Рубенс — библейские картины

БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА

Питер Пауль Рубенс родился в Германии, в 1577 году, в семье фламандского юриста, по религиозным мотивам покинувшего родной Антверпен. Отец умирает через год после его рождения, а через 10 лет семья возвращается в Антверпен, где у матери есть собственность и скромные средства для жизни. Рубенс начинает пажескую службу в графском доме и скоро проявляет такой горячий интерес к рисованию, что его матери приходится уступить ему, несмотря на собственные планы образования сына. Весной 1600 года будущий гений отправляется навстречу солнцу живописи, сияющему из Италии.

Вернувшись в Антверпен на похороны матери, он остаётся на Родине и принимает предложение стать придворным живописцем эрцгерцога Альберта и инфанты Изабеллы.

Его острый ум, блестящая образованность и природный такт делали его неотразимым в любом общении. В 1609 году он женится на дочери статссекретаря Изабелле Брант, по горячей, взаимной любви. Их союз длился до 1626 года, до безвременной смерти Изабеллы, и был полон счастья и гармонии. В этом браке родились трое детей.

Биографы и исследователи творчества Рубенса единодушно отмечают его необычайную свободу в живописи. При этом никто не мог упрекнуть его в нарушении канонов или дерзости. Его полотна производят впечатление откровения, полученного им от самого Творца. Сила и страстность его творений и по сей день внушают зрителям благоговейный трепет. Масштабность картин в сочетании с изумительным композиционным мастерством и тонко прописанными деталями создают эффект погружения души в произведение искусства. Все тонкости переживаний, вся гамма человеческих чувств и эмоций были подвластны кисти Рубенса, соединяясь с мощной техникой художника в его творениях, большая часть которых счастливо сохранена до наших дней. Рубенс создал собственную школу, считавшуюся лучшей в Европе. Не только художники, но и скульпторы, и гравёры обучались у Мастера. и продолжили его славу.

В 1630 году он вновь женился на юной Елене Фоурмен (Фаурмент), дальней родственнице покойной жены. Она подарила ему пятерых детей. Семья живёт за городом, и Рубенс пишет много пейзажей, сельских праздников на лоне природы. Он вновь счастлив и умиротворён. Его зрелое мастерство становится величественным и близким к абсолютному совершенству.

Позже начинают сказываться годы непрерывного труда, Рубенса мучает подагра, руки отказываются подчиняться.

30 мая 1640 года в полном блеске славы и в расцвете таланта Питер Пауль Рубенс покидает земной мир. Его похоронили с невиданными почестями, а в знак признания величия его заслуг перед гробом несли золотую корону.

Бог живописцев

Первым крупным заказом, полученным Рубенсом в Антверпене, стала большая картина «Поклонение пастухов» (1608, Сант Паулускерк, Антверпен) для зала антверпенской ратуши. Это был дебют художника в родном городе. Как и многие его ранние произведения, полотно было отмечено сильным влиянием итальянского искусства. Светотеневые контрасты, характерные для произведений Микеланджело да Караваджо, Рубенс довольно часто привносил в свои работы на религиозные и мифологические сюжеты, написанные в этот период.

Своим композиционным и колористическим построением «Поклонение пастухов» с некоторыми дополнениями достаточно точно повторяет картину Корреджо «Ночь». Однажды французский художник Делакруа по этому поводу заметил, что Рубенс «обладал даром вбирать в себя все чужое… Он был переполнен величайшими образцами, но следовал тому началу, которое носил в самом себе».

Переосмысление итальянского опыта заметно также в произведениях живописца с религиозными сюжетами. Работая над заказами для церкви, мастер никогда не чувствовал себя стесненным рамками канонов.

Успех и славу лучшего живописца Антверпена Рубенсу принесло исполнение двух триптихов: «Воздвижение креста» (около 1610–1611, Собор Антверпена) и «Снятие с креста» (1611–1614, Собор Антверпена). Известно, что мастер задумал композицию первой картины еще в Италии, но реализовать смог только на родине. Как и в предыдущем произведении, в ней можно отметить итальянское влияние, выражающееся в предметной материальности и острой жизненной характерности. Внутреннее напряжение, динамика жестов и поз героев, драматическая экспрессия, мощная светотень и пластическая выразительность формы роднят это полотно с работами Караваджо.

Поклонение пастухов. 1608

Воздвижение креста. Триптих. Около 1610–1611

Снятие с креста. Триптих. 1611–1614

Композиции Рубенса сильны и значительны. В них изображены два момента драмы, разыгравшейся на Голгофе. Каждый персонаж имеет свой неповторимый индивидуальный характер, наиболее полно раскрывающийся через взаимодействие с окружающей средой и другими фигурами. В руки Иисуса не расставлены широко в стороны, а вытянуты вверх над головой, Его лицо искажено приступом боли, пальцы плотно сжаты, а все мышцы тела напряжены. Усилия палачей, поднимающих крест, резкие ракурсы фигур, беспокойные блики света и тени сливаются в единый динамичный порыв, объединивший человека и природу. У верующих, смотрящих на эту картину, не должно было остаться ни малейшего сомнения в том, какую великую жертву принес Иисус ради них.

«Снятие с креста» имеет совершенно иное внутреннее звучание. Пластичное, грациозное, почти изящное тело Христа невесомо. Рубенс уподобляет Его прекрасному срезанному цветку. С неимоверным усилием близкие Христа стремятся удержать на весу Его безжизненное тело. Иисуса окружают мать, друзья, среди которых, на первом плане, «самая любящая и самая слабая из женщин, в хрупкости, фации и раскаянии которой воплотились все земные грехи, прощенные, отпущенные и теперь уже искупленные».

Композиционное построение достаточно лаконично. В нем нет изображения резких жестов, криков, мук, слез. Богоматерь сдерживает рыдания. Ее невыразимую скорбь живописец показал через сдержанный жест, заплаканное лицо и покрасневшие от слез глаза.

«Снятие с креста» относится, пожалуй, к самым убедительным произведениям Рубенса, потому что в его основе лежит личное сопереживание художника изображенному событию — скорби родных и близких об Умершем. В сюжете живописца привлекли человеческие переживания и страсти.

В отличие от «Поклонения пастухов», в триптихах очевидна широта таланта Рубенса, которая отразилась в силе обобщенности, масштабности образов, яркой зрелищности, соединенной с глубоким жизненным содержанием — именно таковы будут характерные черты всех последующих работ художника. С этого момента современники стали называть его «богом живописцев».

Положение во гроб. 1611–1612

Рубенс — Библейские картины

М. : ООО «ИЭ Русский Мир», 2015. — 240 с.

ISBN 978-5-7793-4642-9

Рубенс. Библейские картины — Содержание

Автопортрет

Адам и Ева

Адам и Ева. Между 1597 и 1600. Фрагмент

Апокалипсис. 1623-1624

Бичевание Христа. 1617

Бичевание Христа. Фрагмент

Благовещение

Благовещение. 1609

Благовещение. Около 1628

Введение Марии во храм

Ветхозаветное жертвоприношение. Около 1626

Вирсавия о купальне. Около 1635

Возвращение Святого семейства из Египта

Воздвижение креста (триптих о соборе Антверпена). 1610-1611

Воздвижение креста

Воздвижение креста

Воздвижение распятого Христа. 1610

Вознесение Богоматери. 1626

Вознесение Девы Марии

Вознесение Девы Марии. 1620-е

Вознесение Девы Марии. Около 1611-1612

Вознесение Марии. 1616-1618

Вознесение Марии. Около 1611/1614

Воскресение Христа. 1611-1612

Воскресение Христа. 1617-1619

Воскресение Христа. Около 1616

Воскрешение Лазаря

Воскрешение Лазаря. Около 1620

Вручение ключей от чистилища и рая святому Петру. Около 1616

Встреча Авраама и Мелхиседека. 1621

Встреча Авраама и Мелхиседека. Около 1626

Встреча Давида и Авигеи. 1625-1628. Фрагмент

Вход Христа в Иерусалим. 1632

Давид, о6езглавляющий Голиафа. Около 1616

Даниил в яме со львами. 1613-1616

Жертвоприношение Исаака. Около 1621

Избиение младенцев. 1637

Извещение Марии о скорой смерти. 1609-1612

Иоанн Богослов на Патмосе. 1616-1619

Искушение Христа. 1620

Каин убивает Авеля. 1608-1609. Фрагмент

Кесарево — кесарю. Божье — Богу. Около 1612

Коронование Девы Марии

Коронование Марии. Около 1613

Крещение Христа. 1605. Фрагмент

Крещение Христа. 1616-1619

Лот с дочерьми

Лот с дочерьми, покидающие Содам. Около 1613-1615

Лот с семьей, покидающие Содом. 1625

Мадонна с Младенцем в окружении ангелов. 1618

Мадонна с Младенцем в цветочной гирлянде (совместно с Яном Брейгелем I). 1620

Мадонна с Младенцем в цветочной гирлянде (совместно с Яном Брейгелем I). 1621

Мадонна с Младенцем и святыми Елизаветой и Иоаннам Крестителем. Около 1615

Мадонна с Младенцем и святыми. 1634

Мадонна с Младенцем на троне. Около 1628

Мадонна с Младенцем со святой Елизаветой и маленьким Иоанном. 1600-1608

Мадонна с Младенцем. 1616-1618

Мадонна с Младенцем. 1620-1624

Мадонна с Младенцем. 1625/1628. Фрагмент

Мадонна, поклоняющаяся спящему Младенцу. 1615-1618. Фрагмент

Маленькие Иисус и Иоанн с ангелочками

Маленькие Иисус и Иоанн с двумя ангелами. 1615-1620

Маленькие Христос и Иоанн Креститель. Фрагмент

Моисей с медным змеем. 1610

Мученичество Иоанна Богослова. 1616-1619

Непорочное зачатие. 1628-1629

Несение креста

Несение креста. 1634-1637. Фрагмент

Обращение Паола. 1610-1612

Обрезание Господне. 1605

Обучение Марии. 1630-1635. Фрагмент

Оплакивание Христа Девой Марией и святым Иоанном. 1614/1615

Оплакивание Христа

Оплакивание Христа. 1602. Фрагмент

Оплакивание Христа. 1614

Оплакивание Христа. Около 1618

Падение ангелов. Около 1619

Падение мятежных ангелов. 1620

Погребение Христа113

Погребение Христа. 1615-1616

Поклонение волхвов

Поклонение волхвов. 1609/1628-1629

Поклонение волхвов. 1616

Поклонение волхвов. 1618-1619

Поклонение волхвов. 1624. Фрагмент

Поклонение волхвов. 1626-1629

Поклонение пастухов. 1608

Поклонение пастухов. Около 1608

Положение во гроб. Около 1612

Поражение Сеннахирима

Пророк Илия и ангел в пустыне. 1628-1629

Путь на Голгофу

Распятие

Распятие. 1616-1619

Распятие. 1619-1620. Фрагмент

Распятый Христос. 1610-1611

Саломея с головой Иоанна Крестителя. 1616-1619

Самсон и Далила

Самсон и Далила. Около 1610

Святая Троица

Святое семейство под яблоней. Около 1632

Святое семейство с Елизаветой и Иоанном Крестителем. Около 1630

Святое семейство с попугаем. Около 1614

Святое семейство со святой Анной. 1628-1630

Святое семейство со святой Елизаветой и маленьким Иоанном Крестителем

Святое семейство со святой Елизаветой и маленьким Иоаннам Крестителем. Около 1615

Снятие с креста. 1612-1614

Снятие с креста. 1614-1615

Страшный суд. 1617

Страшный суд. Около 1620

Сусанна и старцы

Сусанна и старцы. 1607-1608. Фрагмент

Сусанна и старцы. 1609-1610

Сусанна и старцы. 1614

Тайная вечеря. 1631-1632219

Три креста. Около 1620

Ужин в Эммаусе. 1638

Христос — Владыка мира

Христос вручает святому Петру ключи от рая. 1613/1615

Христос и грешница

Христос и Мария Магдалина. 1618

Христос на кресте в окружении ангелов, собирающих его кровь

Христос на кресте. 1610. Фрагмент

Христос на кресте. 1612

Христос, умывающий ноги ученикам. 1632

Чистилище. 1634-1636

Эдемский сад с грехопадением (совместно с Янам Брейгелем І). Около 1615. Фрагмент

Экстаз Марии Магдалины. 1619-1620

Юдифь с головой Олоферна. 1620-1622. Фрагмент

Юдифь с головой Олоферна. Около 1616

Светоч знаний

Огромный успех Рубенса, поразившего публику необыкновенной монументальностью, драматизмом и экспрессией своих картин, привлек к нему многочисленных учеников. Мастерская художника считалась лучшей профессиональной школой во Фландрии. Живописец развивал индивидуальные дарования в каждом из своих учеников. Однако количество желающих поступить к «Великому Рубенсу» было настолько велико, что ему приходилось многим отказывать. В числе отвергнутых не редко оказывались даже близкие родственники и друзья, что серьезно осложняло жизнь. Вот, что писал Рубенс Якобу де Би по этому поводу в письме от 11 мая 1611: «Я действительно не могу принять к себе молодого человека, которого Вы мне рекомендуете. Я до такой степени осажден просьбами со всех сторон, что некоторые ученики уже несколько лет ждут у других мастеров, чтобы я мог принять их к себе… Я могу сказать с полной правдивостью и без малейшего преувеличения, что я был принужден отклонить более ста кандидатов, в том числе моих родственников или родственников моей жены, и этим вызвал глубокое неудовольствие некоторых моих лучших друзей».

В выполнении огромного количества заказов Рубенсу помогали ученики. Вот что по этому поводу писал немецкий художник Иоахим фон Зандрарт: «Он (Рубенс) всегда сам сочинял композицию будущей картины на эскизе в две-три пяди высотой, по этому эскизу его ученики., писали картину на большом холсте, который он потом проходил кистью или сам исполнял наиболее важные места». Но самые лучшие произведения написаны мастером самостоятельно. Зандрарт высоко оценивал Рубенса — педагога. В своей работе, посвященной художнику, он о своих подопечных и «использовал их в соответствии с их склонностями и способностями».

Уверение Фомы. Триптих. 1613–1615

Поклонение волхвов. 1624

Распятие. 1610–1611

Симон и Перо. 1625

Очень многие из тех, кто брал уроки в мастерской живописца, впоследствии составили славу и гордость фламандской школы. Самыми известными из них являются Антонис Ван Дейк (1599–1641) и Франц Снайдерс (1579–1657). Однако из мастерской Рубенса выходили не только живописцы, но также архитекторы, скульпторы, граверы.

И. Кравченко – Галерея Боргезе

Питер Пауль Рубенс (1577–1640) Оплакивание Христа 1602. Холст, масло. 180×137

Рубенс, чье имя неразрывно связано со стилем барокко, написал эту картину во время своего первого приезда в Рим. Он объединил здесь иконографию пьеты – плача Богоматери над Сыном – и положения во гроб.

Мария поддерживает умершего Христа, Его тело выглядит отяжелевшим, голова клонится к плечу. Вокруг стоят святые Иосиф Аримафейский, Иоанн Евангелист и Мария Магдалина.

Почти натуралистически изображено тело Спасителя, остальные герои погружены в глубокие переживания. Напряженная атмосфера полотна создается и тесной постановкой фигур, как это часто бывало в барочном искусстве.

Теме распятия Христа вторят рельефы на саркофаге со сценами жертвоприношения.

Мастер натюрморта из Хартфорда (работал около 1600) Натюрморт с фруктами, овощами, цветами и двумя ящерицами. До 1607. Холст, масло. 105×184

Итальянский художник, кисти которого принадлежит данная картина, условно назван по натюрморту, хранящемуся в Хартфорде.

Литература

  • Вирсавия у фонтана // Дрезденская галерея. — М.: Директ-Медиа, 2011. — Т. 8. Дрезденская картинная галерея. — 96 с. — (Великие музеи мира). — ISBN 978-5-87107-247-9.
  • Буркхардт, Якоб. Рубенс / Пер. с нем. И. Стребловой. — СПб.: Академический проект, 2000. — 240 с. — ISBN 978-5-733-102-108.
  • Зейдевиц, Рут; Зейдевиц, Макс. Подаренный Геркулес / Пер. с нем. С. Д. Комарова. — М.: Изобразительное искусство, 1975. — 288 с.
  • Маркс, Харальд. Обзор Дрезденской картинной галереи старых мастеров / Пер. Н. В. Кардинар. — Дрезден: Государственные собрания произведений искусств Дрездена, 1988. — 248 с.
  • Лекуре М.-А. Рубенс / Пер. с фр. Е. В. Головиной; Предисл. А. П. Левандовского. — М. : Молодая Гвардия, 2002. — 394 с. — (Жизнь замечательных людей. Вып. 1020 (820)). — ISBN 978-5-235-03498-3.
  • Рубенс, Пётр Павел. Письма / пер. А. А. Ахматовой; коммент. В. Д. Загоскиной и М. И. Фабриканта; вступ. ст. В. Н. Лазарева; ред. и предисл. А. М. Эфроса. — М.; Л.: Academia, 1933. — 342 с. — 5300 экз.
  • Холл, Джеймс. Словарь сюжетов и символов в искусстве = Dictionary of Subjects and Symbols in Art / Пер. с англ. и вступительная статья А. Майкапара. — М.: Крон-Пресс, 1996. — 656 с. — ISBN 5-323-01078-6.
  • Wedgwood C. V. The World of Rubens 1577—1640. — N. Y. : Time Inc., 1967. — 192 p.

Высочайшие достижения

Произведения 1615–1620 являются еще более выразительными, приобретают большую композиционную усложненность, стремительное движение и носят ярко выраженный барочный характер. В работах этого периода чувствуется полно та и динамика бытия. Жизнеутверждающий характер пронизывает все, даже написанные на драматические сюжеты, полотна.

Героями картин Рубенса становились исключительно прекрасные как духовно, так и физически люди. Живописца привлекали темы, рассказывающие о высокой стойкости несгибаемого человеческого духа, героическом начале, способности к подвиг) («Христос в терновом венце», «Отцелюбие римлянки») (обе около 1612, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Интересно отметить, что для фигуры Христа в композиции «Христос в терновом венце» мастер использовал свою раннюю итальянскую зарисовку известной античной скульптуры «Кентавр». Впрочем, памятники античности и зарисовки с них долгие годы служили ему источником вдохновения. Исключительная сила творческого потенциала мастера особенно четко выражена именно в этом полотне. Фигура Христа, уподобленная античной статуе, сохраняет напряженный дух, свойственный работам Рубенса. Вложив в картину всю остроту и выразительность, живописец добился удивительно гармоничного контраста ярко освященного тела Христа и темного фона полотна. Но выразительность картины достигнута не столько благодаря поразительным техническим приемам, сколько экспрессивному изображению трагичной центральной фигуры Христа.

Христос в терновом венце. 1612

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: