Франсуа Буше Биография со всеми подробностями
Франсуа Буше родился в Париже, сын дизайнера кружев Николя Буше. Франсуа Буше был, пожалуй, самым знаменитым художником-декоратором 18-го века, большая часть его работ отражала стиль рококо. В возрасте 17 лет Буше поступил в ученики к своему отцу Франсуа Лемуану, однако всего через 3 месяца он пошел работать к гравёру Жану-Франсуа Карсу. В течение 3 лет Буше уже выиграл элитный Гран-при Рима, хотя он воспользовался последовательной возможностью учиться в Италии только 4 года спустя. По возвращении из Италии в 1731 году он был принят в Королевскую академию живописи и скульптуры как исторический художник, а в 1734 году стал преподавателем.0005
С этого момента его карьера ускорилась: он прошел путь от профессора до ректора Академии, став главой Королевской фабрики гобеленов в 1755 году и, наконец, премьер-министром Пейнтра дю Руа (первым художником короля) в 1765 году.
Отражение обретенного вдохновения от художников Ватто и Рубенса, ранние работы Буше прославляют идиллию и спокойствие, изображая природу и пейзаж с большим энтузиазмом.
Картины, такие как «Завтрак 1739 года», семейная сцена, также показывают Буше как мастера жанровой сцены, поскольку он регулярно использовал свою жену и семью в качестве моделей. Однако эти интимные семейные сцены контрастируют с «распущенным» стилем, который можно увидеть в его портретах одалиски. Темноволосая версия портретов одалиски вызвала заявления Дидро о том, что Буше «проститутировал собственную жену», а блондинка-одалиска была портретом, иллюстрирующим внебрачные отношения короля. Буше приобрел прочную известность благодаря таким частным заказам для богатых коллекционеров, и после того, как вечно нравственный Дидро выразил свое неодобрение, его репутация стала подвергаться все более критическим нападкам в последние годы его творчества.
Наряду с живописью Буше создавал театральные костюмы и декорации, а страстные интриги комических опер Фавара (1710-1792) тесно связаны с его собственным стилем живописи. Дизайн гобеленов также был его интересом и основной деятельностью, наряду с его проектной деятельностью для оперы и королевских дворцов Версаля, Фонтенбло и Шуази. Его дизайн для всего вышеупомянутого увеличил его прежнюю репутацию, что привело к множеству гравюр с его работ и даже к воспроизведению его тем на фарфоре и изделиях из печенья на фабриках Венсена и Севра.
Художник-неоклассик Жак-Луи Давид начал обучение живописи у Буше.
Буше известен тем, что сказал, что мир природы был «троп верте и мал эклер» (слишком зеленый и плохо освещенный).
Франсуа Буше умер 30 мая 1770 года в Париже, Франция. Его имя, наряду с именем его покровительницы мадам де Помпадур, стало синонимом французского стиля рококо, что побудило братьев Гонкур написать: «Буше — один из тех людей, которые представляют вкус века, которые выражают, олицетворяют и воплощают Это.
Франсуа Буше: картины, биография художника рококо
Рейтинг пользователей: / 0ХудшийЛучший
Картины известных художников — Яркие личности в искусстве |
18. 07.2013 13:45 |
Творчество Франсуа Буше (1703–1770)
|
Список произведений
-
Художник в своей мастерской
(автопортрет), 1720, Лувр , Париж. -
Диана после охоты
, холст, масло, 37 x 52 см, Музей Коньяк-Же , Париж. -
Геркулес и Омфала
, 1731-40 гг., холст, масло, 90 х 74 см, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина , Москва. -
Венера, просящая у Вулкана оружие для Энея
, 1732 г., холст, масло, 252 x 175 см, Лувр , Париж. -
Портрет Мари Бьюзо, жены художника
, 1733. -
Похищение Европы
, 1732-34 гг., холст, масло, 231 x 274 см, Собрание Уоллеса , Лондон. -
Ринальдо и Армида
, 1734 г., холст, масло. 135,5 x 170,5 см, Лувр , Париж. -
Триумф Пана
, 1736 г., Национальная галерея, Лондон. -
Завтрак
, 1739, Лувр , Париж. -
Рождение Венеры
, 1740 г., холст, масло, 130 x 162 см, Национальный музей, Стокгольм. -
Триумф Венеры
, 1740 г., холст, масло, Национальный музей, Стокгольм. -
Леда и Лебедь
, 1741 г., холст, масло, частная коллекция. -
Диана, отдыхающая после купания
, 1742 г., холст, масло, 56 x 73 см, Лувр , Париж. -
Диана после охоты
, 1742 г., Музей Коньяк-Жэ, Париж. -
Обучение Купидона
, 1742 г., Музей Шарлоттенбурга, Берлин. -
Туалет
, 1742, холст, масло, частная коллекция. -
Пейзаж с отшельником
, 1742, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина , Москва. -
Юпитер и Каллисто
, 1744 г., холст, масло, 98 х 72 см, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина , Москва. -
Одалиска на синей софе
, 1745, Лувр, Париж. -
Портрет мадам Бержере
, 1746. -
Летняя пастораль
, 1749. -
Аполлон предстает перед пастушкой в облике бога
, 1750 г., Музей изящных искусств, Тур. -
Венера, обезоруживающая Купидона
, 1751 г. -
Туалет Венеры
, 1751 г., холст, масло, 108,3 x 85,1 см, Метрополитен-музей , Нью-Йорк. -
Венера, утешающая Амура
, 1751 г., холст, масло, Национальная галерея искусств, Вашингтон. -
Мельница
, 1751, холст, масло, 66 x 84 см, Лувр , Париж. -
Портрет мадемуазель О’Мерфи
(Светловолосая одалиска), 1752, Старая пинакотека, Мюнхен. -
Закат Солнца
, 1752 г., Собрание Уоллеса , Лондон. -
Восход Солнца
, 1753 г., Лондон. -
Визит Венеры к Вулкану
, 1754 г., холст, масло, Собрание Уоллеса , Лондон. -
Портрет маркизы де Помпадур
, 1756 г., Старая пинакотека, Мюнхен. -
Вулкан, вручающий Венере оружие для Энея
, 1757 г., холст, масло, 320 x 320 см, Лувр , Париж. -
Юпитер в облике Дианы, соблазняющий Каллисто
, 1759 г., Музей искусств Нельсона-Аткинсона , Канзас-сити. -
Портрет маркизы де Помпадур
, 1759, холст, масло, 91 x 68 см, Собрание Уоллеса , Лондон. -
Пан и Сиринга
, ок. 1762 г., Музей Прадо , Мадрид. -
Пигмалион и Галатея
, 1767 г.,
Создал многочисленные серии гравюр, иллюстрировал книги Мольера, Боккаччо, Овидия. Работал во многих видах декоративного и прикладного искусства: создавал декорации для опер и спектаклей, картины для королевских шпалерных мануфактур; выполнял орнаментальные росписи изделий севрского фарфора, расписывал веера, исполнял миниатюры и т. п.
Творчество Буше-живописца исключительно многогранно, он обращался к аллегорическим и мифологическим сюжетам, изображал деревенские ярмарки и фешенебельную парижскую жизнь, писал жанровые сцены, пасторали, пейзажи, портреты.
Буше был удостоен множества почестей, включая звание придворного художника (1765 год). Активно привлекался к украшению резиденций короля и мадам де Помпадур, частных особняков Парижа. Фаворитка Людовика XV маркиза де Помпадур, которую он запечатлел на нескольких портретах, была его поклонницей. В последние годы жизни был директором Королевской академии живописи и скульптуры и «первым живописцем короля». Лучшие работы Буше отличаются необыкновенным очарованием и совершенным исполнением.
Биография
Ранние годы
Франсуа Буше родился в Париже 29 сентября 1703 года. Его отец, Николя Буше, был художником. Он зарабатывал на жизнь рисованием гравюр и узоров для вышивки. С ранних лет Франсуа помогал отцу в мастерской.
Отец, обнаружив у своего сына талант, определил его в ученики к Франсуа Лемуану. У Лемуана Буше провёл несколько месяцев и вспоминал о нём впоследствии без большой благодарности.
В семнадцать лет Буше поступил в мастерскую гравёра Жана-Франсуа Карса, что позволило ему самостоятельно зарабатывать на жизнь, а также завести полезные знакомства — с высокопоставленными клиентами своего наставника.
1722-1730 гг.
С 1720 года Буше занимался у Ф. Лемуана, известного мастера-монументалиста; затем работал в мастерской гравера Ж. Ф. Кара-старшего, изучая искусство оформления книг и гравюру.
В 1722 ему было поручено иллюстрировать новое издание «Французской истории» Габриэля Даниеля, а в 1723 он получил академическую премию за картину «Евил-меродах, сын и наследник Навуходоносора, освобождающий из оков царя Иоахима».
Участие в 1722-1723 годах в создании офортов для «Сборника Жюльена», в котором воспроизводились в гравюре все произведения А. Ватто, позволило ему познакомиться с работами этого художника, усвоить его композиционные приемы.
В 1723 году Франсуа Буше победил в конкурсе на Римскую премию Королевской академии живописи и ваяния. Эта победа давала ему право на обучение в Риме, но в итальянском филиале академии не нашлось для победителя вакантного места. Отправиться в путешествие по Италии молодому художнику удалось лишь в 1727 году. В Риме на него произвели особенно сильное впечатление декоративные работы Пьетро да Кортона и Джованни Ланфранко. Несомненно, художник был знаком и с венецианской традицией монументально-декоративной живописи, хотя неизвестно, ездил ли он в Венецию; позже Буше стал коллекционировать рисунки Тьеполо. Пейзажи «Вид Тиволи» (Музей искусств и архитектуры, Булонь-сюр-мер) и «Вид садов Фарнезе» (Метрополитен-музей, Нью-Йорк) исполнены на основании итальянских впечатлений. Уже в них проявился незаурядный декоративный дар художника, умеющего строить композиции на сочетании ритмики целого и характерной детали.
1731-1760 гг.
Этот период был временем расцвета таланта Буше. Он создает полотна на мифологические и библейские сюжеты, пишет пасторали, сцены в интерьере, пейзажи, создает декорации к балетам («Персей, 1746 и «Галантная Индия», 1735), работает для мануфактур гобеленов и фарфора.
Вернувшись из Италии в 1731 году, Буше почти сразу же стал кандидатом в Королевскую академию по отделению исторической живописи, а уже в 1734 году его утвердили как полноправного члена академии за картину «Ринальдо и Армида» (1734).
Первые годы после итальянского путешествия почти полностью посвящены рисунку, копированию и гравюре.
В 1733 году он женится на семнадцатилетней прелестнице Мари-Жанн Бюзо, с которой написаны многие «нимфы» Буше. Чуть позже он стал преподавать в академии, сначала как ассистент (1735), а затем — как мастер (1737). Но несмотря на это Буше в то время был ограничен в средствах.
С конца 1730-х годов работает в театральной декорации и на мануфактуре Бове, где создает картоны для ковров.
В 1737 г. Буше становится профессором Академии.
В 1730-1740-х годах он получает большие официальные заказы на росписи апартаментов в Версале — в комнате Королевы («Королевские добродетели», 1735), в Малых апартаментах («Охота на тигра», «Охота на крокодила», обе — 1736, Амьен, Музей изящных искусств), в апартаментах дофина («Венера и Вулкан», 1747, Париж, Лувр), а также в Королевской библиотеке Парижа («История», 1743-1746, Париж, Национальная библиотека). Он проявляет в них изощренную фантазию, изображая мифологические и аллегорические сцены с пикантной занимательностью и грацией, ценимыми в эпоху рококо.
В 1742-48 гг. он занимал должность декоратора парижской Оперы.
С 1755 (по другим версиям — 1757) по 1767 г. Буше был директором Королевской мануфактуры гобеленов.
1761-1770 гг.
С 1760 г. Буше теряет былую популярность. В 1761 году становится ректором Королевской академии, в 1765 году — директором. За несколько месяцев до смерти его избирают почетным членом Петербургской академии художеств.
Творчество Франсуа Буше
После возвращения из Италии творчество Буше получило полное признание. С 1734 г. он стал членом Королевской академии, а затем ее профессором. На протяжении многих лет художник работает в Версале, оформляя королевскую резиденцию росписями и декором, участвует в оформлении залов Королевской библиотеки в Париже.
Основная тематика картин Франсуа Буше — это описание природы, жанровые зарисовки, портреты, работы на мифические сюжеты и библейские. Яркое мастерство живописца Буше проявил в создании жанровых картин, тщательно прорисовывая каждую деталь и мелочи: все композиции и люди на них, черты их лиц — выглядят очень жизненно и естественно.
Картина «Завтрак» Ф. Буше — одна из жемчужин его живописных работ. В ней художник изобразил семью (предположительно свою), передавая с успехом атмосферу теплых взаимоотношений, благополучия и любви. Цветовая гамма представлена нежными оттенками, от светлых до темных тонов.
С точностью до малейших деталей описана обстановка комнаты и декоративные элементы (столик на фигурных ножках, позолоченное зеркало, старинные часы, столовый сервиз, игрушки). Очень подробно нарисована одежда: платья, кружева, чепчики
Большое внимание художник уделил мельчайшим деталям, характеризующим эпоху, и даже стоящий на полочке Будда может рассказать зрителю о моде в 18 в. на китайское искусство
Это художественное произведение знакомит зрителей с эпохой и нравами людей.
Итальянские каникулы и триумфальное возвращение
В 1727 году Буше отправляется в Италию для того, чтобы пополнить знания и лучше присмотреться к работам известных мастеров своего дела.
Большое влияние на дальнейшее творчество художника оказали работы Джованни Ланфранко и Пьетро да Кортона. Франсуа Буше, картины которого известны многим поклонникам рококо, синтезировал в работах те или иные традиции и приемы живописи, подбирая наиболее подходящий своему характеру стиль.
Вернувшись в 1731 году из Италии, художник стал кандидатом на получение членства в Королевской академии в отделении Через 3 года, благодаря картине «Ринальдо и Армида», он был окончательно утвержден в качестве члена академии. В этот же период Буше работал на мануфактуре Бове.
30-е и 40-е годы XVIII века принесли живописцу многочисленные официальные заказы на роспись апартаментов в Версале, в частности в апартаментах дофина, малых апартаментах, комнате королевы.
Он же расписал залы Королевской библиотеки. Пользуясь благосклонностью Людовика XV и его фаворитки — маркизы де Помпадур, Буше получил заказ на украшение их резиденций, а также особняков приближенной ко двору знати.
Последние годы жизни
Закат творчества Франсуа Буше происходил постепенно, по мере вхождения в моду нового стиля в искусстве — классицизма. Интерес к работам художника у публики стал снижаться, а после смерти Маркизы де Помпадур он лишился поддержки королевского двора, однако по-прежнему оставался на посту директора Королевской академии живописи и скульптуры.
Последние годы жизни Ф. Буше прошли в тишине и покое. Умер он в 1770 году, оставив после себя около тысячи живописных картин и других произведений, прославившись как великий живописец эпохи рококо.
Картины Ф. Буше выставлены в знаменитых музеях Франции, США и других стран.
Франсуа Буше (François Boucher) — великий французский художник, живописец, гравёр. Один из ярчайших представителей жанра . Кроме создания потрясающих картин и живописных полотен, занимался декорацией театров, росписью фарфора, гравюрой, а также иллюстрировал книги писателей-классиков. В числе авторов, книги которых проиллюстрировал Франсуа Буше, такие, как: Мольер, Джованни Боккаччо, Овидий.
Франсуа Буше родился в Париже 29 сентября 1703 года. К искусству живописи и росписи он был приобщён с ранних лет. Его отец был профессиональным художником и гравёром, и молодой Франсуа помогал ему в его мастерской. Впоследствии у него открылся настоящий талант, который прославил его на всю Францию, а потом и на весь мир. Его работы совершенны и совершенно очаровательны. Большая часть работ художника посвящена мифологическим сюжетам, а также аллегориям, портретам, жанровым сценам, пейзажам, пасторалям. За свою жизнь он удостоился очень многих почестей и был необычайно востребован и ценен.
Франсуа Буше был удостоен звания придворного художника
, был директором Королевской академии живописи и скульптуры, считался Первым живописцем короля. Поклонницей его искусства была сама маркиза де Помпадур (Жанна-Антуанетта Пуассон). Он занимался росписью королевских апартаментов и других интерьеров королевских зданий и жилищ, что считалось верхом достижения для художника его времени.
Многие современные критики считают, что его искусство было чересчур слащавым, чересчур открытым и от того наивным, однако картины, рисунки и роспись этого художника до сих пор знамениты на весь мир и хранятся в самых известных музеях
, среди которых: Лувр, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Национальная галерея в Лондоне, Музей Шарлоттенбурга, Метрополитен-музей, Музей Прадо, Эрмитаж и многие другие. Одним из самых известных учеников Франсуа Буше, был Жан Оноре Фрагонар, который не только блестяще перенял все секреты мастерства художника, но и сумел развить это направление, добавив в него собственный почерк. Французский художник Франсуа Буше умер 30 мая 1770 года.
Любите узнавать новое и проводить время на увлекательных сайтах? Вся правда о Б. Дюсупове и Во имя жизни. Большое количество интересного и полезного материала в блоге Наталии Юшковой.
Аврора и Кефал
Автопортрет в студии
Аллегория живописи
Аллегория музыки
Аллегория скульптуры
Аполлон и пастушка из Иссы
Брак Амура и Психеи
Вакх и Эригона
Вакханки
Венера и Вулкан
Венера и Купидон
Венера обезоруживает Купидона
Возвращение с рынка
Вулкан передает Венере оружие для Энея
Гении искусств
Подпись Франсуа Буше
Создал многочисленные серии гравюр, иллюстрировал книги Овидия , Боккаччо , Мольера . Работал во многих видах декоративного и прикладного искусства : создавал декорации для опер и спектаклей, картины для королевских шпалерных мануфактур; выполнял орнаментальные росписи изделий севрского фарфора , расписывал веера, исполнял миниатюры и т. п.
Творчество Буше-живописца исключительно многогранно, он обращался к аллегорическим и мифологическим сюжетам, изображал деревенские ярмарки и фешенебельную парижскую жизнь, писал жанровые сцены, пасторали , пейзажи , портреты .
Буше был удостоен множества почестей, включая звание придворного художника (1765 год). Активно привлекался к украшению резиденций короля и мадам де Помпадур , частных особняков Парижа . Фаворитка Людовика XV маркиза де Помпадур, которую он запечатлел на нескольких портретах, была его поклонницей. В последние годы жизни был директором Королевской академии живописи и скульптуры и «первым живописцем короля» . Лучшие работы Буше отличаются необыкновенным очарованием и совершенным исполнением .
Творчество Буше
1731-1760 гг. — этот период был временем расцвета таланта Буше. Он создает полотна на мифологические и библейские сюжеты, пишет пасторали, сцены в интерьере, пейзажи, создает декорации к балету «Персей» (1746) и опере-балету «Галантная Индия» (1735), работает для мануфактур гобеленов и фарфора.
За свою биографию Франсуа Буше выполнил громадное число картин, украшений, гравюр, декоративных тканей, часто оформлял подмостки для балета и оперы. В результате, он заработал множество педагогических, служебных почетных званий, в частности за гобеленные работы. Некоторое время Фрагонард был его учеником.
В Лувре, музее «Коллекция Уолласа» представлены избранные работы Буше. В США выставлены его работы «Toilet of Venus», «Birth and Triumph of Venus» (музей «Метрополитен», Нью-Йорк). Некоторые картины художника находятся в музее «Коллекция Фрика», а также музее искусств Филадельфии.
Создал многочисленные серии гравюр, иллюстрировал книги Овидия, Боккаччо, Мольера. Работал во многих видах декоративного и прикладного искусства: создавал декорации для опер и спектаклей, картины для королевских шпалерных мануфактур; выполнял орнаментальные росписи изделий севрского фарфора, расписывал веера, исполнял миниатюры и т. п.
Буше был удостоен множества почестей, включая звание придворного художника (1765 год). Активно привлекался к украшению резиденций короля и мадам де Помпадур, частных особняков Парижа. Фаворитка Людовика XV маркиза де Помпадур, которую он запечатлел на нескольких портретах, была его поклонницей.
В последние годы жизни был директором Королевской академии живописи и скульптуры и «первым живописцем короля».
Лучшие работы Буше отличаются необыкновенным очарованием и совершенным исполнением.
Семья и обучение живописи
Родился знаменитый живописец в 1703 г. в Париже в семье художника, занимающегося разработкой узоров для вышивки. С самого детства, разглядев неординарные способности сына к рисованию, Николя Буше отдал сына для обучения в мастерскую Лемуана, который считался видным мастером живописи во Франции.
По характеру Франсуа был трудолюбивым и прилежным, вызывая восторг у учителей своим послушанием и талантом. Он постепенно освоил различные виды искусств: в качестве декоратора создает узоры для обоев, с успехом пробует себя в работе с гравюрами и талантливо создает живописные произведения.
В 16 лет он начинает работать над своим первым заказом от издательства на оформление книги «Французская история» Даниэля, а спустя год получает академическую премию за одну из живописных картин.
Одна из страниц биографии Франсуа Буше — создание серии гравюр по картинам Ватто, что заняло у него 2 года жизни и помогло в изучении произведений и манеры этого живописца.
Начиная с 22 лет картины художника Франсуа Буше активно представляются на выставках, где и публика, и критики воспринимали их всегда с восхищением. Четко понимая, чего от него требуют заказчики, он создавал работы с помощью своего запаса живописных приемов и набора сюжетов, которые были продиктованы модой того времени и вкусами аристократии.
Получив стипендию Академии, в 1727 г. он совершил учебную поездку в Италию, где не только учился, но и получал дополнительные заказы на живописные работы от богатых клиентов.
Список произведений
-
Художник в своей мастерской
(автопортрет), 1720, Лувр , Париж. -
Диана после охоты
, холст, масло, 37 x 52 см, Музей Коньяк-Же , Париж. -
Геркулес и Омфала
, 1731-40 гг., холст, масло, 90 х 74 см, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина , Москва. -
Венера, просящая у Вулкана оружие для Энея
, 1732 г., холст, масло, 252 x 175 см, Лувр , Париж. -
Портрет Мари Бьюзо, жены художника
, 1733. -
Похищение Европы
, 1732-34 гг., холст, масло, 231 x 274 см, Собрание Уоллеса , Лондон. -
Ринальдо и Армида
, 1734 г., холст, масло. 135,5 x 170,5 см, Лувр , Париж. -
Триумф Пана
, 1736 г., Национальная галерея, Лондон. -
Завтрак
, 1739, Лувр , Париж. -
Рождение Венеры
, 1740 г., холст, масло, 130 x 162 см, Национальный музей, Стокгольм. -
Триумф Венеры
, 1740 г., холст, масло, Национальный музей, Стокгольм. -
Леда и Лебедь
, 1741 г., холст, масло, частная коллекция. -
Диана, отдыхающая после купания
, 1742 г., холст, масло, 56 x 73 см, Лувр , Париж. -
Диана после охоты
, 1742 г., Музей Коньяк-Жэ, Париж. -
Обучение Купидона
, 1742 г., Музей Шарлоттенбурга, Берлин. -
Туалет
, 1742, холст, масло, частная коллекция. -
Пейзаж с отшельником
, 1742, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина , Москва. -
Юпитер и Каллисто
, 1744 г., холст, масло, 98 х 72 см, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина , Москва. -
Одалиска на синей софе
, 1745, Лувр, Париж. -
Портрет мадам Бержере
, 1746. -
Летняя пастораль
, 1749. -
Аполлон предстает перед пастушкой в облике бога
, 1750 г., Музей изящных искусств, Тур. -
Венера, обезоруживающая Купидона
, 1751 г. -
Туалет Венеры
, 1751 г., холст, масло, 108,3 x 85,1 см, Метрополитен-музей , Нью-Йорк. -
Венера, утешающая Амура
, 1751 г., холст, масло, Национальная галерея искусств, Вашингтон. -
Мельница
, 1751, холст, масло, 66 x 84 см, Лувр , Париж. -
Портрет мадемуазель О’Мерфи
(Светловолосая одалиска), 1752, Старая пинакотека, Мюнхен. -
Закат Солнца
, 1752 г., Собрание Уоллеса , Лондон. -
Восход Солнца
, 1753 г., Лондон. -
Визит Венеры к Вулкану
, 1754 г., холст, масло, Собрание Уоллеса , Лондон. -
Портрет маркизы де Помпадур
, 1756 г., Старая пинакотека, Мюнхен. -
Вулкан, вручающий Венере оружие для Энея
, 1757 г., холст, масло, 320 x 320 см, Лувр , Париж. -
Юпитер в облике Дианы, соблазняющий Каллисто
, 1759 г., Музей искусств Нельсона-Аткинсона , Канзас-сити. -
Портрет маркизы де Помпадур
, 1759, холст, масло, 91 x 68 см, Собрание Уоллеса , Лондон. -
Пан и Сиринга
, ок. 1762 г., Музей Прадо , Мадрид. -
Пигмалион и Галатея
, 1767 г.,
Краткая биография Франсуа Буше
Буше Франсуа (1703—1770), французский живописец и декоратор.
Родился 29 сентября 1703 г. в Париже в семье орнаментщика и торговца эстампами.
Буше — наиболее яркий представитель рококо (стилевое направление в европейском искусстве первой половины XVIII в.). Он сделал блестящую карьеру, постоянно получал королевские заказы и был дружен с многими любителями искусства. В 1723 г. Буше получил Гран-при Французской академии за картину «Освобождение Иоакима, пленника Навуходоносора».
Любимой моделью художника в это время была Мари Жанн Бюзо, которая вскоре стала его женой. Он продолжил публиковать гравюры («Мольер», 1734—1737 гг.; «Крики Парижа», 1737 г.) и начал получать дорогие заказы. В 1734 г. Буше избрали в академию; это открывает для него долгую официальную карьеру профессора (1737 г.), директора академии и «первого художника короля» (1765 г.).
Художник работает на мануфактуре шпалер в Бовэ и на Королевской мануфактуре гобеленов в Париже, делает декорации для театральных и оперных постановок, разрывается между заказами короля Людовика XV и маркизы де Помпадур, а также своих друзей.
В 1736 г. Буше нарисовал серию «Пасторалей» из 14 частей, а в 1739 г. — «Историю Психеи». Для Королевской мануфактуры гобеленов он создал две серии — «Любовь богов» и «Аминте» (1755—1756 гг.). Гобелен «Китайские дивертисменты» (подарен в 1764 г. Людовиком XV китайскому императору), орнаментальные рисунки для фарфоровых изделий Севрской мануфактуры (1757— 1767 гг.) и многочисленные работы для театра и оперы обеспечили Буше славу самого крупного декоратора своего времени.
После смерти маркизы де Помпадур в 1764 г. художник продолжает выставляться в Салоне, хотя публику начинают больше привлекать Ж. Б. Грёз и О. Фрагонар. Буше стареет, зрение его слабеет, но он продолжает работать. Он совершает путешествие во Фландрию (1766 г.), пишет картины на религиозные сюжеты («Поклонение пастухов», 1764 г., и др.), украшает дворец Марсийи (1769 г.), создаёт многочисленные декорации к оперным спектаклям («Кастор и Поллукс», 1764 г.; «Тесей», 1765 г.; «Сильвия», 1766 г.).
За несколько месяцев до смерти, Буше избрали почётным членом Академии художеств в Петербурге.
Его можно считать основателем целой художественной школы. Художник создал новый канон женской красоты, великолепно подходящий к парижскому обществу того времени («Смуглая одалиска», 1745 г.; «Геркулес и Омфала», 1731— 1734 гг.).
Пейзажи Буше полны очарования и фантазии («Пейзаж в окрестностях Бовэ», 1742 г., и др.). Художник проявил себя как декоратор («Отдых на пути в Египет», 1757 г.) и орнаменталист, которому столь часто подражали в XIX столетии.
Мастер виртуозных рисунков, Буше сделал их более 10 тысяч.