Отрывок, характеризующий Шибанов, Михаил
– Зло? Зло? – сказал Пьер, – мы все знаем, что такое зло для себя. – Да мы знаем, но то зло, которое я знаю для себя, я не могу сделать другому человеку, – всё более и более оживляясь говорил князь Андрей, видимо желая высказать Пьеру свой новый взгляд на вещи. Он говорил по французски. Je ne connais l dans la vie que deux maux bien reels: c’est le remord et la maladie. II n’est de bien que l’absence de ces maux. Жить для себя, избегая только этих двух зол: вот вся моя мудрость теперь. – А любовь к ближнему, а самопожертвование? – заговорил Пьер. – Нет, я с вами не могу согласиться! Жить только так, чтобы не делать зла, чтоб не раскаиваться? этого мало. Я жил так, я жил для себя и погубил свою жизнь. И только теперь, когда я живу, по крайней мере, стараюсь (из скромности поправился Пьер) жить для других, только теперь я понял всё счастие жизни. Нет я не соглашусь с вами, да и вы не думаете того, что вы говорите. Князь Андрей молча глядел на Пьера и насмешливо улыбался. – Вот увидишь сестру, княжну Марью. С ней вы сойдетесь, – сказал он. – Может быть, ты прав для себя, – продолжал он, помолчав немного; – но каждый живет по своему: ты жил для себя и говоришь, что этим чуть не погубил свою жизнь, а узнал счастие только тогда, когда стал жить для других. А я испытал противуположное. Я жил для славы. (Ведь что же слава? та же любовь к другим, желание сделать для них что нибудь, желание их похвалы.) Так я жил для других, и не почти, а совсем погубил свою жизнь. И с тех пор стал спокойнее, как живу для одного себя. – Да как же жить для одного себя? – разгорячаясь спросил Пьер. – А сын, а сестра, а отец? – Да это всё тот же я, это не другие, – сказал князь Андрей, а другие, ближние, le prochain, как вы с княжной Марьей называете, это главный источник заблуждения и зла. Le prochаin это те, твои киевские мужики, которым ты хочешь сделать добро. И он посмотрел на Пьера насмешливо вызывающим взглядом. Он, видимо, вызывал Пьера. – Вы шутите, – всё более и более оживляясь говорил Пьер. Какое же может быть заблуждение и зло в том, что я желал (очень мало и дурно исполнил), но желал сделать добро, да и сделал хотя кое что? Какое же может быть зло, что несчастные люди, наши мужики, люди такие же, как и мы, выростающие и умирающие без другого понятия о Боге и правде, как обряд и бессмысленная молитва, будут поучаться в утешительных верованиях будущей жизни, возмездия, награды, утешения? Какое же зло и заблуждение в том, что люди умирают от болезни, без помощи, когда так легко материально помочь им, и я им дам лекаря, и больницу, и приют старику? И разве не ощутительное, не несомненное благо то, что мужик, баба с ребенком не имеют дня и ночи покоя, а я дам им отдых и досуг?… – говорил Пьер, торопясь и шепелявя. – И я это сделал, хоть плохо, хоть немного, но сделал кое что для этого, и вы не только меня не разуверите в том, что то, что я сделал хорошо, но и не разуверите, чтоб вы сами этого не думали. А главное, – продолжал Пьер, – я вот что знаю и знаю верно, что наслаждение делать это добро есть единственное верное счастие жизни.
Популярные сочинения
- Сочинение-отзыв о книге Человек-амфибия Беляева Великий бестселлер, роман замечательного русского писателя Александра Беляева заставил почти всю эпоху рассуждать над темами добра и зла, справедливости и возмездия, о правде и лжи
- Анализ поэмы Твардовского «Василий Теркин» Произведение о вымышленном солдате было написано в годы Великой Отечественной войны. К этому «приложила руку» редколлегия ленинградской газеты «На страже Родины», в состав которой входил и сам Твардовски
- Сочинение на тему Образ Евгения Онегина для 9 класса В своем романе А.С. Пушкин создал яркий образ умного, неординарного молодого человека, не нашедшего в жизни своего предназначения.
Отрывок, характеризующий Шибанов, Михаил
главный источникбудущей жизни
Факты из биографии художника.
Если у своих современников Михаил Шибанов
, крепостной живописец князя Потемкина, не пользовался какой-то особой известностью, то ближайшие потомки просто-напросто не подозревали о его существовании. А тем временем весь XIX век два лучших портрета его кисти продолжали гравировать для книжных иллюстраций и отдельных оттисков. Портреты Екатерины II в дорожном костюме и ее фаворита, графа Дмитриева-Мамонова, становились все более знаменитыми, а память о мастере совершенно исчезла. Вначале лишь слегка переиначивали фамилию, не представляя за ней никакой определенной личности — некто Шебанов, вот и все, что могли сказать издатели старинных портретов. Но потом имя художника подверглось новой переделке, и обе его знаменитые работы стали приписываться совершенно конкретному человеку — питомцу Академии художеств Алексею Петровичу Шабанову, ученику Дмитрия Левицкого.
Лишь XX век возвратил Шибанову знаменитые работы. На обороте вновь открытого портрета сына адмирала Григория Андреевича Свиридова, героя Чесменской баталии, исследователи впервые увидели автограф загадочного мастера конца XVIII века: «Писал Михаил Шибанов».
Портреты земляков 18 века в Третьяковке
В 1770-х годах под Мстерой были написаны две картины, которые стали не только первым образцом русского реалистического изобразительного искусства, но и бесценной «энциклопедией» для этнографов и историков моды
В Государственной Третьяковской Галерее хранится два уникальных полотна художника 18 века Михаила Шибанова, изображающие бытовые сцены из жизни крестьян екатерининской эпохи. Эти полотна исследователи живописи считают чуть ли не одними из первых образцов русского реалистического изобразительного искусства.
Репродукции обоих произведений включены в большинство хрестоматий по истории русской живописи, знакомство с ними входит в обязательною программу учебных заведений художественного направления.
Михаил Шибанов, «Крестьянский обед»
На одной картине, датируемой 1774 годом, запечатлены четыре взрослых обедающих крестьянина и грудной ребенок. На втором полотне 1777 года изображена группа крестьян во время одного из обрядов, предшествующих свадьбе.
На обороте первой картины рукой автора сделана надпись:
«Сия картина представляет суздальской провинции крестьян. Писал в 1774 году М. Шибанов».
На обороте второго полотна также есть сопровождающая надпись:
«Писал в той же провинции в селе Татарове в 1777 году М. Шибанов».
Михаил Шибанов, «Отправление свадебного договора»
Исследователи абсолютно уверены, что Татарово – это село Барское Татарово, которое в настоящее время слилось с поселком Мстера Вязниковского района Владимирской области. Сейчас имя Михаила Шибанова носит продолжение улицы Ленинградской в Мстере.
Поселок Мстера
О самом Шибанове известно очень мало. Точно никто не знает ни место, ни год его рождения, ни дату смерти. По общепринятой версии художник сам происходил из крепостных крестьян, принадлежащих светлейшему князю Григорию Потемкину-Таврическому.
По другой версии, основанной на архивных документах Госархива Владимирской области, Шибанов был крепостным помещика Переславль-Залесской округи адмирала Григория Спиридова. Аргументом в пользу этой версии служит портрет работы Шибанова, изображающий А. Г. Спиридова – сына адмирала.
Спиридовы владели землями и селениями под Переславлем, в том числе селом Мясоедово, из которой, по некоторым данным, и происходил художник Шибанов.
Михаил Шибанов, портрет Екатерины II
Известно, что Михаил Шибанов работал по заказу князя Потемкина, делал портреты его управляющих, оформлял потемкинский храм в Херсонесе, во время путешествия Екатерины II в Крым написал портреты императрицы и ее фаворита Александра Дмитриева-Мамонова.
О том, каким ветром занесло художника под слободу Мстера, существует также несколько версий. По одной из них – художник неоднократно приезжал в эти места для оформления портретов помещиков села Барское Татарово Нестеровых, которые приходились родственниками Спиридовым.
Многие ученные называют оба полотна чуть ли не «энциклопедией» по истории народной культуры России и русского костюма второй половины 18 века.
Краевед и исследователь исторической моды Владимирского региона Галина Федорова рассказывает, что «разобрала» картины Шибанова чуть ли не до последней пуговицы и последнего лоскута.
Сравнение крестьянских одежд, написанных художником в Татарове, полностью совпадают с письменным описанием одежд этих же мест конца 18 века, оставленные в других исторических источниках.
Реконструируя женские и мужские одеяния и головные уборы жителей Владимирской губернии Федорова пользовалась именно картинами Михаила Шибанова.
Отрывок, характеризующий Шибанов, Михаил
новый взглядкрайней меребудущей жизни
Биография «Шибанова Михаила»:
молодые годы
Данное время относится к 1770 годам.
Отсюда молодой художник начинает совершать свои первые шаги в мир
портретного искусства. Чуть позднее, а именно в 1774 году была написана
картина Крестьянский обед и через 3 года (в 1777 году) — Празднество
свадебного договора. Благодаря высоким живописным качествам такие картины
можно было поставить рядом с выдающимися картинами того времени, а благодаря
продуманности и оригинальности замысла самого художника, его
наблюдательности, острому психологизму и умению справляться со сложной
многофигурной композицией говорит об очень тонком чувстве к окружающему
самого мастера.
Тематика написанных картин связана со
сценами жизни крестьян. Бытовой жанр в то время занимает самое низкое место.
В академии художеств, где учился Михаил
Шибанов (1770-1780 годы) занимались изучением бытовой живописи, а сцены
связанные с грубой жизнью обычного народа просто не находили своего
применения.
Шибанов среди множества художников
первым реализовал в своих картинах народные образы и темы заимствованные из
жизни крестьян.
Биография «Шибанова Михаила»:
Зрелые годы
Михаил Шибанов относится к самым
своеобразным и загадочным фигурам русского искусства 18 века. Биографии
русских художников того времени содержат достаточно мало информации о них, а
о Шибанове известно еще гораздо меньше. Из всей биографии Шибанова известно,
что он состоял при знаменитом екатерининском вельможе Потемкине. Наверное,
благодаря этому художнику было проще найти знатных заказчиков, среди которых
находилась и сама императрица. В 1787 году в Киеве Шибанов пишет портрет
императрицы и генерала Дмитриева – Мамонова. Наиболее успешной работой был
портрет Екатерины, который Шибанов написал еще в 18 веке, после чего по
приказу императрицы благодаря Джорджу Уокеру была создана гравюра. Екатерина
к этому относится с некоторым пренебрежением. Живописец кажется ей
недостойным даже обычного упоминания и при написании письма Гриму, она
указывает, что этот портрет – произведение Жаркова. В работах 1787 года
Шибанов выступает в качестве сложившегося и зрелого художника, занимающего
определенное место в искусстве того времени, в котором он жил.
Самые известные картины Михаила
Шибанова
1
Крестьянский обед — этюд с натуры,
в котором художник с особым вниманием и точностью передает разновидности
крестьян. Основная цель — показать живость картины, ее естественную основу
2. Празднество свадебного договора — не
менее важная картина, достаточно сложная и имеющая особое значение. Это уже
не обыкновенный этюд, а полноценная картина, в которой хорошо подобран
типаж, продумана многофигурная композиция, неплохо отражен нрав и
психология. Обратная сторона картины содержит надпись самого автора, в
которой поясняется, почему был выбран данный сюжет.
Также, к числу известных картин Михаила
можно отнести портрет графа Дмитриева — Мамонова и портрет Екатерины II.
Принадлежность картин Михаила
Шибанова к художественным стилям
В картинах Шибанова присутствует так
называемый острый и проникновенный реализм, которые позволили изобразить
крестьянский быт. Они нашли свое применение в декоративном строе всей
композиции, в элементах подчеркивающих торжественность и праздничность.
Шибанов — художник — реалист, который, как считают многие исследователи,
стремился показать не крепостных, а государственных крестьян проживающих в
Суздале и его окрестностях.
Картины Шибанова отражают всю
действительность крестьянской жизни, которая достаточно правдоподобна как по
образам, так и по внутренней психологии. Наверное, им была выбрана тема
праздничности не так просто. Видно тем самым художник хотел показать
какие-то противоречия и негативные стороны из быта крестьян.
Музеи и галереи — места выставок
картин Михаила Шибанова
Среди всех известных галерей стоит
выделить Третьяковскую. В ней находятся две картины: Екатерина II и граф
А.М.Дмитриев — Мамонов. Известно также, что некоторые картины Михаила
Шибанова находятся во Владивостоке, Нижнем Новгороде, Одессе, Херсоне. Вот,
к примеру, портрет Святая Екатерина, написанная на холсте маслом в период с
1783 по 1786 годы, находится в Херсонском художественном музее.
Посмотреть все картины художника
Шибанова М. можно
Художник Шибанов. Биография художника Шибанова. Картины, описание картин художника Шибанова
Центральный сюжет
В основу положено празднование заключения сговора между семьями брачующихся. Подробнее о церемонии можно узнать из старинных описаний крестьянского быта в России. Суть договора заключается в обмене колеи, дарении подарков, смотрин невесты. Принятый сговор считался священным и нерушимым. Именно этот торжественный момент из жизни одной крестьянской семьи изображается на картине Шибанова.
Декоративно-прикладное искусство – виды, техники, примеры изделий
Что сразу бросается в глаза при просмотре полотна:
- Действия происходят в старой избушке, которая принадлежит родителям невесты.
- Центральная роль отведена девушке, убранной в богатый национальный костюм.
- Подле невесты стоит жених, одетый в нарядный кафтан, зеленое полукафтанье и розовую рубашку. Он спокоен и действительно влюблен в девушку, что прослеживается во взгляде.
- По правую сторону стоят приглашенные гости.
- По левую сторону располагается стол с праздничными блюдами и напитками.
Шибанов Михаил (?-1789)
Сведения о жизни и
творчестве Михаила Шибанова чрезвычайно скудны. Неизвестны
ни его происхождение, ни год рождения, ни образование.
Известно, что работал художник по частным заказам в
Петербурге и Москве. Видимо, его приметил и забрал с собой в
новые российские земли всесильный граф Потемкин, ибо были
обнаружены документы, в которых Михаил Шибанов прозывается
«живописцем его светлости». Доподлинно известно, что
художник выполнял образа и писал иконостасы для церквей
южных городов России. Известны некоторые картины М. Шибанова
второй половины XVIII века.
Прежде всего речь идет о двух полотнах художника, на
которых он изобразил две сцены из жизни крестьян:
«Крестьянский обед» (1774) и «Празднество свадебного
договора» (1777). Картины не только несут явные
художественные достоинства, но и уникальны для своего
времени по тематике изображаемого — в XVIII веке в
отечественном изобразительном искусстве крестьян просто не
писали.
Последнее свидетельство о жизни М. Шибанова относится к 1789
году: художник обращается в канцелярию Екатерины II с
просьбой о назначении ему жалования. Об ответе или действиях
императорской администрации история молчит — быть может, и
назначили.
Факты из биографии художника.
Если у своих современников Михаил Шибанов
, крепостной живописец князя Потемкина, не пользовался какой-то особой известностью, то ближайшие потомки просто-напросто не подозревали о его существовании. А тем временем весь XIX век два лучших портрета его кисти продолжали гравировать для книжных иллюстраций и отдельных оттисков. Портреты Екатерины II в дорожном костюме и ее фаворита, графа Дмитриева-Мамонова, становились все более знаменитыми, а память о мастере совершенно исчезла. Вначале лишь слегка переиначивали фамилию, не представляя за ней никакой определенной личности — некто Шебанов, вот и все, что могли сказать издатели старинных портретов. Но потом имя художника подверглось новой переделке, и обе его знаменитые работы стали приписываться совершенно конкретному человеку — питомцу Академии художеств Алексею Петровичу Шабанову, ученику Дмитрия Левицкого.
Лишь XX век возвратил Шибанову знаменитые работы. На обороте вновь открытого портрета сына адмирала Григория Андреевича Свиридова, героя Чесменской баталии, исследователи впервые увидели автограф загадочного мастера конца XVIII века: «Писал Михаил Шибанов».
М. Шибанов: картина “Празднество свадебного договора”
Картина сговора, с научной добросовестностью переданная художником, намного опередила первые словесные описания крестьянского свадебного обряда. В этом ее особенная ценность.
Шибановское окно в 1777 год уникально не только для истории русской живописи, но и для отечественной науки. Возможно, Татарово было родным селом художника — Потемкин владел землями и в «суздальской провинцыи», — и тогда становится понятным не только его прекрасное знание народного быта, но и труднообъяснимое в другом случае богатство техники: суздальские иконописцы издавна славились своим переходящим из рода в род мастерством.
Свадебный договор (в разных местностях его называли по-своему — сговор, рукобитье, заручины, пропоины) следовал за удачным сватовством и играл в деревенской свадьбе ту же роль, что помолвка в более позднем городском обряде.
Церковное обручение почти полностью поглотило древний языческий ритуал, а в XIX веке исследователям приходилось записывать уже полустертые особенности церемонии и неосознаваемые самими певцами образы «сговорных» песен. Исконный смысл символики сговора был потерян задолго до времени Шибанова, но форма обряда, которой каждое поколение находило все новые объяснения, хранилась тщательно и ревностно.
Шибанов отметил и это традиционное отношение к древнему ритуалу
Посмотрите, с каким вниманием следят за течением церемонии женщины, толпящиеся за плечами невесты, как трепетно они стерегут возможную ошибку, способную, по старинным поверьям, перевернуть всю судьбу молодых
Очень удачно и естественно Шибанов выделил основные символы сговорного обряда, и сделал это не в силу знания их открытой сути — ведь ее не сознавали и сами участники церемонии, а из-за творческой чуткости и настороженности: художник сумел уловить ту инстинктивную уважительность, с какой относились к этим, самым главным некогда, атрибутам действующие лица сцены. Художник выделил каравай на столе, перстень на пальце жениха и заставил нас — невольно продолжающих жест молодого мужчины в красном зипуне — подумать о лавке в углу («на куте»), куда тот зовет присесть жениха и невесту. И все это не случайно, подтверждают гипотезы, возникшие позже, чем через столетие.
Во времена матриархата (кстати, именно поэтому церемонией руководят женщины) и позже, в патриархальную эпоху, суть сговора, по-видимому, состояла в том, чтобы испросить разрешения божества-предка выйти из рода, получить благословение и в его незримом присутствии скрепить договор магическими неразрушимыми узами.
В восточнославянской свадебной обрядности символом божества рода бывал либо «столб» у печи, заменивший священный огонь древнего семейного очага, либо каравай. У Шибанова изображен «коровайный ритуал» (печь вообще не фигурирует в композиции)— наиболее древний, сложный и многозначный.
Зрителю не видна лавка на картине Шибанова, но, вернее всего, в тот вечер 1777 года она была покрыта вывернутым овчинным тулупом, заменившим на крестьянских церемониях шкуру тотемного животного восточных славян — бурого медведя.
«Посад» на шкуру, который позже — на самой свадьбе, происходил еще с большей торжественностью, должен был передать жениху силу общего предка и обеспечить невесте многочисленное и счастливее потомство. Но до этого момента невесте надо было получить от более близкого предка — родоначальника ее собственного семейства — разрешение уйти к очагу жениха, под защиту и покровительство нового божества. И расставаясь с духом-охранителем, ей, конечно же не пристало радоваться — поэтому так грустны русские невесты, поэтому причитают и плачут, старательно изображая неохоту и принужденность.
Напряженное ожидание, охватившее всех присутствующих, заставляет предположить, что еще не прошел самый важный момент сговора — «связывание» молодых. На столе расстилался платок (на картине он еще в руке у невесты), в него клали кольца, трижды поднимали над головами, потом жених и невеста менялись кольцами и, в заключение обряда, платок связывал руки суженого и ряженой.
Жениху и невесте — сто лет, да вместе!
По материалам старинного журнала…
Сочинения по картинам 5-9 класс
-
Иллюстрация к «Сказке о Золотом петушке» Билибина
(683)Картина известного русского художника Ивана Билибина, который один из первых рассмотрел проблему иллюстраций детской литературы. На сегодняшний день сложно представить себе книжку без картинок. Самые лучшие иллюстрации были нарисованы еще во времена развития детской литературы, но до сих пор пользуется популярностью.Эта картина является частью…
-
Иллюстрация к былине «Вольга» Ивана Билибина
(564)Билибин постоянно тяготел к иллюстрированию разного рода былин и сказаний. «Иллюстрация к былине Вольга» выполнена в орнаментальном графическо-декоративном исполнении, которая полностью основана на мотивах былин и преданий русского народа.Иллюстрация выполнена тушью подцвеченного акварелью, при этом стоит отметить, что Билибин смог выработать…
-
Иллюстрация к сказке «Белая уточка» работы Ивана Билибина
(698)Иллюстрирование «Белой уточки», ровно как и еще шести сказок, знаменательно тем, что Билибин смог разработать и активно внедрить в свое творчество особую технику рисунка – тушь, подцвеченную акварелью.Билибин был приверженцем использования русского орнамента в оформлении своих произведений. В связи с этим он часто посещал российские глубинки,…
-
Иллюстрация к сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» работы Ивана Билибина
(644)Каждый из нас помнит чудесные русские сказки, которые он читал в детстве. Со временем они совершенно изменялись. Люди рассказывали их друг другу, добавляя что-то свое и этим существенно обогащая общее содержание. Сказки сначала не публиковались. Лишь в 17 веке, во второй его половине стали появляться книжки, которые именовались лубком.В них…
-
Описание иллюстрации Ивана Билибина к сказке «Иван-Царевич и жар птица»
(1112)Перед нами иллюстрация к знаменитой сказке. Билибин – настоящий мастер, сумевший передать особую красоту этого удивительного жанра. Сказки позволяют нам погрузиться в мир полный чудес. В нем травы. Звери и птицы умеют разговаривать. Человек их прекрасно понимает.Жар-птица – истинное волшебство. С такой героиней не сравниться ни одна птица. Ее…
-
Описание картины И. Грабаря Февральская лазурь
(589)И.Грабарь один из русских художников-живописцев 19-20 веков, его учителями были такие известные личности как И.Репин и П.Чистяков. Больше всего мастер любил изображать на своих полотнах несравненную красоту родных русских земель.Художник очень трепетно относился к истинно русскому дереву — березе, и именно ее очень часто можно встретить на…
-
Описание картины Сальвадора Дали «Мадонна Порт-Льигата»
(539)Будучи некогда неверующим, психика Гения кардинально изменилась, и он обратился в веру. Эти изменения сразу же выразились в его творчестве – странные образы объединились с христианскими мотивами в купе с мистицизмом.Он сотворил две версии полотна «Мадонна Порт-Льигата». В лике Богоматери прослеживаются черты его любимой супруги Галы, которую он…
-
Сочинение И. К. Айвазовский “Радуга”
(676)Иван Константинович Айвазовский – знаменитый русский живописец-маринист. В картине “Радуга” нашли отражение романтическое мировосприятие мастера, его восхищение необъятной, вечно изменчивой стихией моря. В центре внимания художника – тема кораблекрушения. Зрительно полотно можно разделить на две части. Задний план более мрачен, преобладают…
-
Сочинение по картине «Май 1945» А. и С. Ткачёвых
(900)Художники братья Ткачёвы, Сергей Петрович (1922) и Алексей Петрович (1925) приобрели значительную известность ещё в середине прошлого века.
Художники имеют многочисленные награды и звания. Ещё с 1948 г. они начали писать картины вместе, в две кисти — такое бывает не так часто, особенно соавторство на столь продолжительный период.
Военная тема занимает… -
Сочинение по картине 3. Е. Серебряковой «За туалетом. Автопортрет»
(588)Судьба талантливой художницы Зинаиды Васильевны Серебряковой сложилась счастливо и одновременно трагически. Родившись в семье Лансере-Бенуа, в которой было несколько поколений талантливых архитекторов, скульпторов, художников, Зинаида Васильевна не могла избрать иного занятия, не связанного с искусством. Счастливое детство, юность,…
Сочинение по картине Шибанова «Празднество свадебного договора»
Картина «Празднество свадебного договора» написана Михаилом Шибановым в 1777 году. На ней изображена сцена из жизни суздальских крестьян. Художник и сам когда-то был крепостным, но благодаря таланту получил «вольную». Крестьянский быт знаком ему не понаслышке, и потому к героям своего произведения он относится с трепетом и пониманием.
На переднем плане картины – невеста и жених. Празднество, по-видимому, проходит в доме жениха.
Юноша с умилением смотри на свою возлюбленную, видно, что будущая свадьба для него – исполнение мечты и большое событие. На лице невесты – робкая радость в сочетании с печалью.
Она смотрит, по-видимому, на отца жениха, который призадумался с бутылкой в руках. Возможно, вспоминает свою собственную свадьбу.
За будущими супругами стоит мать жениха. Приобняв обрученных, она с нежностью смотрит на сына. Спиной в красном зипуне сидит сват. Он хвастается соседке выгодной сделкой. В комнате много гостей, все женщины, по традиции, в головных уборах. На столе – праздничное угощение.
Одежда персонажей прорисована в деталях. Самый красивый костюм – у невесты. На ней парчовый сарафан из разных тканей с прекрасной вышивкой, рубашка, несколько рядов бус. На голове – перевязка, полоса расшитой традиционными узорами ткани.
В те времена каждый узор имел свое собственное предназначение. Они могли нести в себе символы благополучия, здоровья, богатства, успеха и более сложные послания. Вполне вероятно, что на этой перевязке вышито пожелание успешного брака.
По одежде невесты видно, что она из зажиточной семьи. Жених тоже не беден, скорее всего, его семья – ремесленники. Сват одет в распахнутый красный зипун. Возможно, красный цвет здесь означает само течение жизни, которое привело жениха и невесту к будущему счастью.
«Празднество свадебного договора» – одно из самых известных полотен Шибанова. Кроме него, сохранилось еще пять картин, среди которых – портрет Екатерины II. Михаил Шибанов вошел в историю русской живописи благодаря тому, что в своих картинах сохранил для нас своих героев не глянцевыми марионетками, а живыми и искренними людьми.
(2 votes, average: 5.00
М. Шибанов: картина «Празднество свадебного договора»
Картина сговора, с научной добросовестностью переданная художником, намного опередила первые словесные описания крестьянского свадебного обряда. В этом ее особенная ценность.
Шибановское окно в 1777 год уникально не только для истории русской живописи, но и для отечественной науки. Возможно, Татарово было родным селом художника — Потемкин владел землями и в «суздальской провинцыи», — и тогда становится понятным не только его прекрасное знание народного быта, но и труднообъяснимое в другом случае богатство техники: суздальские иконописцы издавна славились своим переходящим из рода в род мастерством.
Свадебный договор
(в разных местностях его называли по-своему — сговор, рукобитье, заручины, пропоины) следовал за удачным сватовством и играл в деревенской свадьбе ту же роль, что помолвка в более позднем городском обряде.
Церковное обручение почти полностью поглотило древний языческий ритуал, а в XIX веке исследователям приходилось записывать уже полустертые особенности церемонии и неосознаваемые самими певцами образы «сговорных» песен. Исконный смысл символики сговора был потерян задолго до времени Шибанова, но форма обряда, которой каждое поколение находило все новые объяснения, хранилась тщательно и ревностно.
Шибанов отметил и это традиционное отношение к древнему ритуалу
Посмотрите, с каким вниманием следят за течением церемонии женщины, толпящиеся за плечами невесты, как трепетно они стерегут возможную ошибку, способную, по старинным поверьям, перевернуть всю судьбу молодых
Очень удачно и естественно Шибанов выделил основные символы сговорного обряда, и сделал это не в силу знания их открытой сути — ведь ее не сознавали и сами участники церемонии, а из-за творческой чуткости и настороженности: художник сумел уловить ту инстинктивную уважительность, с какой относились к этим, самым главным некогда, атрибутам действующие лица сцены. Художник выделил каравай на столе, перстень на пальце жениха и заставил нас — невольно продолжающих жест молодого мужчины в красном зипуне — подумать о лавке в углу («на куте»), куда тот зовет присесть жениха и невесту. И все это не случайно, подтверждают гипотезы, возникшие позже, чем через столетие.
Во времена матриархата (кстати, именно поэтому церемонией руководят женщины) и позже, в патриархальную эпоху, суть сговора, по-видимому, состояла в том, чтобы испросить разрешения божества-предка выйти из рода, получить благословение и в его незримом присутствии скрепить договор магическими неразрушимыми узами.
В восточнославянской свадебной обрядности символом божества рода бывал либо «столб» у печи, заменивший священный огонь древнего семейного очага, либо каравай. У Шибанова изображен «коровайный ритуал» (печь вообще не фигурирует в композиции)- наиболее древний, сложный и многозначный.
Зрителю не видна лавка на картине Шибанова, но, вернее всего, в тот вечер 1777 года она была покрыта вывернутым овчинным тулупом, заменившим на крестьянских церемониях шкуру тотемного животного восточных славян — бурого медведя.
«Посад» на шкуру, который позже — на самой свадьбе, происходил еще с большей торжественностью, должен был передать жениху силу общего предка и обеспечить невесте многочисленное и счастливее потомство. Но до этого момента невесте надо было получить от более близкого предка — родоначальника ее собственного семейства — разрешение уйти к очагу жениха, под защиту и покровительство нового божества. И расставаясь с духом-охранителем, ей, конечно же не пристало радоваться — поэтому так грустны русские невесты, поэтому причитают и плачут, старательно изображая неохоту и принужденность.
Напряженное ожидание, охватившее всех присутствующих, заставляет предположить, что еще не прошел самый важный момент сговора — «связывание» молодых. На столе расстилался платок (на картине он еще в руке у невесты), в него клали кольца, трижды поднимали над головами, потом жених и невеста менялись кольцами и, в заключение обряда, платок связывал руки суженого и ряженой.
Жениху и невесте — сто лет, да вместе!
По материалам старинного журнала…
Михаил Шибанов
(отчество и год рождения неизвестны, родился в селе Мясоедово — умер после ) — русский художник второй половины XVIII века , живописец из крепостных крестьян. С 1783 года — «вольный живописец». Портретист, иконописец, зачинатель крестьянского бытового жанра в русском искусстве.