Описание картины кузьмы петрова-водкина «весна». весна описание картины

Герои портретов в стиле сентиментализм

Несмотря на возможные недостатки, особенности эпохи сентиментализма в живописи дают возможность увидеть внутреннюю жизнь простого человека, его противоречивые эмоции и постоянные переживания. Именно поэтому в период XVIII века портреты стали наиболее популярным типом жанров для картин. Герои на них изображались без каких-то дополнительных элементов интерьера и предметов.

Наиболее известными представителями этого жанра стали такие художники, как П. Бабин и А. Мордвинов. Изображаемые ими персонажи обладают хорошо читаемым зрителем умиротворенным душевным состоянием, хотя и без излишнего психологизма.

Другой представитель сентиментализма И. Аргунов, писал картины с другим видением. Люди на его полотнах более реалистичны и далеки от идеализации. Главным же объектом внимания являются лица, в то время как остальные части тела, например, кисти рук, могут быть совсем не прорисованы.

При этом Аргунов на своих портретах всегда выделял ведущий цвет в качестве отдельного пятна для большей выразительности. Одним из видных представителей направления был также В. Боровиковский, который писал свои картины в соответствии с типологией английских портретистов.

Очень часто в качестве героев картин сентименталисты выбирали детей. Они изображались как мифологические персонажи с целью передать характерную детям искреннюю непосредственность и особенности характера.

От разума к чувствам


Сентиментализм замыкает эпоху Просвещения, которая охватила весь XVIII век и породила ряд литературных направлений. Это классицизм и рококо, сентиментализм и предромантизм. Некоторые специалисты следующим за описываемым направлением считают романтизм, а сентиментализм отождествляют с предромантизмом. Каждое из этих направлений имеет свои характерные отличительные черты, у каждого своя нормативная личность, та, черты которой лучше других выражают тенденцию, являющуюся оптимальной для данной культуры. Можно назвать некоторые признаки сентиментализма. Это концентрация внимания на личности, на силе и власти чувств, прерогатива природы над цивилизацией.

https://youtube.com/watch?v=m0u77olb7Qw

Сентиментализм в театре

(франц. sentiment – чувство) – направление в европейском театральном искусстве второй половины 18 в.

Широкое распространение театральный сентиментализм получил и в России. Впервые проявившись в творчестве Михаила Хераскова (Друг несчастных, 1774; Гонимые, 1775), эстетические принципы сентиментализма были продолжены Михаилом Веревкиным (Так и должно, Именинники, Точь-в-точь), Владимиром Лукиным (Мот, любовью исправленный), Петром Плавильщиковым (Бобыль, Сиделец и др.).

Сентиментализм дал новый импульс актерскому искусству, развитие которого в определенном смысле было заторможено классицизмом. Эстетика классицистского исполнения ролей требовала строго соблюдения условного канона всей совокупности средств актерской выразительности, совершенствование актерского мастерства шло скорее по чисто формальной линии. Сентиментализм дал актерам возможность обратиться к внутреннему миру своих персонажей, к динамике развития образа, поиску психологической убедительности и многогранности характеров.

К середине 19 в. популярность сентиментализма сошла на нет, жанр мещанской драмы практически прекратил свое существование. Однако эстетические принципы сентиментализма легли в основу формирования одного из самых молодых театральных жанров – мелодрамы.

Татьяна Шабалина

История сентиментализма в живописи

Сентиментализм зародился в 1720-е годы в Англии и обрёл силу в середине XVIII столетия. Он поспособствовал развитию английского пейзажа, а также оказал влияние на развитие искусства акварели.

Из Великобритании сентиментальная живопись пришла и в другие страны Европы, достигнув пика популярности в 1760-х годах. А вот в Россию этот стиль явился чуть позже, к концу XVIII века.

Сентиментализм отчасти напоминает другой камерный стиль, развивавшийся в этот же период, — рококо, адепты которого также противопоставляли себя классицизму и воспевали идиллические радости. Но рококо был более аристократичен, игрив, фриволен и чувственен. А вот у живописцев-сентименталистов вместо эротической чувственности доминируют сердечные порывы, настроение у картин более спокойное, персонажи — более естественны. Кроме того, сентименталисты порой вносили в свои работы дидактичность и назидательность.

Впрочем, были и примеры совмещения этих стилей в одном произведении, например — у Жана-Батиста Симеона Шардена (Jean Baptiste Siméon Chardin).

Часто сентиментализм сочетался с классицизмом или романтизмом. Иногда — вплетался в симфонию из нескольких стилей.

Тем не менее, художники-сентименталисты внесли немалый вклад в развитие живописи. Сентиментализм, обратившись к душе человека и его переживаниям, выступил предтечей романтизма, в котором психологические мотивы стали более глубокими.

Знаменитые художники-сентименталисты

Известные художники-сентименталисты были и в Англии, и во Франции, и в Германии, и в России. В этом стиле плодотворно работали:

Произведения мастеров-сентименталистов нередко появляются на аукционах, позволяя коллекционерам пополнять свои собрания живописи. А работы современных художников, творящих в эмоциональном стиле, можно приобрести на сайте Very Important Lot. На этой платформе поклонники современного искусство имеют уникальную возможность связаться с автором и недорого купить картину — возможно, для своего интерьера, а может быть, в подарок ценителю эксклюзивных вещей.

Течение сентиментализма охватило такие жанры искусства, как литература и живопись.

Зарубежная Литература XVII-XX веков

Основной соавтор
Jaaj.Club

Хорошие книги актуальны во все времена и не стареют. Беллетристика, увидевшая свет в прошлом и позапрошлом веках, вызывает интерес и сейчас. В свободном доступе есть и Шекспир и Ремарк, а также многие другие авторы. Но кроме прочтения книг можно рассматривать отдельные аспекты в сюжете и события из биографии писателей.

В данном разделе собраны статьи, которые объединены одной темой — Зарубежная литература 19-20 веков. Но каждая из них — это отдельное небольшое исследование. Вы откроете для себя много нового, погрузившись в их изучение.

Мистификация Бранте, дети в сюжетах Шекспира, настоящая русалочка Андерсена и многие другие факты, о которых вы не догадывались. Читайте, удивляйтесь и получайте удовольствие!

Читать

Герои

Если для предшественника данного направления, классицизма, было характерно изображение героя-гражданина, человека, чьи действия подчинены разуму, то новый стиль в этом отношении произвел революцию. На первый план выходит не гражданственность и разум, а внутреннее состояние человека, его психологический фон. Чувства и естественность, возведенные в культ, способствовали абсолютному раскрытию скрытых чувств и мыслей человека. Каждый образ героя становился уникальным и неповторимым. Изображение такого человека становится самой главной целью этого течения.

В любом произведении писателя-сентименталиста можно найти тонкую чувствительную натуру, которая сталкивается с жестокостью окружающего мира.

Выделяются следующие особенности изображения главного героя в сентиментализме:

  • Четкое различение положительных и отрицательных героев. Первая группа демонстрирует непосредственные искренние чувства, а вторая – это эгоистичные лжецы, потерявшие свое естественное начало. Но, несмотря на это, авторы этой школы сохраняют веру в то, что человек способен вернуться к истинной естественности и стать положительным персонажем.
  • Изображение героев-противников (крепостной и помещик), противостояние которых отчетливо демонстрирует превосходство низшего класса.
  • Автор не избегает изображения определенных людей с конкретной судьбой. Часто прототипами героя в книге выступают реальные люди.

Крепостные и помещики

Жанры

Эмоциональное и чувственное восприятие мира вынуждало к использованию новых литературных жанров и возвышенной образной лексики, соответствующей идейной нагрузке. Упор на то, что в человеке должны преобладать естественные начала, и на то, что лучшей средой обитания является естественная, предопределил основные жанры сентиментализма в литературе. Элегия, дневник, психологическая драма, письма, психологическая повесть, путешествие, пастораль, психологический роман, мемуары стали основой произведений чувственных авторов.

Важно! Обязательным условием абсолютного счастья сентименталисты считали добродетель и высокую духовность, которые должны естественным образом присутствовать в человеке

Художники-сентименталисты

Одним из основных представителей сентиментализма в живописи являлся французский художник Жан-Батист Грез. Его работы отличаются наигранной эмоциональностью персонажей, а также излишним морализаторством. Излюбленным сюжетом художника был портрет девушки, страдающей по мертвым птицам. Для того чтобы подчеркнуть назидательную роль сюжета, Грез сопровождал свои картины пояснительными комментариями.

Другими представителями сентиментализма в живописи являются С. Дэлон, Т. Джонс, Р. Уилсон. В их работах также наблюдаются основные черты данного направления искусства.

Художник из Франции Жан-Батист Шарден также выполнял некоторые из своих работ в названном стиле, при этом дополняя имеющуюся типологию собственными нововведениями. Таким образом, он ввел элементы социальных мотивов в творчество направления.

Но, кроме того, полотно изобилует большим количеством мелких деталей, яркими и многочисленными цветами, а также в наличии имеется сложная композиция. Особым изяществом отличается все изображенное: интерьер помещения, позы персонажей, одежда. Все перечисленное является важными элементами стиля рококо.

Сентиментализм в зарубежной литературе

Англия

Начало сентиментализму положили английские поэты Джеймс Томсон (1700–1748), Эдвард Юнг (1683–1765), Роберт Блэр (1699–1746), Томас Грей (1716–1771).

Их лирика (что это за жанр?) полна описаний природы, пронизана печальными мотивами, именно эти авторы продвигали жанр «кладбищенской поэзии», которая декларирует идею всеобщего равенства перед смертью.

Лоуренс Стерн (1713–1768), анонимно напечатавший первую часть своего романа «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена», взорвал общественность. Необычная манера повествования, множество авторских лирических отступлений, юмор, вольное обращение с временными рамками сюжета — все это позже возьмут на вооружение писатели XIX века.

*Лоуренс Стерн

«Сентиментальное путешествие» Стерна дало не только название течению сентиментализма, но и задало тон последующей литературе этого стиля — эмоциональную непринужденность, свободу выражения авторских мыслей и глубокий интерес к духовному миру и чувствам человека.

Франция

Первая скрипка французского сентиментализма — мыслитель, предвестник Французской революции, писатель Жан-Жак Руссо (1712–1778).

Философ утверждает, что человеческий разум пассивен, и именно чувства вдохновляют человека на деятельность.

«Вечно рассуждать — это мания мелких умов». Жан-Жак Руссо

Особенности сентиментализма Руссо:

Культ природы — естественный человек живет в гармонии (это как?) с природой, перед лицом которой все равны. Неравенство и несправедливость спровоцированы прогрессом (это что?), поэтому цивилизация — это зло.
Обращение к нравственности как силе, способной перестроить несправедливое мироустройство. Нравственность (что это?) и совесть (это как?) — то, что отличает человека от животного.

Духовное преобладает над материальным.
Интерес не только к личной жизни, но и к принципам гражданской морали героев

Руссо важно, как человек воспринимает общественное устройство, готов ли бороться за свои идеалы.
Художественное произведение — это способ выразить свое Я для автора.

У Руссо было множество последователей как во Франции, так и в других странах.

Германия

В Германии сентиментализм начался в 1740–х годах со споров о праве поэта на фантазию. В классицизме с этим были явные проблемы.

Вылились эти споры в громкое течение 70–80-х годов, известное под названием «Буря и натиск» по одноименной драме Клингера «Sturm und Drang». Штюрмеры считали, что творчество должно отображать отношение автора к описываемой им действительности.

Их взгляды на искусство опирались на идеи Руссо, традиции Шекспира.

Своеобразие «Бури и натиска» заключается в сплаве традиций сентиментализма с реалистической манерой изображения действительности.

Сентиментальный герой штюрмеров стремится к природе, признает начальное равенство людей, стремится к справедливости, но находится в тесном взаимодействии с обществом, часто выводится из узкого семейного круга на историческую арену, становится деятельным борцом за справедливость.

*Страдания, как они есть. Иллюстрация к роману «Страдания юного Вертера» художника Жана-Батиста Симоне

Раннее творчество Шиллера и Гете стало наиболее ярким образцом движения «Бури и натиска». А лирический роман Гете «Страдания юного Вертера» (1774) выводит немецкую литературу из разряда местечковой на невиданные доселе высоты, заодно вводя моду на самоубийства.

Клодт Михаил, художник – картины шедевры великих художников

Барон Михаил Константинович Клодт фон Юргенсбург (30 декабря 1832 ,Санкт-Петербург — 16  мая 1902, там же) — русский художник-пейзажист второй половины XIX века. Первым из русских художников объединил жанровую картину с эпическим пейзажем. Племянник известного русского скульптора и педагога Петра Карловича Клодта, двоюродный брат художника Михаила Петровича Клодта.

Имя Михаила Константиновича Клодта безо всяких оговорок должно упоминаться среди выдающихся русских художников-пейзажистов. Прежде всего, естественно, за его широкий талант, его великое мастерство, его великолепные пейзажи

Но важно добавить и другое. Барон Клодт фон Юргенсбург был большим патриотом русской природы и, следовательно, России

Рожденный в известном своими талантами в искусстве семействе Клодтов, получивший прекрасное художественное образование (обучался рисунку в Горном кадетском корпусе у И.Ф. Хруцкого и пейзажной живописи в Академии художеств у М.Н. и С.Н. Воробьевых), проявивший большое мастерство при обучении, М.К. Клодт через год пребывания в пенсионерской поездке за границей просит разрешения возвратиться на родину, чтобы использовать пенсионерство для поездки по России. Отточенный академическим образованием талант Клодта позволяет создавать ему замечательные, чисто русские пейзажи: Вид в Орловской губернии (1864), Волга у Жигулей (1879), Пахари на Украине (1879). Многое в пейзажной живописи художник писал впервые. Его картина Большая дорога осенью (1863), дающая большую панораму одной из бед российской действительности всех времен — дороги, стала темой во многих работах последующих пейзажистов. Его знаменитая работа На пашне (1872), напротив, связывает с широтой изображаемого простора оптимистический взгляд на русскую природу. Лесная даль в полдень (1878) М.К. Клодта предвосхищает Лесные дали (1884) И.И. Шишкина. Наверное, нет смысла перечислять все шедевры живописца, ибо каждое из его полотен по-своему является выдающимся произведением. Потому М.К. Клодт стал одним из учредителей Товарищества передвижных художественных выставок. Естественным было и получение художником всех официальных академических званий. С 1872 года он возглавлял пейзажный класс в Академии художеств. К сожалению, болезнь глаз резко снизила его творческую и преподавательскую деятельность уже с 1880-х годов. Но созданное М.К. Клодтом — заметный вклад в русское искусство XIX века.

Сентиментализм в литературе.

Сентименталистов, в отличие от классицистов, не интересовало историческое, героическое прошлое: они вдохновлялись повседневными впечатлениями. Место гиперболизированных страстей, пороков и добродетелей заняли знакомые всем человеческие чувства. Герой сентименталистской литературы – обычный человек. Преимущественно это выходец из третьего сословия, порой низкого положения (служанка) и даже изгой (разбойник), по богатству своего внутреннего мира и чистоте чувств не уступающий, а нередко и превосходящий представителей высшего сословия. Отрицание навязанных цивилизацией сословных и иных различий составляет демократический (эгалитаристский) пафос сентиментализма.

Обращение к внутреннему миру человека позволило сентименталистам показать его неисчерпаемость и противоречивость. Они отказались от абсолютизации какой-либо одной черты характера и однозначности моральной трактовки персонажа, свойственных классицизму: сентименталистский герой может совершать как дурные, так и добрые поступки, испытывать как благородные, так и низкие чувства; порой его действия и влечения не поддаются односложной оценке. Поскольку в человеке от природы заложено доброе начало и зло есть плод цивилизации, никто, не может стать законченным злодеем – у него всегда есть шанс вернуться к своему естеству. Сохраняя надежду на самосовершенствование человека, они оставались, при всем их пессимистическом отношении к прогрессу, в русле просветительской мысли. Отсюда дидактизм и порой ярко выраженная тенденциозность их произведений.

Родившись на британских берегах в 1710-х, сентиментализм стал во вт. пол. 18 в. общеевропейским явлением. Наиболее ярко проявился в английской, французской, немецкой и русской литературах.

События

17.07.2023 10:16

* * *

Продолжаются работы по продвижению нашего скромного издательского агенства
Коллекция Jaaj.Club

Буквально сегодня были открыты представительства на сайтах

Коллекция Jaaj.Club продолжает свою миссию по собранию самых интересных и уникальных произведений в жанре мистики, фантастики и захватывающих приключений.

Если вы чувствуете, что ваше произведение должно быть на книжной полке Jaaj.Club, то смело

подавайте заявку.

* * *

30.06.2023 18:04

* * *

Сегодня 30 июня 2023 года состоялась выплата роялти авторам книг

Коллекции Jaaj.Club.

За период с августа прошлого года по май 2023-го было продано 27 книг из всей коллекции.

В самое ближайшее время вся статистика по продажам будет добавлена в личный кабинет Jaaj.Club.

Поздравляю с успешным дебютом!

* * *

Особенности лексики

Для языка сентиментального направления является характерным наличие распространенных лирических отступлений, в которых автор дает свою оценку описанному на страницах произведения

Риторические вопросы, обращения и восклицания помогают ему расставить правильные акценты и обратить внимание читателя на важные моменты. Чаще всего в таких произведениях преобладает экспрессивная лексика с использованием просторечных выражений

Знакомство с литературой становится возможным для всех слоев общества. Это выводит ее на новый уровень.

Сентиментализм как литературное направление

Сентиментализм

Сентиментализм в России.

В Россию сентиментализм проник в 1780-х–начале 1790-х благодаря переводам романов Вертера И.В.Гете, Памелы, Клариссы и Грандисона С.Ричардсона, Новой Элоизы Ж.-Ж. Руссо, Поля и Виржини Ж.-А.Бернардена де Сен-Пьера. Эру русского сентиментализма открыл Николай Михайлович Карамзин Письмами русского путешественника (1791–1792).

Его роман Бедная Лиза (1792) – шедевр русской сентиментальной прозы; от гетевского Вертера он унаследовал общую атмосферу чувствительности и меланхолии и тему самоубийства.

Сочинения Н.М.Карамзина вызвали к жизни огромное число подражаний; в начале 19 в. появились Бедная Маша А.Е.Измайлова (1801), Путешествие к Полуденную Россию (1802), Генриетта, или Торжество обмана над слабостью или заблуждением И.Свечинского (1802), многочисленные повести Г.П.Каменева (История бедной Марьи; Несчастная Маргарита; Прекрасная Татьяна) и пр.

Иван Иванович Дмитриев принадлежал к группе Карамзина, выступавшей за создание нового поэтического языка и боровшейся против архаического высокопарного слога и изживших себя жанров.

Русский сентиментализм к 1820 исчерпал себя.

Он был одним из этапов общеевропейского литературного развития, который завершал эпоху Просвещения и открывал путь к романтизму.

Евгения Кривушина

Описание картины Бориса Кустодиева «Весна»

В 1921 году русский художник Кустодиев был уже прикован к постели из-за тяжелого заболевания. Но написанное им в этот период полотно «Весна» выглядит настоящим гимном жизнерадостности. Светлые, пастельные, будто сладкие и припудренные сахаром домики, небо и земля, люди и животные, – все на картине является олицетворением некой сладостной детской мечты.

Художник писал «Весну» как символ нового рождения, пробуждения и воскресения природы и всей жизни. Сюжет картины наполнен событиями. По нежно-голубому небосклону плывут ватные облака, отражаясь в движимом потоке талой воды. Мужчина на деревянной перекладине предлагает помощь двум растерянным дамам посреди затопленного участка улицы.

В правой части картины кипит крестьянская повседневность: баба катит бочонок, парень пасет гусей, в отворенных воротах двора заметны клюющие курицы, еще двое мужчин работают на крыше, резвятся дети, пожилой человек с собакой направляется по своим делам.

Слева кипит торговля, ямщик перевозит пассажира через образованную мелководную речушку. На фоне всей этой деятельности будто в туманной дымке просматриваются купола церквей. Царство растений на всей картине разбавлено животным миром. Даже на ветвь высокой березки Кустодиев не забыл усадить одинокую птичку.

В «Весне» все движется, цветет и поет. Глядишь на нее, и чувствуешь свежий морозный весенний ветерок, слышишь людской гомон и голоса животных. И все это так гармонично, слаженно, будто описана здесь одна большая русская душа.

«Весна» рождает у зрителя ощущение радостного пробуждения. Художник работал над полотном по памяти, и глядя на результат кропотливого труда, понимаешь насколько впечатлили его когда-то первые весенние паводки, природа и славянский народ, что с такой любовью и точностью передана действительность.

Слайд 5 (Жан-Батист Симеон Шарден «Молитва перед обедом»)Французские художник Ж.С.

творчество. Картина «Молитва перед обедом» несет в себе многие черты

сентиментализма, в частности, поучительность сюжета. Однако в картине соединяются два стиля — рококо и сентиментализм

Здесь поднимается тема важности женского участия в воспитании у детей возвышенных чувств. Стиль рококо оставил след в построении изящной композиции, множестве мелких деталей, богатстве цветовой палитры

Позы героев, предметы, вся обстановка комнаиты изящны, что характерно для живописи того времени. Ясно читается желание художника аппелировать напрямую к чувствам зрителя, что явно указывает на использование при написании полотна сентиментального стиля.

Сентиментальность vs сентиментализм: в чем разница

В основе слов сентиментализм и сентиментальность лежит французский корень sentiment — чувство. Во французский язык слово пришло из латинского, где глагол sentire обозначал чувствовать, ощущать.

Не случайно, когда мы говорим о ком-то сентиментальный, подразумеваем, что перед нами человек чувствительный, остро воспринимающий происходящее. Правда, есть в этом слове какая-то нота негатива.

Сентиментальность — это чувствительность с перебором, чрезмерное проявление эмоций.

*Сергей Корсун, карикатура «Сентиментальность», 2010 год

«Неспособные любить склонны к сентиментальности точно так же, как неспособные к братству склонны к панибратству». Фазиль Искандер, советский писатель

Сентиментализм — это художественное направление в искусстве и литературе, которое зародилось в 1710-х годах и в полную силу заявило о себе во второй половине XVIII века.

Разумность классицизма к этому времени сдает свои позиции, и литература начинает поглядывать в сторону обыкновенных людей и их простых человеческих чувств.

Слайд 1 Сентиментализм Сентиментализм – литературное направление, которое ставило своей целью пробудить

чувств, сострадая ближнему, помогая ему, разделяя его горечи и печали,

может испытывать чувство удовлетворения.
 Итак, сентиментализм – литературное направление, где на смену культа рационализма, разума приходит культ чувственности, чувства. Сентиментализм возникает в Англии в 30-е годы XVIII века в поэзии как поиск новых форм, идей в искусстве. Наибольшего расцвета сентиментализм достигает в Англии (романы Ричардсона, в частности, «Кларисса Гарлоу», роман Лоренса Стерна «Сентиментальное путешествие», элегии Томаса Грея, например «Сельское кладбище»), во Франции (Ж.Ж.Руссо), в Германии (И. В. Гёте, движение «Бури и натиска») в 60-е годы XVIII века.

Главное открытие сентиментализма

Границы сентиментализма трудно определить — это течение еще сильно привязано к традициям классицизма, но уже стремится слиться с романтизмом (его иногда так и называют — предромантизм).

Более того, сентиментализм оказал огромное влияние на реализм (что это?), особенно на творчество Диккенса, Флобера, Достоевского. Даже Пушкин в сентиментальных романах Лоренса Стерна отбраковывал лишнюю, на его взгляд, вычурную чувствительность и восхищался реалистичной наблюдательностью автора «Сентиментального путешествия».

Философский фундамент сентиментализма — идеи Жан-Жака Руссо о «естественном человеке» и сенсуализм английского мыслителя Джона Локка (1632–1704).

*Джон Локк

В человеке природой заложено нравственное чувство, с помощью которого он различает добро и зло и стремится к добродетели, но сохранить нравственную чистоту можно только вдали от цивилизации.

Открытие сентиментализма в том, что он переосмысливает человека и его связи с другими людьми. Чувствительность становится критерием нравственной ценности героя.

Сентименталистам не интересны ни героическое прошлое, ни яростная борьба страстей и пороков с добродетелью — все то, что так любили классицисты.

Круг интересов сентиментализма — частная жизнь простого человека.

Причем простого в самом демократическом смысле — героями сентиментальных произведений становятся представители низших сословий, но богатство внутреннего мира возвышает их над высшими слоями общества. Все это немыслимо для классицизма.

Описание картины Ивана Куликова «Весна»

Художник Иван Куликов всегда восхищался просторами нашей страны. Русь, славящаяся своими природными богатствами, также была родиной для народа, обладающего гордым и несгибаемым нравом. Традиции русских людей, а также их простая повседневная жизнь были неиссякаемым вдохновляющим источником творческих фантазий знаменитого живописца.

В 1812 году автор пишет одну из лучших своих работ — картину под названием «Весна». Он считал это время года самым чудесным. Потому что природа вновь обретает яркие краски и расцветает после коротких холодных и пасмурных дней именно весной.

На этой картине изображена красивая молодая женщина. Она стоит, облокотившись на перекладину деревянной ограды, и задумчиво смотрит вдаль. Ее лицо свежее и румяное, а густые каштановые волосы уложены на голове замысловатой косой.

Нежный и свежий образ дамы прекрасно гармонирует с цветущим зеленым фоном позади нее. Одежда ее изыскана и красива по тем временам. Верх ее костюма состоит из бледно-розовой кофточки с мелкой вышивкой, а низ из приталенной юбки густого сиреневого цвета. В руке женщина держит тонкую веточку черемухи, усыпанную мелкими белыми цветами.

На заднем плане картины растут стройные деревья, крона которых распустилась во всей своей красе. Только в один месяц года черемуха зацветает — это теплый и душистый май. А это означает, что на полотне изображен чудесный солнечный день, выпавший на середину этого месяца.

Своей картиной Иван Куликов смог передать зрителю чувства, которые наполняют душу в созерцании природного великолепия. Мягкие постельные тона на полотне прекрасно сочетаются с яркими цветами, а темная гамма создает выгодный контраст. Автор мастерски изобразил весеннюю атмосферу, преображающую все вокруг. Смотря на это полотно, настроение зрителя невольно настраивается на позитивный лад.

Основные признаки и черты сентиментализма

Выделим несколько базовых признаков сентиментализма:

  1. Главное достоинство личности — умение сочувствовать.
  2. Главные персонажи — простые люди.
  3. Нравственная чистота, чувствительность — врожденное качество человека.
  4. Во главе угла — богатый внутренний мир героев.
  5. Природа имеет огромное значение в жизни персонажей, чем ближе к природе человек, тем чище его душа.
  6. Задача искусства — направлять на путь доброты и внутренней гармонии.

*Жозеф-Дезире Кур, «Сборщица колосьев»

Больше всего сентименталисты почитали романы.

Чтобы читатель как можно глубже проник во внутренние переживания героя, авторы эпох сентиментализма находят новые жанры для произведений:

  1. роман в письмах,
  2. роман-путешествие,
  3. дневник,
  4. исповедь,
  5. мемуары,
  6. очерк (что это такое?),
  7. элегия (что это?),
  8. послание.

Часто повествование ведется от первого лица, а жанры произвольно смешиваются.

Живопись сентименталистов

Живопись, созданная художниками в описываемом направлении, отражает действительность, многократно усиленную через призму эмоций и чувств: именно эмоциональная составляющая в картинах является первостепенной. Представители данного течения считали, что главная задача искусства – вызвать у наблюдателя сильные эмоции, заставить сопереживать и сочувствовать главному герою картины. Именно так, по мнению сентименталистов, происходит восприятие действительности: с помощью эмоций, а не мыслей и рассудка.

С одной стороны, данный подход имеет преимущества, но также не лишен недостатков. Картины некоторых художников вызывают у наблюдателя непринятие своей излишней эмоциональностью, слащавостью и желанием принудительно вызвать чувство жалости.

Сентиментализм: особенности стиля

Сентиментализм — что же это такое? Что отличает картины, написанные в этом стиле? Изучая творчество сентименталистов, можно выделить следующие черты этого художественного направления:

  • для картин характерны камерность и лиричность. Живописцев не интересуют эпические сюжеты легендарной и мифологической тематики, они не пишут торжественные парадные портреты;
  • герои картин изображаются в естественной обстановке — на природе, дома, иногда в гостях;
  • художники стараются вызвать у зрителей эмоциональные переживания, сочувствие персонажу;
  • лучшие работы в сентиментальном стиле передают настроение человека, раскрывают его душу.

Назовём традиционные для сентиментального искусства мотивы и сюжеты:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: