Санта-мария-глориоза-деи-фрари

Рафаэль. Мадонна Колонна. Ок. 1508

Холст, масло. 77 х 56 см. Государственные музеи, Берлин

Картина Рафаэля «Мадонна Колонна» названа в честь римской княжеской фамилии, из числа которой вышло несколько пап. Написанная в 1508, в первый год , эта Мадонна исполнена в удивительно светлых тонах. Это наводит на мысль, что картина, возможно, не полностью завершена.

Рафаэль. Мадонна Колонна. Ок. 1508

Младенец Иисус отвлекает Деву Марию чтения. Он смотрит на зрителя, протянув руку к декольте Мадонны и явно желая, чтобы она его покормила. Закручивание фигур («torsion»), заимствованное у великих флорентийских мастеров, сильно отдаляет эту картину Рафаэля от самодовлеющего, статического мира его первого учителя, Перуджино.

Мадонна Альба. 1511 г.

Рафаэль. Мадонна Альба. 1511 г. Национальная галерея Вашингтона, США

Мадонна Альба была написана в Риме. Рафаэль прибыл сюда по просьбе папы Юлия II для росписи залов Ватикана. Здесь же работал и Микеланджело над росписью Сикстинской капеллы.

Нелюдимый и угрюмый Микеланджело на других художников взирал свысока. В том числе на Рафаэля. Они не дружили. Почти не общались.

Однажды поссорившись с папой, Микеланджело вынужден был бежать из Рима. Остались сведения, что он отдал своему поверенному ключ от Сикстинской капеллы с наставлением ни в коем случае не показывать фрески Рафаэлю.

Но это не помешало Рафаэлю взять от замкнутого гения самое лучшее. Так, Микеланджело был виртуозом в написании физически развитых людей. Рафаэль, конечно, ему в этом уступал. Обнаженные торсы ему давались немного хуже.

Слева: Рафаэль. Фрагмент фрески “Пожар в Борго”. Справа: Микеланджело. Фрагмент фрески “Сотворение Адама”.

Однако у мастера телесной красоты он сумел взять раскованность в жестах. Величавость и монументальность поз. Так появилась Мадонна Альба.

Вместо хрупкой и уязвимой фигуры Мадонны Грандука мы видим зрелую, величественную женщину. Она сильна и вынослива и в физическом, и в психологическом плане. Она уверенно и раскованно сидит. Её взор уже нельзя назвать кротким.

Когда-то Мадонна Альба принадлежала Эрмитажу. Увы, она была продана американскому коллекционеру советским правительством после революции 1917 года.

Возрождение началось в 1401-м году

В общем представлении произведение живописи – это картина, как правило, прямоугольной формы, одетая в раму. Но ведь это было не всегда, эта новая идея живописи возникает только в XV веке, и то постепенно. А до этого были произведения, сделанные для церквей, как правило, -алтарные композиции, либо произведения на религиозные сюжеты, сделанные для частных заказчиков как молельные образы, и у них другой принцип оформления, другой принцип соединения этих произведений.

На этой выставке мы видим процесс завершения эпохи Средневековья и постепенное рождение нового искусства. Правда, рождение нового искусства происходит в одном городе – во Флоренции. Известна даже дата, которая обозначает начало эпохи Возрождения – 1401 год, когда был объявлен конкурс на выполнение рельефа дверей флорентийского баптистерия. В этом конкурсе участвовали, в частности, архитектор Брунеллески, который стал автором проекта купола флорентийского собора, и скульптор Лоренцо Гиберти. Выиграл этот конкурс мастер новой эпохи Гиберти.

Флоренция была в океане совсем другого европейского искусства, еще средневекового по своей сути. Флорентийцы были авангардистами в каком-то смысле, потому что спектр искусства невероятно расширился. Искусство стало пониматься по-новому, оно теперь не ограничивается только задачами изображения религиозных сюжетов или оформлением церквей, или молельными образами для частного заказчика: отныне включаются и светские сюжеты.

Рафаэль Мадонна Конестабиле

Рафаэль Санти.Мадонна Конестабиле. 1502—04.Холст (переведена с дерева), темпера. 17,5 ; 18 см .Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

К лучшим работам раннего периода творчества принадлежит картина Рафаэля «Мадонна Конестабиле» (1504, холст, масло, переведена с дерева, Эрмитаж, Санкт-Петербург).

Тема Мадонны стала главной темой всего творчества Рафаэля, и получила непревзойденное, идеальное воплощение. Он был еще совсем молод, когда он написал свой шедевр «Мадонна Конестабиле».

Здесь Рафаэль выступает как мастер Раннего Возрождения, как рассказчик, который боится упустить малейшую деталь повествования. Юность художника и робость стиля, еле приметная неуверенность в себе и все приметы приближающейся зрелости придают этой первой из рафаэлевских Мадонн совершенно особое очарование, немного зыбкое, кажется, готовое исчезнуть, раствориться в глубокой дали, где едва зеленеют весенние поля и еще без листвы стоят деревья…

Картина, в старину именовавшаяся «Мадонной с книгой» , происходит из семьи графа Конестабиле из Перуджи, у которого она была приобретена Александром II в 1871 году. Император подарил её своей супруге, Марии Александровне. С тех пор картина выставляется в собрании Эрмитажа в Санкт-Петербурге.

В круге, точно вписанном в квадрат, изображена молодая женщина, укрытая синим платком. Она держит в правой руке книгу, левой прижимает к себе маленького сына и они вместе — смотрят в книгу.

Мадонна и Младенец соединены в компактную группу – их связывает мотив молитвенника, который Мария держит в руке и на который смотрит маленький Христос. Склонённая голова Мадонны, плащ, мягко спадающий на плечи, головка Младенца, золотые очертания нимбов – все эти плавные абрисы, весь ритм этих округлых линий находят естественное завершение в круглом обрамлении картины.

Форма тондо оказывается внутренне необходимой, она скрепляет образное единство фигур и пейзажа и придаёт всей сцене особо гармонический характер.

Мадонна с Младенцем изображена на фоне пейзажа — спокойной гряды холмов, зеленеющих равнин, тонких стройных деревьев, прозрачных вод озера, высокого голубого неба, на котором вырисовываются узоры ветвей. Облик юной Мадонны, трогательно чистой, задумчивой и кроткой, как-то удивительно созвучен этому образу весенней пробуждающейся природы, полной прозрачности и тишины.

В «Мадонне Конестабиле», чарующем своей лирической прелестью и каким-то особым обаянием чистосердечия произведении совсем молодого мастера, уже отчётливо выражены специфические черты живописного стиля Рафаэля: ритмичность, изящество, певучесть линий, гармоничность образов.

В 1881, когда картина переводилась на холст, было обнаружено, что поначалу она держала в руках не книгу, а гранат — символ пролитой крови и Христовой жертвы.

Во время эрмитажных распродаж советского времени картину вместе с «Мадонной Альба» вывезли в Европу, однако, несмотря на скромность запрошенной цены, покупателя на «сомнительную» работу найти так и не смогли. Благодаря этому «Мадонна Конестабиле» осталась в России.

Рафаэль. Мадонна с младенцем (Малая Мадонна Каупера). 1504-1505

Масло, дерево. 58 х 43 см. Национальная галерея искусств. Вашингтон

Малая Мадонна Каупера называется так, потому что она являлась меньшей из двух Мадонн Рафаэля принадлежавших английскому коллекционеру Лорду Кауперу. Эта картина была написана Рафаэлем в возрасте 22 лет. Она отражает не только сильное влияние его умбрийского учителя, Перуджино, но и его флорентийских соперников, Леонардо да Винчи и Микеланджело.

Рафаэль. Мадонна с младенцем (Малая Мадонна Каупера). 1504-1505

Малая Мадонна Каупера является более аналитическим вариантом однородной и внутренне прочной группы Мадонны Грандука. Влияние на Рафаэля Леонардо чувствуется здесь в широком, мягком ландшафте. Пейзаж Малой Мадонны Каупера включает в себя небольшую церковь с цилиндрическим куполом – возможно, намек на архитектуру Браманте. Не исключено, что это – францисканский монастырь Сан-Бернардино вблизи родного города Рафаэля, Урбино.

«Благовещение» Франческо да Сантакроче

Это была целая семья, несколько поколений, несколько представителей этой семьи работали совместно, наподобие артели, каждый самостоятельно, но какие-то заказы выполняли вместе. Они переселились из своего родного местечка Бергамо в Венецию, но связи со своим родным городом они сохранили очень тесные. Много заказов выполняли именно для Бергамо.

Эта картина, в частности, написана, как раз по заказу от граждан Бергамо. Это пример алтарной композиции, сцена Благовещения. Здесь нет плоскостности и условностей, все трактовано как бы как сцена, увиденная нами то ли сквозь окошко, то ли сквозь дверь, как будто бы нет передней плоскости, передней стены, и мы заглядываем в этот интерьер.

Франческо ди Симоне да Сантакроче. Благовещение. 1504. Дерево, масло

Это интерьер венецианского палаццо с изумительной мозаикой, которая украшает стену и напоминает миниатюру, она выделяет окно, так важное, потому что оно дает пространство, воздух, и оно связано с миром, — это выход в мир, собственно, ради которого и произошло то событие, которое изображено здесь на переднем плане. Пейзаж в окне изображает венецианскую лагуну так, как она выглядела тогда, остров Сан-Джорджо

Сейчас там уже по-другому, потому что там архитектура XVI века. Эта картина пронизана воздухом Венеции – пейзаж, влага, вода, богато украшенные палаццо, которые нигде, кроме Венеции не встречаются. А богато декорированные стены – это наследие Византии, мозаики и золото, которое мы видим сегодня в соборе Сан-Марко в Венеции

Пейзаж в окне изображает венецианскую лагуну так, как она выглядела тогда, остров Сан-Джорджо. Сейчас там уже по-другому, потому что там архитектура XVI века. Эта картина пронизана воздухом Венеции – пейзаж, влага, вода, богато украшенные палаццо, которые нигде, кроме Венеции не встречаются. А богато декорированные стены – это наследие Византии, мозаики и золото, которое мы видим сегодня в соборе Сан-Марко в Венеции.

Мы видим реальные фигуры, реальных людей и реальные события. О чем это говорит? Икона нам дает некий знак, некое идеальное обозначение сути происходящего. Каждый верующий, знающий Евангелие, это прочитывает, он своим зрением и внутренним взором мысленно повторяет строки, относящиеся к этому событию, в его воображении как бы эта сцена оживает в тех подробностях, которые нам доносят евангелисты.

Мы смотрим на картину, перед нами происходит некое действо. И нам сообщается его смысл. Вот Архангел явился, он прилетел. Иногда они показывали так, что он только касается ногами пола, как будто бы еще полет фигуры. Богоматерь, которая читает книжку в своей комнате. Все это действо как бы перенесено в реальность венецианского дома.

Рафаэль. Мадонна на троне с младенцем и святыми. Алтарь семейства Колонна. 1504-1505

Темпера и золото на дереве. 172 х 172 см. Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Эта панель и люнет являются относительно ранней работой Рафаэля и известны также как Алтарь семейства Колонна. Он написан для монастыря святого Антония Падуанского в Перудже. Рафаэль начал эту картину, когда ему едва исполнилось 20 лет, как раз перед отъездом во Флоренцию (1504) и завершил ее в следующем году после возвращения в Перуджу.

Рафаэль. Мадонна на троне с младенцем и святыми. Алтарь семейства Колонна. 1504-1505

Влияние учителя Рафаэля, Перуджино, можно увидеть в консервативной композиции. Тем не менее, Рафаэль сумел вложить в эту тесно расположенную группу широту и достоинство, которые он почерпнул из работ Фра Бартоломео во Флоренции. Особенно красив способ, которым фигуры заполняют изогнутую форму люнета. По бокам Богоматери и Христа располагаются младенец Иоанн Креститель, святые Петр, Екатерина, Сесилия (?) и Павел.

Рафаэль. Большая Мадонна Каупера (Мадонна с Младенцем). 1508

Дерево, масло. 81 х 57 см. Национальная галерея искусств, Вашингтон

Доминирование лирического и изящного начал над религиозным содержанием позволяет отнести эту картину (известный также как Мадонну Никколини – Каупера) к флорентийскому периоду творчества Рафаэля, 1505-08. И в самом деле, она подписана и датирована 1508 годом – концом пребывания Рафаэля во Флоренции. Дата 1508 и монограмма художника «RV» размещены в вышивке платья Богородицы. Название «Мадонна Никколини – Каупера» происходит от имён двух бывших владельцев картины.

Объёмные, хорошо сформированные фигуры говорят о раннем влиянии на Рафаэля Микеланджело, а мягкое моделирование и использование светотени – о влиянии Леонардо да Винчи. Ещё яснее в этой Мадонне воздействие Фра Бартоломео.

Рафаэль. Мадонна с Младенцем (Большая Мадонна Каупера). 1508

Композиция «Большой Мадонны Каупера» чрезвычайно проста. Вся сцена сводится к движению Младенца, который тянется рукой к Деве Марии, а глазами смотрит на зрителя, и жесту, с которым Мадонна держит руку у груди. Здесь впервые появляется чувство тревожного материнства, которое Рафаэль с ещё большей силой выразит в «Мадонне Темпи» (Старая Пинакотека, Мюнхен).

Рафаэль. Святое семейство с безбородым Иосифом. 1506

Темпера на холсте, перенесено с дерева. 74 х 57 см. Эрмитаж, Санкт-Петербург

Одна из версий Святого семейства, написанная Рафаэлем. Её особенность в том, что святой Иосиф, изображаемый обычно с бородой, здесь представлен безбородым. Есть предположение, что это – одна из двух упомянутых Вазари картин, которые были выполнены Рафаэлем в Урбино для Гвидобальдо да Монтефельтро.

Рафаэль. Святое семейство с безбородым Иосифом. 1506

Способ, каким изображен на этой картине Иосиф, – весьма характерный для портретов частных лиц и необычный для иконографий святых, – породил гипотезы, что в данном случае прототипом для Рафаэля послужил один из его современников. Более вероятно, однако, что художник вдохновлялся изображениями стариков, сделанными Леонардо да Винчи.

Почему Бергамо?

С XV века Бергамо попал в орбиту влияния Венеции и вошел в состав Венецианской республики. В этом городе с очень богатыми историческими и культурными традициями процветали меценатство, собирательство, коллекционирование. В 1796 году граф Джакомо Каррара подарил городу свою коллекцию живописи, дал деньги на строительство здания, которое и было построено в начале XIX века. Так возник музей, который был задуман как соединение хранилища великих произведений искусства прошлого и художественной школы для обучения молодых художников. Эта идея рождена в эпоху Просвещения, и до недавнего времени в залах, где развернута экспозиция, проводились занятия, работали художники.

В XIX веке у Джакомо Каррара нашлись последователи, сторонники его идеи. Это, прежде всего, граф Гульельмо Локис (первая половина XIX века), который тоже подарил свою очень богатую коллекцию этому музею. Во второй половине XIX века итальянский сенатор Джованни Морелли, один из первых историков искусства, который сформировал сам метод истории искусствознания, тоже подарил музею свои картины. Были и другие дары, но меньшие по объему, и таких даров было много.

Портреты Джована Баттиста Морони

Портрет как жанр рождается в творчестве Пизанелло, а потом развивается в XV и XVI веке. И в XVI веке он достигает высочайшего уровня в творчестве Тициана, в творчестве Морони, которого можно увидеть на выставке, – это высочайшие образцы искусства. Италия достигла в области портретного искусства, начав с Пизанелло, с профильных портретов, абсолютного расцвета, раскрытия портрета как жанра, его возможностей в смысле передачи личности, характера и выстраивания диалога со зрителем.

Если посетители обратят внимание на портреты Морони (всего на выставке представлено пять его портретов, такого в России никогда не было, потому что в Эрмитаже один небольшой портрет, который не дает представления о творчестве этого мастера из Бергамо), то во всех пяти портретах изображенный смотрит на зрителя, это всегда диалог. Джован Баттиста Морони

Портрет девочки из семейства Редетти, около 1570, холст, масло

Джован Баттиста Морони. Портрет девочки из семейства Редетти, около 1570, холст, масло

Джован Баттиста Морони. Потрет сидящего старика с книгой, около 1576, холст, масло

Джован Баттиста Морони. Портрет молодого человека в возрасте 29 лет, 1567, холст, масло

Джован Баттиста Морони. Портрет Бернардо Спини, 1573-1574, холст, масло

Джован Баттиста Морони. Портрет Паче Риволо Спини, 1573-1574, холст, масло

Когда мы смотрим на эти лица, возникает удивительное ощущение – мы как будто преодолеваем века. Нас разделяет много веков, но мы видим человека, которого мы понимаем, это абсолютно современный человек, настолько современна трактовка портрета, сам подход к этому жанру.

Эта выставка дает очень много удивительных возможностей: и рождение нового понимания живописи, и рождение новых жанров, и рождение светского искусства. В этом процессе мы видим, как и традиционные сюжеты, и произведения, которые писались для церковных интерьеров, для капелл, для главных алтарей, тоже претерпевают огромные изменения, потому что это процесс поиска нового художественного языка, который не был самоцелью, это было для того, чтобы по-новому донести евангельское содержание до сознания верующих.

Смысл эпохи Возрождения часто обедняют и сводят к элементарным формулам: увидели античность, стали подражать, что-то увидели красивое и стали делать похожее. Это неправда, потому что искусство Ренессанса – это в первую очередь возрождение национального величия, которое было в античности.

Если вернуться к религиозной традиции, то в византийской традиции и русской православной традиции, балканской традиции мы видим: иконопись – это искусство не эволюционирующее. Там существует образец. Идея эволюции этому искусству глубоко чужда, она противоречит сути этого искусства, и в этом его сильная сторона, его традиционность, что соответствует и обрядовой стороне православия. Католичество – совсем другое. Здесь идея отражает суть всей европейской культуры – это динамика развития, мы видим это во всех проявлениях.

Картина «Благовещение» как раз является таким примером. Автор ее – художник из Бергамо, Франческо да Сантакроче.

Рафаэль. Мадонна Ансидеи (Мадонна с Младенцем, алтарь Ансидеи), ок. 1505

Подробнее – см. в отдельной статье Рафаэль «Мадонна Ансидеи»

Дерево, масло. 209,6 х 148,6 см. Национальная галерея, Лондон

Освободившись во время от влияния своего первого учителя, Перуджино, Рафаэль создал замечательные работы в новом стиле. К их числу принадлежит и Мадонна Ансидеи («Мадонна на троне со святыми Иоанном Крестителем и Николаем из Бари»).

Алтарь Ансидеи принадлежит к типу так называемого «святого собеседования», где сидящая на троне Мадонна с младенцем и находящиеся рядом святые, как кажется, общаются друг с другом. Рафаэль исполнил этот алтарь по заказу Бернардино Ансидеи для его фамильной часовни в одной из церквей Перуджи.

На картине Рафаэля у ног святого Николая из Бари (Николая Чудотворца) лежат его атрибуты – три золотых шара. Они символизируют мешки с золотом, которые Николай пожертвовал в приданое трем бедным девушкам. Иоанн Креститель на картине «Мадонна Ансидеи» вместо своего обычного тростникового креста держит прозрачный кристаллический крест. С навеса свисают бусы алого цвета – цвета крови Христа. Позади трона Мадонны Рафаэль изобразил сводчатую нишу, выходящую на ясный пейзаж деревенской Умбрии – благодаря этому композиция составляет непрерывное единство с архитектурными особенностями часовни.

Рафаэль. Мадонна Ансидеи (Мадонна на троне с Младенцем, Иоанном Крестителем и Николаем Угодником). Ок. 1505

Светлый пейзажный фон и высокий балдахин «Мадонны Ансидеи» отдалённо напоминают искусство Пьеро делла Франческа, но типы фигур психологически более сложны и структурно более объемны. Картина порождает чувства монументальности и гармонической пропорции, постоянные в позднейшем искусстве Рафаэля.

Алтарь Ансидеи имел и пределлу с тремя панелями. На них были изображены проповедь Иоанна Крестителя, сцена бракосочетания Богородицы и иллюстрация к легенде о спасении святым Николаем Чудотворцем жизней моряков.

Рафаэль. Сикстинская Мадонна. 1513-1514.

Холст, масло. 270 х 201 см. Галерея старых мастеров, Дрезден

На полотне с Девой Марией, Младенцем, святым Сикстом и святой Варварой, обычно называемом «Сикстинской мадонной», персонажи расположены в воображаемом пространстве, которое они сами же и создают. Фигуры стоят на ложе из облаков, обрамленном тяжелыми занавесями, которые открыты в обе стороны. Мадонна как бы выходит из неба через плоскость картины в действительный мир, к зрителю. Жест святого Сикста и взгляд святой Варвары направлены на верующих, которых Рафаэль предполагает расположенными за балюстрадой в нижней части картины. Папская тиара, лежащая наверху этой балюстрады, играет роль моста между реальным и живописным пространствами.

Рафаэль. Сикстинская мадонна, 1513-1514

«Сикстинская мадонна», вероятно, предназначалась для украшения гробницы папы Юлия II. Святой Сикст был покровителем фамилии этого папы (делла Ровере), а святая Варвара и два крылатых «гения» в нижней части картины символизировали похоронную церемонию. Это полотно Рафаэля хранилось в монастыре Святого Сикста в Пьяченце, а затем было подарено его монахами королю саксонскому, Августу III. После капитуляции Германии во Второй мировой войне «Сикстинская мадонна» была перевезена в Москву, но позже возвращена в Дрезден.

Рафаэль. Путти с Сикстинской мадонны

Два крылатых путти с «Сикстинской Мадонны» Рафаэля, вероятно, являются самыми известными живописными ангелами. Им уже полтысячелетия. Их непрерывный успех, не ослабевший по сей день, объясняется, видимо, тем, что в этих фигурках Рафаэль соединил истинное христианское религиозное чувство с языческими и светскими мотивами, детское озорство с высоким искусством.

Рафаэль. Ангелочек с Сикстинской мадонны

Ангелочки с «Сикстинской мадонны» многократно воспроизводились в разных вариациях на других живописных полотнах, в книгах, газетах и журналах.

на нашем сайте можно ознакомиться с красочными, богато иллюстрированными статьями Леонардо да Винчи – биография, Андреа Мантенья – краткая биография, Сандро Боттичелли – краткая биография, Микеланджело Буонарроти – краткая биография, Джорджоне – краткая биография, Тициан – краткая биография, 80 портретов Тициана

Мадонна Грандука. 1505 г.

Рафаэль. Мадонна Грандука. 1505-1506 гг. Палаццо Питти, Флоренция, Италия

Рафаэль создал Мадонну Грандука во Флоренции. В эту Мекку искусства и науки он приехал при первой возможности. Здесь он познакомился с работами Леонардо да Винчи. И перенял его технику сфумато (плавный переход от света к тени). Теперь уже нет в его живописи чётких линий. Фигуры Марии и младенца как будто мерцают. Все это делает их ещё более живыми.

Здесь Мадонна с кротким опущенным взглядом. Легкой грустной улыбкой. Как выразился Вазари, его современник и биограф, эта Мадонна словно “прекрасная сестра Рафаэля”. Настолько её лик отражает те же черты, что были присущи самому Рафаэлю. Если бы он сам не был наделён добротой, отзывчивостью и щедростью, он не смог бы создать такой образ.

Рафаэль. Автопортрет. 1506 г. Галерея Уффицци, Флоренция, Италия

Изначально Рафаэль создал свою Мадонну на фоне пейзажа и окна с балюстрадой. Но сейчас мы видим её на черном фоне. Долгое время считалось, что фон изменил сам Рафаэль. Эта версия до сих пор встречается во многих источниках.

Однако, как показал химический анализ краски, скорее всего фон был изменён не менее, чем через 100 лет после создания шедевра. Кто знает, возможно однажды чёрный слой снимут. Но мир знает Мадонну Грандука в таком виде с 1800 года. Не будет ли это слишком большим потрясением для любителей Рафаэля?

О картине читайте более подробно в статье “Мадонна Грандука. Самая загадочная картина Рафаэля”.

Факты о соборе Санта-Мария-Глориоза-деи-Фрари

  • Монахи-францисканцы обосновались в Венеции около 1220 года. В 1231 году они получили земельный участок, на котором построили небольшую церковь с монастырем. Со временем существующие постройки оказались слишком тесными для все увеличивающейся общины, поэтому в 1250 году началось строительство большого собора, которое продолжилось до 1338 года
  • Почитание Святой Богородицы – типичная черта францисканской духовности, поэтому собор посвящен именно Деве Марии
  • Базилика деи Фрари – пример итальянского готического стиля в архитектуре. Здание построено из кирпича и весьма не броско выглядит снаружи, зато внутри напоминает шкатулку с сокровищами
  • Колокольня собора – вторая по высоте после колокольни собора Святого Марка
  • В соборе находится одна из самых выдающихся работ Тициана – «Вознесение Пресвятой Богородицы» («Ассунта»), яркий пример венецианской живописи в духе Высокого Возрождения. Только посмотрите, какие краски. На фоне суровой сдержанности интерьера собора кажется, что картина Тициана, которую скульптор Канова назвал «самой красивой в мире», источает солнечный свет и тепло

  • В стенах собора похоронен Тициан, ярчайший представитель венецианской школы живописи, а также композитор Клаудио Монтеверди, дожи Венецианской республики Франческо Фоскари и Николо Троно, командующий венецианским флотом Бенедикт Пезаро и другие выдающиеся люди Венеции
  • Особую акустику базилики деи Фрари можно оценить во время концертов классической музыки, которые периодически проходят в церкви

Что посмотреть в соборе Санта-Мария-Глориоза-деи-Фрари

«Вознесение Пресвятой Богородицы» («Ассунта»), 1516-1518, Тициан, центральная картина в пресвитерии (пространство между нефом и алтарем)

«Мадонна Пезаро», 1519-1526, Тициан. Находится по той же стене, что и памятник Канове, рядом с входом в капеллу Св.Петра

Величественные резные деревянные хоры (находятся напротив пресвитерия и «Ассунты» Тициана)

  • Триптих «Мадонна с младенцем и святыми» (1488), Джованни Беллини, деревянная инкрустация мастера Якопо Да Фаэнца. Находится в ризнице
  • Триптих «Св. Марк и святые» (1474), Бартоломео Виварини. Находится в часовне Св.Марка

Полиптих «Мадонна на троне» (1487), Бартоломео Виварини. Находится в часовне Св.Бернарда

Деревянная статуя Святого Иоанна Крестителя, 1436 г., скульптор Донателло, Capella Fiorentini, первая по правую руку от пресвитерия

Справа сразу у входа – памятник Тициану и его мавзолей, где он похоронен. Тициан умер в Венеции во время чумы 1576 года и пожелал быть похороненным в церкви, где находятся его величайшие произведения. Авторы памятника Тициану: Пьетро и Андреа Джандзоменги Луиджи, 1843-1852

Слева сразу у входа – памятник скульптору Антонио Канове, где находится его сердце. Авторы: ученики Кановы, 1822-1827

Все фото в статье: Юрий Струков, wowitaly.ru 

Другие статьи по Венеции:

  1. Где поесть в Венеции вкусно и недорого
  2. Карнавал в Венеции: лайфхаки от тех, кто побывал
  3. Мастер-класс по созданию венецианской маски
  4. Необычный музей в Венеции: Scuola Grande di San Marco
  5. Остров Мурано
  6. Остров Бурано

Больше интересных статей об Италии:

Реальные истории и эйджизм, который в Италии не существует

Необычный музей в Венеции: Scuola Grande di San Marco

Кастель Нуово в Неаполе: 10 фактов о «Новом замке»

Еврейское гетто в Риме

Что посмотреть в Риме? Советы туристам

Пошлите друзьям лучик света из солнечной Италии :)

  • 9
    Поделились

Пизанелло и его медали

Одно из ранних произведений – профильный портрет живописца Антонио Пизанелло. Он вошел в историю искусства как мастер, возродивший в Европе медальерное искусство.

Пизанелло был придворным художником Феррары, и портрет, который мы видим на выставке, принадлежит к числу примерно пяти его живописных работ, которые известны в мире. Практически от него очень мало что сохранилось: рисунки в Лувре, фрески в Вероне. Не сохранились его фрески ни в Палаццо Дожей, ни в Венеции, ни в Ватикане, ни в Неаполе, где он работал. Мы знаем из документов только о самих фактах его присутствия, что свидетельствует о том, что он был художником общеитальянской славы. Этот художник стоит еще на границе двух эпох – поздней готики, которая еще царила в северной Италии, и эпохи Ренессанса.

Антонио Пизано, прозванный Пизанелло. портрет Лионелло д’Эсте, 1441, дерево, темпера

Это строгий профильный портрет, один из первых портретов в европейской живописи. Содержания, которое мы вкладываем в портрет сейчас, тогда не было, потому что, как и в медали, в данном случае профильный портрет – это увековечивание человека, как в античности были профильные рельефные изображения императоров, обычно взятые в круг.

Эту работу недавно отреставрировали, синий фон стал более ясно читаемым, до этого он был практически черный, потому что был слой загрязненного лака.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: