Жан-Антуан Ватто (1684-1721).
Жан-Антуан Ватто. Автопортрет. 1721. Музей Конде, Франция.Антуан Ватто — первый и главный сочинитель эпохи рококо. Переехав в Париж, бывший баталист и поклонник Рубенса, сразу «нащупал» свою тему – высшее общество и занятия аристократов.
Герои Ватто танцуют, музицируют, отдыхают, гуляют в парке. Завидные сцены беззаботной жизни.
Однако во всем этом улавливается ироничный взгляд художника. Чувствуется и двусмысленность, и меланхолия, а порой и грусть.
Взгляните на картину «Затруднительное предложение».
Жан-Антуан Ватто. Затруднительное предложение. 1716. Эрмитаж.
На первый взгляд в сюжете нет ничего интригующего. На фоне природы, будто на сцене, отдыхает компания аристократов. Звуки гитары, неспешные разговоры. Но присмотритесь внимательнее: перед нами мнимая идиллия!
Молодой юноша в синем камзоле пытается остановить девушку, порывающуюся уйти. Пунцовые щёки дамы говорят о возмущении, обиде.
Остальные девушки не смотрят на рассорившуюся пару, но человек в красном всё понимает. Его лёгкая усмешка с долей ехидства говорит, что он в курсе всех событий. Но он не собирается вступаться за девушку. Наоборот, ему доставляет удовольствие наблюдать за ее реакцией.
Неловкая ситуация, которая поначалу казалась обыденной пасторалью. Так что картина в стиле рококо тоже может быть многослойной.
В историю живописи Ватто вошёл, как талантливый колорист. Тончайшие оттенки и наслоения коричневых, сиреневых, жёлтых, розовых тонов – всё это фирменное цветовое решение художника.
Рассмотрим «Паломничество на остров Киферу». Эта картина стала переломной в жизни Ватто. Она принесла ему славу и признание.
Антуан Ватто. Паломничество на остров Киферу. 1717. 129 × 194 см. Лувр, Париж.
На картине изумительно выстроена композиция. Персонажи расставлены просто гениально: они будто танцуют, то устремляясь вглубь картины, то приближаясь к зрителю.
В конце жизни Ватто создаёт ещё одно удивительное полотно – «Вывеска лавки Жерсена».
Жан-Антуан Ватто. Вывеска лавки Жерсена. 1720. Шарлоттенбург, Германия.
Ватто создал эту картину в качестве вывески для реальной лавки своего друга. Поэтому какое-то время этот шедевр висел на улице, над дверью в эту лавку.
Казалось бы, это просто бытовая сцена. Посетители рассматривают картины. Но у Ватто же всегда что-нибудь ещё заложено.
Вот и тут он показывает закат эпохи Короля-Солнце, Людовика XIV. Аллегорически, конечно — портрет Людовика убирают в ящик.
Вот так Ватто умел передавать смыслы с помощью изящных и малозаметных поз и жестов.
И в этом сквозит все та же меланхолия: ведь именно при этом правителе расцвело искусство. Именно в эту эпоху Ватто состоялся, как художник.
Плодотворный период художника длился всего 12 лет! Но за это время он успел получить признание, вырастить последователей и дать старт новому стилю в искусстве (рококо).
Жан-Батист Симеон Шарден Натюрморт с атрибутами искусства
Хотя во французском искусстве XVIII века жанр натюрморта не получил широкого распространения, в творчестве Шардена он занимает исключительно важное место. В изображении простых вещей скромного повседневного обихода художник с глубочайшей убедительностью продолжает утверждать поэтическую красоту той жизненной правды, которой дышат его непритязательные сценки из быта мелкой французской буржуазии
Ранние натюрморты Шардена, в которых он следует фламандской традиции, отличают еще некоторая перегруженность и стремление к декоративным эффектам. Именно так были написаны его «Натюрморт со скатом» и «Буфет», за которые художник был избран в Академию живописи (1728).
Жан-Батист Симеон Шарден Натюрморт с атрибутами искусства. Фрагмент
В дальнейшем, однако, Шарден преодолевает влияние фламандцев и находит свой собственный путь, сочетая лирическую эмоциональность и лаконическую ясность с естественностью композиции
Хотя по своему построению натюрморты Шардена достаточно разнообразны, все же можно сказать, что он отдает предпочтение самым простым и незамысловатым группировкам предметов, отдавая особое внимание колориту и световоздушной среде, их окружающей. «Натюрморт с атрибутами искусства» Шардена сдержанный и благородный по колориту, со спокойной, строго уравновешенной композицией, был написан, по-видимому, около 1755 года
Изображен стол художника с книгами, карандашами и свернутыми в трубку рисунками, окружающими гипсовую голову Меркурия. В картине нет ни одного яркого пятна, но тонкая серебристая красочная гамма произведения отличается исключительным богатством и тонкостью оттенков, которыми художник отмечает и фактурные различия одинаково окрашенных предметов, и степень их освещенности, и рефлексы, возникающие от соседства с другими вещами. Натюрморт Государственного музея изобразительных искусств принадлежит к особой группе шарденовских натюрмортов, связанных с аллегорическим изображением наук и искусств. Подобные изображения были широко распространены в ту эпоху, и художники обычно использовали для них сложный набор мифологических и символических образов, чего нет у Шардена. Его натюрморты вводят нас в тихую, сосредоточенную атмосферу живописной мастерской, приобщают к трудам и замыслам художника. На ту же тему написаны и известные полотна, находящиеся в Эрмитаже и Лувре, а также близкие к ним по характеру натюрморты с атрибутами наук и атрибутами музыки во многих других музеях. Картина поступила в музей в 1927 году из Государственного Эрмитажа.
«Зарубежная живопись в музеях СССР» – выпуск от 23 декабря 1973 года
Жан Батист Симеон Шарден (1699 – 1779). «Натюрморт с аттрибутами искусства» (1766 год)
Оформление серии | Г.Комлев |
Цвет | многоцветная |
Зубцовка | 11½ × 12, гребенчатая |
Размер | 37 × 52 мм |
Тираж | 5 600 000 |
Способ печати | офсет |
Бумага | мелованная с лаковым покрытием |
Номинал | 12 копеек |
Каталоги: | |
ЦФА | 4303 |
Ст.коллекция | 4244 |
Michel | SU4190 |
Scott | SU4144 |
Yvert | SU3994 |
Серия: | состоит из 7 марок: |
- Франс Снейдерс (1579 — 1657). «Натюрморт с битой дичью и омаром» (около 1635 года)
- Рембрандт Харменс ван Рейн (1606 — 1669). «Молодая женщина, примеряющая серьги» (1657)
- Ян Стен (1626 — 1679). «Больная и врач» (около 1660 года)
- Жан Батист Симеон Шарден (1699 — 1779). «Натюрморт с атрибутами искусств» (1766)
- Клод Моне (1840 — 1926). «Дама в саду Сент-Адресс» (1867)
- Жуль Бастьен-Ленаж (1848 — 1884). «Деревенская любовь» (1882)
- Огюст Ренуар (1841 — 1919). «Девушка с веером» (1881)
- Рембрандт Харменс ван Рейн (1606 — 1669). «Флора» (около 1634 года)
около 1766 года
Французская школа.
Натюрморт
Холст, масло
Размеры: 112 × 140,5 см
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия
В 1766 году Екатериной II заказана художнику для пополнения собрания Императорского Эрмитажа в Петербурге. В 1854 году продана с аукциона, а в 1926 году вновь приобретена для Эрмитажа.
Картина (точнее десюдепорт) исполнена художником для только что построенной в Петербурге Академии художеств.
Изображенные на ней предметы имеют аллегорическое значение: палитра и кисти символизируют живопись, статуэтка «Меркурий» работы Пигаля — скульптуру, чертеж и чертежные инструменты—архитектуру. В соответствии с назначением картины колорит и композиция несколько больше, чем обычно у Шардена, декоративны. Но в целом живописец и в этом заказе остается верен своему реалистическому методу, изобразив по существу рабочий стол художника. Сходным же образом решены Шарденом и другие произведения на эту тему.
Шарден блестяще владеет всем арсеналом изобразительных средств реалистического метода. Зритель порой даже не замечает мастерства и тонкой продуманности композиций его натюрморта: они кажутся ему естественными, как сама жизнь. Наш взгляд может иногда не оценить строгую лаконичность рисунка Шардена — нам может показаться, что ему недостает гибкости. Возможно, что и светотень в его натюрмортах мы будем склонны истолковывать только как средство, выявляющее объем предметов и их пространственные соотношения. Но не заметить мастерство колорита натюрмортов Шардена и богатую игру цветовых рефлексов, объединяющую красочные характеристики отдельных предметов в яркую, цельную картину предметного мира, невозможно. В искусстве Шардена цвет впервые начинает играть ведущую роль в выявлении материальных качеств вещей, их осязаемого единства и, одновременно, той одухотворенности, той атмосферы покоя, добропорядочности и трудолюбия, которая царит в жизни их владельцев и которая художником переносится на сами предметы, включается в их образную характеристику. Это новаторское мастерство Шардена имел в виду его современник Д. Дидро, когда писал: «О, Шарден, ты смешиваешь на палитре не краски — белую, красную, черную, — нет, твоей кистью ты переносишь на холст самую сущность предметов, свет, воздух».
Краткая биография Жана Батиста Симеона Шардена в разделе «Художники»