Медуза, 1595-1598 гг.
Две версии этой картины были созданы в 1596 и 1597 годах, где был выдвинут момент казни Медузы Персеем. Картина имеет ужасную привлекательность, поскольку Караваджо проектирует обезглавленную голову Медузы и ставит своё собственное лицо, чтобы захватить все эмоции женского монстра. Ужасный и странный взгляд на лике подчёркивает увлечение художника реализмом и насилием. Поговаривают о том, что сам кардинал Франческо Мария дель Монте поручил художнику написать эту картину, которую он намеревался подарить Фердинандо I Медичи, герцогу Тосканы. Техника тенебризма, включающая тонкий контраст тёмного и светлого наряду с реалистическим подходом, придаёт картине трёхмерную привлекательность, делая её поистине ужасающе прекрасной и пугающе привлекательной.
Манера и стиль художника
Произведение «Больной Вакх» интересно не только с точки зрения событий, происходящих в жизни Караваджо, в тот период, когда он писал картину. Скорее всего работа молодого живописца была своего рода презентацией его таланта для будущих заказчиков. Караваджо продемонстрировал, как виртуозно он может создавать произведения любого жанра: и натюрморты, и портреты. Вместе с этим он как будто намекнул, что ему также под силу мастерски передать классические образы героев античности.
В портретной живописи эпохи позднего Возрождения, художники предпочитали изображать фигуры в развороте в три четверти. В этом смысле произведение Караваджо «Больной Вакх» выглядит вполне традиционным для своего времени. Необычным кажется наклон головы героя и выражение его лица, в котором читается неподдельное страдание. Такие особенности передачи внешности были характерны для большинства произведений искусства в стиле барокко.
То, как Караваджо изобразил фрукты, во многом уступает последующим работам художника, таким, как «Юноша с корзиной фруктов» и «Мальчик, укушенный ящерицей». В этих картинах детали натюрморта отличаются большей реалистичностью и выразительностью, что, несомненно, позволяет увидеть, как со временем совершенствовалось мастерство художника.
Borghese Gallery in Rome,
Неореализм
Объединял разные течения в искусстве, которые образовались в 20 веке.
Помимо этого, по миру создавали школы и образовывались группы, в основе которых лежал реализм.
Это были
Передвижничество в России
Гаагская школа в Нидерландах
Школа мусорного ведра в США
Общество Маккяколи в Италии
Художники-реалисты
Среди большого количества живописцев, которые создавали свои работы в реалистичной манере, было много достойных художников.
Особо выделился Густаво Курбе. О нем я рассказывала выше.
Он был основателем реалистичности.
Многие его работы вызывали у общественности не положительную реакцию.
Илья Ефимович Репин.
Величайший русский художник.
Потрясающий мастер портретного, исторического и бытового жанра.
Как он сам утверждал-искусство было с ним везде и всегда, и не покидало его.
Эдвард Хоппер.
Являлся крупным представителем американского реализма. Написал много картин со сценами из жизни простых людей.
Томас Уильям Робертс.
Был основателем Гейдельбердской школы.
В своих работах воспевал быт сельского человека своей страны.
Реализм можно считать одним из главных направлений в живописи.
У него всегда находились и есть поклонники, а работы знаменитых реалистов украшают музеи мира, и имеют большую популярность на аукционах.
Надеюсь наша статья оказалась для Вас полезной и интересной!
Магдалина по-новому
Честное, без приукрашивания отношение к жизни, реальное её отображение Караваджо стремился перенести на свои работы в любых жанрах. Наперекор существующим традициям пошёл Караваджо, создавая полотна по библейским сюжетам, в том числе картину под названием «Кающаяся Мария Магдалина» (1597) – здесь талант художника раскрылся наилучшим образом. Временами живя в трущобах и ходя чуть ли не в рубище, живописец точно знал, что из себя представляет терзающаяся блудница, решившая с горьким покаянием обратиться к вере. Потрясающе – никакой театральности, взора к небу и заламывания рук, а лишь задумчивая скорбь на лице и опущенные глаза Магдалины как свидетельство обращения к себе. Решение с одеждой также свежо и смело – героиня одета, как современница художника, который тем самым раскрывает библейскую историю как современную ему и даёт понять, что это рассказ из жизни.
Новое прочтение, помноженное на талант художника, стало настоящим открытием в живописи – о Караваджо говорили всё громче. Он перебирается в дом Чириако Маттеи, банкира и известного коллекционера. Контракты на украшение церквей обеспечивает его работой, которая впоследствии прославила художника ещё громче.
Репутацию портили только случавшиеся время от времени драки, порой кровавые. Попадал буйный повеса и хулиган и в тюрьму.
История зарождения
Несмотря на то, что некоторые черты реализма начинают просматриваться уже в литературе Эпохи Просвещения (в произведениях Мигеля де Сервантеса или Даниеля Дефо), само направление формируется в европейской литературе в 30‑е годы XIX века.
В противовес романтизму, на смену которому он пришел, реализм обнаруживал интерес к типическим повседневным событиям и обыкновенным людям, тогда как в романтизме наблюдался интерес к особенному, идеальному. Постепенно реализм получает свое развитие и становится ведущим литературным направлением.
Основоположниками реализма являются:
- Фредерик Стендаль, Оноре де Бальзак, Гюстав Флобер (Франция);
- Чарльз Диккенс, Уильям Теккерей (Англия);
- Александр Сергеевич Пушкин, Николай Васильевич Гоголь (Россия).
Со временем помимо классического реализма появляются и другие его виды со своей спецификой: критический (Н.В. Гоголь, Н.А. Некрасов, И.С. Тургенев), социалистический (связанный в первую очередь с понятием «советский реализм»: М. Горький, М. Шолохов), магический (Г.Г. Маркес «Сто лет одиночества», А.С. Пушкин «Пиковая дама»).
Появление реализма было связано с тем, что авторы к этому времени стремились не только демонстрировать высокие идеалы и просвещать народ при помощи своих произведений (как это было в предыдущие эпохи), но и понять, осознать процессы, происходившие в социальной среде.
В отличие от романтизма с его трагическим, исключительным героем, реализм демонстрирует универсальную личность, включенную в исторический процесс и являющуюся частью общества.
Маньеризм и академизм
В годы, когда итальянский художник Микеланджело Караваджо начал двигаться по творческому пути, живопись стала наполняться мистическими сюжетами, далекими от реальности. Поддерживаемый церковью маньеризм, зародившийся в середине XVI века, был направлением субъективным, не стремящимся к гармонии духовной и телесной составляющей.
Чуть позже, почти в конце столетия, возникает академическая живопись. Для нее характерна простота композиции и монументальность форм, противопоставляемые маньеризму. Художники, отдававшие предпочтение академизму, обращались к Античности с ее идеализированными героями и образами, отметая реальность как не стоящую внимания.
Самые известные картины
Невероятно длинный список картин Караваджо поражает воображение: какой сгусток энергии был этот удивительный человек, чтобы столько написать уникальных полотен, настоящих шедевров, и при этом успевать буянить и бегать от властей. Как жаль, что порочные страсти в конечном итоге стали причиной раннего ухода мастера.
Зрителям широко известны картины Караваджо под названиями:
- «Вакх» (1571-1610);
- «Лютнист» (1595);
- «Поцелуй Иуды» (1602);
- «Музыканты»(Концерт) (1595);
- «Мальчик, укушенный ящерицей» (1596);
- «Медуза» (1597);
- «Иоанн Креститель» (1598, 1600, 1602, 1604, 1608, 1610);
- «Призвание апостола Матфея» (1600);
- «Распятие апостола Петра» (1600);
- «Обращение Савла» (1601);
- «Погребение Христа» (1603);
- «Святой Иероним в размышлении» (1605);
- «Шулеры» (1594);
- «Гадалка» (1594);
- «Корзина с фруктами» (1596);
- «Давид с головой Голиафа» (1610) – последний автопортрет мастера.
Остановиться в перечислении работ, как и в описании прогрессивности живописца трудно – своим творчеством он заложил самый основательный камень в фундамент искусства на века.
Смерть
В Италии Микеланджело Караваджо известен творчеством, которое вызывало немало споров и скандалов в обществе. К сожалению, он не только картинами вызывал негодование, но и поведением. Нарушитель регулярно преступал закон и находился на грани заточения. У Караваджо отсутствовало разрешение на ношение холодного оружия, но художника это не останавливало.
Караваджо
Микеланджело бросал в официанта поднос, разбивал стекла в чужом доме. Это надоело стражам, поэтому художника ненадолго заточили в тюрьму. А в 1606 году мужчина убил человека. Трагедия случилась во время игры в мяч. Чтобы не оказаться за решеткой, Караваджо сбежал. 4 последних года жизни автор мировых шедевров провел в изгнании.
Микеланджело надеялся на помилование, поэтому прятался недалеко от Рима, но позже уехал в Неаполь. Была в списке путешествий Мальта. На острове художника посвятили в рыцари за заслуги перед Мальтийским орденом. Но вновь он проявил несдержанный характер и вступил в драку. Причем оппонентом Караваджо стал высокопоставленный советник ордена. Вскоре художнику удалось бежать из тюрьмы на Сицилию.
Могила Караваджо
Опасность со стороны итальянских властей минула, но появилась новая – представители ордена. В 1609 году Микеланджело сумел уйти от них, но при этом сильно пострадал. Преследователи изуродовали лицо художнику. Позже Караваджо вновь оказался в тюрьме, но уже по ошибке. Смерть настигла творца 18 июля 1610 года. Микеланджело скончался от малярии. Великому художнику было 39 лет.
Микеланджело Караваджо похоронили в групповой могиле. Позже останки мужчины нашли. Содержание свинца в костях оказалось превышено в несколько раз. Заметим, что в те времена в краску добавляли этот элемент. Возможно, не малярия убила художника, а профессия.
Портреты Караваджо
Описание картины
Работа «Мальчик с корзиной фруктов» иллюстрирует собой первые шаги в мире изобразительного искусства, которые делал Караваджо, приехав из Рима в Милан. Для образа героя позировал друг живописца, 16-летний сицилийский художник Марио Миннити. Картина, принадлежавшая первоначально Джузеппе Чезари, по прозванию Кавалер д’Арпино, в 1607 году была изъята кардиналом Шипионе (Сципионе) Боргезе.
Многие исследователи считают, что к раннему периоду творчества относятся такие работы Караваджо, как «Гадалка» и «Шулера», для которых также позировал Марио Миннити. Эти произведения датируются примерно 1594 годом. Более того, картина «Шулера» была приобретена коллекционером и тонким ценителем искусства, кардиналом Франческо Дель Монте, ставшим впоследствии первым покровителем молодого художника.
Описание картины Микеланджело Меризи да Караваджо «Мальчик укушенный ящерицей»
Мы видим мальчика, которого ящерица укусила в палец. Он подскакивает от неожиданной боли. Пресмыкающееся пряталось в фруктах. Художник размещает чудесный натюрморт между нами и подростком.
Наше внимание привлекает ваза, в которой стоит нежная ветка жасмина. Рядом с вазой можно увидеть вишни красного и зеленого цветов
В сосуде, контур которого изгибается, причудливым образом отражена комната.
Перед нами самый впечатляющий жанровый натюрморт. Художник смог действительно реалистично изобразить мгновенную реакцию мальчика на укус. Вполне вероятно, что это аллегория. Караваджо изображает боль души, причинённую ему неразделенной любовью.
Художник использует всевозможные приемы. Свет контрастен. Одно плечо, словно озарено ярким светом прожектора, а другое при этом скрыто.
Мы можем ощутить максимальной натурализм той сцены, которую изображает художник. Зритель может ощутить боль по скривившемуся лицу героя его полотна. Ухоженная кожа резко контрастирует с грязью под ногтями, которая характерна для уличных мальчишек.
Караваджо нравится собственное мастерство. Он с легкостью передает все детали: отражение двери в вазе. Но это остановившееся мгновение можно толковать по-разному. Некоторые исследователи уверены, что эта картина олицетворяет боль, которую может вызвать сильное чувство. Есть и такие, кто считает, что перед нами необычная метафора того, что юность проходит быстро. Вполне вероятно, что живописец хотел изобразить страдания от любви, которая осталась неразделенной.
Если учесть, что Караваджо изображает мальчика с розой за ухом, то вполне вероятна правильность такой трактовки. Как известно, этот цветок символизировал Венеру. Вишня же была символом награды за все добродетели. Интерпретировать эту работу можно по-разному.
Описание картины Микеланджело Меризи да Караваджо «Мальчик, чистящий фрукт»
Среди тех, кто рисовал в технике реализма, кто исповедовал высокие идеалы классицизма, считалось не лучшим тоном изображать мир во всей его грязи. То, что в нем вообще есть грязь, считалось фактом общеизвестным и не нуждающимся в запечатлении. Запечатлевать старались самые возвышенные и идеальные моменты, которые стоило того, чтобы донести их до потомком.
Тем удивительнее выбор Караваджо, который изобразил мальчика-слугу, очищающего гнилые фрукты. На мальчике белая рубаха, он изображен очень мягкими, плавными линиями. Грудь у него безволоса, лицо совсем молодой – руки грубоваты, скрипачом он бы стать не смог. Волосы слегка курчавятся, кожа отливает медом и бронзой. Перед мальчиком на столе персики. Два из них красивые, налитые, полные солнца.
Остальные выглядят не так идеально – они сморщились и почернели, должно быть, слишком долго лежали или были собраны из-под дерева, уже после общего сбора урожая. Держа в руке нож, мальчик счищает с них гниль, причем делает это так ловко, что получаются красивые спиральные колечки снятой кожицы.
Видно, что ему не привыкать к работе, но пока она требует от него полного сосредоточения. Мальчик смотрит на свои руки, следит за движением ножа, и выглядит полностью поглощенным своим занятием.
Что при этом происходит у него в голове, сказать трудно.
Может быть, он представляет прекрасную принцессу, которую спрятал в башне страшный дракон, которого он, могучий рыцарь, может повергнуть. Может быть, думает о том, что сегодня из этих персиков будет сделан пирог и он может получить кусочек, или варенье, и она сможет немного попробовать, прежде, чем его спрячут в банки. А может быть, он и вовсе не думает ни о чем, просто наслаждаясь теплым днем и привычным спокойным занятием.
На темном фоне его кожа почти светится.
Метки Караваджо
Чтобы быть ближе к искусству, стоит запомнить яркое и характерное для работ кисти великого мастера:
- Реализм – изображение достоверное, максимально приближенное к жизни, в том числе одежда библейских и мифологических героев (не античная, соответствует историческому платью эпохи Караваджо);
- Свет – самый важный участник действа на картине и указующий перст живописца как драматурга и режиссёра своего произведения;
- Сюжет – повседневное событие простолюдинов, однофигурная сцена с молодым мужчиной, эпизод из Библии и мифов.
Где бы вы ни находились – в Риме, Милане, Флоренции, Нью-Йорке, Лондоне, Мадриде, Париже и даже Санкт-Петербурге – у вас есть возможность реального знакомства с холстами великого реалиста Караваджо.
«Медуза» Караваджо – бойся последнего взглядя
История и смысл картины «ВАКХ» Караваджо
«Лютнист» – свет Караваджо во тьме
Нарцисс, 1597–1599 гг.
«Нарцисс» – популярная тема классической мифологии, сосредоточенная вокруг красивого юноши, который влюбляется в своё собственное отражение и умирает после того, как его переполняют страсть и одержимость, был отчетливо представлен Караваджо. Здесь видно, как юный паж страстно вглядывается в своё собственное изображение, искаженное и разбитое. Здесь во всей красе реализована концепция тенебризма, где художник резко контрастирует между светлыми и тёмными пространствами, придавая некоторым деталям и элементам невероятную глубину. Кроме того, темнота, царящая вокруг центрального персонажа, добавляет ощущение меланхолии, навевая тоску и состояние необоснованной тревоги.
Последние годы жизни Караваджо
Вскоре после этого Караваджо вернулся в Неаполь, где летом 1609 года на него напали неизвестные, пытаясь убить. Попытка, к счастью, оказалась неудачной, но слухи о его гибели уже поползли по городу. Здесь, проживая у маркизы Констанции Колонны почти год, Меризи написал несколько произведений для Мальтийского Ордена, а также три полотна для церкви Сант-Анна-деи-Ломбарди в Неаполе, которые, к несчастью, были утеряны во время обрушения здания при землетрясении 1805 года
Наиболее важной с историографической точки зрения, является его римейк «Давид с головой Голиафа», поскольку изображает автопортрет Караваджо в отрубленной голове. Тем самым художник предначертал свою судьбу, от которой пыталась сбежать в течение многих лет
Его последней картиной считается «Мученичество Святой Урсулы», написанной в 1610 году для неаполитанского графа Маркантонио Дориа и хранящейся сегодня в Палаццо Зевалло в Неаполе.
Мученичество Святой Урсулы (1610)
В июле 1610 года из Рима пришла новость о том, что Папа Павел V готовит документ о его помиловании. Караваджо отправился в Рим на небольшом судне, осуществлявшем периодические рейсы между Неаполем и Порто Эрколе (Тоскана). Данный рейс не предусматривал заход в порт Ладисполи, где должен был сойти Караваджо, однако по определенным договоренностям поездка художника должна была состояться именно так. Непредвиденные обстоятельства не позволили судну пришвартоваться в данном пункте назначения, и Меризи пришлось покинуть борт без багажа. Все было бы не так печально, если бы в сундуках маэстро не находился довольно ценный груз – письменные договоренности с кардиналом Шипионе Боргезе о помиловании Караваджо в обмен на некоторые его полотна. А корабль, тем временем, продолжал свой путь. Здесь известному художнику вновь пришли на помощь и помогли скорейшим образом прибыть в Порто Эрколе, дабы забрать необходимое. Но как он ни старался, корабль уже отправился в обратном направлении и теперь забрать заветный документ возможно было бы, лишь вернувшись в Неаполь.
Автор статьи: 39rim.ru
Рим: что посмотреть и чем заняться
- Музеи (46)
- Дворцы и виллы (12)
- Церкви и базилики (31)
- Сады и парки (8)
- Археологические памятники (29)
- Районы и кварталы (12)
- Улицы (9)
- Площади (8)
- Фонтаны (11)
- Памятники и обелиски (8)
Полезные подборки:
По следам Великих — важные исторические личности, влиятельные династии, произвeдения искусства и многое другое.
Поездки за город: идеи для коротких путешествий из Рима.
Транспорт и обзор отелей в Риме для помощи в организации путешествия.
Музеи Ватикана — как посетить, где и как купить билеты, на что обратить внимание во время посещения
Биография Караваджо
Микеланджело Меризи, так звучит настоящее имя художника, родился 29 сентября 1571 года в семье обеспеченного и довольно известного в свое время архитектора Фермо Меризи в Милане. Дата рождения является неточной, поскольку никаких документов на этот счет найдено не было. Сохранилась лишь актовая запись о крещении, датированная 30-м сентября, где говорится: «30-го был крещен Микеланджело, сын Фермо Меризи и Лючии де Ораторибус». 29 сентября в католической церкви отмечается праздник Архангела Михаила и, видимо, поэтому днем рождения художника считают именно этот день. У Микеланджело была младшая сестра по имени Катерина и два брата, один из которых в последующем стал священнослужителем.
Портрет Микеланджело Меризи да Караваджо художника Оттавио Леони (ок. 1621 г.)
В 1577 году, во время очередной вспышки чумы, семья, спасаясь, была вынуждена уехать в родной городок Фермо и Лючии, в Караваджо, расположенный недалеко от Милана. Однако этой чудовищной болезни все же удалось настигнуть семью Меризи, унеся жизни отца, деда и бабки Микеланджело.
После окончания эпидемии, в 1584 году Караваджо вернулся в Милан и приступил к обучению азам живописи в мастерской Симоне Петерцано, ученика знаменитого Тициана. Здесь он не только постиг тонкости ломбардской школы, но и получил свой первый опыт. К сожалению, ранние произведения Меризи, написанные в Милане, до наших дней не сохранились.
Картины Караваджо в Палаццо Барберини в Риме
В 1592 году, вскоре после кончины своей матери, Микеланджело, распродав имущество родителей и разделив вырученные деньги с братьями, отправился в Рим. Хотя первое документальное подтверждение нахождения Меризи в Риме и относится к 1596 году, это не исключает вероятности того, что художник приехал в Вечный Город значительно раньше. Возможно, склонный к разгульной жизни юноша просто наслаждался безбедным существованием на деньги, полученные после продажи наследства. А когда последние закончились, ему пришлось искать работу.Так, в 96-ом году он оказался в мастерской сицилийского художника Лоренцо Карли. К этому периоду относится одна из первых написанных им картин «Юноша с корзиной фруктов». Некоторые современники увидели в ранней работе Караваджо его автопортрет.
Юноша с корзиной фруктов (1593)
Тем не менее, один из биографов — Джованни Пьетро Беллори в своих записях утверждает, что Микеланджело Меризи, прежде чем прибыть в Рим, вместе с Петерцано совершил поездку в Венецию, где и получил опыт знаменитой венецианской школы. Никаких документальных подтверждений пребывания Караваджо в данный период в Венеции на сегодняшний день найдено не было, так же как и упоминаний в трудах других биографов. А влияние венецианской школы живописи на формирование стиля Караваджо могло произойти и без его поездки в Светлейшую Республику.
Анализ произведения
Джованни Пьетро Беллори, искусствовед, историк и автор монументального труда «Жизнь современных художников, скульпторов и архитекторов» (1642 год), описывая ранний период творчества Караваджо, говорил, что молодой живописец часто использовал зеркало, когда трудился над автопортретами небольшого размера. Первой такой работой была картина, изображающая Вакха с гроздьями винограда, написанная с большим старанием, но в довольно сдержанной манере. Предположительно, произведение было создано в период, когда Караваджо закончил обучение и практику в мастерской Кавалера д’Арпино.
Некоторые исследователи также допускают, что описание картины, сделанное Беллори, возможно, относится к другому одноименному произведению. Речь идет об аналогичной работе «Вакх», которая хранится в галерее Уффици во Флоренции.
Художественная манера позволяла считать, что произведение принадлежало кисти римского художника Джованни Бальоне, и относилось к 1593 – 1594 годам. Портрет юного бога виноделия, написанный на холсте, маслом, также входил в коллекцию Кавалера д’Арпино, позже по приказу папы римского Павла V картина была конфискована.
Трудно сопоставить традиционное представление о Вакхе, боге виноделия с образом, созданным Караваджо. В интерпретации художника голова молодого олимпийца украшена пышным венком из плюща. Это растение, несомненно, считалось священным во многих культурах. Тем не менее, Вакх обычно изображался с венком из виноградных листьев, иногда в него были вплетены ветви плюща.
В связи с этим, попытки искусствоведов назвать картину Караваджо «Сатир», как это, например, было сделано в 1790 году, во время инвентаризации произведений, входящих в художественную коллекцию галереи Боргезе, не кажутся беспочвенными. Известно, что венок из плюща был одним из атрибутов внешности жизнерадостных божественных существ, обитавших в лесах. Версия о том, что художник пытался изобразить вовсе не мифологического Вакха, объясняет специфический цвет кожи героя. При этом, Роберто Лонги, историк искусства, изучавший творчество Караваджо, утверждает, что такая особенность появилась лишь из-за признаков болезни художника, писавшего автопортрет с собственного зеркального отражения. Как известно, мастер трудился над произведением не оправившись полностью от желтой лихорадки (малярии).
Джулио Манчини (1558-1630), автор историко-биографического труда о жизни художников-современников, писал о том, что Караваджо серьезно пострадал от удара лошади, вставшей на дыбы, из-за чего он попал в монастырскую больницу при церкви Санта-Мария делла Консолационе. Исследователь также утверждает, что картина «Больной Вакх», скорее всего, относится к периоду, когда молодой живописец работал в мастерской Кавалера д’Арпино. В герое произведения можно рассмотреть черты возвышенного поэта, образ которого был заимствован Караваджо из невероятно популярной в то время «Книги эмблем», написанной Джованни Андреа Альчато. Литературным прототипом был бледный юноша, носивший венок из плюща.