Кипренский Орест Адамович (13 марта 1782 — 5 октября 1836)
Выдающийся русский художник-портретист.
Был внебрачным сыном крепостной крестьянки, детство провёл в крепостной
семье. Получил вольную и был определён в воспитательное училище при
петербургской академии художеств. В Академии К. учился 15 лет и по окончании
(в 1803) состоял при ней 6 лет пенсионером.
Уже в эти годы К. проявил блестящий талант рисовальщика, достигая в
своих натурных и композиционных рисунках большой свободы, экспрессии
и эмоциональной выразительности.
В 1805 К. была исполнена картина «Дмитрий Донской на Куликовом
поле», в которой отразились патриотические настроения передовой дворянской
интеллигенции. За эту картину художник получил золотую медаль 1-й степени.
Но подлинное призвание К. сказалось в первом же написанном им
портрете А. К. Швальбе
(1804), выделявшемся выразительной, энергичной характеристикой
и высоким живописным мастерством. В
1804 исполнены портреты А. Р. Томилова, Е. П. Корсакова, И. В. Кусова,
в которых при известной парадности проявилась уже характерная для К.
человечность образа.
С 1809 К. работал в Москве и Твери. К этому времени откосятся портреты
Ев. Давыдова, К. П. Ростопчиной, Ф. В. Ростопчина (1809), мальчика Челищева,
автопортрет , портреты Н. С. Мосолова и И. А. Гагарина (1811). Правдиво
передавая индивидуальные черты моделей, К. сумел воплотить в своих лучших
портретах большое общественное содержание, показать человеческое достоинство
и глубину духовной культуры изображаемых людей: за их внешним спокойствием
всегда ощущаются живые человеческие чувства.
Вернувшись в 1812 в Петербург, он приступил к созданию серии карандашных
портретов участников Отечественной войны: среди них были герой Березины
К. И. Чаплиц, братья А. П. и М. П. Ланские, ополченцы А. Р. Томилов
и П. А. Оленин (1813), поэт К. Н. Батюшков (1815) и др.
В 1814-16 исполнены портреты Д. Н. Хвостовой, В. С. Хвостова , поэта
В. А. Жуковского и др., принадлежащие к замечательным созданиям
художника, приобретшего уже широкую известность.
В 1816 К. уехал в Италию для изучения живописи старых мастеров. Его
слава распространилась далеко за пределы России. В 1819 флорентийская
Академия художеств заказала К. автопортрет для галереи Уффици.
Продолжая работать в эти годы над портретами (К. М. Голицина, ок. 1819,
Е. С. Авдулиной, 1822), художник обращался к аллегорическим и античным
темам (эскизы и картон «Аполлон, поражающий Пифона», картина «Анакреноова
гробница», 1820). Черты условности и отвлечённости проявилась в картинах
«Молодой садовник» (1817) и «Девочка в маковом венце» (1819).
Возвратившись на родину в 1823, к. создал яркие реалистичные портреты:
декабриста И. А. Анненкова (1823), Н. П. Трубецкого (1826), Е. А. Телешовой,
автопортрет (1828) и др. . Особое значение имеет портрет А. С. Пушкина
(1827), вдохновенно передающий облик гениального поэта, его «дум высокое
стремление».
Наступившая после разгрома декабристов николаевская реакция заставила
художника вновь уехать в 1828 в Италию, где он умер.
Последние годы его жизни полны творческих метаний: он исполнил поверхностную
сентиментальную картину «Мальчик — ладзароне» (1831), пышный и внешне
эффектный портрет М. А. Потоцкой и С. А Шуваловой. Наиболее значительные
произведения последних лет — картина «Читатели газет в Неаполе» (1831),
навеянная национально-освободительным движением в Польше, и портрет
скульптора Б. Торвальдсена (1833).
Основные произведения К. хранятся в Третьяковской галерее в Москве и
в Русском музее в Санкт-Петербурге.
Портрет Е.С. Авдулиной. 1822–1823
Кипренский О.А.Холст, масло81 x 64,3
Русский музей
Аннотация
Портрет завершил собою ряд произведений, исполненных Кипренским во время первой поездки за границу (1816-1823). Его смело можно отнести к числу наиболее блистательных изображений в русском искусстве первой половины XIX века.
Екатерина Сергеевна Авдулина (1788–1832), урожденная Яковлева, дочь действительного статского советника и кавалера нескольких орденов, жена генерал-майора лейб-гвардии Кавалергардского полка, члена Общества поощрения художников А.Н. Авдулина. Богатая светская женщина, она давала в Санкт-Петербурге балы, на которых бывал и А.С. Пушкин.
Одухотворенный облик модели, болезненное с тонкими чертами лицо, увядающий хрупкий гиацинт на окне, изысканность всего художественного строя полотна заставляли современников сравнивать его с работами Леонардо да Винчи. Созданный в Париже, он действительно выдает влияние хранящейся в Лувре «Моны Лизы».
Современники отмечали исключительное мастерство отделки деталей. «Портрет весьма окончен, руки написаны и нарисованы прекрасно, черное шелковое платье, желтая турецкая шаль исполнены с чрезвычайным отчетом», – писал В.И. Григорович, секретарь Общества поощрения художников.
Полный мечтательной грусти портрет типичен для периода расцвета творчества художника. Наряду со знаменитым прижизненным портретом А.С. Пушкина относится к шедеврам его искусства.
Биография автора
Кипренский Орест Адамович (1782, Мыза Нежинская Оренбургского уезда Санкт-Петербургской губ. – 1836, Рим)
Живописец-портретист, рисовальщик.
Академик Императорской Академии художеств (с 1812). Профессор (с 1831).
Родился в усадьбе Нежинская Петербургской губернии. Сын дворового человека Адама Швальбе (по другой версии отцом художника был помещик А.С.Дьяконов) и крепостной крестьянки Анны Гавриловой. С 1788 учился в Академии художеств у Г.И. Угрюмова и Г.-Ф. Дуайена (1788–1803). Работал как портретист в Москве, Твери и Петербурге, преподавал. В 1816–1823 совершенствовался в Италии и Франции. С 1828 до конца жизни жил и работал в различных городах Италии: в Риме, Неаполе, Флоренции, Милане.
Крупнейший мастер романтического портрета, автор целой галереи графических и живописных портретов современников.
Творчество
О. Кипренский — первый по времени русский портретист XIX века. Его кисти принадлежит «Портрет А. К. Швальбе» (1804), которым он дебютировал как портретист. В Италии работу приняли за творение Рембрандта.
В 1809 году Кипренский создаёт «Портрет Е. В. Давыдова».
Наиболее известные произведения — портрет мальчика А. А. Челищева (1810—1811), портреты супругов Ростопчиных (1809) и Хвостовых (1814), хранящиеся в Третьяковской галерее, а также автопортрет (1808), изображения поэтов К. Н. Батюшкова (1815) в коллекции музея Института русской литературы Российской академии наук (Санкт-Петербург), В. А. Жуковского (1816).
В 1827 году О. А. Кипренским по заказу А. А. Дельвига был выполнен портрет А. С. Пушкина (весной того же года Пушкин стал моделью В. Тропинина). Кипренский решил всю прелесть пушкинской поэзии вложить в его глаза и пальцы. Глазам художник сообщил почти недоступную человеку чистоту, блеск и спокойствие, а пальцам поэта придал нервическую тонкость и силу. На создание портрета поэт ответил посвящением Кипренскому:
1831 год отмечен работами «Неаполитанская девочка с плодами» и «Читатели газет в Неаполе».
Слайд 16В 1823 году Кипренский возвращается в Россию, которая встретила
его неприветливо. Вокруг его имени ходили сплетни. Его покровителем стал
граф Шереметев, в доме которого он имел студию. В этом доме и был написан знаменитый портрет А.С.Пушкина – вершина его творчества. В нем он сумел уловить не только внешнее сходство, но и заглянул в самую глубь его души.Кипренский был историческим живописцем по масштабу своего мышления, своих дерзаний. Его мучительная, долгая работа над историческими, символико-аллегорическими произведениями содержала поиски новых путей в осознании происходящих событий. Но одни из этих произведений по прихоти своенравной судьбы не уцелели, другие же так и не были осуществлены.
Его понимание истории воплотилось в портретах. На протяжении тридцати лет Кипренский создал в портретах подлинную энциклопедию русского общества, поражающую диапазоном индивидуальных характеристик, проникновенной человечностью, художественным мастерством, наконец — личностью ее творца.
Шедевр живописца
Наиболее ярким примером мастерства Кипренского считается картина «Читатели газет в Неаполе», созданная им в 1831 году. Сейчас это произведение искусства хранится в Третьяковской галерее. До сих пор искусствоведы не могут разгадать весь смысл этого полотна. На картине изображены люди, читающие газетный переплет. Глядя на название заголовка, можно понять, что речь идет о польских событиях. В Польше произошло восстание в 1830 году, которое вскоре было подавлено царским военизированным отрядом. Из-за этих событий в стране отменили Конституцию, принятую 1815 году и переданную Александром Первым польскому народу.
И конечно, при взгляде на изображенных людей возникает невольный вопрос: кто они? Сам Кипренский говорил о русских путешественниках. Но многие полагают, что на картине присутствуют польские революционеры, раз речь идет о событиях в этой стране. Все волнения, которые происходили в Европе в 18 веке, продолжившиеся в 19-м, стали толчком для живописцев, начавших создание политических портретов и картин.
Свое мнение о данном полотне высказали знаменитые художники и знатоки. Они с уверенностью говорят, что работы Кипренского можно смело сравнить с полотнами великого Леонардо Да Винчи. И возможно, это действительно так.
Домашний портрет
Василий Тропинин предположительно по заказу Соболевского, а, может быть, и самого Александра Сергеевича, изобразил Пушкина-поэта в свободной позе, в халате с небрежно повязанным шейным платком.
Эта одежда символична и означала в те времена стремление к вольности и свободе. На этом портрете поэт захвачен мыслью, он творит. Лицо одухотворено внутренним волнением. Рукопись на столе подсказывает, что лишь на минуту Александр Сергеевич оторвался от нее. Взгляд невольно останавливается на руке, которая лежит на ней. Два перстня украшают ее. Один из них – талисман, с которым поэт не расставался и посвятил ему стихотворение.
Этот портрет необыкновенно хорош, но далеко не полно характеризует сложную личность. В совершенно ином ключе создал в том же 1827 году Орест Кипренский портрет Пушкина.
Слайд 15Картина написана по сюжету одноимённой повести Карамзина, с восторгом встреченной
публикой в 1792 году.
Спустя 35 лет после публикации «Бедной Лизы»
знаменитый мастер портрета Кипренский вновь обратился к трогательной истории о юной крестьянке, соблазнённой молодым дворянином, и воплотил своё видение Лизы на холсте.
Слова Карамзина «и крестьянки любить умеют» стали в конце XVIII века девизом целого поколения просвещённой дворянской молодежи, но Кипренский, будучи человеком нового поколения, уже спокойнее воспринимал сентиментальность прошедшей эпохи.
Искусствоведы отмечают в его полотне не только чистоту и нежность героини, но и холодноватый блеск красок. Художественный язык картины прост, но наполнен символами.
Сочетание розового и белого цветов в одежде Лизы означают чистоту и свежесть юности, а гвоздика в её руке — нежную искреннюю любовь.
Бедная Лиза, 1827. Масло, холст. 45×39 см.
Menu
Не вызывает сомнения тот факт, что оба портрета и кисти Кипренского и кисти Тропинина — выдающиеся произведения русской живописи. Уже при жизни Пушкина считали гением. Тем более интересно как рассматривали его современники, каким видели и каким хотели донести его образ до будущих поколений.
Содержание портрета Кипренского – это мысль и вдохновение, красота творческого деяния и высокое предначертание «избранника муз». Чистое, незамутненное чело, лицо спокойное и значительное, величавая, полная достоинства поза. Взгляд, устремленный вдаль, поверх зрителей, строгий сюртук и плед, перекинутый через плечо. Перед нами предстает поэт, историческое и всеобъемлющее значение которого не вызывает сомнений. Подмечена затаенная скорбь и тревога в глубине глаз, едва уловимая горечь в изгибе губ. Художнику удалось не только передать сходство, характер и психологию модели, но и уловить, и донести до зрителя редкостное мгновение творческого вдохновения, рождение поэтической мысли. |
Тропинин видел Пушкина несколько иначе. Он не слагал возвышенных гимнов и элегий, он говорил чистым и ясным языком. В его произведении Пушкин дома, он одет в просторный халат, рубашку с мягким открытым воротом, вокруг шеи небрежно повязан платок. Образ поэта становится от этого мягче, интимнее, доступнее. Но художник не приземляет Пушкина, не низводит изображение великого поэта до уровня обычного жанрового портрета. Облик Пушкина исполнен высокой духовности, значительности, чувства собственного достоинства. Это не классик и романтик, как у Кипренского. Общительный и остроумный, злой и язвительный к врагам, нежный и мягкий с друзьями, мыслитель и писатель, поэт и прозаик – таким предстает Пушкин в портрете кисти Тропинина. |
Портрет, написанный Кипренским, дает образ Пушкина – великого русского поэта. Тропинин пишет Пушкина таким, как он есть: в домашнем халате, растрепанным. В портрете Тропинина нет поэтической силы, присущей работам Кипренского, но зато он ближе к жизни и человечнее. Только всеобъемлющий гений Пушкина мог воедино соединить контрасты истории и культуры. Кипренский и Тропинин, каждый по-своему, отобразили одну из граней. Оба эти портреты великолепно дополняют друг – друга.
Творчество Кипренского
О. Кипренский — первый по времени русский портретист XIX века.
Первый портрет в 1804 году на выставке в Санкт Петербурге который принес ему признание был Портрет Адама Швальбе, в 1805 г. картина Дмитрий Донской на Куликовом поле за, которую он был награжден большой золотой медалью.
Современники сравнивали его работы с жанрами лирической поэзии, стихотворным посвящением друзьям, что было хорошо распространено в Пушкинское время.
Кипренский во многом раскрыл для себя новые возможности в живописи. Каждый его портрет отличается все новым живописным строем, грамотно подобранными светом и тенью, разнообразным контрастом.
Кипренскому было присвоено звание академика.
Во время Отечественной войны рисовал множество графических портретов ветеранов войны в 1813 г. Е. И. Чаплица, А. Р. Томилова.
Некоторые замыслы художника остались не осуществленные. Орест Кипренский выдающийся мастер портретного искусства, получивший особую известность среди художников России.
Сочинение Описание картины Портрет мальчика Челищева Кипренского (8 класс)
Орест Кипренский за свой жизненный путь заслуженно стал знаменитым художником, широкую известность ему принесли его чудесные портреты. Его работы быстро заняли достойное место в области романтизма, вклад Кипренского в развитие этого направления как художника был очень высок. Одним из шедевров стала работа “Портрет мальчика Челищева”.
Автор на своей картине изображает мальчишку лет одиннадцати
Фон картины затемнен, такой метод даёт возможность художнику более выразительно продемонстрировать лицо героя, чтобы задний план не отвлекал зрительское внимание. Подобный прием присутствует во многих картинах данного автора
Взгляд мальчика автор изображает при помощи выразительных глаз, которые широко раскрыты. Судя по взгляду ребенок о чем-то думает.
Губы мальчика надуты, выделены автором красным оттенком. Чуть розоватое лицо, пряди темных волос закрывают половину лба и щеки. Прическа в целом соответствует той эпохе. По выражению лица мальчика видно, что он хочет казаться взрослее своих лет, но детские черты слишком выделены автором. Взрослый взгляд и надутые детские губы. Брови дугой показывают, что ребёнок удивлён. Можно подумать, что он уже в столь раннем возрасте задумывается о будущем, которое его ждет и старается понять законы бытия.
Не взирая на то, что запечатленный ребенок еще слишком мал, в нем уже заметны черты взрослого. Автор мастерски показал с помощью портрета ту линию перехода, когда ребенок из детства переходит в юность. Для мальчика ещё важны игры и баловство, но несмотря на это он уже начинает задумываться о взрослых вещах. Картина выполнена на контрасте, автором очень точно подобрана гамма цвета, оттенки темного разбавлены яркими штрихами. Например, темные волосы и светлое лицо, темный костюм и яркий свитер задают эмоциональный тон портрету.
В данном портрете нельзя найти ни единого лишнего мазка, который бы отвлекал зрительское внимание от портрета. Одеяние мальчика слишком простое, это сделано для того, чтобы зритель мог сконцентрировать свое внимание на взгляде ребенка
Как говорится, глаза – это зеркало души. Художник мастерски передает состояние души, пока еще юного героя.
2 сочинение
Орест Кипренский – один из величайших художников всех времён за свою жизнь сумел написать множество достойных внимания картин, которые по сей день хранятся в лучших коллекциях и музеях мира
Во время, когда творил Кипренский множество художников уделяли внимание портретной тематике. По мнению эксперта одной из самых выдающихся работ считается «Портрет мальчика Челищева»
Мнения людей об этой картине очень разные, однако, все знатоки искусства сходятся во мнении, что для создания такой картины потребовалось вложения большого количества сил и времени, в сочетании с умелой рукой автора это привело к созданию настоящего шедевра.
Автор изобразил двенадцатилетнего мальчика. На фоне темнота, что очень характерно для данного автора. Он старался рисовать свои картины именно так для того что бы ни отвлекать зрителя от основного объекта
Благодаря такому подходу зритель может, не отвлекаясь сконцентрировать своё внимание на лице мальчика, его эмоциях. На картине мальчик изображен в опрятной одежде
Его причёска такая же, как и у среднестатистического мальчика тех времён. Судя по его взгляду можно сделать вывод, что он смотрит вдаль, а, следовательно, пребывает в раздумьях.
На портрете ярко выражены черты лица, как взрослого человека, так и ребёнка. Складывается впечатление, что парень в своём столь юном возрасте думает о своём будущем и полностью понимает всё то, что его ждёт впереди на жизненном пути. На этой картине художник отлично передал момент перехода из мальчика в юношу. Это именно тот момент, когда мальчик ещё играет в игрушки, однако при этом уже достаточно поумнел что бы думать о серьёзных вещах. В таком возрасте из мальчика начинает формироваться мужчина. По лицу мальчика видно, что он уже обладает базовыми качествами настоящего мужчины, благодаря чему сможет в будущем стать великим человеком.
Орест Кипренский за свой творческий путь успел написать много полотен, которые на сегодняшний день служат отличным примером качественного искусства. В его картинах часто открывались житейские темы. Он никогда не говорил, о чём именно картина. Любой желающий может проанализировать картины Кипренского и понять их по-своему. Если хорошо разбираться в искусстве, можно без проблем понимать картины Кипренского, а если нет, лучше прочитать мнения экспертов после просмотра полотен что бы понять их правильно. Ведь главное – всегда понимать, что имеет ввиду автор, и соответственно стараться раскрыть его с лучшей стороны.
Кипренская живопись
Женские изображения – особая часть творческого пути Ореста Адамовича. Каждая картина Кипренского раскрывает душу творца, передает глубину образа, облика. Все это благодаря мастерству. Наиболее популярными считаются портреты Щербатовой, Авдулиной и Хвостовой. А самой выдающейся работой является изображение Ростопчиной. За широкой и добродушной улыбкой этой красивой женщины скрываются духовные и эмоциональные переживания. В рисунке явно присутствует драматизм, некий душевный кризис.
С 1813 по 1814 год Орест создал несколько карандашных портретных рисунков мальчиков и девочек разных возрастов. Каждый из них передает тончайшую грань детской натуры.
В те же годы Кипренский, картины которого уже пользовались популярностью, получил академическое звание, а через несколько лет стал советником в родной Художественной академии. Та пора считается наиболее удачной в плане признания таланта мастера.
Сочинение по картине «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле», 4 класс
Сочинение по картине
Взглянув на картину Михаила Ивановича Авилова в общем, то стоит обратить внимание на цветовую гамму. Небо хмурое, вокруг с двух сторон трава и воины сливающиеся с ней
На заднем плане по краям картины стоят уходящие вдаль войска. Здесь применены скромные, строгие, сероватые тона характеризуют выдержку, спокойствие войск, их второстепенность именно в данный момент. А вот в центре яркие краски одеяний, обмундирования, энергия действия. Здесь сошлись не на жизнь, а на смерть два воина Пересвет и Челубей. Короткий миг, с продолжением сюжета отражен на картине. Копья противников бьют в щиты друг друга. Но сила удара и ярости каждого из воинов такая, что ничего не может удержать смертоносных копий. Ни щиты, ни кольчуги не выдерживают удара. Копья бьют в воинов. Каждый из них практически слетает с седла лошади. При этом не смотря на то, что картина статичная, в ней очень живо отражены действия. Так головной убор Челубея слетает, гривы и хвосты лошадей развиваются, ноги Пересвета уперлись с силой в стремя. В итоге красками Авилов передаёт главное на картине, а динамикой линий действенность. Картина оставляет очень яркое эмоциональное впечатление, так как не только притягивает взгляд к краскам и действиям, но и заставляет задуматься о том, как же развивались события дальше. Какую ярость и желание защитить свои интересы чувствовали и главные герои картины и воины на втором плане. Картина является ярким и показательным произведением, позволяющим насладиться художественной работой автора, но и подстегивает побольше узнать о историческом событии «Куликовской битве».
Далее хотелось бы привести еще несколько коротких вариантов сочинения по той же самой картине
1 вариант
Короткое сочинение по картине «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле»
Картина художника Михаила Ивановича Авилова действенности и напряженного ожидания, своеобразной развязки: взвились могучие кони, всадники ударили друг друга острыми копьями – автор убедительно передал ощущение наивысшего напряжения в поединке двух богатырей. Он очень точно и верно выбрал и цвета для картины, чуть оттенив пока на второй план войска, которым еще только предстоит сражаться и центральный план со схваткой Пересвета и Челубея. Картина оставляет очень яркие впечатления и как художественная работа и как полотно заставляющее узнать о событии битвы чуть более, чем мы знали до этого.
2 вариант
Короткое сочинение по картине «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле»
Взглянув на полотно художника Михаила Ивановича Авилова , которое полно действенности и напряженного ожидания, чем же все закончится. Ведь здесь взвились могучие кони, всадники ударили друг друга острыми копьями. Художник убедительно передал ощущение наивысшего напряжения в поединке двух воинов. При этом Авилов точно и верно выбрал и цвета для картины, чуть оттенив пока на второй план войска. А вот в центре весьма ярко изобразив схватку Пересвета и Челубея. Картина оставляет очень яркие впечатления и как художественная работа и как полотно заставляющее узнать о событии битвы чуть более, чем мы знали до этого.
3 вариант
Короткое сочинение по картине «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле»
Произведение художника Михаила Ивановича Авилова действенности и напряженного ожидания, своеобразной развязки: взвились могучие кони, всадники ударили друг друга острыми копьями. Авилов убедительно передал ощущение высочайшего напряжения эмоций и действий в поединке двух богатырей. Он очень точно и верно выбрал и цвета для картины, чуть оттенив пока на второй план войска, которым еще только предстоит сражаться и центральный план со схваткой Пересвета и Челубея. Холст оставляет очень весьма яркие впечатления и как художественная работа и как полотно заставляющее узнать о событии Куликовской битвы чуть более, чем мы знали до этого.
- Краткое описание картины
- История сюжета
- Великая битва
- Пересвет и его образ
- Художественный образ Челубея
- Битва добра и зла
Биография
Орест Кипренский, внебрачный сын помещика А. С. Дьяконова, родился 13 (24) марта 1782 года на мызе Нежинской Ораниенбаумского уезда Санкт-Петербургской губернии (позднее — Ямбургского уезда, ныне — деревня Нежново Кингисеппского района Ленинградской области).
По документам был записан в семью крепостного Адама Карловича и Анны Гавриловны Швальбе. Получив вольную в 1788 году, был зачислен в Воспитательное училище при Петербургской Академии художеств под фамилией Кипренский. Учился в академии до 1803 года. Его учителями были Г. Угрюмов и Д. Левицкий. Награждался медалями за успешные работы: малая серебряная (1800), большая серебряная (1801); две малые золотые медали (1802): одну — за программу «Юпитер и Меркурий посещают Филемона и Бавкиду» и вторую — за эскиз памятника покойному профессору скульптуры Козловскому. Получил большую золотую медаль по задаче: «Представить Великого Князя Дмитрия Донского, когда по одержании победы над Мамаем, оставшиеся князья и прочие воины находят его в роще при последнем почти дыхании» (1805).
Получил в Академии аттестат 1-й степени и шпагу (1803) и был оставлен при Академии в качестве пансионера.
Жил в Москве (1809—1811), Твери во дворце принцессы Анны Павловны, дочери Павла I (1811—1812), Петербурге (до 1809, 1812—1816, 1823—1828), а в 1816—1822 годах и с 1828 года по 1836 год— в Риме и Неаполе. Путешествовал по Швейцарии (1816), Франции и Германии (1822—1823). Приехав в Италию, брал в Болонье[] уроки перспективы у Анжело Тозелли.
Уезжая из Италии в 1822 году, Кипренский письменно обратился к кардиналу Гонзальви с просьбой определить девочку в монастырский пансион. И оставил деньги на воспитание сироты. «В Париже русские художники, бывшие друзья Кипренского, не приняли его. Слух об убийстве дошёл и сюда. Двери враждебно захлопывались перед ним. Выставка картин, устроенная им в Париже, была встречена равнодушно. Газеты о ней промолчали. Кипренский был выброшен из общества. Он затаил обиду. В Италию возврата не было. Париж не хотел его замечать. Осталось одно только место на земле, куда он мог уехать, чтобы забыться от страшных дней и снова взяться за кисть. Это была Россия, покинутая родина, видевшая его расцвет и славу».
Спустя 14 лет, в июле 1836 года Кипренский вернулся в Рим; художник женился на бывшей сироте, некогда определённой им в монастырский пансион, а к тому времени 24-летней Анне-Марии Фалькуччи. Для этого ему предварительно пришлось принять католичество. Через три месяца после заключения брака Кипренский скончался в Риме 17 октября 1836 года от воспаления лёгких и был погребён в церкви Сант Анреа Делле Фратте в Риме. Над надгробием стоит стела с надписью: «В честь и в память Ореста Кипренского, самого знаменитого среди русских художников, профессора Императорской Петербургской академии художеств и члена Неаполитанской академии, поставили на свои средства русские художники, архитекторы и скульпторы, сколько их было в Риме, оплакивая безвременно угасший светоч своего народа и столь добродетельную душу…»
Дочь художника Клотильда родилась уже после смерти Кипренского.
Памятник знаменитому художнику на его родине в деревне Нежново установлен 24 марта 2017 года. Его авторы — члены Союза художников, выпускники Академии художеств имени И. Е. Репина Дмитрий Щербаков и Сергей Сергеев.
Пересвеченный миф: от классицизма Кипренского до нацизма Васильева
Не сколько-нибудь реальные, а самые фантастические эпизоды из Сказания о Мамаевом побоище оказались чрезвычайно востребованы сталинской версией российского империализма. В XIX веке императорская академия художеств периодически заказывала картины «Дмитрий Донской на Куликовском поле». Прекрасный образчик этой псевдо-исторической живописи дал Орест Кипренский (1805 год).
В 1850 году по заказу Николая I парижский баталист Адольф создаёт не менее прекрасное в своей абсурдности полотно а ля Делакруа, которое висит в Георгиевском зале Большого Кремлёвского дворца. Но сражение с Челубеем не выпячивалось, главным оставался главный, князь. На одной иконке XVII века встречается изображение Пересвета, есть картиночка Василия Васнецова 1914 года. Вот после свержения самодержавия Пересвет оказался на первом плане. В 1943 году Михаил Авилов по зову партии создаёт монументальное полотно, которое помещается в Русский музей, причисляется к шедеврам мирового искусства, художнику выдаётся Сталинская премия. Московская Патриархия использует фиктивное благословение Сергия для подкрепления своего привластного положения уже в советские годы, а после 1991 года начинается настоящая вакханалия православного милитаризма.
Апофеозом, дальше которого, хочется надеяться, не пойдёт является «сказание», написанное еп. Митрофаном Баданином (род. 1953). В миру Алексей Баданин, был военным капитаном второго ранга на Северном флоте, попал под сокращение в 1997 году. Кавторанг с восторгом описывает, что в приёмной патриарха Кирилла Гундяева висит картина Павла Рыженко 2005 года, изображающая Пересвета.
Рыженко наращивает телесную массу, нагнетает хоррор грубой материальной силы и одновременно как бы внутренней энергетики. Получается китч третьего порядка в стиле российского извода (китч второго порядка) гитлеровской «героической живописи» (китч первого порядка), созданного Ильёй Глазуновым и Константином Васильевым).
Владыка объясняет, что Челубей «был не просто опытным воином и богатырем — это был тибетский монах, прошедший подготовку не только в системе боевых искусств Тибета, но и освоивший древнейшую практику боевой магии — Бон-по. В результате он достиг вершин этого посвящения и обрел статус «бессмертного». Словосочетание «Бон-по» можно перевести как «школа боевой магической речи», то есть искусство борьбы, в котором эффективность приемов боя беспредельно возрастает за счет привлечения путем магических заклинаний силы могучих сущностей потустороннего мира — демонов (бесов). В результате человек впускает в себя «силу зверя», или, проще говоря, превращается в единое с демоном существо, некий симбиоз человека и беса, становясь бесноватым. Платой за такую услугу является бессмертная душа человека, которая и после смерти не сможет освободиться от этих жутких посмертных объятий сил тьмы».
А какой истории ожидать от архиерея второго ранга с титулом Североморский? Правда, десантные корабли «Пересвет» и «Ослябя» входят в состав Тихоокеанского флота.
На этом фоне кажется верхом разумности бредовое, если вдуматься, заявление игумена Андроника Трубачёва в статье о Пересвета в «Православной энциклопедии:
«Воины ударились копьями, оба упали с коней и скончались. «Ничейный» исход поединка явил духовную силу благословения прп. Сергия».
Хотя, с другой стороны, может эффект Валаамовой ослицы и Трубачёв наконец-то сказал правду, пускай невольно? Благословение должно, действительно, быть «ничейным».
Слайд 3До сих пор во многом интригующе загадочными остаются личность, судьба,
творческая одиссея лучшего русского портретиста первой трети XIX века Ореста Адамовича
Кипренского. И наиболее резко обнаруживается это, пожалуй, не в разноречивых свидетельствах современников, не в фактах биографии, а в галерее автопортретов (их около десятка), выявляющей почти взаимоисключающие образы художника. Каждый автопортрет представляет нам иного Кипренского, и это связано не только с возрастными, «физиогномическими» изменениями. Сложный конгломерат идей, представлений, причинных связей предлагает эта череда автопортретов зрителю. Здесь и романтический артистизм игры в преображения, и сублимация неясности общественного положения незаконнорожденного дворянского сына, и диаграмма или, может быть, идеограмма душевных, духовных, житейских перипетий, и точки отсчета стремительных превращений Кипренского-художника.
Автопортрет с кистями за ухом. Ок.1808. Х., м. 46х36.5. ГТГ
Портретист или художник исторического жанра?
Этот вопрос не был ясен даже для самого художника. Академию художеств он окончил по классу исторической живописи и считал, что именно в этом жанре его призвание. В то же время свои замечательные портреты он считал в основном только заработком. Ему хотелось писать большие исторические полотна. И вот создана историческая картина «Дмитрий Донской на Куликовом поле».
Орест Кипренский «Князь Димитрий Донской после Куликовской битвы» (1805).
Холст, масло. Государственный Русский музей (Санкт-Петербург) Князь Димитрий Иванович (1350-1389) правил Москвой после 1359 г. Он объединил русских воинов на борьбу с татарским полчищем хана Мамая. 8 сентября 1380 г. татары были разбиты на Куликовом поле, за что князь Димитрий Иванович получил почётное прозвище Донской. Князь шёл в бой, как простой воин, поднимая боевой дух армии. Потери были огромные, но сражение было выиграно. Димитрий Донской был тяжело ранен. На картине показан эпизод, когда после битвы люди нашли раненого князя среди мёртвых. Академия художеств присудила Кипренскому за эту работу Большую золотую медаль, которая давала право на пенсионерскую поездку за границу. Только в 1816 г. он смог поехать в Европу – после окончания наполеоновских войн. По пути он остановился в Женеве, и здесь за ряд работ его избрали членом Женевского художественного общества. Но портреты по-прежнему были его лучшими работами. Например, портрет С. Щербатовой.
11 стр., 5208 слов
Русское искусство первой половины — середины XIX века. …
… художника в 1816 году в Италию. С самого начала ведущим жанром его творчества становится портрет. Кипренский выступил обновителем портретной традиции, обращаясь к опыту европейской живописи XVII века. … направления, утвердившегося в искусстве во второй половине 19 века. Характерной особенностью реализма являлось обращение к теме современного народного быта, утверждение новой тематики в …
Орест Кипренский. Портрет С.С. Щербатовой (1819).
Итальянский карандаш, сангина на бумаге. Государственная Третьяковская галерея (Москва) Кем была она, эта юная женщина с задумчивым и одухотворённым лицом? Софья Степановна Щербатова (в девичестве Голицына) изображена на портрете в возрасте 19 лет. Она уже жена А.Г. Щербатова, вдовца, генерала от инфантерии, участника войны 1812 г., отмеченного многими наградами. Он старше своей юной жены на 22 года. Портрет Софьи Щербатовой написан Кипренским во время свадебного путешествия супругов. Несмотря на разницу в возрасте, этот союз был счастливым, в семье было 6 детей. В Москве салон молодой княгини со временем стал «центром всей старой столицы». В ее альбоме подписывались Пушкин, Жуковский, Вяземский, Тютчев, Тургенев, Гоголь, Баратынский, Мицкевич, Лист, Рубини, Россини, Патти, Полина Виардо. Ей посвящали ноты и стихи. Но она была известна своей простотой и трудолюбием, любовью к людям. Овдовев, она активно занималась благотворительностью и меценатством: организовала вместе с доктором Гаазом Никольскую общину сестер милосердия. По инициативе её сына Александра в Москве открылась городская больница, которую впоследствии назовут Щербатовской (ныне это Русаковская детская больница).
Александр передал в дар Москве дом, оставшийся в наследство от матери, здесь устроили детскую больницу. В наши дни она известна как городская клиническая детская больница имени Филатова.