«колорит»: самая влиятельная картина пикассо. история и значение «герники»

Герника

Войти на сайт

Картину «Старый гитарист» Пабло Пикассо написал в 1903 году после самоубийства своего близкого друга. Этот период в творчестве художника принято называть «голубым». В это время Пикассо с особым трепетом относится к судьбе униженных, пишет много полотен, изображающих страдания бедных, больных, и тех, кого изгнали из общества. «Старый гитарист» при кажущейся простоте и незатейловости сюжета хранит множество секретов.

1. Пикассо передал картиной свое душевное состояние

«Старый гитарист», Пабло Пикассо. Есть мнение, что именно такое положение картины правильное.

В 1902 году, когда Пикассо было 22 года, он впал в депрессию, что и отразилось на многих других картинах так называемого «голубого периода». Это видно по монохроматичности и отсутствии объема на данных полотнах. Подобная безысходность, которой веет от картины, неудивительна: в то время художник жил в нищете.

2. Картина больше, чем считают многие люди

Пабло Пикассо.

Из-за искаженной перспективы обычно все считают, что «Старый гитарист» — очень небольшое полотно. На самом деле, его размеры — 123 x 83 см.

3. Человек на картине слепой

Слепые видят что-то за пределами этого мира.

Закрытые глаза, отрешенность от всего мира и только инструмент в руках имеет значение. «Старый Гитарист» стал одним из символов в литературе, который часто используется для того, чтобы передать то, как слепые видят что-то «за пределами этого мира».

4. Человеческие страдания – основная тема «голубого периода»

Селестина,1903 г.

Пикассо в этот период рисовал слепых, нищих, алкоголиков и проституток. Особо его интересовала тема слепоты, а слепых людей можно найти в ряде его произведений. На «Скромной трапезе» (1904) изображены слепой мужчина и зрячая женщина, которые сидят перед практически пустым стволом. Похожая ситуация изображена на «Завтраке слепого» (1903). Наконец, на портрете «Селестина» (1903) нарисована женщина с бельмом на одном глазу.

5. Частично эту картину можно считать автопортретом

Гитарист находит утешение среди однообразия окружающего мира в гитаре.

Единственным элементом «Старого гитариста» не синего цвета является гитара. Гитарист якобы находит утешение среди однообразия окружающего мира в своем инструменте. Точно так же и Пикассо рассматривал возможность вторить, как единственное светлое пятно даже в самые плохие времена.

6. Композиция «Старого гитариста» намекает на творчество Эль Греко

Конечности преувеличенно удлиненны — дань творчеству Эль Греко.

Как и все картины голубого периода, это полотно непосредственно связано с художником Эль Греко. Пикассо был большим поклонником этого художника, несмотря на то, что на то время в фаворе были другие художники эпохи Возрождения. Искусствоведы предполагают, что Пикассо специально выбрал странную угловатую позу гитариста, а также изобразил его конечности преувеличенно удлиненными. Якобы это было сделано в качестве дани таланту Эль Греко.

7. Картина, возможно, послужила вдохновением для стихов

Американский модернист Уоллес Стивенс.

Через три года после того, как «Старый гитарист» был выставлен в художественном музее Уодсворт Атенеум в Хартфорде, штат Коннектикут, американский модернист Уоллес Стивенс опубликовал стихотворение «Человек с голубой гитарой». Несмотря на, казалось бы, очевидную связь между живописью и поэмой, Стивенс отрицает какую-либо причастность к работе Пикассо.

8. На картине есть скрытая женщина

За ухом гитариста едва заметные лоб и глаза.

Если внимательно присмотреться, то можно разглядеть за ухом гитариста едва заметные лоб и глаза. Ученые художественного музея при Институте Искусств Чикаго, где хранится картина, просветили картину с помощью инфракрасного излучения и рентгена. Они обнаружили, что под слоем краски скрывается недописанное изображение обнаженной молодой женщины, которая кормит грудью ребенка, а также изображения теленка и коровы.

9. «Старый гитарист» — самое знаковое произведение голубого периода Пикассо

Старый гитарист — кубизм.

В течение 1900-1904 годов Пикассо написал довольно много картин, в которых преобладали оттенки синего и голубого цветов. Но ни одна из них не стала столь популярна, как «Старый гитарист».

10. Институт Искусств Чикаго вошел в историю благодаря этой картине

Институт искусств Чикаго.

Институт искусств Чикаго приобрел картину в 1926 году. «Старый гитарист» стал первой картиной Пикассо, которая была приобретена американским музеем, а также первой картиной Пикассо, которую любой музей мира приобрел для своей постоянной коллекции.

iPicasso.ru

Герника 1937 349×776см холст/масло Museo Reina Sofia, Madrid, Spain

« на предыдущую страницу | 1930е | на следующую страницу »Материал из Википедии — свободной энциклопедии: «Герни́ка» (исп. Guernica) — картина Пабло Пикассо, написанная в мае 1937 г. по заказу правительства Испанской Республики для испанского павильона на Всемирной выставке в Париже. Тема картины, исполненной в манере кубизма и в чёрно-белой гамме, — бомбардировка Герники, произошедшая незадолго до этого, а также ужас испанской революции (1931-1939 годов) и Гражданской войны в Испании. После выставки полотно выставлялось в ряде стран (в основном в США). Сам Пикассо заявлял, что хотел бы видеть её в музее Прадо, но лишь после восстановления в Испании республики. Картина была помещена в Прадо в 1981 году, а в 1992 году перевезена с другими произведениями искусства XX века в Музей королевы Софии в Мадриде, где и хранится по сей день. «Герника» представляет собой картину, написанную маслом в чёрно-белых тонах, 3,5 м высотой и 7,8 м длиной. Это огромное полотно было написано с невероятной скоростью — всего за месяц. «Герника» представляет сцены смерти, насилия, зверства, страдания и беспомощности, без указания их непосредственных причин. Выбор чёрно-белой палитры, с одной стороны, передаёт хронологическую близость к газетной фотографии того времени, с другой — отражает безжизненный характер войны. «Герника» изображает страдающих людей, животных, и здания, трансформированные под воздействием насилия и хаоса. Все сцены разворачиваются в пределах комнаты, в левой открытой части которой над женщиной, оплакивающей мёртвого ребёнка в её руках, стоит бык с широко открытыми глазами. Центральный план занят лошадью, падающей в агонии, как будто бы она только что была пронзена копьем или дротиком. Нос лошади и верхние зубы образованы формой человеческого черепа. Под лошадью — мёртвый, по-видимому, расчлененный солдат, чья отрубленная рука все ещё сжимает обломок меча, из которого растет цветок. Прозрачная лампочка в форме глаза горит над головой страдающей лошади (лампа из камеры пыток). Справа вверху от лошади, античная маска, которая кажется свидетельницей происходящих перед нею сцен, как бы вплывает в комнату через окно. Её рука, также вплывающая в комнату, держит зажжённую лампу. Непосредственно справа, чуть ниже вплывающей женской фигуры, преисполненная благоговейного страха женщина подалась к центру. Её безучастный взгляд направлен на сверкающую лампочку. Кинжалы, олицетворяющие пронзительный крик, заменяют языки быка, скорбящей женщины, и лошади. За быком, на полке — птица в панике, по-видимому, голубь. На правом краю расположена фигура с поднятыми от ужаса руками, попавшая в ловушку из огня сверху и снизу. Тёмная стена с открытой дверью завершает правый конец картины. На руках мёртвого солдата видны стигматы (болезненные кровоточащие раны, открывающиеся на теле некоторых глубоко религиозных людей — тех, кто «пострадал как Иисус»). Пикассо не был религиозен. Хотя его личность сформировалась под воздействием культуры преобладающе католической Испании, эти символы не должны интерпретироваться как христианская идентификация художника. Пикассо использует хорошо опознаваемый образ, чтобы продемонстрировать, что люди вынуждены страдать безо всякой на то причины. Пол напоминает карту, план боевых действий.

Любительница абсента

Любительница абсента» — одно из самых нашумевших полотен Пикассо было написано в 1901 году, его темой стал любимый напиток модной богемы – абсент. Хоть впечатление от этого творения весьма тягостное, нельзя не отметить великолепно подобранную цветовую палитру: контрастные цвета выражают внутреннюю борьбу героини, ее борьбу с внешним миром, противоречия, сложности, возникающие на пути. От образа на картине веет одиночеством и покинутостью, он угловат, будто поломан, поза скованна, а слишком большая правая рука будто отгораживает женщину от мира, ищет уединения, защиты. И только легкая саркастичная улыбка на губах персонажа говорит нам о том, что эта дама все еще жива.

Стилистика картины

«Гернику» можно назвать графическим панно. Очевидцы утверждают, что Пикассо работал как одержимый, что выразилось в стиле написания картины. Линии переходят от плавных, размытых и округлых, словно языки пламени, к острым и четким, как битое стекло и осколки снарядов. Главной задачей графического элемента было отражение таких эмоций, как страх, ужас, гнев и отчаяние. Рисунок Пикассо досконально точен. Избегая детализации, он выделяет только важные символы и аллегории.

В создании картины использованы средства художественной выразительности и стилистические приёмы, заимствованные из кубизма и сюрреализма. Для повышения экспрессии чёрно-белого изображения художник использовал наложение цветов, пересечение линий, играл с тенями и оттенками серого цвета.

Церковь Санта Мария

Старинная церковь Санта Мария стоит на самой высокой точке города. Ее строительство было начато еще в 1418 году, но, пройдя через ряд модификаций, здание было построено только к 1715 году. Один из лучших примеров готической архитектуры в Стране Басков, тем не менее, имеет элементы и других архитектурных стилей. Последний стиль, который использовали в его очередной реконструкции – Ренессанс.

Внутреннее оформление церкви также заслуживает внимания. Среди прочего, в ее стенах находится орган фирмы Walcker 1889 года.

Хотя церковь Санта Мария не была разрушена во время бомбежки, здание сильно пострадало, а церковно-приходской архив полностью сгорел.

8. Фронтон Хай Алай

Самый быстрый вид спорта под названием хай-алай (баскский мяч или баскская пелота) давно практикуют в Гернике. Здесь находится самый крупный действующий игровой фронтон в мире. По мнению многих профессиональных игроков, он является также и самым лучшим.

Он появился в городе в 1963 году, и был построен по проекту Секундино Суазо, одного из наиболее значимых испанских архитекторов 20 века.

Правила игры хай-алай просты: игрок бросает об стану жесткий каучуковый мяч, а задача соперника – отбить отлетевший от стены мяч рукой или битой. Скорость мяча в данной игре занесена в Книгу рекордов Гиннеса.

Фронтон открыт для свободного посещения каждый день с 16:30 до 19:00. Вход бесплатный, даже в том случае, если на территории проходит матч.

Ownership controversy

Picasso intended for the painting to be a gift to the people of Spain, but its ownership has at times been the subject of disagreement. The main reason for this is that in 1937 the Spanish Republic gave Picasso 150,000 French francs to help pay for some of his expenses in creating Guernica (roughly $7,500 or in today’s dollars, $135,000).

It’s unclear whether Picasso considered Guernica “sold” to the Spanish government, although sources close to the artist say he did NOT consider it a sale. The Spanish government, on the other hand, says that they either acquired it or commissioned it in 1937.

Whoever the owner was at the time, Picasso himself chose to display Guernica at the World’s Fair in Paris in 1937, as well as various exhibits around the world before entrusting it to the Museum of Modern Art from 1939 until 1981 (he asked that MoMA keep the painting until Spain was a stable democracy). Accordingly, in 1981 Guernica returned to Spain through an agreement with Picasso’s heirs, MoMA, and the Spanish government.

Работы «синтетического» кубизма (1912-1917)

«Человек у камина» 1916«Человек в цилиндре» 1914«Бокал и игральные карты» 1912«Гитара» 1912«Натюрморт с фруктами на столе» 1914-1915«Пьедестал» 1914«Столик в кафе (Бутылка Перно)» 1912«Харчевня (Ветчина)» 1914«Зеленый натюрморт» 1914«Человек с трубкой, сидящий в кресле» 1916

Несмотря на то, что кубизм активно критиковали многие, работы этого периода хорошо продавались и  Пабло Пикассо наконец-то прекратил нищенствовать и переехал в просторную мастерскую.

Следующим периодом в творчестве художника стал неоклассицизм, которому положила начало женитьба Пикассо на русской балерине Ольге Хохловой в 1918 г. Этому предшествовала работа Пабло над декорациями и эскизами костюмов к балету «Парад» 1917 г. Именно выполняя эту работу художник познакомился с Ольгой Хохловой.

Занавес к балету «Парад» 1917Программка балета Парад с рисунком Пикассо. 1917Китайский маг, в костюме Пикассо, современная интерпретация, 2003Персонаж французского «управителя» (зазывалы)

Этот период очень далек от кубизма: реальные лица, светлые тона, правильные формы… На подобные перемены в творчестве его вдохновляла русская жена, которая привнесла много нового в жизнь Пабло. Поменялся даже образ жизни художника — посещение светских раутов, костюмированных балетов и т.д. Одним словом Пикассо начал вращаться в светской среде, что ранее ему было чуждо. За такой резкий переход от кубизма к классицизму Пикассо многие критиковали. На все претензии художник ответил в одном из своих интервью: «Всякий раз, когда я хочу что-то сказать, я говорю в той манере, в которой, по-моему ощущению это должно быть сказано».

«Герника». Отношение к войне

Картина «Герника» — символ жестокости войны. Разбираемся, как темы трагедии и военного конфликта проявились в работах художника.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве
с крупнейшими российскими экспертами.

Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории
и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus

посмотреть все уроки

Автор урока
Алина Аксёнова
Историк искусства, автор книг «Искусство ХХ века. Ключи к пониманию» и «История искусства

Просто о важном», более 9 лет проводила лекции и экскурсии в ГМИИ им. Пушкина.

«Герника» — одна из самых известных картин Пикассо, символ жестокости и бессмысленности войны.

Что делает ее такой значимой

Герника — маленький городок в Стране Басков на севере Испании. Во время гражданской войны в Испании авиация Германии, поддержавшая генерала Франко, почти полностью разрушила его в ходе бомбардировки.

Картина создает страшное сюрреалистическое пространство. Фигуры и предметы ломаются, деформируются, рассыпаются на части — как Герника во время бомбардировки и как весь мир после нее. Лаконичный колорит имитирует цвета газетных вырезок.

Композиция классическая, но сама картина нет. Слева и справа от центральных фигур — плачущие женщины. В центре воин с разорванным телом и сломанным мечом — символом поражения. Лошадь с высунутым языком символизирует крах мира. Получился страшный, разрушенный мир — каким ощущал его сам Пикассо.

Во время оккупации Парижа к Пикассо однажды пришли немецкие офицеры. Они увидели на столе репродукцию «Герники» и спросили: «Это вы сделали?». На что Пикассо ответил: «Нет, это вы сделали».

️ На выставке картину не приняли. Ее критиковали за пропаганду и недостаточную художественность. Гораздо больший интерес и энтузиазм на Парижской выставке 1937 года вызвали павильоны СССР и Германии.

Пабло Пикассо. Герника, 1937

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

На рубеже 1930–40-х годов Пикассо остро чувствовал трагедию, охватившую весь мир. В это время даже картины не на военную тему наполнены агрессией.

Вот яркий пример

«Кошка, схватившая птицу». Мы видим не просто кошку, а страшного монстра, схватившего беззащитную птицу. Пара «сильный-слабый» наполняется новым смыслом.

Образ кота часто интерпретируют по-разному. Одни видят в нем очертания минотавра, другие — челку Гитлера. Пикассо мастер в создании многозначных символов, в которых каждый угадывает что-то свое.

Пабло Пикассо. Кошка, схватившая птицу, 1939

Что почитать

John Richardson. «A Life of Picasso, Volumes I–III».
Главная биография Пабло Пикассо, написанная его близким другом. Трехтомник подробно описывает жизнь и творчество художника с 1880-х до конца 1930-х гг.

Оливье Видмайер-Пикассо. «Пикассо. Интимный портрет». Короткая, но важная книга внука Пикассо о самых главных сферах жизни художника. Можно прочитать за один вечер.Арианна Стасинопулос-Хаффингтон. «Пикассо. Творец и разрушитель».
Объемный том рассказывает историю жизни гения мелким шрифтом и во всех подробностях.

Франсуаза Жило. «Моя жизнь с Пикассо».
Любопытная книга для тех, кому интересно не только творчество Пикассо, но и его личная жизнь. Мемуары одной из многочисленных женщин художника описывают десять лет их совместной жизни.

За этот урок мы узнали много нового о творчестве Пабло Пикассо. Самое время попробовать свои силы в тренажере.

ВИХРЬ ЖИЗНИ

Среди людей, оказавших поддержку Пикассо, была американская писательница Гертруда Стайн (её портрет художник написал в 1906 году) и торговец картинами, немец по происхождению, Даниэль-Генрих Канвейлер.

Именно Канвейлер в 1907 году познакомил Пикассо с талантливым молодым художником Жоржем Браком. В течение нескольких лет оба художника работали в тесном сотрудничестве. В результате появилось новое направление в живописи — кубизм. Кубизм отрицал традиционное представление о том, что изображённый на картине предмет или человек должен рассматриваться только под одним определённым ракурсом. Плодотворное сотрудничество Брака и Пикассо продолжалось вплоть до 1914 года, когда началась мировая война и Брака призвали в армию.

В 1917 году художник посетил Рим, где работал над декорациями и костюмами к балету «Парад» в постановке русского балетмейстера Сергея Дягилева. Здесь Пикассо влюбился в Ольгу Хохлову, одну из танцовщиц русской труппы. Они поженились в 1918 году. Именно тогда Пикассо навсегда распрощался с богемной жизнью. С молодой женой он переехал в роскошную квартиру. Средства позволяли это сделать — к тому времени Пикассо стал процветающим и признанным художником.

В 1921 году у Пабло и Ольги родился сын Поль, однако их брак счастливым не назовёшь. По сути, он закончился в январе 1927 года, когда Пикассо увлёкся 17-летней Мари-Терез Вальтер. Самому мэтру было тогда 45 лет. В 1953 году у Мари-Терез родилась девочка, которую назвали Майей.

Положение было щекотливым, потому что брак Пикассо с Ольгой, заключённый по испанским законам, не мог быть расторгнут. Ольга и Пабло формально оставались мужем и женой вплоть до смерти Ольги, последовавшей в 1955 году. Ольга, оказавшаяся после их разрыва на грани помешательства, часто появлялась там, где бывал Пикассо, и громко поносила его. Такое положение вещей мучило художника. Глубокая депрессия, хорошо заметная по некоторым работам Пикассо, часто вызвана именно этим фактом. На какое-то время он вообще перестал писать и занялся поэзией.

Но не сложились отношения и с Мари-Терез. Они прекратились уже в 1937 году, когда её место в сердце художника заняла фотограф Дора Маар. Мари-Терез преследовала художника до конца жизни, покончив с собой вскоре после его смерти.

Несмотря на то, что Пикассо много лет прожил во Франции, связывавшие его с родиной нити никогда не обрывались, и на полотнах художника не раз возникали испанские темы. В январе 1937 года испанское правительство заказало Пикассо полотно для оформления национального павильона на Всемирной выставке в Париже. Гражданская война в Испании и бомбардировки мирных городов вдохновили художника на создание знаменитого шедевра — «Герники».

Умники и умницы


Пабло Пикассо. Герника ? с. 149— От немецкого фашизма пострадали народы многих стран, — сказала Евдокия Васильевна. — Так, в 1937 году фашисты разбомбили испанский город Герника, погубив десятки тысяч жизней. Художник Пикассо, испанец по происхождению, был потрясён этим неслыханным варварством. — И он сразу же стал писать свою картину? — спросил Петя. — Конечно! Посмотри на дату! — сказал Миша.

Обратите внимание, что картина написана именно в 1937 году. — А почему репродукция не цветная? — спросил Костя

— Цветная, — возразила Евдокия Васильевна. — Художник выбрал для своей картины именно эти цвета. Ты можешь объяснить такой выбор художника?

— А почему репродукция не цветная? — спросил Костя. — Цветная, — возразила Евдокия Васильевна. — Художник выбрал для своей картины именно эти цвета. Ты можешь объяснить такой выбор художника?

Основные цвета картины — чёрный, белый и разные оттенки серого. Изображая гибель и страдания людей, художник выбрал именно эти цвета, лишённые радостных, ярких красок природы и самой жизни.

— Все кричат от ужаса, несутся куда-то, — сказал Костя. У тебя похожее впечатление? Ты видишь рыдающую женщину с ребёнком на руках? А лежащего мужчину с раскинутыми руками (в его правой руке сломанный меч, а рядом цветок)? А женщин с каплевидными летящими головами? Видишь человека с запрокинутой головой, чьи руки воздеты к небу в жесте отчаяния?

Эти вопросы направлены на то, чтобы мы внимательно рассмотрели все детали картины. Можно выделять рамкой каждое из названных изображений.

— А при чём здесь бык и конь? — спросил Миша. — Бык был главным тотемным животным для народов, населяющих Испанию, — объяснила Евдокия Васильевна. — Вы же слышали о корриде и о других национальных развлечениях с участием быков? Тебе тоже известно об этом? — А конь во многих культурах мира (и в Испании в том числе) — это воплощение войны, — добавила Евдокия Васильевна. — Он и на картине Пикассо свирепый и несущий разрушение, топчущий и подминающий под себя. — И правда! — согласился Миша. — Не то что бык. Бык грозный и величественный. Он какой-то целый. Женщина как будто просит у него защиты. А конь весь какой-то вывернутый, как-то разваливается. — Выходит, художник противопоставляет быка и коня? — спросила Маша. Как ты ответишь Маше?

Надо найти на картине и внимательно рассмотреть изображения коня и быка. Причём не только морду коня, но и его копыта и хвост. Рассмотрите полностью фигуру быка (его голова светлая — белая с оттенками серо-голубого цвета, а тело тёмное — серовато-коричневое). Конь и бык противопоставлены друг другу по характеру изображения. Фигура коня дробная, экспрессивная, он подминает под себя всё вокруг, топчет копытами людей, его морда — зловещая, с угрожающим оскалом. Конь весь излучает агрессию и разрушение. Бык же изображён более цельно, его поза статична, и только морда искажена страданием. Он как будто сочувствует гибнущим людям.

— Я все равно не понимаю, зачем художник так всё нарисовал, — заявил Петя. — Он что, не мог нарисовать всё целиком? Почему везде обрывки, части, всё какое-то изуродованное… — Ты, Петя, сейчас сам ответил на свой вопрос, — сказала Евдокия Васильевна. — После бомбардировок ничего целого в этом испанском городе не осталось. Всё было разрушено, искалечено, изуродовано, всюду горе, отчаяние и смерть. Что ты хочешь добавить, Татьяна? — Я хочу добавить, что такие приёмы, когда отдельные фрагменты, когда вёе искажено, сдвинуто со своих мест, такие приёмы… — Такие приёмы помогли художнику рассказать о том, что такое война, какие разрушения и страдания она несёт, — закончила за Таню учительница.

Ответы к заданиям. Литературное чтение. Учебник. Часть 2. Чуракова Н.А.

5 / 5 ( 4 голоса )

Frequently Asked Questions

Why Did Picasso Paint Guernica?

When he learned about the bombing of Guernica, poet Juan Larrea rushed to Picasso’s house to convince him to make the attack the subject of his work. After reading George Steer’s narrative of what transpired, Picasso abandoned his initial intention. In response to Larrea’s idea, Picasso began a series of preliminary sketches for Guernica.

What Is the Guernica Meaning?

The town of Guernica was regarded as the northern bulwark of the Republican resistance group and the hub of Basque culture. It was seen as a threat and was bombed. Picasso created the painting to raise awareness of this tragedy.

What do the figures in the canvas symbolise?

Pablo Picasso Guernica, Close-Up of the Light bulb, Horse and Bull

The Lightbulb:

Picasso didn’t illustrate the bombing in a realistic manner, and there aren’t any bombs depicted in the piece. Instead, Picasso uses a light bulb surrounded by a glowing halo of luminous spikes. This symbolises the flames that tore apart the sky during the bombing.

The Horse:

Just under the light bulb the viewer’s attention is drawn to a horse. The animal has been disemboweled by an arrow and is howling in pain. This is emblematic of the suffering inflicted on the Spanish people by the dictators and German bombers. Picasso additionally includes a subliminal skull, formed by the nose and teeth of the horse.

The Bull:

The human-eyed bull evokes the fight between man and beast. Without a doubt, we can see the incarnation of Spanish Nationalist and Totalitarian regimes in this animal.

Pablo Picasso, Guernica, Close-Up of Women, Man with Sword and the Dove

The Dove:

It is hardly visible, and looks as though it has been rubbed out. This erasure is symbolic of the peace that disappeared in Guernica during the war.

The Woman:

With her head and eyes rolled back, the woman holds her dead baby whilst helplessly reaching out towards the sky.  This depiction is reminiscent of portraits of Dora Maar, which Picasso nicknamed “the woman who cries”. Another woman is also shown to the right of the painting: her arms are also raised and her mouth frozen mid-scream. She is surrounded by flames, which are symbolised by the tips of triangles which allude to the explosions caused by the bombs.

The Man with the Sword:

He is the only man and the only figure lying down in the painting. He has been dismembered yet still holds his broken sword, which is emblematic of his heroic yet futile attempt to fight against the terror. A ghostly flower grows by the fighter’s hand, signifying hope despite the bloodshed- much like the shrouded light provided by the woman’s kerosene lamp.

Творчество

Впервые Пабло начинает подписывать собственные картины псевдонимом Пикассо, девичьей фамилией своей матери. В 1901 году случается трагедия, которая наложила отпечаток на творчество художника: его друг Карлес заканчивает свою жизнь самоубийством из-за несчастной любви. В память об этом событии Пабло создает ряд картин, которые принято относить к первому «Голубому периоду».

Обилие синих и серых цветов на картинах объясняется не только подавленным состоянием юноши, но и отсутствием денежных средств на масляную краску других оттенков. Пикассо пишет работы «Портрет Хайме Сабартеса», «Свидание», «Трагедия», «Старый еврей с мальчиком». Все картины пронизаны ощущением тревоги, уныния, страха и тоски. Техника письма становится угловатой, рваной, перспектива заменяется жесткими контурами плоских фигур.

Картина Пабло Пикассо «Свидание»

В 1904 году, несмотря на отсутствие финансов, Пабло Пикассо решается на переезд в столицу Франции, где его ждут новые впечатления и события. Перемена места жительства дала толчок второму периоду творчества художника, который принято называть «Розовым». Во многом на жизнерадостность картин и их сюжетный ряд повлияло место, где жил Пабло Пикассо.

В основании Монмартрского холма стоял цирк Медрано, артисты которого и служили натурой для произведений молодого художника. За два года была написана целая серия картин «Актер», «Сидящая обнаженная», «Женщина в рубашке», «Акробаты. Мать и сын», «Семейство комедиантов». В 1905 году появилось самое значительное полотно этого периода «Девочка на шаре». Через 8 лет картину приобрел российский меценат И. А. Морозов, который и привез ее в Россию. В 1948 году «Девочка на шаре» была выставлена в музее им. А. С. Пушкина, где и находится до сих пор.

Картины Пабло Пикассо «Девочка на шаре» и «Женщина в рубашке»

Художник постепенно отходит от изображения натуры как таковой, в его творчестве появляются модернистские мотивы с использованием чистых геометрических форм, из которых составляется структура изображаемого объекта. Пикассо интуитивно подошел к новому направлению, когда создавал портрет своей поклонницы и меценатки Гертруды Стайн.

В 28 лет Пикассо пишет картину «Авиньонские девицы», которая и стала предшественницей произведений, написанных в стиле кубизма. Портретный ансамбль, на котором были изображены обнаженные красавицы, был встречен большим потоком критики, но Пабло Пикассо продолжил развитие найденного направления.

Картина в стиле кубизм Пабло Пикассо «Авиньонские девицы»

Начиная с 1908 года появляются полотна «Бидон и миски», «Три женщины», «Женщина с веером», «Портрет Амбруаза Воллара», «Завод в Хорта де Сан Хуан», «Портрет Фернанды Оливье», «Портрет Канвейлера», «Натюрморт с плетеным стулом», «Бутылка перно», «Скрипка и гитара». Новые работы характеризуются постепенным усилением плакатности изображений, приближением к абстракционизму. Наконец, Пабло Пикассо, несмотря на скандальность, начинает хорошо зарабатывать: картины, написанные в новом стиле, приносят прибыль.

В 1917 году Пабло Пикассо предоставилась возможность сотрудничества с «Русскими сезонами» Сергея Дягилева. Жан Кокто предложил мэтру балета кандидатуру испанского художника в качестве создателя эскизов к декорациям и костюмам новых постановок. Для работы на время Пикассо перебрался в Рим, где познакомился с первой супругой Ольгой Хохловой, русской танцовщицей, дочерью эмигрировавшего офицера.

Ольга Хохлова и Сергей Дягилев

Светлый период жизни отразился и на творчестве художника — на время Пикассо отходит от кубизма, и создает ряд полотен в духе классического реализма. Это прежде всего «Портрет Ольги в кресле», «Купальщицы», «Женщины, бегущие по пляжу», «Детский портрет Поля Пикассо».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: