БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА
Питер Пауль Рубенс родился в Германии, в 1577 году, в семье фламандского юриста, по религиозным мотивам покинувшего родной Антверпен. Отец умирает через год после его рождения, а через 10 лет семья возвращается в Антверпен, где у матери есть собственность и скромные средства для жизни. Рубенс начинает пажескую службу в графском доме и скоро проявляет такой горячий интерес к рисованию, что его матери приходится уступить ему, несмотря на собственные планы образования сына. Весной 1600 года будущий гений отправляется навстречу солнцу живописи, сияющему из Италии.
Вернувшись в Антверпен на похороны матери, он остаётся на Родине и принимает предложение стать придворным живописцем эрцгерцога Альберта и инфанты Изабеллы.
Его острый ум, блестящая образованность и природный такт делали его неотразимым в любом общении. В 1609 году он женится на дочери статссекретаря Изабелле Брант, по горячей, взаимной любви. Их союз длился до 1626 года, до безвременной смерти Изабеллы, и был полон счастья и гармонии. В этом браке родились трое детей.
Биографы и исследователи творчества Рубенса единодушно отмечают его необычайную свободу в живописи. При этом никто не мог упрекнуть его в нарушении канонов или дерзости. Его полотна производят впечатление откровения, полученного им от самого Творца. Сила и страстность его творений и по сей день внушают зрителям благоговейный трепет. Масштабность картин в сочетании с изумительным композиционным мастерством и тонко прописанными деталями создают эффект погружения души в произведение искусства. Все тонкости переживаний, вся гамма человеческих чувств и эмоций были подвластны кисти Рубенса, соединяясь с мощной техникой художника в его творениях, большая часть которых счастливо сохранена до наших дней. Рубенс создал собственную школу, считавшуюся лучшей в Европе. Не только художники, но и скульпторы, и гравёры обучались у Мастера. и продолжили его славу.
В 1630 году он вновь женился на юной Елене Фоурмен (Фаурмент), дальней родственнице покойной жены. Она подарила ему пятерых детей. Семья живёт за городом, и Рубенс пишет много пейзажей, сельских праздников на лоне природы. Он вновь счастлив и умиротворён. Его зрелое мастерство становится величественным и близким к абсолютному совершенству.
Позже начинают сказываться годы непрерывного труда, Рубенса мучает подагра, руки отказываются подчиняться.
30 мая 1640 года в полном блеске славы и в расцвете таланта Питер Пауль Рубенс покидает земной мир. Его похоронили с невиданными почестями, а в знак признания величия его заслуг перед гробом несли золотую корону.
Бог живописцев
Первым крупным заказом, полученным Рубенсом в Антверпене, стала большая картина «Поклонение пастухов» (1608, Сант Паулускерк, Антверпен) для зала антверпенской ратуши. Это был дебют художника в родном городе. Как и многие его ранние произведения, полотно было отмечено сильным влиянием итальянского искусства. Светотеневые контрасты, характерные для произведений Микеланджело да Караваджо, Рубенс довольно часто привносил в свои работы на религиозные и мифологические сюжеты, написанные в этот период.
Своим композиционным и колористическим построением «Поклонение пастухов» с некоторыми дополнениями достаточно точно повторяет картину Корреджо «Ночь». Однажды французский художник Делакруа по этому поводу заметил, что Рубенс «обладал даром вбирать в себя все чужое… Он был переполнен величайшими образцами, но следовал тому началу, которое носил в самом себе».
Переосмысление итальянского опыта заметно также в произведениях живописца с религиозными сюжетами. Работая над заказами для церкви, мастер никогда не чувствовал себя стесненным рамками канонов.
Успех и славу лучшего живописца Антверпена Рубенсу принесло исполнение двух триптихов: «Воздвижение креста» (около 1610–1611, Собор Антверпена) и «Снятие с креста» (1611–1614, Собор Антверпена). Известно, что мастер задумал композицию первой картины еще в Италии, но реализовать смог только на родине. Как и в предыдущем произведении, в ней можно отметить итальянское влияние, выражающееся в предметной материальности и острой жизненной характерности. Внутреннее напряжение, динамика жестов и поз героев, драматическая экспрессия, мощная светотень и пластическая выразительность формы роднят это полотно с работами Караваджо.
Поклонение пастухов. 1608
Воздвижение креста. Триптих. Около 1610–1611
Снятие с креста. Триптих. 1611–1614
Композиции Рубенса сильны и значительны. В них изображены два момента драмы, разыгравшейся на Голгофе. Каждый персонаж имеет свой неповторимый индивидуальный характер, наиболее полно раскрывающийся через взаимодействие с окружающей средой и другими фигурами. В руки Иисуса не расставлены широко в стороны, а вытянуты вверх над головой, Его лицо искажено приступом боли, пальцы плотно сжаты, а все мышцы тела напряжены. Усилия палачей, поднимающих крест, резкие ракурсы фигур, беспокойные блики света и тени сливаются в единый динамичный порыв, объединивший человека и природу. У верующих, смотрящих на эту картину, не должно было остаться ни малейшего сомнения в том, какую великую жертву принес Иисус ради них.
«Снятие с креста» имеет совершенно иное внутреннее звучание. Пластичное, грациозное, почти изящное тело Христа невесомо. Рубенс уподобляет Его прекрасному срезанному цветку. С неимоверным усилием близкие Христа стремятся удержать на весу Его безжизненное тело. Иисуса окружают мать, друзья, среди которых, на первом плане, «самая любящая и самая слабая из женщин, в хрупкости, фации и раскаянии которой воплотились все земные грехи, прощенные, отпущенные и теперь уже искупленные».
Композиционное построение достаточно лаконично. В нем нет изображения резких жестов, криков, мук, слез. Богоматерь сдерживает рыдания. Ее невыразимую скорбь живописец показал через сдержанный жест, заплаканное лицо и покрасневшие от слез глаза.
«Снятие с креста» относится, пожалуй, к самым убедительным произведениям Рубенса, потому что в его основе лежит личное сопереживание художника изображенному событию — скорби родных и близких об Умершем. В сюжете живописца привлекли человеческие переживания и страсти.
В отличие от «Поклонения пастухов», в триптихах очевидна широта таланта Рубенса, которая отразилась в силе обобщенности, масштабности образов, яркой зрелищности, соединенной с глубоким жизненным содержанием — именно таковы будут характерные черты всех последующих работ художника. С этого момента современники стали называть его «богом живописцев».
Положение во гроб. 1611–1612
Рубенс — Библейские картины
М. : ООО «ИЭ Русский Мир», 2015. — 240 с.
ISBN 978-5-7793-4642-9
Рубенс. Библейские картины — Содержание
Автопортрет
Адам и Ева
Адам и Ева. Между 1597 и 1600. Фрагмент
Апокалипсис. 1623-1624
Бичевание Христа. 1617
Бичевание Христа. Фрагмент
Благовещение
Благовещение. 1609
Благовещение. Около 1628
Введение Марии во храм
Ветхозаветное жертвоприношение. Около 1626
Вирсавия о купальне. Около 1635
Возвращение Святого семейства из Египта
Воздвижение креста (триптих о соборе Антверпена). 1610-1611
Воздвижение креста
Воздвижение креста
Воздвижение распятого Христа. 1610
Вознесение Богоматери. 1626
Вознесение Девы Марии
Вознесение Девы Марии. 1620-е
Вознесение Девы Марии. Около 1611-1612
Вознесение Марии. 1616-1618
Вознесение Марии. Около 1611/1614
Воскресение Христа. 1611-1612
Воскресение Христа. 1617-1619
Воскресение Христа. Около 1616
Воскрешение Лазаря
Воскрешение Лазаря. Около 1620
Вручение ключей от чистилища и рая святому Петру. Около 1616
Встреча Авраама и Мелхиседека. 1621
Встреча Авраама и Мелхиседека. Около 1626
Встреча Давида и Авигеи. 1625-1628. Фрагмент
Вход Христа в Иерусалим. 1632
Давид, о6езглавляющий Голиафа. Около 1616
Даниил в яме со львами. 1613-1616
Жертвоприношение Исаака. Около 1621
Избиение младенцев. 1637
Извещение Марии о скорой смерти. 1609-1612
Иоанн Богослов на Патмосе. 1616-1619
Искушение Христа. 1620
Каин убивает Авеля. 1608-1609. Фрагмент
Кесарево — кесарю. Божье — Богу. Около 1612
Коронование Девы Марии
Коронование Марии. Около 1613
Крещение Христа. 1605. Фрагмент
Крещение Христа. 1616-1619
Лот с дочерьми
Лот с дочерьми, покидающие Содам. Около 1613-1615
Лот с семьей, покидающие Содом. 1625
Мадонна с Младенцем в окружении ангелов. 1618
Мадонна с Младенцем в цветочной гирлянде (совместно с Яном Брейгелем I). 1620
Мадонна с Младенцем в цветочной гирлянде (совместно с Яном Брейгелем I). 1621
Мадонна с Младенцем и святыми Елизаветой и Иоаннам Крестителем. Около 1615
Мадонна с Младенцем и святыми. 1634
Мадонна с Младенцем на троне. Около 1628
Мадонна с Младенцем со святой Елизаветой и маленьким Иоанном. 1600-1608
Мадонна с Младенцем. 1616-1618
Мадонна с Младенцем. 1620-1624
Мадонна с Младенцем. 1625/1628. Фрагмент
Мадонна, поклоняющаяся спящему Младенцу. 1615-1618. Фрагмент
Маленькие Иисус и Иоанн с ангелочками
Маленькие Иисус и Иоанн с двумя ангелами. 1615-1620
Маленькие Христос и Иоанн Креститель. Фрагмент
Моисей с медным змеем. 1610
Мученичество Иоанна Богослова. 1616-1619
Непорочное зачатие. 1628-1629
Несение креста
Несение креста. 1634-1637. Фрагмент
Обращение Паола. 1610-1612
Обрезание Господне. 1605
Обучение Марии. 1630-1635. Фрагмент
Оплакивание Христа Девой Марией и святым Иоанном. 1614/1615
Оплакивание Христа
Оплакивание Христа. 1602. Фрагмент
Оплакивание Христа. 1614
Оплакивание Христа. Около 1618
Падение ангелов. Около 1619
Падение мятежных ангелов. 1620
Погребение Христа113
Погребение Христа. 1615-1616
Поклонение волхвов
Поклонение волхвов. 1609/1628-1629
Поклонение волхвов. 1616
Поклонение волхвов. 1618-1619
Поклонение волхвов. 1624. Фрагмент
Поклонение волхвов. 1626-1629
Поклонение пастухов. 1608
Поклонение пастухов. Около 1608
Положение во гроб. Около 1612
Поражение Сеннахирима
Пророк Илия и ангел в пустыне. 1628-1629
Путь на Голгофу
Распятие
Распятие. 1616-1619
Распятие. 1619-1620. Фрагмент
Распятый Христос. 1610-1611
Саломея с головой Иоанна Крестителя. 1616-1619
Самсон и Далила
Самсон и Далила. Около 1610
Святая Троица
Святое семейство под яблоней. Около 1632
Святое семейство с Елизаветой и Иоанном Крестителем. Около 1630
Святое семейство с попугаем. Около 1614
Святое семейство со святой Анной. 1628-1630
Святое семейство со святой Елизаветой и маленьким Иоанном Крестителем
Святое семейство со святой Елизаветой и маленьким Иоаннам Крестителем. Около 1615
Снятие с креста. 1612-1614
Снятие с креста. 1614-1615
Страшный суд. 1617
Страшный суд. Около 1620
Сусанна и старцы
Сусанна и старцы. 1607-1608. Фрагмент
Сусанна и старцы. 1609-1610
Сусанна и старцы. 1614
Тайная вечеря. 1631-1632219
Три креста. Около 1620
Ужин в Эммаусе. 1638
Христос — Владыка мира
Христос вручает святому Петру ключи от рая. 1613/1615
Христос и грешница
Христос и Мария Магдалина. 1618
Христос на кресте в окружении ангелов, собирающих его кровь
Христос на кресте. 1610. Фрагмент
Христос на кресте. 1612
Христос, умывающий ноги ученикам. 1632
Чистилище. 1634-1636
Эдемский сад с грехопадением (совместно с Янам Брейгелем І). Около 1615. Фрагмент
Экстаз Марии Магдалины. 1619-1620
Юдифь с головой Олоферна. 1620-1622. Фрагмент
Юдифь с головой Олоферна. Около 1616
Светоч знаний
Огромный успех Рубенса, поразившего публику необыкновенной монументальностью, драматизмом и экспрессией своих картин, привлек к нему многочисленных учеников. Мастерская художника считалась лучшей профессиональной школой во Фландрии. Живописец развивал индивидуальные дарования в каждом из своих учеников. Однако количество желающих поступить к «Великому Рубенсу» было настолько велико, что ему приходилось многим отказывать. В числе отвергнутых не редко оказывались даже близкие родственники и друзья, что серьезно осложняло жизнь. Вот, что писал Рубенс Якобу де Би по этому поводу в письме от 11 мая 1611: «Я действительно не могу принять к себе молодого человека, которого Вы мне рекомендуете. Я до такой степени осажден просьбами со всех сторон, что некоторые ученики уже несколько лет ждут у других мастеров, чтобы я мог принять их к себе… Я могу сказать с полной правдивостью и без малейшего преувеличения, что я был принужден отклонить более ста кандидатов, в том числе моих родственников или родственников моей жены, и этим вызвал глубокое неудовольствие некоторых моих лучших друзей».
В выполнении огромного количества заказов Рубенсу помогали ученики. Вот что по этому поводу писал немецкий художник Иоахим фон Зандрарт: «Он (Рубенс) всегда сам сочинял композицию будущей картины на эскизе в две-три пяди высотой, по этому эскизу его ученики., писали картину на большом холсте, который он потом проходил кистью или сам исполнял наиболее важные места». Но самые лучшие произведения написаны мастером самостоятельно. Зандрарт высоко оценивал Рубенса — педагога. В своей работе, посвященной художнику, он о своих подопечных и «использовал их в соответствии с их склонностями и способностями».
Уверение Фомы. Триптих. 1613–1615
Поклонение волхвов. 1624
Распятие. 1610–1611
Симон и Перо. 1625
Очень многие из тех, кто брал уроки в мастерской живописца, впоследствии составили славу и гордость фламандской школы. Самыми известными из них являются Антонис Ван Дейк (1599–1641) и Франц Снайдерс (1579–1657). Однако из мастерской Рубенса выходили не только живописцы, но также архитекторы, скульпторы, граверы.
И. Кравченко – Галерея Боргезе
Питер Пауль Рубенс (1577–1640) Оплакивание Христа 1602. Холст, масло. 180×137
Рубенс, чье имя неразрывно связано со стилем барокко, написал эту картину во время своего первого приезда в Рим. Он объединил здесь иконографию пьеты – плача Богоматери над Сыном – и положения во гроб.
Мария поддерживает умершего Христа, Его тело выглядит отяжелевшим, голова клонится к плечу. Вокруг стоят святые Иосиф Аримафейский, Иоанн Евангелист и Мария Магдалина.
Почти натуралистически изображено тело Спасителя, остальные герои погружены в глубокие переживания. Напряженная атмосфера полотна создается и тесной постановкой фигур, как это часто бывало в барочном искусстве.
Теме распятия Христа вторят рельефы на саркофаге со сценами жертвоприношения.
Мастер натюрморта из Хартфорда (работал около 1600) Натюрморт с фруктами, овощами, цветами и двумя ящерицами. До 1607. Холст, масло. 105×184
Итальянский художник, кисти которого принадлежит данная картина, условно назван по натюрморту, хранящемуся в Хартфорде.
Литература
- Вирсавия у фонтана // Дрезденская галерея. — М.: Директ-Медиа, 2011. — Т. 8. Дрезденская картинная галерея. — 96 с. — (Великие музеи мира). — ISBN 978-5-87107-247-9.
- Буркхардт, Якоб. Рубенс / Пер. с нем. И. Стребловой. — СПб.: Академический проект, 2000. — 240 с. — ISBN 978-5-733-102-108.
- Зейдевиц, Рут; Зейдевиц, Макс. Подаренный Геркулес / Пер. с нем. С. Д. Комарова. — М.: Изобразительное искусство, 1975. — 288 с.
- Маркс, Харальд. Обзор Дрезденской картинной галереи старых мастеров / Пер. Н. В. Кардинар. — Дрезден: Государственные собрания произведений искусств Дрездена, 1988. — 248 с.
- Лекуре М.-А. Рубенс / Пер. с фр. Е. В. Головиной; Предисл. А. П. Левандовского. — М. : Молодая Гвардия, 2002. — 394 с. — (Жизнь замечательных людей. Вып. 1020 (820)). — ISBN 978-5-235-03498-3.
- Рубенс, Пётр Павел. Письма / пер. А. А. Ахматовой; коммент. В. Д. Загоскиной и М. И. Фабриканта; вступ. ст. В. Н. Лазарева; ред. и предисл. А. М. Эфроса. — М.; Л.: Academia, 1933. — 342 с. — 5300 экз.
- Холл, Джеймс. Словарь сюжетов и символов в искусстве = Dictionary of Subjects and Symbols in Art / Пер. с англ. и вступительная статья А. Майкапара. — М.: Крон-Пресс, 1996. — 656 с. — ISBN 5-323-01078-6.
- Wedgwood C. V. The World of Rubens 1577—1640. — N. Y. : Time Inc., 1967. — 192 p.
Высочайшие достижения
Произведения 1615–1620 являются еще более выразительными, приобретают большую композиционную усложненность, стремительное движение и носят ярко выраженный барочный характер. В работах этого периода чувствуется полно та и динамика бытия. Жизнеутверждающий характер пронизывает все, даже написанные на драматические сюжеты, полотна.
Героями картин Рубенса становились исключительно прекрасные как духовно, так и физически люди. Живописца привлекали темы, рассказывающие о высокой стойкости несгибаемого человеческого духа, героическом начале, способности к подвиг) («Христос в терновом венце», «Отцелюбие римлянки») (обе около 1612, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Интересно отметить, что для фигуры Христа в композиции «Христос в терновом венце» мастер использовал свою раннюю итальянскую зарисовку известной античной скульптуры «Кентавр». Впрочем, памятники античности и зарисовки с них долгие годы служили ему источником вдохновения. Исключительная сила творческого потенциала мастера особенно четко выражена именно в этом полотне. Фигура Христа, уподобленная античной статуе, сохраняет напряженный дух, свойственный работам Рубенса. Вложив в картину всю остроту и выразительность, живописец добился удивительно гармоничного контраста ярко освященного тела Христа и темного фона полотна. Но выразительность картины достигнута не столько благодаря поразительным техническим приемам, сколько экспрессивному изображению трагичной центральной фигуры Христа.
Христос в терновом венце. 1612