Джакопо понтормо: жизнь и творчество художника

Политическая жизнь

Будучи умным, прозорливым и деятельным человеком, Козимо понимал, как важно участвовать в политической жизни. Отец подготовил для него хорошую почву: Джованни ди Биччи имел определенное влияние во Флоренции, во многом способствовал снижению налогов для людей, благодаря чему семья Медичи приобрела сторонников из числа простых горожан

Еще в 1415 и 1417 годах Козимо был избран на небольшие сроки членом флорентийской Синьории – высшего органа городского самоуправления. Позже стал главой партии народа, которая выступала как оппозиционная сила против местных патрициев.

Наиболее острой и открытой вражда семей стала после того, как была проиграна война Флоренции с Луккой и Миланом. Главе аристократической партии, Ринальдо Альбиции, путем интриг и ложных обвинений удалось добиться тюремного заключения Козимо. Речь шла даже о вынесении смертного приговора, но после долгих переговоров городские власти приняли постановление об изгнании Медичи и его родственников из Флоренции на 10 лет.

В 1433 году семья уехала из родного города в Падую (Padova), позже перебралась в Венецию. Примечательно, что когда Козимо покидал пределы Флорентийской республики, простые люди всячески оказывали ему поддержку, почет и уважение, а венецианцы встречали не как осужденного изгнанника, а как достойного государственного мужа. Находясь в Венеции Козимо продолжал вести бурную финансовую и политическую деятельность.

Клан Альбиции властвовал недолго. Ошибки во внешней политике и повышение налогов подорвали позиции аристократической партии. В 1434 году во флорентийской Синьории прошли выборы, в результате которых руководящие должности в городе заняли противники патрициев. Для семьи Альбиции это был полный провал. Козимо приехал во Флоренцию спустя год после своей «ссылки», и его возвращение было настоящим триумфом.

Семья и образование

Козимо Медичи родился в 1389 году, во Флоренции. Он был старшим сыном в семье Джованни ди Биччи де Медичи (Giovanni di Bicci de’ Medici) и Пиккарды Буери (Piccarda Bueri). Глава семейства стал известным итальянским банкиром, пройдя непростой путь от обычного мелкого кредитора до создателя финансовой империи. Благодаря своей предприимчивости, трудолюбию и приданному жены, в 1392 году основал Банк Медичи – одно из самых преуспевающих коммерческих предприятий во всей Европе. Мать Козимо, Пиккарда Буери (Piccarda Bueri), была знатных кровей, происходила из старинного, аристократического рода, и считалась одной из первых красавиц Вероны.

Юноша получил блестящее всестороннее образование: обучался в школе монастыря Санта-Мария-дельи-Анджели (Santa Maria degli Angeli), где ему преподавали философию, историю искусств, точные науки и иностранные языки. Он великолепно знал французский, немецкий, арабский и иврит. Одним из его учителей, а потом и другом, был лучший знаток классической литературы, словесности, латинского и греческого языков, гуманист Роберто де Росси (Roberto de’ Rossi), прививший искреннюю любовь к античному наследию. Огромную роль в воспитании сыграл отец, наставления которого повлияли на характер и судьбу Козимо Медичи. Джованни ди Биччи учил своего приемника скромности и умеренности, советовал остерегаться открыто выражать свои мысли, избегать судебных разбирательств и споров о политике, не проявлять гордыни и упрямства.

Родной брат

Всю жизнь Козимо Медичи чувствовал неразрывную связь с единственным, младшим братом Лоренцо (Lorenzo di Giovanni de’ Medici), родившимся на 6 лет позже. Сыновья Джованни ди Биччи никогда не терзались ревностью, не были конкурентами, и всегда оставались друг для друга мощной поддержкой и опорой. Они оба участвовали в коммерческих (позднее и политических) делах семьи. Лоренцо был менее инициативен, но помогал брату во всех его начинаниях. Он стал впоследствии родоначальником младшей ветви рода Медичи, потомком которой был Козимо I, провозглашенный в 1569 году первым правителем великого Тосканского герцогства.

Брак и дети

В 1416 году, в возрасте лет 27 лет, Козимо женился на итальянской аристократке Контессине де Барди, принадлежавшей к старинному и влиятельному роду флорентийских банкиров. Этот брачный союз был заключен по настоянию Джованни ди Бичи, и усилил положение клана Медичи. Известно, что Контессина участвовала в управлении финансовыми делами семьи, была очень скромной, рачительной и мудрой женщиной. Она пережила своего супруга на 9 лет.

В браке родилось двое детей: в 1416 году – Пьеро (Piero di Cosimo de’ Medici), получивший из-за болезни прозвище Подагрик (il Gottoso), и в 1421 году – Джованни (Giovanni di Cosimo de’ Medici). Младший сын, на которого возлагались большие надежды, как на приемника семейного дела, умер в возрасте 42 лет, за год до смерти отца. В 1469 году продолжателем великой династии Медичи станет сын Пьеро, 20-летний Лоренцо Великолепный (Lorenzo di Piero de Medici il Magnifico).

У Козимо был еще один внебрачный ребенок, рожденный в 1430 году от Маддалены, девушки, прислуживавшей в доме Медичи более 20 лет. Мальчика назвали Карлом, он воспитывался в семье вместе с законнорожденными детьми, и впоследствии стал настоятелем монастыря Сан-Стефано (Santo Stefano) в Прато.

Изображения в живописи

По свидетельствам современников, Козимо не отличался внешней привлекательностью и обладал заурядными физическими данными. Он предпочитал скромную, для своего положения одежду, был худым, небольшого роста, с грубыми чертами лица и землистым цветом кожи; приобретенные с возрастом подагра и артрит изуродовали фигуру и походку. Наиболее известное изображение Козимо – профильный портрет флорентийского художника Понтормо (настоящее имя – Якопо Каруччи (Jacopo Carucci)), написанный спустя более полвека после смерти основателя династии Медичи.

Увидеть картину можно в галерее Уффици (Galleria degli Uffizi), одном из самых старых художественных музеев не только Флоренции, но и всей Европы.

Казимо Старший изображен также в виде старца, жаждущего поцеловать маленького Христа, на картине «Поклонение волхвов», принадлежащей кисти знаменитого Сандро Боттичелли (Sandro Botticelli).

В «Жизнеописаниях» Джорджо Вазари (Giorgio Vasari) – главном источнике информации о творцах эпохи Возрождения, есть детальный анализ этой работы. Она считается одним из самых живых и точных портретов Козимо.

БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА

Якопо Каруччи, прозванный Понтормо по месту своего рождения, был сыном провинциального художника. Оказавшись во Флоренции в 13 лет, он учился у Леонардо, Пьеро ди Козимо и Мариотто Альбертинелли; его ученичество пришлось на период Флорентийской республики (1494 — 1512).

Понтормо стал одним из ведущих представителей маньеризма, сложившегося во Флоренции в первые десятилетия XVI в., когда в городе наблюдалось оживление художественной деятельности в связи с возвращением Медичи (1512) и избранием на папский престол Льва X Медичи, сына Лоренцо Великолепного.

В 1512 г. вместе с Россо он расписал для церкви Сан Галло пределлу «Благовещения» Андреа дель Сарто. Понтормо создал фресковую роспись «Встреча Марии и Елизаветы» в переднем дворе церкви Сантиссима Аннунциата (1516), где также работали Андреа дель Сарто, Франчабиджо и Россо.

В 1518 г. он закончил композицию «Святое собеседование», украсившую алтарь Франческо Пуччи в церкви Сан Микеле ин Висдомини. Это произведение, полное драматизма, знаменует разрыв с характерным для Возрождения гармоничным классическим типом композиции, основанной на законах перспективы. В сотрудничестве с другими художниками Якопо выполнил множество работ по заказу, как общественных институтов, так и частных лиц: например, для зала приемов виллы Медичи в Поджо а Кайано он написал люнетную композицию «Вертумн и Помона» (1520-1521).

В 1523 г., спасаясь от эпидемии чумы, Понтормо со своим учеником Бронзино бежал из Флоренции, найдя приют в картезианской обители в Галлуццо. Для этого монастыря он написал цикл фресок «Страсти Христовы», удивительные творения храмовой живописи, частично позаимствовав сюжеты из гравюр Альбрехта Дюрера.

В 1529 г. Якопо приобрел земельный участок на Виа Лаура поблизости от церкви Сантиссима Аннунциата. Беспокойные политические события, происходившие во Флоренции в первой трети XVI в., не смогли вынудить Якопо покинуть свой город.

В 1535 г. он поступил на службу к Медичи. Его последним произведением стали монументальные фрески хоров церкви Сан Лоренцо, которые он написал под впечатлением «Страшного суда» Микеланджело, следуя ему как в стилистическом, так и в богословском отношении. После смерти Понтормо в 1557 г. эти фресковые росписи закончил Бронзино (утрачены).

Последние годы жизни и смерть

На закате жизни на долю Козимо Медичи выпало немало испытаний. Он тяжело пережил смерть младшего сына и внука. Семейный бизнес пришлось передать в руки Пьеро, тяготевшего к уединенной, духовной жизни и далекого от коммерческих и государственных дел. На политической арене Козимо тратил много сил, здоровья и времени на устранение недовольств оппонентов, восстававших против его единоличного управления республикой. При этом нетитулованный глава государства продолжал пользоваться огромным авторитетом и уважением у простых граждан.

Козимо почувствовал приближение смерти весной 1464 года. Вместе с женой он переехал в свою любимую виллу в Кареджи, где тихо скончался 1 августа того же года. Погребение состоялось в церкви Святого Лаврентия, усыпальнице известных представителей клана Медичи. Козимо завещал не устраивать пышных похорон, однако проститься с ним пришли все жители Флоренции. По приказу правительства на надгробии были высечены слова: «Отец отечества» – свидетельство и выражение истинного уважения народа, которое мудрый правитель снискал при жизни.

Меценатство

Козимо всегда покровительствовал гуманистам, людям искусства и литературы, стремясь сделать Флоренцию центром интеллектуальной жизни Италии. Он был одним из самых щедрых меценатов в Европе, скупал ценные книги, древнегреческие и латинские рукописи, щедро оплачивая переводы античных классиков (в том числе работы Платона и Цицерона), приглашал и обеспечивал выгодными заказами известных скульпторов, архитекторов и живописцев. Козимо оказывал содействие многим великим творцам Возрождения. В их число входили:

  • ученый, писатель и историк Леонардо Бруни;
  • писатель, собиратель античных манускриптов Поджо Браччолини;
  • теоретик искусства, архитектор Леон Баттиста Альберти;
  • мыслитель-гуманист, знаток латыни Кристофоро Ландино;
  • архитектор, скульптор Филиппо Брунеллески;
  • художник Филиппо Липпи;
  • скульптор Донателло;
  • архитектор и скульптор Микелоццо ди Бартоломео.

В период его правления Флоренция преобразилась: значительные средства выделялись Медичи на возведение храмов, монастырей, приютов и больниц. Деньги Козимо были вложены в строительство кафедрального собора Санта-Мария-дель-Фьоре (la Cattedrale di Santa Maria del Fiore), реконструкцию церкви Святого Марка (Basilica di San Marco), где была также основана публичная библиотека, обустройство дортуара монастыря Санта-Кроче (Basilica di Santa Croce), обновление базилики Святого Лаврентия (Basilica di San Lorenzo) и многие другие архитектурные сооружения.

В 1462 году по инициативе Медичи учредили Платоновскую академию, возглавил которую Марсилио Фичино (Marsilio Ficino) – выдающийся философ, астролог, гуманист и знаток античного наследия. В течение 30 лет на вилле Козимо в Кареджи, превратившейся в центр флорентийского неоплатонизма, проходили заседания лучших представителей науки и искусства эпохи Возрождения, изучались труды древних мыслителей, обсуждались вопросы философии, эстетики и религии.

Финансы и банковское дело

Еще в молодости Козимо проявлял себя как гениальный делец, обладающий великолепным чутьем, острым умом и предпринимательской жилкой. К 30 годам он уже активно участвовал в коммерческих делах отца, и возглавлял семейный банк. В 1429 году Джованни ди Биччи умер, оставив сыновьям огромное состояние. Помимо земельных угодий и прочего имущества, Козимо получил в наследство почти 180 тысяч флоринов (золотых флорентийских монет), и стал одним из богатейших людей Флоренции.

Сфера его деловых интересов была очень широкой: вместе с братом он занимался не только расширением банковской сети (филиалы были открыты в разных частях Европы, Северной Африке, на Ближнем и Дальнем Востоке), но и торговлей. Семейный бизнес Медичи монополизировал и охватывал следующие направления:

  1. производство и сбыт шерстяных и шелковых тканей;
  2. добыча квасцов, применяемых в текстильной и кожевенной промышленности;
  3. торговля ценными видами меха и дефицитными в Европе пряностями.

Ведение масштабной коммерческой деятельности диктовало необходимость выходить на политическую арену. Такая роль основателя клана Медичи оказалась очень значимой для Флоренции.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: