990

Здание Кунсткамеры

Изначально диковинки Петра разместились в Людских палатах Летнего дворца, однако места для постоянно растущей коллекции быстро стало не хватать. Так императору пришла в голову идея найти для экспонатов собственный «дом».

Кунсткамера стала первым музеем, здание для которого строилось специально. Первоначальная постройка выполнялась по проекту архитектора Маттарнови в стиле петровского барокко. Кирпич для строительства выписывали из Европы. После пожара от нее остался только остов, однако дом удалось восстановить практически в первоначальном виде.

Интересные факты

  • Вход в Кунсткамеру во времена Петра I являлся бесплатным. Государь считал посещение музея частью просветительского процесса, за который люди не должны отдавать деньги. Более того, всем пришедшим предлагали особое императорское угощение.
  • Один из самых интересных экспонатов музея – Готторпский глобус – сейчас выглядит не так, как при Петре. В XVIII веке объект сгорел, остался только каркас из металла. Позднее глобус-планетарий восстановили. Во времена Великой Отечественной войны он был похищен нацистами, но в 1948 году удалось вернуть экспонат на законное место.
  • Долгое время считалось, что после пожара 1747 года в Кунсткамере не сохранилось ни одного экспоната времен Петра. А потом в закромах музея нашлась китайская .
  • По легенде в Кунсткамере хранилась заспиртованная голова казненной любовницы Петра, Марии Гамильтон. Об этом стало известно из счетов Академии наук, показавших большой расход спирта. Однако голову найти так и не удалось: в музее её уже не было. Поговаривают, экспонат похитил кто-то из посетителей, предварительно использовав спирт по прямому назначению.
  • На сайте Кунсткамеры можно отправиться в виртуальный тур по музею. Это поможет быстрее сориентироваться в здании и понять, куда отправиться в первую очередь.

Скелет Николя БуржуаДвухметровый телохранитель Петра I с чужой головой

Известно, что Петр I был тем еще затейником и любил путешествовать по загранице. Любознательный император привозил в Россию не только необычные предметы и анатомические коллекции, но и неординарных людей. Так случилось и с Николя Буржуа, которого Петр I встретил в одном из путешествий. Этот гигант поразил царя своим масштабом: рост Буржуа был 226,7 см. Петр сразу же нанял здоровяка себе на службу, а когда тот скончался, его скелет стал неотъемлемым экспонатом Кунсткамеры.

Пожар 1747 года сказался и на этой диковине: пламя сожгло череп Буржуа, так что голову пришлось прикрепить от другого человека. Поговаривают, что дух обезглавленного француза до сих пор пугает смотрителей музея.

Знаменитые сотрудники

Музей стал оплотом отечественной науки и на протяжении XVIII–XIX столетий занимал особое место в составе Академии. Деятельность гениальных учёных прошлых эпох тесно связана с Кунсткамерой. Здесь трудились:

  • первый крупный русский учёный-естествоиспытатель Михаил Васильевич Ломоносов;
  • физик и математик Георг Вольфганг Крафт;
  • естествоиспытатель, зоолог и этнограф — академик Леопольд Иванович фон Шренк;
  • один из основоположников эмбриологии Карл Максимович Бэр.

Сотрудничали с музеем легендарный путешественник и ученый Николай Николаевич Миклухо-Маклай, этнографы Лев Яковлевич Штернберг, Владимир Германович Богораз и Владимир Ильич Иохельсон.

Экскурсии

Кунсткамера в Санкт-Петербурге предлагает посетителям различные экскурсионные программы. Для детей предусмотрен специальный вариант, включающий знакомство с естественнонаучными коллекциями.

Посетив залы, посвященные различным народностям, ребенок познакомится с особенностями их культуры, быта, а также с уникальными гравюрами, украшениями, предметами культовой и повседневной одежды, узнает много новой и познавательной информации.

В кунсткамере СПБ организовываются следующие виды программ:

  • классические обзорные экскурсии, в ходе которых можно познакомиться с основными экспозициями антропологического музея и посетить большинство заслуживающих внимания залов;
  • знакомство с Готторпским глобусом, который является одним из первых экспонатов кунсткамеры. Когда-то он считался самым большим планетарием-глобусом в мире. Сегодня его можно лицезреть воочию, купив билет на право посещения 4-5 этажей музея;
  • тематические экскурсии, посвященные традиционной культуре народов мира. Посетив такую экскурсию можно узнать о самых древних формах религии (тотемизм, анемизм), способах обработки дерева, камня и других материалов, кулинарных предпочтениях и особенностях построения жилищ;
  • экскурсионные программы из цикла «Ветер странствий», рассказывающие о великих путешественниках и первооткрывателях, а также о Русской Америке и этапах ее освоения.

Для школьников кунсткамера в Петербурге предлагает ряд познавательных экскурсий, на которых они смогут познакомиться с достижениями китайской цивилизации, японской культуры, узнать много нового о представителях первобытного общества, астрономии, астрологии и прочих дисциплинах. Существуют даже специальные квесты, в которых дети отыскивают слонов, слоняясь по музею и набирая игровые баллы для грандиозной раздачи слонов.

Работа с детьми

Петербургский музей этнографии проводит занятия не только со школьниками, но и с детьми младшего возраста. Дошкольники и учащиеся начальных классов могут поиграть в индейцев, научившись языку жестов и вызову дождя вместе с шаманом Пуэбло. Много интересного ребят ждет на занятиях, посвященных особенностям празднования китайского нового года Они могут принять участие в настоящих танцах с драконами.

Важно! Для самых смелых есть возможность принять участие в постановке, основанной на сюжетах индийских сказок, поиграв при этом на настоящих музыкальных инструментах и примерив пари и сари

Экспозиции и коллекции

В Кунсткамере имеются следующие экспозиции и коллекции:

М. В. Ломоносов и Академия наук XVIII века. Ломоносов был одним из первых академиков, часть экспозиции посвящена ему и представлена личными вещами, мозаичными портретами из его мастерской, научными приборами, инструментами, книгами. Выставлены также различные предметы искусства. Интерес представляет макет лаборатории академика, изготовленный в середине XIX века.

Первые естественные коллекции. Экспозиция основана на приобретенных Петром I экспонатах – сохранилась только их часть.

  • Историческая экспозиция. Посвящена она истории и архитектуре самой Кунсткамеры. Она представлена гравюрами, фотографиями, макетами. Примечательно и само убранство помещений – бывший мюнц-кабинет, где сохранилась декоративная лепнина XVIII века. Организована динамическая электронная презентация.
  • Африка. Эта коллекция регулярно пополняется, а ее основа формировалась более полувека – с середины XIX века. Жемчужиной коллекции называют бенинскую бронзу – литье с изображением правителей Бенина, их матерей, царедворцев, животных.

Ближний и Средний Восток. Экспозиция включает множество предметов искусства, быта, памятников культуры и религии. Есть несколько экземпляров Корана, в том числе рукописных, национальные костюмы, оружие.

Индия. Экспозиция представлена археологическими находками еще со времен палеолита, предметами быта, оружием, доспехами. Особого внимания заслуживает индийский текстиль. Выставлена также национальная одежда, украшения. Уникальным экспонатом является дворцовый портик XVIII века.

  • Индокитай. Большую часть коллекции собрали сами сотрудника музея и российские востоковеды. Примечательны национальная одежда, музыкальные инструменты, буддийская скульптура, парадное оружие, театральные маски, предметы быта.
  • Индонезия. Экспозиция отражает религиозно-магические представления и практики жрецов батаков – амулеты, маски, книги, фигурки. В коллекции есть предметы быта, образцы различных ремесел.

Китай. Особого внимания в этой экспозиции заслуживает собрание китайского фарфора, художественные изделия XVIII-XIX веков, образцы резьбы по различным материалам. Выставлены национальные костюмы различных слоев общества, культовые предметы, предметы погребального обряда.

  • Корея. Эта экспозиция примечательна контрастом археологических находок и современных изделий. Здесь можно увидеть национальную одежду, предметы быта, ритуальную посуду, дворцовую утварь. Уникальность представляют старинные изделия – металлические, фарфоровые, из селадона с росписью.
  • Латинская Америка. Экспозиция отражает традиционную культуру коренных народов. Некоторые экспонаты относятся еще к XVI веку. Уникальным является парадный костюм вождя с украшениями из перьев, костюм шамана чамакоко. Выставлены различные ритуальные предметы, предметы искусства, трофеи.

Монголия. Помимо традиционной одежды и предметов быта экспозиция включает модель юрты, коллекцию буддийских масок из папье-маше.

  • Северная Америка. Экспозиция посвящена американским индейцам, отражая их культуру начала XIX века. Музей особенно гордится алеутскими деревянными головными уборами, предметами снаряжения, ритуальными костюмами, традиционной одеждой, керамикой.
  • Япония. В экспозиции отражены традиции японской культуры – традиционная одежда, атрибуты японского театра, чайных церемоний, сельскохозяйственные орудия, инструменты и предметы для изготовления шелка.

Одним из великолепных экспонатов Кунсткамеры является Готторпский глобус, который был подарен Петру I Карлом Фридрихом. Диаметр конструкции составляет более 3 м.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: