Научные трактаты и иные письменные источники
Будучи человеком Возрождения, Дюрер оставил нам не только огромное художественное наследие. Обладая научным складом ума, он интересовался математикой, геометрией, архитектурой. Мы знаем, что он был знаком с работами Евклида, Витрувия, Архимеда.
В 1515 году художник сделал гравюры с изображением звездного неба и географической карты.
1515 Карта Северного неба
В 1507 г. Дюрер начал свои работы по теории живописи. Это были первые письменные трактаты на эту тему. Нам известны «Руководство по измерению циркулем и линейкой», «Четыре книги о пропорциях». К сожалению, мастер не смог довести до конца работу по созданию полного руководства для начинающих художников.
Пропорции человека
Также им в 1527 г. было создано «Руководство к укреплению городов, замков и теснин». Развитие огнестрельного оружия, по мнению художника, привело к необходимости сооружения новых фортификаций.
Кроме научных работ, Дюрером были оставлены дневники и письма, из которых мы многое знаем о его жизни и современниках.
Эпоха Возрождения подарила человечеству нескольких титанов духа ‒ Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля. В Северной Европе к таким масштабным личностям несомненно можно отнести Альбрехта Дюрера. Наследие, оставленное им, поражает воображение. Во многих направлениях своей деятельности он стал новатором. Ему удалось совместить в своем творчестве гуманизм итальянского Ренессанса с мощью и духовной силой немецкой готики.
Рисунки и гравюры
Гравюры
Наибольшую известность Дюрер получил как непревзойденный гравер. Художник делал гравюры, как на меди, так и на дереве
Ксилографии Дюрера отличались от его предшественников мастерством и вниманием к деталям. В 1498 г
художник создал серию гравюр «Апокалипсис», состоявшую из 15 листов. Эта тема была весьма актуальна к концу 15 века. Войны, эпидемии, голод создали у народа предчувствие конца времен. «Апокалипсис» принес Дюреру небывалую популярность, как на родине, так и за ее пределами.
1498 Четыре всадника Апокалипсиса
Далее последовали серии гравюр «Большие страсти», «Жизнь Марии». Библейские события мастер помещает в современное ему пространство. Люди видят знакомые пейзажи, одетых, так же как они, персонажей и сопоставляют все происходящее с собой и своей жизнью. Дюрер стремился делать искусство понятным и для простого народа, при этом подняв уровень художественного мастерства на невиданную до него высоту.
1510 Взятие под стражу
Гравюры его пользовались большой популярностью, их даже стали подделывать, в связи с чем Дюрер осуществил свою вторую поездку в Венецию.
Кроме серий художник работает и над отдельными рисунками. В 1513 ‒ 1514 годах выходят в свет три самых знаменитых гравюры: «Рыцарь, смерть и дьявол», «Святой Иероним в келье» и «Меланхолия». Эти работы по праву считаются венцом пути художника, как гравера.
1514 Меланхолия
Как гравюрист Дюрер работал в разных техниках и жанрах. После него осталось около 300 гравюр. После смерти мастера его работы широко тиражировались, вплоть до 18 века.
1513 Рыцарь, смерть и дьявол
Рисунок
Альбрехт Дюрер известен и как талантливый рисовальщик. Графическое наследие мастера впечатляет. С немецкой скрупулезностью он хранил все свои рисунки, благодаря чему до нас дошло их около 1000 штук. Художник постоянно тренировался, делая эскизы и зарисовки. Многие из них стали самостоятельными шедеврами. Так, например, широко известны рисунки «Руки молящегося», «Портрет матери», «Носорог» и др.
1508 Руки молящегося
Дюрер первый среди европейских художников стал широко использовать акварельную технику. Акварель известна с 15 века в Европе. Это были сухие краски, которые растирались в порошок. В основном ее использовали для оформления книг.
1495 Вид на Инсбрук
Известна серия пейзажей, выполненных Дюрером акварелью: «Вид на Арко», «Замок в Альпах», «Замок в Тренто», «Вид на Инсбрук», «Двор старого замка в Инсбруке» и др.
1494 Дворик замка в Инсбруке с облаками
Удивительно детально проработаны натуралистические рисунки Дюрера: «Молодой заяц», «Кусок дерна», «Ирис», «Фиалки» и др.
1502 Молодой заяц
Биография
Юность
Альбрехт Дюрер ‒ отец художника, приехал в Нюрнберг из Венгрии. Он был ювелиром. В 40 лет женился на 15-летней Барбаре Хольпер. У пары родилось 18 детишек, но до взрослых лет дожили только 4 ребенка. Среди них оказался Альбрехт младший ‒ будущий великий художник, появившийся на свет 21 мая 1471 г.
1486 Портрет Альбрехта Дюрера старшего
Маленький Альбрехт ходил в латинскую школу, где научился письму и чтению. Вначале он постигал ювелирное искусство у отца. Однако у мальчика проявился талант к рисованию, и отец, нехотя, отдал его в обучение к известному немецкому художнику Михаэлю Вольгемуту. Там молодой человек научился не только писать картины, но и делать гравюры.
По окончании обучения, в 1490 г. Дюрер отправляется в дорогу, чтобы набраться опыта у других мастеров. За 4 года он посетил Страсбург, Базель, Кольмар. Во время поездки Альбрехт обучается у сыновей известного гравюриста Мартина Шонгауэра.
В 1493 г. Дюрер женится на Агнессе Фрей. Это был брак по расчету, жену Альбрехту подобрал отец, пока сын гостил в Страсбурге. Брак оказался бездетным и не совсем счастливым, но супруги до конца жили вместе. После женитьбы Альбрехт Дюрер смог открыть свою мастерскую.
1495 Моя Агнесса
Италия
В первый раз в Италию немецкий художник поехал в 1494 г. Около года он жил в Венеции, побывал и в Падуе. Там он впервые увидел творчество итальянских художников. По возвращению домой Альбрехт Дюрер стал уже знаменитым мастером. Особенно большую славу принесли ему гравюры. После смерти отца в 1502 г., Альбрехт берет на себя заботу о матери и братьях.
1496 Мадонна под аркой
В 1505 г. художник опять едет в Италию, чтобы разобраться с местными плагиаторами, копирующими его гравюры. В полюбившейся Альбрехту Венеции он прожил два года, изучая Венецианскую школу живописи. Особенно Дюрер гордился дружбой с Джованни Беллини. Посетил он и такие города, как Рим, Болонья, Падуя.
1506 Христос среди книжников
Покровительство Максимилиана I
По возвращении из Италии Дюрер покупает большой дом, который сохранился до наших дней. Сейчас там находится музей художника.
В это же время он входит в состав Большого нюрнбергского совета. Мастер много работает над художественными заказами и гравюрами.
В 1512 г. художника берет под свое покровительство император Максимилиан I. Дюрер делает для него несколько заказов. Вместо платы за работу император назначил художнику ежегодную пенсию. Выплачивать ее должен был г. Нюрнберг за счет денег, перечисляемых в государственную казну. Однако, после смерти Максимилиана I в 1519 г., город отказался выплачивать пенсию Дюреру.
1519 Император Максимилиан I
Поездка в Нидерланды
В дневнике Альбрехта Дюрера подробно описывается путешествие в Нидерланды, которое он совершил с супругой в 1520 ‒ 1521 годах. Во время этой поездки Дюрер знакомится с творчеством местных художников. Он уже был достаточно знаменит, и его везде тепло принимали, оказывая почести. В Антверпене ему даже предлагали остаться, пообещав денежное содержание и дом. В Нидерландах мастер познакомился с Эразмом Роттердамским. Его охотно принимают у себя местные аристократы, ученые, обеспеченные буржуа.
1521 Портрет Бернарда фон Ризена
Такую длительную поездку Дюрер предпринял для того, чтобы подтвердить свои права на пенсию у Карла V, который стал новым императором Священной Римской империи. Художник побывал на его коронации в Аахене. Карл V удовлетворил просьбу Дюрера. В 1521 г. мастер вернулся домой, в родной Нюрнберг.
В Нидерландах Дюрер подхватил малярию. Болезнь мучила его долгих 7 лет. Великий художник скончался 6 апреля 1528 г. Ему было 56 лет.
Портреты: как Дюрер видел личность художника
Дюрера интересовала личность художника: он хотел показать, что они — творцы, и в то же время простые люди. Разберемся, как Дюрер рисовал свои автопортреты.
Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве
с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории
и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Алина Аксёнова
Историк искусства, автор книг «Искусство ХХ века. Ключи к пониманию» и «История искусства
Просто о важном», более 9 лет проводила лекции и экскурсии в ГМИИ им. Пушкина.
Альбрехт Дюрер. Автопортрет, 1493
В этой части мы говорим о портретах и автопортретах Дюрера. Художник на протяжении всего творчества изображал самого себя. Попробуем понять, зачем Дюрер это делал, на примере раннего автопортрета 1493 года.
Дюрер писал автопортреты не ради самолюбования. Как художника Ренессанса его интересовал человек, личность — в первую очередь личность художника. Он был сам для себя удобным объектом для исследования: модель всегда под рукой, можно писать в любое время.
Автопортрет 1493 года — продолжение разговора художника о себе. Художник написан в три четверти, по пояс — в духе Ренессанса. На нем модный красивый наряд с окантовкой, головной убор. Волосы распущены, в руках цветок чертополоха. Фон темный, без пейзажа и интерьера, как на всех голландских и немецких портретах 15 века.
Вероятно, этот автопортрет — обручальный подарок. Во времена Дюрера женихи часто заказывали художникам свои портреты, чтобы преподнести семье невесты. Образ Дюрера на автопортрете — привлекательного, мечтательного молодого человека — соответствует традициям таких портретов.
Телеграм-канал
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Альбрехт Дюрер. Автопортрет, 1498
Теперь перед нами Автопортрет 1498 года. Посмотрим, как в нем отразились перемены в жизни и мировоззрении художника.
В автопортрете появился пейзаж. Он написан по возвращении из Венеции
Дюрер следует венецианской традиции, в которой пейзаж в портрете играет важное значение: природа и человек существуют вместе, и человек — такой же сложный мир, созданный Богом.
Дюрер подчеркивает свой статус. На нем эффектный наряд по итальянской моде, на руках перчатки — щегольская деталь. Дюрер делает акцент на том, что художник обладает высоким статусом. Это итальянский взгляд на вещи: в Германии художники по-прежнему ремесленники.
Альбрехт Дюрер. Автопортрет в возрасте 28 лет, 1500
Мы добрались до самого знаменитого автопортрета Дюрера, написанного в 28 лет — известного также как «Автопортрет в шубе». В нем художник соединил свой образ с образом Христа.
Как этого добился Дюрер
Изобразил себя фронтально. В то время портреты в основном были трехчетвертными, а лицом к зрителю располагались только молитвенные образы на иконах.
Рука придерживает воротник шубы — длинные пальцы напоминают жест благословения Христа на алтарных картинах.
Изменил пропорции лица — сделал его более симметричным: лоб увеличен, глаза смотрят прямо, хотя в жизни слегка косили. Создав идеальный вариант себя, Дюрер также приблизил автопортрет к божественному образу.
Изобразил золотые волосы на темном фоне — они заменяют золотой фон на алтарных образах, который символизирует царство небесное, Божественный мир.
Отсылка к традиционной иконографии не отменяет того, что перед нами человек. На нем скромная шуба, простая сорочка, из волос выбился чубчик. Дюрер в первую очередь хочет сказать, что художник — тоже творец, который создает новый мир.
Альбрехт Дюрер. Портрет матери художника, 1514
Альбрехт Дюрер. Отец Альбрехта Дюрера, 1497
Завершим эту часть портретом отца Дюрера, написанном в 1497 году. Этой работой Дюрер будто прокладывает мостик к портретам эпохи барокко.
Дюрер не приукрашивает образ отца. На нем простая одежда, подбитая мехом, черная шапка, которую носили ремесленники. Отец выглядит усталым, пожилым — Дюрер не скрывает его морщины, щетину на подбородке.
Образ все равно остается привлекательным. Мы видим умный, глубокий взгляд, выразительное лицо. Художник изображает отца, которого хорошо знает, и передает глубину его характера.
Дюрер уже в конце 15 века пишет внешность реалистично, не приукрашивая. Вместе с тем, он передает характер модели, внутренние качества человека. Это переносит нас в 17 век — эпоху Рембрандта и Халса, которые довели психологический портрет до совершенства.