Иконы андрея рублева

Фильм об Андрее Рублеве

В биографии Андрея Рублева до сих множество черных пятен. По сути, точных данных о нем известно очень мало, кроме двух упоминаний в исторических источниках. Даже написание его знаменитой иконы «Троица» исследователи датируют двумя разными годами: 1411 или 1425-1427 гг.

Одним из способов поведать миру об этом талантливом человеке, об эпохе, в которой он жил, о его творческих поисках и становлении как художника стал фильм-повествование, снятый в 60-е годы 20-го века знаменитым режиссером А. Тарковским. В нескольких новеллах фильм рисует картины средневековой Руси, повествует кратко о биографии Андрея Рублева, о его мировоззрениях и сомнениях, об его обете молчания, который он соблюдал 15 лет, и других интересных фактах из жизни иконописца.

ПОИСКИ И НАХОДКИ

— Расскажите о раскопках в Спасо-Андрониковом монастыре под вашим руководством.

— Весной 1989 года сектор церковной археологии под моим научным руководством приступил к полноценным архитектурно-археологическим исследованиям Спасо-Андроникова монастыря и его охранной зоны. Они продолжаются по сей день. Первые находки ошеломили: вместо монастырских артефактов в культурном слое были обнаружены следы одного из первых концлагерей ВЧК, «Андроньевского», — фрагменты колючей проволоки, стреляные гильзы и пробитые пулями кости…

Во время этих раскопок произошло настоящее чудо: 16 мая 1989 года были обретены мощи епископа Великоустюжского и Тотемского Пахомия (Симанского), , скончавшегося 16 мая 1789 года, предка Патриарха Алексия I. Вскоре, 16 июля 1989 года, был освящен древний собор Спасо-Андрониковой обители, где сохранились фрески преподобного Андрея Рублева. Годом раньше, в июне 1988-го, на юбилейном Поместном Соборе Русской Православной Церкви великий иконописец был прославлен в лике святых. Таким образом, благодаря чуду возродилась литургическая жизнь в древнейшем Спасском соборе Андроникова монастыря, на братском некрополе которого погребен преподобный Андрей.

— Есть ли возможность найти его захоронение?

— В 1993 году были обретены мощи святых основателей Спасо-Андроникова монастыря: первого игумена монастыря преподобного Андроника и его преемника преподобного Саввы. По-видимому, в рядом с их ракой Спасском соборе располагалось и захоронение преподобного Андрея Рублева. О точном месте погребения Андрея Рублева в Спасо-Андрониковом монастыре сохранилась достоверная запись в рукописном старообрядческом «Алфавите российских чудотворцев», составленном в начале XIX века «керженским пострижеником Ионою»: «Святые же их мощи почивают в том Андроникове монастыре, под старою колокольнею, которая в недавнем времени разорена, и место сравнено с землею, яко ходити по ней людям всяким и нечистым и тем самым предадеся забвению о тех святых мощах». О древней колокольне над могилой преподобного Андрея Рублева известно также, что в самом конце XVI века она была перестроена святителем Арсением Елассонским.

Как удалось установить в 1994 году, древняя колокольня была разрушена в 1781-м. Известный историк Герхард Миллер в XVIII веке успел сделать описание надгробной доски Андрея Рублева, о чем впервые сообщил исследователь Пётр Барановский в 1947 году. Перед самым сносом колокольня была запечатлена на акварели Ф. И. Кампорези, выполненной для архиепископа Московского Платона (Левшина). В настоящее время местонахождение этой колокольни установлено точно: обнаружены остатки её фундамента и фрагменты архитектурного декора. Так что в благоприятное время можно будет предпринять целенаправленные археологические раскопки для раскрытия выявленного по историческим документамместа погребения великого иконописца.

Миниатюра из богословских сочинений Иоанна VI Кантакузина с изображением Живоначальной Троицы. 1370–1375 годы

Детство, отрочество, монашество

Родился Андрей Рублев в 60-х годах 14-го столетия, место рождения также неизвестно точно. По одним сведениям, он родился в городке Радонеже, расположенном рядом с Троице-Сергиевой лаврой, по другим — в Нижнем Новгороде. Отец его был ремесленником, о чем можно судить по его фамилии, ведь рубелем в те времена называли инструмент для работы с кожей. По некоторым данным, еще в юности он стал послушником Троице-Сергиева монастыря, а затем монахом, получив при пострижении имя Андрей (точное его имя неизвестно).

Биография иконописца Андрея Рублева берет свое начало в этих стенах, где он начинает обучаться мастерству иконописи, изучает труды по философии Сергия Радонежского, основателя монастыря. Там же, посещая монастырскую библиотеку, он внимательно и с большим рвением изучает работы мастеров и художников античности, писавших иконы.

Конец 14-го века стал для российского государства тяжелым временем: в 1364-1366 годах в Москве свирепствовала чума, в 1365-м случился пожар, уничтоживший почти весь город. Затем в 1371 году Москву взял в осаду князь Ольгерд, после чего на эти земли пришел голод.

Описание

Звенигородский чин написан на досках большого размера (158—160 × 108—110 см), поясные изображения на нём превышают человеческую меру. Исходя из традиционной иконографии деисусов, изначально в состав Звенигородского чина (кроме трёх сохранившихся икон) могли также входить иконы «Богоматерь», «Иоанн Предтеча», «Архангел Гавриил», «Апостол Пётр», «Василий Великий» и «Иоанн Златоуст».

По мнению академика Лазарева, иконы «с первого же взгляда поражают необычайной красотою своих холодных светлых красок. Голубые, розовые, синие, блёкло-фиолетовые и вишнёвые тона даны в таких безупречно верных сочетаниях с золотом фона, что у созерцающего иконы невольно рождаются чисто музыкальные ассоциации». По утверждению Михаила Алпатова, при создании Звенигородского чина проявилось дарование Рублёва как колориста:

Спас Вседержитель

Спас Вседержитель Красочный слой на иконе Христа Вседержителя сохранился фрагментарно. Это наиболее пострадавшая из икон Звенигородского чина. На лике имеется трещина по старому левкасу, на волосах и бороде присутствуют потёртости верхнего красочного слоя. Специалист по древнерусскому искусству Наталья Дёмина отмечает, что Спас на иконе Рублёва — «…воплощение типично русской благообразности. Ни один элемент лица не подчёркнут чрезмерно — всё пропорционально и согласованно: он рус, глаза его не преувеличены, нос прямой и тонкий, рот мал, овал лица хотя и удлинённый, но не узкий, в нем совсем нет аскетичности, голова с густой массой волос со спокойным достоинством возвышается на сильной, стройной шее. Самое значительное в этом новом облике — взгляд

Он направлен прямо на зрителя и выражает живое и деятельное внимание к нему; в нём чувствуется желание вникнуть в душу человека и понять его». Евангелие в руке Спасителя утрачено

Исходя из сохранившихся фрагментов кодекса в руке апостола Павла, предполагается, что на иконе Спаса оно было весьма крупным и занимало значимое место в композиции деисуса. Профессор Владимир Плугин предполагает, что на надпись в раскрытом Евангелии была связана с темой Страшного суда. На основании стилистического сходства с близкой по времени создания к Звенигородскому Спасу иконе Пантократора XV века из Троице-Сергиевой лавры (находится в собрании ГТГ) возможным вариантом текста является «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные и аз упокою вы…»

(Мф. 11:28-29), который сначала не встречается в древнерусском искусстве и стал характерным лишь для произведений XV—XVI веков.

Академик Виктор Лазарев отмечает, что в иконе Спаса видно хорошее знание традиции византийской живописи XIV века, но образ лишён византийской суровости — у Андрея Рублёва «образ Христа настолько очеловечивается, что совершенно утрачивает отвлечённый культовый характер».

Архангел Михаил

Архангел Михаил

Архангел Михаил изображён в иконографии, встречающейся в византийской живописи с начала XIV века. Он по характеру образа близок к ангелам на фресках центрального нефа Успенского собора во Владимире. На иконе утрачено золото на груди ангела, на лике есть следы царапин.

Архангел одет в сияющий лазоревый хитон, почти полностью скрытый складами «клубящегося» розового плаща. Голова мягко наклонена вправо, русые кудрявые волосы перевязаны лентой в тон хитона. Искусствовед Михаил Алпатов отмечает:

Апостол Павел

Апостол Павел

Апостол Павел изображён слегка склонившимся к Спасителю. Его лик написан более рельефно по сравнению с другими иконами Звенигородского чина. Высказывались предположения, что он написан не Андреем Рублёвым, а его учеником. Лик апостола исполнен скорби и умиротворённости. Для подчёркивания его созерцательного образа одежды написаны в серебристо-жемчужной гамме. Обе руки апостола Павла держат крупный приоткрытый кодекс.

Алпатов пишет об иконе апостола Павла:

Архангел Михаил

Архангел Михаил изображён в иконографии, встречающейся в византийской живописи с начала XIV века. Он по характеру образа близок к ангелам на фресках центрального нефа Успенского собора во Владимире. На иконе утрачено золото на груди ангела, на лике есть следы царапин.

Архангел одет в сияющий лазоревый хитон, почти полностью скрытый складами «клубящегося» розового плаща. Голова мягко наклонена вправо, русые кудрявые волосы перевязаны лентой в тон хитона. Искусствовед М. В. Алпатов отмечает:

В его полуфигуре, обрисованной плавными, мягко струящимися контурами, столько человеческого обаяния, точно в земном своем облике он обрел высшее блаженство и ему неведомо стремление к «горнему» миру.

Икона преподобного Андрея Рублева

Есть множество святых, которых почитают за вклад в развитие православия. Святой живописец Андрей Рублев не является исключением, и ему молятся для укрепления веры.

Андрей Рублев прославился своим умением писать лики святых. Его кисти принадлежат чудотворные иконы, фрески и росписи в храмах и церквях. Православная церковь почитает святого и ежегодно служит торжественную литургию в память о святом живописце.

История иконы

Сам Андрей Рублев появился на свет приблизительно в 1360 году. Его семья отличалась образованностью и мудростью, а мальчик рос в любви и рано обратился к духовному искусству. Жизнь преподобного живописца была связана с Троице-Сергиевой лаврой и Спасо-Андрониковым Московским монастырем, где он принял постриг в иноки. Святой подвижник всю жизнь посвятил Господу и неустанно трудился, помогая православию распространиться по всей Руси.

После кончины преподобного Андрея Рублева началось его почитание. В шестнадцатом веке появились первые миниатюрные иконы, изображающие его в нимбе. Интерес к персоне святого угас и возродился лишь в 20 веке, когда иконописец получил международное признание. В 1988 году Андрея Рублева причислили к лику святых, и иконы с его изображением постепенно получили распространение во многих храмах, церквях и монастырях.

Описание иконы

Чаще всего Андрея Рублева изображают почтенным старцем. Он держит в руках одно из своих главных творений — икону Живоначальной Троицы. Пронзительный взгляд преподобного словно читает мысли и говорит верующим о необходимости следовать заветам Господа. Изображен Андрей Рублев в монашеском одеянии, над головой его нимб — символ святости и безгрешной жизни.

В каких храмах находится икона Андрея Рублева

Списки с икон можно найти практически в каждой церкви. Самые известные из них находятся в Троице-Сергиевой лавре и Спасо-Андрониковом Московском монастыре. В следующих городах и селах можно найти фрески, памятники и иконы преподобному:

  • Москва, памятник у входа в Спасо-Андроников монастырь;
  • Вёшки, Мытищенский район, церковь мученика Уара;
  • Пвловский Посад, образ Андрея Рублева на звоннице церкви-школы Николая Чудотворца.

В чем помогает икона преподобного Андрея Рублева

Православные верующие молятся перед ликом святого, чтобы попросить о помощи в работе, раскрыть свои способности. Молитвы преподобному помогают укрепиться в вере, избавиться от сомнений и преодолеть трудности в работе.

Молитва перед святым ликом

«Преподобный Андрей Рублев, прими молитвы искрение и помоги рабу Божьему (имя) справиться с трудностями житейскими. Укрепи веру в Господа во мне и дай сил бороться с любым лихом. Избави меня от робости, сомнений и алчности на пути к счастью. Аминь».

Дата почитания иконы

26 июня (13 июня по старому стилю) и 17 июля (4 июля по старому стилю) совершаются торжественные литургии. Во время службы каждый верующий может обратиться с молитвенными словами к преподобному старцу и попросить у него помощи.

Поддержка Высших Сил необходима каждому человеку, поэтому помолиться святым вы можете в любое время и в любом месте. Не бойтесь просить помощи у Небес, живите в мире с окружающими людьми и верьте в лучшее. Желаем вам счастья и здоровья, и не забывайте нажимать на кнопки и

ИЗВЕСТЕН БЕЗ ПОДПИСИ

— В древности иконы не подписывались. Откуда современники и потомки узнали об иконописце Андрее Рублеве?

— Во многом благодаря преподобному Иосифу Волоцкому, чья память (обретение мощей) чтится на следующий день после дня памяти преподобного Андрея Рублева. В сочинениях преподобного Иосифа собраны уникальные сведения о почитавшихся в то время подвижниках, «сгруппированные» по монастырям. Преподобный Иосиф прямо указывает относительно духоносных насельников Спасо-Андроникова монастыря, что о них ему поведал «старец Спиридон», постриженик Чудова монастыря, который в 1467–1474 годы был игуменом Троице-Сергиева монастыря. Вероятнее всего, ценнейшую информацию об андрониковском старце Андрее Рублеве старец Спиридон мог узнать непосредственно от очевидцев, современников Рублева в Андрониковом монастыре.

— Духовная жизнь Андрея Рублева была теснейшим образом связана с кругом московских исихастов?

— Да, тех, что собрались под началом преподобного Сергия Радонежского, — преподобных Андроника Московского, Никона Радонежского, Саввы Сторожевского, Афанасия Высоцкого. По свидетельству Иосифа Волоцкого, «пресловущии иконописцы, Даниил и ученик его Андрей и инии мнози таковы же», чтобы «Божественныя благодати сподобитися, и толико в Божественную любовь предуспевати», всегда возносили «ум и мысль… к невещественному и Божественному свету». При этом «чувственное око» они обращали к созерцанию икон, чем достигали исихастского состояния озарения: «Божественныя радости и светлости исполняхуся». Как подчеркивал преподобный, подобной практикой художники-исихасты занимались не только во время работы, «но и в прочая дни, егда живописательству не прилежаху».

Получается, преподобный Иосиф Волоцкий, автор знаменитого «Просветителя» в защиту иконопочитания, был не только одним из первых «биографов» преподобного Андрея Рублева и самых первых ценителей его икон, но и собирателем рублевского наследия, преемником тринитарного богословия, воплощенного в «Живоначальной Троице». Напомню, что в ходе Собора 1504 года против «жидовствующих» на престол Успенского собора Московского кремля была возложена икона Андрея Рублева «Живоначальная Троица» и «Просветитель» преподобного Иосифа Волоцкого.

Андрей Рублев. Символы четырех царств. Фрагмент фрески «Страшный Суд». Успенский собор, Владимир. 1408 год

Иконы в Звенигороде

В 1918 г. в подмосковном городе Звенигороде в старом деревянном сарае были обнаружены 3 иконы, датированные 1410 годом. По некоторым данным они писались для иконостаса местного храма, однако по заключению современных исследователей ни одна из церквей не подходит по размерам. Условно их назвали «Звенигородский чин», «Апостол Михаил», «Спас», «Апостол Павел», и, несомненно, они могут принадлежать исключительно руке А. Рублева.

Эти иконы в биографии Андрея Рублева стали новым подтверждение его таланта, способного собрать в единое целое и подчинить полной гармонии сиренево-розово-голубые цвета, который остался неповторимым на протяжении нескольких столетий. Светлые настроения как завершение творческих исканий Рублева воплотились в разнообразных образах этих творений, в которых мастер иконописи сделал обобщение различных размышлений о моральных ценностях каждого человека, принадлежащих его современникам.

Самой интересной искусствоведы считают икону «Спас», хотя сохранилась она очень плохо, но лицо Иисуса Христа, наделенное славянскими чертами, просматривается хорошо. Христос смотрит внимательно очень спокойным проницательным взглядом

Весь его облик наполнен энергией, вниманием и благожелательностью

В иконе «Архангел Михаил» художник воспел лирические раздумья и мысли поэта. Хотя ангел и является небесным, а не телесным созданием, Рублев воплотил в нем всю земную красоту человека. Апостол Павел изображен иконописцем в виде философа-мыслителя, написан в мягкой серо-сиреневой гамме с голубыми тонами.

Популярные темы сообщений

  • Лампа накаливания (история) Как известно, лампу с нитью накаливания изобрел Томас Эдисон, однако не следует забывать, что до него потребовались усилия и исследования многих других блестящих ученых. Еще в начале XIX века английский химик по имени Хамфри Дэви изобрел
  • Река Нил Нил это одна из величайших рек земного шара. Она является самой знаменитой рекой Африки. Она играет важную роль не только в транспорте, но и выполняет много функций эко системы Африки. Вокруг этой реки все не утихают споры,
  • Доклад Обитатели озера Озеро представляет собой углубление на суше заполненное водой. От размеров и глубины озера, его местоположения на планете зависит количество и разнообразие его обитателей.

Биография иконописца Андрея Рублёва

Историки предполагают, что знаменитый иконописец родился, примерно, в 1360 году (не ранее 1340 и не позднее 1370). Место рождения точно не известно. Случилось это событие или в Московском княжестве, или на землях Великого Новгорода. И звали новорождённого совсем не Андрей – это имя иконописец получил позднее, при совершении монашеского пострига. Есть вопросы и к фамилии. Дело в том, что в те времена фамилии имели только знатные или образованные люди. Однако, у знатного человека не могло быть фамилии Рублёв. А «Рублёв» происходит не от рубля, а от инструмента для выделки кож «рубеля».

В каких краях и как проходило детство будущего иконописца, как прошло отрочество и где он учился, достоверных сведений нет. В 1405 году Андрей Рублёв постригся в монахи, в московской Спасо-Андрониковом монастыре. В том же году была сделана запись в «Троицкой летописи» о росписи домовой церкви московского князя Василия I (старшего сына князя Дмитрия Донского):

Из этой записи следует, что чернец Рублёв был младшим членом артели иконописцев. Впрочем, примечателен сам факт – заказ почётный и сложный. И к такому заказу не мог быть допущен начинающий иконописец. В 1405 году Рублёв уже признанный мастер. В противном случае его работы были бы анонимными, как у большинства старорусских иконописцев, чьи труды дошли до нашего времени.

Три года спустя, в 1408 году, что следует из «Троицкой летописи», Даниил Чёрный и Андрей Рублёв начали роспись Владимирского Успенского собора, который был сооружён в двенадцатом веке при князьях Андрее Боголюбском и Всеволоде Больше Гнездо. После ордынского набега в начале пятнадцатого века собор сильно пострадал и московский князь Василий I решил начать восстановительные работы в соборе.

До наших дней от трудов Рублёва и Чёрного в Успенском соборе сохранились лишь часть иконостаса (самого большого в России) и небольшие фрагменты настенной росписи. Иконы деисусного ряда (с изображением Христа) достигают в высоту до 3,5 метра. При написании этих икон Рублёв совместил художественные традиции Византии и традиции московской школы иконописи Феофана Грека. При этом Рублёв уже допускает  отступления от принятых канонов: живописец по-своему трактует образы Христа и Богоматери, и изображённых на иконах святых. Искусствоведы отмечают, что фрагмент Страшного Суда написан, как праздник справедливости и вечной жизни для праведников. До Рублёва Страшный Суд писали, как мрачную сцену наказания грешников.

Помимо написания икон и создания фресок Андрей Рублёв много времени уделял иллюстрирования книг: в частности, было создано несколько рисунков к Евангелию Хитрово (Евангелие названо по имени его владельца боярина Богдана Хитрово).

Особенности иконописи Андрея Рублёва

«Спас Вседержитель» (1410 — 1420-е годы)Доска липовая, поволока, левкас, яичная темпера. 158 x 106смГосударственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Ранние работы Андрея Рублёва в полной мере соответствуют принятым на начало пятнадцатого века правилам иконописи – в те времена на православных образах изображали святых с суровыми и аскетичными ликами, которым были присущи византийские черты: высокий лоб и большие глаза, тонкие губы и прямой греческий профиль. При этом иконописцы писали, в основном, сдержанными и тёмными цветами (коричневый, тёмно-красный, охристо-жёлтый).

Работы раннего Рублёва, по заключению реставратора и иконописца начала ХХ века Василия Гурьянова:

Впоследствии Рублёв постепенно отходит от принятых канонов иконописи. Всё чаще мастер пользуется светлыми и лёгкими красками: золотисто-жёлтой, розовой и светло-голубой. Изменяются и лики на рублёвских иконах: проступает всё больше славянских черт – округлый овал лица, русые волосы и светлые глаза, широкий лоб. Изменяется и выражение ликов: святые и ангелы становятся радостными и светлыми, с одухотворённым взглядом, а некоторые чуть заметно улыбаются.

В поздних работах Рублёв всё чаще использует приём лессировки (на основной слой краски наносится ещё одни, тонкий и полупрозрачный. И на этом слое Рублёв выписывает более тонкие детали изображения). В результате у иконописца получались плавные линии и плавные переходы цвета.

Иконы в Третьяковской Галерее

В Третьяковской галерее есть зал, который носит имя Андрей Рублёва. В нём выставлены иконы, написанные в начале XV века. Это произведения, которые считаются выполненными Рублёвым вместе с другими мастерами или единолично. Самое главное из них — икона «Троица».

«Троица»

Андрей Рублёв написал «Троицу» для праздничного чина иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры. Точного года появления шедевра русской иконописи нет. В историографии принято называть две даты: 1411 год и 1425—1427 годы. В 1411 году после пожара построили новый деревянный Троицкий собора, ав  1425—1427 годах его возвели в камне. Иконостас церкви Рублёв и его мастерская написали либо к первому событию, либо ко второму.

«Троицу» Андрея Рублёва называют символом православия. Считается, что икона написана в память Сергия Радонежского по заказу игумена Никона. Первый основал Троице-Сергиеву Лавру, второй стал его преемником. Икона написана по сюжету Ветхого завета, повествующему том как Авраам встретил трёх странников и пригласил их себе. Странники оказались ангелами. Уже позже стали считать, что Рублёв заложил в сюжет иконы более глубокий смысл: три ангела на ней говорят о триединстве Бога — Отце, Сыне и Святом Духе.

В Троицево-Сергиевой Лавре икона находилась до революции 1917 года. Пришедшее к власти советское правительство передало её в реставрационные мастерские. Затем «Троица» поступила в собрание Третьяковской галерее. В настоящее время икона хранится в специальном шкафе, который поддерживает оптимальную температуру и влажность.

Как выглядела и выглядит «Троица»

В средние века иконы покрывали олифой, которая темнела через несколько десятилетий. Затем иконы поновлялись — на потемневший слой наносилось новое изображение. С тем же сюжетом, но писалось оно по канонам того времени, когда это происходило. Известно по крайней мере о четырех-пяти поновлениях «Троицы».

Расчистка иконы проводилась несколько раз в начале XX века. Реставратор Василий Гурьянов снял три слоя напластований и в итоге добрался до оригинального слоя. Однако сделано это было не на все площади произведения. В 1918-м «Троицу» вновь расчистили.

Сразу после расчистки возникла новая проблема — с сохранностью иконы. Так она оказалась в Третьяковской галеерее.

«Спас в силах»

Доподлинно неизвестно написал ли икону «Спас в силах» для Успенского собора во Владимире сам Рублёв. Считается, что это творение рук его мастерской, где трудилось множество монахов. Год создания иконы — 1408 или 1410-й. Тогда монахи, включая Рублёва, создали убранство Успенского собора. Итогом масштабной работы, которая затянулась на несколько десятилетий, стал пышный иконостас. Он насчитывал более около 30 икон, а затем разросся до 80. Иисус Христос на иконе «Спас в силах» изображен сидящем на троне в окружении небесных сил. Большой красный квадрат означает землю, его углы — это четыре стороны света. 

«Сошествие во ад»

«Сошествие во ад» — ещё одна работа из иконостаса Успенского собора во Владимире. Её также относят к авторству мастерской Рублёва, а не к самому иконописцу. Годом создания считается 1410-й. Сюжет иконы повествует о сошествии Иисуса Христа в ад после его казни. Спустился он туда, чтобы освободить запертых праведников. На иконе на переднем фоне изображены — Адам и Ева справа от Христа и цари Давид с Соломоном слева.

Основные сцены

Согласно канонам, на такой иконе должны быть изображены «светлые» сюжеты:

  1. Христос как судья мира с предстоящими ему просителями за людей — Богоматерью и Иоанном Предтечей.
  2. Первые люди на земле — Адам и Ева.
  3. Апостолы с книгами в руках со стоящими за их спинами ангелами.
  4. Господь Саваоф. Иконы «Страшный суд» — единственные в православии образа, на которых изображается Бог-Отец в виде старца.
  5. Изображение престола, на котором лежат риза Христа, Евангелие и гвозди.
  6. Жители небес — ангелы со свитком, означающим конец земной истории.
  7. Круг с Даниилом и толкующими его пророчество ангелами.
  8. Шествие в рай ветхозаветных праведников, возглавляемое Петром и Павлом.

Также обязательными являются «темные» сцены:

  1. Змей, олицетворяющий грех. Иногда его заменяют на огненную реку с горящими в ней душами.
  2. Антихрист. Может изображаться стоящим или сидящим, в черных или алых тонах. В руках у антихриста иногда рисуется душа Иуды.
  3. Четыре погибельных царства в отдельном круге (именно им на смену придет Царствие Небесное).

И нейтральные:

  1. Праведные и грешные, восставшие на суд. Первые представляются по чинам святости в два ряда. Грешники изображаются в этнических костюмах, что символизирует многие народы.
  2. Рука в полукруге с весами. Символизирует собственно сам суд, грехи и праведные дела людей.
  3. Несколько сцен единоборства ангелов и бесов.
  4. Темный круг с изображением Земли с гробницей и моря с кораблем как символ воскрешения мертвых. Фигурки животных и рыб, выплевывающих съеденных ими людей.
  5. Изображения рая и ада.
  6. Милостивый блудник, привязанный к столбу. Этот человек не попал ни в ад, ни в рай.

Также на иконе «Страшный суд» обычно изображаются такие дополнительные элементы, как:

полуобнаженная женщина;

  • белый заяц (только на русских иконах);
  • серый заяц.

Толкование отдельных элементов иконы такое: женщина — Земля, белый заяц — правда, серый — ложь.

Апостол Павел

Апостол Павел изображён слегка склонившимся к Спасителю. Его лик написан более рельефно по сравнению с другими иконами Звенигородского чина. Высказывались предположения, что он написан не Андреем Рублёвым, а его учеником. Лик апостола исполнен скорби и умиротворённости. Для подчёркивания его созерцательного образа одежды написаны в серебристо-жемчужной гамме. Обе руки апостола Павла держат крупный приоткрытый кодекс.

М. В. Алпатов пишет об иконе апостола Павла:

Этот мудрец с высоким открытым лбом склоняет голову не столько потому, что молит Христа, сколько потому, что погружён в раздумье. Мягкое течение широкодужных контуров подчеркивает в его облике гармоничность и завершённость.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: