Антон рафаэль менгс — anton raphael mengs

File:anton raphael mengs - the dream of st. joseph - google art project.jpg

Взрослая жизнь и смерть

В 1749 году Антон Рафаэль Менгс был назначен первым художником Фридриха Августа , курфюрста Саксонии, но это не помешало ему продолжать проводить большую часть своего времени в Риме. Там он женился на Маргарите Гуацци, которая сидела у него в качестве модели в 1748 году. Он обратился в католицизм , а в 1754 году стал директором Ватиканской школы живописи. Его фреска роспись Парнас на вилле Альбани принесли ему репутацию ведущего художника.

В 1749 году Менгс принял заказ от герцога Нортумберлендского на создание копии маслом на холсте фрески Рафаэля « Афинская школа» для своего лондонского дома. Картина Менгса, выполненная в 1752-1717 годах, является полноразмерной, но он адаптировал композицию к прямоугольному формату и добавил другие фигуры. Сейчас он находится в коллекции Музея Виктории и Альберта .

Менгс умер в Риме в июне 1779 года и был похоронен там в церкви Санти-Микеле-э-Маньо .

Ранний период жизни

Автопортрет, 1744 г.

Менгс родился в 1728 году в Усти-над-Лабем (нем. Aussig) в Королевстве Богемия , в семье Исмаила Менгса   , датского художника, который в конце концов обосновался в Дрездене, где находился двор выборщиков и королей. . Его старшая сестра Тереза ​​Марон также была художницей, как и его младшая сестра Джулия .

Его и Тереза ​​родились в Богемии просто случайно. Их мать не была женой их отца; У Исмаила был многолетний роман с домработницей семьи Шарлоттой Борман. Пытаясь скрыть рождение двух незаконнорожденных детей, Исмаэль под предлогом «отпуска» отвез Шарлотту в ближайший крупный город за границей, Усти-над-Лабем (90 км вверх по течению от реки Эльбы ). По крайней мере, в случае с Антоном Исмаэль Менгс забрал своего ребенка и Шарлотту обратно в Дрезден через несколько недель после рождения. Там они прожили следующие 13 лет.

В 1741 году Исмаил перевез свою семью из Дрездена в Рим.

Сюжеты Нового Завета

Ян ван Эйк. Благовещение

Сюжеты Нового Завета, нашедшие выражение в произведениях художников, в основном касаются жизни Иисуса Христа и Богородицы. Особенно любимых живописцами тем несколько, среди них – Благовещение, явление Деве Марии архангела Гавриила. Этот сюжет использовали большинство творцов Возрождения – Фра Анжелико, Леонардо да Винчи, Боттичелли, Тициан и многие другие. Несмотря на то, что художники не были связаны строгими требованиями при создании картин, «Благовещение» традиционно подчиняется некоторым живописным канонам.

В момент появления перед ней Гавриила, Богородица читала или пряла, а потому она часто изображается с книгой или веретеном в руках. Обычно на картине можно увидеть белые лилию – символ чистоты, непорочности. В руках у ангела – райская ветвь, а холст пересекает луч света – символ Святого Духа.

Менее распространенный у художников сюжет – встреча Марии и Елизаветы, которая в тот момент готовилась к рождению Иоанна Крестителя. Другая встреча Богородицы и архангела Гавриила, вдохновившая живописцев на создание картин – Успение, когда Мария получает весть о своей скорой кончине.

Карло Дольчи. Саломея

Легенда о Саломее гласит, что эта иудейская царевна произвела такое впечатление на царя Ирода своим танцем, что тот согласился выполнить любое ее желание. Саломея пожелала казни Иоанна Крестителя, обличавшего блуд ее матери, и его голова была преподнесена девице на блюде. Разумеется, такой сюжет открывал перед живописцами бесконечные перспективы, а потому пользовался огромной популярностью.

Изображали сцены из детства Христа, причем эксперименты художников порой приводили к настоящим скандалам. Так, картина прерафаэлита Милле «Христос в родительском доме», показавшая чрезмерно реалистичный быт и далекую от канонической внешность Христа и его семьи, вызвала негодование в протестантской Англии. А потому название было заменено на не связанное со священными текстами – «Мастерская плотника».

Дж. Э. Милле. Христос в родительском доме

Любопытным образом воплощали на холсте сюжет о насыщении пяти тысяч людей – единственном, кроме Воскресения, новозаветном чуде, которое упомянуто во всех четырех канонических Евангелиях. В тот день Христос накормил пятью хлебами и двумя рыбами огромную толпу тех, кто шел за ним — пять тысяч человек, не считая женщин и детей.

Дж. Ланфранко. Чудо хлеба и рыбы

Притчи Христа тоже стали богатым источником вдохновения для живописцев, среди них и та, что сподвигла Рембрандта на создание гениального произведения – «Возвращение блудного сына». Одна из лучших в творчестве гениального художника, эта картина демонстрирует множество приемов, которыми пользовался мастер. Главное выделено светом – фигура отца, коленопреклоненного сына, обритого, как если бы он был каторжником, и старшего сына, стоящего справа. Композиция включает и других персонажей – они находятся в тени и не мешают восприятию главной идеи, дополняя картину и заодно подкидывая внимательному зрителю загадку: ведь кто эти люди – в Библии не упомянуто, и зрителю остается строить догадки.

Рембрандт. Возвращение блудного сына

Почему на картинах классиков так часто встречаются библейские сюжеты?

Б. Мурильо. Святое семейство с птичкой

Джотто. Встреча Марии и Елизаветы (фреска)

На протяжении тысячи лет церковь была единственным заказчиком для художников, причем при создании произведений по библейским сюжетам вступали в действие строгие каноны: фигуры изображали плоскими, фон делали неопределенным, пейзаж, если был, наполнялся особыми символами. В Византии, где складывались отличные от римских традиции иконописи, считалось, что подлинные изображения Христа и Богородицы возникли чудесным образом, а те, что создавали художники, признавалось копиями, списками.

Ян Брейгель. Иона выходит из пасти кита

С позднего Средневековья стала появляться и светская живопись, заказчиками произведений изобразительного искусства уже были не только церкви, но и состоятельные ценители прекрасного, желающие украсить свой дом. Менялась техника живописи – фигуры становились трехмерными, объемными, совершенствовался состав красок, художники экспериментировали с композицией, пропорциями, ракурсами, светом. Изображенные на холсте персонажи из Ветхого и Нового завета приобретали индивидуальность, а с ней — физическую красоту, они становились мужественными или женственными, слабыми или сильными, милосердными или жестокими. Во времена Ренессанса святые изображались в современной художнику обстановке, в такой же одежде.

П. Верхаген. Авраам высылает Агарь из дома

Позже, во времена Просвещения, живописцы уже углублялись в изучение быта тех времен, в которые разворачивались события на картине, стремясь к исторической достоверности. Для достижения такой цели даже предпринимали путешествие в Палестину – это помогало правильно изобразить пейзаж, на фоне которого развивались события выбранного библейского сюжета. А позднее мастера допускали все большие вольности, решая за счет священных текстов и собственные художественные задачи.

Сюжеты Ветхого Завета

Дж. Мартин. Уничтожение Содома и Гоморры

Живопись никогда не была занятием, доступным всем желающим, а требовала довольно серьезных финансовых затрат. Это приводило к тому, что художники стремились работать не столько для случайных любителей живописи, сколько для постоянного, а главное, платежеспособного и щедрого заказчика, каким была церковь.

К тому же, события, описанные в Ветхом и Новом Завете, давали возможность художнику проявить себя – создать именно то, чего требовал его талант. И сложное произведение, где показано несколько персонажей, их внутренние терзания, и масштабные сцены бедствий и катастроф, и мирные пейзажи, и обнаженную натуру – не требовалось изобретать новые сюжеты, когда существовали те, что проверены веками. По библейским сюжетам написаны тысячи картин, многие из них входят в сокровищницу мирового искусства.

Джорджоне. Юдифь

Если тексты Ветхого Завета дали живописцам сотни тем для произведений, то новозаветные – во много раз больше. Отчасти это объясняется и религиозными нормами: в католических Испании и Италии не поощрялось создание картин и фресок по ветхозаветным сюжетам.

Значительная часть произведений посвящена изгнанию из Рая Адама и Евы, события, предваряющие это, в истории изобразительного искусства редки. И все же они встречаются, как, например, сюжет сотворения Евы из ребра Адама.

Популярными у живописцев всех времен были истории об изгнании Агари, о жертвоприношении Исаака, о гибели Содома, сюжет об Ионе и ките, подвиг Юдифи.

Картина А. А. Иванова «Явление Христа народу» (описание)

Картину художника Александра Андреевича Ива­нова «Явление Христа народу» (первоначально назы­валась «Явление Мессии») сегодня знают практически все. В зале Третьяковской галереи, где хранится полотно, всегда посетители. Конечно, она поражает не только своими огромными размерами (540 х 750 см)

Что же привлекает наше внимание? Библейский сю­жет картины многим сегодня почти не известен или знаком приблизительно. Тем не менее каждый находит в ней что-то близкое для себя

Человечество на перепутье… Какой выбор возмо­жен для человека? И вот наступает минута, в которую верили и не верили, надеялись и сомневались. Здесь богатые и бедные, юные и старые, невинные и греш­ные, те, кто поверил сразу и кто до сих пор сомневает­ся. Потрясены и те и другие. Все взволнованы… В эту минуту решается их судьба.

Как по-разному выражают свои чувства собравшие­ся! Справа люди, уходящие от Христа. Это его будущие гонители — фарисеи. Их головы опущены, на лицах нескрываемая враждебность, взгляд потуплен, губы сомкнуты. Здесь затаилась тревога, сожаление об ухо­дящем прошлом, здесь зреет зловещий умысел. О чём думают в эти минуты встревоженные всадники, пред­ставляющие Великую Римскую империю, империю Власти?

А. А. Иванов. Явление Христа народу. 1837—1857 гг. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Тех, кто уже принял крещение в священных водах Иордана, кто искренне покаялся в грехах, пожелал очиститься от них и начать новую жизнь, переполняет чувство радостного ожидания и надежды. Они устре­мились вперёд, готовые воспринять новую истину и пойти за Христом

Среди этой группы людей обращает на себя внимание фигура раба с верёвкой на шее. Скор­чившись на земле и вскинув голову, внимая пропове­дям Иоанна, он в то же время готов услужливо наки­нуть полосатую ткань на изнеженное, холёное тело своего господина

Плачущая улыбка или рыдающий смех, радость или боль запечатлелись на его лице? И только выразительный жест руки хозяина, сидяще­го спиной к зрителям, красноречиво призывает не очень-то доверяться проповедям Иоанна Крестителя.

Но как страстно и самозабвенно звучат его пророче­ские слова! Одетый в грубую овечью шкуру, давно не стриженный, бородатый человек, он стоит, утомлённый долгой дорогой и скитаниями, крепко держась ру­кой за посох. Какая сила духа и убеждённость в его взоре! Как благороден и выразителен его лик! О Цар­стве Небесном он говорит так убедительно, что не по­нять его слов невозможно, не поверить — тем более! И по контрасту с ним — фигура сомневающегося чело­века в голубом хитоне. Чуть отступив в глубину, он пропускает мимо себя идущих за пророком людей. И если руки Иоанна Крестителя вдохновенно подняты вверх, то руки сомневающегося, напротив, спрятаны в широких рукавах хитона. А стоит ли пускаться в неиз­веданный путь? Можно ли до конца верить странным словам неистового пророка?

Свежий утренний ветер разогнал облака, вспенил волны, громким гулом пролетел над голубыми горами, заиграл складками тёмно-синего плаща, нежно при­коснулся к золотистым волосам того, кто идёт по скло­ну холма, едва касаясь стопами земли. Он никуда не спешит, ни на что не взирает. Он, как всегда, сохраняя невозмутимое спокойствие, идёт к людям, несёт в этот мир гармонию и красоту, покой и согласие. Материал с сайта https://worldofschool.ru

Так о чём же эта картина? Об ожидании справедли­вости, правды, веры в совершенного человека, пони­мающего все нужды и чаяния народа, готового прине­сти себя в жертву ради спасения человечества? Сомне­ния ещё витают в толпе, но люди в который раз поверят и пойдут на поиски счастья, совершенства и истины.

Более двадцати лет работал художник над этой кар­тиной. Она в буквальном смысле была им выстрадана. Он отдал ей все свои силы, время и помыслы. Известно, что Священный Синод не сразу утвердил тему, которая никогда не была канонизирована в искусстве живопи­си. Поэтому её необычный замысел требовал от творца напряжённой работы. Многое предстояло художнику решить впервые. Одних этюдов, приготовленных для картины, хватает на целый зал в музее, они могут со­ставить отдельную выставку. Каждый из них — это по­иск оптимального решения. Это маленькие шедевры, которые сегодня можно рассматривать как самостоя­тельные работы.

На этой странице материал по темам:

Вопросы по этому материалу:

Карьера

Автопортрет, 1774 г.

Дважды он принимал приглашения Карла III Испании поехать в Мадрид . Там он создал некоторые из своих лучших работ, в первую очередь потолок банкетного зала Королевского дворца в Мадриде , предметом которого были Триумф Траяна и Храм Славы. После завершения этой работы в 1777 году Менгс вернулся в Рим, где умер два года спустя при плохих обстоятельствах, оставив двадцать детей, семеро из которых получили пенсию от короля Испании. Его портреты и автопортреты напоминают о внимании к деталям и проницательности, которые часто теряются в его величественных картинах.

Его близость к Иоганну Иоахиму Винкельманну увеличила его историческое значение. Менгс разделял энтузиазм Винкельмана по отношению к классической древности и работал над установлением господства неоклассической живописи над популярным тогда стилем рококо. В то же время, однако, влияние римского барокко оставалось сильным в его творчестве, особенно в его религиозных картинах. Он мог бы вообразить себя первым неоклассиком, хотя на самом деле он может быть последним проблеском искусства барокко. Рудольф Витткауэр писал: «В конечном итоге он является концом, как и началом». Гете сожалел, что «такое много знаний должно было быть связано с полным отсутствием инициативы и бедностью изобретательности и воплощено в натянутой и искусственной манере».

Могила Антона Рафаэля Менгса в Риме

У Менгса было известное соперничество с современным итальянским художником Помпео Батони . Он также был другом Джакомо Казановы . Казанова рассказывает о своей личности и современной репутации через анекдоты в своей Histoire de ma vie . Среди его учеников в Италии были Антон фон Марон , Антонио Марон (Вена, 1731 — Неаполь 1761). Среди его учеников в Испании был Агустин Эстеве .

Помимо многочисленных картин в Мадриде, его главными работами являются Вознесение и Святой Иосиф в Дрездене, Персей и Андромеда в Санкт-Петербурге , а также потолок Виллы Альбани. Недотрога был введен в эксплуатацию в качестве алтаря пьесы All Souls College, Оксфорд , и в настоящее время проводится в Национальной галерее в Лондоне. Другой алтарь был установлен в колледже Магдалины в Оксфорде .

Теоретические труды

Менгс писал об искусстве на испанском, итальянском и немецком языках. Он показывает эклектичную теорию искусства , которое видит совершенство , как достижимо с помощью хорошо сбалансированного слияния различного превосходства: греческий дизайн в сочетании с выражением Рафаэля , в светотени в Корреджо , и цветом Тициана .

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: