Любовное письмо — Жан-Оноре Фрагонар

Список картин жана оноре фрагонара - frwiki.wiki

Жан Оноре Фрагонар, «Задвижка». Любовь или насилие?

Двое в комнате, он и она. Он почти раздет, она почти одета. Что происходит? И где происходит?

Слева у обреза картины — опрокинутый стул. Справа, почти в углу, — какой-то предмет, напоминающий украшение. За громадной красной занавеской — смятая кровать.

У двери молодой человек в нижнем белье правой рукой пытается закрыть задвижку, левой крепко прижимает к себе девушку. Девушка яростно сопротивляется, ее правая рука отворачивает лицо домогателя.

Так кто они — герои картины? Можно предположить, что она — не прислуга (на ней — богатое платье), скорее — приживалка или компаньонка. Он — скорее всего, сын хозяина дома. Может быть, это кто-то из обслуги.

Как он проник к ней в комнату? Видимо, знал, что она вот-вот должна вернуться к себе. Может быть, комната была открыта, может быть, он сделал к ней ключ. Похоже, что он только ждал момента, когда она войдет, и настроился взять ее внезапной атакой.

Она, похоже, совершенно не готова к такому повороту. Ее ожесточенное сопротивление говорит о том, что она его не хочет, он ей сейчас не нужен. Что было до того — неизвестно, может быть, были какие-то намеки на сближение, но сейчас…

Уголовное законодательство с древних времен предусматривает наказание за насилие, но жертва должна кричать, она должна быть услышана, а те, кто слышал ее крики, должны об этом свидетельствовать в суде. Скорее всего, в этом случае доказать вину насильника будет почти невозможно: дверь закрыта, криков никто не услышит.

А может быть, дело обстоит несколько иначе? Главная героиня романа французского писателя Шодерло де Лакло «Опасные связи» (роман был опубликован в 1782 году) маркиза де Мертей рассказывает своему сообщнику и любовнику, как ей удалось унизить одного из поклонников. Чтобы было ясно до конца: маркиза — непревзойденная развратница, ее сообщник виконт де Вальмон — ей под пару.

Она назначает свидание, ждет свою жертву «в легком ночном туалете», открывает ему дверь: «Я была побеждена, совсем побеждена, не успела и слова сказать, чтобы остановить его и защититься. Затем он пожелал устроиться более удобным и подходящим к случаю образом. Он проклинал, свое одеяние, которое, как он уверял, отдаляло его от меня.»

На картине Фрагонара ситуация полна драматизма. Но вариант такого развития событий не исключен. Картина появилась за шесть лет до публикации романа. Кто знает, может быть, романист видел картину, и она была для него толчком? Хотя автор пишет в предисловии, что переписка (роман в письмах) подлинная.

Женщина рвется из объятий, мужчина пытается добиться своего. Скорее всего — добьется…

ЖАН-ОНОРЕ ФРАГОНАР

Холст, масло. 45 x 55 см.

Фрагонар — наиболее интересный и талантливый представитель позднего рококо во Франции.

Обладавший необычайной живостью фантазии, огромным творческим темпераментом, неиссякаемой любовью к своему делу, он оставил большое и не вполне еще изученное творческое наследие, поражающее нас своей разнохарактерностью. Фрагонар писал и жанровые, обычно веселые любовные сценки, и картины, в которых воспевал счастье больших многодетных семей, и реалистические пейзажи и портреты, по технике предвещавшие произведения импрессионистов. Разнообразие тем и различная их трактовка не казались противоречиями в его творчестве, а противоречий, при внимательном изучении,— немало.

Любимец богатых заказчиков, вынужденный подчиняться их вкусам, Фрагонар создавал «бездумные» и нарядные картины, но, оставаясь сыном своего времени, современником просветителей, он сознательно или интуитивно откликался на их требования демократизации искусства, на требование приблизить его к жизни.

«Поцелуй украдкой» — одно из наиболее характерных произведений художника, демонстрирующих, как уживались в его творчестве эти противоречия.

Перед нами сцена, сюжет которой как будто продиктован аристократическим любителем живописи. Но вместе с тем сцена удивительно правдива, будто неожиданно увидена художником. Девушка на минуту вышла из гостиной, где собрались «старшие», чтобы взять забытый шарф, и мгновенно очутилась в объятиях подстерегавшего ее юноши.

Все изображение полно движения и непосредственного чувства

Фрагонар уделяет большое внимание передаче самых разнообразных предметов, их фактуры. Чрезвычайно убедительно, по-голландски тщательно и материально пишет он ломающийся шелк платья, прозрачный шарф, полированную поверхность рабочего столика

Любовь к жизни, ко всем ее проявлениям, большим и малым, сквозит в каждом мазке. В картине удивляет не характерная для Фрагонара живописная манера. Это объясняется тем, что художник написал «Поцелуй украдкой» в сравнительно поздний творческий период, в 80-е годы, когда становится модным только что зародившийся стиль классицизма, требующий четких линий и силуэта, большой цветовой и живописной сдержанности. Этот стиль был чужд Фрагонару, хотя и оказал на него некоторое влияние. Ощущая необходимость обновления своего творчества, художник обратился к еще ранее интересовавшим его голландским мастерам. Под их воздействием Фрагонар написал ряд картин, в том числе «Поцелуй украдкой» и, очевидно, парную к ней, ныне утерянную, «Брачный контракт».

Картина «Поцелуй украдкой» поступила в Эрмитаж в 189S году из Лазенковского дворца в Варшаве, из собрания Станислава Августа Понятовского; в обмен на нее Польша получила картину А. Ватто «Полька».

Конфликт с неоклассикой

Доска Заголовок Датировано Габаритные размеры Справка Место хранения
Портрет молодой женщины — 1 772 холст, масло 63 × 53  см Музей Тиссена-Борнемисы , Мадрид
Ненужное сопротивление холст, масло 45 × 60  см Национальный музей , Стокгольм
Рубашка снята ок. 1770 г. холст, масло 35 × 42  см Париж, Лувр.
Страж любви холст, масло 56 × 47  см Национальная художественная галерея , Вашингтон
Убран пороховой огонь, свисающий с рубашки. до 1778 г. холст, масло 37 × 45  см Париж, Лувр.
Le Lever или две девушки на кровати, играющие со своими собаками ок. 1770 г. холст, масло 74 × 59  см Частная коллекция Sotheby’s Sale 2014
Девушка с собакой или Жимблетт ок. 1770 г. холст, масло 89 × 70  см Старая пинакотека , Мюнхен
Любовь поджигает Вселенную ок. 1770 г. холст, масло 116 × 145  см Художественный музей Тулона
Любовное письмо Начало 1770-х гг. холст, масло 83 × 67  см Метрополитен-музей , Нью-Йорк
Воин ок. 1770 г. холст , масло 81,5 × 64,5  см Уильямстаун , Институт искусств Кларка
Анн-Франсуа д’Аркур как персонажитальянской комедии ок. 1770 г. Лувр , Париж
Портрет молодой женщины ок. 1770 г. холст, масло 81 × 63  см Метрополитен-музей , Нью-Йорк
Праздник в Сен-Клу — 1 772 холст, масло 216 × 335  см Париж, Hôtel de Toulouse , штаб-квартира Banque de France
В погоне серии Прогресс любви Около 1771 г. холст, масло 317 × 215  см Коллекция Фрика , Нью-Йорк
Сюрприз или Encounter серии Прогресс любви 1 771 — холст, масло 317 × 244  см Коллекция Фрика , Нью-Йорк
Любовное письмо или серия Декларация Прогресс любви 1 771 — холст, масло 317 × 217  см Нью-Йорк , Коллекция Фрика
Венценосная любовь 1771 холст, масло 318 × 243  см Нью-Йорк , Коллекция Фрика
Маленькая девочка, читающая книгу холст, масло 45 × 38  см Коллекция Уоллеса , Лондон
Воображаемый полет +1772 — холст, масло 59 × 50  см Художественный музей Фогга , Гарвардский университет
Аллегория бдительности Около 1772 г. масло лесной орех 69 × 55  см Метрополитен-музей , Нью-Йорк
Султана на Османской империи +1772 — бумага на фундук, масло 33 × 25  см. Государственный университет Болла , Манси
Отдых на пути в Египет Около 1774 г. холст, масло 55 × 44  см Художественная галерея Йельского университета , Нью-Хейвен
Портрет Элизабет-Софи-Констанс де Ловендаль, графини де Турпен Криссе холст, масло 54 × 64  см Художественный музей Сан-Паулу
Счастливая семья Около 1775 г. холст, масло 54 × 65  см Национальная художественная галерея , Вашингтон
Затененная аллея Около 1775 г. масло по дереву 29 × 24  см Метрополитен-музей , Нью-Йорк
Водопад Около 1775 г. масло по дереву 29 × 24  см Метрополитен-музей , Нью-Йорк
Визит к няне Около 1775 г. холст, масло 73 × 92  см Национальная художественная галерея , Вашингтон
Число Любви +1775 — 1 780 масло лесной орех 25 × 19  см Коллекция Уоллеса , Лондон
Колин-Майяр +1775 — 1 780 холст, масло 216 × 198  см Национальная художественная галерея , Вашингтон
Качели +1775 — 1 780 холст, масло 216 × 185  см Национальная художественная галерея , Вашингтон
Игра «Лошадь и всадник» +1775 — 1 780 холст, масло 115 × 87  см Национальная художественная галерея , Вашингтон
Игра Hot Hand +1775 — 1 780 холст, масло 115 × 91  см Национальная художественная галерея , Вашингтон
Колин-Майяр +1775 — 1 780 холст, масло 62 × 45  см Художественный музей Тимкен , Сан-Диего
Образование делает все +1775 — 1 780 холст, масло 55 × 66  см Художественный музей Сан-Паулу
Любопытный +1775 — 1 780 масло лесной орех 16 × 13  см Лувр , Париж
Поклонение пастухов, свисающее с картины Ле Верру Около 1775 г. холст, масло 73 × 93  см Париж, Лувр.
Замок (набросок) масло по дереву 26 × 32  см Частная коллекция Распродажа 1999 г.
Замок- подвеска картины Поклонение пастухов масло лесной орех 74 × 94  см Лувр , Париж
Хорошая мать 1 777 — 65 × 54  см Бостонский музей изящных искусств
Савойя ок. 1780 г. холст, масло 31 × 24  см Пушкинский музей , Москва
Девушка-сурок 1780 г. холст, масло 39 × 32  см Портленд , Художественный музей
Рок ок. 1780 г. холст , масло 53 × 62,5  см Лионский музей изящных искусств
Скажи так пожалуйста ок. 1780 г. холст, масло 30 × 37  см Коллекция Уоллеса , Лондон
Дитя цветов +1780 — 1 785 холст, масло 19 × 13  см Лувр , Париж
Ангорский кот с Маргаритой Жерар 1 783 — +1785 холст, масло 65 × 53  см Музей Вальрафа-Рихарца , Кельн
Ребенок в Пьеро ок. 1785 г. холст, масло 60 × 50  см Коллекция Уоллеса , Лондон
Фонтан любви ок. 1785 г. холст, масло 63 × 51  см Коллекция Уоллеса , Лондон
Тайный поцелуй холст, масло 45 × 55  см конец 1780 — х гг. Санкт-Петербург , Эрмитаж.
Грез или Заброшенный сериал Развитие любви +1790 — 1 791 холст, масло 317 × 197  см Нью-Йорк , Коллекция Фрика
Торжествующая любовь +1790 — 1 791 холст, масло 318 × 243  см Нью-Йорк , Коллекция Фрика
Автопортрет +1800 — +1806 масло на холсте Лувр на хранении в Villa Musée Fragonard , Грасс
Молодая девушка с маленькими собаками холст, масло 61 × 50  см Коллекция Джеффа Кунса

Картина Задвижка (картина Фрагонара)

Как называется картина: «Задвижка»

Доп. информация (Год создания картины, чем написана, на чем написана и какие матералы использовались, размеры и где сейчас хранится картина):

  • В каком году написана(когда): в ок. 1777
  • Оригинальное название картины на английском: Le Verrou
  • Холст, масло.
  • 74 на 94 см.
  • Лувр

Описание картины «Задвижка (картина Фрагонара)»

«Задвижка» (фр. Le Verrou) — картина французского, парижского художника Жан-Оноре Фрагона́ра (1732—1806), сделанная около 1777 года и входящая в каталог 800 самых приметных красочных произведений Лувра.

Приобретена парижским музеем в 1974 году. Одна из самых именитых работ из огромного количества произведений Фрагонара на галантно-эротическую тему.

Другие российские наименования: «Дверная защёлка», «Щеколда», «Засов» и даже «Замок».

1 История сотворения 2 Описание 3 Факты: XX век 4 Ссылки 5 Примечания

История сотворения

Картина была написана художником после его второго путешествия в Италию, завершившегося в 1774 году, на заказ, поступивший от маркиза де Вери (Louis-Gabriel Véri-Raionard, marquis de Véri; 1722—1785).

Маркиз уже имел в собственной коллекции полотно Фрагонара на религиозную тему с сюжетом из Библии «Поклонение пастухов» (L’Adoration des bergers) и вожделел иметь вторую картину, симметричную первой, но совсем обратной темы.

Потому у этих 2-ух картин однообразный размер и общая цветовая палитра.

В 1777 году был продан набросок картины, а 1784 году Морис Бло (Maurice Blot; 1754—1818) сделал с красочного полотна Фрагонара гравюру. Четкая дата выполнения картины находится в этом временном промежутке.

Описание

Сцена любви юный пары в комнате тогда, когда кавалер уже раздет до нижнего белья.

Не отрывая взора от дамы, объекта собственной страсти, хахаль прочно придавливает её к для себя левой рукою, тогда как его правая рука устремлена в обратную сторону — к двери, на которой он закрывает верхнюю задвижку.

Его дама, ещё одетая женщина, пробует его приостановить, правой рукою она старается оттолкнуть его голову, а левой также тянется к дверной задвижке. Видно её лицо, и несложно додуматься, каким будет продолжение этой сцены, как дверь будет закрыта наглухо.

Композиция картины строится на искосок, из светлого правого верхнего угла с задвижкой на двери — в тёмный левый нижний угол со столиком, на котором лежит яблоко, библейский знак искушения и грехопадения. Видна большая кровать, уже смятая, а на фронтальном плане — упавший стул с чёрной одежкой кавалера.

Факты: XX век

Набросок картины, проданный на аукционе «Кристис» 17 декабря 1999 Маленький набросок (26×32,5 см) этой картины был продан аукционным домом «Кристис» 17 декабря 1999 года (лот 95) на сумму £ 5 281 500, приблизительно 8 080 000 €.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: