Отрывок, характеризующий Полесовщик (картина Крамского)
– Я у вас спрашиваю. Я ничего не знаю, кроме того, что я насилу добрался до вас. – А у нас, брат, что! Ужас! Винюсь, брат, над Маком смеялись, а самим еще хуже приходится, – сказал Несвицкий. – Да садись же, поешь чего нибудь. – Теперь, князь, ни повозок, ничего не найдете, и ваш Петр Бог его знает где, – сказал другой адъютант. – Где ж главная квартира? – В Цнайме ночуем. – А я так перевьючил себе всё, что мне нужно, на двух лошадей, – сказал Несвицкий, – и вьюки отличные мне сделали. Хоть через Богемские горы удирать. Плохо, брат. Да что ты, верно нездоров, что так вздрагиваешь? – спросил Несвицкий, заметив, как князя Андрея дернуло, будто от прикосновения к лейденской банке. – Ничего, – отвечал князь Андрей. Он вспомнил в эту минуту о недавнем столкновении с лекарскою женой и фурштатским офицером. – Что главнокомандующий здесь делает? – спросил он. – Ничего не понимаю, – сказал Несвицкий. – Я одно понимаю, что всё мерзко, мерзко и мерзко, – сказал князь Андрей и пошел в дом, где стоял главнокомандующий. Пройдя мимо экипажа Кутузова, верховых замученных лошадей свиты и казаков, громко говоривших между собою, князь Андрей вошел в сени. Сам Кутузов, как сказали князю Андрею, находился в избе с князем Багратионом и Вейротером. Вейротер был австрийский генерал, заменивший убитого Шмита. В сенях маленький Козловский сидел на корточках перед писарем. Писарь на перевернутой кадушке, заворотив обшлага мундира, поспешно писал. Лицо Козловского было измученное – он, видно, тоже не спал ночь. Он взглянул на князя Андрея и даже не кивнул ему головой. – Вторая линия… Написал? – продолжал он, диктуя писарю, – Киевский гренадерский, Подольский… – Не поспеешь, ваше высокоблагородие, – отвечал писарь непочтительно и сердито, оглядываясь на Козловского. Из за двери слышен был в это время оживленно недовольный голос Кутузова, перебиваемый другим, незнакомым голосом
По звуку этих голосов, по невниманию, с которым взглянул на него Козловский, по непочтительности измученного писаря, по тому, что писарь и Козловский сидели так близко от главнокомандующего на полу около кадушки,и по тому, что казаки, державшие лошадей, смеялись громко под окном дома, – по всему этому князь Андрей чувствовал, что должно было случиться что нибудь важное и несчастливое. Князь Андрей настоятельно обратился к Козловскому с вопросами
– Сейчас, князь, – сказал Козловский. – Диспозиция Багратиону. – А капитуляция? – Никакой нет; сделаны распоряжения к сражению. Князь Андрей направился к двери, из за которой слышны были голоса. Но в то время, как он хотел отворить дверь, голоса в комнате замолкли, дверь сама отворилась, и Кутузов, с своим орлиным носом на пухлом лице, показался на пороге. Князь Андрей стоял прямо против Кутузова; но по выражению единственного зрячего глаза главнокомандующего видно было, что мысль и забота так сильно занимали его, что как будто застилали ему зрение. Он прямо смотрел на лицо своего адъютанта и не узнавал его. – Ну, что, кончил? – обратился он к Козловскому. – Сию секунду, ваше высокопревосходительство. Багратион, невысокий, с восточным типом твердого и неподвижного лица, сухой, еще не старый человек, вышел за главнокомандующим. – Честь имею явиться, – повторил довольно громко князь Андрей, подавая конверт. – А, из Вены? Хорошо. После, после! Кутузов вышел с Багратионом на крыльцо. – Ну, князь, прощай, – сказал он Багратиону. – Христос с тобой. Благословляю тебя на великий подвиг. Лицо Кутузова неожиданно смягчилось, и слезы показались в его глазах. Он притянул к себе левою рукой Багратиона, а правой, на которой было кольцо, видимо привычным жестом перекрестил его и подставил ему пухлую щеку, вместо которой Багратион поцеловал его в шею. – Христос с тобой! – повторил Кутузов и подошел к коляске. – Садись со мной, – сказал он Болконскому. – Ваше высокопревосходительство, я желал бы быть полезен здесь. Позвольте мне остаться в отряде князя Багратиона. – Садись, – сказал Кутузов и, заметив, что Болконский медлит, – мне хорошие офицеры самому нужны, самому нужны. Они сели в коляску и молча проехали несколько минут. – Еще впереди много, много всего будет, – сказал он со старческим выражением проницательности, как будто поняв всё, что делалось в душе Болконского. – Ежели из отряда его придет завтра одна десятая часть, я буду Бога благодарить, – прибавил Кутузов, как бы говоря сам с собой. Князь Андрей взглянул на Кутузова, и ему невольно бросились в глаза, в полуаршине от него, чисто промытые сборки шрама на виске Кутузова, где измаильская пуля пронизала ему голову, и его вытекший глаз. «Да, он имеет право так спокойно говорить о погибели этих людей!» подумал Болконский.
Полесовщик (картина Крамского)
История и описаниеправить
«Полесовщик» — устаревшее слово, обозначающее «лесник», «лесничий» Изображённый на фоне тёмной чащи лесной сторож держит за спиной дубинку Его глаза настороженные и выжидающие — видно, что этот человек сильный и ловкий, привыкший справляться с опасностью в одиночку5 Кажется, что в нём скрыта неукротимая сила По-видимому, он честно и смело выполняет опасную работу, что подтверждает его неоднократно простреленная шапка6
При этом, однако, художник даёт почувствовать зрителю назревающую в полесовщике обиду на тех, кто заставляет его бороться с «браконьерами» — как правило, такими же мужиками, которые из-за крайней нужды вынуждены идти в охраняемый господский лес за дровами6
Сам Крамской так писал о сюжете этой картины в письме Павлу Третьякову от 19 апреля 1875 года7:
…Мой этюд в простреленной шапке по замыслу должен был изображать один из тех типов они есть в Русском народе, которые многое из социального и политического строя народной жизни понимают своим умом и у которых глубоко засело неудовольствие, граничащее с ненавистью Из таких людей в трудные минуты набирают свои шайки Стеньки Разины, Пугачевы, а в обыкновенное время — они действуют в одиночку, где и как придется; но никогда не мирятся Тип несимпатичный, я знаю, но знаю также, что таких много Я их видел… |
Картина была представлена на 4-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок «передвижников» в 1875 году6 В том же 1875 году картина была приобретена у автора Павлом Третьяковым7
Примечанияправить
- ↑ Государственная Третьяковская галерея — каталог собрания / Я В Брук, Л И Иовлева — Москва: Красная площадь, 2001 — Т 4: Живопись второй половины XIX века, книга 1, А—М — С 297 — 528 с — ISBN 5-900743-56-X
- ↑ 1 2 Крамской Иван Николаевич — Полесовщик HTML Государственная Третьяковская галерея, wwwtretyakovgalleryru Проверено 2 октября 2012 Архивировано 12 декабря 2012 года
- ↑ Крамской Иван Николаевич — Полесовщик, 1874 HTML wwwart-catalogru Проверено 2 октября 2012
- ↑ Иван Николаевич Крамской — Полесовщик 1874 HTML wwwkramskoyinfo Проверено 2 октября 2012 Архивировано 12 декабря 2012 года
- ↑ 1 2 Коллекция: мировая художественная культура: Крамской, Иван Николаевич — Полесовщик 1874 HTML Российский общеобразовательный портал — artclassiceduru Проверено 2 октября 2012 Архивировано 12 декабря 2012 года
- ↑ 1 2 3 Р Кононенко Иван Николаевич Крамской Великие художники, том 13 — Москва: Директ-Медиа и Комсомольская правда, 2009 — ISBN 978-5-87107-186-1
- ↑ 1 2 ИНКрамской 1837—1887 — Полесовщик HTML nearyouru Проверено 2 октября 2012 Архивировано 12 декабря 2012 года
Ссылкиправить
«Полесовщик» в базе данных Третьяковской галереи
Русалки 1871 Христос в пустыне 1872 Пасечник 1872 Полесовщик 1874 Созерцатель 1876 Н А Некрасов в период «Последних песен» 1877—1878 Лунная ночь 1880 Неизвестная 1883 Неутешное горе 1884 |
Полесовщик (картина Крамского) Информация о
Полесовщик (картина Крамского) Информация Видео
Полесовщик (картина Крамского) что, Полесовщик (картина Крамского) кто, Полесовщик (картина Крамского) объяснение
There are excerpts from wikipedia on this article and video
Известные произведения Крамского Ивана Николаевича
Картина «Русалки» написана художником в 1871 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Эту картину Крамской показал на первой передвижнической выставке, которую сам же организовывал. Картина написана на сюжет повести В. Гоголя «Майская ночь». Крамской говорил о том, что он хотел изобразить «не что фантастическое», «поймать луну». Сюжет в сравнении с литературным источником вдохновения свободно исполнен. На картине изображено всё изящество, необъятность, серебристый свет украинской ночи.
Картина «Н.А. Некрасов в период “Последних песен”» (1877-78), Государственная Третьяковская галерея, Москва. Портрет Некрасова, тяжело заболевшего в 1877 году, был заказан П. Третьяковым, который хотел, чтобы остался след поэта и писателя в истории России. П. Третьяков поместил портрет в своей галерее. По первоначальному замыслу Некрасов должен был быть показан в подушках. Однако современники утверждали, что «великого борца» даже в халате представить невозможно. Таким образом, Крамской написал погрудный портрет Некрасова со скрещёнными руками. Портрет был закончен в марте 1877 года, но через несколько дней художник начал новый портрет, в соответствии с первоначальным замыслом и закончил его уже после смерти поэта в 1878 году. В процессе работы Крамской увеличивал размеры холста, надшивая его, со всех сторон. Он создавал образ «героя», от чего им были убраны из поля зрения любимая собака Некрасова и его оружейный шкаф, напоминавшие об охотничьей страсти поэта. Картина «Н.А. Некрасов в период “последних песен”» сочетает в себе камерность изображения и монументальность образа человека с необычайной духовной силой.
В глубине комнаты изображён бюст великого критика Белинского, сыгравшего главную роль в жизни поэта, дав ему мировоззрение. На стене портреты Добролюбова и Мицкевича раскрывают убеждения Некрасова. На полке у смертной постели героя полотна – журнал «Современник», редактором коего являлся Н.А. Некрасов. Автор поставил ложную датировку картины – 3 марта 1877 года. В этот день Некрасов прочитал художнику стихотворение «Баюшки-баю», о котором художник говорил как о «величайшем произведении».
«Усни, страдалец терпеливый! Свободной, гордой и счастливой Увидишь родину свою, Баю-баю-баю-баю!»
Крамской отлично писал свет и воздух и на этой картине он блестяще изобразил морозную розовую дымку, вносящую ощущение холода. Одежда женщины соответствует моде 1883 года, на героине шляпка «Франциск» со страусовым пером, пальто покроя «Скобелев», шведские перчатки. Фон картины представляет собой Невский проспект в Петербурге. Несмотря на свою эскизность, здания, изображённые Крамским, вполне узнаваемы. Цыганский типаж лица героини, несколько презрительное выражение, чувственный взгляд. В чём тайна красоты?
Картина «Неутешное горе» (1884), Государственная Третьяковская галерея, Москва. Героиня полотна наделена чертами жены художника, Софьи Николаевны. В картине русский художник отразил личную трагедию – потерю младшего сына. Крамской долго не мог построить композицию картины, написав три полотна. При этом сама героиня старела и как бы «поднималась» на ноги: сначала она сидела у катафалка; потом – на стуле; и наконец – встала возле гроба. Работа художника была долгой и мучительной. Эта единственная работа 1880-х годов, купленная П. Третьяковым. Однако П. Третьяков не очень был заинтересован в приобретении картины так как уверен был, что она не найдёт покупателя.
В этой работе «стоит» мёртвая тишина. Всё внутреннее движение сосредоточено в глазах героини, полных неизбывной тоски, и руках, прижимающих к губам платок, — это единственные светлые пятна в композиции, остальное как бы уходит в тень. На стене картина Айвазовского «Чёрное море». Она сближает жизнь человека с жизнью морской стихии, в которой бури сменяются штилем. Красный цветок символизирует хрупкую человеческую жизнь. Ярко контрастирует венок, положенный на гроб, с траурным платьем безутешной матери.
Описание картины Ивана Крамского «Полесовщик»
Полотно создано в 1874 году маслом на холсте.
Это очень известная картина Крамского. Она вошла в собрание картин Государственной Третьяковской галереи. Ее также называли «Мужик с дубиной в лесу». Было еще одно название, связанное с простреленной шапкой полесовщика. Данный вид живописи стал использоваться в нашей стране в 1870 годах.
Название «Полесовщик» – это старое Русское понятие, которое означало лесника. Крамский изображал этот специально, по своему желанию. Он хотел показать, какие люди живут в нашей стране. Их хоть и мало, но, все же, они есть. Он писал о своей картине Третьякову, что вот из таких мужиков складываются восстания таких людей как Пугачев или Стенька Разин. Но в обычной жизни такой тип людей действует в одиночку.
На полотне «Полесовщик» мужик-лесничий изображен художником с большой дубиной. Его взгляд наполнен тревогой. Он тщательно всматривается вдаль. Возможно, там мужик увидел опасность, но лесник привык к такому образу жизни. Он четко знает, как противостоять любому зверю. Его дубина – это оружие, которым он мастерски владеет. Он словно волк-одиночка в лесной глуши.
Данное полотно вызывало и вызывает немало споров и рассуждений по всему миру. Оно будто говорит, что мощь русская неукротима. Русский люд не боится никаких трудностей. Темный фон на полотне дополнительно нагнетает и без того тревожную обстановку.
Мужик одет в простую рубаху. Его шапка прострелена, что говорит о большой опасности его жизни, о трудности вы понимай доле. Но Полесовщик будет стоять до конца. Жизнь или смерть, чего бы она ни стоила. Но еще в его глазах можно прочесть обиду, за то, что противостоять ему нужно не только дикому зверю, но и тем, кто хочет их убить: браконьерам. Шапка с дырами от пуль доказывает, что столкновения с ними могли лишить его жизни, но лесник выстоял.
Полотно находится на хранении в Государственной Третьяковской Галерее. Москва. Павел Третьяков выкупил ее у Крамского в 1875 году.
Примечания
. На 1-й Передвижной выставке были показаны этюд крестьянина и этюд с натуры (портрет крестьянина). На 2-й — голова крестьянина и старика украинца и этюд (поколенный) старого крестьянина.
. Имеются в виду портреты художника А.Д. Литовченко (1876, ГТГ) и писателя Д.В. Григоровича (1878, ГТГ).
. Крамской писал одновременно два портрета Толстого: один — для Третьякова, другой — для семьи писателя. Последний находится в Ясной Поляне. Здесь речь идет о портрете, принадлежащем Третьяковской галерее.
. Имеется в виду портрет М.Е. Салтыкова-Щедрина (1879, ГТГ).
. Вероятно, он познакомился с московскими художниками еще во время работы в храме Христа Спасителя.
. «Отеч. зап.», 1871, № 12, с. 269.
. Урусов Г.Г. Выставка художественных произведений. — «Беседа», 1872, № 12, отд. 2, с. 26.
. Немирович-Данченко В.И. Два художника. — «Всемирная ил.», т. 38, 1887, 4 июля, с. 22.
. П. Ковалевский рассказывает об этом подробно в своих воспоминаниях о Крамском (см.: «Рус. мысль», 1887, № 5, май, отд. 1, с. 177—192. Иван Николаевич Крамской (из «Встреч на жизненном пути»).
. Известен и под названием «Проходимец», «Человек с простреленной шапкой».
. Крамской И.Н. Письма. Т. 1, с. 298. Письмо Третьякову от 19 апр. 1875 г.
. Там же.
. Употреблялось, и, как мне кажется, закономерно, выражение «упреждающее» движение.
. Точное название полотна — «Крестьянин с уздечкой». «Портрет Мины Моисеева» (1883, Киевский музей русского искусства).
. «Евангельский рассказ, какова бы ни была его историческая достоверность, есть памятник действительно пережитого человечеством психологического процесса», — писал 27 декабря 1873 г. Крамской А.Д. Чиркину (в связи со статьей А.С. Шкляревского, посвященной этой картине, в «Киевлянине» за 1873 г.; см.: Крамской И.Н. Письма. Т. 1, с. 219).
. Там же. Т. 2, с. 142.
. Там же, с. 140—141. Говоря о собственном опыте, Крамской имеет в виду прежде всего тот день, который он называет единственно хорошим днем в своей жизни, «честно и хорошо прожитым», то есть день отказа от конкурсного задания Академии.
. Крамской И.Н. Письма. Т. 1, с. 220. Письмо А.Д. Чиркину от 27 дек. 1873 г.
. Крамской И.Н. Письма. Т. 1, с. 221. Письмо А.Д. Чиркину от 27 дек. 1873 г.
. Александров А. Крамской как портретист. — «Худож. журн.», 1881, № 3, с. 165—166.
. Крамской И.Н. Письма. Т. 2, с. 246—247. Письмо П.М. Третьякову от 12 янв. 1883 г.
. Там же, с. 249.
. Там же, с. 254.
. Там же, с. 251.
. Там же, с. 314. Письмо П.О. Ковалевскому от 18 дек. 1884 г.
. Сложилось ошибочное представление, что Крамской разбогател в последние годы жизни. Статья Репина в «Русской старине» (1888, май, с. 405—458) оказала известное влияние на утверждение этого мнения. Однако П. Ковалевский приводит в своей ответной статье в «Русской старине» (1888, июнь, с. 711—714) ряд данных, которые отвергают эту версию.
. Подробнее см.: Рогинская Ф.С. К вопросу о деятельности Крамского в последние годы жизни. Из переписки И.Н. Крамского и А.П. Боголюбова. — «Искусство», 1952, № 6, с. 88—89.
. «Нов. время», 1887, 28 марта.
К оглавлению | Следующая страница |
Значение слова пасечник
Примеры употребления слова пасечник в литературе.
Осенью и весной мы часто ходили в гости к колхозному пасечнику дедушке Андрею. Однажды восьмидесятилетнего деда Еремеича, жившего у них в саду пасечника, царские пристава схватили на городской заставе, насильно обрили ему бороду и обрезали, окургузили по установленной мерке, до колен, полы кафтана.
Шли на такую работу неохотно, и, может, потому среди пасечников попадались всякие люди, не только влюбленные в природу, ее друзья, но и скрытые недруги.
Генри, и Жаклин, и Болонья, и Пасечник, и милая Кэти, и уж, конечно, неутомимый борец за Правое Дело и завсегдатай лондонских клубов.
И тут целая толпа: оскорбленная Кэти, сумасшедший Генри с браунингом в одной руке и своей профурсеткой — в другой, шуршащий Болонья, Пасечник с зернистой икрой, обманутый Юджин, разъяренные кот Базилио и лиса Алиса и даже строгая миссис Лейн с еще более строгим сеттером — вся эта толпа вдруг понеслась на меня, грозя кулаками и свистя.
Словно не заметив тревоги пасечника, Саакадзе стал расспрашивать его о темных и оранжевых пчелах, посоветовал приобрести белых мегрельских — хороший дают воск.
Пчелу пасечник не оставит без присмотра, хлебороб нивку не запустит, а я жену свою оставлял и оставлял, убегал от нее то в степь, то на море, то против орды, то против турка, то к королю, то к королятам, ветрами упивался, дождями умывался, и дороги стлались передо мной, будто женские косы.
И тут произошла сцена, которая, будь овчар поздоровее, могла кончиться для пасечника очень печально.
Все уже должно было кончиться, когда Пасечник крикнул: — Пошел, скорее.
Блейд как раз пытался подравнять бородку пахаревыми ножницами, но Пасечник настоял, чтобы новобранец отправился с ним в землянку Доктора.
Конечно, Пасечник говорил мне, как ты геройствовал во время последнего налета.
Когда он закончил, Пасечник уже сидел рядом с ним, уперев подбородок в ладонь.
Ричард Блейд, 46 лет — он же Эгван, Рихард Клинг, Инженер Дайн Джеббел — начальник третьего сектора второго отдела Департамента Государственных Перевозок, глава службы безопасности Эрде Гаген Торн — журналист, резидент агентурной сети ЮгоЗападной Директории Эрлин Лейн — лечащий врач Блейда-Эгвана, агент-двойник Фэрл — охранник Зер Талер — коммивояжер Джилд — мастер оружейник Доктор, Пасечник, Пахарь, Ткач, Рыбак, Охотник, Мельник, Бондарь, Паук, Молчун — террористы 2.
А селян этих — тоже пять: пасечник с пасечнихой, их дочь-горбунья да еще две старухи — все при пасеке, ею живут, ею кормятся.
Маргарита Андреевна, значить, — сказал пасечник, довольный, видимо, что запомнил мудреное имя женщины.
О коллекции картин в стиле авангард — Кирилл Пасечник («Квадрат»)
Чем авангардизм привлекает современного руководителя — Кирилл Пасечник, генеральный директор
«Мона Лиза» с двумя ртами
— Моя коллекция картин началась с копии маслом натюрморта Карло Маджини, итальянского живописца XVIII века, которую мне подарили коллеги на день рождения. Идея собрания картин родилась давно.
В 2006 году заказали удивительному кировскому безрукому художнику Игорю Борисову полотно. Он изобразил видение будущего нашей компании. Это была первая масляная работа в нашем офисе. К сожалению, живописца уже нет в живых, поэтому картину мы особенно ценим. Дальше как по накатанной…
В феврале 2008-го я посетил остров Бали и вернулся оттуда не с пустыми руками — привез эпохальное полотно —психоделическое переосмысление «Джоконды» Леонардо да Винчи. У красавицы два рта, совершенно разные глаза и щупальца вместо пальцев рук. Картину я приобрел у одного из уличных индонезийских художников всего за 200 долларов.
Эти «творцы» выставляют свои работы прямо у трассы — тут же работают, тут же продают. За километр мой взгляд зацепился именно за эту картину! Джоконда у многих гостей вызывает восторг и удивление, а кого-то даже шокирует.
Еще одна работа маслом — известного балийского художника Иктута Нуады под названием «Императорская пиранья». Эту картину я привез из путешествия по Индонезии в 2009 году. Доставить ее в Россию было непросто — картина была в неразборной раме из мангрового дерева.
Картины в коллекцию попадают разными путями — приобретаем их в выставочных залах, напрямую у художников, привозим из путешествий. Каждое полотно обрамляется в классические золоченые рамы независимо от жанра. Таким образом картина преображается и обретает особый роскошный вид.
Коллекция наша камерная, собирается для «внутреннего пользования», поэтому мы не стремимся к общению с другими коллекционерами и галеристами. Хотя, конечно, это только первый этап и, возможно, контакты завяжутся дальше.
Парадоксальный мир
— Основная идея коллекции — парадоксальность взгляда на мир, присутствие скрытой от первого взгляда мысли. Очень важны красочность, сочность, этакая «жирность» линий, форм, мазков. И, конечно, чувственность и жизнерадостность. Коллекция, по замыслу, должна отражать содержание миссии компании, где записано, что одной из ценностей команды «Квадрата» является чувственная жизнь, то есть жизнь, основанная на ярких переживаниях.
Авангардизм — мое любимое художествеиное направление. Такое творчество позволяет избавиться от серости и рутины, заставляет работать творческое мышление, аккумулировать свежие идеи, рождает новые вопросы и совершенно необычные на них ответы.