Камиль писсарро pissarro, camille (1830-1903)

Француз с Антильских островов

Камиль Писсарро

Камиль Писсарро родился в небольшом портовом городке острова Сент-Томас в Карибском море. Его отец-еврей был женат на креолке, торговал скобяным товаром. Детство Камиля прошло в Вест-Индии. В Париж он приехал в возрасте одиннадцати лет (в 1841 году): родители отправили его туда учиться

Директор пансиона Пасси сразу обратил внимание на художественное дарование мальчика и посоветовал развивать его. На Сент-Томас Камиль вернулся, когда ему исполнилось семнадцать

Отец тут же отправил его торговать в лавку, и в течение пяти лет юноша пытался совместить работу за прилавком и занятия рисованием.

Однако на более долгий срок его терпения не хватило. Камиль открыто заявил отцу, что совершенно не собирается становиться коммерсантом, а станет рисовать, и поступил в ученики к датскому художнику Фрицу Мельби. Датчанин был старше Камиля всего на пару лет, но в отличие от него имел прекрасные навыки живописи. Спустя годы Писсарро писал о том времени: «В 1852 году у меня была хорошо оплачиваемая работа на Сент-Томасе, но я там не выдержал. Недолго думая, я все бросил и удрал в Каракас, чтобы полностью расстаться с буржуазной жизнью». Два года спустя Камиль вернется на родной остров, но только для того, чтобы снова уехать — во Францию, и на этот раз навсегда.

Его приняли в Академию Сюиса, где Камиль приобрел прочные профессиональные знания, однако на его творческую манеру это обучение особо не повлияло. Писсарро вообще обладал свойством учиться у всего и у всех и щедро делиться выученным и найденным в собственных поисках, которые вел постоянно. Уже первые картины Камиля — пейзажи, написанные в окрестностях Парижа, — отличались четко наметившейся манерой письма, выработанной им самостоятельно.

Писсарро многое почерпнул в реализме Курбе, но его кумиром стал Коро. Знаменитый пейзажист разрешил юноше указывать в каталогах выставок, что он ученик Коро. Впервые полотна Камиля Писсарро, в частности «Пейзаж в Монморанси», были выставлены в Парижском салоне 1857 года. Его работы имели успех, но добрые отношения с жюри Салона у Писсарро так и не сложились.

Выставлялся Писсарро и в Салоне отверженных, и примерно тогда же познакомился с будущими импрессионистами: Клодом Моне, Альфредом Сислеем, Фредериком Базилем. Пожалуй, принципы импрессионизма он стал применять при написании своих работ даже раньше других соратников. Свет и воздух — вот главные герои его картин уже в то время.

Постепенно палитра Камиля светлела, освобождаясь от влияния Коро. Писсарро писал все более широкими и пластичными мазками. Любимым местом пленэра на долгие годы для него стал Понтуаз, расположенный на реке Уазе. Художник смело разбавлял холодные зеленые и синие тона теплыми. Небо и зелень смотрелись еще воздушнее от мазков красного и желтого, какими Писсарро наносил на картину людей или черепицу крыш.

Камиль Писсарро «Каштаны в Лувесьене» (1870)

В 1869 году Камиль с семьей переехал в Лувенсьенн, но начавшаяся франко-прусская война заставила его, как и многих других живописцев, бросить все имущество и бежать, сначала в Бретань, а оттуда в Лондон. В 1870 году он писал своему другу Теодору Дюре: «Я не останусь здесь; только за границей чувствуешь, как Франция велика, прекрасна и гостеприимна. Здесь все иначе! Здесь встречаешь лишь равнодушие, презрение, даже грубость. Художники тут завидуют и не доверяют друг другу. Здесь нет искусства, здесь все предмет коммерции».

Однако в Лондоне Писсарро ждала еще одна встреча — с Клодом Моне.

Друзья были счастливы, хотя и находились вдали от родины, но они были вместе, оба восхищались лондонскими видами и моли работать — чего еще желать? Они ходили по музеям, изучали полотна Тёрнера, Гейнсборо, Лоуренса и Констебла и очень много писали, Моне — в парках, а Писсарро — в предместье Норвуда, где он пытался уловить и воплотить на холсте эффект тумана, снега и наступающей весны.

Вечный поиск

Всегда находившийся в активном творческом поиске Камиль Писсарро оставался таким до самого конца жизни. В возрасте пятидесяти пяти лет художник не побоялся отказаться от не только сложившейся, но и приносившей доход манеры письма, чтобы попробовать силы в новом направлении — пуантилизме. В этой манере работали неоимпрессионисты Жорж Сёра и Поль Синьяк. Помимо чисто профессионального риска, папаша Писсарро не побоялся и гнева друзей — Моне, Сислей и Ренуар возмущенно осуждали его за отступление от их общих художественных принципов и не желали выставляться вместе с пуантилистами.

Камиль Писсарро «Урожай» (1882)

Однако Камиль Писсарро настоял на том, чтобы картины Сёра и Синьяка, а также его собственные, и работы его сына Люсьена, писавшего в той же манере, были приняты на Восьмую выставку импрессионистов, хотя они и демонстрировались в отдельном зале.

Работа с чистым цветом увлекала и завораживала мастера, но очень скоро он понял, что ему все-таки недостаточно только точки, чтобы выразить через нее свои эмоции, — ему нужен мазок. Так и не сумев найти другой выход, в 1889 году Писсарро отказался от пуантилизма и вернулся к своей прежней манере.

В 1892 году Камиль Писсарро предпринял поездку в Англию, откуда привез целый ряд прекрасных работ, в том числе «Риджент-парк» (1892) и «Лондонский парк» (1892). По возвращении он, уже шестидесятисемилетний, вдохновился примером Клода Моне, начавшего писать свои знаменитые серии: «Стога», «Японский мостик», «Руанский собор». Несмотря на слабеющее зрение, Писсарро создал замечательную серию видов парижского бульвара Монмартр.

Камиль Писсарро «Бульвар Монмартр. После полудня, солнечно» (1897)

Казалось, стареющий живописец никогда не утратит интереса и тяги ко всему новому. На склоне лет Писсарро пробовал себя в литографии и офорте и снова добился успеха, хотя сам говорил, что не понимает, чем привлекают зрителя «эти бесформенные пробные офорты».

За долгую творческую жизнь Камиль Писсарро не получил никаких наград от государства, ни одна его картина не была куплена официальными учреждениями. Но куда важнее было то, что его несомненный талант признавали не только друзья, но и художники-соперники, представители иных направлений. После смерти Камиля Писсарро символист Шарль Морис сказал: «В его лице французское искусство лишилось одного из выдающихся живописцев и графиков XIX века», — едва ли не самая достойная эпитафия.

Поделиться ссылкой

1872–1882 (Понтуаз)

Образ имя Год В x Ш (см) Текущее местоположение Кат. Номер
Белая лошадь в поле, Эрмитаж, Понтуаз (Cheval blanc dans une pré, l’Hermitage, Pontoise) 1872 46 х 55 261
Яблоки и груши в круглой корзине (Pommes et poires dans un panier rond) 1872 46,2 х 55,8 269
Яблоки Chatagnier и глазурованная посуда на столе (Pommes châtagniers et faïence sur une table) 1872 г. 46,4 х 56,5 270
Country Stream (Ruisseau dans la campagne) 1872 47,5 х 56,5 271
Boulevard des Fossés, Понтуаз 1872 46,4 х 55,9 277
Набережная Потуи, Понтуаз 1872 45,1 х 55,2 280
Жанна Писсарро по имени Минетт с букетом 1872 72,5 х 59,7 281
Портрет Жанны Писсарро по имени Минетта 1872 г. 46 х 35 282
Дорога в Осны у Понтуаза, Иней (Route d’Osny à Pontoise, gelée blanche) 1873 50,5 х 65 287
Поле капусты, Понтуаз (Le Champ de Choux, Понтуаз) 1873 60 х 80 294
Наводнение в Сент-Уэн-л’Омон 1873 64,9 х 81,2 295
Завод в Сен-Уан-л’Омон 1873 45,7 х 54,6 298
Фабрика на берегу Уазы, Сен-Уан-л’Омон (Usine au bord de l’Oise, Saint-Ouen-l’Aumône 1873 38 х 55 Музей Израиля, Иерусалим 299
Фабрика на берегу Уазы, Сен-Уан-л’Омон (Usine au bord de l’Oise, Saint-Ouen-l’Aumône 1873 45,3 х 55 300
Дорога Овер на берегу Уазы, Понтуаз(La Route d’Auvers au bord de l’Oise, Понтуаз) 1873 38,1 х 57,8 303
Красный Дом (La Maison rouge) 1873 59,4 х 73,3 307
Муниципальный сад, Понтуаз Le jardin de la ville, Понтуаз 1873 59,5 х 73,3 309
Открытые поля со стогами сена возле Понтуаза (Plaine avec meules, окрестности Понтуаз) 1873 38 х 55 319
Жанна Писсарро. позвала Минетт, держа веер (Жанна Писсарро дите Минетт, арендатор un éventail 1874 г. 55 х 46 325
Портрет Поля Сезанна 1874 г. 73 х 59,7 326
Женщина, пасущая корову, Овер-сюр-Уаз (Gardeuse de vache, Овер-сюр-Уаз 1874 54,9 х 92,1 354
Кухня в доме Пьетта, Монфуко (La kitchen chez Piette, Монфуко) 1874 45,1 х 54,6 380
Дом Пьетта в Монфуко, Эффект снега (Maison de Piette à Montfoucault, effet de neige 1874 60 х 73,5 386
Крестьянка зашивает шерсть (Paysanne démèlant de la laine) 1875 56 х 47 420
Баржи в Понтуазе (Péniches à Pontoise) 1876 46 х 54,9 460
Кот-де-Бюф, Понтуаз 1877 114,9 х 87,6 488
Кролик Уоррен, Кот-Сен-Дени в Понтуазе, Эффект снега (Ла Гарен, Кот-Сен-Дени-а-Понтуаз, effet de neige) 1879 59,2 х 72,3 587
Пер Дыня распиливает дерево (Le Père Melon sciant du bois) 1879 г. 54 х 65 610
Mère Larchéveque 1880 73 х 59,1 640
Крестьянка копает, сад Мобюиссон, Понтуаз (Paysanne béchant le Jardin de Maubuisson, Понтуаз) 1881 46 х 55 Частная коллекция 646
Урожай, Понтуаз (La Récolte) 1881 46,1 х ​​55,2 648
Две молодые крестьянские девушки болтают под деревом (Deux jeunes paysannes causant sous les arbres, Понтуаз) 1881 81 х 65 654
Девушка-коза (La gardeuse de chèvre 1881 81,3 х 65,4 656
Разговор 1881 г. 65,3 х 54 658
Крестьянская девушка в соломенной шляпе (Jeune paysanne au chapeau de paille) 1881 73,4 х 59,6 661
Завтрак, молодая крестьянская девушка пьет свое Café au Lait (Le petit déjeuner, jeune paysanne prenant son café au lait) 1881 63,9 х 54,4 662
Феликс Писсарро в красном берете (Феликс Писсарро в красном цвете) 1881 55,2 х 46,4 663
Феликс Писсарро в юбке (Феликс Писсарро, en jupe} 1882 г. 46,5 х 38,5 Фонд Бемберга, Тулуза 676
Крестьянка копает (Пейсанна Бешант) 1882 65 х 54 678
Молодой деревенский слуга La petite bonne de campagne 1882 63,5 х 53 681
Отчистить La Vaisselle 1882 81,9 х 64,8 685
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: