Рафаэль «Святой Георгий» — Русская историческая библиотека
Рафаэлем были написаны две картины, изображающие бой Святого Георгия с драконом. Обе они относятся к раннему периоду его творчества.
Рафаэль. Святой Георгий и дракон. 1505-1506
Дерево, масло. 28,5 х 21,5. Национальная галерея искусств, Вашингтон
Картины Рафаэля на тему битв Святого Михаила и Святого Георгия с драконом (две в Лувре, и одна в Национальной галерее искусств Вашингтона) связаны друг с другом как темой (вооруженный юноша сражается с драконом) так и стилистическими элементами. Все три эти работы относятся к флорентийскому периоду. Они отражают стимулы, которые Рафаэль, получил от великих мастеров, работавших во Флоренции или выставлявших там свои полотна. В этих трёх картинах Рафаэля преобладает влияние Леонардо да Винчи, чьи сражающиеся воины с картины «Битва при Ангиари» (1505) дали блестящий пример искусства на военную тематику (эта работа Леонардо быстро разрушилась из-за недостатков его экспериментальной техники и теперь более не существует). Но явственная связь и с фламандской живописью – особенно с Иеронимом Босхом (яркий свет, и человекоподобные монстры, которые изображены на картине со Святым Михаилом) – предполагает память Рафаэля об Урбино, где северные влияния всегда были довольно сильными.
Рафаэль. Святой Георгий и дракон. 1505-1506
Эти небольшие панели свидетельствуют о том, что Рафаэль в этот период обобщал уже усвоенные им стилистические приёмы и в то же время намечал живописные задачи для разработки в будущем.
Рафаэль. Святой Георгий, поражающий дракона (Малый святой Георгий). 1503-1505
Дерево, масло. 29 х 25 см. Музей Лувр, Париж
Получив в 1504 орден Подвязки от английского короля Генриха VII, герцог Урбинский Гвидо да Монтефельтро в качестве подарка для британского монарха заказал Рафаэлю картину на тему подвига Святого Георгия. Доставить её в Англию было поручено Бальдассаре Кастильоне, автору известного в те времена трактата «О придворном». До недавнего времени считалось, что Генриху VII была подарена та картина Рафаэля со Святым Георгием, что сейчас хранится в Национальной галерее искусств Вашингтона. Однако сейчас исследователя спорят о том, какую именно из двух картин отправили в Англию.
Святой Георгий – один из самых популярных христианских святых и покровитель Англии. Тема убийства им дракона была излюбленной для художников эпохи Возрождения. Согласно старинной легенде, чудовище поселилось в болоте за стенами одного города и отравляло прохожих огненным дыханием. Чтобы умилостивить дракона, город посылал ему по нескольку овец в день. Когда овец больше не стало, чудовищу стали отправлять сыновей и дочерей местных граждан. Жребий в конце концов дошёл до дочери правителя. Христианин святой Георгий, случайно проезжавший мимо, увидел девицу в слезах, поручил себя Богу и пронзил дракона копьем. Копье Святого Георгия сломалось во время боя, но храбрый рыцарь продолжил битву с драконом мечом. Он убил его и спас от смерти девушку, которая показана на картине Рафаэля бегущей справа.
Рафаэль. Святой Георгий, поражающий дракона (Малый святой Георгий). 1503-1505
Источник изображения
К середине XVI века панель Рафаэля «Святой Георгий, поражающий дракона» стали выставлять в паре с его же «Святым Михаилом». Хотя последний был написан несколько раньше, обе картины имели одинаковый размер и схожий стиль. Это приводило к мысли, что Рафаэль видел в них части одного диптиха.
Рафаэль Санти. Явивший Мадонну
Рафаэль Санти (1483, Урбино — 1520, Рим) – итальянский художник эпохи Возрождения. Впитав и синтезировав достижения знаменитых предшественников — Леонардо да Винчи и Микеланджело, он создал свой уникальный стиль в живописи, восхищающий ценителей искусства на протяжении многих веков.
Эти слова высечены на могиле художника в Римском Пантеоне. Даже не верится, что эта надпись посвящена смертному. Каким размахом должна обладать эта личность?
Эпоха, породившая его, названа Высоким Возрождением. Вслед за средневековьем, с его ужасами охоты на ведьм и кострами инквизиции, человечество вновь прозрело. Это было время, породившее творцов, что ошеломили мир свершениями человеческого духа. В числе их и Рафаэль, подаривший людям восхитительный образ Мадонны, а с ним и великую надежду на спасение.
Золотая легенда
В известной версии из Legenda aurea Якоба да Варагине ( « Золотая легенда », 1260-е годы) повествовательный эпизод «Святой Георгий и дракон» происходил где-то, что он назвал «Силена», в Ливии .
Силена в Ливии пострадала от извергающего яд дракона , обитающего в соседнем пруду, отравляющего сельскую местность. Чтобы это не повлияло на сам город, люди ежедневно предлагали ему двух овец, затем мужчину и овцу и, наконец, своих детей и юношей, выбранных по лотерее. Однажды жребий выпал на царскую дочь. Царь предложил все свое золото и серебро, чтобы пощадить его дочь, но люди отказались. Дочь была отправлена на озеро, одетая как невеста, чтобы ее скормили дракону.
Святой Георгий случайно прибыл на место. Принцесса пыталась отослать его, но он поклялся остаться. Дракон вышел из пруда, пока они разговаривали. Святой Георгий совершил крестное знамение и бросился на него верхом, тяжело ранив копьем. Затем он призвал принцессу бросить ему свой пояс ( зона ), и он надел его на шею дракона. Когда она это сделала, дракон последовал за девушкой, как «кроткий зверь» на поводке .
Принцесса и Святой Георгий привели дракона обратно в город Силена, где он напугал население. Святой Георгий предложил убить дракона, если они согласятся стать христианами и креститься. Пятнадцать тысяч человек, включая короля Силены , обратились в христианство . Затем Георгий убил дракона, обезглавив его своим мечом, а тело вывезли из города на четырех повозках, запряженных волами. Царь построил церковь Пресвятой Богородицы и Святого Георгия на том месте, где погиб дракон и из его жертвенника бил родник с водой, исцеляющей все болезни. Только в латинской версии святой поражает дракона копьем, прежде чем убить его мечом.
Повествование « Золотая легенда» является основным источником истории о Святом Георгии и Драконе, полученной в Западной Европе, и поэтому имеет отношение к Святому Георгию как . Принцесса остается безымянной в версии « Золотой легенды », а имя «Сабра» было дано писателем елизаветинской эпохи Ричардом Джонсоном в его « Семи чемпионах христианского мира» (1596 г.). В произведении она переделана в принцессу Египта. Эта работа допускает большие вольности с материалом и заставляет Святого Георгия жениться на Сабре и иметь английских детей, одним из которых становится Гай Уорик . Альтернативные имена, данные принцессе в итальянских источниках еще 13 века, — Клеолинда и Айя .
Описание картины Рафаэля Санти «Святой Георгий, побеждающий дракона»
Святой Георгий на картине Рафаэля выглядит совсем не таким, каким мы привыкли его видеть и представлять. Мы опираемся на православные иконописные традиции, и потому у нас уже сложился определённый образ.
Однако у Рафаэля мы видим рыцаря, облачённого в латы. Он кажется неуязвимым, но лицо святого открыто, он не прячет его под забралом. Кажется, Георгий непоколебим в своём решении поразить дракона, приносящего много бед людям. Уже перепуган вставший на дыбы конь, но всадник продолжает вершить расправу над супостатом.
Противник святого изображён вовсе не пышущим злостью, напротив, – он коварен, вероломен, у него взгляд искусителя. Он понимает, что перед ним бесстрашный рыцарь, которого не остановил даже факт, что копьё его переломано в куски. Георгий замахивается на дракона мечом, а тот словно пытается предложить воину сделку: одарить сокровищами и разделить добычу пополам, но только чтобы тот оставил ему жизнь.
На заднем плане у скалы видна мечущаяся девушка. Кто она? Почему с замиранием сердца следит за поединком? По легенде, эту молодую красавицу принесли в жертву кровожадному чудовищу, которое уже успело истребить всех овец в городе.
Сначала горожане дракону предлагали несчастных животных, но и ими зверь не насытился, стал пожирать отданных на заклание людей. И только Святой Георгий решился вступить в неравный бой, поручив свою судьбу Господу.
Мы знаем продолжение легенды: храбрый воин разделался с поганым змеем. Но в тот момент девушка даже не представляла себе, что может сотворить дракон с человеком, вступившим в поединок. Ведь чудовище уже унесло столько жизней! Но ещё секунда – и голова огнедышащей твари, отсечённая мечом Георгия, упадёт на землю. И красавица, и весь город будут спасены.
Битва святого Георгия с драконом. Рафаэль Санти
В 1504 году Рафаэль переехал из Перуджии, где с 16 лет был учеником главы умбрийских живописцев Пьетро Ваннучи, прозванного Перуджино, во Флоренцию. Молодой 21-летний художник увлекается работами флорентийских мастеров, в особенности Леонардо да Винчи и Микеланджело. Усердно изучает в церкви Мария-дель-Кармине произведения Мазаччо, славившегося необыкновенно глубоким реализмом изображений. Рафаэль впитывает лучшие качества флорентийской школы начала 16 века: более крупный стиль и широкий охват действительности, пластическую убедительность, жизненную достоверность.
В этот период, названий первым флорентийским периодом (1504-1508 гг.), Рафаэль на основе популярного в Средние века и эпоху Возрождения библейского сюжета создает две картины «Битва святого Георгия с драконом». Полотна небольшие – размером 31×27 см, дерево, масло.
Георгий Победоносец – христианский святой и великомученик. Согласно преданию, уроженец Каппадокии (современная Турция) в 303 году, во время гонений на христиан при римском императоре Диоклетиане, был замучен. На иконах, гербах, художественных полотнах святой изображается в виде конного воина, поражающего копьем дракона. В первой картине, датированной 1504-1505 гг., Рафаэль отступает от канонического сюжета – его Георгий замахивается на дракона мечем, а копье, разломанное на несколько частей, лежит под копытами коня. На второй картине (1504-1506) Георгий вонзает в извивающееся тело чудища копье.
Стилистика картин схожая: на заднем фоне невысокие скалы, редкие деревья и испуганная женщина
Особое внимание Рафаэль уделяет именно дракону. На первой картине он небольшой, иссиня черный, «смешан» из нескольких зверей (хищная птица, пантера, волк, змея)
Другая же версия картины Рафаэля, посвященная схватке св. Георгия и дракона, изображает уже не диковинную смесь разных животных, а ужасающего черного ящера.
Картины Рафаэля Санти «Битва святого Георгия с драконом» выставляются в Лувре (Париж) и Национальной галерее Вашингтона.
Литературные адаптации
Эдмунд Спенсер расширяет историю Святого Георгия и Дракона в Книге I Королевы Фей , первоначально называя героя Рыцарем Красного Креста .
Уильям Шекспир обращается к Святому Георгию и Дракону в « Ричарде III » ( « Поднимите наши стандарты, возвысьте наших врагов, Наш древний мир мужества, справедливый Святой Георгий, Вдохните нас селезенкой огненных драконов , акт V, сцена 3»), Генрих V ( The игра идет: следуйте за своим духом и по этому обвинению восклицайте: «Боже за Гарри, Англию и Святого Георгия!» акт III, эпизод 1), а также в « Короле Лире » (акт I).
Залповая баллада 17-го века отдала дань уважения подвигу Джорджа по убийству дракона
Баллада под названием «Святой Георгий и дракон» рассматривает важность святого Георгия по отношению к другим героям эпоса и романтики, в конечном итоге делая вывод, что все другие герои и фигуры эпоса или романа меркнут по сравнению с подвигами Георгия.. Знамя Святого Георгия Эдварда Элгара — это баллада для хора и оркестра на слова Шэпкотта Уэнсли (1879 г.)
« Дни снов 1898 года » Кеннета Грэма включают главу под названием « Неохотный дракон », в которой пожилой святой Георгий и добрый дракон устраивают имитацию битвы, чтобы удовлетворить горожан и представить дракона обществу. Позже был снят фильм Walt Disney Productions и положен на музыку Джона Раттера как детская оперетта .
Знамя Святого Георгия Эдварда Элгара — это баллада для хора и оркестра на слова Шэпкотта Уэнсли (1879 г.). « Дни снов 1898 года » Кеннета Грэма включают главу под названием « Неохотный дракон », в которой пожилой святой Георгий и добрый дракон устраивают имитацию битвы, чтобы удовлетворить горожан и представить дракона обществу. Позже был снят фильм Walt Disney Productions и положен на музыку Джона Раттера как детская оперетта .
В 1935 году Стэнли Холлоуэй записал юмористический пересказ сказки « Святой Георгий и дракон », написанный Уэстоном и Ли. В 1950-х Стэн Фреберг и Доуз Батлер написали и исполнили « Святой Георгий и сеть драконов » ( пародию на сказку и Драгнет ) для радиошоу Фреберга. Запись рассказа стала первым комедийным альбомом, проданным тиражом более миллиона копий.
Маргарет Ходжес пересказала легенду в детской книге 1984 года (« Святой Георгий и дракон » ) с иллюстрациями Трины Шарт Хайман , удостоенной медали Калдекотта .
Саманта Шеннон описывает свой роман 2019 года «Приорат апельсинового дерева » как «феминистский пересказ» Святого Георгия и Дракона.
Описание
Святой Георгий верхом на лошади, держа правой рукой ятаган, поднятый в воздух, готовится с помощью этого нанести последний удар дракону, в то время как сломанное копье пересекает широко открытую пасть зверя, который пытается с помощью лапу, чтобы от нее избавиться. Святой, восседающий на шкуре животного вместо седельной подушки, одет в сияющие доспехи со шлемом, увенчанным длинными белыми перьями, а его красный плащ надут в бою. Его конь в каштановой мантии с вымытыми волосами изображен встающим на дыбы, с пеной на губах, но взгляд у него спокойный. Его грива и длинный волнистый хвост развеваются на ветру. Его сеть и удила богато украшены, а цвет поводьев напоминает плащ всадника. Сбитый с ног дракон лежит на спине и смотрит. Кровь течет из его разинутого рта и ноздрей. На заднем плане слева принцесса, блондинка с мирным лицом, стоит прямо, слегка повернувшись. Одетая в богато-лиловое платье, она носит вуаль и поднимает правую руку в знак мира. Его левая рука держит левую переднюю ногу стоящего ягненка.
Машков Илья. Биография, названия, описание картин
(29.07.1881, Михайловская-на-Дону, Хоперский округ, Российская империя — 20.03.1944, Москва, СССР) — русский и советский художник, один из основателей и участник художественного объединения «Бубновый валет» и Общества московских художников, в период 1924—1928 член Ассоциации художников Революционной России, Заслуженный деятель искусств РСФСР.
Биография Ильи Машкова.
Родился 29 июля 1881 года в станице Михайловская-на-Дону. Интерес к рисованию мальчик обнаружил еще во время обучения в приходской школе. Однако родители направили сына на более практичный путь.
С одиннадцати лет Машков служил у продавца фруктов, затем перешел на службу к купцу.
Но и в это время юноша не смог оставить живопись, он использовал любую свободную минуту, чтобы делать торговые плакаты, лубки, репродукции картин, копии икон.
В 1890 году Машков поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Его учителями стали А. Васнецов, А. Корин, К. Городской.
Начинающий художник много работал и самостоятельно, изучая картины мастеров в Румянцевском музее и Третьяковской галерее. Уже в 1904 году Машков создает свою студию, которая впоследствии стала Центральной студией АХРР.
Учениками студии стали М.Б. Вериго, П.П. Соколов-Скаля, В. Рохлина. В 1909 году художника исключат из училища.
Важную роль в формировании художественной манеры Машкова сыграло его знакомство с А.Михайловским и П.Кончаловским. В 1908 году художник предпринимает путешествие в Европу, в ходе которого посещает Испанию, Англию, Австрию, Германию, Францию.
С 1909 года Машков принимает участие в художественных выставках. В 1910 году его картину «Синие сливы» на Осеннем салоне в Париже купил меценат Морозов. Машков становится одним из организаторов выставки объединения «Бубновый валет».
Художники, принадлежавшие к этому обществу, ориентировались на материальность мира.
Машкова с ними объединяла мажорность палитры и изобильность натюрмортных постановок («Портрет дамы с фазанами», «Автопортрет», «Портрет мальчика в расписной рубашке», «Ягоды на фоне красного подноса»).
После революции художник активно занимается общественной деятельностью. Он организует профсоюз художников, работает над созданием «Союза союзов».
В этот же период он преподает в военной школе и на курсах, а позднее – во Вхутеисе. Машков работал также над проектом собственной системы художественного образования. С 1938 года художник периодически живет в Абрамцеве.
В период войны он много работал над полотнами соответствующей тематики.
Илья Машков умер 20 марта 1944 года в Москве.
Примечания и ссылки
- ↑ и , стр. 134
- Жак де Воражин , Золотая легенда , Библиотека Плеяды , стр. 312
- (in) Клара Эскин Клемент , Святые в искусстве , Nova Science Publishers ,2004 г., 140 с. , стр. 68-60
- Жан Дарш , «Символика дракона, побежденного святым Георгием» , в « Сен-Жорж, мученик, покровитель воинов: жизнь, страсть, защита и поклонение , Букерель»,1866 г., стр. 180
- (in) Нико ван Хаут,
- (in) Патрисия Фумертон и Саймон Хант , Культура Возрождения и повседневность , Университет Пенсильвании Press ,1999 г., 366 с. , стр. 50
- ↑ и , стр. 135
- (in) Алетия Генри Барнс , Исследование сцен охоты Питера Пауля Рубенса , ProQuest,2009 г., 74 с. , стр. 1-2
- (in) Ребекка Хериссон и Алан Ховард , Концепции творчества в Англии семнадцатого века , Boydell & Brewer Ltd2013, 354 с. , стр. 161–163
Анализ
Тема
Святой Георгий Лиддский вмешивается, с помощью Иисуса и Бога, чтобы избавить дочь короля от дракона, терроризирующего регион Бейрута и требующего ежедневной дани от двух молодых людей. Он ломает свое копье, но ударом ятагана покоряет дракона , последний не умирает и подчиняется доставленной принцессе.
Тема Святого Георгия и дракона часто используется в искусстве, будь то живопись или скульптура. Имея восточное происхождение, он был воспринят христианами и использовался как символ борьбы церкви с язычеством.
Реализация работы
Подготовительный рисунок
Подготовительный рисунок, приписываемый Рубенсу и хранящийся в Лувре , уже представляет окончательное расположение лошади и ее всадника. С другой стороны, дракон находится в другом положении, а принцесса еще не изображена.
Технический
На гриве и хвосте лошади Рубенс деревянным концом кисти царапает линии на свежей краске, намекая на конский волос.
Состав
Центральным персонажем картины является не святой, а лошадь, изображающая большую диагональ тела от хвоста до гривы.
Эстетический
Не говоря уже о натуралистическом стиле, картина демонстрирует очень высокий уровень детализации и, прежде всего, очень хорошее знание анатомии лошади у Рубенса. Выполняя леваду или поклон , мускулистая лошадь, кажется, овладевает духом старшей школы , что демонстрирует интерес художника к работе и конному искусству своего времени.
Выбор представительства
Символику картины довольно легко интерпретировать. Святой защищает принцессу, которая символизирует Церковь, а агнец рядом с ним представляет Иисуса, стоящего перед драконом, символом демона. Цвета святого — белый и красный — искусно представлены в перьях шлема и плаща святого.
Рубенс также обращается к теме Святого Георгия и дракона на модели сцены охоты. Действительно, речь идет о восстановлении идеи сложной борьбы между человеком и животным, в которой животные представлены в изящном виде. Таким образом, зритель может полюбоваться в драконе убедительно эмоциональным зверем, представленным в сложной позе. Гарцующий конь демонстрирует силу упряжной лошади, способной нести тяжелого воина в доспехах.
Геральдика и вексилология
Гербы
Реджо-ди-Калабрия использовал Святого Георгия и дракона на своем гербе по крайней мере с 1757 года, исходя из более ранней (15-го века) иконографии, использовавшейся на городской печати. Святой Георгий и дракон изображены на гербе Москвы с конца 18 века, а на гербе Грузии с 1991 года (на основе герба, введенного в 1801 году для Грузии в составе Российской империи ).
Королевский герб Арагона из инвентаря короля Мартина (около 1400 г.)
- Провинциальные гербы
- Киевская область , Украина (1999 г.)
- Московская область , Россия ( )
- Муниципальные гербы
- Австралия : Херствилл
- Австрия : Питтен , Санкт-Георген-ан-дер-Гузен , Санкт-Георген-ан-дер-Лейс , Санкт-Георген-ан-дер-Штифинг , Санкт-Георген-им-Аттергау , Санкт-Георген-об-Мурау .
- Хорватия : Каштел Сучурак .
- Чехия : Брушперк .
- Дания : Хольстебро .
- Франция : Эдойль , Куйи-Пон-о-Дам , Лигсдорф , Молан , Мусидан , Сен-Жорж (Мозель ) , Сен-Жорж-Армон , Сен-Жорж-д’Эсперанш , Сен-Жорж-д’Олерон , Сен-Жорж -d’Orques , Сен-Жорж-де-Рентамбо , Сен-Жорж-дю-Буа , Сен-Жорж-дю-Вьевр , Сен-Жорж-сюр-Больш , Сен-Жорж-сюр-Луар , Сен-Жур , Саорж , Соспель , Вильнёв-Сен-Жорж .
- Германия : Бюргель , Хаттинген , Мансфельд , Риттерсбах , Санкт-Георген-им-Шварцвальд , Шварценберг .
- Венгрия : Бачсентдьёрдь , Балатонсендьёрдь , Боршодсендьёрдь , Дунассентдьёрдь , Хомоксентдьёрдь , Печварад , Сентдьёрдьвар , Сентдьёрдьёрдь , Татарсентдьёрдь .
- Италия : Реджо-ди-Калабрия
- Литва : Мариямполе , Пренай , Варняй .
- Нидерланды : Риддеркерк , Терборг .
- Польша : Бжег-Дольны , Дзержонюв , Милич , Оструда .
- Румыния : Сучава , Сфынту-Георге .
- Россия : Москва
- Сербия : Сербски Крстур .
- Словакия : Свети Юр .
- Словения: Шентьюр
- Испания : Алькала-де-лос-Гасулес , Голосальво , Пуэнтедура .
- Швейцария : Кастиэль , Кальтбрунн , Рушайн , Сен-Георгий , Шланс , Штайн-на-Рейне , Вальтенсбург/Вуорц .
- Украина : Любомль , Нежин , Тайкуры , Владимир .
Убиение змия
Нельзя не упомянуть и о славном чуде убиения змия, совершенном святым великомучеником Георгием в Финикии. Около города Бейрута близ Ливанских гор находилось большое озеро, в котором жил змий, огромный и страшный. Выходя из озера, змий похищал людей и пожирал их. Много раз народ, вооружившись, выступал против него, но каждый раз змий, приблизившись к стенам города, наполнял воздух своим смертоносным дыханием, от которого многие заболевали и умирали. По этой причине в городе постоянно были скорбь, печаль, вопль и плач. В этом городе жили язычники, здесь же жил и сам их царь.
Однажды жители города, собравшись вместе, отправились к своему царю и сказали ему:
– Что нам делать, вот – мы погибаем от змия?
Он же ответил им:
– Я вам сообщу то, что мне откроют боги.
Содома Св. Георгий Италия. 1518 г.
Дерево, масло. 137,8 х 97,6 см
Национальная галерея, Вашингтон
Затем царь, по научению живущих в идолах бесов, губителей душ человеческих, возвестил им такое решение: если они не хотят погибать все, то пусть дают в пищу змию каждый день по жребию своих детей, сыновей или дочерей. При этом царь прибавил:
– Когда дойдет очередь до меня, то и я, хотя и имею одну единственную дочь, отдам ее.
Жители города приняли царский совет или, лучше сказать, бесовский и давали все, как важные, так и неважные граждане, каждый день на съедение змию одного из сыновей и дочерей своих, и весьма сожалели и плакали о них. Жертву змию ставили на берегу озера, нарядив в лучшие одежды; змий же, выходя из озера, забирал ее и съедал.
Питер Пауль Рубенс Святой Георгий, побеждающий дракона 1607–1610 гг.
Холст, масло. 304 х 256 см
Музей Прадо, Мадрид
Когда очередь обошла всех людей того города, горожане пришли к самому царю и сказали:
– Вот, царь, по твоему совету и постановлению отдавали мы детей своих змию. Очередь уже обошла всех. Что же теперь ты нам повелишь делать?
Царь ответил им на это:
– Отдам и я дочь свою, хотя она у меня и единственная. Потом я вам сообщу, что нам откроют боги.
Позвав к себе свою дочь, царь велел ей украсить себя как можно лучше; он очень жалел ее и плакал об ней со всем домом своим, но не мог нарушить того постановления, как бы божественного, сообщенного бесами. Приготовив дочь и отправив ее на съедение змию, царь смотрел на нее с высоты своего дворца и со слезами на глазах провожал ее взором своим.
Девица, между тем, была поставлена на обычном месте, на берегу озера. Ожидая смертного часа, она горько рыдала.
По промышлению Бога, желающего спасти всех, благоизволившего спасти и город тот от погибели душевной и телесной, в это время к тому месту подъехал на коне святой великомученик Георгий, воин Царя небесного, с копьем в руке.
Увидев девицу, стоявшую у озера и горько плакавшую, он спросил ее:
– Для чего ты здесь стоишь и о чем плачешь?
Она же ответила ему:
– Добрый юноша! Беги скорее отсюда, чтобы не погибнуть вместе со мною.
Святой сказал ей:
– Не бойся, девица, но скажи мне, чего ты ждешь в присутствии всего народа, смотрящего на тебя?
Девица рассказала ему все по порядку, и про змия, и про себя.
Святой Георгий сказал ей:
– Не бойся, девица, потому что я именем Господа моего, Бога истинного, спасу тебя от змия.
Витторе Карпаччо Святой Георгий, поражающий дракона 1516 г.
Капелла собора
Сан Джорджио Маджоре, Венеция
Вдруг из озера появился страшный змий и направился к своей жертве. Святой Георгий, осенив себя крестным знамением и призвав Господа, со словами: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа», – устремился на коне своем на змия, потрясая копьем, и, ударив змия с силой
в гортань, поразил его и прижал к земле; конь же святого попирал змия ногами. Затем святой Георгий приказал девице, чтобы она, связав змия своим поясом, повела его в город, смиренного, как пса; народ же, с удивлением взирая на змия, влекомого девицею, обратился от страха в бегство.
– Не бойтесь, – говорил народу святой Георгий, – только уповайте на Господа Иисуса Христа и веруйте в Него, ибо это Он послал меня к вам для того, чтобы спасти вас от змия.
Святой Георгий убил змия мечом и сделался невидимым.
После всего случившегося царь и народ, живший в городе, уверовали в Господа Иисуса Христа и приняли святое крещение: крестившихся было 25 000 человек, не считая женщин и детей. На том месте впоследствии была построена церковь, большая и красивая, во имя Пречистой Девы Марии и в честь святого Победоносца Георгия. Случилось здесь также и новое чудо. Когда церковь была освящена, тогда в знамение изливаемой здесь благодати Божественной из алтаря этой церкви истек источник воды живой, исцеляющий всякую болезнь всех с верою притекающих во славу Отца и Сына и Святого Духа, хвалимого во святых Своих вовеки. Аминь.