Теодор Жерико «Плот „Медузы“», 1819 год
На этой картине мы видим людей, которые собрались на маленьком плоту. Однако их состояние оставляет желать лучшего — большинство путешественников слабы, а часть из них уже и вовсе покинула этот мир. Давайте попробуем разобраться, что же здесь произошло.
Теодор Жерико «Плот „Медузы“», 1819 год
Картину создал французский живописец-новатор Теодор Жерико, который творил в жанре романтизма. Полотно называется «Плот „Медузы“» и представляет собой воплощение реальных исторических событий.
Произведение знакомит нас с историческим эпизодом, который произошёл более 200 лет назад. 2 июля 1816 года у берегов Сенегала сел на мель фрегат «Медуза», возглавлявший французскую эскадру. Для эвакуации пассажиров спустили спасательные шлюпки, а для груза построили плот длиной 20 и шириной 7 метров.
Однако погода изменилась, ветер стал усиливаться, и на корабле образовалась трещина. Люди испугались, что фрегат переломится пополам и поспешили покинуть его. Шлюпок на всех не хватило и 147 человек взгромоздились на небольшой плот, 17 человек решили остаться на фрегате.
На спасательных шлюпках находился экипаж, включая капитана, а также офицеры и губернатор. Лодки должны были буксировать плот к берегу, однако, сидящие в них, быстро поняли, что в условиях плохой погоды плот им не дотащить. По приказу командира корабля трос, соединяющий шлюпки и плот, был обрублен, и плот пустился в свободное плаванье.
Фрегат «Медуза». Гравюра Жан-Жерома Божана, 1816 год
По сути, люди, оставшиеся на плоту, были брошены на произвол судьбы. Они разделились на два лагеря — офицеры и пассажиры с одной стороны, и моряки и солдаты — с другой. Началась битва за места у мачты, которые были более безопасные. В результате конфликта часть пассажиров была убита или смыта за борт волной.
На четвёртый день в живых остались только 67 человек, началось людоедство. Через неделю на плоту осталось лишь 15 выживших, которые скинули за борт слабых и раненых, чтобы сохранить остатки провизии, а также оружие, чтобы не перебить друг друга.
Спустя 13 дней скитаний, несчастные, наконец, увидели на горизонте спасительный корабль «Аргус», который помог им добраться до берега. Именно этот момент и изобразил на своей картине Теодор Жерико.
Теодор Жерико «Плот „Медузы“», фрагмент
Художник как раз искал тему для своей большой картины (полотно имеет громадный размер — 491×716 см), когда ему на глаза попалась книга «Гибель фрегата „Медуза“», написанная очевидцами событий. Сюжет трагедии так впечатлил Жерико, что тот решил посвятить ему свой шедевр.
Мастер работал надо полотном долго и кропотливо. Он снял студию, поскольку его кабинет был слишком мал для картины такого размера. В процессе создания произведения художник почти год прожил отшельником в своей мастерской. Он даже обрил голову наголо, чтобы ничего не отвлекало от дела.
В мастерскую заходили лишь немногие из друзей Жерико. Работать он начинал с раннего утра, как только позволяло освещение, и трудился до вечера.
Картина была закончена летом 1819 года и выставлена в Парижском салоне, где вызвала очень неоднозначную реакцию. «Плот „Медузы“» встретил много критики и негатива. Некоторые разглядели в нём политический подтекст и порицание правительства, кто-то не смог оценить художественную ценность произведения, а кому-то не понравился сам сюжет.
К счастью, друзья посоветовали Жерико отвезти картину в Лондон, где в это время была бурная художественная жизнь. Там, наконец, художник получил признание и от критиков, и от публики. О выставке писали все газеты, а сам Жерико удостоился сравнения с Микеланджело и Караваджо.
В настоящее время«Плот „Медузы“» находится на первом этаже галереи Денон в Лувре вместе с другими произведениями французской живописи эпохи романтизма.
Критика. Реакция публики
Жерико выставил «Плот „Медузы“» в Салоне 1819 года, причём, как отмечал В. Турчин, «достойно удивления», что это полотно вообще было допущено к показу. Салон 1819 года изобиловал произведениями, прославляющими монархию; главным жанром на нём был исторический, также широко были представлены аллегорические и религиозные сюжеты. Религиозная живопись патронировалась по особой программе и легко обошла доселе популярные мифологические сюжеты. Возможно, картина Жерико появилась в Салоне благодаря усилиям его друзей. Для снижения злободневности полотна, оно было выставлено под названием «Сцена кораблекрушения».
«Плот» был помещён в Квадратном зале, над дверью в Большую галерею. Место было почётным, однако картина не производила того впечатления, которое испытали те немногие, кто видел её в ателье и перед Салоном в фойе театра. Большая дистанция между зрителем и полотном не давала почувствовать то, что вложил в него художник, делала его всего лишь «нездоровой фантазией в стиле Жироде». Стараниями Дедрё-Дорси через два месяца картина была перемещена на другое, более подходящее место — в нижний ряд.
На «Плот „Медузы“» обратил внимание король Людовик XVIII, так отозвавшийся о картине: «Вот, г. Жерико, катастрофа, которая могла стать катастрофой для художника, её изобразившего»
Слова эти, опубликованные в официальном печатном органе, газете «Ле Монитёр», на первых порах были восприняты как признание успеха Жерико, и повторялись на разные лады. Немного погодя обозреватель той же «Ле Монитёр», Эмерик Дюваль, проанализировал картину, о художника, который всё-таки, по мнению критика, «превосходно выразил весь её ужас».
Автор статьи, опубликованной в роялистской газете «Ля Котидьен», указывал на неправильность рисунка, допущенную Жерико там, где «должна быть достигнута чистота и правильность линий». Это было сделано, по мнению критика, ради «основного эффекта». Не было принято и колористическое решение картины — единый коричневый тон. Подобные замечания в отношении «Плота „Медузы“» в ту пору высказывались многими критиками, не принявшими живописный язык Жерико.
О.-И. Кератри задавался вопросом, стоит ли вообще браться художнику за такой «недостойный» сюжет. Ш.-П. Ландон недоумевал, почему Жерико избрал крупный формат для своей картины. По его мнению, такое полотно не подходит ни для общественного здания, ни для «дворца монарха» или «кабинета любителя искусств», его участь — оставаться в мастерской художника. Ландон также указывал на недостатки композиционного построения, не выдержанного «в единой манере», «серое и монотонное» освещение, неправильный рисунок.
Этьен Делеклюз, представитель, как и Ландон, школы Давида, отмечая, что Жерико подаёт большие надежды, тем не менее ставил ему в упрёк увлечение «легкими эффектами» и подтверждал справедливость критиковавших общий тон картины. Однако он отметил и достоинства «Плота…»: «это — сильная идея, хорошо выраженная, которая объединяет все персонажи, это — постепенное развитие образов несчастных, правда, довольно однообразных. Можно сожалеть, что художник остановил свой выбор на таком сюжете…».
Зрители — оппозиционеры с одобрением, а роялисты с негодованием — отметили в картине политическую направленность, критику правительства, по вине которого погибли пассажиры «Медузы». Кто-то, как, например, автор брошюры «Наиболее примечательные произведения, экспонированные на Салоне 1819 года» Го де Сен-Жермен, увидел исключительно политическую направленность «Плота „Медузы“».
По словам первого биографа Жерико, Луи Батисье, люди искусства, привыкшие к возвышенным и отвлечённым сюжетам, не оценили полотно. Лишь небольшая часть близких и мастеров, открытых новому, поздравила художника с успехом. По мнению Батисье, Жерико не обращал внимания на критику, однако, как показывают обнаруженные позднее документы, он воспринимал негативные отзывы весьма болезненно. В одном из своих писем он о. Далее Жерико высмеивает стремление прессы в живописи видеть лишь желание художника утвердить ту или иную идею, искать в любом произведении искусства политическую подоплёку. «Несчастные, пишущие такие глупости, конечно, не голодали в течение двух недель, а то бы они знали, что ни поэзия, ни живопись не способны передать во всей полноте ужас, пережитый оставшимися на плоту…».
Слайд 6 Первого июля 1808 года Теодор покинул лицей. Он принимает два
решения: купить собственную лошадь и посвятить свою жизнь живописи. Осенью
1808 года Жерико стал учеником Карла Верне – довольно посредственного, но модного в то время парижского баталиста и жанриста, большого мастера рисовать лошадей. Жерико, однако, относился к своему учителю скептически: «Одна моя лошадь съест семь его лошадей!».В мастерской Верне начинающий художник большей частью практиковался в изображении лошадей, знакомился с анатомическим рисунком животного, здесь же он имел возможность видеть эстампы, выполненные с произведений английских анималистов, копировал картины Верне.
Карл Верне
Личная жизнь
О любовных увлечениях художника известно немного. Он так и не женился, а из детей у него был только внебрачный сын, плод кратковременной связи с женой дяди, Александриной Модест Карюэль. Роман не принес Жерико счастья, напротив, породил только чувство глубокого стыда и раскаяния.
Вероятный портрет Александрины Модест Карюэль
Родившегося ребенка пришлось отдать в приют, его мать спешно покинула Париж, а художник в знак скорби обрил голову и заперся в мастерской. Когда у Теодора появился шанс уехать в Италию, он устремился туда в поисках душевного покоя, но личную драму переживал до конца дней.
Сочинение-описание по картине «Плот «Медузы» Теодора Жерико
- СОЧИНЕНИЕ-ОПИСАНИЕ
- ПО КАРТИНЕ ТЕОДОРА ЖЕРИКО
- «ПЛОТ «МЕДУЗЫ».
Теодор Жерико, Плот «Медузы», 1819г., Лувр, Париж. i
План сочинения:
-
- Историческая основа сюжета картины.
- Процесс создания полотна.
- Описание картины.
- Мое отношение к произведению.
Я хотела бы рассказать о картине Теодора Жерико «Плот «Медузы», написанной в 1819 году. Это произведение трогает меня до глубины души, заставляет испытывать ужас и содрогание при мысли о том, что пришлось пережить героям, изображенным на полотне.
Сюжетом для написания картины послужила реальная трагедия, произошедшая в 1816 году. Фрегат «Медуза» направлялся в Африку, непрофессиональный капитан посадил судно на мель.
Пассажирам судна пришлось эвакуироваться: часть людей села в шлюпки, а ещё 150 человек поместились на плоту, сколоченном из обломков корабля, который шлюпки тянули за собой. На море началась буря, и плот стал совершенно неуправляемым.
Капитан, испугавшись, что в панике люди могли бы попытаться перебраться на шлюпки, принял роковое решение обрубить канат, обрекая тем самым 150 человек на верную смерть. Во время шторма люди гибли в борьбе за безопасное место возле мачты, тот, кто оставался ближе к краю плота, просто падал в воду.
Таким образом, все находящиеся на плоту были вынуждены скитаться по морю две недели, мучившиеся от голода и жажды люди пили соленую морскую воду и поедали трупы умерших, сбрасывали в море больных и раненых. К моменту спасения, высланным для эвакуации с «Медузы» груза барком «Аргус», из 150 человек в живых осталось лишь 15.
Конечно, живопись – вид искусства, рассказывающий о настоящем моменте, во многом скрывающий прошлое и будущее изображаемого события, но картина «Плот «Медузы» не может оставить равнодушным даже того зрителя, который не знает обо всех леденящих душу подробностях этого ужасного кораблекрушения.
Жерико находился в поиске темы для большого полотна, выбирая кровавые и загадочные сюжеты из мифологии и истории.
Воссоздавая в своей мастерской то ужасное событие живописец изучал все доступные ему материалы, встречался с людьми, которые имели информацию о произошедшем. Служивший на фрегате плотник сделал для него уменьшенную копию плота.
Сам Жерико размещал на нём восковые фигурки и искал подходящую композицию, делал наброски и эскизы тел, писал этюды моря и неба. В поисках сюжета живописцем перебирались разные варианты: спасение бедствующих, каннибализм, борьба на плоту. В итоге для изображения было выбрано последнее утро скитания, когда на горизонте показался, еле виднеясь, барк.
Почти все пространство картины занимает дрейфующий в море плот, на котором находятся люди – клубящаяся масса тел. На переднем плане полуобнаженные, почти погруженные в море тела погибших.
Выжившие устремлены вперед, их лица скрыты от нас, все они смотрят куда-то на горизонт: там, вдали показалась еле заметная точка – силуэт корабля, призрак надежды на спасение. Вокруг плота беспощадное море, справа поднимается тяжелая грозная волна, утреннее небо затянуто темными мрачными тучами.
Человек перед лицом бушующей стихии, борьба между жизнью и смертью, ускользающая в утренней морской дымке надежда – эта картина будто обращается к каждому, кто смотрит на неё, к людям вообще. 35 кв.м.
полотна – это портал между миром плота «Медузы» и нашим, художник дает возможность зрителю ступить на эту колеблющуюся поверхность, почувствовать, осознать, что все мы – пассажиры этого хрупкого судна.
Теодор Жерико, как яркий представитель романтизма, раскрывает глубинную идею произведения именно посредством принципов этого эстетического направления. Тут и отрешенный от всего мира герой, если воспринимать плот и его пассажиров как единое целое, и противоборство этого героя с миром, его противостояние стихии.
Я, глядя на эту картину, вспоминаю иллюстрации из Библии, изображение великого потопа. Господь наказал людей за грехи.
Но в трагедии «Медузы» виновны вовсе не пассажиры, которые, ступая на борт, не могли и подумать, что им предстоит пережить и что вернуться из плавания совсем немногие. И все же нельзя отрицать присутствие религиозной тематики в произведении.
На картине я вижу надежды, веру – корабль на горизонте и спасение близко! Судьба человека трагична, он мал и беспомощен, но вместе с тем прекрасен и заслуживает милосердия.
Т. Жерико «Плот «Медузы»»: анализ картины
Картина написана в романтическом стиле, который тогда только-только появился. Фактически это было одно из первых полотен, написанное в этом стиле. В дальнейшем оно оказало немалое значение в становлении этого направления в европейской живописи XIX века. Картина полностью передает атмосферу и дух трагичности. Глядя на нее, у созерцателя возникают очень сильные эмоции и переживания, которые еще долго пронизывают все тело и разум. Она вызывает целый шквал переживаний и размышлений. В техническом плане произведение выполнено превосходно. Краски подобраны великолепно, композиция как нельзя лучше подходит для демонстрации сюжета. Образы людей, страх, смерть и гнев на их лицах изображены очень правдоподобно и атмосферно.
Описание картины «Плот Медузы»
- 1. История создания
- 2. Стиль написания
- 3. Сюжет
Плот «Медузы» — картина, написанная в 1819 году художником Теодором Жерико.
Работа отражала актуальный ответ на недавнее событие, которое вызвало неоднозначную реакцию в обществе. Люди до конца не могли понять, что именно произошло в тот момент времени.
Так что, решив выделиться из толпы, автор за шесть месяцев создает свое полотно. Чтобы после показать его миру.
История создания
Картина писалась только для того, чтобы изобразить основную идею, взятую за основу в творческом плане. Контекст был не так важен, как сама финальная подача. Такой подход был нужен для выноса за скобки личности молодого художника, и отделения его имени от предоставленной на обозрение работы. Нужно было сдвинуть рамки, чтобы зрители увидели именно заложенный в картину смысл.
После представления работы на парижском салоне, она перешла в руки частного коллекционера. Мужчина с радостью приобрел данный шедевр изобразительного искусство, вручив художнику его первый серьезный гонорар. После этого, все дальнейшие попытки вернуть автора в лоно академии были проиграны. Теодор Жерико начал самостоятельно путь, стараясь быть голосом времени.
Именно данная картина стала первым шагом на данном пути. Юноша понял, что люди готовы видеть трагичную, но существующую правду. И не стоит вылизывать свою работы, чтобы они в той или иной мере понравились публике. Нужно быть голосом поколения, который может возразить ему, в случае ошибочности суждений.
Стиль написания
Картина писалась всего в два этапа, но важно понимать, каких именно. Изначально требовалось написать фигуры на плоту, а их тут не так мало
И так как повышенная детализация тел была необходима для изображения, реализации конечной концепции, остается только наблюдать за тем, как именно страдает картина от данного решения.
Первым этапом стала большая центральная фигура, которая занимает почти все место на холсте. На плоту в разных позах представлены выжившие, что стараются не погибнуть от морских волн.
При этом, все тела находятся в праведной агонии, которая выглядит как продуманное построение тел. В этой композиции все находится на своих местах, и по этой причине критики и не могли поверить в реальность происходящего.
Интересно смотреть именно на форму тел, и то, как они вписаны в существующие размеры выбранного холста. Картина изображает, как и абсолютную наготу, так и едва прикрытые части тела.
Некоторые люди смотрят вдаль, некоторые просто страдают от морской болезни. Решение изобразить их без одежды связано с явным желанием придать картине вид библейского мифа.
Тема бога и его влияние на общество была редким гостем в работах Теодора Жерико.
Вторым этапом стало ощущение того, как именно может существовать природа вокруг этого плота. Видно, лишь море, и маленький кусок неба над ним. И передний план, и задний, полностью заняты именно плотом.
Только он находится в центре картины, и остальные объекты нужны для банального заполнения места. Уже после, перерисовав работу для личной коллекции, художник уменьшил размер плота.
Но эта копия оригинала не дошла до наших дней, так как была утеряна.
Сюжет
На картине изображены выжившие пассажиры судна «Медуза», что по ошибке капитана погибло во время шторма. Но обломках корабля люди стараются пережить хаос, постепенно принимая участь. Если их не спасут в ближайшее время, морские волны заберут их тела на дно. Все они умрут в жестокой неизвестности.
Т. Жерико «Плот «Медузы»»: анализ картины
Картина написана в романтическом стиле, который тогда только-только появился. Фактически это было одно из первых полотен, написанное в этом стиле. В дальнейшем оно оказало немалое значение в становлении этого направления в европейской живописи XIX века. Картина полностью передает атмосферу и дух трагичности. Глядя на нее, у созерцателя возникают очень сильные эмоции и переживания, которые еще долго пронизывают все тело и разум. Она вызывает целый шквал переживаний и размышлений. В техническом плане произведение выполнено превосходно. Краски подобраны великолепно, композиция как нельзя лучше подходит для демонстрации сюжета. Образы людей, страх, смерть и гнев на их лицах изображены очень правдоподобно и атмосферно.
Личная жизнь
О любовных увлечениях художника известно немного. Он так и не женился, а из детей у него был только внебрачный сын, плод кратковременной связи с женой дяди, Александриной Модест Карюэль. Роман не принес Жерико счастья, напротив, породил только чувство глубокого стыда и раскаяния.
Вероятный портрет Александрины Модест Карюэль
Родившегося ребенка пришлось отдать в приют, его мать спешно покинула Париж, а художник в знак скорби обрил голову и заперся в мастерской. Когда у Теодора появился шанс уехать в Италию, он устремился туда в поисках душевного покоя, но личную драму переживал до конца дней.
Слайд 32Весной 1822 года Жерико возвращается во Францию с пошатнувшимся здоровьем.
Несмотря на это, за несколько месяцев он успевает создать ряд
интересных произведений.Такова прежде всего его «Известковая печь», которую следует рассматривать как важный этап в развитии реалистического пейзажа.«Все сурово в этом пейзаже – отсутствие деревьев, всякой растительности подчеркивает пустынность, заброшенность места, – пишет Б.Н. Терновец. – Колорит картины еще усиливает это настроение. Красочная гамма сведена к коричневым, тепло‑зеленым, серо‑желтым тонам. Жерико в этом произведении выступает родоначальником реалистического пейзажа, он подымает значение пейзажа как самостоятельного жанра».
«Известковая печь»
Слайд 23Новый этап творчества мастера, начавшийся по возвращении его в Париж,
был отмечен созданием картины «Плот «Медузы»» (1818-1819). Поводом для создания
картины послужила морская катастрофа, произошедшая 2 июля 1816 года у берегов Сенегала с пассажирами и членами команды фрегата «Медуза», покинувшими корабль, севший на мель, на плоту. Стремясь представить на полотне историю спасения в море людей, потерпевших кораблекрушение, художник сделал множество подготовительных штудий. Жерико воссоздавал события через изучение доступных ему документальных материалов и встречаясь со свидетелями, участниками драмы. Сам художник изготовил фигурки людей из воска и, располагая их на модели плота, изучал с разных точек зрения композицию, может быть, прибегая к помощи камеры-обскуры. Жерико был одним из первых в ряду европейских художников, практиковавших разработку изобразительного мотива в пластике.Жерико позировал Эжен Делакруа, который также имел возможность наблюдать работу художника над картиной, ломающей все привычные представления о живописи.
«Обнаженный труп соскальзывающий в воду» — Безансон —
(для этой фигуры позировал Эжен Делакруа)
Интерпретация изображения
Доступ к интерпретации изображения достигается путем идентификации персонала изображения. Поскольку на этот счет нет традиции, а биографический контекст не позволяет дать однозначных ответов, повествования о картинах являются результатом моделей интерпретации, типичных для работ художника. Смысл изображения читается в религиозном, политическом, философском, психопатографическом, а также в формальном и цветовом символических аспектах. Поскольку картина была создана после свадебного путешествия Фридриха с его женой Кэролайн летом 1818 года, во время которого пара также побывала на острове Рюген, интерпретация как «свадебная картина», по-видимому, правдоподобна и популярна.
Добродетели
Для религиозно определенного значения в качестве аллегории , Helmut Борщ-Супан назначены христианские главные добродетели для людей и цвета изображения . Женщина в красном платье символизирует любовь, мужчина ползет по земле в своей синей юбке для веры, а мужчина в серо-зелёной одежде прислоняется к пню в надежде. Изможденную фигуру, ползающую по полу, можно опознать по круглому черепу и светлым волосам как Фридриха, за женщиной — его жену Каролину и брата второго мужа Фридриха — Кристиана. Лежащая на земле шляпа трактуется как знак смирения. С добродетелями веры, любви и надежды обращаются к протестантской традиции в искусстве, которая соответствует богословскому пониманию Фридриха.
Вид на природу
Вернер Хофманн выделяет три разных способа обращения с природой в живописи. В этом заключается смысл построения изображения. Женщина указывает в бездну, мужчина рассматривает травинки, а другой мужчина смотрит на море. Здесь тематика близости и расстояния связана с человеческими ожиданиями.
Свадебная картина
Филипп Отто Рунге: Мы трое , 1805
Йенс Кристиан Йенсен представил тезис о свадебной фотографии и таким образом достиг широкого консенсуса среди историков искусства (включая Виланда Шмида , Вернера Буша ). Изображенная сцена является аллегорией любви Фридриха к своей жене благодаря обрамлению деревьев и травы в форме сердца, а также праздничному звучанию всего. Картина принадлежит традициям романтических дружеских картин, таких как тройной портрет Филиппа Отто Рунге 1805 года, на котором художник изображен с женой и братом. Хотя назначение людей в Рунге ясно, третье лицо на меловых скалах приносит с собой иначе решенную проблему интерпретации. Дженсен видит мужчину, прислонившегося к дереву, нарисованного Фридрихом, когда он был моложе. Тот, кто ползает по земле, представляет собой человека, который каким-то образом является посредником между двумя супружескими парами.Поскольку созвездие людей не показывает изображение пары в их медовом месяце, отношение художника к браку представляется трудным. Очевидно, речь идет о сложных проблемах во взаимоотношениях. Фридрих осознает разницу между собой и Кэролайн.
Символ демагога
Политическая интерпретация видит в человеке, опирающемся на пень, « демагога » из-за его запретного обязательства признаться Барретту . В глазах «демагогов» цилиндр как головной убор характеризовал человека, который в страхе ползал по земле и выглядел немного смешно, как « филистимлянин ». Предполагается, что художник имеет карикатурное намерение. Петер Меркер видит похожее созвездие на рисунке, который Вильгельм Хауфф сделал в 1822 году, будучи членом братства в Тюбингене . Информатор из числа членов братства в беретах носит большой цилиндр. Во время демагог преследования, Фридрих взял на старый немецкий костюм в картину с политической мотивацией. Здесь тоже ищут двоение в глазах. Дальний взгляд означает надежду на будущее, глубокий взгляд — страх настоящего. Против этой теории выступает то, что Фридрих использует цилиндр, лежащий на земле, в других живописных контекстах, например, в картине « Горный пейзаж с радугой» 1810 года и на рисунке « Странник на вехе» 1802 года.