Чюрлёнис

О художнике

Чюрленис — сын Литвы, напоенный ее воздухом, ее красотой, ее сказками и легендами. Он был композитором и художником. Должно быть, поэтому все его картины звучат. Все уди­вительно ритмичны и музыкальны. Часто они даже носят музыкальные названия: фуга, пре­людия, соната… Иногда указываются части — анданте, аллегро…

Мир его творений фантастичен, краски приглушенны, во многих картинах лейтмотив — грусть, отрешенность. Некоторые критики превозносили Чюрлениса именно за эту якобы воспеваемую им идею потустороннего мира, идею единого высшего духа. Другие, напро­тив, отрицали все его творчество как вымысел сумасшедшего. Все это крайности. Чюрленис был сыном своего времени, но он был человеком с крайне обостренным мировосприятием, че­ловеком тонко организованного душевного склада. Чтобы понять его творчество, надо знать основные философские увлечения его времени и основные моменты его биографии.

Родился Чюрленис в 1875 году в Варене (Южная Литва), в семье органиста. Детские годы провел в Друскининкае — живописнейшем крае. Музыку почувствовал и полюбил еще пяти­летним мальчиком. Девяти лет поступил в музыкальную школу князя М. Огинского и пробыл там до 1888 года. Потом перешел в консерваторию Варшавы, затем Лейпцига. Сочинения его высоко ценили самые строгие критики. Музыкантом он был серьезным и теоретически пре­красно подготовленным. Отсюда такое музыкальное восприятие окружающего, так точно схваченное и переданное в его картинах чувство ритма.

Живописцем Чюрленис был скорей от природы, чем профессионалом. Он не обладал бо­льшим техническим мастерством, свои композиции он подчинял настроению, музыкальному нарастанию и ослаблению звука, ритму.

Чувство гармонии и красоты у этого художника было поразительно.

Его взгляды на жизнь формировались в тот момент, когда студенчество Варшавы и Лейп­цига увлекалось философией Канта и Ницше, зачитывалось Достоевским, Эдгаром По, Лео­нидом Андреевым. Чюрленис, всегда бывший в центре студенческой жизни, поддается этим увлечениям. Заинтересовавшись культом Солнца и тайнами мироздания, начинает изучать древнюю Персию и Египет, а затем религию и философию Индии.

Художественное наследие Чюрлениса — более 300 картин. Они близки нам своей челове­чностью, музыкальностью, напряженным раздумьем.

«Весна», «Колокола» (1905 г.), «Зима», «Корабль» (1906 г.), «Лес», «Знаки зодиака» (цикл из 12 картин), «Весенняя» и «Солнечная» сонаты (1907 г.) и другие чудесные работы Чюрлениса привлекают нас теперь не своим идеализмом, отрешенностью, а, напротив, уди­вительно поэтическим настроением и предельно жизненным пейзажем. Причем пейзаж его картин — родной, литовский, и в этом нельзя сомневаться — там есть все приметы: старые мельницы, часовни, море.

В 1907 году Чюрленис переезжает в Вильнюс и всячески способствует развитию нацио­нального искусства. Он участвует в создании Литовского художественного общества, помо­гает устраивать первые национальные выставки, создает хор. Но, как это ни горько, на роди­не он оставался непонятым.

В 1909 году художник, женившись, переезжает в Петербург. Художественная жизнь Пе­тербурга захватывает его. Чюрленис не по силам много работает. Картины «Всадник» и «Рай» — лучшие произведения этого периода. Но нервное переутомление сказывается на его здоровье. Начинаются сильные головные боли. Чюрлениса помещают в лечебницу, где он умирает в 1911 году от кровоизлияния в мозг.

Горький называл Чюрлениса гением литовского народа. Однажды, беседуя с художником Ф. Богородским, он воскликнул: «Да-с, сударь, быт, жанр и прочее — все это хорошо. А где же мечта? Мечта где, я спрашиваю? Почему у нас нет Чюрленисов? Ведь это же музыкальная живопись!»

Вкушение

Варшава в конце ХIХ века представляла собой настоящий культурный центр, и каждый юный музыкант мечтал сюда попасть. Здесь кипела творческая жизнь – концерты местных и приезжих пианистов и дирижеров, богатый репертуар оперного театра, музеи, выставки и библиотеки. Здесь так просто найти нужные ноты!

Музыкальные пристрастия молодого Чюрлёниса в те годы разнообразны. В Бетховене ему нравился героический драматизм, а в Вагнере блистательная сочность. Шопен привлекал богатством своих чувств – от лёгкой грусти до пафосного трагизма. Но Бах затмевал всех своей глубиной и величием, своим масштабом.

В институте завязывается дружба с Эугениушем Моравским, ставшим впоследствии известным польским музыкантом и композитором. А к сестре Моравского Марии у Чюрлёниса вспыхивают нежные чувства, озарившие жизнь в чужом городе и ставшие источником светлых переживаний. Но, к сожалению, пылкий роман двух незаурядных людей так и не получил продолжения – отец Марии запретил дочери даже думать о браке с нищим музыкантом и отдал замуж за богатого вдовца. Константинас и Мария остались добрыми друзьями до конца жизни.

Константинас Чюрлёнис и Эугениуш Моравский

Живя в большом городе, Чюрлёнис прочувствовал «изнанку» жизни. В отличие от маленьких патриархальных городков, большой город усиливал контрасты – бедные были ещё беднее, а богатые богаче. Горе углублялось, а развращённость расширялась. Здесь, в Варшаве, юный музыкант понял, что хорошее образование ещё не делает человека порядочным, а принадлежность к высшему свету не добавляет благородства. Несправедливость, глупость и лицемерие явили свой отвратительный оскал. Чюрлёнис наблюдал окружающий мир, делал выводы и складывал впечатления в своём чутком и трепетном сердце.

Поступив учиться на пианиста, уже через год Чюрлёнис перевёлся на факультет композиции. Такая переменчивость продолжится в его жизни и далее – став композитором, он начнёт учиться живописи. Душа Чюрлёниса была беспокойной и мятущейся. Огромное дарование не давало ему шансов к спокойной и размеренной жизни.

За годы учёбы Чюрлёнис написал около 25 фуг. Он стал не только профессиональным композитором, но и потратил много сил для получения общего образования. Много читал, изучал философию, историю, математику и космологию. Пытался осмыслить свои корни в сложном и запутанном мире. Осознание личной национальной идентичности приходило через осмысление мировой истории и культуры.

Любознательность Чюрлёниса была потрясающей. У его сестры сохранилась тетрадь, содержащая на своих страницах сферу интересов мятущегося гения. Огромный массив заметок из разных областей: словари основных европейских языков, письмена древних финикийцев, ассирийцев и египтян, таблицы свойств химических соединений и физических тел, различные исторические даты, географические данные, придуманный алфавит и ещё многое, и многое другое. Он хотел вместить в себя всю Вселенную, чтобы в будущем воплотить тайну бесконечности на своих полотнах.

Это было время великих замыслов и масштабных людей. Подобным же образом проявил себя другой гений – поэт и художник Макс Волошин. Он был современником Чюрлёниса, близким ему по духу человеком, также мечтающим объять необъятное и воплотившим Симфонию – синтез искусств.

Кантата для хора и симфонического оркестра «De profundis» стала выпускной работой в Варшавском музыкальном институте. Это сложное произведение показало профессионализм автора, и стало вехой в литовской музыке. В начале века, а на дворе шёл уже 1900 год, начиналось становление нового искусства, яркого, с национальными чертами и местным колоритом. Чюрлёнис был его провозвестником не только в музыке, но и в живописи.

За кантатой последовала симфоническая поэма «В лесу». Музыка Чюрлёниса стала более печальной и медленной, более вдумчивой и чуткой. Появилось взвешенность, благородство и простота. Спокойствие литовских песен воплотилось в нежной и хрупкой симфонии. Лес в поэме раскрывается музыкально – ветер арф, журчание свирелей, таинственные призывы горнов, солнечный свет струнных…

Послушайте, друзья, симфонию Чюрлёниса «В лесу». Это свежая и всегда молодая музыка. Грустная, добрая и глубокая.

БИБЛИОГРАФИЯ

  • Рерих Н. К. Чюрлёнис // Художники жизни. — М.: МЦР, 1993
  • Чюрлёните Я. К. Воспоминания о М. К. Чюрлёнисе. Пер. с литов. — Вильнюс, 1975
  • Ландсбергис В. В. Творчество Чюрлёниса. 2-е изд. — Л., 1975
  • Venclova A. М. К. Čiurlionis. — Vilnius, 1961
  • Шапошникова Л.В. На берегах иных миров. Тернистый путь красоты. — М.: МЦР, 2001
  • Leidykla Kronta. Чюрлёнис в Вильнюсе. — Vilnius, 2010

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.org, , ,

Микалоюс Чюрлёнис: картины художника


Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

4.9/5 — (101 голос)

Повелитель «царя инструментов» — органа

Юный Чюрленис виртуозно играл на «царе инструментов» — органе. В руках талантливого юноши орган звучал настолько грандиозно и проникновенно, что приводил в дрожь окружающих, рождая сильные переживания.

Освоение органа, одного из самых сложных инструментов с тысячами трубочек, требует от ума феноменальных навыков и особого нервного устройства. По сей день Чюрлениса включают в плеяду знаменитых органистов, наряду с Бахом, Моцартом, Брамсом.

Выразительная органная музыка способствует раздумьям о Вселенной и Боге, затрагивая глубинные струны человеческой души. Именно эти монументальные темы прошли лейтмотивом сквозь все творчество Чюрлениса.

«Жертвоприношение»

Картины М. Чюрлениса всегда отражали его внутренний мир. Яркий пример — «Жертвоприношение», написанное в 1909 году.

В тот год он живет в Петербурге, работе посвящает практически все время. Он одинок и чувствует себя непонятым. Намечается кризис в его личной жизни. Супруга София Кимантайте, которую он любил, бросает мужа и одна возвращается в Литву.

Именно тогда впервые проявилась душевная болезнь, которая через пару лет и привела к гибели художника. Но в 1909 году он еще пытается бороться и противостоять депрессии.

К этому периоду относится картина «Жертвоприношение». Она выполнена в максимально скупой манере. Сюжет ее таинственен и мрачен. Однозначно его толковать никто не берется. В центре полотна — фигура ангела, окутанного клубами темного дыма, поднимающегося от земли. Ангел в это время смотрит на небо, как бы вопрошая, какие еще жертвы от него потребуются. Картина полна тревог и мрачных предчувствий.

«Жертвоприношение»

Картины М. Чюрлениса всегда отражали его внутренний мир. Яркий пример — «Жертвоприношение», написанное в 1909 году.

В тот год он живет в Петербурге, работе посвящает практически все время. Он одинок и чувствует себя непонятым. Намечается кризис в его личной жизни. Супруга София Кимантайте, которую он любил, бросает мужа и одна возвращается в Литву.

Именно тогда впервые проявилась душевная болезнь, которая через пару лет и привела к гибели художника. Но в 1909 году он еще пытается бороться и противостоять депрессии.

К этому периоду относится картина «Жертвоприношение». Она выполнена в максимально скупой манере. Сюжет ее таинственен и мрачен. Однозначно его толковать никто не берется. В центре полотна — фигура ангела, окутанного клубами темного дыма, поднимающегося от земли. Ангел в это время смотрит на небо, как бы вопрошая, какие еще жертвы от него потребуются. Картина полна тревог и мрачных предчувствий.

Слайд 15Триптих«Соната моря»Широко знаменитая «Соната моря» – это «сюита» из трех

картин Чюрлениса, которая по праву считается одной из самых живописных

его работ. Выбрав вечно влекущее к себе море объектом для одной из сонат, Чюрленис написал для нее три картины: «Аллегро», «Анданте» и «Финал». Аллегро переводится как бурно, радостно или весело. Именно такими словами и можно охарактеризовать первую картину сонаты. Одна волна за другой напористо наступают на берег, искрясь и переливаясь на солнце. С глубины поднялись и плавают среди пузырьков янтарь, ракушки, камешки и многое другое. Берег весь в холмах, очертания его легко потерять и перепутать с одним из гребней волны. Но волны разбиваются о берег радостно, не изображая борьбы, а скорее активно играя с ним. И настроение картина поднимает, радуя своими яркими красками и живостью действия

Персональный сайт — Картины Чюрлёниса

Любовь — это восход солнца, полдень

долгий и жаркий, вечер тихий и

чудный. А родина его тоска.

Любовь — это старая песенка.

Любовь — это качели радуги,

подвешенные на белых облаках.

Любовь — это мгновение блеска

всех солнц и всех звезд.

Любовь — это мост из чистого золота

через реку жизни, разделяющую

берега «добра и зла».

Любовь — это крепкие белые крылья.

Любовь — это старый сосновый лес

в жаркий полдень, это отдых в лесу

под убаюкивающий шум сосен.

Любовь — это дорога к солнцу,

вымощенная острыми жемчужными

раковинами, по которым ты должен

идти босиком.

Помнишь ли ты море, черный закат?

…Слышишь, как шумят волны?

И играют, и поют. Помнишь?

А большие волны помнишь?.. Помнишь,

какой шар света ты принесла

мне тогда, когда я еще не знал тебя?

Говори со мной, говори много, часто,

как говорила еще до нашей встречи.

И всегда держи в своих ладонях

этот великий огонь…

…Помни, что исполнятся все наши

желания, все мечты. Счастье с нами,

а если судьба слегка мешает и стесняет,

то уж такая у нее привычка…

Я вижу, как горят твои светлые глаза,

как мысль твоя летит метеором,

и, ощущая бескрайнюю радость,

свято, твердо верю, что серость, жалкая

проза никогда не проникнут в наш

Дом. Ты будешь оберегать наш Алтарь,

ты, чудесная моя Жрица! Вся наша

жизнь сгорит на жертвеннике Вечного

и Всемогущего искусства. И скажи —

разве не мы самые счастливые люди на свете?

Я полечу в очень далекие миры,

в края вечной красоты, солнца и сказки,

фантазии, в зачарованную страну,

самую прекрасную на земле. И буду

долго, долго смотреть на все,

чтоб ты обо всем прочитала в моих глазах…

О художнике

Чюрленис — сын Литвы, напоенный ее воздухом, ее красотой, ее сказками и легендами. Он был композитором и художником. Должно быть, поэтому все его картины звучат. Все уди­вительно ритмичны и музыкальны. Часто они даже носят музыкальные названия: фуга, пре­людия, соната… Иногда указываются части — анданте, аллегро…

Мир его творений фантастичен, краски приглушенны, во многих картинах лейтмотив — грусть, отрешенность. Некоторые критики превозносили Чюрлениса именно за эту якобы воспеваемую им идею потустороннего мира, идею единого высшего духа. Другие, напро­тив, отрицали все его творчество как вымысел сумасшедшего. Все это крайности. Чюрленис был сыном своего времени, но он был человеком с крайне обостренным мировосприятием, че­ловеком тонко организованного душевного склада. Чтобы понять его творчество, надо знать основные философские увлечения его времени и основные моменты его биографии.

Родился Чюрленис в 1875 году в Варене (Южная Литва), в семье органиста. Детские годы провел в Друскининкае — живописнейшем крае. Музыку почувствовал и полюбил еще пяти­летним мальчиком. Девяти лет поступил в музыкальную школу князя М. Огинского и пробыл там до 1888 года. Потом перешел в консерваторию Варшавы, затем Лейпцига. Сочинения его высоко ценили самые строгие критики. Музыкантом он был серьезным и теоретически пре­красно подготовленным. Отсюда такое музыкальное восприятие окружающего, так точно схваченное и переданное в его картинах чувство ритма.

Живописцем Чюрленис был скорей от природы, чем профессионалом. Он не обладал бо­льшим техническим мастерством, свои композиции он подчинял настроению, музыкальному нарастанию и ослаблению звука, ритму.

Чувство гармонии и красоты у этого художника было поразительно.

Его взгляды на жизнь формировались в тот момент, когда студенчество Варшавы и Лейп­цига увлекалось философией Канта и Ницше, зачитывалось Достоевским, Эдгаром По, Лео­нидом Андреевым. Чюрленис, всегда бывший в центре студенческой жизни, поддается этим увлечениям. Заинтересовавшись культом Солнца и тайнами мироздания, начинает изучать древнюю Персию и Египет, а затем религию и философию Индии.

Художественное наследие Чюрлениса — более 300 картин. Они близки нам своей челове­чностью, музыкальностью, напряженным раздумьем.

«Весна», «Колокола» (1905 г.), «Зима», «Корабль» (1906 г.), «Лес», «Знаки зодиака» (цикл из 12 картин), «Весенняя» и «Солнечная» сонаты (1907 г.) и другие чудесные работы Чюрлениса привлекают нас теперь не своим идеализмом, отрешенностью, а, напротив, уди­вительно поэтическим настроением и предельно жизненным пейзажем. Причем пейзаж его картин — родной, литовский, и в этом нельзя сомневаться — там есть все приметы: старые мельницы, часовни, море.

В 1907 году Чюрленис переезжает в Вильнюс и всячески способствует развитию нацио­нального искусства. Он участвует в создании Литовского художественного общества, помо­гает устраивать первые национальные выставки, создает хор. Но, как это ни горько, на роди­не он оставался непонятым.

В 1909 году художник, женившись, переезжает в Петербург. Художественная жизнь Пе­тербурга захватывает его. Чюрленис не по силам много работает. Картины «Всадник» и «Рай» — лучшие произведения этого периода. Но нервное переутомление сказывается на его здоровье. Начинаются сильные головные боли. Чюрлениса помещают в лечебницу, где он умирает в 1911 году от кровоизлияния в мозг.

Горький называл Чюрлениса гением литовского народа. Однажды, беседуя с художником Ф. Богородским, он воскликнул: «Да-с, сударь, быт, жанр и прочее — все это хорошо. А где же мечта? Мечта где, я спрашиваю? Почему у нас нет Чюрленисов? Ведь это же музыкальная живопись!»

ТВОРЧЕСТВО

Первые работы Чюрлениса незатейливы: это маленькие деревенские пейзажи со свинцово-серым небом, избушками, заснеженными холмами и темными стволами деревьев. Они сделаны по рисункам с натуры. Позже в натурные мотивы все сильнее вторгается воображение художника. Облака приобретают сложные антропоморфные очертания. Облака сталкиваются в напряженной борьбе («Роща»), несутся в стремительном полете («Контрфорс») или толпой молящихся вздымаются от земли к небу, ритмически повторяя формы сгрудившихся у деревенской колокольни деревьев («Колокольня»).

Активное участие Чюрлениса в движении Литовского национального возрождения и идеалистическое самопожертвование во имя идеалов искусства, представляет его типичным творцом эпохи Романтизма. Взглянув на произведения Чюрлениса, можно заметить, что в его живописи чувствуется влияние символистов и art noveau, музыкальный язык стремится расширить возможности хроматической и гармонической систем мажора-минора, а творчество вцелом объединено четкой синестетической тенденцией. Все упомянутые черты представляют Чюрлениса типичным творцом центральной Европы рубежа девятнадцатого-двадцатого веков.

Картины зрелого Чюрлениса, пластика которых субтильно основана на музыкальных формах и логике мотивного развития музыки, а также поздние сочинения для фортепиано, в которых серийная техника переплетается с остинатной логикой, мелодические и ритмические модули с образованиями гармонических комплексов, в истории всей европейской культуры являются уникальными образцами синтеза музыки и живописи.  Это не «нарисованная музыка», а в живописи композитором сознательно использованные пластические соответствия средствам музыкальной выразительности – ритма линий и плоскостей, гибких форм, «наложений» нескольких слоев пейзажа, создавая эффект расширенного пространства

Мечтой художника о мировой гармонии и красоте рождены циклы картин «Сотворение мира» и «Знаки Зодиака».

Мерцающая голубоватая туманность на фоне безжизненной, темной синевы… Острый профиль с подобием короны вверху взирает в бездонность… Горизонтально над пространством в утверждающем жесте вытягивается ладонь, внизу — надпись по-польски: «Да будет!» Непроглядное пространство начинает превращаться в организованный космос: в синей тьме возгораются светила и спиральные вихри знаменуют рождение новых, они сияют над поверхностью вод, и мятущиеся облака понеслись по ожившему небу, и багровое солнце взошло на горизонт!.. Все это проходит перед нами в первых шести картинах цикла «Сотворение мира». Вид меняющейся космической панорамы делает зрителя соучастником величественных движений материи и духа разума. Мир начинает жить, сверкать, цвести.

Листы цикла идут от беспорядочного хаоса к гармонии.

В 1909 году Чюрленис написал картину, которая называлась «Баллада о черном солнце». Над миром восходит черное солнце, его черные лучи пересекают небо и гасят его краски. Сквозь мрак вырастает башня, кладбищенские колокольни и крест. Все это отражается в темной воде, плещущейся у подножья башни. И над всем этим, простерев черные крылья, реет зловещая птица, вестник беды и несчастья.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: