Сочинение-описание картины «весна», борисов-мусатов (2 варианта — кратко и подробно)

Результаты поездки в Париж

Вернувшись из путешествия, Виктор чувствовал себя художником, который нашел себя в искусстве. Определился он и с темами своих картин: это были девушки в красивых платьях, старинные здания, мечты о прекрасном. Когда его спрашивали о том, какая эпоха изображена на его картинах, он говорил: «А это, знаете ли, просто красивая эпоха». Борисов совершенно не увлекался прошлым. Описание картин Борисова-Мусатова – это мечты, грезы о Прекрасной Даме, тонкие, изящные символы любви и чистоты.

Поездка в Париж очень сильно повлияла на творчество художника. Он отказался работать маслом, полностью перешел на темперу.

Три важные картины

Однако шедевром современники признали другую картину Борисова-Мусатова -«Водоем». Она была написана им в 1902 году также в Зубриловке. Изображенные на полотне дамы есть сестра художника, Елена, и его невеста Елена Александрова.

У водоема. 1902

Результат 1903 года — картины «Прогулка при закате» и «Призраки». Настроение их можно охарактеризовать как ностальгия по минувшему.

Призраки. 1903

1904 год — «Изумрудное ожерелье». На фоне яркой растительности — дамы в нарядах прошедшей эпохи. Сейчас можно уверенно сказать, что три картины Борисова -Мусатова — «Гобелен», «Водоем» и «Изумрудное ожерелье» — обозначили курс развития русского символизма в живописи.

Картины, описание картин — Борисов-Мусатов, Виктор Эльпидифорович

Полотно «Водоем» было написано Виктором Борисовым-Мусат овым в 1902-1903 гг. Написанием картины автор занялся в парке имения княгини Прозоровой-Голи цыной в усадьбе Зубриловка. Борисовым-Мусат овым были изображены его сестра и Елена Владимировна Александрова. Картина написана вскоре после того, как Елена дала согласие стать невестой художника. В рисунке все детали демонстрируют воспеваемую его автором женственность.Многим зрителям, в особенности увидевшим картину в оригинале, она показалась не совсем реальной, в ней видели что-то сказочное и отстраненное от времени. Видимо, хотя полотно писалось целиком и полностью с натуры, эта особая атмосфера объясняется духовным состоянием художника во время его творчества. Изображение передает его видение мира: поэтическое и возвышенное.В композиции отсутствует линия горизонта, что позволяет максимально слить воедино передний и задний план. Фигуры в картине дополняют друг друга: водоем, выходящий за пределы полотна, имеет овальную форму, как и аккуратно уложенная юбка одной из героинь. В отличии от всего вокруг, спокойного и утонченного, она вся в извилистых складках, которые добавляют динамики картине, как, например, небольшая рябь делает живее тихий морской пейзаж. Вообще, отсутствие природного пейзажа как такового компенсируется отраженными в водной глади деревьями, небольшими кустиками и зеленоватой травой.Героини находятся рядом с прудом, на переднем плане картины. И несмотря на то, что водоем изображен совсем рядом, он может показаться безмятежным небом, которое буквально нависает над барышнями. И вот это уже совершенно иной пейзаж, в котором дамы стоят на небольшом холме, за которым может быть что угодно. Но скорее всего – лес, некоторые деревья из которого устремились в самое небо. Таким образом, художник-символ ист смог создать пейзаж, предстающий в совершенно разных вариантах, зависящих от фантазии зрителя.

Описание картины Виктора Борисова-Мусатова «Весна»

Виктор Эпильдифорович Борисов-Мусатов – русский живописец, художник и мастер изображений символики дворянских гнезд. В наследии творца не так уж и много пейзажей, но в его зрелищных произведениях искусства природа отыграет большую роль. Как и великие живописцы XVIII века, художник изображал очень часто парковую и садовую природу, в которой должен был быть человек.

Первым произведением искусства, в котором живописец Борисов-Мусатов синтезировал впечатления от реальности, увидел в конкретном общее, стала «Весна». Она ознаменовала новый период творчества автора, что связан с его наиболее известными работами. Живописец очень профессионально наносил краску, небольшими мазками, а затем менял их направления. Именно произведение искусства с названием «Весна» дает уникальную возможность зрителю посмотреть смену в творчестве импрессионизму на декоративный стиль.

Фактура прекрасной поверхности, мазок на полотне напоминает импрессионизм, но в целом зрелище, с равновесием и определенностью цвета, хорошей композицией, изысканностью пейзажа говорит о декоративном стиле. Особенностью полотна считается отсутствие повествовательности полностью. На изображении художник с помощью природы смог передать настроение композиции зрителю. Грустная тишина, только девушка ступает по траве печальная. Она выглядит очень загадочно, потому что мы не можем увидеть лица её.

В этом уникальном полотне одухотворенность и красота девушки, ковер из травы с прекрасным садовым фоном, а также тепло цветущих и роскошных вишен составляют особенный мир, который для зрителя очень легкий и прекрасный. Светлые и чистые краски, ритмичность сюжету создает для зрителя очень тихое и необычное настроения, но чувствуется все равно грустная и погруженная мыслями праздничность. В этой картине пейзаж не только использован, как фон, он есть основным элементом композиции, мечтой творца о красоте жизни.

Образование

Борисов-Мусатов В. Э., Девушка с агавой. 1897

В 14 лет Виктора Мусатова отправили учиться в реальное училище. В скором времени стало очевидно, что отсутствие склонности к точным наукам у мальчика компенсируется успехами в рисовании

Художники-педагоги посоветовали родителям Вити обратить на это внимание и талант мальчика по возможности развивать

Борисов-Мусатов В. Э. Агава. Этюд. 1897

В 1890-м году Мусатов отправляется в Москву. Там он поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, однако задержался в нем не надолго. На следующий год молодой человек перевелся в Петербургскую академию художеств. Именно в тот период и появился в России молодой художник по фамилии Борисов-Мусатов. Виктор прибавил к своей фамилии вторую, образованную от имени деда Бориса.

В 1895 году Борисов-Мусатов вступил в ряды «Союза художников России», после чего отправился в Париж, чтобы набраться нового опыта у европейских мастеров живописи. В общей сложности, за границей он пробыл три года, временами возвращаясь домой, в Саратов. К этому периоду относятся его работы в духе французских импрессионистов: «Девушка с агавой», «Агава», «Мальчик около разбитого кувшина».

Роль и значение для русской живописи

После краткого увлечения импрессионизмом В. Э. Борисов-Мусатов выработал собственную манеру живописи. В её основу легла утончённая приглушенность колорита, сочетание индивидуального взгляда на живопись на пленэре с общей декоративностью.

Вершиной его стремления было создать на холсте иной, прекрасный и романтический мир, где человек ощущает полную гармонию с природой. Мир русской дворянской усадьбы, очаровательные тающие женские образы из прошлого предстают на его картинах в мягких тонах.

Художественное наследие В.Э. Борисова-Мусатова оказало заметное влияние на группу художников «Голубая роза». Под сильным впечатлением от его работ находились Н. Гончарова и М. Ларионов. Не избежало его воздействия и творчество мастера абстракционизма В. Кандинского.

Занимающиеся исследованием творчества Виктора Эльпидифоровича искусствоведы назовут его первым художником «волжской школы» живописи. В числе его последователей М. Матюшин, К. Петрова-Водкин, П. Уткин.

В 2000 году в Саратове открылся музей В.Э. Борисова-Мусатова. В его залах и фондах хранятся не только созданные художником произведения искусства, но и связанные с его жизнью документы, фотографии и мемориальные вещи. Самые известные шедевры демонстрируются в экспозиции Русского музея и Третьяковской галереи.

Личная жизнь

Семейная жизнь Виктора Эльпидифоровича из-за серьёзных проблем со здоровьем складывалась трудно. Только за несколько лет до смерти он решился сделать предложение Елене Владимировной Александровой, хотя знал девушку ещё со времён учебы в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Полтора года спустя у художника родилась единственная дочь Марианна.

Е.Э. Мусатова (сестра) и Е.В. Александрова (жена)

Не слишком большим был и круг его друзей. Теплые отношения он поддерживал с поэтами А. Белым и В. Брюсовым. Во время пребывания в Париже художник сблизился с Н. Сапуновым и М. Сарьяном.

Многолетняя дружба связывала его со скульптором А.Т. Матвеевым. В. Э. Борисов-Мусатов дорожил дружбой с Н. Станюкович, безвременную кончину которой художник переживал очень тяжело и посвятил ей свою последнюю работу «Реквием».

В общении Виктор Эльпидифорович был скромным и улыбчивым человеком. При этом он твердо и последовательно отстаивал свой взгляд на изобразительное искусство.

Виктор Борисов-Мусатов

Пик творчества Борисова-Мусатова

В 1989 году художник вернулся на родину, но предпочел жить не в столице, а дома, в Саратове. Тем временем, за годы отсутствия Борисова-Мусатова в русской культуре упрочнил свои позиции символизм. В художественной среде громко заявили о себе М. Врубель и В. Серов, чьи имена были авторитетны для молодого художника.

В 1898 году Борисов-Мусатов пишет картину «Автопортрет с сестрой», на которой впервые появился образ задумчивой девушки, «мусатовской девушки», к нему он будет обращаться еще не раз.

Осенний мотив. 1899

Далее, вдохновившись поездками в имение Слепцовка, что недалеко от Саратова, художник создает ряд работ: «Осенний мотив», «Мотив без слов» и «Гармония». На них изображены лирические эпизоды дворянской жизни 18 века.

Большое впечатление на Борисова-Мусатова произвела поездка в 1901 году в имение Зубриловка, которое принадлежало князьям Голицыным. Имение конца 18 века постепенно приходило в упадок, хозяин его здесь бывал редко. Тогда художник чутко уловил атмосферу смены эпох, грядущих перемен, когда кажется, что ничего не меняется. Впечатлившись увиденным, он создает картину «Гобелен». Работа была выставлена на IX выставке Московского товарищества художников, и автор за нее получил поощрительную премию.

Борисов-Мусатов В. Э., Гобелен. 1901

«Вдвоем»

В 1902 году Борисов-Мусатов закончил картину «Водоем», посвященную Елене Александровой (на картине она изображена в синем платье) и любимой сестре, маленькой Лене (девочке в розовом).

Полотно обладало колоссальным успехом. Оно было с восторгом встречено как публикой, так и критиками. На картине все так же не было изображено никаких действий, но несмотря на это, она очень эмоционально, живо передает чувства девушек, звуки окружающей природы. Даже блеск водоема с отражающимся в нем солнцем несет какое-то умиротворение, чистоту и добро.

Является особенным произведением живописца Борисова-Мусатова картина “Водоем”. Здесь отсутствует горизонтальная линия, что делает единым и передний, и задний план, а водоем может показаться продолжением неба. Все зависит от воображения зрителя. И если предположить, что водоем – это небо, то можно увидеть девушек, сидящих на холме, за которым, скорее всего, протянулся густой лес.

Это был самый счастливый период в жизни художника. Любимая женщина теперь приняла предложение руки и сердца, стала женой Мусатова.

А в 1904 году родилась дочь – Марианна. Девочка впоследствии пошла по стопам родителей, она тоже была художницей.

Описание картины Борисова-Мусатова «Осенняя песня»

Русский художник Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов (2.04.1870—26.10.1905) был ярким представителем символизма в живописи. Название его стиля — «декоративный пленэризм», он основан на трансформированных принципах импрессионизма. Художник писал в основном пейзажи, старинные усадьбы, наделяя их нереальной поэтической красотой.

Борисов-Мусатов держался особняком, его не привлекали передвижники, академисты, авангардисты. Полотна этого художника проникнуты чистотой, грёзами о красоте и лирической грустью. Прожил он, к сожалению, только 35 лет и не раскрыл все свои возможности.

Картина «Осенняя песня» (1905) — пейзаж. Борисов-Мусатов работал над ним в последний год своей жизни, в Тарусе. Он запечатлел осень в её золотой поре на берегу Оки. Виктор Эльпидифорович выполнил эту работу на бумаге, техника исполнения — пастель.

На переднем плане картины, по обеим её сторонам, расположены тонкоствольные берёзки над рекой. Они, будто раздвинутый занавес, открывают вид на реку, противоположный берег, дальний лес. Их жёлтая и оранжевая листва свисающих ветвей кажется текучим золотом. Неторопливая река отражает желтизну берёз и сиреневую хмарь неба.

Центр произведения — полоса того берега с заокским лесом. Берег невысокий, пологий, покрыт весёлой яркой зеленью. Загадочный лес в мареве пестреет жёлто-зелёным и лиловым цветом. Несмотря на пасмурный день, художник не допускает мрачности.

Задний план картины — тёмно-синяя полоска леса на горизонте, небо, затянутое густыми тучами лиловых и сиреневых тонов, сквозь которые пробивается солнечный свет. Лучи его заметны в самом верху картины. Высоко в небе видны пунктирные линии птичьих стай. Они летят клином. Значит, это журавли. Конечно, из-под небес доносится их прощальное курлыканье, от которого так щемит сердце. Не потому ли картина названа «Осенняя песня»?

Как и во всех произведениях Борисова-Мусатова, в «Осенней песне» нет чёткого, реалистического изображения. Пейзаж размыт, как у импрессионистов, и похож на грёзу. Пастельные краски придают мягкость колориту

Художнику важно было передать своё впечатление от вида на Оку и лес за рекой, от журавлиного клика в небе. Передать своё видение — стремление каждого художника

Виктор Эльпидифорович утверждал, что он переносит на свои полотна именно то, что видит, ничего не придумывая. Его называли художником грёз. В картинах его пейзажи и персонажи кажутся находящимися за гранью реальности. Он словно прозревал в чистоте своего сердца картины иного мира, которые не увидишь чётко, они больше похожи на сон. «Осенняя песня» — это не только прощальный журавлиный клёкот в поднебесье, это и песня в сердце художника от созерцания красоты природы, его любви к ней. Это и предчувствие своего скорого ухода. Грустная и светлая песня осени, звучащая в красках удивительно художника Виктора Эльпидифорвича Борисова-Мусатова, проникает в сердце зрителя и оставляет в нём такой же светлый след.

БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА

Виктор Борисов-Мусатов родился в Саратове 2 (14) апреля 1870 года в семье Эльпидифора Борисовича и Евдокии Гавриловны Мусатовых, бывших крепостных, приписавшихся к мещанскому сословию. Отец был железнодорожным служащим. 

В 1890-х учился изобразительному искусству в студии Саратовского общества изящных искусств, затем в Московском училище живописи, ваяния и зодчества и в петербургской Академии художеств, где его учителем был Павел Петрович Чистяков.

Учился также в студии Ф. Кормона в Париже. Был близок художникам «Мира искусства».

С 1898 год жил в основном в Саратове, с 1901 года — в имении Зубриловка Саратовской губернии. Уже тогда усадьба пребывала в запустении, редко посещаемая тогдашними хозяевами. В 1902 году Борисов-Мусатов вновь посетил усадьбу вместе с сестрой Еленой и художницей Еленой Владимировной Александровой — будущей женой.

Его сестра Елена вспоминала: Глубокая осень в Зубриловке также увлекла брата по своим блеклым тонам красок умирающей природы… Возле дома, где он нас писал в солнечные летние дни, краски уже были печальные, серые, все гармонировало с темным осенним небом, покрытым тучами. Казалось, что и дом замер с окружающей его увядающей зеленью. Это и дало настроение брату написать картину — «Призраки»… Он лично пояснял нам, как я помню, будто с окончанием жизни опустевшего помещичьего дома — «все уходило в прошлое», как изображены им на первом плане картины удаляющиеся призрачные фигуры женщин. Эти две поездки в усадьбу нашли отражение в работах «Гобелен» (1901), «Прогулка при закате» (1903), «Призраки» (1903), «Сон божества» (1904—1905).

С 1903 года он жил в Подольске и Тарусе.

Борисов-Мусатов скончался в Тарусе 26 октября (8 ноября) 1905. Похоронен на окраине Тарусы, на высоком берегу реки Оки. На могиле художника в 1910 году был установлен памятник работы его однокашника-саратовца скульптора А. Т. Матвеева.

Последние годы жизни

Автопортрет, до 1905 г.

Скончался художник Виктор Борисов-Мусатов скоропостижно в 1905 году в Тарусе, куда переехал в 1903 году. На тот момент ему было всего 35 лет.
В последние годы жизни он создал ряд таких произведений как «На балконе. Таруса», «Куст орешника», «Осенняя песнь», «Весенняя сказка», «Летняя мелодия», «Осенний вечер» и «Сон божества», которые навсегда войдут в историю русской и мировой живописи. Во Франции его признали членом Национального общества изящных искусств.

Борисов-Мусатов В. Э., Куст орешника. 1905

Борисов-Мусатов В. Э., Девушка освещенная солнцем. Этюд. 1897

Жизнь и творчество Виктора Борисова-Мусатова

Виктор Борисов-Мусатов — русский художник конца XIX — начала ХХ вв., чье творчество оказало значительное влияние на развитие русской живописи.

Он родился в 1870 году в городе Саратове, где провел детство и юность. В 1884 году поступил в рисовальную школу научно-педагогического института в Москве, где изучал живопись под руководством известных русских художников, в том числе Абрама Архипова.

Основные черты творчества Борисова-Мусатова:

  1. Чувственность и глубокая экспрессия, позволяющие ему передать на холсте внутренний мир человека;
  2. Оригинальный стиль и техника рисования, отличающие его от других русских художников;
  3. Предпочтение тем сказочного и мифологического содержания, которые являются отражением философской глубины его творчества;
  4. Использование оттенков и смену световых эффектов, создающих лирическую, мечтательную атмосферу на его картине.
Картины, посвященные весне: Картины, посвященные весенней поре, являются ярким примером лиричного направления в творчестве художника. В них передана красота природы и ее преобразование под воздействием весеннего тепла. Основные краски картины — серебристые, голубые и зеленые, улавливающие гармонию природы.

Картины, посвященные весне

Весна – это время пробуждения природы, цветения и нового начала. Многие художники на протяжении столетий находили вдохновение в этом времени года и создавали потрясающие картины, посвященные весне.

Одним из таких художников был Виктор Борисов-Мусатов. Его картины насыщены яркими красками и полным передачей эмоций. По описанию, картины Борисова-Мусатова органично сочетают в себе символизм и импрессионизм.

Картины Борисова-Мусатова, посвященные весне, наполнены жизненной силой и энергией. Они передают настроение сезона красоты и обновления. Картины этого художника являются прекрасным семплом русского импрессионизма.

Наиболее известные работы Борисова-Мусатова, связанные с весенней тематикой, – «Белый Ворон», «Весенний лес», «Весна на Волге» и др.

Хотите прочувствовать дух весны, полную возобновления и радости? Посмотрите на картины Борисова-Мусатова, посвященные весне, и они обязательно заполнят вашу душу новыми красками и эмоциями!

«Весна»

В период своих душевных переживаний, с 1891 по 1901 годы, Мусатов писал полотно «Весна».

Это произведение является одним из самых узнаваемых в его творчестве. Здесь Борисов создает картину без какого-либо определенного сюжета. Изображая девушку, повернутую спиной к зрителям, идущую по вишневому саду, любующуюся красотами весенней природы. Произведение несет мечтательное, лирическое настроение, душевную теплоту и покой. Окружающая героиню природа кажется настолько живой, что глядя на полотно, просто погружаешься в гущу весеннего сада, чувствуешь на себе играющие солнечные лучи.

Фотография в творчестве Борисова-Мусатова — 0valia

(1870-1905) — русский художник.

Борисов-Мусатов обратился к фотографии в поисках средства, способного фиксировать идеи, зыбкие впечатления, ассоциации с четкостью и быстротой, неподвластной традиционным средствам графики. Художник желал иметь возможность не просто воскресить в памяти творческую идею, возникшую когда-то, но воссоздать ее во всех подробностях, не упуская ни единой детали. Он приобрел камеру «Кодак», которая и по сей день хранится в сратовском доме-музее Борисова-Мусатова, и терпеливо обучался фотоделу. Первые фотографические опыты начались еще в парижский период, в это время художник вел фотодневник, закрепляя знания, и продолжились уже в родном городе, где Борисов-Мусатов начал снимать портретные этюды. Моделями часто избирались близкие художника: сестра Елена, знакомые девушки, их подруги. Часть этих фотоэтюдов послужила основой для живописных и графических произведений. Со временем, Борисов-Мусатов стал фотографировать не только для вспомогательных целей, но организовывал сложные постановочные съемки, снимал серии этюдов, которые «переросли» рамки «пособия», превратившись в самостоятельный вид творчества. Фотографическое наследие Борисова-Мусатова — это более семидесяти пластинок и отпечатков, каждый из которых — цельное произведение, заслуживающее внимания и интереса.

Портрет Е.Э. Мусатовой, сестры художника. Фотография.

«Девушка с ожерельем». Подготовительный рисунок для композиции «Реквием». Калька, графитный карандаш. 1905 год. Государственная Третьяковская Галерея.

«Реквием». Акварель. 1905 год. Государственная Третьяковская Галерея.

Фотоэтюд для картины «Автопортрет с сестрой». На снимке: Е.Э. Мусатова.

«Автопортрет с сестрой». Холст, масло, темпера. 1898 год. Государственный Русский Музей.

Фотоэтюд для картины «Портрет сестры. Девушка с розами». На снимке: Е.Э. Мусатова.

«Портрет сестры. Девушка с розами». Холст, масло. 1902 год. Казахская государственная художественная галерея им. Т.Г.Шевченко.

Фотоэтюд к картине «Спящая девушка». На снимке: Ю.Ю. Домбровская.

«Спящая девушка». Бумага, пастель. 1901 год. Астраханская государственная картинная галерея им. Б.М. Кустодиева.

Фотоэтюд для картины «Одиночество». На снимке: Е.Э. Мусатова.

«Одиночество». Пастель.

Фотоэтюд. На снимке: Ю.Ю. Домбровская.

«Сидящая девушка» (?)

Фотоэтюд к картине «Последний луч». На снимке: Ю.Ю. Домбровская.

«Последний луч». Эскиз. Бумага папиросная светло-коричневая, акварель, уголь. 1901 год. Собрание семьи художника.

Неизвестная на диване. Анна Иеронимовна Воротынская (?) Фотография.

«Портрет неизвестной». Бумага, пастель. 1902 год.

Е.Э. Мусатова на террасе. Фотография.

«Леди в синем». Акварель. 1902 год. Государственная Третьяковская Галерея.

Фотоэтюд. На снимке: Н.Ю. Станюкович.

«Портрет Н.Ю. Станюкович». Холст, масло. 1903 год. Государственный Русский Музей.

Е.Э. Мусатова в старинном платье. Фотография.

«Осеннее настроение». Холст, темпера. 1901 год. Государственная Третьяковская Галерея.

Фотоэтюд. На снимке: М. Ягодская.

«Изумрудное ожерелье». Холст, темпера. 1903 год. Государственная Третьяковская Галерея.

Натурщицы в старинных костюмах. Фотография.

«Летний день». Акварель.

Е.Э. Мусатова и Е.В. Александрова на фоне пруда. Фотография.

«Пруд». Холст, темпера. 1902 год. Государственная Третьяковская Галерея.

Е.В. Александрова, Е.Э. Мусатова, С. Стеблова, Т.С. Шемшурина на фоне усадьбы Введенское. Фотография.

«Прогулка на закате». Холст, темпера. 1903 год. Государственный Русский Музей.

Праздник зеленого маскарада. Фотография.

Праздник зеленого маскарада. Раскрашенная фотография.

Старинный гобелен из Радищевского музея. Фотография.

Старинный гобелен из Радищевского музея. Фрагмент. Фотография.

«Дама у гобелена». Портрет Н.Ю. Станюкович. Бумага, пастель. 1903 год. Государственная Третьяковская Галерея.

Усадебный дом в поместье Зубриловка. Фотография.

«Фантомы». Холст, темпера. 1903 год. Государственная Третьяковская Галерея.

Картины художника Борисова-Мусатова

“Весна” 1901

Факты биографии Борисова-Мусатова

Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов  (1870-1905), – известный русский живописец, один из самых значительных и ярких  представителей русского символизма. Родился художник в Саратове 2  апреля 1870 года в семье Мусатовых, бывших крепостных,  но приписавшихся к мещанскому сословию.

Отец был железнодорожным служащим. Борисов-Мусатов учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1890-91, 1893-95), затем в петербургской Академии художеств у Павла Чистякова (1891-93), а также в студии Ф. Кормона (1895-98) в Париже. С 1898 жил в основном в Саратове, с 1903 располагался в Подольске и Тарусе.

В 1873 году, в возрасте трёх лет, Борисов-Мусатов, неудачно упав со скамейки, травмировал позвоночник. В результате этого несчастного случая у маленького мальчика начал расти горб; проблемы со здоровьем на протяжении всей его жизни не прекращались у художника .

Борисов-Мусатов скончался в Тарусе 26 октября 1905 года. Похоронен на окраине Тарусы, на высоком берегу Оки.

Творчество Борисова-Мусатова

В зрелый период творчества Борисов-Мусатов выработал собственный живописный стиль, сочетавший глубоко индивидуальную переработку принципов импрессионистической пленэрной живописи с некоторым декоративизмом общего решения картины (так называемый “декоративный пленэризм”).

В проникнутых элегическим чувством картинах, как бы подёрнутых дымкой нереальности, главная роль отдана  насыщенному эмоциональным содержанием красивому пейзажу.

Изысканно-декоративные, элегические по своему настроению картины Борисова-Мусатова выражают мечту о гармонии человека и природы.

https://youtube.com/watch?v=MZ8bWvFnFKQ

В своём творчестве Борисов-Мусатов  соединил тончайшее чувство природного световоздушного окружения с настоящей поэтической фантазией, преображающей это окружение  в поле миражей и ностальгических грез.

Основным мотивом, сквозь который для Борисова- Мусатова открывается «иной мир», скрытый под маревом красок, выступают «дворянские гнезда», ветшающие старинные усадьбы (обычно художник работал в Саратовской губернии в имениях Зубриловка и  Слепцовка  ).

В большинстве своих работ художник предпочитает маслу акварель, темперу или пастель, добиваясь неповторимой,  особой, «тающей» легкости мазка.

Наследие

Из произведений Борисова-Мусатова наиболее известны: “Майские цветы” (1894), “Агава” (1897), “Гобелен” (темпера, 1901), “Водоём” (1902), “Изумрудное ожерелье” (темпера, 1903-04), “Куст орешника” (пастель, 1905), “Кавалер, читающий стихи ” (1899).

Влияние творчества Борисова-Мусатова

Борисов-Мусатов оказал большое влияние на русскую живопись начала 20 в., на становление символизма в отечественном искусстве и особенно на творчество художников объединения “Голубая роза“, которых объединяло, в частности, глубокое уважение к его наследию.

Современники о художнике

“Он был трогателен, мил и сердечен”, – вспоминает  И. Грабарь о своём близком друге

“Борисов-Мусатов был  болезненный, маленький, горбатенький человек с острой бородкой, – писал М. Добужинский, – очень изысканно одевался и носил золотой браслет”.

“Всюду у Мусатова за зеркальной поверхностью тишины буря романтики,” – говорил Андрей Белый.

“Тончайшим и нежным горбуном” называл Борисова-Мусатова Андрей Белый.

Автопортрет

“Автопортрет с сестрой” 1898

“Гобелен” 1901

“Осенний мотив” 1899

“Водоём” 1902

“Дама у гобелена” (Портрет Н.Ю.Станюкович) 1903

“Дама в голубом” 1902

“Окно”

“Натюрморт. Цветы” 1902

Куст орешника

“Колокольчики” 1903

Женщина на солнце

В ожидании гостей

“Женщина в голубом” 1905

За вышиванием

“Кавалер, читающий стихи” 1899

Майские цветы

“Парк погружается в тень” 1904

“Прогулка при закате” 1903

“Реквием” 1905

Прогулка

“Осенний мотив” 1901

“На балконе”

Молебен на станции железной дороги

Капуста и ветлы

Девушка с агавой

Девушка на балконе

Девушка в ожерелье

Девушка в желтой шали

Картина Борисова-Мусатова “Дафнис и Хлоя” 1901

Дама в кресле-качалке

“Призраки” 1903

“Изумрудное ожерелье”

“Агава” 1897

“Мотив без слов” 1900

“Гармония” 1900

“Дама в голубом” 1904

“Розы и сережки” 1901

“Цветы” 1894

Сон божества

Info:

Внимание художникам: на портале есть уникальная возможность продать картину. Выставляйте свои работы!

Основные темы в живописи мастера

Виктор Борисов-Мусатов является одним из самых ярких представителей позднего русского модерна и символизма. Его живопись имеет множество тематических направлений и воплощает идеал прекрасного и таинственного мира, который являлся основной темой художественных поисков мастера.

Одной из ключевых тем является религиозная тематика, которая прослеживается во многих его картинах. Она неразрывно связана с мистической и эзотерической философией, а также традиционной культурой России.

Второй важной темой является женская красота, которую мастер описывает очень нежно и воздушно. Девушки и женщины на его картинах часто изображены в восточных нарядах и обрамлены цветущими ветвями и цветами, что придает им особый поэтический шарм

Также в его творчестве встречается тема весны, которая наполнена свежестью и легкостью. Она проявляется в ярких красках, образующих цветные клубы и мутные россыпи. На этих картинах весна сочится с мифической темой, что создает атмосферу загадочности и таинственности.

Борисов-Мусатов также изображает бытовые сцены, заставляя зрителя задумываться о глубине жизни и о ее таинственности. Он умел находить прекрасное и загадочное в обыденных бытовых сценах и преображал их в своем творчестве.

Ранние годы и обучение

Виктор Борисов-Мусатов — выдающийся русский художник-импрессионист, родившийся в 1870 году в городе Саратов в семье театральных артистов. Его талант был открыт еще в детстве, когда он начал рисовать и посещал частные уроки живописи.

В 1888 году Виктор Борисов-Мусатов поступил в Московскую живописную школу, где был учеником известных мастеров того времени: К.А. Савицкого, И.Е. Репина, В.А. Серова. Он также посещал лекции по истории искусства и социологии в Московском университете.

Уже во время обучения в школе Виктор Борисов-Мусатов проявил свой талант и был замечен на выставке к работе «Пасхальные яйца», на которой он демонстрировал принципы своего артистического стиля — пейзажной импрессионистской живописи.

В большинстве своих работ Виктор Борисов-Мусатов изображал природу, символизируя ее сезонные изменения. Его работы часто сопровождаются нежными лирическими текстами и названиями, которые помогают зрителю ощутить атмосферу произведения.

Своими ранними работами Виктор Борисов-Мусатов показал свой талант как художник и убедительность своих портретов. Он был уважаемым членом художественного сообщества своего времени и оставил до сих пор великолепное наследие своих работ.

«Весна», Борисов-Мусатов

Год написания: 1901Размер: 71 × 98 смМестонахождение: Русский музей, Санкт-Петербург

Вариант 1 — Кратко

7 предложений/ 99 слов

«Весна» Виктора Борисова-Мусатова — это настроенческое полотно, призванное подарить зрителю возможность насладиться прелестью этой радостной, но мимолётной поры. На картине изображён окутанный лёгкой предрассветной дымкой и погружённый в свежую тень весеннего утра сад. По нему неспешно движется молодая дама.

Девушка в длинном светлом платье с открытыми плечами и широком алом платке изображена спиной к зрителю. Взгляд её направлен в сторону цветущих фруктовых деревьев, растущих среди молодой зелёной травы.

Вдали виднеются стены высокой усадьбы, рядом с которой стоят пышные изумрудные ели. Поднимающееся из-за горизонта солнце лишь слегка золотит верхушки деревьев, а светлый небосвод в его присутствии постепенно приобретает лазурный оттенок.

Вариант 2 — Подробно

17 предложений/ 246 слов

«Весна» Виктора Борисова-Мусатова — это трогательное настроенческое полотно, посвящённое теме радостных изменений в природе, наступающих с приходом долгожданного тепла. Главной героиней картины стала неизвестная молодая женщина, прогуливающаяся по цветущему саду.

Девушка в длинном светлом платье с открытыми плечами неспешно движется среди молодой зелёной травы, любуясь красотой окружающей её природы. Лицо героини повёрнуто в сторону расположенной вдали высокой усадьбы, купающейся в розоватых лучах восходящего солнца. Зрителю же видны лишь тёмные локоны красавицы, да тонкая нить жемчуга на её нежной шее. Чтобы защититься от утренней прохлады, героиня накинула поверх платья широкий алый платок.

В саду густо растут фруктовые деревья, преимущественно яблони и вишни. Весна уже успела не только покрыть их сочной зелёной листвой, но и усыпать тёмные ветви пышным белыми цветами, изящно гармонирующими с оттенком платья главной героини.

В траве у подножия деревьев видны пышные головки одуванчиков. Прямо перед домом пестреет высокая изумрудная ель. На заднем плане справа можно разглядеть расплывчатый силуэт ещё одной хвойной красавицы, растущей за усадьбой.

Солнце только начинает подниматься из-за горизонта, поэтому сад кажется полностью погружённым в предрассветную тень. Лишь верхушки деревьев ласкают первые золотые лучи. Чистое весеннее небо постепенно светлеет, приобретая лазурный оттенок, но дом и пейзаж на заднем плане остаются по-прежнему окутанными лёгкой дымкой тумана.

От картины Борисова-Мусатова веет нежностью и надеждой, ведь именно такие чувства рождает приход весны в наших сердцах. В то же время полотно невольно навевает и грустные мысли о том, что всё не вечно в этом мире. Мимолётно и очарование весны, поэтому нужно успевать любоваться прелестью этой поры.

см. также:Все сочинения-описания картин

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: