Фотография в творчестве Борисова-Мусатова — 0valia
(1870-1905) — русский художник.
Борисов-Мусатов обратился к фотографии в поисках средства, способного фиксировать идеи, зыбкие впечатления, ассоциации с четкостью и быстротой, неподвластной традиционным средствам графики. Художник желал иметь возможность не просто воскресить в памяти творческую идею, возникшую когда-то, но воссоздать ее во всех подробностях, не упуская ни единой детали. Он приобрел камеру «Кодак», которая и по сей день хранится в сратовском доме-музее Борисова-Мусатова, и терпеливо обучался фотоделу. Первые фотографические опыты начались еще в парижский период, в это время художник вел фотодневник, закрепляя знания, и продолжились уже в родном городе, где Борисов-Мусатов начал снимать портретные этюды. Моделями часто избирались близкие художника: сестра Елена, знакомые девушки, их подруги. Часть этих фотоэтюдов послужила основой для живописных и графических произведений. Со временем, Борисов-Мусатов стал фотографировать не только для вспомогательных целей, но организовывал сложные постановочные съемки, снимал серии этюдов, которые «переросли» рамки «пособия», превратившись в самостоятельный вид творчества. Фотографическое наследие Борисова-Мусатова — это более семидесяти пластинок и отпечатков, каждый из которых — цельное произведение, заслуживающее внимания и интереса.
Портрет Е.Э. Мусатовой, сестры художника. Фотография.
«Девушка с ожерельем». Подготовительный рисунок для композиции «Реквием». Калька, графитный карандаш. 1905 год. Государственная Третьяковская Галерея.
«Реквием». Акварель. 1905 год. Государственная Третьяковская Галерея.
Фотоэтюд для картины «Автопортрет с сестрой». На снимке: Е.Э. Мусатова.
«Автопортрет с сестрой». Холст, масло, темпера. 1898 год. Государственный Русский Музей.
Фотоэтюд для картины «Портрет сестры. Девушка с розами». На снимке: Е.Э. Мусатова.
«Портрет сестры. Девушка с розами». Холст, масло. 1902 год. Казахская государственная художественная галерея им. Т.Г.Шевченко.
Фотоэтюд к картине «Спящая девушка». На снимке: Ю.Ю. Домбровская.
«Спящая девушка». Бумага, пастель. 1901 год. Астраханская государственная картинная галерея им. Б.М. Кустодиева.
Фотоэтюд для картины «Одиночество». На снимке: Е.Э. Мусатова.
«Одиночество». Пастель.
Фотоэтюд. На снимке: Ю.Ю. Домбровская.
«Сидящая девушка» (?)
Фотоэтюд к картине «Последний луч». На снимке: Ю.Ю. Домбровская.
«Последний луч». Эскиз. Бумага папиросная светло-коричневая, акварель, уголь. 1901 год. Собрание семьи художника.
Неизвестная на диване. Анна Иеронимовна Воротынская (?) Фотография.
«Портрет неизвестной». Бумага, пастель. 1902 год.
Е.Э. Мусатова на террасе. Фотография.
«Леди в синем». Акварель. 1902 год. Государственная Третьяковская Галерея.
Фотоэтюд. На снимке: Н.Ю. Станюкович.
«Портрет Н.Ю. Станюкович». Холст, масло. 1903 год. Государственный Русский Музей.
Е.Э. Мусатова в старинном платье. Фотография.
«Осеннее настроение». Холст, темпера. 1901 год. Государственная Третьяковская Галерея.
Фотоэтюд. На снимке: М. Ягодская.
«Изумрудное ожерелье». Холст, темпера. 1903 год. Государственная Третьяковская Галерея.
Натурщицы в старинных костюмах. Фотография.
«Летний день». Акварель.
Е.Э. Мусатова и Е.В. Александрова на фоне пруда. Фотография.
«Пруд». Холст, темпера. 1902 год. Государственная Третьяковская Галерея.
Е.В. Александрова, Е.Э. Мусатова, С. Стеблова, Т.С. Шемшурина на фоне усадьбы Введенское. Фотография.
«Прогулка на закате». Холст, темпера. 1903 год. Государственный Русский Музей.
Праздник зеленого маскарада. Фотография.
Праздник зеленого маскарада. Раскрашенная фотография.
Старинный гобелен из Радищевского музея. Фотография.
Старинный гобелен из Радищевского музея. Фрагмент. Фотография.
«Дама у гобелена». Портрет Н.Ю. Станюкович. Бумага, пастель. 1903 год. Государственная Третьяковская Галерея.
Усадебный дом в поместье Зубриловка. Фотография.
«Фантомы». Холст, темпера. 1903 год. Государственная Третьяковская Галерея.
Последнее лето художника
Несмотря на то что имя художника было известно, он был очень беден. В 1904 году работы молодого российского таланта получили положительные отзывы и признание немецких, французских критиков. Но, к сожалению, на благосостоянии семьи Мусатовых это никак не сказалось. В. А. Серов был очень настойчив и влиятелен, картины не покупались ни коллекционерами, ни Третьяковской галереей.
Постоянные боли в спине, отсутствие необходимых средств к существованию сподвигли художника на последний «подвиг» в его жизни. Он все свои силы вложил в эскизы, по просьбе бывшего преподавателя Поленова. Для их создания, Виктор с женой и дочерью провели целое лето 1905 года на даче Цветаевых, расположенной в Тарусе.
В августе этого же года, художник узнает о смерти жены своего друга, Надежды Станюкевич. Мусатов очень сильно переживал об этом. Под впечатлением всех этих событий молодой талант пишет свое последнее произведение «Реквием».
Появление на свет художника
Виктор Борисов-Мусатов родился в городе Саратове, в 1870 году. Его дед был крепостным крестьянином, принадлежавшим помещику Шахматову. После отмены крепостного права, его отец стал камердинером у Шахматовых, ездил с барином по миру, затем – женился, стал бухгалтером на железнодорожной станции.
У родителей художника до его появления уже умерло четверо детей, не прожив и нескольких месяцев. Когда родился Виктор – счастью не было предела. Он был окружен любовью, заботой и лаской. Но в три года мальчик неудачно упал, серьезно повредив позвоночник. У ребенка начал расти горб. Но судьбой ли, Богом ли, семье будущего художника был послан врач-ортопед, практикующий новые по тем временам методы лечения. Горб хоть и не исчез совсем, но перестал расти, у мальчика снова появился интерес к жизни. Вмешательство грамотного доктора, безусловно, сыграло большую роль в жизни маленького Вити.
К сожалению, художник Борисов-Мусатов всю свою жизнь страдал от болей в спине, а хроническое воспаление позвоночника оказалось костной формой туберкулеза.
В. Э. Борисов-Мусатов. Осенний мотив. 1899
Ранняя осень, словно в вальсе, кружИт Так нежно мелодия в сердце звучит… В зале танцуют нарядные дамы, Но, а в беседке рождается драма…
Там девушка — лебедью белой- сидит- А чайная роза на платье лежит… Голову нАбок дева склонила- Руки безвольны, взгляд опустила…
Чем смущена, и о чём её думы. И почему смотрит грустно — угрюмо… Видим – напротив присел кавалер- Очень расстроен, подавлен, не смел…
Тихо доносятся звуки мазурки- Бьются сердца их взволнованно, гулко… Что не сложилось(?)- столько вопросов… Чувств увяданье — время уносит…
А по весне была сладкая грёза- Любовь и стихи…, осталась лишь проза… Вот объявили танец последний- Бал завершится, гости уедут…
Аккорды прощания будут витать,- Но время уже не воротится вспять… Он будет с другою, она с другим, Встретит весну, но только не с ним…
Осени фуги, осени звуки, Горечь прощанья, ноты разлуки.
Драма. я чувствую . нет больше сил. Сник кавалер и глаза опустил. Может измены здесь тень пробежала. Видно, девичьей любви было мало.
Он больше так не мог, он с ней прощался, закрылась в счастье тихо дверь. Богатством тешат тех, кто не влюблялся, что им двоим достанется теперь. Её мамаша выдаст богатею, его, наверно, в рекруты возьмут, и глядя на картину я жалею: любовь избрала не удачный путь.
Наверно, кошка пробежала, и милый ей уже не мил. Она упорно убеждала, что он другую полюбил.
Портрет нас в прошлое уносит, к тем трогательным, чистым временам. Он уходя, прощение попросит, и с умилением к её божественным чертам, застынет в позе реверанса и вздохнёт. Как жаль, что не случившейся роман не расцветёт.
Ах счастье осенью не светит, И двор печален пуст и тих, И мы ругаемся, как дети, Но тихо музыка звучит.
Источник
Результаты поездки в Париж
Вернувшись из путешествия, Виктор чувствовал себя художником, который нашел себя в искусстве. Определился он и с темами своих картин: это были девушки в красивых платьях, старинные здания, мечты о прекрасном. Когда его спрашивали о том, какая эпоха изображена на его картинах, он говорил: «А это, знаете ли, просто красивая эпоха». Борисов совершенно не увлекался прошлым. Описание картин Борисова-Мусатова – это мечты, грезы о Прекрасной Даме, тонкие, изящные символы любви и чистоты.
Поездка в Париж очень сильно повлияла на творчество художника. Он отказался работать маслом, полностью перешел на темперу.
«Весна»
В период своих душевных переживаний, с 1891 по 1901 годы, Мусатов писал полотно «Весна».
Это произведение является одним из самых узнаваемых в его творчестве. Здесь Борисов создает картину без какого-либо определенного сюжета. Изображая девушку, повернутую спиной к зрителям, идущую по вишневому саду, любующуюся красотами весенней природы. Произведение несет мечтательное, лирическое настроение, душевную теплоту и покой. Окружающая героиню природа кажется настолько живой, что глядя на полотно, просто погружаешься в гущу весеннего сада, чувствуешь на себе играющие солнечные лучи.
Осенний мотив В.Э. Борисова-Мусатова.
Осенний мотив В.Э. Борисова-Мусатова
Живопись и поэзия — два вида искусства, которые способны стать причиной появления на свет или необыкновенной картины по мотивам поэтических строк, или же наоборот — художественное полотно дает поэту тему для рифм. 140 лет назад 14 апреля (2 апреля по старому стилю) 1870 года в Саратове появился на свет будущий художник-романтик Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов. Его творчество посвящено красоте, женской красоте, необычной и ускользающей. За натурой для своих полотен Борисов-Мусатов ездит в старинные дворянские усадьбы: Слепцовка, Зубриловка, Введенское. На фоне русской природы он пишет своих любимых и близких женщин — сестру, жену, матушку и их подруг. Но это все же не совсем реальные женщины — это символы, символы красоты и любви. Борисова-Мусатова современники часто ругали за этот самый символизм, считая его бессмысленным. Но такова та эпоха — эпоха Серебряного века. И художник был не одинок в своих исканиях и были те, кто его понимал. Картина «Осенний мотив» своим сюжетом и элегичностью вдохновила другого символиста, поэта Андрея Белого, на написание стихотворения «Объяснение в любви». Так чудесным образом переплелись живопись и поэзия.
Объяснение в любви
Посвящается дорогой матери
Сияет роса на листочках. И солнце над прудом горит. Красавица с мушкой на щечках, как пышная роза, сидит.
Любезная сердцу картина! Вся в белых, сквозных кружевах, мечтает под звук клавесина. Горит в золотистых лучах
под вешнею лаской фортуны и хмелью обвитый карниз, и стены. Прекрасный и юный, пред нею склонился маркиз
в привычно-заученной роли, в волнисто-седом парике, в лазурно-атласном камзоле, с малиновой розой в руке.
«Я вас обожаю, кузина! Извольте цветок сей принять. » Смеется под звук клавесина, и хочет кузину обнять.
Уже вдоль газонов росистых туман бледно-белый ползет. В волнах фиолетово-мглистых луна золотая плывет.
Источник
Осенний мотив В.Э. Борисова-Мусатова
Осенний мотив В.Э. Борисова-Мусатова
Живопись и поэзия — два вида искусства, которые способны стать причиной появления на свет или необыкновенной картины по мотивам поэтических строк, или же наоборот — художественное полотно дает поэту тему для рифм. 140 лет назад 14 апреля (2 апреля по старому стилю) 1870 года в Саратове появился на свет будущий художник-романтик Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов. Его творчество посвящено красоте, женской красоте, необычной и ускользающей. За натурой для своих полотен Борисов-Мусатов ездит в старинные дворянские усадьбы: Слепцовка, Зубриловка, Введенское. На фоне русской природы он пишет своих любимых и близких женщин — сестру, жену, матушку и их подруг. Но это все же не совсем реальные женщины — это символы, символы красоты и любви. Борисова-Мусатова современники часто ругали за этот самый символизм, считая его бессмысленным. Но такова та эпоха — эпоха Серебряного века. И художник был не одинок в своих исканиях и были те, кто его понимал. Картина «Осенний мотив» своим сюжетом и элегичностью вдохновила другого символиста, поэта Андрея Белого, на написание стихотворения «Объяснение в любви». Так чудесным образом переплелись живопись и поэзия.
Объяснение в любви
Посвящается дорогой матери
Сияет роса на листочках. И солнце над прудом горит. Красавица с мушкой на щечках, как пышная роза, сидит.
Любезная сердцу картина! Вся в белых, сквозных кружевах, мечтает под звук клавесина. Горит в золотистых лучах
под вешнею лаской фортуны и хмелью обвитый карниз, и стены. Прекрасный и юный, пред нею склонился маркиз
в привычно-заученной роли, в волнисто-седом парике, в лазурно-атласном камзоле, с малиновой розой в руке.
«Я вас обожаю, кузина! Извольте цветок сей принять. » Смеется под звук клавесина, и хочет кузину обнять.
Уже вдоль газонов росистых туман бледно-белый ползет. В волнах фиолетово-мглистых луна золотая плывет.
Источник
Сочинение-описание картины Борисова-Мусатова «Осенняя песня»
Борис Мусатов помимо портретов любил рисовать природные краски. Особенно удачно получалось ловить настроение определенного времени года. Автор любил осень, за сочные оттенки и яркие пятна на сероватой земле. Кто-то из критиков считает, что все холсты наделены грустью и хмуростью. Просто он умел передать беззаботный и привычный уклад людей, живших на огромных усадьбах. В большей степени он рисовал портреты своего окружения, особенно умело выходили дамы.
Художник любил гулять по просторам и делать зарисовки природы. Он будто рисовал своей душой, вкладывая все свое умение и талант. Березки склонились над озером, их желтая листва аккуратно лежит на ветках. Голубое небо предвещает перемены, скоро наступит зима.
Мусатов сумел передать осеннюю песню, переложив ее на холст.
Именно так выглядит это время года в его представлении. Он словно отодвинул густую листву и увидел еще зеленоватые холмы и поля. Зелень плавно переходит в голубой небосвод, детали пейзажа немного смазаны. Это специальная техника, словно мечта, которая есть, но может быстро раствориться в небытие. В воде отражается небо и облака, это придает картине особую живость. Кажется, что листва тихонечко шуршит на ветру, а где-то высоко летит клин журавлей на юг.
Такой Россией восхищался художник, краски осени успокаивали и немного наводили на тоскливые мысли. Настоящий художник личность весьма загадочная, таким был и Борис Мусатов. Он любил свою семью и окружающую природу. Сложно не восхищаться идеальными березками, мирными водными гладями и бесконечными пахучими лугами.
Истинная красота осени передана в этой картине. На первый взгляд, кажется, что холст не несет сложных деталей. Возможно, это так. Зато в нем есть бесконечная душа автора и его безмерная любовь к своим родным просторам.
Иллюстрация к «Сказке о Золотом петушке» Билибина (267)
Картина известного русского художника Ивана Билибина, который один из первых рассмотрел проблему иллюстраций детской литературы. На сегодняшний день сложно представить себе.
Иллюстрация к былине «Вольга» Ивана Билибина (210)
Билибин постоянно тяготел к иллюстрированию разного рода былин и сказаний. «Иллюстрация к былине Вольга» выполнена в орнаментальном графическо-декоративном исполнении, которая.
Иллюстрация к сказке «Белая уточка» работы Ивана Билибина (233)
Иллюстрирование «Белой уточки», ровно как и еще шести сказок, знаменательно тем, что Билибин смог разработать и активно внедрить в свое творчество особую технику рисунка – тушь.
Иллюстрация к сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» работы Ивана Билибина (238)
Каждый из нас помнит чудесные русские сказки, которые он читал в детстве. Со временем они совершенно изменялись. Люди рассказывали их друг другу, добавляя что-то свое и этим.
Описание иллюстрации Ивана Билибина к сказке «Иван-Царевич и жар птица» (497)
Перед нами иллюстрация к знаменитой сказке. Билибин – настоящий мастер, сумевший передать особую красоту этого удивительного жанра. Сказки позволяют нам погрузиться в мир полный.
Описание картины И. Грабаря Февральская лазурь (282)
И.Грабарь один из русских художников-живописцев 19-20 веков, его учителями были такие известные личности как И.Репин и П.Чистяков. Больше всего мастер любил изображать на своих.
Описание картины Сальвадора Дали «Мадонна Порт-Льигата» (194)
Будучи некогда неверующим, психика Гения кардинально изменилась, и он обратился в веру. Эти изменения сразу же выразились в его творчестве – странные образы объединились с.
Сочинение И. К. Айвазовский “Радуга” (279)
Иван Константинович Айвазовский – знаменитый русский живописец-маринист. В картине “Радуга” нашли отражение романтическое мировосприятие мастера, его восхищение необъятной.
Сочинение по картине “Май 1945” А. и С. Ткачёвых (424)
Художники братья Ткачёвы, Сергей Петрович (1922) и Алексей Петрович (1925) приобрели значительную известность ещё в середине прошлого века. Художники имеют многочисленные.
Сочинение по картине 3. Е. Серебряковой “За туалетом. Автопортрет” (254)
Судьба талантливой художницы Зинаиды Васильевны Серебряковой сложилась счастливо и одновременно трагически. Родившись в семье Лансере-Бенуа, в которой было несколько поколений.
«Вдвоем»
В 1902 году Борисов-Мусатов закончил картину «Водоем», посвященную Елене Александровой (на картине она изображена в синем платье) и любимой сестре, маленькой Лене (девочке в розовом).
Полотно обладало колоссальным успехом. Оно было с восторгом встречено как публикой, так и критиками. На картине все так же не было изображено никаких действий, но несмотря на это, она очень эмоционально, живо передает чувства девушек, звуки окружающей природы. Даже блеск водоема с отражающимся в нем солнцем несет какое-то умиротворение, чистоту и добро.
Является особенным произведением живописца Борисова-Мусатова картина “Водоем”. Здесь отсутствует горизонтальная линия, что делает единым и передний, и задний план, а водоем может показаться продолжением неба. Все зависит от воображения зрителя. И если предположить, что водоем – это небо, то можно увидеть девушек, сидящих на холме, за которым, скорее всего, протянулся густой лес.
Это был самый счастливый период в жизни художника. Любимая женщина теперь приняла предложение руки и сердца, стала женой Мусатова.
А в 1904 году родилась дочь – Марианна. Девочка впоследствии пошла по стопам родителей, она тоже была художницей.
Осенний мотив В.Э. Борисова-Мусатова.
Осенний мотив В.Э. Борисова-Мусатова
Живопись и поэзия — два вида искусства, которые способны стать причиной появления на свет или необыкновенной картины по мотивам поэтических строк, или же наоборот — художественное полотно дает поэту тему для рифм. 140 лет назад 14 апреля (2 апреля по старому стилю) 1870 года в Саратове появился на свет будущий художник-романтик Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов. Его творчество посвящено красоте, женской красоте, необычной и ускользающей. За натурой для своих полотен Борисов-Мусатов ездит в старинные дворянские усадьбы: Слепцовка, Зубриловка, Введенское. На фоне русской природы он пишет своих любимых и близких женщин — сестру, жену, матушку и их подруг. Но это все же не совсем реальные женщины — это символы, символы красоты и любви. Борисова-Мусатова современники часто ругали за этот самый символизм, считая его бессмысленным. Но такова та эпоха — эпоха Серебряного века. И художник был не одинок в своих исканиях и были те, кто его понимал. Картина «Осенний мотив» своим сюжетом и элегичностью вдохновила другого символиста, поэта Андрея Белого, на написание стихотворения «Объяснение в любви». Так чудесным образом переплелись живопись и поэзия.
Объяснение в любви
Посвящается дорогой матери
Сияет роса на листочках. И солнце над прудом горит. Красавица с мушкой на щечках, как пышная роза, сидит.
Любезная сердцу картина! Вся в белых, сквозных кружевах, мечтает под звук клавесина. Горит в золотистых лучах
под вешнею лаской фортуны и хмелью обвитый карниз, и стены. Прекрасный и юный, пред нею склонился маркиз
в привычно-заученной роли, в волнисто-седом парике, в лазурно-атласном камзоле, с малиновой розой в руке.
«Я вас обожаю, кузина! Извольте цветок сей принять. » Смеется под звук клавесина, и хочет кузину обнять.
Уже вдоль газонов росистых туман бледно-белый ползет. В волнах фиолетово-мглистых луна золотая плывет.
Источник
БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА
Виктор Борисов-Мусатов родился в Саратове 2 (14) апреля 1870 года в семье Эльпидифора Борисовича и Евдокии Гавриловны Мусатовых, бывших крепостных, приписавшихся к мещанскому сословию. Отец был железнодорожным служащим.
В 1890-х учился изобразительному искусству в студии Саратовского общества изящных искусств, затем в Московском училище живописи, ваяния и зодчества и в петербургской Академии художеств, где его учителем был Павел Петрович Чистяков.
Учился также в студии Ф. Кормона в Париже. Был близок художникам «Мира искусства».
С 1898 год жил в основном в Саратове, с 1901 года — в имении Зубриловка Саратовской губернии. Уже тогда усадьба пребывала в запустении, редко посещаемая тогдашними хозяевами. В 1902 году Борисов-Мусатов вновь посетил усадьбу вместе с сестрой Еленой и художницей Еленой Владимировной Александровой — будущей женой.
Его сестра Елена вспоминала: Глубокая осень в Зубриловке также увлекла брата по своим блеклым тонам красок умирающей природы… Возле дома, где он нас писал в солнечные летние дни, краски уже были печальные, серые, все гармонировало с темным осенним небом, покрытым тучами. Казалось, что и дом замер с окружающей его увядающей зеленью. Это и дало настроение брату написать картину — «Призраки»… Он лично пояснял нам, как я помню, будто с окончанием жизни опустевшего помещичьего дома — «все уходило в прошлое», как изображены им на первом плане картины удаляющиеся призрачные фигуры женщин. Эти две поездки в усадьбу нашли отражение в работах «Гобелен» (1901), «Прогулка при закате» (1903), «Призраки» (1903), «Сон божества» (1904—1905).
С 1903 года он жил в Подольске и Тарусе.
Борисов-Мусатов скончался в Тарусе 26 октября (8 ноября) 1905. Похоронен на окраине Тарусы, на высоком берегу реки Оки. На могиле художника в 1910 году был установлен памятник работы его однокашника-саратовца скульптора А. Т. Матвеева.
Осенний мотив В.Э. Борисова-Мусатова.
Осенний мотив В.Э. Борисова-Мусатова
Живопись и поэзия — два вида искусства, которые способны стать причиной появления на свет или необыкновенной картины по мотивам поэтических строк, или же наоборот — художественное полотно дает поэту тему для рифм. 140 лет назад 14 апреля (2 апреля по старому стилю) 1870 года в Саратове появился на свет будущий художник-романтик Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов. Его творчество посвящено красоте, женской красоте, необычной и ускользающей. За натурой для своих полотен Борисов-Мусатов ездит в старинные дворянские усадьбы: Слепцовка, Зубриловка, Введенское. На фоне русской природы он пишет своих любимых и близких женщин — сестру, жену, матушку и их подруг. Но это все же не совсем реальные женщины — это символы, символы красоты и любви. Борисова-Мусатова современники часто ругали за этот самый символизм, считая его бессмысленным. Но такова та эпоха — эпоха Серебряного века. И художник был не одинок в своих исканиях и были те, кто его понимал. Картина «Осенний мотив» своим сюжетом и элегичностью вдохновила другого символиста, поэта Андрея Белого, на написание стихотворения «Объяснение в любви». Так чудесным образом переплелись живопись и поэзия.
Объяснение в любви
Посвящается дорогой матери
Сияет роса на листочках. И солнце над прудом горит. Красавица с мушкой на щечках, как пышная роза, сидит.
Любезная сердцу картина! Вся в белых, сквозных кружевах, мечтает под звук клавесина. Горит в золотистых лучах
под вешнею лаской фортуны и хмелью обвитый карниз, и стены. Прекрасный и юный, пред нею склонился маркиз
в привычно-заученной роли, в волнисто-седом парике, в лазурно-атласном камзоле, с малиновой розой в руке.
«Я вас обожаю, кузина! Извольте цветок сей принять. » Смеется под звук клавесина, и хочет кузину обнять.
Уже вдоль газонов росистых туман бледно-белый ползет. В волнах фиолетово-мглистых луна золотая плывет.
Источник
Картины художника Борисова-Мусатова
“Весна” 1901
Факты биографии Борисова-Мусатова
Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов (1870-1905), – известный русский живописец, один из самых значительных и ярких представителей русского символизма. Родился художник в Саратове 2 апреля 1870 года в семье Мусатовых, бывших крепостных, но приписавшихся к мещанскому сословию.
Отец был железнодорожным служащим. Борисов-Мусатов учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1890-91, 1893-95), затем в петербургской Академии художеств у Павла Чистякова (1891-93), а также в студии Ф. Кормона (1895-98) в Париже. С 1898 жил в основном в Саратове, с 1903 располагался в Подольске и Тарусе.
В 1873 году, в возрасте трёх лет, Борисов-Мусатов, неудачно упав со скамейки, травмировал позвоночник. В результате этого несчастного случая у маленького мальчика начал расти горб; проблемы со здоровьем на протяжении всей его жизни не прекращались у художника .
Борисов-Мусатов скончался в Тарусе 26 октября 1905 года. Похоронен на окраине Тарусы, на высоком берегу Оки.
Творчество Борисова-Мусатова
В зрелый период творчества Борисов-Мусатов выработал собственный живописный стиль, сочетавший глубоко индивидуальную переработку принципов импрессионистической пленэрной живописи с некоторым декоративизмом общего решения картины (так называемый “декоративный пленэризм”).
В проникнутых элегическим чувством картинах, как бы подёрнутых дымкой нереальности, главная роль отдана насыщенному эмоциональным содержанием красивому пейзажу.
Изысканно-декоративные, элегические по своему настроению картины Борисова-Мусатова выражают мечту о гармонии человека и природы.
https://youtube.com/watch?v=MZ8bWvFnFKQ
В своём творчестве Борисов-Мусатов соединил тончайшее чувство природного световоздушного окружения с настоящей поэтической фантазией, преображающей это окружение в поле миражей и ностальгических грез.
Основным мотивом, сквозь который для Борисова- Мусатова открывается «иной мир», скрытый под маревом красок, выступают «дворянские гнезда», ветшающие старинные усадьбы (обычно художник работал в Саратовской губернии в имениях Зубриловка и Слепцовка ).
В большинстве своих работ художник предпочитает маслу акварель, темперу или пастель, добиваясь неповторимой, особой, «тающей» легкости мазка.
Наследие
Из произведений Борисова-Мусатова наиболее известны: “Майские цветы” (1894), “Агава” (1897), “Гобелен” (темпера, 1901), “Водоём” (1902), “Изумрудное ожерелье” (темпера, 1903-04), “Куст орешника” (пастель, 1905), “Кавалер, читающий стихи ” (1899).
Влияние творчества Борисова-Мусатова
Борисов-Мусатов оказал большое влияние на русскую живопись начала 20 в., на становление символизма в отечественном искусстве и особенно на творчество художников объединения “Голубая роза“, которых объединяло, в частности, глубокое уважение к его наследию.
Современники о художнике
“Он был трогателен, мил и сердечен”, – вспоминает И. Грабарь о своём близком друге
“Борисов-Мусатов был болезненный, маленький, горбатенький человек с острой бородкой, – писал М. Добужинский, – очень изысканно одевался и носил золотой браслет”.
“Всюду у Мусатова за зеркальной поверхностью тишины буря романтики,” – говорил Андрей Белый.
“Тончайшим и нежным горбуном” называл Борисова-Мусатова Андрей Белый.
Автопортрет
“Автопортрет с сестрой” 1898
“Гобелен” 1901
“Осенний мотив” 1899
“Водоём” 1902
“Дама у гобелена” (Портрет Н.Ю.Станюкович) 1903
“Дама в голубом” 1902
“Окно”
“Натюрморт. Цветы” 1902
Куст орешника
“Колокольчики” 1903
Женщина на солнце
В ожидании гостей
“Женщина в голубом” 1905
За вышиванием
“Кавалер, читающий стихи” 1899
Майские цветы
“Парк погружается в тень” 1904
“Прогулка при закате” 1903
“Реквием” 1905
Прогулка
“Осенний мотив” 1901
“На балконе”
Молебен на станции железной дороги
Капуста и ветлы
Девушка с агавой
Девушка на балконе
Девушка в ожерелье
Девушка в желтой шали
Картина Борисова-Мусатова “Дафнис и Хлоя” 1901
Дама в кресле-качалке
“Призраки” 1903
“Изумрудное ожерелье”
“Агава” 1897
“Мотив без слов” 1900
“Гармония” 1900
“Дама в голубом” 1904
“Розы и сережки” 1901
“Цветы” 1894
Сон божества
Info:
Внимание художникам: на портале есть уникальная возможность продать картину. Выставляйте свои работы!
Три важные картины
Однако шедевром современники признали другую картину Борисова-Мусатова -«Водоем». Она была написана им в 1902 году также в Зубриловке. Изображенные на полотне дамы есть сестра художника, Елена, и его невеста Елена Александрова.
У водоема. 1902
Результат 1903 года — картины «Прогулка при закате» и «Призраки». Настроение их можно охарактеризовать как ностальгия по минувшему.
Призраки. 1903
1904 год — «Изумрудное ожерелье». На фоне яркой растительности — дамы в нарядах прошедшей эпохи. Сейчас можно уверенно сказать, что три картины Борисова -Мусатова — «Гобелен», «Водоем» и «Изумрудное ожерелье» — обозначили курс развития русского символизма в живописи.
Пик творчества Борисова-Мусатова
В 1989 году художник вернулся на родину, но предпочел жить не в столице, а дома, в Саратове. Тем временем, за годы отсутствия Борисова-Мусатова в русской культуре упрочнил свои позиции символизм. В художественной среде громко заявили о себе М. Врубель и В. Серов, чьи имена были авторитетны для молодого художника.
В 1898 году Борисов-Мусатов пишет картину «Автопортрет с сестрой», на которой впервые появился образ задумчивой девушки, «мусатовской девушки», к нему он будет обращаться еще не раз.
Осенний мотив. 1899
Далее, вдохновившись поездками в имение Слепцовка, что недалеко от Саратова, художник создает ряд работ: «Осенний мотив», «Мотив без слов» и «Гармония». На них изображены лирические эпизоды дворянской жизни 18 века.
Большое впечатление на Борисова-Мусатова произвела поездка в 1901 году в имение Зубриловка, которое принадлежало князьям Голицыным. Имение конца 18 века постепенно приходило в упадок, хозяин его здесь бывал редко. Тогда художник чутко уловил атмосферу смены эпох, грядущих перемен, когда кажется, что ничего не меняется. Впечатлившись увиденным, он создает картину «Гобелен». Работа была выставлена на IX выставке Московского товарищества художников, и автор за нее получил поощрительную премию.
Борисов-Мусатов В. Э., Гобелен. 1901
«Реквием»
На картине изображены женские фигуры, среди которых три раза подряд можно узнать образ Надежды Станюкевич.
Просматриваются здесь и образы жены, сестры художника. Женщины прорисованы не очень четко, размыто, плоско, будто призраки на фоне старой зубриловской усадьбы. Призраки полны скорби и печали. Картина выглядит будто вход в потусторонний мир, а женские образы стоят на его пороге. Картина говорит о том, что все в этом мире рано или поздно исчезает, уходит в потусторонний мир, и обратного хода нет. «Реквием», написанный о прекрасном друге, стал реквиемом и для самого художника Виктора Борисова-Мусатова. Осенью, в октябре, молодой художник умер.