Неизвестный крамской

File:alexander iii and maria feodorovna by kramskoy.jpg

Портрет Александра III

1886. Холст, масло. 129 x 92 см. Русский музей

Одним из последних работ выдающегося портретиста Ивана Крамского стало полотно, изображающее самодержца Александра III.

Заказ на данную картину художник получил от члена Госсовета А. А. Половцова, который также являлся почётным членом художественной Академии. Портрет написан строго и точно. При подразумеваемой сюжетной несвободе, Крамской был волен в технических средствах воплощения. Фактурность, пластичность образа, лицо царя – вот где проявил живописец артистичность и технический талант.

Мундир украшен достаточно скудно, учитывая все награды царя – зритель может заметить лишь белый орден Святого Георгия II степени, да наградную саблю из золота.

Нельзя не отметить филигранность изображения обстановки, которая окружает Александра – фактурная золочёная мебель, придающая портрету парадность и торжественность.

Сам Александр III очень ценил искусство, в особенности живопись. Известно, что он коллекционировал полотна, в том числе и «передвижников». Были в его собрании и полотна Крамского. Позже Половцов преподнесёт ещё одну картину Кра

Русалки

1871. Холст, масло. 88 x 132. Третьяковская галерея

Картина «Майская ночь» или «Русалки» была написана под впечатлением одноимённого рассказа Николая Гоголя. Писателя этого Крамской очень любил и не раз перечитывал его произведения. Но сказать, что картина является иллюстрацией к гоголевскому рассказу нельзя. Скорее, великий классик был просто вдохновителем живописца. Силой литературного слова он создал великолепное описание таинственного мира с его колдуньями, русалками и прочей таинственной нечистью, теперь же эстафету перехватил Крамской, взяв на вооружение силу цвета, света и формы.

Своей задачей художник видел не сотворение некого сказочного, мифического мира, а описание мира настоящего, который непостижимым образом перевоплощается под загадочным светом луны. «Всё в настоящее время стараюсь поймать луну…Трудная штука-луна» — писал Крамской Васильеву в Ялту.

Судя по тому, какая получилась картина, луну «поймать» живописцу всё-таки удалось. Полотно изображает берег реки, залитый таинственным светом, на котором сидят в белых одеяниях, будто в саванах, юные девушки-утопленницы, которые превратились в дивных русалок, печальных и несчастных. Справа можно различить свет усадьбы, вдалеке виднеется лес.

Сохранилось множество эскизов картины, которые доказывают, насколько кропотливо автор работал над деталями и формой. Многие корректировки вносились и на этапе написания самого полотна – Крамской всегда был чем-то недоволен. Известно, что даже спустя год как картину приобрёл Третьяков, художник обращался с просьбой вернуть картину, что бы «немного переработать». 

Созерцатель

1876. Холст, масло. 85х215; 58 см. Музей русского искусства, Киев

1870-80-е годы в творчестве Крамского отмечены большим интересом художника к крестьянской жизни – живописец много пишет простых крестьянских людей в родном для них антураже, ведомых своими привычными эмоциями. Картина «Созерцатель» является одной из самых ярких и характерных работ того периода.

На заснеженной обледенелой тропе зритель видит стоящего крестьянина. Одет он в простую и изрядно потрёпанную одежду – кафтан внизу и на рукавах откровенно оборван, полуразбитые лапти. Создаётся явное впечатление, что этот человек с обветренным лицом шагал сквозь редкий лес и вдруг, неожиданно для себя остановился, погрузившись в свои думы. Разглядывая лицо человека, очень сложно понять чему созерцает этот бедняк, однако, интуитивно понимаешь, что его думы скорее связаны с его непростой жизнью, нежели поэтическим любованием окружающей природы.

Существует мнение, что название картине дал Павел Третьяков. Полотно вызвало у него большой интерес, хоть и не было закончено. Выказывая восхищение, меценат по какой-то причине отказался купить работу, когда Крамской нанёс все завершающее штрихи. «Созерцатель» ещё два года висел в мастерской живописца до того времени, как её не купил общественный деятель Федор Терещенко. Сейчас большая часть его коллекции вместе с полотном Крамского принадлежит Музею русского искусства в Киеве. 

Лунная ночь

1880. Холст, масло. 178,8х215; 135,2 см. Третьяковская галерея

Сколько красок может нести ночь? Множество – доказывает сквозь века зрителям Крамской. Картина «Лунная ночь» — одна из самых восхитительных лиричных «вечерних» полотен великого русского живописца.

В ярком лунном свете, освещающем широкую деревянную скамью в парке, перед нами предстаёт юная женщина, облачённая в роскошное белое платье. Всё вокруг погружено во тьму, но луна то тут, то там высвечивает фрагменты парка, и уже можно рассмотреть спокойную гладь воды с кувшинками, извилистую аллею парка с высокими могучими деревьями.

Главную героиню полотна – загадочную задумчивую женщину, Крамской писал с натуры. На первом этапе создания полотна моделью стала Анна Попова (будущая супруга великого химика Менделеева), а заканчивал картину художник уже с другой натурщицей – Еленой Третьяковой.

Своё название картина тоже обрела ни сразу, автором рассматривались варианты «Волшебная ночь», «Старые тополя», но на первых выставках под полотном стояла лаконичная надпись «Ночь».

Законченное полотно приобрёл супруг второй натурщицы – меценат и коллекционер Сергей Третьяков, младший брат более известного Павла Третьякова. Всю жизнь восхитительная «Лунная ночь» находилась у него дома, а после смерти, по завещанию владельца, была передана в Третьяковскую галерею.  

Портрет Александра III. 1886

Крамской И.Н.Холст, масло129 x 91,5

Русский музей

Аннотация

Александр III (1845-1894), российский император (1881-1894). Сын императора Александра II и императрицы Марии Александровны. Не будучи по рождению наследником, готовился главным образом к военной деятельности. Цесаревичем стал после смерти в 1865 году старшего брата Николая. Наибольшее влияние имел на наследника и в годы его правления обер-прокурор Святейшего Синода Константин Петрович Победоносцев. После вступления на престол в результате убийства отца провел ряд так называемых контрреформ. Усилил роль полиции, местной и центральной администрации, цензуры, ограничил функции земств, упразднил университетскую автономию. После завершения присоединения к России Средней Азии в 1885 году все время царствования Александра III носило миролюбивый характер, в результате чего в дореволюционной литературе он именовался Миротворцем.
Как писал С.Ю.Витте, «Император Александр III, получив Россию при стечении самых неблагоприятных политических конъюнктур, глубоко поднял международный престиж России без пролития капли русской крови». Подобную же оценку давали результатам внешней политики Александра III другие современники. Заслуги Александра III во внешней политике были отмечены Францией, которая назвала главный мост через р. Сену в Париже в честь Александра III (Мост Александра III, соединяющий Большой Дворец и Музей Армии).
Среди предметов его увлечения были история, живопись, музыка – императору принадлежала инициатива создания Русского исторического общества, его имя было присвоено первому государственному собранию отечественного изобразительного и прикладного искусства – Русскому музею, основанному в 1895 и открытому для публики в 1898 году.

Биография автора

Крамской Иван Николаевич (1837, Острогожск Воронежской губ. – 1887, Санкт-Петербург)
Живописец, портретист.
Академик Императорской Академии художеств (с 1869).
Родился близ Острогожска Воронежской губернии. В молодости работал ретушером у столичных фотографов. Учился в Академии художеств у А.Т. Маркова (1857-1863). Инициатор и участник «бунта четырнадцати». Организатор и идейный руководитель Петербургской Артели художников, ставшей прообразом будущего Товарищества передвижных художественных выставок. Преподавал в Рисовальной школе Общества поощрения художников (1863-1868). Совершил поездки по странам Европы (1869, 1876, 1884).
Один из создателей жанра социально-психологического портрета, автор галереи портретов современников — писателей, художников, деятелей науки и культуры и крестьян. Создал ряд произведений на исторические и литературные сюжеты. Автор критических статей по вопросам современного искусства. Оставил большое и ценное эпистолярное наследие.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: