Описание картины маурица эшера «относительность». картина относительность

Назад на север.

Летом 1935
года Эшер по делам прибывает в Гаагу в дом к
родителям

Во время визита Эшер делает одно важное дело — рисует
детальный портрет отца. Гравюра была закончена в августе и отпечатана
только для членов семьи

В августе 1935
года Морис с семьей переезжает в новый дом в
Шато д»Э в Швейцарии. Джетта возобновляет свои занятия на пианино, а Эшер
поступает в местный шахматный клуб. Дети наслаждаются снегом. В декабре
Морис делает литографию фермерского дома на заснеженном склоне горы, но
разочаровывается результатом. Его сын Джордж позже скажет, что
отец тосковал по теплу Италии.

В начале 1936
года Эшер решает отправиться обратно в южную
Европу. Он обращается в корабельные компании с предложением сделать
картины кораблей и портов, обслуживаемых компаниями, в обмен на бесплатное
путешествие. К его удивлению компания «Адрия» согласилась на его
предложение, и в апреле Эшер отправляется в Триест, где в офисе «Адрии» был
встречен с большим уважением и учтивостью.

На кораблях компании Эшер посещает Венецию, Анкону, Бари,
Катанию, Палермо, Геную и несколько других итальянских и сицилийских
городов. Джетта присоединяется к нему в середине мая. Во время путешествия
Эшер делает большое количество зарисовок. В итоге были сделаны девять
гравюр по дереву. Это было последнее большое путешествие по любимой Морисом
средиземноморской Италии.

В июне после возвращения из путешествия по Средиземному морю семья Эшера
посещает несколько швейцарских озер, а затем отправляется в Гаагу к
родителям. Путешествие было очень удачным, и это было удачное завершение
первой фазы карьеры художника. 1 сентября Эшеры возвращаются домой в Шато
д»Э, и графические работы Эшера начинают постепенно приобретать другое
направление.

Итальянский период (1922-1935)

Одной из любимых книг Эшера была «Алиса в Зазеркалье». В то же время он продолжает изучать искусство XV века северных европейских стран. Результатом этого стала литография 1935 года «Рука с зеркальной сферой». Она известна также как автопортрет. Рука, которая держит сферический шар, нарисована крайне реалистично, так что видны все линии жизни и ума и каждая складочка на пальцах. Внутри шара изображена студия Эшера в Риме: искаженная шаром мебель, искривленные им же окна и потолок. На стенах просматриваются книжные полки, картины в рамах. Одна из них изображает куклу индонезийского кукольного театра. Сам гравер смотрит на зрителя прямо, держа сферу изнутри так, что большой палец внутри соприкасается с большим пальцем снаружи. Аналогично изображен и мизинец.

Предпосылкой этой работы Эшера был «Натюрморт со сферическим зеркалом» 1934 года. В этой литографии гравер изобразил себя за работой. Он находится внутри округлой бутылки с зеркальными стенками. Она лежит на газетах, которые, как и все предметы, размещены на закрытой книге. Рядом стоит металлическая птица с человеческой головой. И она, и газеты частично отражены внутри бутыли.

В этой работе изучаются все градации черного цвета: глубокий черный фон, черный блеск металла птицы, оттенки черного и серого внутри бутыли. Портрет отца с лупой в руках исполнен со скрупулезной точностью, очень реалистично и с сыновней любовью. В итальянский период Эшер, картины которого точно следуют натуре, еще не подошел к исследованию

в творчестве Эшера

Еще одна литография, которую в декабре 1953 года напечатал Эшер, — «Относительность». Она исполнена в стиле сюрреализма. Здесь изображен мир, в котором не действуют нормальные законы гравитации. Все архитектурное сооружение находится в центре идиллического сообщества. В нем есть окна, дверные проемы, ведущие к парковой надстройке. Большинство жителей абсолютно случайно идет по своим хозяйственным надобностям. Все фигуры одеты в одинаковую одежду. Их безликие головы уподоблены луковицам. Структура здания состоит из семи лестниц. Каждая из них может быть использована людьми, которые находятся в разных гравитационных мирах. На картине действует три источника гравитации. Упрощенно говоря, все они перпендикулярны друг другу. Внутри каждого гравитационного колодца действуют обычные физические законы.

Это создает интересные эффекты. На верхней лестнице два жителя, принадлежащих к разным источникам гравитации, идут в одном направлении по одной стороне лестницы, но один из них спускается, а другой поднимается. На остальных двух лестницах жители используют один и тот же пролет, но с разных сторон. Они идут в одном направлении, но придут в разные места. На картине также изображено три парка, которые принадлежат к разным гравитационным колодцам. Все двери, кроме одной, ведут к подвалам ниже парков. Это добавляет сюрреалистический эффект картине. Она ценна и с художественной, и с научной точек зрения.

Эшер и неевклидово пространство

Фотография: www.mcescher.com

Самые
знаменитые работы Эшера построены как визуальные обманки, но по сути являются
визуальным воплощением неевклидова пространства — то есть такого пространства,
в котором параллельные прямые спокойно могут пересекаться. Эшер не доказывал
теорем с помощью своих рисунков, просто демонстрировал удивительные возможности
нашего восприятия. Эти поиски, надо сказать, были вполне в русле авангардного
искусства. Один из интересных примеров проявления неевклидовой геометрии в
работах Эшера — «Картинная галерея». Здесь переплетаются два пространства — галереи и картины, которая висит в галерее. Так как перспектива построена по
незнакомому нам принципу, сразу разобраться в происходящем непросто. Но
постепенно мы понимаем, что видим ситуацию одновременно с нескольких сторон — мужчина в картинной галерее смотрит на картину, мы смотрим на него, а женщина,
изображенная на картине, — на мужчину из галереи. Это немного напоминает поиски
кубистов, которые отказывались от реалистичности в поисках широты взгляда. Еще
один пример неевклидового пространства в работах Эшера — гравюра «Относительность».

дальнейшее чтение

Книги

  • Эрнст, Бруно; Эшер, MC (1995). Волшебное зеркало М.К. Эшера . Ташен Америка. ISBN 978-1-886155-00-8.
  • Эшер, MC (1971). Графические работы М.К. Эшера . Баллантайн.
  • Эшер, MC (1989). Эшер об Эшере: исследование бесконечности . Гарри Н. Абрамс. ISBN 0-8109-2414-5.
  • Лочер, Дж. Л. (1971). Мир М.К. Эшера . Абрамс . ISBN 978-0-451-79961-6.
  • Лочер, Дж. Л. (1981). М. С. Эшер: его жизнь и полная графическая работа . Абрамс. ISBN 978-0-8109-8113-3.
  • Лочер, Дж. Л. (2006). Магия MC Эшер . Темза и Гудзон. ISBN 978-0-500-51289-0.
  • Шаттшнайдер, Дорис ; Уокер, Уоллес (1987). . Гранатовые коммуникации . ISBN 978-0-906212-28-8.
  • Шаттшнайдер, Дорис (2004). . Абрамс. ISBN 978-0-8109-4308-7.

СМИ

  • Эшер, М.С. Фантастический мир М.С. Эшера , Видеосборник примеров развития его творчества и интервью, режиссер Микеле Эммер.
  • Phoenix Films & Video

Приемы работы Мориса Эшера.

Идеи для
своих картин Морис Эшер
берет из
точных наук и в первую очередь из
математики. Еще в 1936 году он заинтересовался мозаикой. В своих картинах
художник использовал как регулярную, так и нерегулярную мозаику для заполнения
плоскости. Геометрические фигуры выполняют основную и вспомогательную роль. Так
многогранники и сферу Морис Эшер
использовал
для создания перспективы, пирамида одновременно выступала как пол и стены.

Оптические иллюзии создавались
художником несколькими способами: при помощи светотени, игрой пространства и
перспективы, а также плоскостями картины.

Учеными было доказано, что при
помощи картин Мориса Эшера
можно
объяснять такие темы как: подобие фигур, периодичность, параллельный перенос,
равновеликие фигуры.

Зеркальный пейзаж

В декабре 1955 года была напечатана новая работа графика. До этого пейзажи Эшера были вполне реалистичными, обычными и привычными.

Они были очень яркими, как, например, «Снег», созданный в Альпах. «Три мира», как и все, что делает Эшер, удивляют. Это большой бассейн или озеро (кто как себе представит) осенью. На поверхности воды плавают опавшие с деревьев листья. Поверхность воды — это первый мир. Второй — в глубине озера, где мы видим большую рыбу. Она там не одинока, как могло бы показаться. Кроны деревьев, отразившись в воде, как в зеркале, кажутся корнями невидимых зрителю деревьев. То, что надо домыслить, и есть третий мир.

Наследие

Музей Эшера в Гааге . На плакате изображен фрагмент фильма « День и ночь» , 1938 год .

Особый образ мышления Эшера и богатая графика оказали постоянное влияние на математику и искусство, а также на массовую культуру .

В художественных коллекциях

Интеллектуальная собственность Эшера находится под контролем компании MC Escher Company, а выставки его работ управляются отдельно Фондом MC Escher.

Основными институциональными коллекциями оригинальных работ М.К. Эшера являются Музей Эшера в Гааге ; Национальная художественная галерея (Вашингтон, округ Колумбия); Национальная галерея Канады (Оттава); Музей Израиля (Иерусалим); и Huis ten Bosch (Нагасаки, Япония).

Выставки

Плакат, рекламирующий первую крупную выставку работ Эшера в Великобритании ( Dulwich Picture Gallery , 14 октября 2015 г. — 17 января 2016 г.). Изображение, которое показывает Эшера и его интерес к геометрическим искажениям и многократным уровням удаленности от реальности, основано на его « Руке с отражающей сферой », 1935 год.

Несмотря на широкий общественный интерес, Эшер долгое время оставался в некотором пренебрежении в мире искусства; даже в его родных Нидерландах ему было 70 лет, когда была проведена ретроспективная выставка. В двадцать первом веке крупные выставки проводились в городах по всему миру. Выставка его работ в Рио-де-Жанейро в 2011 году привлекла более 573 000 посетителей; ежедневное количество посетителей, составляющее 9 677 человек, сделало ее самой посещаемой музейной выставкой года в мире. Крупных выставок работ Эшера в Великобритании не проводилось до 2015 года, когда Шотландская национальная галерея современного искусства провела одну в Эдинбурге с июня по сентябрь 2015 года, а в октябре 2015 года переехала в Далвичскую картинную галерею в Лондоне. Афиша выставки основана на « Руке с отражающей сферой » 1935 года, на которой Эшер в своем доме отражается в переносной сфере, тем самым иллюстрируя художника, его интерес к уровням реальности в искусстве (например, является ли рука на переднем плане более реальной, чем отраженный?), перспектива и сферическая геометрия . Выставка переехала в Италию в 2015–2016 годах, собрав более 500 000 посетителей в Риме и Болонье, а затем в Милане .

В математике и естественных науках

Настенная картина одной из мозаик Эшера с изображением птиц в Музее керамики Princessehof в Леувардене .

Дорис Шаттшнайдер выделяет одиннадцать направлений математических и научных исследований, предвосхищенных или непосредственно вдохновленных Эшером. Это классификация правильных мозаик с использованием краевых отношений плиток: двухцветные и двухмотивные мозаики (симметрия обмена или антисимметрия); цветовая симметрия (в кристаллографии ); метаморфозы или топологические изменения; покрытие поверхностей симметричными узорами; Алгоритм Эшера (для создания узоров с использованием декорированных квадратов); создание форм плитки; локальное и глобальное определения регулярности; симметрия плитки, индуцированная симметрией плитки; упорядоченность, не индуцированная группами симметрии; заполнение центральной пустоты в литографической галерее Эшера Х. Ленстрой и Б. де Смитом.

Получившая Пулитцеровскую премию в 1979 году книга Дугласа Хофштадтера « Гедель, Эшер, Бах » обсуждает идеи самореференции и странных петель, выраженных в творчестве Эшера. В 1985 году в честь Эшера был назван
астероид 4444 Эшер .

В популярной культуре

Известность Эшера в массовой культуре возросла, когда Мартин Гарднер представил его работу в своей колонке «Математические игры» в журнале Scientific American в апреле 1966 года . Работы Эшера появлялись на обложках многих альбомов, в том числе на альбоме The Scaffold 1969 года L the P with Ascending and Descending ; одноименный альбом Mott the Hoople 1969 года с Reptiles , Beaver & Krause 1970 года In A Wild Sanctuary with Three Worlds ; и головоломка Мемориала Мандрагоры 1970 года с Лестничным Домом и (внутри) Свернуться калачиком . Его работы аналогичным образом использовались на обложках многих книг, включая некоторые издания « Флатландии » Эдвина Эбботта , в которых использовались «Три сферы » ; « Размышления о хобби-лошади с всадником » Э. Х. Гомбриха ; Головы Памелы Холл, которые вы теряете при заполнении самолета 1 ; Патрик А. Хортон « Освоение силы истории с помощью рисующих рук» ; Erich Gamma et al. Design Patterns: Elements of Reusable Object-Oriented software with Swans ; и Представление знаний Артура Маркмана с помощью рептилий . «Мир Эшера» продает плакаты , галстуки , футболки и пазлы с произведениями искусства Эшера. И Австрия, и Нидерланды выпустили почтовые марки , посвященные художнику и его работам.

Эшер и имп-арт

Фотография: www.mcescher.com

Имп-арт — это
направление в искусстве, нацеленное на изображение невозможных с точки зрения
геометрии фигур. Например, английский ученый Роджер Пенроуз создал сразу
несколько таких фигур, самые известные из которых — треугольник Пенроуза и
лестница Пенроуза. Все «невозможные» картины были созданы Эшером с 1958 по 1961
год — вскоре после того, как эти фигуры были описаны Пенроузом. Эшер применил
находки Пенроуза в гравюрах наряду с обычными, евклидовыми многогранниками.
Самые яркие примеры невозможных фигур у Эшера — в литографии «Водопад» и в
гравюре «Спускаясь и поднимаясь». В «Водопаде» создана модель вечного
двигателя, основанная на «невозможном треугольнике», а «Спускаясь и поднимаясь» — это художественная модель «невозможной лестницы», по которой движение в одну
сторону будет бесконечным спуском, а движение в другую сторону — бесконечным
подъемом. Секрет «невозможных» фигур заключается в ракурсе, с которого на них
смотрят, — что было особенно увлекательно для Эшера, в совершенстве овладевшего
различными видами перспектив и их искривлений.

Эшер Мауриц Корнелис
родился 17 июня 1898 в городе Леувардене, что в Нидерландах находится. Времена были интересные и за свою жизнь Эшеру пришлось пережить две мировые войны, а также смерть своего учителя в концентрационном лагере.

Автопортрет Эшера Маурица Корнелиса

Детство

Рисовать Корнелису нравилось еще с дества, тем не менее, на его успехах в школе это не слишком отразилось. Мауриц провалил выпускные экзамены (что характерно — даже экзамен по рисованию) да так и не смог получить аттестат зрелости. Все же, Эшеру удалось добиться отсрочки от армии и после неудачной попытки учебы в техническом училище Делфта (откуда был отчислен из-за постоянных долгов вследствие плохого здоровья), он поступает в Школу архитектуры и декоративных искусств в Харлеме. Там его наставником и другом становится Самуэль де Мескита, еврей по национальности, тот самый, которого в 1944 году замучила немчура в Освенциме.

Зрелые годы

Благополучно закончив школу, Эшер
отправляется путешествовать по Италии. С 1923 года он живет и работает в Риме. Во время очередного путешествия Мауриц встречает свою будущую жену Джетту Умикер, дочь швейцарского буржуя. В 1926 году у них рождается первый сын. Эшер к тому времени уже становится довольно популярным художником, однако денег, вырученных с продажи литографий
не хватает. Посему Эшер еще какое-то время сидит на шее у папика.

В 1935 году, из-за очередного обострения фашистского умопомешательства в Италии, Эшер с семьей переезжает в Швейцарию. Однако вскоре, устав от сельского благолепия маленькой, но гордой горной страны, семья переезжает в Брюссель, где они и обретаются до начала Великой Отечественной.

Вскоре, Эшер меняет свои предпочтения с написания пейзажей (кто бы мог поумать Эшер — пейзажист) на отображение различных невозможных геометрических фигур и пространственных головоломок, благодаря которым он и известен сейчас.

В 1939-1940 годах умирают родители художника.

С 1941 года и до своей смерти Эшер с семьей живет в Нидерландах. В послевоенное время к художнику приходит долгожданная всемирная слава. Статьи о его работах печатают в солидных европейских и американских изданиях. Литографии Маурица
с успехом продаются, художник читает множество лекций о своем творчестве и т.д. и тому подобное. В общем, годам к 50 он получает наконец все те плюшки, которые всегда хотелось бы получить в молодости.

Memento mori

В последние годы жизни Эшера подводит здоровье и он практически не работает. Мэтр переносит множество операций и в конце концов умирает в госпитале от рака кишечника. Эшер оставил после себя свои чудесные литографии, картины, рисунки и трех сыновей.

Зеркальная симметрия предметов

На мастера очень повлияло знакомство с арабскими мозаиками, которые он видел в Альгамбре и Кордобе, а также с некоторыми геометрическими правилами. Все это взял на вооружение Эшер, картины которого погружают нас в мир симметрии. Он берет фигуры и составляет из них мозаику. Одна из самых показательных — «Рептилии» (март 1943 года).

На литографии зритель видит стол. На нем лежит чертеж с мозаичным узором из пресмыкающихся. В правом краю рисунка видно, как одна из них начинает оживать и выползать из листа бумаги. Она только-только начинает познавать не плоский, а трехмерный мир. Другие, ожившие и обретшие объем, активно ползут по книге, треугольнику, заползают на додекаэдр, выпускают на нем пар из ноздрей, переползают на бумагу и, замыкая круг, становятся вновь плоской мозаикой.

Это изображение парадоксально и с оттенком юмора. Имеет ли оно философский подтекст? Возможно. Ведь на столе представлены четыре элемента, из которых состоит мир. Это земля в горшке, огонь, заключенный в коробок от спичек, вода, которая налита в стакан, и воздух, который выдыхает ящерица. На столе лежит маленькая книжечка с латинскими буквами, которая сбивает с толку. Некоторые ее принимали за книгу Иова. На самом деле это только бренд сигаретной бумаги. В скобках надо сказать, что Эшер был завзятым курильщиком.

Конечно, хороша работа «День и ночь» (1938). Эта вещь тоже относится к теме симметрии. Эшер, картины которого к этому времени еще не стали популярными, очень увлечен геометрией. В этой гравюре на дереве первоначально замечается движение светлых птиц слева направо из света к зеркально отраженной ночи. И лишь потом проявляется их «негатив», как на фотографии: черные птицы летят на белом небе в противоположную сторону. И если рассматривать в обратном направлении, то кажется, что темная ночь подступает к белому дню. Хаотичность оборачивается упорядоченностью, и наоборот. Такая вот двойственность восприятия этой гравюры.

Популярность

В 1950
году Морис Эшер обретает популярность как лектор. Тогда же
в 1950
году проходит его первая персональная выставка в Соединенных
Штатах.

В 1956-57
годах художник заканчивает несколько своих самых
известных работ, включая «Три мира». В это время продается большое
количество его работ. Например, он получил чек от Вашингтонского дилера на
сумму 2125 долларов за 150 его отпечатков. На сегодняшний день это не
такая уж большая сумма (сегодня одна работа Эшера того времени стоит
больше), но художник был благодарен и за это.

В 1957
году художнику предлагают сделать фреску в голландском
городе Утрехте. В октябре 1958 года Джордж Эшер заканчивает университет и
эммигрирует в Канаду.

В середине 50-х годов Эшер объединяет мозаику с фигурами,
уходящими в бесконечность. Начав использовать этот прием в работе «Меньше
и меньше», он продолжил его в картине «Водовороты» и так далее до своей
последней работы «Змеи». До 1958
года Морис Эшер изображает объекты,
уменьшающиеся по мере приближения к центру картины, а после 1958

года он изображает фигуры, уменьшающиеся по мере удаления от центра
картины. Причем смена направления связана с изучением Эшером статьи
профессора Коксетера из Оттавы, который проиллюстрировал систему образцов,
уменьшающихся по мере удаления от центра. Интерпретация эффекта Коксетера
наблюдается как минимум в шести работах Мориса Эшера.

В 1959
году Эшер встречается с профессором МакГиллаври, после
этого художник выступает на международном конгрессе кристаллографии в
Англии на тему симметрии. Также в 1959
году он получил копию
статьи Лайонела и Роджера Пенроузов о невозможных фигурах. В статье
упоминались некоторые ранние работы Эшера, но также было и кое-что новое.
Картина «Восхождение
и спуск» (1960) основана на знаменитой лестнице Пенроузов.

В начале 60-х годов вышла в свет первая книга с работами Эшера
Grafiek en Tekeningen
, в которой 76 работ прокомментировал сам
автор. Книга помогла обрести понимание среди математиков и
кристаллографов, включая некоторых из России и Канады. В августе
1960
Эшер прочитал лекцию по кристаллографии в Кембридже.

Кем можно работать

В первую очередь, естественно-научный профиль открывает двери в профессию медика. Здесь много направлений и возможностей. Согласно исследованию «Работа.ру» и «СберИндекс», медработник (в частности, фармацевт) станет одной из самых востребованных профессий в 2021 году.

Но естественно-научный профиль — не только про медицину. Можно стать специалистом в сфере геодезии и землеустройства, экологии и природоустройства, геологии и разработки полезных ископаемых, биоинженерии, реконструкции и реставрации объектов культурного наследия, ландшафтной архитектуры и других направлений.

Вот несколько профессий, куда можно попасть после естественно-научного профиля: 

  • биолог/биохимик в качестве специалиста по технической поддержке и биоаналитике — ездит в командировки, отвечает за установку и обучение пользованию оборудованием, которое продаёт его компания;
  • биомедицинский инженер — конструирует медицинское оборудование и протезы;
  • биоинформатик — исследует крупномасштабные биологические проблемы с учётом больших объёмов данных, разбирается в молекулярной биологии, генетике, компьютерных науках, математике и статистике; 
  • иммунолог — оценивает состояние защитных сил человека, создаёт вакцины и лекарства, лечит патологии и реабилитирует;
  • урбанист-эколог — проектирует новые города на основе экологических биотехнологий. Уже сейчас высокотехнологичные зелёные города строят в Китае, Арабских Эмиратах и странах Европы;
  • биохимический инженер — занимается созданием нового оборудования, роботизированных систем и программного обеспечения для биотехнологических и медицинских лабораторий; 
  • молекулярный диетолог — разрабатывает индивидуальные схемы питания, основанные на данных о молекулярном составе пищи с учётом результатов генетического анализа человека и особенностей его физиологических процессов;
  • биофармаколог — создаёт новые биопрепараты с заданными свойствами. Уже сегодня ряд важных лекарств — например, пенициллин и инсулин — производится при помощи генномодифицированных бактерий. 

Появляются и смежные профессии будущего. Вот лишь некоторые из «Атласа новых профессий». Многие существуют на рынке уже сейчас: 

  • ИТ-генетик — занимается программированием генома под заданные параметры, в частности, предотвращение развития наследственных заболеваний;
  • эколог-логист — отвечает за снижение экологического следа, вызванного транспортировкой товаров (выбросы CO₂), разрабатывает логистические решения, оптимизирует маршруты и цепочки поставок, чтобы снизить выбросы; 
  • архитектор живых систем — проектирует технологии замкнутого цикла с участием генетически модифицированных организмов и микроорганизмов, например, рассчитает необходимую мощность биореакторов или тщательно продумает систему переработки мусора;
  • ветеринар-реабилитолог — реабилитирует диких животных, пострадавших из-за разливов нефти, и занимается программами «отпугивания» от зон загрязнения, чтобы предотвращать гибель животных;
  • специалист по преодолению системных экологических катастроф — работает с катастрофами, которые растянуты во времени и осознаются людьми постепенно. Например, тихоокеанская пластиковая свалка или тающая вечная мерзлота. 

Эшер и кристаллография

Фотография: www.mcescher.com

В основе многих
известных рисунков Эшера лежит принцип симметрии — тот же самый, что положен в
основу науки о кристаллах. Эшер не был ученым — его прежде интересовала
эстетическая сторона симметрии, поэтому он развлекал и себя, и зрителя, заставляя
симметрично кружить по поверхности ящерок, птиц, кошек, даже демонов и ангелов.
Однако наукой он увлекался довольно серьезно — и в 1960 году по приглашению
химика и кристаллографа Каролины МакГиллаври Эшер даже выступал с лекцией о
симметрии на международной кристаллографической конференции в Кембридже.

Мауриц Корнелис Эшер

Подписаться на новости

Мауриц Корнелис Эшер (Maurits Cornelis Escher) — нидерландский художник-график, добившийся успеха благодаря своим концептуальным литографиями, гравюрами на дереве и металле, а также иллюстрациям к книгам, почтовым маркам, фрескам и гобеленам. Самый яркий представитель имп-арта (изображение невозможных фигур).

Мауриц Эшер родился в Нидерландах в городе Лувандере в семье инженера Джорджа Арнольда Эшера и дочери министра Сары Адрианы Глейхман-Эшер. Мауриц был самым младшим и четвертым ребенком в семье.

Когда ему исполнилось 5 лет, вся семья переехала в Арнхем, где прошла большая часть его юности. Во время поступления в высшую школу, будущий художник с успехом провалил экзамены, за что был отправлен в Школу Архитектуры и Декоративного искусства в Гаарлеме.

В последствие Эшер объявил отцу, что хочет изучать декоративное искусство и что архитектура его практически не интересует.

По завершению обучения, Мауриц Эшер отправился путешествовать по Италии, где и встретил свою будущую жену Жетту Уимкер. Молодые супруги поселились в Риме, где прожили до 1935 года. В течение всего этого времени Эшер регулярно путешествовал по Италии и делал рисунки и наброски. Многие из них в дальнейшем использовались в качестве основы для создания гравюр по дереву.

В конце 1920-х годов Эшер стал достаточно популярным в Нидерландах и на этот факт во многом повлияли родители художника. В 1929 году он провел пять выставок в Голландии и Швейцарии, которые получили достаточно лестные отзывы критиков. В этот период картины Эшера впервые были названы механическими и «логическими».

В 1931 года художник обратился к торцовой ксилографии. К сожалению, успешность художника не приносила ему больших денег, и он зачастую  обращался за материальной помощью к своему отцу.

В 1946 году художник заинтересовался технологией глубокой печати, отличавшейся определенной сложностью в исполнении. По этой причине до 1951 года Эшер выполнил всего семь оттисков в манере меццо-тинто и больше не стал работать в этой технике.

В 1949 году Эшер с двумя другими художниками организовали большую выставку своих графических работ в Роттердаме, после ряда публикации о которой, Эшер стал известен не только в Европе, но и в США.

Он продолжил работать в выбранном ключе, создавая все новые и порой неожиданные произведения искусства.

Две последующие гравюры Эшера с невозможными фигурами — «Бельведер» и «Спускаясь и поднимаясь» были созданы между 1958 и 1961 годами.

В число весьма занимательных работ входят также гравюры «Вверх и вниз», «Относительность», «Метаморфозы I», «Метаморфозы II», «Метаморфозы III» (самое больше произведение – 48 метров), «Небо и Вода» или «Рептилии».

В июле 1969 года Эшер создал последнюю гравюру на дереве под названием «Змеи». А уже 27 марта 1972 года художник умер от рака кишечника.

Еще одной интересной особенностью являлось то, что Эшер, как и многие его великие предшественники (Микеланджело, Леонардо да Винчи, Дюрер и Холбен), был левшой.

Учителя и наставники

Самовоспроизведение и информация

Центральная идея самовоспроизведения,
взятая на вооружение Эшером, обращается к
загадке человеческого сознания и
способности человеческого мозга
обрабатывать информацию так, как не сможет
обработать ни один компьютер. Литографии
«Рисующие руки» и «Рыбы и чешуйки»
используют эту идею разными способами.
Самовоспроизведение является направленным
действием. Руки рисуют друг друга, создавая
самих себя. При этом сами руки и процесс их
самовоспроизведения неразделимы. В работе
«Рыбы и чешуйки» концепция
самовоспроизведения представлена более
функционально, и в данном случае она может
быть названа самоподобием. В этом смысле
данная работа описывает не только рыб, а все
живые организмы, в том числе и человека.
Конечно, мы не состоит из уменьшенных копий
самих себя, но каждая клетка нашего тела
несет в себе информацию обо всем теле в виде
ДНК.

Углубляясь в изучение
самовоспроизведения,
можно его обнаружить в отражении и
пересечении отражений реального мира.
Такое пересечение встречается во многих
картинах Эшера. Мы рассмотрим лишь один
пример — литографию «Три сферы», на
которой присутствуют три шаровидных тела,
сделанных из разных материалов с различной
отражающей способностью. Эти сферы
отражают друг друга и художника, и комнату,
в которой он работает, и лист бумаги, на
котором он рисует сферы. Хофстадтер в своей
книге написал «… каждая частица мира
содержит в себе весь мир и содержится к во
всех других частицах мира…».

Таким образом, мы заканчиваем тем же, с
чего начали, — автопортретом художника — его
отражением в своей работе.

Водовороты

Странно, но в оригинальной работе обошли
вниманием целый класс фигур, которые
достаточно часто встречаются в работах
Эшера. Это закрученные в спирали фигуры

В
работе «Спирали» мы видим четыре
закручивающиеся в спираль полоски, которые
постоянно сближаются и постепенно закручиваются
сами в себя, образуя своеобразный тор. Пройдя целый
круг, спираль заходит внутрь самой себя,
образуя тем самым, как бы, спираль второго
порядка — спираль в спирали.

В работе «Водовороты» Эшер объединил
спиралевидную форму и свой излюбленный
художественный прием — регулярное разбиение плоскости
(или мозаику). Здесь рыбы,выплыв из одного
водоворота, попадают во второй и, погружась
в него, постепенно уменьшаются в размерах и
наконец совсем исчезают

Обратите внимание
на постепенно уменьшающуюся в размерах
мозаику. Если мысленно развернуть спираль,
то мы увидим лишь два ряда рыб, плывущих
навстречу друг другу

Но скрученные в
спираль и соответствующим образом
деформированные образы рыб полностью
покрывают некоторую область бесконечной
плоскости.

Иной способ представления спирали
использован в работе «Сферические
спирали», где четыре полосы расположены
на поверхности шара, проходя от одного
полюса шара к другому. Похожий путь может
пройти самолет, летящий с северного полюса
земного шара на южный.

Здесь мы привели основные виды спиралей,
использованных Эшером в своих работах.
Различные их модификации можно обнаружить
и на многих других литографиях художника.

Эшер и рекурсия

Фотография: www.mcescher.com

Фотография: www.mcescher.com

Эшер никогда не
отказывался от возможности подзаработать, тем более что его семье, судя по
сохранившимся свидетельствам, постоянно не хватало на жизнь. Эшер много работал
с Королевской почтой Нидерландов, делая все что угодно — от дизайна поздравительных открыток и почтовых
марок до 50-метрового панно «Метаморфоза III», в котором наглядно
продемонстрированы различные приемы мозаичного замощения пространства в
сочетании с оптическими иллюзиями. В «Метаморфозе» геометрические фигуры плавно
перетекают в изображения птиц, животных и архитектурных форм, чтобы потом
закольцеваться и вернуться к первоначальному рисунку. Эшер также создавал узоры
для оберточной бумаги магазинов De Bijenkorf. Несмотря на то что дизайн не был
основным делом его жизни, Эшер оказал серьезнейшее влияние на последующие
поколения промышленных художников и дизайнеров, особенно на приверженцев
психоделического искусства.

Творчество Мориса Эшера.

«Картины Мориса Эшера
относятся к элитарному искусству» — именно так
говорили современники художника. Да и в наше время не все картины до конца
понятны обычному зрителю.

Во время путешествия по Италии Эшер
нарисовал не один десяток
пейзажей. Все эти картины очень реалистичны. Но уже в них можно увидеть черты
стиля Мориса Эшера
и в первую
очередь это касается перспективы.

Квантовая теория заставила
художника задуматься: «А как из одного получается другое?». Ответом на этот
вопрос стали «метаморфозы». Именно их художник называл самым главным достижением в своей жизни. «Метаморфозы» неоднократно
появляются на картинах Мориса Эшера
в
разных состояниях и в разных видах.

С 1950 года в картинах Эшера
появляются фракталы. И только
через 20, при помощи ЭВМ, людям удается создать то, что Эшер
делал с помощью карандаша.

Заключение 2

Использование Эшером различных
математических фигур и законов не
ограничивается лишь вышеприведенными
примерами. Внимательно изучая его картины,
можно обнаружить и другие, не упомянутые в
данной статье, геометрические тела или
визуальную интерпретацию математических
законов.

Закончить хотелось бы картиной «Узлы»,
изображающей замкнутые фигуры, которые
нельзя отнести к какому-либо разделу данной
статьи.

Влад Алексеев.

Увидеть в реальной жизни нереальные объекты и фигуры невозможно —
наше трехмерное зрение сразу же «вычислит» все хитрости этого объекта. А вот
изобразить на бумаге… а почему бы и нет?

Морис Эшер
— нидерландский художник,
который в своих работах исследовал особенности восприятия трехмерных объектов
на изображении.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: