Отрывок, характеризующий Оборона Севастополя (картина Дейнеки)
– Напротив, – сказал он ворчливым и сердитым тоном, так противоречившим лестному значению произносимых слов, – напротив, участие вашего превосходительства в общем деле высоко ценится его величеством; но мы полагаем, что настоящее замедление лишает славные русские войска и их главнокомандующих тех лавров, которые они привыкли пожинать в битвах, – закончил он видимо приготовленную фразу. Кутузов поклонился, не изменяя улыбки. – А я так убежден и, основываясь на последнем письме, которым почтил меня его высочество эрцгерцог Фердинанд, предполагаю, что австрийские войска, под начальством столь искусного помощника, каков генерал Мак, теперь уже одержали решительную победу и не нуждаются более в нашей помощи, – сказал Кутузов. Генерал нахмурился. Хотя и не было положительных известий о поражении австрийцев, но было слишком много обстоятельств, подтверждавших общие невыгодные слухи; и потому предположение Кутузова о победе австрийцев было весьма похоже на насмешку. Но Кутузов кротко улыбался, всё с тем же выражением, которое говорило, что он имеет право предполагать это. Действительно, последнее письмо, полученное им из армии Мака, извещало его о победе и о самом выгодном стратегическом положении армии. – Дай ка сюда это письмо, – сказал Кутузов, обращаясь к князю Андрею. – Вот изволите видеть. – И Кутузов, с насмешливою улыбкой на концах губ, прочел по немецки австрийскому генералу следующее место из письма эрцгерцога Фердинанда: «Wir haben vollkommen zusammengehaltene Krafte, nahe an 70 000 Mann, um den Feind, wenn er den Lech passirte, angreifen und schlagen zu konnen. Wir konnen, da wir Meister von Ulm sind, den Vortheil, auch von beiden Uferien der Donau Meister zu bleiben, nicht verlieren; mithin auch jeden Augenblick, wenn der Feind den Lech nicht passirte, die Donau ubersetzen, uns auf seine Communikations Linie werfen, die Donau unterhalb repassiren und dem Feinde, wenn er sich gegen unsere treue Allirte mit ganzer Macht wenden wollte, seine Absicht alabald vereitelien. Wir werden auf solche Weise den Zeitpunkt, wo die Kaiserlich Ruseische Armee ausgerustet sein wird, muthig entgegenharren, und sodann leicht gemeinschaftlich die Moglichkeit finden, dem Feinde das Schicksal zuzubereiten, so er verdient». Кутузов тяжело вздохнул, окончив этот период, и внимательно и ласково посмотрел на члена гофкригсрата. – Но вы знаете, ваше превосходительство, мудрое правило, предписывающее предполагать худшее, – сказал австрийский генерал, видимо желая покончить с шутками и приступить к делу. Он невольно оглянулся на адъютанта. – Извините, генерал, – перебил его Кутузов и тоже поворотился к князю Андрею. – Вот что, мой любезный, возьми ты все донесения от наших лазутчиков у Козловского. Вот два письма от графа Ностица, вот письмо от его высочества эрцгерцога Фердинанда, вот еще, – сказал он, подавая ему несколько бумаг. – И из всего этого чистенько, на французском языке, составь mеmorandum, записочку, для видимости всех тех известий, которые мы о действиях австрийской армии имели. Ну, так то, и представь его превосходительству.
Картина А. Дейнеки «Оборона Петрограда»
Это одно из лучших и значительных произведений советской живописи первого послереволюционного десятилетия.
Лаконично, в суровом, мужественном тоне рассказывает картина об одном из эпизодов гражданской войны — защите родного Питера рабочими отрядами красногвардейцев от наступающей армии генерала Юденича. Двухъярусная композиция, избранная здесь Дейнекой, позволяет построить развитие сюжетной линии на контрастном сопоставлении идущих на фронт в боевом строю отрядов и возвращающихся с фронгруппами раненых рабочих и солдат. Художник как бы разворачивает действие во времени, добиваясь таким композиционным приемом особой остроты выражения основного идейного момента картины — ощущения героики борьбы. Он не показывает непосредственно боя с противником. Но зритель чувствует всю трудность и серьезность положения не только благодаря введенному Дейнекой мотиву раненых, но еще в большей степени благодаря нарастающему мужественному ритму марша уходящих на фронт бойцов и выражению строгой сосредоточенности и подтянутости, которые видны в их лицах.
И вместе с тем картина оптимистична. В единстве, сплоченности рядов, где вместе с мужчинами идут защищать завоевания революции и женщины-работницы, символизируя образ всего народа, вставшего на борьбу, — видны воля, энергия, революционный напор. Выражению этого героико-волевого начала подчинены все изобразительные средства художника.
Дейнека выделяет крупным планом фигуры красногвардейцев, самой масштабностью подчеркивая их значение. Этой же цели служит и ритм. В бодром шаге новых пополнений, в ритмическом повторе вскинутых на плечо винтовок — сила и решительность, готовность к бою и целеустремленность, рождающие уверенность в победе. У зрителя возникает суровое и гордое восприятие гражданской войны как героической эпопеи народа.
В «Обороне Петрограда» наше внимание не отвлекают никакие частности. Мы ощущаем самый ритм, движение масс
Резкий контраст движущихся фигур. Наверху, на мосту, — вялые, медленно бредущие с позиций раненые: спрятанные в воротники головы, опущенные плечи, неуверенные шаги. И чеканящие шаг, монолитные ряды красногвардейцев внизу, как будто слившиеся в нашем восприятии в единую массу. Этот контраст западает в душу зрителя, пронизывает его мыслью о неиссякаемости, неизбывности сил революции.
Дейнека смотрел на события недавнего революционного прошлого глазами своего современника — советского человека двадцатых годов. Он сумел выразить это чувство революционной гордости в яркой и убедительной форме.
В этом — главный смысл «Обороны Петрограда», ее историческая и художественная ценность.
История создания знаменитой картины «Оборона Петрограда» — социальный заказ. Тема не вынашивалась художником, она была «выделена» Реввоенсоветом, сроки написания тоже были определены, и довольно жасткие. А между тем в картине нас поражает пафос подлинности и свободы, с поразительной точностью здесь найдена та пластическая форма, которая передавала самую поступь времени, его характер, дух. Недаром картина стала символом, эмблемой революции.
Для Дейнеки было естественно и просто работать над плакатами, листовками, оформлять обложки журналов и вложить всего себя в картину, тема которой выделена Реввоенсоветом.
Биография Александра Александровича Дейнеки
Александр Дейнека, уроженец г. Курска, появился на свет 20 мая 1899 г. в семье рабочего железной дороги. Мальчик с детства увлекался живописью и техникой. Продолжая дело отца, он поступил в железнодорожное училище, но уже спустя год уехал в Харьков, чтобы получить художественное образование.
После революции 1917 г. занятия прекратились. Александр трудился фотографом в угрозыске, руководил секцией изобразительного искусства Губнадобраза, выпускал плакаты и постеры, оформлял агитпоезда, участвовал в театральных постановках. Затем последовала двухлетняя служба в армии, где будущий живописец возглавлял художественную студию.
После службы Дейнека был направлен в Москву, здесь он продолжил учебу на отделении полиграфии ВХУТЕМАСа. С самого начала художника увлекало изображение человеческих фигур, создание сюжетных работ. Также живописец иллюстрировал басни Крылова. Своеобразная авторская манера уже ярко прослеживается в картине «Футбол», где Александр Дейнека представил полуобнаженных атлетов как мощное единство.
В молодом советском искусстве художник открыл эстетику техники, архитектуры производства. В его работах появляются физически крепкие и сильные духом рабочие на фоне инженерных конструкций.
В 1928 г. Александр Дейнека всего за неделю написал знаменитую «Оборону Петрограда». Картина сделала живописца настоящей звездой.
В 1930-х гг. Дейнека сосредоточился на теме спорта. Сам он с юных лет занимался гимнастикой, волейболом, боксом, плаванием, бегом. Это помогало художнику мастерски передавать в своих работах динамику и пластику атлетов. Он много времени проводил на стадионах, где делал эскизы сложных ракурсов.
Изображая физическое совершенство спортсменов, живописец подчеркивал их силу духа. В 1932 г. Дейнека создает известное произведение «Бег», а спустя год — плакат «Физкультурница».
В военный период культ здоровья и спорта в творчестве живописца временно отошел на второй план. Александр Дейнека создал серию московских пейзажей того времени, произведения с батальными сценами.
После войны художник вернулся к излюбленным сюжетам, был очень востребован. В 1947 году он написал картину «Эстафета по кольцу «Б»», где с репортажной точностью воссоздал атмосферу спортивного праздника: солнечный день, сосредоточенные бегуны, восторженные зрители.
Теме спорта Дейнека также посвящал скульптуры, создавал эскизы для мозаик, украсивших станции столичного метрополитена. Долгие годы живописец занимался преподавательской деятельностью: сразу после войны он получил звание академика Академии художеств СССР.
Скончался знаменитый советский художник 12 июня 1969 г. в Москве.
Будущие летчики
«Будущие летчики» – одна из самых известных работ как Александра Дейнеки, так и в целом направления, именуемого соцреализмом. В ней идеально совпали присущее соцреализму ожидание светлого будущего, причем из предполагаемого светлого настоящего, и лиричность, большая теплота, интимность. Картина напрочь лишена того официоза, который погубил соцреализм как направление. Ее обаяние позволило «Будущим летчикам» практически сразу стать любимцами публики. Крымский пейзаж – насыщенное, написанное густым цветом море, высокое, почти безоблачное небо, летящий гидроплан – и трое загорелых мальчишек
Ребята изображены со спины, их лиц мы не видим, но легко можем представить, каким восторгом блестят их глаза, с каким вниманием младшие слушают паренька постарше, который справа. Кажется, даже их худощавые спины с выступающими позвонками выражают высшую степень интереса. Старшему мальчику, вероятно, лет 13-15
Он одет в плавки или шорты, младшие сидят голышом на подстилке. Явственно ощущается жар нагретых солнцем камней набережной. Картина написана немного под углом, мы смотрим как бы из-за спин ребят, и взгляд соединяет в одну линию мальчишек, линию горизонта и самолет
Старшему мальчику, вероятно, лет 13-15. Он одет в плавки или шорты, младшие сидят голышом на подстилке. Явственно ощущается жар нагретых солнцем камней набережной. Картина написана немного под углом, мы смотрим как бы из-за спин ребят, и взгляд соединяет в одну линию мальчишек, линию горизонта и самолет.
Сам Александр Дейнека очень любил всё, связанное с авиацией, и в бухтах Севастополя непременно любовался взмывающими в небо машинами. Он много общался с летчиками. Картина впервые была представлена публике в посвященном авиации разделе на выставке в честь 20-летия Рабоче-крестьянской Красной Армии и Военно-Морского Флота (в 1938 году).
Перед нами тот случай, когда название делает картину. Назовите ее «Юность» или «Лето в Севастополе», или «У моря» – и половина смысла тут же утратится. Останется бытовой сюжет, детство-юность, лето-море. Название «Будущие летчики» вносит ноту надежды, веры в светлое будущее и легкую добрую улыбку. Пожалуй, именно благодаря такому названию, создающему определенный контекст, картина настолько обаятельна. Кстати, назови ее художник иначе – не было бы и повода причислять ее к соцреализму, была бы просто жанровая картина, эпизод из жизни, дети и море. И судьба ее сложилась бы иначе, и была бы она, по большому счету, совсем другой картиной.
Настроение картины очень радостное, мажорное. Нет смысла скрывать, что Дейнека искренне разделял революционные взгляды и верил в советское будущее. Лучше всего об этом особом ощущении радости и открытых возможностей, которые переданы во многих его работах, сказал он сам: «Картины современности – сон, яркий детский сон, который разве может уложиться в рамки реальности ее фотографий. Ведь это сказки, сказки пролетариата, творящего свою яркую жизнь». Сказки, как мы знаем, оказались не столь счастливыми, как хотелось бы, но полотна Дейнеки именно поэтому сияют и излучают радость и оптимизм – он писал яркий сказочный сон, в который верил.
Жизнь и карьера [ править ]
Дейнека родился в Курске учился в Харьковском художественном училище (ученик Александра Любимова ) и во ВХУТЕМАСе . Он был членом — основателя групп , такие как ЮТ и Октябрь , и его работа получила широкое воздействие на крупных выставках. Его картины и рисунки (самые ранние часто монохромные из-за нехватки художественных принадлежностей) изображают жанровые сцены, а также труд и часто спорт. Позже Дейнека начал писать монументальные произведения, такие как «Оборона Петрограда в 1928 году», которая остается его самой знаковой картиной, и « Севастопольская битва».в 1942 г. Подмосковье. Ноябрь 1941 года и The Shot-Down Ace . Его мозаики — визитная карточка станции метро «Маяковская» в Москве. В « Объединенном рейтинге художников » высшая категория «1А — всемирно известный художник ».
Дейнека похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
Самые известные картины Александра Александровича Дейнеки
Картины Александра Дейнеки ярко выражают силу и энергию советского народа, недаром мастера называли Маяковским в живописи. Среди лучших работ стоит отметить следующие:
- «Мать» (1932) — художнику удалось создать образ советской Мадонны, в произведении высокая эстетика сочетается с подлинной современностью. Работу отличает необычный ракурс: мать показана со спины, чтобы продемонстрировать зрителю личико спящего малыша.
- «Будущие летчики» (1938) — в картине обнаженные телесные формы наполнены глубоким психологическим содержанием. Сидящие мальчишки трепетно наблюдают за маневрами самолета. Это тот случай, когда в понимании смысла произведения ключевую роль играет его название.
- «Оборона Севастополя» (1942) — в картине монументальность, плакатность изображения сочетается с символичностью. Кажется, что защитники города в подчеркнуто белоснежной форме сражаются не просто с вражеским войском, а с темными силами зла.
- «Сбитый ас» (1943) — сбитый немецкий летчик, падающий на землю, словно изгнан с неба. Художнику удалось запечатлеть краткое и одновременно бесконечное мгновение, по прошествии которого жизнь оборвется.
В своем творчестве Дейнека создавал образ счастливой советской действительности. Хотя его персонажи не наделены индивидуальными чертами в духе того времени, благодаря уникальному таланту живописца они обрели бессмертие.
Работы художников разных эпох можно найти на портале Very Important Lot, который позволяет принять участие в аукционах искусства. Ценителям новых шедевров также предоставляется возможность недорого купить картины, рисунки, фотографии, скульптуры напрямую у перспективных современных авторов.
Этот день в курской истории
1878 г. открыта земская школа в селе Елизаветовка Рыльского уезда (ныне Глушковского района) Курской губернии. * * *1894 г. родился Лев Николаевич Соловьёв – археолог, музейный работник, уроженец села Медвенка Обоянского уезда курской губернии (ныне Медвенский район Курской области). * * *1901 г. пущена электростанция постоянного освещения на берегу реки Тускарь в Курске. * * *1908 г. открыта библиотека имени Е.Л. Маркова (ныне МРУК «Щигровская межпоселковая районная библиотека»). * * *1951 г. создан Курский областной комитет добровольного общества содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ).
Биография Александра Дейнеки: детство и юность
Чтобы понять или хотя бы попытаться понять творчество художника Александра Дейнеки, придется расстаться со стереотипами, согласно которым он – лишь идеолог советской действительности и плакатный художник. Повод усомниться в привычном взгляде на Дейнеку возникает уже при изучении биографии. К примеру, сведения о том, что родился он в семье железнодорожников, причем отец был полуграмотным, а мать – обычной работницей, некоторые искусствоведы сообщают с оговоркой «по официальной версии». И полагают, что мать его на портретах и фотографиях, конечно, дворянкой не кажется, но весьма вероятно, что не настолько уж она была «простая-простая» и необразованная, как заявлял сам Дейнека, дабы придать пролетарской безупречности своему происхождению. В графу «образование» вносим Художественную школу Екименко-Забуги в Курске и Харьковское художественное училище. Революцию юный Александр принял восторженно и даже быстро сделал карьеру. Уже в 1918 году он работал фотографом в уголовном розыске Курска, а в 21 год возглавил секцию ИЗО Наробраза. Дейнека занимался оформлением театров, спектаклей и агитпоездов. Два года отслужил в Красной армии. Прекрасно понимая, что образования ему не хватает, с радостью принял направление из армии во ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские), где обучался у Игнатия Нивинского и Владимира Фаворского. Тогда же познакомился с Маяковским, которым давно восхищался. Иногда Дейнеку называют «Маяковским в живописи». Он признавал, что лаконизму и четкости научился именно у поэта и утверждал, что «композиция – это очищение сюжета от всего лишнего».
Новые течения и группировки рождались чуть ли не ежедневно, во многих из них Дейнека «состоял и привлекался». С Пименовым и Гончаровым организовал «Группу трех». Покинув ее, присоединился к ОСТу – обществу станковистов, пытавшихся соединить европейские новаторские тенденции с советской действительностью. Но станковые картины стояли у Дейнеки отнюдь не на первом месте, особенно в те годы. Журнальная графика и плакаты интересовали его гораздо больше, поэтому вскоре он покинул это сообщество и вошел в состав «Октября» – тоже ненадолго. Еще был РАПХ (Российская ассоциация пролетарских художников), там Дейнека тоже не задержался. Может, дело в том, что певец коллективного советского счастья был большим индивидуалистом?
Он плодотворно сотрудничал с журналами, среди которых «Безбожник у станка», «Даёшь». Активно занимался плакатной живописью (, ). Кстати, негативно настроенные по отношению к Дейнеке исследователи утверждают, что только ею он и занимался…
Избранные работы [ править ]
«Оборона Петрограда», 1928 г.
«Оборона Севастополя», 1942 г.
«Хоккеисты», мозаика, 1959 — 1960 гг.
- Три женские фигуры , 1920-е годы
- Кабаре , 1921 год
- Перед спуском в шахту , 1924 г.
- Футбол , 1924 год
- После дождя. Курск , 1925 г.
- Весна , 1925 год.
- Лыжники , 1926 год
- Теннис , 1926 год
- На стройке новых цехов , 1926 г.
- Текстильщики , 1927 год.
- Ода весне , 1927 год
- Оборона Петрограда , 1928 год, Центральный музей Сил обороны СССР, Москва.
- Механизируем Донбасс! (плакат), 1930 г.
- Китай на пути освобождения от империализма (плакат), 1930
- Надо стать самим специалистами (плакат), 1930
- Обложка книги , 1931 год
- Наемник интервентов , 1931 г.
- На балконе , 1931 г.
- Бег по пересеченной местности , 1931 г.
- Девушка у окна. Зима 1931 г.
- Мать , 1932 год.
- Футбольный матч , 1932 год
- Спящий мальчик с васильками , 1932 год
- Полдень , 1932 год.
- Футболист , 1932 год
- Кто кого? , 1932 г.
- В воздухе , 1932
- Ночной пейзаж с лошадьми и сухой травой , 1933 год
- Девочки плавают , 1933 год
- Сухие листья , 1933 год
- Отдыхающие дети , 1933 год
- Коммунисты на допросе , 1933 год
- Физкультурница / Работать, строить и не ныть! (плакат), 1933 г.
- Без работы в Берлине , 1933 год.
- Пирс , 1933 год
- Гонка , 1933 год
- Бегуны , 1934 год
- Лыжники , 1934 год
- Пейзаж со стадом , 1934 год
- Вратарь , 1934 г.
- Пионер. Курск , 1934 г.
- Крымские пионеры , 1934 г.
- Парашютист над морем , 1934 год.
- Quirinal Place, Рим , 1934 год.
- Испанские лестницы , 1934 год
- Улица в Риме
- Монахи , 1935 год
- Итальянский мотив , 1935 год.
- Парк , 1935 год
- Портрет СИЛ в соломенной шляпе , 1935 г.
- Тюильри , 1935 год.
- Набережная Сены , 1935 год.
- Париж. В кафе , 1935 год
- Une parisienne , 1935 год.
- Негритянский концерт , 1935 г.
- Скука , 1935 год
- Дорога в Маунт-Вернон , 1935 год.
- « Колхозник на велосипеде » . Архивировано 24 июня 2008 года . Проверено 3 августа 2007 года ., 1935
- Обед в Донбассе , 1935 г.
- Первая пятилетка , 1936 г.
- Модель , 1936 год
- Будущие летчики , 1937 год.
- Стахановцы , 1937 год
- Женщина в красном , 1939 год
- Сирень
- Никитка — Первый русский летчик , 1940
- Левый марш , 1941 г.
- Подмосковье. Ноябрь 1941 г.
- Площадь Свердлова в декабре 1941 г.
- Вечер. Патриаршие пруды, 1941 г.
- Сгоревшая деревня , 1942 год.
- Эвакуация колхозного скота
- Колхозницы роют противотанковые рвы на подступах в Москве
- Ремонт танков на прифронтовом заводе
- Танки идут на фронт
- Наступление началось
- Оборона Севастополя , 1942 г.
- Сбитый с ног туз , 1943 год
- Сидящая обнаженная женщина , 1943 год
- Под оккупацией , 1944 год
- Простор , 1944 год
- Над разрушенным Берлином , 1944 год.
- Берлин. День Декларации 1945 г.
- Стадион в Берлине , 1945 год.
- Под Курском. Река Тускор , 1945 г.
- Эстафета (скульптура), 1945 г.
- Боксер (скульптура), 1947 год
- Забег на 100 метров (скульптура), 1947 г.
- Эстафета на кольце Б , 1947 год.
- Донбасс , 1947 г.
- Окно студии , 1947 год
- В Севастополе , 1947 год.
- Автопортрет , 1948 год.
- Пространство стройплощадок под Москвой , 1949 г.
- Лыжники (мозаика)], 1950 г.
- Футболисты (скульптура), 1950 г.
- Перед забегом (скульптура), 1951
- Обнаженная девушка , 1951
- Дачный поселок Кратово , 1951 г.
- В Севастополе , 1947 год.
- На катке в Кратове , 1951 г.
- Снегурочка , 1954 год
- Женщина-лежачка с мячом , 1954
- Натюрморт. Клубника , 1955 год
- Обнаженная модель , 1955 год
- Футболисты (скульптура), 1955 г.
- Тракторист , 1956 год.
- В Севастополе , 1956 г.
- У моря , 1956–1957 гг.
- Ставить выстрел (скульптура), 1957 г.
- Голова парашютиста (мозаика), 1957 г.
- Доброе утро (мозаика)], 1959–1960.
- Хоккеисты (мозаика)], 1959–1960 гг.
- Октябрьские лозунги мира у Нарвских ворот , 1960 г.
- Доярка (мозаика), 1962 г.
- Красногвардеец (мозаика), 1962 г.
- Вилла в Риме , 1965 год
- Молодой конструктор , 1966 год
- На Юге (фрагмент), 1966 год
- Владимир Маяковский в РОСТА
- Летнее приволье
- Бегущая спортсменка (скульптура)
- Кот и повар
Популярные сочинения
- Гнев твой враг твой сочинение 7 класс Гнев – враг, которого очень часто недооценивают. Зачастую люди относятся ко гневу, как к негативной эмоции. Ведь, когда его выплеснешь, становится легче. Однако, мало кто задумывается какого после этого окружающим
- Сочинение Яша в пьесе Вишневый сад (Образ и характеристика) Яшка — действующих лицо из выдающейся литературной работы Чехова «Вишневый сад». Юноша всегда сетовал на собственную страну. Всё ему не нравилось, то народ не тот, то образованность в стране плохая
- Сочинение на тему Что значит быть счастливым (8 класс) Каждый человек хотя бы раз в жизни задавался вопросами: «Что такое счастье? Что значит быть счастливым человеком?» Ответы на эти вопросы очень разнообразные, так как все люди разные, с индивидуальными потребностями
Дейнека и молодость
Многие картины Дейнеки живописуют молодость, юное и здоровое тело, ставшее для художника символом счастливого будущего, которое строит весь советский народ. Особенно хорошо удавались ему спортсмены и спортсменки. Еще в 1924 году он создал свой «Футбол», которым сам, впрочем, остался не вполне доволен. Как замечательный рисовальщик он понимал, что нужна особая, новая композиция, чтобы передавать динамизм спортивных игр. И он ее изобрел…
Дейнека даже общался с футболистами, чтобы понять законы движения в игре. Так на его полотнах появляются динамичные позы, фигуры в полете («Вратарь»). При этом Дейнека избегает ненужной детализации, обходясь минимумом дополнительных акцентов. Тело человека достаточно выразительно, чтобы передать весь замысел живописца.
Прославился Александр Дейнека умением точно схватить позу спортсмена в матче: для этого он ходил на стадион с блокнотом и карандашом, делал свои «снайперские зарисовки». Обнаженное тело на картинах художника полно силы и целомудрия до такой степени, что его даже называли «спартанцем». Культ человеческого здоровья – душевного и телесного, вот что такое его «спартанство». Энергией и бодростью пышут такие его полотна, как знаменитое «Раздолье», «Эстафета», «Юность» и другие.
Сочинение Отдых на море
Неудивительно, что Александр Дейнека до сих пор остается едва ли не самым востребованным советских живописцем на всех биеналле и выставках, в музеях и среди частных коллекционеров. Его искусство прошло проверку временем.
Описание картины Февральская лазурь И.Э. Грабарь«Вратарь» Григорьева — яркий мир детства с сдержанных тонах.Картина А. И. Куинджи «Осень»«Золотая осень» картина художника Поленова
Картина Александра Александровича создавалась в Крыму. Незадолго до начала Великой Отечественной войны. Скорее всего, Александр сам очень любил самолёты и всё, что с ними связано. В те годы почти все мальчишки мечтали быть лётчиками и космонавтами.
На картине нашему взгляду предстаёт бескрайнее море и синева. На берегу сидят два русых мальчугана и взрослый мужчина. Вероятно, это их отец. Автор расположил своих героев спиной к зрителю. Мы будто со стороны наблюдаем за действием, которое происходит на картине. Нашему взору предстаёт юная невинность и мечты. Судя по каменному парапету, действие происходит в крупном городе. Иначе, нам бы представили каменный или песчаный пляж.
Лето – любимое время года художника. С ним у него ассоциируется счастливая и беззаботная пора. Это время для Александра Александровича также ассоциировалось с любовью и теплом родителей. Именно по этой причине Дейнека часто пишет картины о море, солнце и таком времени года, как лето.
Глядя на эту картину сразу возникает желание погрузиться в атмосферу лета. На картине изображено бескрайнее море, где-то далеко плывёт корабль. Но не море и корабль в центре внимания. Возможно, если бы автор хотел быть моряком, акцент был сделан на море.
Нашему взору предстаёт самолёт, который мгновенный овладевает вниманием сидящих на берегу. Мальчишки внимательно слушают слова старшего мужчины. Неизвестно, кем именно он им приходится, но, возможно, это отец
Вероятнее всего, он сам лётчик. Такой вывод можно сделать, исходя из его реакции. Мужчина активно жестикулирует. Рассказывает, как управлять самолётом. Мальчишки же, глядя на всю эту красоту, осознают, что тоже хотят сесть за штурвал
Неизвестно, кем именно он им приходится, но, возможно, это отец. Вероятнее всего, он сам лётчик. Такой вывод можно сделать, исходя из его реакции. Мужчина активно жестикулирует. Рассказывает, как управлять самолётом. Мальчишки же, глядя на всю эту красоту, осознают, что тоже хотят сесть за штурвал.
Автор не просто так изобразил мальчиков обнажёнными. В этом можно разглядеть дополнительный смысл. Автор делает акцент на их открытости миру, душевной чистоте перед другими людьми. Мужчина выглядит уверенно и твёрдо, это говорит о том, что он надёжен и может многому научить юнцов.
История создания
Художник посещал зону боёв возле Юхнова и выполнил там немало набросков карандашом, использованных затем для «Обороны Севастополя». При продумывании композиции А. Дейнеко увидел в качестве центрального образа матроса, держащего гранаты. Живописцу был чужд культ натуры. С неё он преимущественно выполнял наброски, затем проделывал основательную работу в мастерской, полагаясь на воображение, эскизы и память
Однако в случае с «Обороной Севастополя» важно было написать центральную фигуру как можно достовернее. Во время войны было трудно найти молодого мужчину, обладающего спортивным сложением и согласного на позирование. Поэтому центральный матрос и был написан с женщины, которая была чемпионкой по гребле
Поэтому центральный матрос и был написан с женщины, которая была чемпионкой по гребле.
Картина была создана в 1942, когда до победы было ещё далеко, а Севастополь был потерян. По этой причине целью «Обороны Севастополя» было не точное отражение исторической действительности, а укрепление духа и, вероятно, предсказание будущего поражения захватчиков.
АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ ДЕЙНЕКА (1899—1969)
Патриотическая героика мирного индустриального строительства, суровые военные будни и незабываемые дни великой победы над фашизмом, светлая радость материнства и острый накал спортивной борьбы — все эти темы получили воплощение в произведениях живописца, графика, скульптора, мастера монументально-декоративного искусства, лауреата Ленинской премии, народного художника СССР, Героя Социалистического Труда А. А. Дейнеки.
Пафос новой советской действительности, революционная романтика созидания социалистического общества сразу же завладели Дейнекой, когда он после окончания московского Вхутемаса (Всесоюзных художественно-технических мастерских) в 1924 г. выехал в творческую командировку в шахтерский Донбасс. Живые наблюдения самоотверженного труда горняков стали основой для монументальных полотен «Перед спуском в шахту» и «На стройке новых цехов». В такой же манере, сдержанной по колориту и лаконичной, но полной внутренней динамики, пишет Дейнека в 1928 г. картину «Оборона Петрограда», запечатлевшую героические события гражданской войны и непреклонное мужество защитников Петрограда, полных решимости отстоять завоевания революции.
Трудовому подвигу народа — строителя социализма посвящены лучшие произведения художника 1930-х гг. Колорит картин Дейнеки теплеет. В эти годы его образы приобретают тонкий лиризм. Особенно ярко эти черты проявились в картине «Мать» (1932, ГТГ). Ее героиня — женщина- труженица, здоровая, крепкая и вместе с тем женственная. Для Дейнеки она идеал нового человека, развитого физически и духовно, свободного и гармонического, прекрасного нравственно и физически.
А. А. Дейнека. Оборона Петрограда. 1928. Холст, масло. Центральный музей Вооруженных Сил СССР. Москва.
Этот идеал художник воплощает в многочисленных работах на темы спорта, подчеркивая его облагораживающее воздействие на людей. Произведения Дейнеки, воспевающие совершенство человека нового общества, резко контрастируют с картинами, созданными художником во время зарубежных поездок. И сразу же по возвращении на родину он пишет наполненную солнечным светом картину из жизни советских детей — «Будущие летчики» (1938, ГТГ). Мир, озаренный светлыми мечтами, юность Страны Советов, уверенная в своем будущем, предстают на этой картине.
Но каким суровым становится этот мир на полотнах, созданных в дни Великой Отечественной войны 1941 —1945 гг. Ощетинившаяся противотанковыми ежами и надолбами столица, собирающая силы для решительного контрудара («Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года»), героические защитники Севастополя («Оборона Севастополя»), тревожные будни тыла («Тревожные ночи»).
В послевоенные годы Дейнека вновь обращается к изображению повседневного труда и быта советских людей. Это многокрасочные, пронизанные светлым оптимизмом и радостью бытия картины «У моря» и «В Донбассе» (обе 1956 г.). Художник много работает в области монументально-декоративного искусства. В начале 1950-х гг. Дейнека создает мозаики для здания Московского государственного университета на Ленинских горах, а в 1958 г. — панно для советского павильона на Международной выставке в Брюсселе. За комплекс мозаичных работ «Красногвардеец», «Доярка», «Хорошее утро», «Хоккеисты» Дейнека в 1964 г. был удостоен Ленинской премии.
«Художник обязан глубоко и зорко видеть и понимать, чем живет его родина. Знать, что хочет видеть. Обязан это так показать, чтобы зритель сказал: я это видел, знаю, я это люблю» — так сам художник определил цель своего творчества. И этому он неуклонно следовал всю свою жизнь.
Высокая культура театрально-декорационного искусства сочетала богатую живописную фантазию с поисками в области сценических конструкций (А. А. Веснин, А. Я Головин, В. А. Симов, В. А. и Г. А. Стенберги, Ф. Ф. Федоровский, Г. Б. Якулов в РСФСР,
A. Г. Петрицкий на Украине), начало развиваться кинодекорационное искусство (В. Е. Егоров, Е. Е. Еней, И. А. Шпинель). К высшим достижениям мирового искусства графики принадлежат гравюры на дереве В. А. Фаворского, А. И. Кравченко, П. Я. Павлинова, украинца В. И. Касияна, армянина Акопа Коджояна, рисунки В. М. Конашевича,
B. В. Лебедева, П. В. Митурича, Н. А. Тырсы, акварели Л. А. Бруни, А. В. Фонвизина, украинца А. А. Шовкуненко, офорты И. И. Нивинского, сочетающие большую графическую культуру с глубоким реалистическим восприятием советской жизни.