Загадка самой известной картины Кустодиева: кем на самом деле была «Купчиха за чаем»
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Тема размеренной купеческой провинциальной жизни была для художника связана с воспоминаниями о счастливом детстве и юности. Хотя материальные условия жизни его семьи были очень стесненными – отец рано умер, и заботы о четверых детях легли на плечи матери – все же в доме царила атмосфера любви и счастья. 25-летняя вдова старалась прививать детям любовь к живописи, театру, музыке и литературе. С купеческим бытом Борис Кустодиев был хорошо знаком с самого детства – семья арендовала флигель в купеческом доме в Астрахани. Впоследствии художник будет неоднократно возвращаться к своим детским воспоминаниям о неспешной счастливой жизни в провинциальном городе.
«Купчиху за чаем» Кустодиев написал в 1918 г., в 40-летнем возрасте. Годы счастливой юности давно остались позади, а с приходом большевиков к власти эта жизнь была утрачена безвозвратно. Купеческие усадьбы и дородные купчихи за уставленными снедью столами теперь жили только в памяти художника. Времена были голодные и страшные, о чем он писал режиссеру В
Лужскому: «Живем мы здесь неважно, холодно и голодно, все только и говорят кругом о еде да хлебе… Я сижу дома и, конечно, работаю и работаю, вот и все наши новости»
К тому же в это время у художника были серьезные проблемы со здоровьем – еще в 1911 г. ему поставили диагноз «костный туберкулез», позже в позвоночнике образовалась опухоль, болезнь прогрессировала, и к моменту написания «Купчихи за чаем» Кустодиев уже три года был прикован к инвалидному креслу. С тех пор, по словам художника, его миром стала его комната. Но тем живее работало воображение. «Картины в моей голове сменяются, как кино», – говорил Кустодиев. Чем хуже становилось его физическое состояние, тем ярче и жизнерадостнее были его работы. В этом он находил свое спасение. Поэтому утверждения о том, что в своих картинах он намеревался изобличить дореволюционный мещанский быт, иронизируя над умиротворенными купчихами, вряд ли имеют под собой реальные основания.
На самом деле «Купчиха за чаем» была вовсе не купчихой, а настоящей баронессой. Очень часто моделями для купчих Кустодиеву служили представительницы интеллигентной среды. На этот раз художнику позировала его соседка по дому в Астрахани Галина Владимировна Адеркас – баронесса из древнего рода, ведущего свою историю с XIII в. На тот момент девушка была студенткой-первокурсницей медицинского факультета, хотя на картине она выглядит гораздо старше и внушительней, чем была в действительности. Однако автор и не преследовал цели портретного сходства – это скорее собирательный образ, который становится олицетворением всего уездного городка.
О дальнейшей судьбе Галины Адеркас известно очень мало: по некоторым сведениям, она оставила занятия хирургией и занялась пением. В советское время пела в составе русского хора в Управлении музыкального радиовещания Всесоюзного радиокомитета, участвовала в озвучивании фильмов. Следы теряются в 1930-1940-х гг. – предположительно, она вышла замуж и выступала в цирке.
http://pikabu.ru/story/zagadka_samoy_izvestnoy_kartinyi_kustodieva_kem_na_samom_dele_byila_kupchikha_za_chaem_4629660http://umbra.media/arhiv/kupchiha-za-chaem-borisa-kustodieva/http://kulturologia.ru/blogs/191116/32299/
голоса
Рейтинг статьи
Купчиха за чаем – Ярмарка Мастеров
Первоначально чаепитие на Руси считалось одним из символов зажиточной и благополучной жизни: из-за своей дороговизны чай был по карману далеко не всем. Только в начале XIX века чай стал доступным и начал прочно входить в русский быт: без него не обходилась ни одна встреча, ни одно семейное торжество, не заключались брачные союзы и торговые сделки. Чаепитие на Руси наполнилось своей философией. И, конечно же, стало сюжетом многих картин Наверное больше других художников оду чаепитию в своих работах воплотил Борис Михайлович Кустодиев.
Одним из излюбленных персонажей произведений Бориса Кустодиева была дородная, пышущая здоровьем купчиха. Купчих художник писал множество раз — в интерьере и на фоне пейзажа, обнаженными и в нарядных платьях.
Картина «Купчиха за чаем» уникальна по своей впечатляющей силе и гармонической цельности. В сидящей на балконе за столом, уставленным яствами, дебелой, необъятной толщины русской красавице, образ купчихи приобретает подлинно символическое звучание.
Большую смысловую нагрузку несут в полотне детали: трущийся о плечо хозяйки толстый ленивый кот, купеческая чета, пьющая чай на соседнем балконе, изображенный на заднем плане город с церквами и торговыми рядами и, в особенности, великолепный «гастрономический» натюрморт.
Спелый красный арбуз с черными косточками, жирный кекс, булочки, фрукты, фарфор, большой самовар — все это написано необыкновенно вещественно и осязаемо, но нарочито упрощенно, как на лавочных вывесках.
С чем же пили чай, что подавалось к чаю? Первое, что буквально бросается в глаза при рассматривании картины – это присутствие арбуза в «домашних» чаепитиях. Согласитесь, несколько неочевидная закуска к чаю
Арбуз надрезан — получается, что стоит он на столе не для антуража. На картинах арбуз нарезан на дольки и готов к непосредственному потреблению. Так что, скорее всего, его ели именно с чаем. Некий смысл в этом странноватом сочетании, на самом деле, есть. Наверное, арбуз призван несколько разбавлять и охлаждать горячий и сладкий чай.
Виноград и яблоки, приготовленные для съедения купчихой, закуски для чая достаточно распространенные и очевидные. Из современной русской чайной культуры фрукты практически полностью исключены. Тогда как на Востоке чай с фруктами пьют очень часто – и от восточных людей эту привычку могли заимствовать и русские. Кстати, чай с фруктами (и с сухими, и со свежими) действительно очень вкусен!
Кстати, и яблоки, и виноград, и арбуз могли употребляться не с чаем, а между чаем. Одной чашкой домашнее чаепитие ограничивалось очень редко! Чай пили долго, со вкусом — выпивали чашек пять-десять. Целый ритуал получается
Тем более в варианте «Голубого домика» – на таком балкончике можно ой как долго просидеть. И ежели все это время чай без перерыва пить – обомлеешь. А если делать «фруктово-ягодные» перерывы – то, вроде как, будет полегче.
В голодный 1918 год, (а именно в этот год была написана «Купчиха за чаем») , в холод и разруху больной художник Борис Михайлович Кустодиев мечтал о красоте, полнокровной яркой жизни, обилии, спокойной размеренной жизни.
Мечты о воплощались в его полотнах — колоритных и очень национальных!
http://www.livemaster.ru/item/16877977-kartiny-i-panno-kartina-maslom-kupchiha-za-chaem-b-kustodiev
больше фото:
Всем спасибо!
Приятного чаепития, а также достатка и благополучия в жизни
Судьба художника
Борис Кустодиев учился у Ильи Репина. Будучи студентом Петербургской академии художеств, именитый мастер предложил ученику поработать над «Торжественным заседанием Государственного совета 7 мая 1901 года». В академии и сразу после её окончания Кустодиев считался портретистом. Однако вскоре художник переключился на сюжеты, близкие к фольклору. Он много ездил по России, наблюдал ярмарочную кутерьму, жизнь купцов и простых людей. Всё увиденное в дальнейшем станет основой его шедевров.
Портрет Ф. И. Шаляпина, 1921. (Wikimedia Commons)
Самые известные свои полотна Кустодиев написал, будучи прикованным к кровати. «Замыслы, один другого заманчивее, так и теснились в голове, — писал Кустодиев — Руки работают. А ноги… Что ж, для работы они не особенно нужны, можно писать и так, сидя в инвалидной коляске». В 34 года у него обнаружили опухоль спинного мозга. Операции результата не дали, и последние 15 лет жизни художник был вынужден работать лёжа.
Купчиха за чаем Википедия
«Купчи́ха за ча́ем» — картина русского художника Бориса Кустодиева, написанная им в 1918 году.
На картине изображена купчиха, сидящая за чаем на террасе своего особняка на фоне провинциального городского пейзажа. В этой работе Кустодиев воплотил свой давний замысел о создании картины на тему купеческого чаепития, но с женщиной в качестве главной героини полотна. Моделью для неё Кустодиеву послужила реальная женщина, но не купчиха, а баронесса — Галина Адеркас, наследница дворянского рода из Астрахани, с родины Кустодиева. Она обладала пышными формами и была вполне в художественном вкусе Кустодиева, признававшегося, что «худые женщины на творчество не вдохновляют».
Картина написана в 1918 году, после революции, уничтожившей купеческий мир старой России. Полотно было хорошо встречено и положительно оценено критиками и художниками, включая Константина Сомова, Георгия Лукомского, Михаила Нестерова. Работа побывала на нескольких экспозициях, в том числе за границей, а также на первой персональной выставке Кустодиева. В настоящее время картина находится в коллекции Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге.
История и создание
Состоя в художественном объединении «Мир искусства», Кустодиев интересовался не только образами дворянской культуры, но и провинциальным бытом — он был настоящим поэтом купечества. Купчихи в творчестве Кустодиева — это будто богини, выразительницы мечтаний народа о счастье, сытости и достатке. Однако во многих его жанровых полотнах на тему купечества народный, русский идеал женской красоты при гиперболизированных формах обретал особую монументальность, одновременно сочетая в себе восхищение, иронию и гротеск, современность и прошлое, реальность и вымысел. Появилось даже выражение «кустодиевские красавицы» — они населяют особый сказочный мир, в котором сохранился разрушавшийся прямо на глазах у Кустодиева старый патриархальный уклад с купчихами, чаепитиями, гуляньями и ярмарками в тихих провинциальных городах. В ту небывалую кустодиевскую Русь, наполненную жизнью, светом и силами, изобилием и музыкой, красками и весельем, и бежал от обыденности художник, прикованный к инвалидной коляске по причине
Кустодиев Борис Михайлович — русский художник
27 февраля 1917 года
Автопортрет. 1904
Балаганы
Берендеевка. Эскиз декорации к спектаклю А.Н.Островского «Снегурочка».
Булочник. Из серии «Русь. Русские типы».
В низовьях Волги
Вербный торг у Спасских ворот
Весна
Волга. Радуга
Голубой домик
Гроза
Групповой портрет художников «Мира Искусства». Набросок.
Гуляние на Волге
Деревенский праздник. Фрагмент
Жатва
Женщина с чашкой
Земская школа в Московской Руси
Зима
Извозчик-лихач. Из серии «Русь. Русские типы».
Карусель. Из серии «Русь. Русские типы».
Красавица
Красная башня Троице-Сергиевой лавры
Крестный ход
Крещенское водосвятие
Купанье 1
Купанье
Купец в шубе. Из серии «Русь. Русские типы»
Купец-сундучник
Купец. (Старик с деньгами).
Купец. Из серии «Русь. Русские типы»
Купчеха с покупками. Фрагмент
Купчиха 1
Купчиха за чаем
Купчиха и домовой
Купчиха с зеркалом.
Купчиха с покупками. Фрагмент
Купчиха с покупками
Купчиха, пьющая чай
Купчиха. Из серии «Русь. Русские типы».
Купчиха. Фрагмент
Купчиха
Купчихи в Кинешме
Лежащая натурщица
Летний праздник.
Лето
Масленица. Фрагмент 1
Масленица. Фрагмент
Масленица.
Масленица
Масленница фрагмент
Матрос и милая. Из серии «Русь. Русские типы».
Монахиня 1
Монахиня
Морозный день
Московский трактир
Натюрморт с фазанами
Ночной праздник на Неве.
Пасхальный обряд (Христосованик)
Площадь на выезде из города. Эскиз декораций к спектаклю А.Н.Островского «Горячее сердце».
Под звуки гитары
Под сводами старинной церкви. Эскиз декорации к спектаклю А.Н.Островского «Гроза»,
Половой. Из серии «Русь. Русские типы».
Портрет А.Н.Протасовой
Портрет Александра Ивановича Анисимова
Портрет Василия Васильевича Матэ
Портрет И.Б.Кустодиевой, дочери художника
Портрет Ивана Билибина
Портрет Ивана Ершова, в роли Зигфрида, 1908г
Портрет Игоря Эммануиловича Грабаря
Портрет Ирины Кустодиевой с собакой Шумкой
Портрет Н.И.Зеленской
Портрет Н.К. фон Мекка
Портрет Николая Константиновича Рериха
Портрет Ренэ Ивановны Нотгафт
Портрет С.А.Никольского
Портрет Шаляпина
Портрет Юлии Евстафьевны Кустодиевой
Портрет артистки Т.В.Чижовой
Портрет великого певца Ивана Васильевича Ершова, 1922г
Портрет женщины в голубом
Портрет писательницы А.В.Шварц
После грозы
Праздник на площади Урицкого в честь открытия II Конгресса Коминтерна. Фрагмент
Прогулка верхом
Продавец ковров (Татарин). Из серии «Русь. Русские типы».
Русская Венера
Сельский праздник
Сенокос. Фрагмент.
Сенокос
Степан Разин
Странник. Из серии «Русь. Русские типы».
Торговка овощами. Из серии «Русь. Русские типы».
Трактирщик. Из серии «Русь. Русские типы».
Троицын день
Утро
Яблоневый сад.
Ярмарка
Картина Бориса Кустодиева «Купчиха и домовой»
Кустодиев любил изображать на своих картинах провинциальную Россию. Особенно привлекали его те села, которые находились на верхней волге.
Именно здесь зарождались те образы купеческого и мещанского быта, которые становились темами его творений. Исходный мотив ярмарки и масленицы постоянно варьировался художником.
Эффект был всегда максимально пестрый, красочный и обязательно мажорный. В этом особая близость творчества живописца к народному искусству.
Постепенно начало иронически-театральное нарастает в композиции картин. Все крепче становится ощущение идиллии, ирреальности, наполненной ностальгией и печалью.
Мы видим купчиху и стоящего перед ней домового. Горнило печи открыто. Огонь ночью создает особое впечатление. Он издает характерное потрескивание, отбрасывает причудливые тени. Такие звуки могут не только умиротворить, возможно появление безотчетной тревоги. Перед открытой створкой печи лежит ковер. Такая ситуация крайне опасна, так как искры могут случайно попасть на него.
Купчиха у Кустодиева абсолютно беззащитна. Она спит в совершенно открытой позе. Ее ложе – сундук с одеялом из пуха и перинами. Перины аллегорически связаны с облаками рая. По официальной религии домовой принадлежит именно к темному миру. Но раньше он считался настоящим хозяином дома, который оберегал его от всего злого. Присутствие домового считалось нормой.
Домовой изображен тьмой и отсветом. Фонарь рядом с ним светит назад. Возникает вопрос, для чего пришел этот персонаж? Скорее всего, он предвещает что-то плохое. Отсвета огня, пылающего в печи, является настоящей квинтэссенцией тревоги, опасности глобального масштаба. Интенсивность цвета говорит о ее большой силе.
Картина вызывает у зрителей все нарастающее чувство тревоги.
«Купчиха за чаем» Кустодиева — Рамблер/субботний
«Русский Рубенс» Борис Кустодиев, чьи картины в разные времена поворачивали то в защиту купеческого сибаритства, то против, на самом деле, просто любил жизнь — сочные краски, вкусную еду, дородные формы. Аж дух захватывает, если представить изображенное наяву. При этом жизнь самого Бориса Михайловича была далека от созданного им образа. Свои самые известные полотна он писал по памяти: прикованный к постели, он не мог выезжать на пленэры или искать натуру по городам и весям страны, которая, кстати сказать, была в революционном чаду.
Сюжет
На балконе, с которого открывается вид на провинциальный ампир, за чаепитием восседает купчиха. Телом белая, лицом пригожая. Сытая жизнь. Кот рядом раздобревший. Стол ломится, а арбуз соперничает крутостью боков с самоваром. Женщина пьет чай в дорогом парчовом платье с глубоким декольте. Ее сахарные плечи — еще одна сладость на этом празднике жизни. За ее спиной виден другой балкон, где точно так же купеческая семья распивает чай.
Кустодиев выписал идеальный образ «третьего сословия». Купчиха — натуральная красавица, образ которой сложился в фольклоре, а в XIX веке нашел отражение в героинях Островского и Лескова. Движения ее плавны и неторопливы — в таком же ритме живет и провинциальный город.
Русские женщины, в том числе и купчихи, были частыми героинями кустодиевских работ. Представали они в разных антуражах, позировали для них нередко дворянки с менее пышными формами. Борис Михайлович выписывал саму Русь, правда, время, когда он это делал, уже не соответствовало выбранному образу: на смену дородным кормилицам пришли худосочные революционерки.
Контекст
На дворе стоял 1918-й год. Денег не было, еды тоже — окаянное время. Кустодиев уже тяжело болел, и все тяготы несла на себе его жена Юлия Евстафьевна. По воскресеньям она ходила пилить дрова, платили ей, как и другим чернорабочим, — дровами.
«Живем мы здесь неважно, холодно и голодно, все только и говорят кругом о еде да хлебе… Я сижу дома и, конечно, работаю и работаю, вот и все наши новости. Стосковался по людям, по театру, по музыке — всего этого я лишен», — писал художник театральному режиссеру Василию Лужскому
Для «Купчихи за чаем» Кустодиеву позировала соседка по дому баронесса Галина Адеркас. В жизни студентка-первокурсница обладала значительно меньшими формами, однако художник считал, что красивой женщины должно быть много — худые на творчество не вдохновляли. Его даже называли русским Рубенсом за пышнотелых, дородных женщин, «Волжских Данай».
Картина условно делит зрителей на два лагеря: одни считают ее ироничной, другие — ностальгической. Первые утверждают, что Кустодиева писал карикатуру на купеческое сословие, вторые — что русский Тициан вложил в это полотно переживания о судьбе Родины, крушении традиций и разочаровавших итогах революции.
Судьба художника
Борис Кустодиев учился у Ильи Репина. Будучи студентом Петербургской академии художеств, именитый мастер предложил ученику поработать над «Торжественным заседанием Государственного совета 7 мая 1901 года».
В академии и сразу после ее окончания Кустодиев считался портретистом. Однако вскоре художник переключился на сюжеты, близкие к фольклору. Он много ездил по России, наблюдал ярмарочную кутерьму, жизнь купцов и простых людей. Все увиденное в дальнейшем станет основой шедевров.
Самые известные свои полотна Кустодиев написал, будучи прикованным к кровати. «Замыслы, один другого заманчивее, так и теснились в голове, — писал Кустодиев — Руки работают. А ноги… Что ж, для работы они не особенно нужны, можно писать и так, сидя в инвалидной коляске».
В 34 года у него обнаружили опухоль спинного мозга. Операции результата не дали, и последние 15 лет жизни художник был вынужден работать лёжа.