Значение творчества
Творчество гениального художника оставило огромный отпечаток не только на искусстве эпохи Возрождения, но и на дальнейшую мировую культуру. Деятельность Микеланджело связана с двумя городами – Флоренцией и Римом.
В первую очередь по его дарованию его стоит считать скульптором, что прослеживается даже его живописи – в работах много сложных поз, пластичности движений, отчетливой рельефности и объемности.
Статуя «Давид»
Именно во Флоренции он создал образец высочайшего искусства – статую Давид, которая на многие века стала эталоном изображения тела человека.
Самые грандиозные замыслы Микеланджело реализовал в живописи, став новатором формы и цвета. Он расписал потолок Сикстинской капеллы в Ватикане. Роспись представляла библейскую историю от сотворения мира до потопа и включала более 300 фигур.
Еще одна грандиозная работа художника, наполненная драматизмом, – фреска «Страшный суд» в той же Сикстинской капелле.
Невозможно не оценить и архитектурные работы великого мастера. Они поражают красотой и величием. Это купол Ватиканского собора и ансамбль площади Капитолия в Риме.
Перевод в мрамор замысла скульптора
Микеланджело как истинный ваятель (пластика – не его дело) бронзу не любил, практически по бронзе не работал, а ваял из мрамора. Микеланджело рубил мрамор самостоятельно, видел в этом почти мистический смысл освобождения статуи из безжизненной материи, хотя и у него были ученики и помощники. Более поздние скульпторы не были столь сентиментальны и пользовались услугами мраморщиков.
Это для бронзовых скульптур не надо уметь копировать модель, там возникают проблемы с отливкой – об этом писалось на СКУЛЬТПРИВЕТ, в частности, на примере памятника Петру I работы Фальконе.
Например, Антонио Канова, который жил лет на триста позже Микеланджело, при создании своих работ часто ограничивался глиняной моделью, а мрамора его руки могли не касаться. Канова лично сделал по молодости одну мраморную скульптуру, подорвав при этом здоровье. Он поставил скульптуру на поток, лепя лишь модели, иногда небольшого размера, а далее начиналась целая эпопея с переводом в мрамор, иногда заканчивавшаяся через десятки лет, иногда уже после смерти автора. Перевод в мрамор часто делали молодые скульпторы, а иной мраморщик был профессиональней иного скульптора (например, братья Трискорни), работала таким образом целая команда
Микеланджело было трудно. У него не было приспособлений, которыми пользовались последующие поколения скульпторов для переводя замысел в мрамор. Микеланджело иногда, особенно в молодости сам ездил за Каррарским мрамором, он и сам рубил. Не забывал и о делах земных: когда очередной папа Лев X (был папой с 1513 до 1521) предложил брать мрамор в другом месте, Микеланджело «для выгоды» своего друга владельца Каррары всячески тормозил реализацию папского предложения.
Процесс обработки мрамора ему явно нравился, в этом он видел некий мистический ритуал восхождения к совершенству. Микеланджело, видимо, в значительной мере отождествлял скульптуру с ваянием по мрамору, поэтому в его поэтических образах фигурирует «божественный молот». Мало что умевший Роден, напротив, с большим презрением относился к твердым материалам, нехорошо высказывался по этому поводу. «Перелопатил тонны глины и все понапрасну», — как о нем выразился скульптор Домогацкий.
У Микеланджело производство скульптур не было поставлено на поток. По воспоминаниям Вазари, Микеланджело сокрушался, что сваял за свою долгую жизнь так мало скульптур.
По сути, Микеланджело работал «на глазок», только вот «глазок» у него был недюжинный.
Чтобы ваять в мраморе, надо иметь некое визуальное подспорье. Это либо рисунок, либо глиняная модель (или из другого мягкого материала, в котором можно корректировать модель сколько угодно). Потом начинается перевод в мрамор. Возникают проблемы, так как метод работы «на глазок» очень несовершенен и чреват ошибками.
У более поздних ваятелей такие проблемы перестали возникать, поскольку они (или их помощники) делали полноразмерную модель из глины, потом на модель наносили точки (пункты) и с помощью прибора, напоминающего циркуль, в зафиксированном мраморном блоке могли в точности указать положение любой точки в пространстве в соответствии с моделью. Об этом уже шла речь.
Наш скульптор А. Н. Рамазанов в своих записках мимоходом заметил, что работать без полноразмерной модели по твердому материалу означает заведомо испортить вещь. Перенос модели по пунктам (точкам) в мрамор не есть творческий процесс, да и оболванивает мраморный блок не сам скульптор. На СКУЛЬТПРИВЕТ приводился пример, когда у французского скульптора Прадье (19 век) в одной из работ сбились пункты и это чуть не загубило мрамор, что говорит о механистичности этого метода перевода модели в мрамор по пунктам. Сам скульптор мог подключаться только к финальной обработке мрамора (эффект «последней руки»). Именно по этой причине П. М. Третьяков не любил приобретать мраморную скульптуру, считая ее творением не самого скульптора.
История создания Пьеты
Интерес к библейскому сюжету о времени между распятием Иисуса и его чудесным воскресением давно волновал умы христиан разных конфессий. Начиная со времен готической скульптуры и искусства Раннего Возрождения, мастера Италии в других соседних с ней европейских стран воспевали скорбный образ Марии, утратившей Первенца.
Наверняка картины Перуджино «Оплакивание Христа» (1493-94 гг., сейчас находится в галерее Уффици во Флоренции) и «Пьета» Боттичелли (1495 г.) побуждали многих последователей отражать в камне и на полотне эту трагическую сцену.
Но в религиозных и богемных кругах не все могли принять, что никому не известный, но способный юноша способен внести весомый вклад в искусство и превзойти шедевры Античности и Древнего Рима. Он частично нарушил каноны, в чем-то использовал удачные находки предшественников, но отказался от второстепенных фигур «очевидцев».
Пьета была сотворена для кардинала Жана Билэра де Лагрола, служившего французским послом при дворе папы Александра VI Борджиа во времена Карла VIII. Мраморная композиция предназначалась для капеллы Святой Петрониллы, принадлежавшей французской общине. Маловероятно, что серьёзный заказ мог получить молодой скульптор, но за него поручился влиятельный патриций – римский банкир Якопо Галли, покровитель таланта Микеланджело.
Договор был заключен 26 мая 1498 года, и в карьер за глыбой мрамора скульптор отправился в Каррару с подсобными рабочими, которые обязались доставить материал на место работы. Галли поручился перед заказчиком, что за год Пьета Микеланджело предстанет взору скептиком и завистников. Работать пришлось дольше, но было выиграно пари, что скорбная скульптура станет красивейшим мраморным творением Рима.
Факт признания шедевра подтвержден множественными копиями по всему миру. Некоторые кустарные мастерские выполняют грубые подделки для состоятельных заказчиков, желающих видеть Пьету у себя в саду, у фонтана или среди скульптурных копий мировых шедевров.
«Умирающий раб» и «Скованный раб» (1516)
Эти фигуры были предназначены для украшения нижнего яруса усыпальницы папы Юлия II, но по мере того, как у наследников папы заканчивались средства, интерес к первоначальному грандиозному проекту постепенно потух. Строительство надгробия продолжалось около сорока лет — с 1505 по 1545 год. В результате, готовые скульптуры рабов Микеланджело достались барону Строцци в качестве подарка художника за предоставленный ему кров. В скульптуре «Умирающий раб» Микеланджело подразумевал символ живописи, а в скульптуре «Скованный раб» — архитектуру и скульптуру, как попытку высвободиться в творчестве от закостеневших догм того времени. Ведь художники — это пленники обстоятельств и определённых правил, а искусство, зажатое в рамки, без творческого роста, обречено на умирание и вечное забвение. Восставший раб, готов высвободиться, и делает для этого отчаянное усилие. Сама поза говорит о стремлении к свободе, всё тело напряжено и скручивается в пружину, чтобы разорвать путы.
7
БИБЛИОГРАФИЯ
- Сомов А. И. Микеланджело Буонарроти // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Карел Шульц, «Камень и боль» (текст романа в библиотеке Александра Белоусенко)
- Дажинa В. Д. Микеланджело. Рисунок в его творчестве. — М.: Искусство, 1987. — 215 с.
- П. Д. Баренбойм, Тайны Капеллы Медичи, Спб., Изд-во СПбГУП, 2006, ISBN 5-7621-0291-2
- Баренбойм Петр, Шиян Сергей, Микеланджело. Загадки Капеллы Медичи, Слово, М., 2006. ISBN 5-85050-825-2
- Микеланджело. Поэзия. Письма. Суждения современников / сост. В.Н.Гращенков. — М., 1983. — 176 с.
- Микеланджело. Жизнь. Творчество / Сост. В. Н. Гращенков; вступительная статья В. Н. Лазарева. — М.: Искусство, 1964.
- Ротенберг Е. И. Микеланджело. — М.: Искусство, 1964. — 180 с.
- Микеланджело и его время / Под ред. Е. И. Ротенберга, Н. М. Чегодаевой. — М.: Искусство, 1978. — 272 с. — 25 000 экз.
- Ирвинг Стоун, «Муки и радости», big-library.info/?act=read&book=26322
- Wallace, William E. Michelangelo: Skulptur, Malerei, Archtektur. — Köln: DuMont, 1999. (Monte von DuMont)
- Tolnay K. Michelangelo. — Princeton, 1943—1960.
- Gilles Néret Michelangelo. — Köln: Taschen, 1999. — 96 с. — (Basic Art).
- Ромен Роллан, «Жизнь Микеланджело»
- Peter Barenboim, «Michelangelo Drawings — Key to the Medici Chapel Interpretation», Moscow, Letny Sad, 2006, ISBN 5-98856-016-4
- Edith Balas, «Michelangelo’s Medici Chapel: a new Interpretation», Philadelphia, 1995
- James Beck, Antonio Paolucci, Bruno Santi, «Michelangelo. The Medici Chapel», London, New York, 2000
- Władysław Kozicki, Michał Anioł, 1908. Wydawnictwo Gutenberg — Print, Warszawa
При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: , , , , .
Творчество. Свобода. Живопись.
Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!
3.5/5 — (19 голосов)
Жизнь и творчество великого скульптора
Вернувшись в дом отца после смерти Лоренцо Медичи, Микеланджело продолжил создавать скульптуры. В 1494 году сын Лоренцо, которому перешла власть над Флоренцией, пригласил Буонарроти вернуться во дворец.
Пьеро Медичи был не столь искусным политиком как его отец, поэтому во время его правления Флоренция переживала не лучшие годы, к тому же на Италию напала воинственная Франция. В стране начались беспорядки, разразилась революция и активизировались внутренние междоусобные конфликты.
Обстановка в стране не благоволит искусствам на данный момент, Микеланджело же хочет продолжать творить, поэтому уезжает вначале в Венецию, затем в Болонью и наконец перебирается в Рим. В Венеции мастер не нашел вдохновения, а приехав в Болонью, оказался за решеткой.
Микеланджело, «Битва кентавров», 1492 годМестонахождение: Дом Буонарроти, Флоренция, Италия
Микеланджело не уплатил обязательную пошлину и не прошел надлежащие иностранному гостю процедуры, поэтому его арестовали в первые дни по приезду. Заключение под стражей не прошло для скульптора напрасно, чудесным образом он обрел нового покровителя – болонского дворянина Альдовранди.
Новый покровитель порекомендовал Микеланджело в качестве мастера для работы над саркофагом святого Доминика, который находился в церкви святого Петронио
В столице Италии скульптор изучает древнеримское искусство, уделяя большое внимание античным статуям. Там же он создает свои шедевральные творения – статую Вакха и композицию «Пьета»
Микеланджело «Статуя Вакха (Бахуса) с Паном», 1496-1497 годыМестонахождение: Музей дель Барджелло, Флоренция, Италия
С композицией «Пьета» связана одна история незаконного проникновения в церковь ночью. Сначала немного о самой композиции. В ней дева Мария держит на руках распятого Христа. Вместе со статуей Вакха «Пьета» принесла скульптору широкую известность. Сделана композиция была настолько качественно и красиво, что люди считали её творением известного мастера, а не молодого скульптора.
После размещения «Пьеты» в церкви, Микеланджело услышал разговор паломников, осматривающих композицию, один из которых говорил: «Это работа Христофоро Солари». Эти слова вызвали у Буонарроти вспышку раздражения задетого самолюбия. Ночью он залез в церковь и высек на ленте, удерживающей плащ Марии, следующие слова: «Это сделал Микеланджело Буонарроти, Флоренция».
Микеланджело «Пьета», 1498-1499 годыМестонахождение: Базилика Святого Петра, Ватикан, Рим, Италия
Проведя год в разлуке с родиной, Микеланджело возвращается во Флоренцию. Дома Буонарроти трудится над статуями Иоанна Крестителя и Купидона. В 1501 году мастеру поступил заказ от богатой флорентийской сеньоры – облагородить большой кусок мрамора, лежащий на одной из площадей Флоренции.
Микеланджело на тот момент было 26 лет, пятиметровому куску мрамора, возможно, было столько же. Через три года из этого брошенного куска камня вышел Давид – самое известное и величественное творение Микеланджело Буонарроти.
После создания этой скульптуры автор познакомился с Леонардо да Винчи, который, несмотря на свою гениальность, всё же проигрывал молодому мастеру в деле создания статуй. Современник Микеланджело Вазари писал о «Давиде»:
Микеланджело «Давид», между 1501 и 1504 годамиМестонахождение: Академия изящных искусств, Флоренция, Италия
Будучи художником большого мастерства, Микеланджело был приглашен для росписи потолка Сикстинской капеллы. Буонарроти должен был создать художественную композицию на шестистах квадратных метрах.
Четыре года мастер трудился над этим потолком. Этим творением был впечатлен даже сам Рафаэль, не говоря уже о простых обывателях. Тем не менее, несмотря на всеобщие восторги, нашлись чрезмерно религиозные люди, которые стали ругать роспись Микеланджело из-за обилия в ней обнаженных людей.
Микеланджело. Роспись потолка Сикстинской капеллы, 1508-1512 годыМестонахождение: Ватикан, Рим, Италия
В Болонье
В Болонье у Микеланджело появился новый покровитель, оценивший его талант. Это был Джанфранческо Альдовранди ‒ один из правителей города.
Здесь Микеланджело познакомился с работами известного скульптора Якопо делла Кверча. Много времени он проводил за чтением Данте и Петрарки.
По рекомендации Альдовранди Городской Совет заказал молодому скульптору три статуи для гробницы святого Доменика: святого Петрония, коленопреклоненного ангела с подсвечником и святого Прокла. Статуи отлично вписались в композицию гробницы. Выполнены они были с большим мастерством. У ангела с канделябром божественно-прекрасное лицо античной статуи. На голове вьются короткие курчавые волосы. У него сильное тело воина, скрытое в складках одежды.
Микеланджело Ангел с канделябром
Святой Петроний ‒ покровитель города держит в руках его макет. На нем епископское одеяние. Святой Прокл, нахмурившись, смотрит вперед, его фигура полна движения и протеста. Есть мнение, что это автопортрет молодого Микеланджело.
Микеланджело Святой Прокл
Этот заказ был желанным для многих мастеров Болоньи, и вскоре Микеланджело узнал, что на него готовится нападение. Это заставило его уехать из Болоньи, где он пробыл год.
Личная жизнь
Всю свою жизнь Микеланджело посвятил искусству. Он так и не женился, у него не было детей. Жил он аскетично. Увлекшись работой, мог ничего не есть кроме корки хлеба и спать в одежде, чтобы не тратить силы на переодевание. Отношения с женщинами у художника не складывались. Некоторые исследователи предполагают, что у Микеланджело были интимные связи с его учениками и натурщиками, однако достоверных сведений об этом нет.
Томмазо Кавальери
Известно о его близкой дружбе с римским дворянином Томмазо Кавальери. Томмазо годился художнику в сыновья и был очень красив. Микеланджело посвятил ему множество сонетов и писем, открыто говоря о своих пылких чувствах и восхищаясь достоинствами юноши. Однако судить о художнике по сегодняшним меркам нельзя. Микеланджело был поклонником Платона и его теории любви, которая учила видеть прекрасное не столько в теле, сколько в душе человека. Высшей стадией любви Платон считал созерцание прекрасного во всем окружающем. Любовь к другой душе по Платону приближает к любви Божественной. Томмазо Кавальери поддерживал дружеские отношения с художником до самой его смерти и стал его душеприказчиком. В возрасте 38 лет он женился, его сын стал известным композитором.
Микеланджело Победа(исследователи считают, что в этой работе Микеланджело изобразил Томмазо и себя)
Виттория Колонна
Еще одним примером платонической любви называют отношения Микеланджело с римской аристократкой Витторией Колонна. Встреча с этой выдающейся женщиной произошла в 1536 г. Ей было 47 лет, ему ‒ за 60. Виттория принадлежала к знатному роду, носила титул принцессы Урбинской. Ее мужем был маркиз де Пескара, известный военачальник. После его гибели в 1525 г. Виттория Колонна больше не стремилась выйти замуж и жила уединенно, посвятив себя поэзии и религии. С Микеланджело ее связывали платонические отношения. Это была большая дружба между двумя уже немолодыми, повидавшими многое в жизни людьми. Они писали друг другу письма, стихи, проводили время в долгих беседах. Смерть Виттории в 1547 г. глубоко потрясла Микеланджело. Он погрузился в депрессию, Рим ему опротивел.
Себастьяно дель Пьомбо Портрет Виттории Колонна
Как выглядел Микеланджело
Есть несколько портретов великого художника разных авторов – Себастьяно дель Пьембо (1520), Якопино дель Конте (1544-1545), Франциско д’Оланда (1538-1539), Джулио Бонасоне (1546).
Существует гравюра с его изображением автора Кондиви и бюст, созданный в 1564 году Даниеле да Вольтерром.
За основу для описания внешности Микеланджело чаще всего использовали портреты Конте и д’Оланда. Ромен Роллан описывал его как человека среднего роста, мускулистого, широкого в плечах, с круглой головой и квадратным скуластым лбом с впалыми щеками, изрезанным морщинами, сильно выраженными надбровными дугами, редкими черными вьющимися волосами, светло-карими глазами, широким прямым носом с горбинкой, тонко очерченными губами.
Архитектурные шедевры
Хотя Бернини начинал как скульптор, талантливого юношу быстро приобщили к созданию архитектуры, где он проявил недюжинный талант. Пьетро да Кортона предложил ему работать над реконструкцией церкви Санта-Бибиана (1624 г.), и после удачных наработок и небольшого обучающего курса от терпеливого наставника он мог работать вполне самостоятельно.
Благодаря состоятельности влиятельного мецената Боргезе и его любви к произведениям искусства, папы Урбан VIII, Александр VII и Иннокентий X доверили ему поиск талантливых ваятелей и архитекторов для строительства и оформления церквей и городских сооружений.
Иннокентий X сместил великого художника с должности главного архитектора Рима но работать он не прекращал, хотя заказы были менее значимые. Во время последующего понтификата Александра VII (1655-1667) гениальность Бернини раскрылась в полной мере. Заказов поступало столько, что он не успевал их выполнять. Ему предлагали помощь ученики и другие талантливые зодчие.
· У Бернини был особый дар – выражать в архитектуре то особое величие, без которого немыслимы культовые и масштабные градостроительные сооружения.
Неприятности пришли неожиданно – трещины и возможное разрушение монументальных колонн со скульптурами, над которыми трудился Лоренцо. Это послужили поводом для раздоров и клеветы завистников. Бернини не был виноват в происходящем. Ошибка проекта была заложена на уровне закладки фундамента – по проекту Мадерно. Колонны пришлось демонтировать, чтобы сохранить здание.
· Мастер сильно переживал о случившемся. Будучи набожным католиком, он просил о Божьем откровении. Ему во сне явился Ангел, убеждавший, что истина откроется позже. Это сновидение и подтолкнуло к созданию аллегорического образа Истины с тайным откровением в деснице.
В работе над алтарем Собора Св. Петра (1624-1633 гг.) Джанлоренцо помогал Фр. Борромини – сооружению купола над могилой Св. Петра, где ранее трудился Микеланджело. По замыслу Бернини, алтарь увенчали внушительные многометровые колонны из бронзы, поддерживающие блистающий золотом балдахин. Он должен был напоминать навес над папой – по традиции богослужения при проходе через церковь. Витые колонны, крест и шар при поддержке 4 Ангелов венчают богато украшенную композицию.
В качестве главного архитектора, Бернини доверили работу над завершением Собора Св. Петра и прилегающую площадь, палаццо Барберини, несколько церквей и другие значимые проекты. Над завершением облика дворцов Ватикана и их скульптурным оформлением мастер трудился почти 50 лет. Благодаря помощникам и ученикам, он мог параллельно работать над несколькими проектами в Риме и Ватикане.
«Церковь Святого Апостола Андрея» (1653 г.)
«Скала Реджиа» или «Парадная Королевская Лестница (1666 г.).
«Дворец (Палаццо) Киджи» и «Дворец семейства Одескальки» (1665 г., Рим).
Значимые работы зрелого периода
Масштабный архитектурный ансамбль Ватикана принадлежит гениальному Бернини. Он предложил сделать колоннаду овальной формы, объединив огромную площадь и прилегающие дворцы у Собора Святого Апостола Петра – для воплощения крупнейшего в Италии проекта.
Площадь с живописными фонтанами эллиптической формы напоминает охват рук. Внушительные многорядные колоннады очерчивают основание Ватикана, образуя атриум, откуда в праздники папы обращаются к паломникам Ватикана. Завершается композиция, впечатляющая своей перспективой, многоступенчатым подъемом. Бернини использует свой излюбленный принцип оптических иллюзий, так что внушительный ансамбль выглядит выше, если смотреть под углом. Церковному декору Бернини уделял не меньше внимания. Последние работы Джованни Бернини:
«Святое Святых» или «Сантиссимо Сакраменто» (1674 г.) – внутреннее убранство часовни главного Ватиканского Собора с ликами Ангелов на фоне бронзового купола.
Изображение последних мгновений жизни Блаженного Людовика Альбертони в часовне Сан-Франческо-Рипа (1674 г.).
Бернини большую часть жизни проработал в Риме. Он умер в возрасте 82 лет и похоронен в 1680 году в семейной усыпальнице. До последних дней Джан Лоренцо оставался неистощимым генератором идей. Грандиозные замыслы величайшего архитектора и скульптора повлияли на дальнейший расцвет всех видов искусства не только в Риме, но и по всей Европе. Несмотря на конфликты с конкурентами и некоторыми папами, талант Джанлоренцо достиг совершенства. Он внес немало новаторских предложений.
10 знаковых работ Микеланджело
10. Мадонна Дони.
Тип: Тондо.
Год написания: 1507.
Мадонна Дони
Анджело Дони в начале 1500-х годов дает мастеру заказ для того, чтобы тот изобразил «Семейство святых», чтобы в дальнейшем подарить его своей жене. Мастер использовал для картины круглую рамку (тондо).
Мадонна Дони включает в себя деву Марию, святого Иосифа, младенца Христа и Иоанна Крестителя. Позади изображены пять обнаженных мужских фигур.
9. Вакх.
Тип: Мраморная статуя.
Год создания: 1497.
Вакх
Эта статуя была завершена скульптором в возрасте 22 лет. Знаменитая работа изображает римского бога вина Вакха, держащего в правой руке бокал вина, а в левой шкуру тигра. За ним сидит фавн, который ест гроздь винограда. «Вакх» является одной из двух сохранившихся скульптур раннего периода творчества Микеланджело в Риме.
8. Мадонна Брюгге.
Тип: Мраморная статуя.
Год создания: 1504.
Мадонна Брюгге
«Мадонна Брюгге» изображает Марию с младенцем Иисусом. В этой скульптуре Микеланджело не придерживается традиций изображения этой композиции. Лицо девы отстранено, она не смотрит на Христа, будто знает его будущее. В это время младенец без материнской поддержки отходит в мир.
7. Лаврентьевская библиотека.
Тип: Архитектура.
Год создания: 1559.
Лаврентьевская библиотека
Лаврентьевская библиотека спроектирована Микеланджело в 1524 году для церкви Сан-Лоренцо во Флоренции (Италия). Вся конструкция, включая интерьер помещений, была разработана мастером в новаторском, на тот момент, стиле маньеризма.
Эта работа является одним из самых важных архитектурных достижений Микеланджело. Она отличается инновационностью и революционными способами использования пространства.
6. Моисей.
Тип: Мраморная статуя.
Год создания: 1515.
Моисей
В 1505 году папа Юлий второй поручает Микеланджело работу над своей могилой. Статуя находится в Риме (церковь Сан-Пьетро-ин-Винколи). Ходит легенда о том, что когда труд был закончен, Микеланджело ударил правое колено скульптуры молотком, так как та начала говорить, настолько он был реалистичен.
5. Пьета.
Тип: Мраморная статуя.
Год создания: 1499.
Пьета изображает Деву Марию, скорбящую над телом Иисуса после распятия, который лежит на её коленях. Статуя не основана на реальных библейских сюжетах, но все равно приобрела популярность в Северной Европе в средние века.
Буонарроти было всего 24 года на момент завершения работы, которая ныне считается одним из величайший мировых шедевров скульптуры.
4. Страшный суд.
Тип: фресковая живопись.
Год создания: 1541.
Страшный суд
В искусстве запада «Страшный суд» входит в число самых значимых работ. Окрашенная на алтарной стене капеллы, она демонстрирует второе пришествие Христа на землю. Иисус показан в центре и окружен выдающимися святыми, воскресшими из мертвых.
3. Базилика Святого Петра.
Тип: Архитектура.
Год выпуска: 1626.
Расположенная в Ватикане, Базилика Святого Петра — самое известное произведение архитектуры эпохи Возрождения. Над созданием работали множество известных мастеров (в том числа Антонио да Сангалло). Хотя Микеланджело не создал его с нуля, собор дошел до нашего времени в том виде, в котором был задуман именно Буонарроти.
2. Сотворение Адама.
Тип: фресковая живопись.
Год создания: 1512.
Краеугольный камень живописи эпохи Возрождения — Сотворение Адама, расположен на потолке Сикстинской капеллы, породивший ряд последователей и большое число пародий.
1. Давид.
Тип: Мраморная статуя.
Год создания: 1504.
Давид
Вероятно самой известной работой Микеланджело является шедевральная скульптура библейского персонажа Давида, который готов к борьбе с Голиафом. Тема Давида и Голиафа являлась достаточно популярной в искусстве того времени. У Караваджо, например, есть три работы посвященные этому сюжету.
Колоссальная статуя, высотой 5,17 метров демонстрирует исключительные технические навыки Микеланджело, а также силу символического воображения.
СКУЛЬПТУРА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ XVIII–XIX ВЕКОВ Кто был известнейшим скульптором в XVII веке?
Лоренцо Бернини (1598–1680) был не только Италии талантливым скульптором, но и архитектором, театральным художником-декоратором, живописцем и рисовальщиком. Жизнь его была долгой и успешной. Его талант высоко ценили в папском Риме, центре католичества. Папы поручали Бернини строить и перестраивать соборы и сооружать фонтаны, заказывали надгробные монументы, статуи для церквей. Слава мастера, который работал в стиле барокко (это итальянское слово означает причудливый, странный), гремела по всей Европе. Бернини говорил, что он «победил мрамор, сделал его гибким, как воск, и этим смог до «известной степени объединить скульптуру с живописью».
Л. Бернини. Фонтан Тритон, мрамор, 1643. Бернини нравилось работать над оформлением фонтанов. Ведь в их скульптурный замысел включается сама природа: водяные струи, сверкающая гладь воды…
Сюжет для мраморной скульптурной группы «Аполлон и Дафна» Бернини взял из поэмы «Метаморфозы» древнеримского поэта Овидия. В ней рассказывается, как бог Аполлон увидел и полюбил прекрасную нимфу Дафну. Аполлон устремился за ней в погоню, а Дафна взмолилась о помощи к своему отцу, богу рек Пенею. На глазах у Аполлона боги превратили ее в лавровое дерево. Влюбленный смог обнять лишь его ствол.
Л. Бернини. Аполлон и Дафна, мрамор, 1622–1623. В этом изваянии Бернини сумел рассказать весь миф, а не отдельный его эпизод.
Аполлон уже почти догнал нимфу, уже касается ее тела. Она кричит и пытается вырваться. Зритель становится свидетелем чудесного превращения: тело Дафны покрывается древесной корой, ноги ее словно врастают в землю, а из взметнувшихся в отчаянии рук вырастают покрытые листвой ветви.В самой своей знаменитой скульптурной группе — «Экстаз святой Терезы», созданной для церкви Санта-Мария делла Виттория в Риме, Бернини изобразил сон, видение монахини Терезы. Тереза, которая жила в XVI в., описала свой сон: к ней явился ангел и пронзил ее грудь золотой стрелой, отчего она испытала «сладостную муку».Скульптурную группу Бернини поместил в нише со световым окном. На изваянных из мрамора, но кажущихся невесомыми облаках спит монахиня. Лукавый юный ангел направляет ей в сердце стрелу. На лице Терезы — сладкая истома. Складки ее одежды измяты, тревожно вздымаются, наполняя сцену взволнованным движением. Фигуры Терезы и ангела из белоснежного мрамора ярко выделяются в нише на фоне острых золотых лучей, освещенных солнечным светом, который льется сверху из окна.
Л. Бернини. Экстаз святой Терезы, мрамор, 1645–1652. Эта скульптурная группа находится в нише, обрамленной мраморными колоннами. Они словно расступаются, открывая, подобно занавесу, залитую светом сцену.Слава Бернини гремела по всей Европе. Скульптор работал и для французского короля Людовика XIV. По его заказу он выполнил этот мраморный бюст короля и его конную статую.
Бернини был непревзойденным мастером скульптуры для фонтанов, которые и сейчас украшают Рим. Великолепные переливы, мягкие, гнутые, витые формы статуй Бернини подобны бурному движению водяных струй. Стихия игры с неожиданными превращениями и яркими эффектами рождает у зрителей ощущение бесконечного радостного праздника. Фонтан «Тритон», в центре площади Барберини, был сооружен в 1643 г. по велению папы Урбана VIII, происходившего из семьи Барберини. Морское божество Тритон восседает на раскрытой двустворчатой раковине. Он запрокинул голову и дует в раковину, из которой вырывается струя воды. Снизу четыре дельфина поддерживают двустворчатую раковину изогнутыми хвостами, на них скульптор, исполняя волю заказчика, изобразил пчел — герб семьи Барберини.
- В начало
- Назад
- 14
- Вперед
- В конец
Описание скульптуры Микеланджело Cristo della Minerva
Cristo della Minerva, статуя Христа, выполненная из мрамора, известна в Италии именно под таким названием. Однако же названий у этой скульптуры несколько, например:
- «Христос Спаситель»
- «Воскресение Христа»
- «Несение Креста»
Создание этой скульптуры пришлось на 1519-1520 годы. Сегодня она занимает главное место в базилике Santa Maria sopra Minerva. Расположена она с левой стороны от алтаря.
У Микеланджело был заключен эксклюзивный контракт на его работу с наследником Юлия II. Это, между тем, не помешало своенравному гению взяться за дополнительный заказ от Метелло Вари. При работе над обличием Иисуса при практически завершенной работе над скульптурой, Микеланджело замечает, что белый мрамор имеет заметные черные прожилки, причем проявились они прямо на лице скульптуры.
Мастер отказывается от продолжения работы над этой статуей, после чего отправляется во Флоренцию, покинув Рим. В этом городе, взявшись за второй вариант скульптуры, Микеланджело, почти завершив работу над ней в 1520 г., снова едет в Рим. Скульптуру Христа при этом он предоставил возможность завершить Пьетро Урбано, своему подмастерью. Но случается неожиданное, им повреждается работа, на создание которой мастер потратил порядка четырех лет. Федерико Фризи, ученик с большими способностями, все же исправил положение. 27 декабря в 1521 г. данная скульптура помещается в Santa Maria sopra Minerva, будучи завершенной.
Фигура, которая изображала Иисуса, в изначальном своем варианте была нагой. Микеланджело планировал реализовать свой замысел так, чтобы указать на тело, не поврежденное похотью, тело, контролируемое собственной волей. Это подразумевало победу над смертью и греховными помыслами. В дальнейшем, на основании решения Тридентского Собора, для скульптуры, с целью прикрыть половые органы, была применена набедренная повязка. Для ее изготовления была использована позолоченная бронза, после чего вопрос оказался решенным.