Добужинский мстислав валерианович (1875

Мстислав Добужинский «Человек в очках».

Ядерные реакторы РБМК 1000 Математика Курсовые
Альтернативная энергетика ВВЭР Информатика Черчение
Теплоэнергетика Реактор БН Сопромат Электротехника
Ядерная физика Ядерное оружие Графика Карта

Печатно-графическое искусство западной Европы XVIII века. Победа буржуазного строя в Англии. Рост буржуазных элементов во Франции. Повсеместное распространение периодической печати и изданий политической литературы. Нарастание элементов вычурности в аристократических изданиях (Ян Чихольд о кризисе эстетики европейской книги в последней четверти XVIII века). Искусство справочно-информационной книги для третьего сословия (французская «Энциклопедия искусств и ремесел»). Великие европейские шрифтовики XVIII века. Стилевые изменения в искусстве шрифта. Типометрия как наука. Выпуск «Руководств для типографов» с образцами шрифтов и политипажных орнаментов. Технология печати XVIII века. Стереотипия. Периодическая печать и политический плакат эпохи Великой французской буржуазной революции.

Мстислав Добужинский. Человек в очках (Портрет К. А. Сюннерберга). 1905—1906 гг. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Западноевропейская майолика и фаянс XVI — XVII веков Керамика Бернара Палисси. Появление наряду с майоликой производства фаянса. Первое европейское производство во французском городке Сен — Поршер (оригинальные сосуды с росписью и лепниной). Делфтский фаянс (Голландия) XVII в. Украшения плиток, ваз, блюд многоцветным декором синей подглазурной росписью ( в традициях китайского фарфора эпохи Мин) с мотивами цветущих кустов, фантастических птиц, морских пейзажей, с жанровыми сценками. Влияние стиля барокко. Керамика Германии XVI — XVII веков. Развитие производства керамических изделий с плотным спекшимся черепком (каменные массы) — смесь глины с минеральными добавками. Крупные керамические центры Зигбург, Ререн, Фрехен, Крейсен. Христианская тематика в крейсеновской керамике. Александр Иванов и его место в русском искусстве. Объем и характер его наследия.Особенности биографии. Отношение к академической школе. Ранние произведения. Соотношение библейской и античной тематики. Формирование магистральной темы. “Приам у Ахилла”, “Иосиф толкует сны в темнице виночерпию и хлебодару”, “Беллерофонт, отправляющийся в поход против Химеры”. Академические рисунки.

Заграничное путешествие. Раннеитальянские произведения. Знакомство с Н.М.Рожалиным. Приобщение к идеям русского “любомудрия”. Путешествия по Италии. Путевые записки. Картина “Аполлон, Гиацинт и Кипарис”. Работа над сюжетом “Братья Иосифа находят чашу в мешке Вениамина”. Замысел и концепция картины “Явление Мессии”: “сущность всего евангелия”. Форма плана и ее кристаллизация в эскизах. Картина “Явление Христа Марии Магдалине”. Переписка с Обществом Поощрения художников и с отцом. Знакомство с Н.В. Гоголем; проблема творческого взаимодействия. Гоголь в изображении Иванова и Иванов в изображении Гоголя. Статья Гоголя “Исторический живописец Иванов”. Этюдный метод Иванова и его особенности. Проблема законченности. Фигурные этюды. Этюды и картина. Роль двойных этюдов.

Инженерная графика Начертательная геометрия Теория цепей Сопромат
Лабораторные работы Электротехника Математика

Описание картины Мстислава Добужинского «Кукла»

Большую часть жизни Мстислав Валерианович Добужинский прожил в России, где он и родился. Долгое время его домом был Петербург. Художник любил его и посвятил ему многие из своих городских пейзажей. На них обычно запечатлены неброские домишки, старые дворики. Работы, как правило, выполнены в стиле символизма или модерна. Одной из картин на эту тему является «Кукла», которая написана в 1905 г. Взгляд, направленный в окно полуразрушенного дома, падает на куклу. Она лежит в правом углу подоконника, небрежно брошенная и забытая своей хозяйкой. За окном по логике вещей должен находиться пейзаж крупного города, каким был Петербург. Но вместо этого там виден совсем не городского вида старый, покосившийся сарай. Полузаросшая тропинка виляет в стороны, а густой лес начинается прямо за деревянным забором. Это больше похоже на сельский пейзаж, чем на городской вид из окна.

Во всей картине сквозит заброшенность, неухоженность, опустелость. Подтверждением этому как раз и служит забытая или умышленно оставленная кукла. Она напоминает о далеких годах прошедшего детства, когда маленькому Мстиславу приходилось разрывать свое детское сердечко и сыновнюю любовь между разошедшимися родителями. Он любил их обоих, а они жили в разных городах, из-за чего мальчику приходилось совершать постоянные переезды, живя по очереди то с матерью, то с отцом. Все же его детство было беззаботным по сравнению с взрослой жизнью, поэтому так отчетливо звучат в картине «Кукла» ностальгические нотки. Возможно, что с этой игрушкой у автора были связаны какие-то личные воспоминания или же ее нужно рассматривать, как атрибут утраченного прошлого, которое нельзя вернуть, потому что это само время. Так или иначе, но возле этого окна со старой куклой можно предаться воспоминаниям.

Библиофил

Библиотека Дягилева-Лифаря. Каталог аукциона Sotheby’s. 28 ноября — 1 декабря 1975.

К концу 1920-х Дягилев начал уставать от кочевой жизни. Его интерес к делам «Русского балета» становится тем меньше, чем успешнее восстанавливаются финансовые дела труппы. Жизнь наполняется новой страстью: коллекционированием книг, как сформулировал этот период Лифарь, все деньги Дягилев оставлял теперь у букинистов.

Он оживлялся, скорее когда говорил о книгах, а о театральных постановках явно общался едва ли не сквозь силу. Он задумался о покупке большой квартиры в Париже или даже дома, который мог бы превратить в литературный музей. Одновременно он раздумывает о новой структуре балетной труппы, создании небольшого стационарного театра в Венеции на 12 танцовщиков, то есть об отказе от классического театра гастрольного типа, какими фактически были «Русские балеты». Впрочем, привычная труппа бы не исчезла: оставшись в Монте-Карло, идейно бы она питалась за счет театра-студии, а материально, напротив, ее бы кормила, а заодно и книгохранилище; важным источником доходов предполагались гастроли в Америке.

Пушкинисты ценили дягилевскую коллекцию, в первую очередь благодаря письмам, в 1930-е за ними охотились советские пушкиноведы. Потомок Пушкина, жена великого князя Михаила княгиня Торби завещала Дягилеву одно из хранившихся у нее писем поэта. После смерти жены великий князь переслал Дягилеву и десять других писем Пушкина, «что сделало его на время счастливейшим человеком в мире». Было у Дягилева и много других автографов, например Лермонтова.

Библиотека Дягилева после его смерти насчитывала 900 томов, а также портреты и рукописи. Немного? Но здесь хранились полные экземпляры «Часослова» и «Псалтиря», причем в безукоризненном состоянии, в лучшем, чем тогда в Публичной библиотеке в Ленинграде. Были «Триодь Постная» (Венеция, 1584), и «Евхологион» Петра Могилы (Киев, 1648), и два экземпляра сожженного первого издания «Путешествия из Петербурга в Москву» Радищева (судьба их оказалась неизвестна).

После смерти Дягилева библиотеку оценили в 3–4 миллиона франков; занимавшиеся ею букинисты были готовы продать ее целиком в Советскую Россию до торгов за 300 тысяч. Интереса их предложение у Москвы не вызвало, сделка не состоялась. Такая же судьба постигла после войны и часть коллекции, доставшейся Борису Кохно. По рассказу парижского книготорговца Михаила Каплана, после того, как Кохно решил в 1953 или 1954 году продать принадлежавший ему «Букварь» Ивана Федорова, ситуация развивалась так: Каплан связался с советским полпредством в Париже: «Работники полпредства, вероятно, не знали всей ценности этой редкости, ее значения для нашей культуры, поэтому переговоры о приобретении очень затянулись. А в это время представитель США прибыл специально для покупки “Букваря” и купил у беспринципного Кохно “Букварь” всего за 2000 долларов». Таким образом редчайшая книга оказалась в библиотеке Гарвардского университета. К счастью, бывают наследия, где не все можно монетизировать. Визионеры оставляют после себя нематериальное.

Из «Воспоминаний» М. Добужинского

В ранней юности, когда наступила моя первая и долгая разлука с Петербургом (гимназия и провинция), у меня все время длилась томительная тоска по нем – настоящая ностальгия, и я мечтал о жизни в Петербурге, как о счастье, и если туда попадал ненадолго, это был настоящий праздник. Моя длительная тяга в «обетованную землю» была совершенно романтическим чувством и, конечно, имела большое значение в моем духовном росте…

С.-Петербург. Измайловский полк. 1909

Когда я наконец «дорвался» до Петербурга, пришли, увы, будни, так называемая «проза жизни» и неизбежный «разъедающий анализ». И мое чувство к Петербургу неожиданно стало меняться. Порой город меня до крайности угнетал, иногда же, когда пошлость, казалось, как бы выползала из всех щелей, я его ненавидел и даже переставал замечать его красоту.

Вероятно, через это надо было пройти, иначе мое чувство к Петербургу, вернее сказать, любовь была бы неполной. И, конечно, только глядя на окружающее глазами художника, можно было избавиться от гнета обывательских впечатлений и их преодолеть.

Красоты Петербурга, его стройный и строгий вид и державное течение Невы – все это были мои первые, непосредственные и пассивные впечатления детства, которые и остались родными на всю жизнь, но как художник, «активно» я воспринял Петербург гораздо позже, уже зрелым. Этому помогла новая и длительная разлука. После двухлетней безвыездной жизни и учения за границей – по возвращении в Петербург он вдруг мне показался совсем в ином свете. Я его немного «забыл», и тут, по сравнению со всем виденным в Европе, я стал смотреть на него как бы новыми глазами и только тогда впервые понял все величие и гармонию его замечательной архитектуры.

«Синяя гостиная». Декорация к спектаклю «Месяц в деревне» И. Тургенева. 1909

Это мое «прозрение» совпало с возникшим тогда на моих глазах культом Старого Петербурга, и я с великим увлечением вместе с моими новыми друзьями – художниками по «Миру искусства» и многими архитекторами – принял с самого начала в этом движении очень большое участие.

Но не только эта единственная красота Петербурга стала открываться моим глазам – может быть, еще более меня уколола изнанка города, его «недра» – своей совсем особенной безысходной печалью, скупой, но крайне своеобразной живописной гаммой и суровой четкостью линий. Эти спящие каналы, бесконечные заборы, глухие задние стены домов, кирпичные брандмауэры без окон, склады черных дров, пустыри, темные колодцы дворов – все поражало меня своими в высшей степени острыми и даже жуткими чертами. Все казалось небывало оригинальным и только тут и существующим, полным горькой поэзии и тайны <…>

Ночь в Санкт-Петербурге. 1024

Но если говорить и объективно, это уже был далеко не тот Петербург, который я знал в детстве (вернее, каким он мне казался), – его облик и жизнь очень менялись. Но все еще продолжало существовать прежнее сочетание «барского» и «простонародного» – тот удивительный симбиоз «С.-Петербурга» и «Питера», который в детстве казался таким естественным, мирным и почти идиллическим.

1905-й год провел резкую черту, и после 9 января невозможно было бы представить себе, например, чтобы могли продолжать существовать балаганы с их прежним добродушием и народным наивным весельем. Все же до самой войны 1914 г., если не до революции, дожили разные петербургские типы, знакомые мне еще с детства, и еще держались по привычке многие милые черты петербургского быта, который, впрочем, уже сам себя изживал…

Я пережил в Петербурге все революционные годы. С революцией 1917 года Петербург кончился. На моих глазах город умирал смертью необычайной красоты, и я постарался посильно запечатлеть его страшный, безлюдный и израненный облик. Это был эпилог всей его жизни – он превращался в другой город – Ленинград, уже с совершенно другими людьми и совсем иной жизнью.

VN:F

Rating: (from 0 votes)

Описание картины Мстислава Добужинского «Человек в очках»

Мстислав Добужинский всегда был в числе тех людей, кто знал, что полностью принадлежит искусству. Не обращая внимания на промахи и неудачи, он рос и совершенствовал свое мастерство. Наш соотечественник часто испытывал творческие муки, застои, кризисы, но боролся с собой и продолжат дарить миру свои произведения. Много картин Добужинского создано во время работы над циклом произведений о Санкт-Петербурге.

Автор часто пытался уловить, отобразить и запечатлеть дух уходящей эпохи. Нужно заметить, это ему удавалось. Абсолютно все работы талантливого живописца таят в себе смысловую нагрузку: ни одна из работ не написала просто так, для красоты.

Полотна всегда несут в себе ностальгию, память о прошлом, о значимых событиях, детских годах. Мстислав Валерианович боролся за прошлое, отображая его на холстах, он никогда не писал будущее, желаемое и очень редко действительное. В этом кроется еще одна замечательная особенность картин Добужинского.

Его образы пропитаны каким-то необыкновенным чувством, атмосферой, антуражем. Каждый зритель находит для себя что-то свое, интимное: воспоминания о своем девстве, счастливые момента, а может быть напротив – печальные мгновения, перемены или настигнувшую внезапно меланхолию.

“Человек в очках” – одна из тех работ, наталкивающих на глобальные мысли. Здесь изображен мужчина, на фоне пылающих ярких красок города он кажется строгим и мрачным. Несмотря на многообразие оттенков – город пуст: пустырь, дома и фабричные трубы. Глаза его разглядеть невозможно, он словно постепенно обезличивается, сереет.

Таким образом, Добужинский хотел передать мысль о том, как человек теряет собственную индивидуальность и становится одиноким. Акварельные краски как нельзя кстати переносят настроение автора.

↑ Детство. Юность

Добужинский родился 2.08.1875 в Новгороде. Его отец был военным, служил преподавателем петербургского Михайловского артиллерийского училища, в отставку вышел генерал-майором. Мать была артисткой, певицей. Родители разошлись, едва родился Мстислав. Мать уехала, а отец взялся за воспитание и образование сына. Оба родителя очень любили мальчика, так что ему пришлось в детстве поочередно жить то у отца, то у матери. Проживая с отцом в Кишиневе, Мстислав поступил в гимназию, а закончил гимназический курс в Вильне.

Способности и тяга к рисованию обосновали его поступление в Императорскую школу общества поощрения художеств (Петербург), где он проучился с 1885 по 1887г. Художественному мастерству Добужинский учился у словенского живописца Антона Ажбе и у венгерского художника Шимона Холлоши в течение 1899 – 1901 годов в Мюнхене.

↑ Профессиональный художник

Добужинский Мстислав Валерьянович картина «Гримасы города» фото

Начиная с 1902 г., Добужинский начал участвовать в художественных выставках, вступил в творческое объединение «Мир искусства», практиковал собственную живопись и графику, писал критические статьи о художественном творчестве

Добужинский был в числе первых поклонников таланта литовского живописца и композитора Микалоюса Чюрлёниса, которого долгое время критики обходили вниманием. Глубокое понимание символического искусства Чюрлёниса, его фантастического мира мечты, сказочных видений свидетельствует о тонком чутье Добужинского в сфере художественного творчества

В 1919 г. он получил назначение на пост директора художественного училища в Витебске. Когда был создан театр БДТ, на первых порах спектакли там оформлял Мстислав Добужинский. Кроме того, он много занимался преподавательской деятельностью, работая в штате частных художественных школ Петербурга. В 1922 г. стал профессором Петроградской Академии художеств.

Читать доклад по : «Добужинский Мстислав Валерианович»

(Назад) (Cкачать работу)

Функция «чтения» служит для ознакомления с работой. Разметка, таблицы и картинки документа могут отображаться неверно или не в полном объёме!

живописных колоннад и портиков с улицы видны глухие брандмауэры. Петербург в этих рисунках получает обобщенный образ капиталистического города и Добужинского начинают называть «художником города».

«Человек в очках» (1906, ГТГ) — одно из самых откровенных высказываний художника о своем современнике. На фоне окна, за которым виден городской пейзаж, стоит человек. Лицо непроницаемо, поза неподвижна, но чувствуется внутренняя сосредоточенность, создается ощущение замкнутости, одиночества.

Гражданственность искусства Добужинского ярко выразилась во время событий революции 1905—1907 годов. Художник выступил с серией резких политических карикатур в журналах «Жупел» и «Адская почта». Особенно выразителен рисунок «Умиротворение», где изображена Москва, затопленная морем крови.

В это время Добужинский с группой деятелей «Мира искусства» принимает участие в организации сатирических журналов и выступает в печати с обращением к художникам, призывая их работать для народа.

В 1910-х годах художник часто бывает за границей: в скандинавских странах, Германии, Италии. Он по-прежнему рисует городские пейзажи. В Амстердаме Добужинский создает эскиз «Петр Великий в Голландии» (1910), перекликающийся с картиной В. Серова «Петр I».

Большое место в творчестве Добужинского занимает работа в театре, которая начинается с 1907 года. Плодотворной для него была связь с МХАТ, где художник оформляет двенадцать спектаклей. В 1909 году он исполняет одну из лучших своих театральных работ — декорации к пьесе И. С.

Тургенева «Месяц в деревне» в постановке К. С. Станиславского. С блестящим знанием быта и чувством сцены художник воссоздал неторопливый ритм жизни дворянского гнезда. В декорациях к инсценировке романа Ф. М.

Достоевского «Бесы» Добужинский подчеркнул драматизм и напряженность образов, созданных писателем.

Много и плодотворно работал Добужинский в книжной графике. Его иллюстрации к рассказу С. Ауслендера «Ночной принц» (1909), исполненные пером, тонко передают зыбкость и полуфантастичность сюжета.

Постепенно иллюстрации Добужинского становятся более контрастными, усиливается роль пятна. В рисунках к «Барышне-крестьянке» (1919) художник использовал характерное для пушкинского времени увлечение силуэтом.

Книга мыслится Добужинским как органичное сочетание всех графических элементов, подчиненных единому замыслу, единому эмоциональному настрою. Появились эти черты и в одной из лучших работ художника — оформлении сказки Андерсена «Свинопас» (1917).

12 стр., 5917 слов

По по Истории культуры и искусства : «Театрально-декорационная …

… XX столетия мастера «Мира искусства» сыграли выдающуюся роль, значение которой не ограничено пределами национальной изобразительной культуры. В данной курсовой работе будет предпринята попытка рассмотреть … художника русского театра 20 века Костиной Е.М. Самобытный внутренний мир, богатый духовными переживаниями, общение с крупными деятелями отечественной культуры — все это явилось для Добужинского …

Революцию художник встретил зрелым мастером, известным на родине

Литература

  • Маковский С., Нотгафт Ф. Графика М. В. Добужинского, Л., 1924.
  • Гусарова А. Книжная графика М. В. Добужинского // Очерки по русскому и советскому искусству. М., 1965.
  • История русского искусства, т. 10, кн. 1, М., 1968, с. 431-43, кн. 2, М., 1969, с. 194-99.
  • Mstislavas Dobužinskis. Teatro dekoraciju, kostiumu, eskizu paroda. Katalogas, Vilnius, 1963 (на литов. и рус. языке);
  • Mstislav V. Dobujinsky. 1875—1957. Memorial exhibition, L., 1959.
  • Чугунов Г. И. Мстислав Валерианович Добужинский. 1875—1957. — Л.: Художник РСФСР, 1988. — 112 с. — (Массовая библиотека по искусству). — 30 000 экз. — ISBN 5-7370-0006-0. (обл.)
  • Мстислав Добужинский. Семейный альбом. М.: Издатель Михаил Царёв, 2012.

Биография Добужинского

ДОБУЖИНСКИЙ, МСТИСЛАВ
ВАЛЕРИАНОВИЧ
  (1875–1957),
русский художник. Родился в Новгороде 2 (14) августа 1875 в семье офицера.
Отец Добужинского был родом из Литвы, что сказалось на последующей биографии
Добужинского. Он учился в Петербурге, в рисовальной школе Общества поощрения
художеств (1884–1885), а также (1899–1901) в Мюнхене у А.Ажбе и в Надбанье
(Венгрия) у Ш.Холлоши; в 1901 изучал гравюру под руководством В.В.Матэ. Член
«Мира искусства» с 1902. Много путешествовал по городам России и Западной
Европы. Жил в Петербурге, в 1918–1919 в Витебске, в 1924–1926 и 1929–1938 в
Каунасе, в 1926–1929 в Париже, в 1938–1939 в Лондоне, с 1939 преимущественно
в Нью-Йорке.

Приверженец стиля модерн и
символизма, обращался к историческим сюжетам и портрету – Человек в очках
(портрет поэта и критика К.А.Сюннерберга (Эрберга), уголь, акварель, белила,
1905–1906, Третьяковская галерея). Был в первую очередь графиком, поэтом
линии и ритма; работая в смешанной технике либо чистым рисунком тушью,
Добужинский посвятил свое творчество прежде всего городскому пейзажу, теме
города как такового, входящего со своим богатейшим историческим наследием в
пору социальных катастроф. Типичные для его пейзажей 1900–1910-х годов глухие
петербургские брандмауэры навевают чувство безысходности, которое доминирует
в его карикатурах (1905) и ряде журнальных рисунков (Дьявол в виде
гигантского паука; «Золотое руно», 1907); помимо «Золотого руна» он работал
для «Мира искусства», «Жупела», «Аполлона», «Сатирикона» и других журналов.
Его книжно-журнальному дизайну бывает, однако, присущ и юмор, и затейливое,
игровое узорочье. Работая в книге (как детской, так и взрослой) с 1906, он
создал в этой области немало шедевров; среди них – оформление Белых ночей
Ф.М.Достоевского (1923) и Трех толстяков Ю.К.Олеши (1925).

Добужинский был и
выдающимся сценографом. С 1907 он сотрудничал с Московским художественным
театром, антрепризой С.П.Дягилева, ленинградским Большим драматическим
театром, каунасским Литовским государственным театром, «Метрополитен-опера»
(Нью-Йорк) и многими другими театрами; работал также как художник кино. Его
декорации и костюмы явились промежуточным звеном между модерном и авангардом.
Большой след в искусстве (в особенности русском и литовском) он оставил и как
замечательный педагог. Оставил книгу мемуаров (опубликована в Нью-Йорке в
1976, в Москве в 1987).

Умер Добужинский в
Нью-Йорке 20 ноября 1957.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: