Описание
Пейзаж Сьерра-де-Гуадаррама, нарисованный на заднем плане — и который не имеет ничего общего с пейзажем Фраги — напоминает портрет Франсиско Лескано, а также портреты королевской семьи как охотников ( принц Балтасар Карлос, охотник , Филипп IV hunter ) также нарисовал для башни Парада , это дает дату казни между 1636 и 1638 годами. Низкая точка зрения была бы связана с местом назначения картины как верхняя часть двери .
Рентген показывает легкую ретушь и, по словам Лопес-Рея, раскаяние . Самым значительным из них была бы добавленная большая шляпа — гипотеза, отвергнутая Кармен Гарридо, для которой картина была написана за один раз, одновременно с другими полотнами, предназначенными для башни Парада.
Сдержанная гамма черных, белых и серебристо-серых оттенков окружает персонажа холодной атмосферой, не смягченной азуритом или голубыми пигментами лазурита, хотя обстановка открывается на пейзаж. Этот явно незаконченный, и художник несколько раз вытер о нем кисти. Контраст между маленьким силуэтом покойной фигуры и белой бумагой большого фолианта — возможно, украшенного принтами — и тяжелые страницы которого с трудом переносятся пухлыми ручонками гнома, подчеркивает этот безошибочный вид. окутать гения своим тяжелым грузом знаний.
Последние годы жизни: картина «Менины»
Давайте в подробностях разберем самую знаменитую картину, которую Веласкес создал уже в поздний период творчества — «Менины».
Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве
с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории
и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Ольга Хлопонина
Кандидат культурологии, преподаватель Московского Гуманитарного университета
Диего Веласкес
1. Портрет королевы Марианны Австрийской, 1650
2. Портрет инфанты Марии Терезии с часами, 1652
3. Портрет Филиппа IV, 1656
4. Портрет принца Фелипе Просперо, 1659
В этой части обсудим последний период творчества Веласкеса после его возвращения из Италии в Мадрид.
Что художник делал в последние годы своей жизни
Продолжал много работать. Писал портреты придворных, членов королевской семьи, самый известный из которых — «Менины».
Получил посвящение в Орден Сантьяго, то есть рыцарское звание — самую ценную и значимую награду. Это произошло за год до смерти.
В 1659 году поехал на остров Файзамес руководить подготовкой к династическому браку между дочерью Филиппа IV Марии Терезии и королем Франции Людовиком XIV. Напряженная работа подорвала здоровье Веласкеса: в какой-то момент художник почувствовал себя плохо, его спешно привезли в Мадрид.
Художник умер в 1660 году в возрасте 61 года. У смертного одра Веласкеса присутствовал Филипп IV. На надгробии написали «Живописцу истины» — за удивительный талант писать правду, не издеваясь, не приукрашивая и не выпячивая недостатки.
Телеграм-канал
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Диего Веласкес. Менины, 1656
Мы добрались до самой известной картины Веласкеса — «Менины». Художник не только показал удивительное мастерство живописца, но и наполнил картину личным отношением к семье монарха.
Изображение очень реалистично. Поэт Теофиль Готье, подойдя к «Менинам», воскликнул: «А где же картина?!»
В центре картины — инфанта Маргарита и две фрейлины-менины. Одна из них подает принцессе бокал с водой, другая застыла в легком реверансе. Поднесение питья принцессе было регламентировано строгим дворцовым этикетом.
Рядом находятся карлик и карлица. Немка Мария Барбола стоит неподвижно и смотрит на зрителя. Мальчик Николосито Пертусато играет с собакой. Его детская непосредственность противопоставлена сдержанным аристократическим манерам Маргариты. Веласкес будто намеренно сравнивает двух детей из разных слоев общества.
Сам Веласкес тоже вписан в картину. Это единственный достоверный автопортрет художника.
Зритель смотрит на происходящее глазами короля и королевы, участвующих в сцене, но не включенных в картину. Их отражения видны в зеркале на дальней стене.
Сюжет картины можно истолковать по-разному. Возможно, художник пишет портрет Маргариты, работа над которым прервана неожиданным появлением короля и королевы. Или маленькая инфанта с фрейлинами вошла в тот момент, когда королевская чета позировала художнику? Веласкес снова загадывает загадку без ответа.
О придворных карликах и шутах
Диего Веласкес
1. Дон Себастьян де Морра, 1645
2. Портрет придворного шута Эль Примо с книгой в руках, 1645
Диего Веласкес. Пряхи, или Миф об Ариадне, 1657
Теперь рассмотрим картину Веласкеса «Пряхи, или Миф об Арахне».
Легенда рассказывает о лидийской девушке Арахне, которая славилась своим искусством рукоделия. Возгордившись, она вызвала Афину, покровительницу прядильщиков и ткачей, на состязание. Сотканный Арахной платок с изображением любовных утех божественных обитателей Олимпа разгневал Афину, и богиня превратила девушку в паука.
Веласкес снова использует прием «картина в картине». На переднем плане мастерская, в которой работают пряхи. На заднем плане нарядные дамы рассматривают гобелен с изображенной сценой похищения Европы — похожая работа Тициана находилась в королевском хранилище искусства. Считается, что слева Афина приняла облик старой ткачихи, а Арахна справа повернулась к нам спиной.
Олимп перемещен в земную реальность, хотя и не смешивается с ней. Разница подчеркивается контрастом света и полумрака, дорогой одежды и простых нарядов ткачих. Обычная бытовая сценка приобретает характер священного ритуала.
Исторический
Этот портрет появляется в инвентаре Башни Парада 1701 года во входном вестибюле вместе с тремя другими «портретами разных субъектов и гномов», из которых, по-видимому, изображены Эзоп и Менипп — хотя в том же инвентаре их цитируют. В другой комнате — и третьем это карлик по имени Франсиско Лескано . Четыре картины были перемещены в 1714 году в Палаццо дель Пардо , что дало возможность создать новое описание двух портретов гномов. Сегодня это позволяет идентифицировать полотна в музее Прадо : один описан как портрет «шута в костюме студента-философа», а другой — шута с колодой карт в руке. После объединения Королевского дворца , до 1772 года, полотно было инвентаризировано под номером 932, из которого оно все еще имеет красную отметку в нижнем левом углу, прежде чем оно было описано в 1814 году, все еще в том же дворце, как «портрет д’а». философ с книгой в руке ».
В 1819 году картина поступила в музей Прадо, где Педро де Мадрасо в 1872 году впервые идентифицировал ее как портрет Диего де Аседо по прозвищу «Кузен». Он предположил, что это был холст, который Веласкес написал во Фраге и который был доставлен в Мадрид вИюнь 1644 г.королю Филиппу IV, согласно счету расходов, в котором упоминается деревянный ящик, который король сделал, чтобы послать «портрет кузена, сделанный Веласкесом». Причина этого названия, которого на холсте никогда не было, связана с книгами, которые сопровождают портрет; «Кузен» был больше, чем шут при дворе. Лопес-Рей считает, что ничто не противоречит этой интерпретации, учитывая, что портрет — по стилю датированный 1645 годом — должен быть соотнесен с другим, ныне несуществующим портретом Алонсо Санчеса Коэльо , инвентаризованным в 1637 году в старом мадридском Алькасаре. где, как утверждается, был портрет Санчо Мораты, известного шута Филиппа II , нарисованный в очках, сидящего на земле и читающего книгу посреди горного пейзажа с книгами у его ног.
Джонатан Браун замечает, однако, что портрет «кузена», написанный во Фраге, скорее всего, был бы тот, который был инвентаризирован под этим именем после смерти Карла II в Алькасаре и уничтожен во время пожара 1734 года; в то время как это полотно было написано около 1636 года, когда художник работал над несколькими работами, предназначенными для башни Парада . Это холст, масло размером 106,5 см на 81,5 см .
Библиография
- (es) Fernando Bouza , Locos, enanos y hombres для размещения в Corte de las Austrias. Oficio de burlas , Мадрид, Темас де Хой,1991 г.( ISBN 84-7880-126-X ).
- (я) Джонатан Браун , Веласкес. Pintor y Cortesano , Мадрид, редакция Alianza ,1986 г., 322 с. ( ISBN 84-206-9031-7 ).
- (es) Веласкес (Каталог выставки) , Мадрид, Музей Прадо,1990 г.( ISBN 84-87317-01-4 ).
- (es) JM Pita Andrade ( ed. ), Corpus velazqueño. Documentos y textos , vol. 2, Мадрид, Ministerio de Educación, cultura y deporte, Dirección general de bellas artes y bienes culturales,2000 г., 964 с. ( ISBN 84-369-3347-8 ).
- (es) Кармен Гарридо Перес , Веласкес, técnica y evolución , Мадрид, Музей Прадо,1992 г.( ISBN 84-87317-16-2 ).
- (fr + en + de) Хосе Лопес-Рей , Веласкес. Каталог raisonné , vol. II, Кельн, Институт Ташена Вильденштейна,1996 г., 328 с. ( ISBN 3-8228-8731-5 ).
- (es) Фернандо Мариас Франко , Веласкес. Pintor y criado del rey , Мадрид, Нерея,1999 г., 247 с. ( ISBN 84-89569-33-9 ).
- (es) Мигель Моран Турина и Изабель Санчес Кеведо , Веласкес. Полный каталог , Мадрид, Ediciones Akal SA,1999 г., 270 с. .
Работы Диего Веласкеса (выборка) |
|||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Севильский период | Трое мужчин за столом, обед · Тайная вечеря в Эммаусе · Старуха жарит яйца · Христос в доме Марфы и Марии · Преподобная мать Херонима де ла Фуэнте · Водовоз Севильи | ||||||||||
Вознесение ко двору | Портрет Луиса де Гонгора-и-Аргота · Филипп IV · Портрет младенца Дона Карлоса · Демокрит / Географ · Триумф Вакха | ||||||||||
Первая поездка в Италию | Туника Иосифа · Кузница Вулкана · Вид на сад Виллы Медичи в Риме (павильон Ариадны) · Вид на сад Виллы Медичи в Риме (вход в пещеру) | ||||||||||
Художественная зрелость |
|
||||||||||
Вторая поездка в Италию | Хуан де Пареха · Иннокентий Икс | ||||||||||
Художественная наполненность | Инфанта Мария-Тереза · Филипп IV · Инфанта Маргарита в синем · Принц Филипп Проспер · Басня об Аракне, или Прядильщицы · Семья Филиппа IV, или Менины | ||||||||||
Приложение: Полный список картин Диего Веласкеса. |