Якопо робусти (тинторетто): великий художник 16 века и его картины

Тинторетто распятие

Слайд 9Введение во храм . 1555 429 х 480 см Церковь Санта-Мария

дель Орто,Венеция

Венецианские художники охотно использовали этот популярный сюжет для создания великолепного зрелища праздничной Венеции. Тинторетто дает совершенно иную интерпретацию. Он драматизирует рассказ. Этой цели служит необычная композиция картины. Отказавшись от традиционного расположения фигур параллельно плоскости холста, он разворачивает действие на асимметричной полукруглой лестнице, поднимающейся прямо от нижнего края картины. На переднем плане крупным планом изображены второстепенные персонажи — фигуры нищих, женщина с девочкой, еще одна женщина

Все они жестами и взглядами направляют внимание зрителя на вырисовывающуюся на фоне неба маленькую фигурку Марии, совершающей свое трудное восхождение по крутым ступеням. Художник выразительно и смело построил композицию по диагонали — самому динамичному приему в живописи

Слайд 18Распятие . 1565 536 x 1224 см Скуола ди Сан-Рокко, Венеция

Оформление Скуола ди Сан-Рокко Тинторетто начал с создания грандиозной монументальной композиции «Распятие», находящейся в трапезной. Сюжет «Распятия» трактован очень широко: композиция охватывает не только собственно распятие Христа и двух разбойников, но включает множество людей. Картина производит впечатление трагического движения, в которое вовлечены и люди, и кони, где отдельные персонажи кажутся мелкими, при этом все событие – грандиозным. Изображение со множеством персонажей — зрителей, воинов, палачей — полукольцом охватывает центральную сцену Распятия. У подножия креста ученики Спасителя образуют редкую по духовной силе группу. В сиянии красок на сумеречном небе Христос будто охватывает руками, пригвожденными к перекладинам креста, беспокойный волнующийся мир, благословляя и прощая его. Полотно раскрывается взору зрителя постепенно: когда посетитель находится в большом зале, то в проеме двери видны только подножие креста и фигуры рядом, образуя законченную, замкнутую композицию. Зритель подходит к двери, и тогда его взору предстает распятие. Но только войдя в зал, можно охватить взглядом сцену целиком, во всей ее грандиозности. Картина висит так, что свет, льющийся из боковых окон, как бы раздвигает вширь все помещение, а с того места, с которого зритель ее рассматривает, благодаря перекрестным потокам света в разное время дня она освещена по-разному. Сюжет «Распятия» см. ниже. Иисуса привели на место, называемое Голгофа (что буквально означает «череп» или «лобное место»). Солдаты предложили Ему выпить вина, смешанного с уксусом, но Он отказался. Иисуса распяли, а одежду Его солдаты разделили между собой, по жребию. Распятие произошло в третьем часу. Там, где обычно пишут указание вины, было написано «Иудейский царь». С Иисусом распяли и двух разбойников, одного по правую, а другого — по левую сторону. Те, кто проходил мимо, смеялись над Ним и качали головами, говоря: «Ну что? Ты ведь собирался разрушить храм и в три дня отстроить его! Сойди лучше с креста и спаси себя самого!» Священники и учителя закона тоже насмехались над Иисусом: «Других спасал, а себя спасти не может. Пусть этот Мессия, Израильский царь, сойдет с креста, тогда мы ему поверим». Даже разбойники, распятые с Иисусом, насмехались над Ним (по Евангелию от Марка).

Слайд 19На переднем плане у подножия креста без чувств падает Дева Мария,

поддерживаемая Иоанном (именно ему Спаситель вверил заботу о своей матери). В Евангелии нет текста, который давал бы основание для изображения Богоматери, падающей в обморок, – мотива, ставшего излюбленным у художников Ренессанса. Живописцы опирались на литературные творения средневековых монахов и авторов-мистиков. Подчеркивая скорбь Девы Марии, они считали, что она терзалась событиями Страстей. Писатели утверждали, что она трижды теряла сознание: по пути на Голгофу, у подножия креста и после снятия Иисуса с креста. В Средние века Богоматерь обычно изображали стоящей прямо. Традиция менялась постепенно: в наиболее ранних ренессансных образах она все еще стоит прямо, но ее поддерживают святые жены и Иоанн. В XV в. ее уже показывали обессилевшей, падающей на землю. Этот мотив, однако, был резко осужден Тридентским собором, указавшим художникам на слова Иоанна Богослова: «При кресте Иисуса стояла Матерь Его». По этой причине изображение Богоматери, падающей без чувств, со второй половины XVI в. встречается довольно редко. «Распятие» Тинторетто – один из этих редких примеров. Лицом к распятию (спиной к зрителю) с воздетыми к Спасителю руками стоит Мария Магдалина. Ее можно узнать, опираясь на иконографические каноны, которым, при всей свободе трактовки библейских сюжетов, живописцы все-таки следовали

Лица женщины не видно, да это и не важно: в евангельских картинах персонажей определяют по их атрибутам и установленным иконографическим характеристикам. Поэтому в мотиве распятия женщина с поднятыми вверх руками и распущенными волосами – это всегда Мария Магдалина.

Вторая версия картины

Эта «Тайная вечеря» Тинторетто более развернута в вертикаль, а персонажи как бы отодвинуты от зрителя. К нижнему краю картины спускаются ступени, на которых сидит девушка, а подле лежит ее гитара и стоит дорожный узелок, возлежит мужчина. Между ними стоит, опираясь передними лапами на ступеньку, собака. Она смотрит в сторону разместившихся за длинным столом людей. Возможно, девушка, мужчина и собака путешествуют вместе и зарабатываю на кусок хлеба музыкой. Каждый созерцающий это событие становится как бы его участником благодаря «открытой» композиции. И хотя возле женщины и мужчины на ступени стоят пища и питье, собака увлечена пирующими.

Место, в котором происходит трапеза, больше напоминает кабачок или таверну. Пол, как и в первой версии, выложен из квадратных плит двух цветов. Стол покрыт скатертью, но уже не белоснежной, а скорее сероватой. Он низкий, и сидящие разместились на перевернутых боком табуретах. У торцевого конца стола на коленях в красноватого оттенка одеждах — Иисус Христос. Он, в отличие от предыдущего полотна, повернут полупрофилем.

По левой стороне стола третьим сидит человек в белой одежде, отмеченной в районе лопаток розоватыми пятнами, и спущенном черном плаще. Он — единственный, кто повернут к зрителю спиной. Видимо, это Иуда. Иисус в левой руке уже держит хлеб, но еще продолжает вести беседу.

Стол уже не делает акцент на центре картины, он располагается по диагонали от левого нижнего к центру правой стороны полотна. Он находится как бы немного сбоку, скромно и изолированно, образуя отдельный мир Иисуса и его учеников.

На дальнем плане картины Тинторетто мы видим ступени, ведущие на внутреннюю террасу таверны, где стены украшены цветными росписями, люди — нарядны. Они находятся по социальной лестнице выше, чем прочие. И лестницы между уровнями-планами могут рассматриваться как символ социального размежевания общества.

В отличие от первого варианта, в этом полотне больше живой обыденности, динамики и реалистической составляющей. А вот колорит гораздо более сдержан, многозначен и приглушен. При этом Тинторетто продолжает совершенствовать работу по использованию света для создания эмоционального и смыслового акцента. И освещенный дверной проем на дальнем плане можно трактовать как выход из грядущей ситуации. Но что будет, если в него выйти?..

Слайд 13Христос, моющий ноги ученикам . Около 1556 204,5 x

410,2 см Национальная галерея, Лондон

Вечером Иисус и ученики собрались на пасхальный ужин. Иисус встал, снял с себя верхнюю одежду и опоясался полотенцем. Потом Он налил воды в бадью и начал мыть своим ученикам ноги и вытирать их полотенцем, которым был опоясан. Когда Он подошел к Симону Петру, тот сказал Ему: «Господи, Ты хочешь мыть мне ноги?» Иисус сказал ему: «Сейчас ты не понимаешь, что Я делаю, но позже поймешь». «Ты никогда не вымоешь моих ног!» — категорично заявил Петр. Иисус ответил: «Если Я не омою твоих ног, то у тебя со Мной нет ничего общего». Петр ответил: «Тогда, Господи, мой не только мои ноги, но и руки и голову!» Иисус ответил: «Чистому надо вымыть только ноги, так как все его тело чисто. Вы ведь чисты, хотя и не все». Он знал, что один из них предаст Его. Окончив мыть ученикам ноги, Иисус снова оделся и возвратился на свое место. «Вы понимаете, что Я сделал для вас? — спросил Он их. —Если Я, ваш Господь и Учитель, помыл вам ноги, то вы тоже должны мыть ноги друг другу. Я показал вам пример, чтобы и вы делали то же, что и Я. Говорю вам истину: слуга не больше своего господина и посланный не больше пославшего его» (по Евангелию от Иоанна).

Слайд 15Сусанна и старцы . Около 1560. Фрагмент Холст, масло. 167 x

238 см
Лувр, Париж

Сюжет картины заимствован из апокрифического Ветхого Завета (Дан., 13). Место действия — Вавилон эпохи пленения там еврейского народа. Два старца решили соблазнить Сусанну, жену одного зажиточного иудея. Старцы спрятались возле купальни в саду у Сусанны и, когда она осталась одна, набросились на нее. Старцы пригрозили, что если она не отдастся им, они обвинят ее в прелюбодеянии с молодым человеком — преступлении, каравшемся смертью. Сусанна вырвалась и стала кричать, моля о помощи. Тогда старцы заявили публично, что видели Сусанну с молодым человеком под деревом. Сусанну обвинили и приговорили к смерти. Однако явился пророк Даниил и велел допросить старцев раздельно. Их развели в разные стороны и спросили, под каким деревом они видели Сусанну, совершающей грех. Старцы указали на разные деревья. Сусанну оправдали, а старцев казнили. При взгляде на полотно Тинторетто нельзя не вспомнить Тициана, будто незримо присутствовавшего в мастерской коллеги. Картина вовсе не кажется выполненной в спешке (в чем художника часто упрекают). Она написана тонко и виртуозно, будто овеяна нежной и серебристо-голубоватой прохладой, излучает свежесть и легкий холодок. Сусанна выходит из купальни, ее левая нога еще в воде. Все одухотворено и воплощено в пленительных красках: сама героиня, ее тело, пейзаж с серебристой полоской ручья, тонкими молодыми тополями, холодноватым сиянием роз… Женщина смотрит на себя в зеркало. За всей этой идиллией, тайно выглядывая из своих укрытий, в нарочито нелепых позах наблюдают старцы (один – на переднем плане в нижнем левом углу, другой – на заднем плане в центре картины). Перед зрителем лишь миг ветхозаветной истории, но знание ее исхода создает особый эмоциональный контекст для восприятия картины.

Последний шедевр

Нельзя не упомянуть последний шедевр мастера, написанный в последний год перед смертью. Тайная вечеря.

В ней весь Тинторетто. Полупрозрачные ангелы. А рядом кошка заглядывает в корзину, ищет, чем бы поживиться. Соседство удивительное.

А ещё невероятный свет. Такого мастерства Тинторетто добивался всю жизнь. В его мастерской было несколько коморок с маленькими отверстиями, в которые он направлял свет. Так он изучал свет, падающий на предметы под разным углом.

Вот откуда такая невероятная правдивость. Смотришь и понимаешь: да, именно так оно и было. Разве что ангелов было не разглядеть.

Тинторетто. Тайная вечеря. 1592-1594 гг. Церковь Сан-Джорджо Маджоре, Венеция

Слайд 35Тайная вечеря . 1592—94 365 х 568 см Церковь Сан-Джорджо Маджоре,

Венеция
Тема Тайной вечери проходит через все творчество художника. Не менее восьми раз обращался он к ней в разное время. Ранний ее вариант — в церкви Санта-Маркуола (1547) — еще близок к традиционному решению: действие разворачивается параллельно плоскости стены, оно торжественно и неторопливо, композиция симметрична.

Тема Тайной вечери проходит через все творчество художника. Не менее восьми раз обращался он к ней в разное время. Ранний ее вариант — в церкви Санта-Маркуола (1547) — еще близок к традиционному решению: действие разворачивается параллельно плоскости стены, оно торжественно и неторопливо, композиция симметрична. Тема Тайной вечери проходит через все творчество художника. Не менее восьми раз обращался он к ней в разное время. Ранний ее вариант — в церкви Санта-Маркуола (1547) — еще близок к традиционному решению: действие разворачивается параллельно плоскости стены, оно торжественно и неторопливо, композиция симметрична. От того, первого, полотна «Тайная вечеря» для церкви Сан-Тровазо (1566) отличается разительно. Действие происходит в мрачном полуподвальном помещении таверны, свет в которое скупо проникает откуда-то из глубины. За небольшим квадратным столом, который художник изобразил под углом к плоскости картины, на простых соломенных стульях сидят апостолы — бедные люди в потертых одеждах. Живописец изобразил эмоциональный порыв, охвативший учеников в момент, когда Иисус сказал, что один из них предаст Его. С поразительной экспрессией передает Тинторетто смятение учеников, испуг будущего предателя — Иуды. Совершенно иначе трактуется мотив Тайной вечери в картине для церкви Сан-Джорджо Маджоре, которую Тинторетто закончил незадолго до своей кончины. Художник запечатлел в картине момент, когда Христос преломляет хлеб и произносит слова: «Сие есть тело Мое». Сцена проникнута глубокой одухотворенностью и мистическим волнением, охватившим всех сидящих за пасхальной трапезой. Действие разворачивается в бедной таверне, пространство которой, тонущее в полумраке, кажется безграничным; это впечатление создается, главным образом, благодаря длинному столу, изображенному под углом к плоскости картины. Для усиления царящей за столом таинственной и напряженно-взволнованной атмосферы происходящего чуда художник прибегает к контрасту — на переднем плане справа он изображает несколько предметов и фигур, совершенно не связанных с сюжетом: на полу стоят кувшины и корзина с провизией, в которую заглядывает кошка; хозяин таверны разговаривает о чем-то со служанкой, еще одна женщина снимает со стола чашу с фруктами. Важнейшую роль в композиции играет свет. Сумрачное помещение освещено сияющим нимбом Христа и колеблющимся пламенем светильника. В его мерцающем холодном зеленовато-золотистом свете плавают причудливые, мистические тени. В правом же, само темном углу картины, словно раздвигая пространство, возникают похожие на призраков летящие ангелы.

Примечания и ссылки

  1. Личность Тинторетто была раскрыта во время выставки «Тинторетто» в 2007 году в Прадо 2007. См. Каталог выставки под руководством Мишеля Фаломира: Тинторетто , Мадрид, Национальный музей Прадо, 472 стр., 2007, Мадрид.
  2. (in) Нарим Бендер, Якопо Тинторетто , Osmora Incorporated2015 г., стр.  7.
  3. Его дата рождения приблизительная, потому что свидетельство о крещении было потеряно в результате пожара, уничтожившего архивы Сан-Поло . Это выведено из документа из Сан-Марциале, в котором записана его смерть 31 мая 1594 года в возрасте 75 лет и восьми месяцев («  31 maggio 1594: morto messer Jacopo Robusti detto Tintoretto de età de anni 75 e mesi 8  ») и портрет, выгравированный в 1588 году, указывает ему возраст 70 лет. Согласно (в) Анне Лаура Лепши, Тинторетто наблюдал: документальный обзор критических реакций с 16 по 20 век , Лонго1983 г., стр.  15.
  4. (in) Роланд Кришель и Антея Белл, Якопо Тинторетто, 1519–1594 , Конеманн,2000 г., стр.  6
  5. Жан-Пьер Абер и Сильви Беген, Рай Тинторетто , 5 континентов,2006 г., стр.  137.
  6. (in) Роланд Кришель и Антея Белл, Якопо Тинторетто, 1519–1594 , Конеманн,2000 г., стр.  50.
  7. Критика Эрве Луалье , профессора истории искусств Политехнической школы .
  8. ↑ и Биографическая справка о Лувре.
  9. Мари-Элен Лавалле , Коллекции гидов: Дворец изящных искусств в Лилле , Париж, Заседание национальных музеев,1997 г., 245  с. ( ISBN  2-7118-3516-2 ) , стр. 158.
  10. Латинская надпись гласит: «Проходя мимо, не забудь (остановиться перед) бывшим домом Жака Робусти», — говорит Тинторетто , из которого вышло множество картин, выполненных искусством, его кистью и острым умом. , которым можно любоваться публично и в частной жизни. В этом вам поможет забота нынешнего хозяина — 1842 год ». А ниже: «Переделано на городские финансы — 1881 год».
  11. Латинская эпитафия восхваляет художника так: «Прохожий, путешественник, гражданин, остановитесь и прочитайте эту надпись до конца. Под этим мрамором заперт прах венецианского Апеллеса ЖАКА Робусти, известного как ТИНТОРЕТ. Этот великий подражатель природы своим страстным гением заставил говорить о ней безмолвные стихи. И именно обитателям единственного неба он поистине божественной кистью вдохнул жизнь в свои картины. Эти, хотя и ненасытные, время, собирая их, по праву сохранит их. Слава поместит их в храм бессмертия, как вечное различие между живописью и вселенной. ЧИТАТЕЛЬ, МОЛИТЕСЬ ЗА ТАКОГО ЧЕЛОВЕКА, И ТОГДА ОН БУДЕТ СЧАСТЛИВЫМ СМЕРТЬЮ ».
  12. ↑ and Джованна Непи Скире , Живопись в музеях Венеции , Издания Place des Victoires,2008 г., 605  с. ( ISBN  978-2-8099-0019-4 ) , стр.278..
  13. Михаил Пиотровский , Эрмитаж , P-2 ART PUBLISHERS, т. 2001, с. 112.
  14. Якопо Соранцо , Милан.
  15. См. Жан-Луи Кретьен , Ги Лафон , Этьен Жоле, Марта и Мари , Париж, Desclée de Brouwer, 2002, ( ISBN  2-220-05060-2 ) .
  16. Анри-Клод Куссо , Нантский музей изящных искусств , Париж / Нант, Fondation Paribas,1991 г., 125  с. ( ISBN  2-907333-09-7 , уведомление BnF п о   ) , стр. 20.
  17. ↑ и Вольфганг Прохаска , Художественно-исторический музей в Вене: Живопись , CH Beck / Scala Books,2001 г., 128  с. , стр. 28-32.
  18. ↑ и Мина Грегори ( перевод  с итальянского), Музей Уффици и дворец Питти: Живопись во Флоренции , Париже, Éditions Place des Victoires,2000 г., 274  с. ( ISBN  2-84459-006-3 ) , стр. 261–269.
  19. Женщина Путифара, Прадо.
  20. Эрика Ленгмюр , Национальная галерея: Путеводитель , Фламмарион ,1997 г., 335  с. ( ISBN  2-08-012451-X ) , стр. 157.
  21. Жан-Франсуа Гийу , Великие классики живописи , Париж, Solar Editions ,1995 г., 203  с. ( ISBN  2-263-02329-1 ) , стр. 45.
  22. Роберт Хуз , Музей изящных искусств Гента , Musea Nostra,1995 г., п. 35 год.
  23. (Это) в галерее Академии (доступ 27 января 2021 г. )
  24. Эмиль Мейер , Сокровища Государственного музея Амстердама , Париж, Scala Books,1994 г., 160  с. ( ISBN  2-86656-022-1 ) , стр. 49.
  25. Карло Фальчиани и Пьер Кюри ( ред. ), La Collection Alana: Masterpieces of Italian Painting , Брюссель, Фонд Меркатора,2019 г., 216  с. ( ISBN  978-94-6230-154-2 )Книга опубликована по случаю выставки в музее Жакемара-Андре с 13 сентября 2019 г. по 20 января 2020 г., уведомление Карло Фальчиани стр. 189
  26. Сильви Блин, «  в» Фурия «Тинторетто в Прадо  », Connaissance дез искусств , п о  647,Март 2007 г., стр.  42.
  27. (in) Джон Мердок , Галерея Курто: в Сомерсет-Хаус , Лондон, Институт искусств Курто,1998 г., 128  с. ( ISBN  0-500-95993-5 ) , стр. 42.
  28. Антонио Паолуччи (куратор выставки), Miroir du Temps: Шедевры из музеев Флоренции , Silvana Editoriale и Музея изящных искусств Руана,2006 г.( OCLC   ) , стр.  162.
  29. François Daulte , Коллекция Бентинка-Тиссена в Государственных музеях Великого Герцогства Люксембург , Bibliothèque des Arts, Лозанна,1987 г., стр.  15.

Слайд 11Чудо св. Марка . 1548 415 x 541 см Галерея Академии,

Венеция

Сюжетом картины послужила легенда об александрийском рабе, тайно посещавшем, вопреки запрещению, могилу св. Марка. За это раба хотели подвергнуть жестокому наказанию, однако внезапно спустившийся с неба святой спас несчастного от мучений. Охваченные смятением язычники не посмели более прикоснуться к своей жертве. Написанная в традициях венецианской живописи картина, колорит которой построен на контрасте красного и синего цветов и на сопоставлении больших красочных пятен, выдает вместе с тем несомненное влияние других школ итальянской живописи. Это и драматическая напряженность действия, и преувеличенно экспрессивные движения персонажей, показанных в сложных ракурсах и поворотах, и фигура самого святого. В «Чуде святого Марка» есть и прямые заимствования из произведений великих мастеров. Таковы статуи на фронтоне виднеющегося в глубине храма, несомненно навеянные фигурами, украшающими надгробия из капеллы Медичи. Карабкающиеся на подножие колонн любопытные зрители весьма напоминают аналогичные фигуры на фреске Рафаэля «Изгнание Элиодора». А стремительно летящий вниз головой Марк вызывает в памяти образ Христа с фрески Микеланджело «Обращение Павла» в капелле Паолина в Ватикане.

Тинторетто магический

У Тинторетто есть необыкновенная работа на один из сюжетов о ранних христианах-мучениках. Похищение тела святого Марка.

Молодой человек, как христианин, был схвачен и замучен до смерти язычниками. Его тело хотели сжечь на площади Александрии. Но тут произошло невероятное природное явление.

Почернело небо, грянул гром и вспыхнула такой силы молния, что собравшиеся на площади люди чуть не обезумели от страха, бросились врассыпную. В это время другие христиане смогли подобрать тело святого Марка, чтобы предать его земле.

Вот этот момент Тинторетто и изобразил. В секунду, когда молния осветила площадь.

Тинторетто. Похищение тела святого Марка. 1562-1566 гг. Галерея Академии, Венеция

Мы видим, как часть душ вылетели из тел язычников. Токи бегут по пространству в виде дымчатых волн. Площадь холодного белого цвета, освещённая вспышкой молнии.

Разряженный воздух, который сделал мир ирреальным. Чувствуется, как заложило уши от резкого перепада давления. Ещё мгновение, и все погрузится во тьму.

Ну кто ещё мог изобразить так это событие в истории живописи? Столько магии на одном полотне даже сюрреалистам не снилось, как выразился художник Григорий Брускин.

Слайд 21Христос перед Пилатом . 1566—67 515 x 380 см Скуола ди

Сан-Рокко, Венеция

После допроса у первосвященника Кайафы Иисуса привели в преторию. Пилат вышел и спросил: «В чем вы обвиняете этого человека?» Те отвечали: «Если бы Он не был преступником, мы не привели бы Его к тебе». Пилат сказал: «Сами возьмите Его и судите». Те отвечали: «По закону мы не можем никого предать смерти». Пилат говорил с Иисусом и не нашел в Нем никакой вины. Он вывел Его к иудеям и сказал: «У вас есть обычай на пасху отпускать одного преступника. Хотите, чтобы я отпустил Его?» Но иудеи закричали: «Отпусти нам Варавву!» (Варавва был разбойником.) Тогда Пилат отдал Иисуса стражникам и велел бить Его. Иисусу на голову надели терновый венец, одели в пурпурную мантию и бичевали Его и били по лицу, и издевались над Ним. После этого Пилат снова вывел Иисуса к иудеям и сказал: «Смотрите! Это Человек. Я не нахожу в Нем никакой вины». Но те закричали: «Распни Его!». Пилат снова говорил с Иисусом и снова не нашел в Нем вины. Пилат пытался уговорить толпу, делая все возможное, чтобы Его отпустить. «Царя ли вашего распну?» — спросил Пилат. «Нет у нас царя, кроме кесаря!», — отвечали иудеи. Тогда Пилат испугался и велел принести чашу с водой. Он публично умыл руки, тем самым снимая с себя всякую ответственность за кровь Иисуса (по Евангелию от Иоанна).

Тинторетто напористый

Вазари, биограф художников Эпохи Возрождения описывает один интересный случай.

Члены благотворительной организации Скуола Сан-Рокко объявили конкурс на оформление потолка в зале принадлежащего им здания. Претенденты должны были принести рисунки. По ним и должны были решить, кто победитель.

Но Тинторетто тайно проник в залу, снял мерки плафона потолка. Затем написал картину на холсте и прикрепил свою работу ещё до начала конкурса.

Тинторетто. Святой Рох во славе. 1565 г. Роспись потолка в Скуоле Сан-Рокко, Венеция

Сначала члены общества негодовали, ведь требовались лишь рисунки. На что Тинторетто парировал, что умеет рисовать только так. И если они не готовы заплатить за его работу, он дарит ее им.

Художник пошёл ва-банк и выиграл. Ему были заказаны все остальные росписи в здании.

Это был не единственный случай, когда Тинторетто брался за заказ бесплатно. Вот так многие его шедевры остались на века в многичесленных дворцах благотворительных организаций Венеции.

Живопись

Первым шедевром Тинторетто стала картина «Чудо святого Марка». Это был заказ от монахов братства, которые не сразу прониклись особенностями композиции и предъявляли исполнителю претензии. Шумиха вокруг проекта привлекла к Тинторетто новых клиентов. Братство приняло работу художника, а его имя стало известным в Венеции. После смерти Тициана многие клиенты нашли в Тинторетто нового кумира.

Картина Тинторетто «Венера, вулкан и амур» / Web Gallery of Art

В 1549 году свет увидела картина «Святой Рох, исцеляющий чумных», а затем в промежуток с 1550-го по 1553-й Тинторетто написал цикл картин «Страшный суд». К финалу работы живописец обладал отличной репутацией и получил заказ на роспись Дворца дожей. В 1564 году он начал сотрудничать с братством святого Роха по вопросу росписи потолка в соборе Скуола ди Сан-Рокко.

По легенде, был объявлен конкурс эскизов для выбора мастера, и Тинторетто единственный не подготовился к нему. Придя на встречу с заказчиками, он указал на картину «Святой Рох во славе», висящую в помещении, и стал фаворитом конкурса. Живописец якобы проник в зал ночью и написал полотно заранее. Монахи хотели сделать выбор по рисунку, но Тинторетто заверил, что умеет работать только так и готов подарить картину. Заказ достался ему. К этому моменту в числе клиентов автора оказались испанский король Филипп II и римский император Рудольф II.

Картина Тинторетто «Тайная вечеря» / Freie Universität Berlin

Особенность творческой манеры живописца заключалась в уникальном умении передачи сложных ракурсов и световых эффектов, которые просматривались даже в ранних работах вроде «Рождение Иоанна Крестителя». Массовые сцены в изображении автора отличались разнообразием эмоциональных реакций персонажей. Тинторетто предпочитал нестандартные пространственные построения, асимметрию композиции и нетривиальные светотеневые переходы. В некоторых картинах художника присутствует драматичность и эмоциональная напряженность.

К числу батальных изображений относится «Битва при Заре», написанная в 1585 году. Уникальна и «Тайная вечеря», обладающая специфичным световым эффектом. Портреты Тинторетто отличает психологизм, простота и строгость линий, предшествующие манере Рембрандта. Ценители считают, что творчество живописца проникнуто духом бунтарства, сопровождавшегося идеями, характерными для 16-го века.

Картина Тинторетто «Сусанна и старцы» / Web Gallery of Art

Творческая манера мастера менялась с течением времени. Его дебютные произведения отличались проработкой каждого штриха, как это видно по деталям полотна «Сусанна и старцы»

Поздние творения не претендуют на подобное внимание к нюансам. Тинторетто поступало много заказов, и автор часто пренебрегал подробностями в угоду новым проектам

Тем не менее такая небрежность оказывалась преимуществом, как в случае с полотном «Крещение Христа».

Работы Тинторетто сохранились в Италии, в нескольких музеях и частных коллекциях в других странах мира. В России его картины представлены в Эрмитаже в Санкт-Петербурге. В их числе «Святой Георгий убивает дракона». Полотно было в коллекции барона Пьера Кроза, а в 1772 году картину выкупила Екатерина II.

Последняя версия

Последний вариант картины Тинторетто совсем далек от первого и гораздо более близок к барочной живописи. При всей монохромности колорита художник использует цветовые символы, и особое значение приобретают световые акценты, создавая контрасты и атмосферу мистического характера.

Событие показано автором как бытовая трапеза в таверне, где в активное действие включены все персонажи — и главные, и второстепенные. Особого напряжения и динамичности Тинторетто достигает через необычные для эпохи ракурсы и позы.

Стол, покрытый белой скатертью, служит разделительной чертой полотна на две зоны, отделяя суетную мирскую жизнь от мира Иисуса и апостолов. Светом выделяется та часть, где расположились главные библейские персонажи. Иисус расположен не во главе стола, а среди своих учеников. Он уже разломил хлеб и раздает его апостолам. Ближе всех к зрителю, у самого края стола, располагается одетый в черный плащ Иуда. С ним никто из апостолов не общается, зато простолюдин что-то нашептывает на ухо.

Сверху, под тяжелым плоским потолком, вьются персонажи с крыльями: то ли ангелы, то ли демоны. Но они четко разделены на две группы соответственно зонам. Одни более призрачны, другие изображены более материально. Все происходящее под потолком добавляет мрачной мистичности произведению.

Подведем итог

Тинторетто – великий мастер позднего Возрождения Венеции. По славе он не превзошёл, конечно, Тициана. Но последний не сильно его затмил.

Тинторетто был очень силён в изображении пространства, света и цвета. Его можно назвать предтечей импрессионизма и экспрессионизма.

Тинторетто оставил большое художественное наследие благодаря тому, что часто брался за бесплатные и дешевые заказы, а ещё работал феноменально быстро.

Многие его работы так и остались в церквях и дворцах Венеции. Лишь несколько из них когда-то попали в музеи других стран, в том числе в Россию.

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Перейти на главную страницу

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: