Описание картины коровина пристань в гурзуфе 1914. пристань в гурзуфе. городской пейзаж, кафе на берегу моря, парусник, живопись, фото, улицы курортного города

Картина гурзуф коровина. к. коровин. гурзуф. 1917. холст, масло. 65 x 86 см

К. Коровин. В саду. Гурзуф. 1914

опубликовано: ноябрь 2017

К. Коровин. В саду. Гурзуф. 1914. Холст, масло. 89,6 x 121,3 см 

К середине 1910-х годов в творчестве К. Коровина все больше проявляются элементы экспрессионизма и декоративизма, и картина «В саду. Гурзуф», написанная художником в Крыму в 1914 году, наглядно это демонстрирует.

Коровин изображает жанровую сцену – три дамы и кавалер позируют художнику в солнечном саду, под сенью зеленых деревьев, у покрытого белой скатертью стола. Но взгляд почти не задерживается на лицах и фигурах людей. Они словно растворяются среди красочных контрастных пятен света и теней, отбрасываемых шелестящей листвой, сквозь которую просвечивает ярко-голубое небо.

Картина похожа на причудливый восточный ковер, в узоре которого переплетаются солнечные «зайчики» и дрожащие пятна живописных теней. Яркость бело-желтых мазков на свету подчеркивают густые фиолетово-голубые, лиловые и бордовые цвета в тени. Богата на оттенки и зелень: цвет листьев на холсте варьируется от желтоватых до синих тонов. На светлом фоне тени становятся бледнее, голубые и сиреневые, они словно скользят по скатерти и белым нарядам прекрасных дачниц.

Курортные издания Крыма писали, что летний сезон 1914 года выдался особо оживленным. Они сообщали также, что в начале лета на своей гурзуфской даче гостил художник К. Коровин, и в это время он написал много чудесных этюдов. Известно, что в доме живописца бывало немало именитых гостей, в том числе певец Федор Шаляпин с дочерями Лидией и Ириной и драматическая актриса Надежда Комаровская. Нередко именно они позировали для работ мастера. Так, Комаровская, предположительно, изображена на одной из самых известных крымских картин художника — «Гурзуф» (1914).

Несмотря на идиллический сюжет и, казалось бы, безмятежное настроение людей, изображенных на холсте, отрывистые рваные мазки и хаотичная пестрота рождают чувство тревоги и беспокойства, ощущается незримая напряженность, уже разлитая в воздухе. Пока никто еще не знает, что Россия стоит на пороге большой войны, в которую Европу вот-вот втянет Австро-Венгрия. А чуть позже страну ждут мощные революционные потрясения.

irmasirin

К. Коровин: крымские произведения

Коровин

Масштаб экспозиции прекрасно иллюстрирует первая же строчка официального пресс-релиза: «Долгожданную и столь масштабную ретроспективу К.Коровина (представлено около 240 лучших произведений из Третьяковской галереи, 22 музеев России, из Казахстана и Белоруссии, а также из частных коллекций) Галерея проводит в своих залах спустя девяносто лет после первой выставки, организованной в 1922 году при жизни художника». Двадцать два музея представили картины Мастера из своих фондов! В том числе, кстати, поделился и Тульский музей изобразительных искусств.

Впечатление от выставки можно передать одним словом — восторг! Лена выразилась ещё эмоциональнее — «просто вынос мозга!» Оно и понятно, если для простого обывателя эта выставка — праздник, яркое и красочное путешествие во времени и пространстве, то для художника — ещё и таинство приобщения к технологии.

Где ещё можно понять, как из совершенно неожиданных красок, казалось бы небрежно набросанных на холст, рождается совершенно фантастический эффект материальности – вплоть до осязаемости – внутрихолстового мира.

И в этой смелости и виртуозности Коровину, пожалуй, не было равных среди прочих — тоже любимых нами, но других — мастеров Союза русских художников, в составе которого, кстати, блистали такие имена как И. Я. Билибин, А. М. Васнецов, М. А. Врубель, Н. К. Рерих.

Не будем здесь пересказывать биографию Константина Коровина — тем, кто с ней, а также (вдруг) с его творчеством не знаком, настоятельно рекомендуем к посещению специальный сайт этого проекта Третьяковской галереи.

Правда, перед этим хочется предупредить таких зрителей о неадекватном качестве интернет-версий картин. На сайте есть также «Виртуальная экскурсия по выставке «Константин Коровин. Живопись. Театр.

К 150-летию со дня рождения» — там картинки поменьше, но зато цветопередача гораздо ближе к действительности, чем в «Галерее».

Несмотря на то, что у нас дома уже есть два альбома Коровина, мы очень обрадовались, увидев в продаже специально изданный к выставке альбом-каталог, превосходящий по количеству произведений даже состав представленной экспозиции — в него вошли работы из сорока семи музейных собраний России и музеев ближнего зарубежья. Даже не посетив выставку, мы решили непременно приобрести каталог, но, покидая Галерею, решили ещё раз его полистать перед покупкой. Нас ждало страшное, просто ужасное разочарование! Организовав такую масштабную выставку, Третьяковская галерея даже не удосужилась потрудиться сделать качественное репродуцирование! Репродукции в каталоге все убиты! Убиты просто в хлам!!! Ни на йоту не соответствуют тому, что мы только что видели! Уже дома мы пересмотрели наши старые альбомы — тот же кошмар, и чуть ли не те же ужасные репродукции. «Напечатано в полном соответствии с качеством предоставленного электронного оригинал-макета» — оправдывается ОАО «Ярославский полиграфкомбинат», печатавший серию «Великие художники». А в тексте читаем про игру перламутра на платье в знаменитом портрете Т. С. Любатович, который в книге напечатан сплошь оттенками грязно-зелёного и бурого, «перламутр» же безнадёжно провалился в радикально белый…

К. Коровин. Розы. Гурзуф

опубликовано: декабрь 2017

К. Коровин.  Розы. Гурзуф

Когда-то известный коллекционер и меценат князь Сергей Щербатов охарактеризовал Константина Коровина как одного из наиболее ярких и «красочных» людей, встреченных им в жизни, отмечая поразительную «живописность» и «колоритность» его личности и таланта. Не менее красочными и колоритными были и работы художника. Особенно ярко живописный дар Коровина проявился в жизнерадостных крымских натюрмортах, большей частью написанных на его гурзуфской даче.

На картине «Розы. Гурзуф», созданной в 1910-е годы в Крыму, художник в свойственной ему манере совмещает натюрморт и морской пейзаж. На фоне пронзительно-синей морской глади К. Коровин пишет роскошный букет из розовых цветов, широкими мазками формируя их «растрепанные» лепестки. Рядом на блюдцах и прямо на покрытом белой скатертью столе разложены сочные южные фрукты. Поверхность вазы, в которой стоят розы, радужно переливается, отражая солнечный свет и рефлексы от красно-оранжевых плодов.

Внизу видна часть берега Гурзуфской бухты с пляжем, а дальше – в легкой туманной дымке синеет выходящий в море и ограничивающий залив с запада мыс Мартьян, являющийся продолжением Никитской яйлы. Сдержанной цветовой гамме горного пейзажа противопоставлены мощные праздничные аккорды красочных тонов на переднем плане. Картина, наполненная ярким солнцем, влажным морским воздухом, южной атмосферой, поражает безудержным темпераментом кисти художника.

Еще один схожий по композиции натюрморт К. Коровина, написанный солнечным днем на той же гурзуфской террасе в Крыму, известен под названием «Цветы. Гурзуф».

irmasirin

Описание картины Константина Коровина «Гурзуф» Картины художников

Коровин Константин Алексеевич – русский художник-импрессионист. Его картина «Гурзуф» принадлежит к так называемому «крымскому» периоду творчества. В Гурзуфе у Коровина была дача, где тот очень любил отдыхать и писать картины. Известно несколько картин с аналогичным названием – «Гурзуф».

Одна из них была создана в 1917 году. Здесь художник изобразил буйную и яркую природу южного приморского городка. Это полотно буквально ошеломляет обилием цветов и пестротой. Это особенно удивительно, если вспомнить, в какое сложное для страны время писалась эта картина. Но художник не изменил своим художественным принципам в угоду требованиям эпохи.

С первого же взгляда на картину можно узнать характерную коровинскую манеру изображения: широкие, яркие мазки, от которых немного рябит в глазах. Поэтому на полотно лучше смотреть с некоторого расстояния. Только тогда ее можно по-настоящему увидеть и оценить по достоинству.

В картине «Гурзуф» композиция выстроена по

диагонали. В левой нижней части мы видим многоцветный газон, на котором растут два молодых деревца. Кроны изображены немного небрежно, кажется, что листья вот-вот отлетят, подхваченные порывами южного ветра. Тонкие стволы деревьев устремлены вверх, добавляя картине легкости и движения. Эту же устремленность ввысь повторяет и конусообразное дерево, растущее по другую сторону от вымощенной светлым камнем дорожки.

Эти деревья на переднем плане картины как бы ограничивают полотно по бокам, придавая композиции своеобразную камерность и законченность. С правого края в центр ведет дорожка, словно залитая солнцем. Она упирается в ярко-бирюзовую арку, за которой виднеется сапфировая гладь моря. Параллельно диагонали тропинки идет линия горных хребтов, которые художник окрасил в загадочный фиолетовый оттенок.

Несмотря на наличие в картине перспективы и разных планов, в целом полотно Коровина немного напоминает яркую и красочную театральную декорацию. Но эта театральность совершенно не мешает наслаждаться сочностью и живостью красок, которыми пронизан этот шедевр изобразительного искусства.

Прислал: Беляева Екатерина . 2017-10-08 21:34:25

Пирс в Гурзуфе (Пристань в Гурзуфе)

Картина «Пирс в Гурзуфе», как и прочие крымские работы этих лет, написана после переезда (на время) Коровина с семьей в Крым. Впервые он там побывал в конце 1880-х вместе с Саввой Мамонтовым и был совершенно очарован. При первой же возможности он купил участок в Гурзуфе у самого моря, построил дом и частенько приезжал сюда. В Крыму ему хорошо писалось. В Первую мировую войну повод для переезда в крымский дом был нерадостный. Произошел несчастным случай с его сыном Алексеем. Потом художник сам сильно болел. Ехать в Крым решено было, чтобы поправить здоровье. И действительно, климат и природа хорошо повлияли на состояние Коровина, к нему вернулось вдохновение, он много работал. Крымские картины этих лет – лучшие образцы коровинского импрессионизма.

На картине «Пирс в Гурзуфе» изображена девушка за столом в открытом кафе на причале. За ней виднеется парусник. На среднем плане справа – люди на берегу. Великолепен колорит картины. Константин Коровин часто использовал контраст холодных и теплых тонов в одном изображении. Здесь главное противопоставление – прохладные голубой и фиолетовый и теплый оранжевый. Эти цвета использованы в интерьере, играют они в наряде самой девушки: бело-голубое платье и теплые цвета шляпки, в поставленных на стол предметах, нарядах прогуливающихся у моря людей вдалеке, в самом паруснике и виднеющемся за ним пейзаже. Крыша кафе, составленная из широких фиолетовых мазков, перемежаемых теплыми деревянными перекладинами, кажется небом, постепенно переходящим в более светлое «небо снаружи». Световоздушное пространство за стенами кафе поражает тонкими переходами белых, розовых, сиреневых и голубых тонов. Картина залита солнечным светом, отблески его высветляют половицы, играют на воде и отражаются в глади стола. В данном случае Коровин следует вполне традиционным принципам импрессионистов, делая главными героями своей работы цветовые контрасты и световые отблески. Импрессионистское правило «случайного кадра» соблюдено. И сам сюжетом кажется поводом для передачи света. Правда, черного цвета художник не избегает, и он прекрасно вписывается в общую палитру, не утяжеляя и не омрачая ее.

Общее настроение картины – светлое, радостное, солнечное. Коровин работал разнонаправленными мазками – где-то широкими, в других местах – густыми и частыми, формы все обобщенные, пространство – сияющее, бликующее. Осязаемо отражена разнофактурность изображенного: бликующая рябь воды, плотность натянутого паруса, тепло деревянных материалов, жар солнца снаружи и тень под навесом. «Чувствовать красоту краски, света – вот в чем художество выражается», – говорил Коровин и стремился добиться этого в своих работах. Вне всякого сомнения, ему это удалось.

Гурзуф — Коровин Константин Константин

художник

Константин Алексеевич Коровин родился в 1861 году в Москве в семье зажиточного купца-старообрядца. Оба родителя — Алексей Михайлович – из крестьян и Аполлинария Ивановна – из дворян   хорошо рисовали. Этим занятием  с ранних лет  увлеклись и их сыновья — Константин и Сергей, ставшие профессиональными художниками. Большое влияние на становление Коровиных как  художников, оказал родственник матери – Илларион Михайлович Прянишников. В 14 лет Константин вслед за старшим братом поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества  на архитектурный факультет. После двух годов обучения он перевелся на факультет живописи в класс знаменитого  пейзажиста А.К. Саврасова.   Закончив училище в 1886 году,  Коровин не был удостоен звания «классного» художника, но  в 1901 году был вместе с  В. Серовым приглашен преподавать.  Константин Коровин и В. Серов не просто подружились, но и много лет делили одну на двоих мастерскую. В 1887, 1892 и 1893 годах Коровин ездил в Париж, где познакомился с импрессионизмом  и увлекся им, став одним из первых русских импрессионистов. Коровин преклонялся перед художниками этого направления и говорил своим ученикам, что «выше импрессионистов художников не было и нет»1. К.Коровин известен и как блестящий театральный художник, оформлявший спектакли в 1900-1910-х годах в Большом и Мариинском театрах, в театре Ла Скала. После революции занимался сохранением памятников искусства. Но в 1922 году по совету А.В. Луначарского покинул Россию и он выехал во Францию, где много творчески работал, скончавшись в 1939 году.

произведение

Трудно поверить, что такой полный силы и энергии холст написан в один из самых тяжелых периодов жизни художника. В 1914 году после несчастного случая с сыном, Константин Коровин тяжело заболел и вместе с семьей уехал на лечение в Крым. Его любимое место на южном побережье  Крыма – Гурзуф, где он провел 1915 и 1916 годы, часто выезжая по делам в Москву. Из воспоминаний Ирины Шаляпиной, дочери великого русского певца, известно что у К.Коровина в Гурзуфе «…была прелестная дача на берегу Черного моря, недалеко от пристани…»2, состоящая из 14 комнат, которую он сам спроектировал и обустраивал. На террасе этой дачи написан не один натюрморт с розами, «…то влажными от утренней росы, то пламенеющие на солнце…» 3. Писал Коровин очень быстро, в два – три сеанса. По воспоминаниям его модели и жены Надежды Комаровской, это происходило так: «Пристально вглядываясь в натуру, он накладывал на палитру нужные ему краски, набрасывал углем еле заметный рисунок и начинал писать.  Создавалось впечатление, что на палитре он видит целиком всю будущую картину…»4. 

детали

Пышный букет свежих распустившихся роз, пылающих яркими красками юга, уже начинает увядать под палящими лучами солнца, издавая тягучий и сладкий аромат. На белую скатерть от букета и старой корзины с яблоками падают глубокие синие тени. Другой синий, почти бирюзовый, служит фоном: это море — бесконечное и прекрасное. Натюрморт, созданный в едином порыве, на одном дыхании, «поет» о радости жизни, хочется дышать и захлебываться чистым и влажным воздухом, наполненным дыханием моря. Картина написана густым пастозным мазком уверенной рукой мастера. Накладывая краски в разных направлениях, используя цвет и фактуру мазка, живописец лепит объемы предметов, создает световоздушное пространство пейзажа. Принципы русского импрессионизма здесь выражены в полной мере – в отличие от французского импрессионизма передача впечатления окрашена личным настроением автора. Общим стала сама манера быстрого, живого, «дышащего» письма, фрагментарность композиции и передача мгновенности состояния. 

Марина Агеева, искусствовед

в других музеях

К. Коровин. Дорога в Гурзуф

опубликовано: ноябрь 2017

К. Коровин.  Дорога в Гурзуф

Природа щедро одарила К. Коровина талантом живописца. Волшебство его творчества – яркого и праздничного – особенно живо проявилось в южных пейзажах и натюрмортах.

В 1910-е годы художник подолгу жил и работал в Крыму, в Гурзуфе, где почти у самого моря построил большую дачу с комнатами для гостей и уютной мастерской. Большую часть этюдов Коровин писал на пленэре. На одном из них, известном под названием «Дорога в Гурзуф», изображен яркий осенний день на Южнобережье.

К этому времени живопись К. Коровина становится еще более смелой – колоритной  и размашистой. Художник использует взятые в полную силу чистые, открытые краски. Отрывистыми, звучными и сочными мазками он пишет уходящую вдаль дорогу и обрамляющие ее деревья. Яркость освещенной солнцем зеленой, желтой, красновато-оранжевой листвы подчеркнута контрастными лилово-синими тенями, лежащими на земле. Вдали под ослепительной синью небес возвышаются хребты Главной гряды Крымских гор, ограждающие Гурзуфскую долину от холодных ветров.

Использование разных по фактуре и направлению мазков привносит в работу дополнительную живость и непосредственность, размывает границы предметов, позволяя передать подвижность световоздушной среды.

На дороге на дальнем плане различимы очертания автомобиля. Примечательно, что первый путешественник на «самобеглом экипаже» появился в Крыму еще в 1901 году. Тогда же в районе Гурзуфа было зафиксировано и первое крымское ДТП: лошадь, увидев средство передвижения венгерского автотуриста, перепугалась и перевернула повозку.

Император Николай II сначала был против машин в Крыму, но вскоре и сам превратился в страстного автолюбителя – его гараж в Ливадии к 1911 году мог вместить 25 единиц техники. Автомобилями стали обзаводиться и состоятельные крымчане. Тогда же машины начали использовать на междугородных маршрутах для перевозки пассажиров.

Гурзуф вдохновлял К. Коровина не только на станковые композиции. Скалистый берег поселка художник запечатлел и на эскизе декорации к балету А. Адана и Ц. Пуни «Корсар» «Невольничий рынок на Востоке» (1912).

irmasirin

Крым в живописи К. Коровина

К. Коровин. Лето в Гурзуфе. 1917

опубликовано: ноябрь 2017

К. Коровин.  Лето в Гурзуфе. 1917

В Крыму, на своей гурзуфской вилле «Саламбо», К. Коровин часто принимал гостей. Двери дома, где живописец подолгу жил на протяжении 1910-1917 годов, всегда были открыты для его товарищей – художников, артистов, писателей. На южную дачу не раз приезжал близкий друг живописца — певец Ф. И. Шаляпин, бывали там художники И. Репин и В. Суриков, поэт Скиталец, писатель М. Горький и другие. В Гурзуфе Коровин много работал на пленэре – писал пейзажи и натюрморты на террасе своего дома, а иногда – и  портреты своих гостей. Но изображение человеческой фигуры не было для него самоцелью. Основным мотивом творчества художника всегда оставались воздух и свет, гармония и радость.

Одна из работ, созданная К. Коровиным в Крыму в 1917 году, известна под названием «Лето в Гурзуфе». На картине изображен ясный летний день и человек в светлом костюме и шляпе, отдыхающий на освещенной солнцем террасе. Мужская фигура выделяется на фоне густой, ярко-зеленой с синью в тени, листвы. Поза человека чуть напряжена. Кажется, он лишь на минуту присел на легкое зеленое кресло и уже готов подняться. На переднем плане, слева, красуется нарядный натюрморт – букет душистых белых и красных роз в сине-голубой вазе и тарелка с фруктами.

Этюд выполнен в характерной для творчества Коровина того времени импрессионистской манере. Посредством живописи художник стремится передать ощущение летней безмятежности и покоя, но яркие краски, контрастные темные тени и широкие, неприглаженные мазки вносят некоторую напряженность в идиллический сюжет. И это, видимо, не случайно, ведь картина была создана в тревожный для страны и самого художника революционный год.

К крымскому периоду относится и небольшая зарисовка «Гурзуф», на которой художник в свойственной ему быстрой и свободной манере пишет незатейливый южный пейзаж.

irmasirin

Коровин К.А. Гурзуф. 1915 | izi.TRAVEL

Константин Коровин по праву считается одним из самых жизнерадостных русских художников. Легкость, импульсивность, непостоянство – вот что выделяли современники в человеческом и творческом облике этого художника. Сам он выражал свое кредо так: «…Я пишу для тех, кто умеет радоваться солнцу, бесконечному разнообразию красок, форм, кто не перестает удивляться вечно меняющейся чаре света и тени».Неудивительно, что мастер стал ярчайшим представителем русского импрессионизма, характерными чертами которого были многоцветное богатство природы и непосредственность выражения жизни натуры в ее сиюминутном состоянии. В свободном дыхании живописи, разнообразии красочной палитры, артистичности мировосприятия Коровину не было равных среди его современников. Его щедрый колористический дар блестяще проявился в станковом творчестве и монументально-декоративной живописи, прикладном искусстве и театральной декорации. Однако главное место в истории русского искусства ему обеспечил пленэрный пейзажный этюд, который художник писал сразу цветом, за один сеанс, боясь потерять свежесть первого впечатления и, одновременно, наслаждаясь полной свободой импровизации на холсте. Этюд для мастера – это самый короткий путь к выражению своего эмоционального переживания натуры. Именно в нем он видел самостоятельную и самоценную форму познания природы. Полотно «Гурзуф» было написано в 1915 году на даче Федора Шаляпина, дружба с которым началась у художника во время работы для Московской частной русской оперы и прошла через всю жизнь. Перед нами – кусочек природы, будто случайно и мгновенно выхваченный из потока жизни. Это именно тот радостно ликующий и сверкающий на солнце мир, который так привлекал живописца. Быстрыми ударами кисти, широкими энергичными мазками Коровин пишет раскинувшуюся перед ним морскую панораму. Фигурки людей у парапета набережной почти полностью растворяются в пейзаже, превращаясь в яркие белые, красные, желтые живописные пятна. В этой работе присутствует весь арсенал импрессионистических приемов художника: фрагментарность композиции, мастерская передача световоздушной среды, динамика вибрирующего мазка, подвижность рельефной фактуры живописной поверхности.

Константин Коровин «Пирс в Гурзуфе» (Пристань в Гурзуве). Описание картины

Творчество, посвящённое Крыму  — отдельная страница в творчестве Константина Коровина. Художник приобрёл участок на берегу Гурзуфского залива, где выстроил двухэтажную виллу по своему собственному проекту в стиле конструктивизма.

Одна из самых ярких работ, посвящённых великолепному живописному краю на Чёрном море, картина «Пристань в Гурзуфе». Живописец искал в ней утешение и спокойствие – совсем недавно произошёл несчастный случай с его младшим сыном, угодив под трамвай, тот лишился ног. Коровин тяжело переживал семейную трагедию и удалился в 1914 году в своё имение, погрузившийся в творчество, где он и черпал положительные эмоции.

Как сильно хотел мастер защитить своё творчество от минорных нот и печали, как старался он не допустить на холст мрак, царивший в его душе! Только этим объясняется столь яркая палитра полотна, пронизанная светом и оптимизмом. Это жизнеутверждающая песнь знойной южной природе, такой торжественной и многокрасочной.

На открытой пристани сидит девушка в шляпе с широкими полями. Всю скромную обстановку кафе заливает солнечный свет, который щедро играет в мелких всплесках волн Чёрного моря, которое вопреки названию переливается всеми оттенками бирюзовой краски.

С точки зрения техники, картина также примечательна – Коровин выбрал здесь широкие локальные цветовые пятна, грубоватые мазки, достаточно контрастные по цвету, чтобы говорить о некой декоративности. Многие искусствоведы любят сравнивать картину с некой волшебной декорацией.

Что касается стиля, то данная работа Коровина отсылает нас к аналогичным картинам Моне и Ренуара. Игра цвета и света призвана изобразить красоту и эксклюзивность сиюминутности. Красота вокруг нас – твердит зрителю Коровин

Здесь она в переливе воды, важно плывущем паруснике с белоснежными парусами, цветущих деревьях, россыпи разноцветных домиков, примостившихся густо на склонах гористой местности Гурзуфа, в летнем зное крымского воздуха, который так явственно льётся к нам с полотна

Художник очень любил Гурзуф с его живописным ландшафтом, утопающим в зелени, и картина «Пристань в Гурзуфе» ещё одно тому подтверждение.

1914 г. Масло, холст. 89 x 121 см. Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: