Чем знаменита танцовщица камарго?

Ланкре никола

Легенда театра

В 1-й половине XVIII века ещё не сформировался жанр сюжетного балетного спектакля. Основу репертуара Мари Камарго составляли танцы в операх, дивертисментах, а также отдельные номера. Очень красив был в её исполнении менуэт. Она буквально скользила по сцене лёгкими шагами. Зрители, затаив дыхание, следили за каждым её движением.

Немало шума наделало соперничество между Мари Камарго и другой танцовщицей — Мари Салле. Эти артистки были очень разными. Камарго делала ставку на виртуозность, однако проигрывала как актриса. Салле, напротив, отличалась неподражаемым даром пантомимы. Но обе артистки стремились привнести нечто новое в сценический танец своего времени. Это подготовило почву для дальнейшего развития балетного искусства.

Жизнь Мари Камарго была богата приключениями. Биография артистки не раз будоражила воображение хореографов, либреттистов, композиторов. В частности, Шарль Лекок написал оперетту «Камарго». Балет с таким же названием поставил Мариус Петипа на музыку Людвига Минкуса. А картина Никола Ланкре по-прежнему приковывает к себе взгляд. Порой кажется, что танцовщица вот-вот оживёт и закружится в стремительном танце…

Собственный стиль

Камарго хорошо знала свои достоинства и недостатки. Она не отличалась особенной красотой, зато обладала прекрасной выворотностью ног, гибкостью и пластичностью. Ей хотелось в полной мере проявить свои сильные стороны. С присущей ей смелостью она начала исполнять танцы в быстром темпе. Стремительность, живость, лёгкость движений отличали стиль этой артистки.

Она стала первой из балерин, освоившей разнообразные прыжки. Разучила их она под руководством знаменитого танцовщика Мишеля Блонди. Великолепно исполняла Камарго изящные заноски — прыжки, где одна нога ударяется в воздухе о другую. Прежде подобные элементы были достоянием лишь мужского танца. Она отточила своё мастерство до бриллиантового блеска, о чём свидетельствовали её современники.

The Sun in Aries: her will and inner motivations

Your natural energy is cut-and-dried. It may prompt you to take the driver’s seat wherever you are. Were it not for the strange feeling of sympathy you arouse, you would seem to be arrogant. Charging ahead is not devoid of drawbacks. Your courage and your restlessness may hurt you and cause you to doubt, all of a sudden. As a consequence, your courage, your honesty, your enthusiasm and your straightforwardness may turn into aggressiveness, rebellion and vulnerability that were never suspected. Fortunately, the level of your dynamism is very high and your instinctive and pugnacious side, your particularly profuse energy will not leave you helpless for too long. The fire in your blood will put you back on the saddle towards new stampedes and conquests, as ambitious and glorious as they are perilous.

Because you are born under this sign, you are courageous, honest, enthusiastic, dynamic, swift, extroverted, straightforward, effusive, warm, impulsive, adventurous, bold, martial, competitive, but you may also be gullible, domineering, self-centered, impatient, foolish, thoughtless, childish, irascible, reckless, primary and a blunderer.

In love, Madam, you are a strong-minded intellectual woman: in general, the first thing that you do is to choose the man who pleases you and in all cases, you are the one to decide whether you want to stay or to leave! If you are a housewife, you are the one to take decisions over everything. Even though you may not be always easy to deal with, you are stimulating and, with you, something is always happening. You are active, optimistic and your entourage must move forward. If your partner invites you to share his business, it will have to be on an equal footing: And your energy, your undertaking and innovative abilities will work wonders.

Новый наряд

Мелкие движения в стремительном темпе и прыжки было сложно исполнять в длинных платьях из тяжёлых тканей. И Камарго со свойственной ей смелостью решилась на внесение изменений в устоявшийся танцевальный костюм. Она укоротила юбку до щиколоток, отказалась от высоких каблуков, сняла массивные украшения. На знаменитой картине Ланкре артистка изображена в усовершенствованном ею танцевальном костюме.

Разумеется, не все благосклонно встретили такие изменения. Первый выход на сцену в новом наряде обернулся скандалом. Однако молодая танцовщица, не обращая внимания на возмущение части зрителей, продолжала выступление. Через некоторое время другие артистки взяли на вооружение оригинальные новшества. Что интересно, подражать Камарго начали даже парижские модницы — носить платья, туфли, причёски и шляпки в её стиле.

Ампир

В начале XIX веке в моду вошел стиль ампир с легкими, полупрозрачными платьями. Танцовщицы стали отказываться от стягивающих корсетов, которые мешали движениям. Громоздкие костюмы на кринолинах сменились струящимися сценическими нарядами, которые шили по подобию древнегреческих одеяний — туник. Туфли на каблуках постепенно заменили сандалиями на манер древнеримских или атласной обувью на плоской подошве. Ее крепили на ногах с помощью длинных изящных лент — так появились пуанты.

Балерина Мария Данилова в роли Психеи в балете Шарля Дидло «Амур и Психея». Изображение: musicseasons.org

В костюмах в стиле ампир выступала известная русская балерина Евдокия Истомина, которой посвящал строки Александр Пушкин.

Блистательна, полувоздушна,
Смычку волшебному послушна,
Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина; она,
Одной ногой касаясь пола,
Другою медленно кружит,
И вдруг прыжок, и вдруг летит,
Летит, как пух от уст Эола;
То стан совьет, то разовьет
И быстрой ножкой ножку бьет.

Александр Пушкин. Из романа «Евгений Онегин»

Самым успешным балетом с участием Истоминой стал спектакль «Зефир и Флора», где танцовщица сыграла богиню цветов. Его поставил в 1818 году балетмейстер Шарль Дидло. Истомина танцевала в пышном платье — но без кринолина — и с цветочным венком на голове.

Балерина Евдокия Истомина в роли Флоры в балете Шарля Дидло «Зефир и Флора». Изображение: 7iskusstv.com

Главные партии в балетах Дидло исполняла и другая балерина — Мария Данилова. В спектакле с ее участием, «Амур и Психея», впервые появились сложные механические декорации. Тогда художники создали платье, в котором спрятали специальное крепление: с помощью тросов балерину поднимали над сценой. По одной из версий, это платье стало причиной ее гибели. Во время репетиций механизм дал сбой — тросы резко натянулись, и Данилова получила травму.

Истоминой и Даниловой приписывают первый на русской сцене танец на пальцах ног.

Venus in Aries and the Sun in Aries: her affectivity and seductiveness

In your chart, the Sun and Venus are both in Aries. Love is a process of constant renewal… You are an Aries to your fingertips and you respond to new impulses, to the freshness of first times, to encounters and to new situations. Even when your couple has reached some degree of longevity! Better than anyone else, you revive amorous feelings and you reinvent the passion of the first moments. You need to regularly create or re-create an atmosphere full of fieriness, discoveries and excitement. The danger may be that you come up against the unavoidable inertia of a life together and that you are at odds with its daily vicissitudes. Indeed, you cannot accept that love wears out, slowly and inexorably… However, you do not let erosion overwhelm you and to that end, you provoke as many storms and tumults as necessary! Your spontaneity attracts as much as it may exhaust. It is hard to quench the thirst for emotions that your affectivity lives on! Obviously, your sentimental life cannot be dull: exciting or inexistent, strong or absent, love must retain the unyielding and so exciting nature of first times. The keys to a lasting relationship lie in the ability to find with your partner the means to reinvent the initial shock, the thunderbolt that made you fall in love on the first day.

Love at first sight, flash in the pan, amorous impulsiveness? All these are part of your way of loving or to fall in love, Marie-Anne de Camargo. Throughout your relationship, you maintain this kind of jerky and lively style, that may seem childish or naпve, but that is so generous and cheerful! You are undeniably possessive and you are not concerned with your partner’s opinion but, fortunately, you readily forgive because of your spontaneity and your authenticity. When your relationship is intense, everything is fine. There is no romanticism, no complications with you. You love with ardour and, except for a few crazes and opportunities for new pastures here and there, the only danger may be that boredom settles in. In that case, you leave without regret and you quickly forget what consumed you, not so long ago.

«ЧЕТЫРЕ ВОЗРАСТА ЧЕЛОВЕКА» НИКОЛА ЛАНКРЕ)

. Это цитата

Никола Ланкре Nicolas Lancret

22 января 1690 года, Париж — 14 сентября 1743 года, Париж

Nicolas Lancret Self-Portrait 1720 г.

Французский живописец, яркий представитель эпохи рококо.У Ланкре были прекрасные учителя. До 1708 года он учился у Пьера Дюлена (Pierre Dulin, 17 сентября 1669 – 28 января 1748), затем, примерно с 1712 года, у Клода Жилло (Claude Gillot, 16 апреля 1673 — 4 мая 1722). И, наконец, у основоположника и крупнейшего мастера стиля рококо – Жана Антуана Ватто (Jean Antoine Watteau, 10 октября 1684 — 18 июля 1721), испытав сильное влияние последнего, некоторые даже считали Никола соперником Ватто. Ланкре писал в духе Ватто – персонажей итальянской комедии дель арте, галантные сцены, сельские прогулки и увеселения, пасторали и маскарады, а также портреты и исторические сюжеты, которые считаются историками менее удачными его произведениями. Художник пережил своих учителей и соперников, поэтому влияние его было более длительным. В 1719 году Ланкре принят в члены парижской Королевской академии живописи и скульптуры, как «мастер галантных сюжетов», а с 1735 года стал советником Академии. Ланкре много сделал для распространения французской живописи в Европе. Картины художника собирали Фридрих II (в коллекции императора было более 25 картин художника), русская императрица Екатерина II, английский аристократ сэр Ричард Уоллес. Ланкре писал по заказам герцога д’Антена, Антуана Кроза, графа де Кариньяна, создавал картины для украшения королевских дворцов Фонтенбло, Ла Мюетт и Версаль.Никола любил театр и часто посещал парижские «Гранд Опера» и «Комеди Франсез», там он познакомился с балериной Камарго и мадемуазель де Саллье, с которыми состоял в тесной связи и написал их портреты. О последних годах художника существует красивая легенда. Старый и убежденный пятидесятилетний холостяк, Ланкре часто встречал у лестницы своего дома юную девушку в возрасте восемнадцати лет. Узнав, что эта девушка проживала в бедности вместе со своей матерью, которая была непоправимо больна, Ланкре навестил их. Мать девушки, которая была при смерти, обратилась к художнику с просьбой: «Я не прошу милостыню, я прошу помочь мне соблюсти честь дочери, открыв имя ее отца и представив доказательства ее происхождения. Это необходимо для моей дочери, иначе она уйдет в монастырь. Если Вы мне поможете, тогда я смогу умереть спокойно». Вскоре, когда женщина умерла, Ланкре навел справки и узнал, что девушка была внучкой известного писателя и драматурга Бурсо. В 1741 году Ланкре женился на этой девушке, но брак с Мари де Бурсо был недолгим, художник умер два года спустя от воспаления легких. Он скончался в Париже 14 сентября 1743 года.

Источники – Википедия, сайты smallbay.ru и bibliotekar.ru.

Nicolas Lancret The Four Ages of Man — Childhood (Детство). 1735 г.

Nicolas Lancret The Four Ages of Man — Youth (Юность). 1735 г.

Nicolas Lancret The Four Ages of Man — Maturity (Зрелость). 1735 г.

Nicolas Lancret The Four Ages of Man — Old Age (Старость). 1735 г.

Часть 1 — ТЕМАТИЧЕСКИЕ СЕРИИ ХУДОЖНИКОВ (Часть 1 — ФЕРДИНАНД ВАГНЕР)Часть 2 — ТЕМАТИЧЕСКИЕ СЕРИИ ХУДОЖНИКОВ (Часть 2 — «ПОЭМА О КОРДОВЕ» ХУЛИО РОМЕРО ДЕ ТОРРЕСА.)…Часть 14 — ТЕМАТИЧЕСКИЕ СЕРИИ ХУДОЖНИКОВ (ЧАСТЬ 14 — ЧЕТЫРЕ ВРЕМЕНИ ДНЯ УИЛЬЯМА ХОГАРТА)Часть 15 — ТЕМАТИЧЕСКИЕ СЕРИИ ХУДОЖНИКОВ (ЧАСТЬ 15 — ПЯТЬ ЧУВСТВ ХУСЕПЕ ДЕ РИБЕРЫ)Часть 16 — ТЕМАТИЧЕСКИЕ СЕРИИ ХУДОЖНИКОВ (ЧАСТЬ 16 — СЕРИЯ «ЧЕТЫРЕ ВОЗРАСТА ЧЕЛОВЕКА» НИКОЛА ЛАНКРЕ)Часть 17 — ТЕМАТИЧЕСКИЕ СЕРИИ ХУДОЖНИКОВ (ЧАСТЬ 17 — СЕРИЯ «ЧЕТЫРЕ ВРЕМЕНИ ДНЯ» НИКОЛА ЛАНКРЕ)

Первая пачка и танцы на пуантах

Со временем костюмы становились еще более открытыми. В наряде, который сегодня принято называть пачкой, впервые станцевала итальянка Мария Тальони в 1832 году. Пачка представляла собой многослойную юбку, закрепленную на корсаже. Корсаж застегивали сзади на крючки и затягивали лентами. Юбку шили из воздушной ткани или марли.

Мария Тальони в роли Сильфиды. Изображение: allposters.com

В пачке Тальони сыграла роль Сильфиды в одноименном балете на сцене Гранд-Опера. Хоть наряд и прикрывал колени балерины, первое время его считали неприлично коротким. Пачки использовали и в России, в романтических балетах Мариуса Петипа. Балетмейстер усовершенствовал хореографию в спектаклях: добавил сложные прыжки, вращения — пируэты, фуэте. Юбки стали еще короче.

Тогда же, в «Сильфиде», Тальони впервые показала танец на пуантах — для этого туфли снабдили твердым носком с плоским окончанием. Балерины поднимались на кончики пальцев и до Тальони, но именно она продемонстрировала цельную композицию, а не отдельные элементы. В 1839 году танцовщица вместе с отцом, балетмейстером Филиппо Тальони, приехала в Петербург. За два года в России она выступила в 105 балетах.

Литография деревни. Мария Тальони в роли Сильфиды. Изображение: balet.academic.ru

На пуанты в XIX веке вставали и мужчины. Подобные элементы демонстрировал танцовщик Николай Домашев в балете Хосе Мендеса «Приключения Флика и Флока». Спектакль показывали в 1888–1889 годах на сцене Большого театра.

Numerology: Birth Path of Marie-Anne de Camargo

Testimonies to numerology are found in the most ancient civilizations and show that numerology pre-dates astrology. This discipline considers the name, the surname, and the date of birth, and ascribes a meaning to alphabetic letters according to the numbers which symbolise them.

The path of life, based on the date of birth, provides indications on the kind of destiny which one is meant to experience. It is one of the elements that must reckoned with, along with the expression number, the active number, the intimacy number, the achievement number, the hereditary number, the dominant numbers or the lacking numbers, or also the area of expression, etc.

Your Birth Path:

Your Life Path is influenced by the number 1, Marie-Anne, which often prompts you to have an active and sometimes original life. 1 is the number of creativity and indicates individual destinies which are achieved at the cost of personal efforts because, although the path may lead very far, it climbs steeply upwards. You need to learn to manage your life with a strong willpower while using your own resources. It is most likely that you reach the best of your possibilities if you choose a free-lance occupation, or anything which allows a lot of personal initiatives. You really need freedom of action. You prefer to innovate rather than to follow the trend, and to create rather than limiting your activities to repetitive tasks. Thus, your life may be theatre of spectacular twists and turns, all the more so because the more you progress, the more your indecisiveness fades away. In such conditions, it is necessary that you strive to maintain a minimal degree of stability in the course of your life.

N. B.: when the birth time is unknown, (12:00 PM (unknown)), these portrait excerpts do not take into account the parameters derived from the time, which means, the domification (Ascendant, astrological houses, etc.). Nonetheless, these analyses remain accurate in any case. Regarding the sources of the birth data in our possession, kindly note that the pages we publish constitute a starting point for more detailed research, even though they seem useful to us. When the sources are contradictory, which occurs rarely, after having analysed them, we choose the most reliable one. Sometimes, we publish a birth date just because it is made available, but we do not claim that is it the best one, by no means.

Соперники Камарго

Главной соперницей Камарго стала изящная и грациозная Мари Салле. Юная танцовщица имела немало сильных сторон, причём явно превосходила Мари-Анн в утончённости исполнения. Однако Камарго сумела хладнокровно оценить свои достоинства и недостатки, осознав, что и у неё есть «козырь в рукаве».

Однако неприятности пришли откуда не ждали. Мари-Анн невзлюбила её наставница Прево. Нет, девушка не ленилась и занималась по много часов в день, однако Франсуаза стала понимать, что постепенно молодая балерина начинает затмевать её, звезду столичного балета. Этого Прево допустить не могла, а потому Мари-Анн часто ставила в задний ряд или давала совершенно безликие роли, стараясь превратить талантливую балерину в неприметную тень.

Литература

Первичные источники
Каталоги творчества
Каталог выставки

Holmes M. T. Nicolas Lancret, 1690-1743 :  : сatalog of an exhibition held at the Frick Collection, New York, Nov. 19, 1991 — Jan. 12, 1992 and Kimbell Art Museum, Fort Worth, Feb. 15 — Apr. 12, 1992 / Mary Tavaner Holmes; edited by Joseph Focarino. — New York : Harry N. Abrams, 1991. — 174 p. : ill. (some col.). — Указ. в: Freitag, 1997, p. 212, no. 6417. — ISBN 0-8109-3559-7. — LCCN 91-10153. — OCLC 1150952014.

Другие работы
  • Даниэль С. М. Рококо : От Ватто до Фрагонара / Сергей Даниэль. —  — СПб. : Азбука-Классика, 2010. — 330,  с. : ил. — (Новая история искусства / Л. И. Акимова ). — ISBN 978-5-9985-0651-2. — OCLC .
  • Шварцман Н. А. Грёзы и миражи в садах Версаля / Н. А. Шварцман. — М. : Воскресный день, 2013. — 480 с. : ил. — ISBN 978-5-7793-4400-5.
Словари и энциклопедии
  • Власов В. Г. Ланкре Николя // Стили в искусстве : Архитектура, графика. Декоративно-прикладное искусство. Живопись, скульптура : словарь : в 3 т. / В. Г. Власов. — СПб. : Кольна, 1996. — Т. 2 : Словарь имён : А—Л. — С. 476. — 543 с.,  л. ил. : ил. — ISBN 5-88737-005-X. — OCLC .
  • Кудрикова С. Ф. Франция. XV–XVIII века : биографический словарь / С. Ф. Кудрикова; автор статьи о Пуссене С. М. Даниэль. — СПб. : Азбука-Классика, 2010. — С. 152, 153, 190, 240, 335, 377, 436–441, 527. — 588,  с. : ил., цв. ил., портр. — (Художники Западной Европы). — ISBN 978-5-9985-0610-9.
  • Сомов А. И. Ланкре, Никола // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1896. — Т. XVII. — С. 332.
  • Graul R. Lancret, Nicolas / R. Graul // Allgemeines Lexikon der bildenden Künstler von der Antike bis zur Gegenwart, begründet von Ulrich Thieme und Felix Becker :  : unter Mitwirkung von etwa 400 Fachgelehrten bearbeitet und redigiert von H. Vollmer, B. C. Kreplin, J. Müller, L. Scheewe, H. Wollf, O. Kellner : in 37 Bd. / herausgegeben von Hans Vollmer. — Leipzig : E. A. Seemann, 1928. — Bd. 22 : Krügner — Leitch. — S. 286–288. — 600 S. — OCLC .
Справочные указатели

Freitag W. M. Art Books : A Basic Bibliography of Monographs on Artists / Wolfgang M. Freitag, ed.. — 2nd ed. — New York, London : Garland Publishing, 1997. — P. 212. — XXVI, 542 p. — (Garland Reference Library of the Humanities ; vol. 1264). — Nos. 6415–6418. — ISBN 0-8240-3326-4. — LCCN 96-28425. — OCLC 919978279.

Танцы в павильоне Картина Ланкре Никола

Живопись эпохи рококо и неоклассицизма
Картина французского художника Никола Ланкре «Танцы в павильоне». Размер картины 130 x 97 см, холст, масло.
Начиная с 1715 года, в Париже стали устраиваться публичные танцевальные вечера и балы в известных зданиях и дворцах (например, в здании оперного театра), и королевским указом лицам среднего сословия была дана возможность, за известную плату, принимать участие в этих, посвященных исключительно танцам, увеселениях.

Павильон — в архитектуре небольшой, изолированный увеселительный домик или беседка в саду или парке, обыкновенно имеющая круглую или четыреугольную форму.
У французов это слово употребляется, сверх того, для обозначения частей более или менее обширного здания, если эти части имеют вид отдельных корпусов,
круглых или квадратных в плане, примыкающих к зданию с боков или занимающих его средину, каковы например, павильоны Дворца Тюльери в Париже.

Тюльери или Тюилери (Tuileries) — дворец, существовавший в Париже на правом берегу реки Сены, выходивший главным своим фасадом в обширный сад того же имени. простирающийся до площади Согласия (обращенный задним фасадом к Карусельной площади и примыкавший оконечностями с северной стороны к улице Риволи, а с южной — к набережной Сены).
Состоял из трех павильонов, соединенных между собой менее высокими, сравнительно с ними, корпусами: из среднего павильона, называвшегося «павильоном Часов» (Pavilon de l’horloge) и и из двух боковых — «павильона Марсана» (у улицы Риволи) и «павильона Флоры» (у набережной).
Дворец Тюльери начала сооружать королева Екатерина Медичи; строителями были архитекторы Филибер Делорм и Бюльян.

Вначале дворец состоял только из среднего павильона и двух боковых коротких крыльев; остальные части были пристроены к нему при Генрихе IV, Людовике XIII и Людовике XIV.
Внутренность дворца, реставрированная архитекторами Персье и Фонтеном при Наполеоне I, Людовике-Филиппе и Наполеоне III, отличалась прекрасным расположением апартаментов и роскошью отделки.
Сад, прилегавший к Тюльери, устроен в 1600 году и затем в 1655 был красиво распланирован знаменитым садовым архитектором Людовика XIV Ленотром во французском вкусе, с террасами, большими прямыми аллеями, цветниками, бассейнами воды, фонтанами и пр.
Наполеон I украсил этот сад еще больше и окружил великолепной решеткой. Сад, прилегавший к Тюльери, являлся одним из самых привлекательных мест для прогулок парижан и игр их детей.

История искусства периода рококо и неоклассицизма. Далее →

The Moon in Scorpio: her sensitivity

Your sensitivity is intuitive and clear-sighted Marie-Anne de Camargo. Your exacerbated affectivity and your emotions are secretive, intense, deep and sensual. Your magnetic nature seduces. You are aware of the strange fascination you exert and you gladly cultivate this mysterious aura. Your feelings are so powerful that you may feel you should repress them sometimes. But the more you try to control them, the stronger they grow. Therefore, your jealousy may reach such levels that it may hurt. Without half-measure, you become aggressive and you can harm because your inner radar instinctively detects other people’s weaknesses. Your emotions are often filled with eroticism and you are an explosive blend of lucidity, amorous intensity and constant provocation but… you are so charming! Your nature is attractive, even bewitching. After all, the only persons you offend are the middle course followers…

Mercury in Pisces: her intellect and social life

Your thinking process works on a rather instinctive and intuitive mode, Marie-Anne de Camargo. You “feel” more than you understand, as if your reasoning were not active. Your strong receptivity and your natural empathy make you an understanding, pleasant, warm and benevolent person although you may be neglectful, even heedless. You are shy and anxious and you prefer to withdraw and to isolate yourself in a quiet place in order to give free rein to your inspiration, rather than to assert yourself. Despite your lively imagination, it may be hard for you to get out of the flow of your mystical and irrational thoughts, with the result that you become even more worried and impressionable. You must develop your logic, rational mind and your willpower, so as to gain self-confidence and creativity. Try and see…

Большой талант!

Прево, прима Королевской академии музыки и танца, бралась учить начинающих танцовщиц. Женщина жёсткая и суровая, она не терпела бездарности и лени. Камарго не взять в ученицы было невозможно — её талант сиял как алмаз. Но Прево, как и всем другим, за талант поблажек ей не давала. Мари-Анн это не смущало: она была готова стоять у балетного станка круглые сутки. С самого начала девочка понимала: её ждёт слава.

Надо сказать, славу испанке принесли не только ноги, но и горло: у Камарго был приятный голос и отличный слух. Свои па она иногда сопровождала пением: в XVIII веке, в отличие от, например, XX столетия, универсальные артисты, способные петь и танцевать одновременно, были диковинкой.

В 1726 году Камарго впервые вышла на сцену Королевской академии музыки в представлении «Характеры танца», которое поставила Прево. Танцовщицу ждал оглушительный успех.

Почувствовав силу популярности, растущей с каждым днём, молодая звезда разорвала отношения с деспотичной Прево и, не поблагодарив жестокую наставницу, перешла к более либеральному педагогу Мишелю Блонди… А что Прево? Ей ничего не оставалось, кроме как рыдать за кулисами, давясь бессильной яростью…

Чего только Мари-Анн не вытворяла на сцене! На зрителей как будто бы обрушивались каскады кабриолей, бризе, па де ша, апломбов, арабесок, глиссад! Первая из женщин-танцовщиц, Мари-Анн стала делать антраша — прыжок, при котором ноги скрещиваются в воздухе. До неё этот элемент считался чисто мужским.

Почему именно Камарго стала первой исполнительницей сложных балетных па? Ответ кроется не только в очевидном таланте. Мари-Анн совершила ещё один прорыв — в области балетного костюма. До неё танцовщицы выступали в довольно длинных, жёстких и тяжёлых юбках и корсетах, сковывающих движения. На ногах они носили неудобную обувь на каблуках.

Камарго решительно избавилась от всей этой многокилограммовой сбруи. И предстала перед публикой в короткой юбке (она отрезала от подола — страшно сказать — целых 20 сантиметров), без каблуков и без корсета, который стягивал грудь и нарушал дыхание.

Зрители оторопели от такой демонстративной разнузданности. Но вскоре и другие балерины поняли, насколько проще танцевать в лёгком наряде. Моду подхватили и обычные парижанки: вскоре вся столица Франции ходила в туфлях а-ля Камарго, в шляпках а-ля Камарго, в юбках а-ля Камарго.

Но это ещё что! Говорили, что наглая испанка пляшет без панталон. В своих мемуарах «История моей жизни» своё впечатление от её танцев оставил знаменитый любовник и авантюрист Джакомо Казанова: «Вдруг после Дюпре является на сцене танцовщица и начинает словно безумная носиться по ней из конца в конец, делая быстрые антраша вправо и влево, но не отрываясь от пола; все хлопают что было силы. — Это знаменитая Камарго, друг мой — как вовремя ты приехал в Париж! Ей тоже шестьдесят лет. Она первая из танцовщиц решилась прыгать, прежде танцовщицы не прыгали; поразительно в ней то, что она не носит панталон. — Прости, но я их видел. — Что ты видел? Это её кожа: она, говоря по правде, белизною не отличается.

— Камарго мне не нравится, — говорю я с покаянным видом, — я предпочитаю Дюпре. Один древний старик, рьяный её поклонник, что стоял от меня слева, сказал, что в молодости делала она баскский прыжок и даже полупируэты, но он никогда не видел её ляжек, хотя и танцевала она без панталон. — Но, не видав её ляжек, как можете вы поручиться, что на ней не было панталон? — О! такие вещи узнать нетрудно. Вы, сударь, я вижу, иностранец»…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: