Структура
Бронзовое изображение персонажей La ronda de noche , демонстрирующее их «тщательно хаотичную» композицию. Скульптуры Александра Таратынова и Михаила Дронова на площади Рембрандта к 400-летию со дня рождения Рембрандта ( г. ).
Рембрандт отошел от общепринятого, избегая статичных и формальных сцен, и вместо этого создавал сцену действия, больше соответствующую вкусу барокко.преобладающий. На нем изображены солдаты, спешащие приступить к выполнению задания (что за миссия, или если это был обычный патруль, все еще остается предметом обсуждения). Эта аранжировка полностью оригинальна и представляет собой новый способ восприятия коллективного портрета. Его стиль вызвал разочарование у некоторых ополченцев, которых из-за своего расположения на заднем плане сцены трудно отличить. В отличие от картин на ту же тему, в которых расположение фигур следует точному иерархическому порядку, художник основывал размещение персонажей исключительно на пластических соображениях. Жесткие каноны корпоративных портретов лишь переводили рутину и условность и делали невозможным личное и драматическое выражение.
Тем не менее, очевидно неупорядоченная композиция на самом деле построена рациональным образом в соответствии с двумя средними осями прямоугольника, составляющего холст:
- Горизонтальная ось : определяет завесу символов, которая поддерживает две основные фигуры на переднем плане. Четыре персонажа в ярких красочных костюмах доминируют в центральной группе, устремляя взгляд зрителя на себя.
- Вертикальная ось : определяет положение капитана в его черном костюме, которое поддерживается прикрепленной фигурой лейтенанта, на этот раз светло-желтого цвета. Эти две фигуры заставляют сцену оставаться в центре, вращая остальные компоненты вокруг себя.
- В диагоналях , которые образуют длинное копье и флагшток пересекается в световом центре сцены, обрамление три группы людей с воображаемой линией, оставляя два командующих компании в преимущественной позиции сцены.
Ощущение пространства на разных уровнях: полутень ворот, яркое уличное солнце и наблюдатель — напоминает другие типичные композиционные игры в стиле барокко, которые можно найти в « МенинахВеласкеса или «Сад любвиРубенса .
Делайте всё правильно
Вы видите, что треугольник не простирается ниже носа объекта, а останавливается только на его кончике?
Это важно. Чтобы быть технически правильным, вам не нужно, чтобы треугольник был длиннее этого. Поэтому, когда вы делаете пробные снимки, не забудьте настроить освещение так, чтобы треугольник не доходил до кончика носа
Поэтому, когда вы делаете пробные снимки, не забудьте настроить освещение так, чтобы треугольник не доходил до кончика носа
Чтобы быть технически правильным, вам не нужно, чтобы треугольник был длиннее этого. Поэтому, когда вы делаете пробные снимки, не забудьте настроить освещение так, чтобы треугольник не доходил до кончика носа.
Для идеального портрета с освещением Рембрандта выберите правильный треугольник. Фото Anno Pro
Совет от профессионала: вы также можете точно настроить размер треугольника, если ваш объект будет медленно поворачивать голову в сторону камеры, пока треугольник не станет той длины, которую вы хотите.
И вот оно! Всё очень просто. Так что делайте снимки и не забудьте поделиться своими комментариями!
Загадки картины
Рембрандт нашёл очень удачную композицию: мушкетёры выходят из тёмного дворика через арку на залитую солнцем площадь. Очевидна мастерская игра света и тени, характерная для стиля великого художника.
Рембрандт отступил от канона, согласно которому изображение должно было представлять собой статичный парадный портрет. Он изобразил тот момент, когда капитан Баннинг Кок отдал приказание о выступлении лейтенанту Рёйтенбюргу, и всё пришло в движение. Прапорщик разворачивает знамя, барабанщик выбивает дробь, на него лает собака, мальчик убегает. На картине движутся даже детали одежды стрелков.
«Ночной дозор». Фрагмент.
Второй новаторский прием Рембрандта заключался в том, что он наполнил картину помимо 18 заказчиков другими персонажами, их 16. Легко объяснимо только появление барабанщика, который не числился в роте, его нанимали для участия в параде. Появление и предназначение других персонажей, символы, связанные с ними, породили десятки вопросов у исследователей, точные ответы на которые знал только сам Рембрандт. Наибольшее число загадок связано с появлением девочки в золотистом платье (в художественном плане она, размещённая в месте золотого сечения, в левой части картины, призвана, по-видимому, компенсировать яркий камзол Рёйтенбюрга в правой). Она окружена символами, традиционно относящимися к мушкетерам. На поясе у неё прикреплены пистолет и курица (или петух), в левой руке рог для вина. У ближайшего мушкетера на шлеме дубовые листья. Поэтому многие исследователи считают её талисманом отряда. Но загадки остаются. Так как в нидерландском языке слово кловенир (от кловен — разновидность мушкета) созвучно слову, обозначающему птичий коготь, то эмблемами стрелков обычно были лапки хищных птиц: соколов, ястребов, но не куриц.
Рентгенограмма картины показывает, что наибольшее число переделок в ходе создания полотна коснулось фигуры Рёйтенбюрга и его копья, задающего направление движения.
Возможно, Рембрандт изобразил на картине себя за правым плечом Яна Оккерсена, стрелка в цилиндре.
Техника и картины
Рембрандт считал, что истинная цель художника заключается в изучении натуры, поэтому все картины живописца получались, чересчур фотографичными: нидерландец старался передать каждую эмоцию изображенного человека.
Как и у многих талантливых мастеров эпохи «Золотого века», у Рембрандта прослеживаются религиозные мотивы. На полотнах ван Рейна нарисованы не просто запечатленные лица, а целые сюжеты со своей историей.
На картине «Святое семейство», которая была написана в 1645 году, лица персонажей естественны, нидерландец будто бы желает с помощью кисти и красок перенести зрителей в уютную атмосферу простой крестьянской семьи. На работах ван Рейна нельзя проследить некой помпезности. Карл Маркс говорил, что Рембрандт писал Мадонну в виде нидерландской крестьянки. Действительно, на протяжении всей жизни художник черпал вдохновение от окружающих людей, не исключено, что на полотне убаюкивает младенца женщина, срисованная со служанки.
Картина Рембрандта «Святое семейство», 1646 год
Как и многие деятели искусства, Рембрандт полон загадок: после смерти творца исследователи долго размышляли по поводу тайн его полотен.
Например, над картиной «Даная» (или «Эгина») ван Рейн работал 11 лет, начиная с 1636 года. На холсте изображена юная дева после пробуждения от сна. Сюжет основан на древнегреческом мифе о Данае, дочери царя Аргосского и матери Персея.
Картина Рембрандта «Даная»
Исследователи полотна не понимали, почему обнаженная дева не похожа на Саскию. Однако после рентгеновского снимка стало понятно, что первоначально Даная была нарисована в образе Эйленбюрх, но после смерти жены ван Рейн вернулся к картине и изменил черты лица Данаи.
Также среди искусствоведов ходили споры по поводу героини, изображенной на холсте. Рембрандт не подписал название картины, а трактовку сюжета затруднило отсутствие золотого дождя, по легенде в виде которого Зевс явился к Данае. Также ученых смущало обручальное кольцо на безымянном пальце девушки, что не согласовывалось с древнегреческой мифологией. Шедевр Рембрандта «Даная» находится в российском музее Эрмитаже.
Картина Рембрандта «Еврейская невеста»
«Еврейская невеста» (1665) – еще одна загадочная картина ван Рейна. Такое название полотно получило в начале 19 века, однако до сих пор неизвестно, кто изображен на холсте, ведь молодая девушка и мужчина одеты в старинные костюмы, напоминающие библейскую одежду. Также популярна картина «Возвращение блудного сына» (1669), которая создавалась 6 лет.
Фрагмент картины Рембрандта «Возвращение блудного сына»
Если говорить о стиле написания полотен Рембрандтом, то художник использовал минимум красок, при этом умудрялся делать картины «живыми», благодаря игре света и теней.
Ван Рейну также удачно удается изобразить мимику лица: все люди на полотнах великого живописца будто живые. Например, в портрете старика – отца Рембрандта (1639) видна каждая морщинка, а также мудрый и грустный взгляд.
Контекст
Название «Ночной дозор» придумали искусствоведы в 19-м веке. Они достали полотно из запасников, увидели, как фигуры выступают на тёмном фоне, и подумали, что Рембрандт изобразил ночь. И только при реставрации, проведённой в 1947 году, обнаружилось, что за годы картина успела покрыться слоем копоти, а лак потемнел. После расчистки выяснилось, что сцена на самом деле происходит днём: положение тени от левой руки капитана Кока показывает, что время действия — не более 14 часов.
Изначально картина должна была висеть в банкетном зале недавно построенного Kloveniersdoelen (что-то в духе конференц-зала для аркебузиров) в Амстердаме. По одной из версий, поводом для написания полотна (причём в то время подобные групповые портреты заказывали и другие общества) был визит Марии Медичи в 1638 году. Несмотря на то, что её изгнали из Франции по приказу Людовика XIII, в Амстердаме её приняли торжественно. И поназаказывали портретов, чтобы приятно поразить Марию.
В Kloveniersdoelen картина провисела до 1715 года, когда её не перенесли в Амстердамскую ратушу. Чтобы полотно уместилось в новом помещении, его подрезали — обычное дело для 18-го века.
Рембрандт. (Wikimedia Commons)
Далее картину переносили с места на место в зависимости от военной обстановки, пока в 1885-м она не оказалась в новом Rijksmuseum, где находится и сегодня. Во время Второй мировой войны холст прятали в замке Радбауд в Медемблике, к северу от Амстердама.
Почему-то принято считать, что после «Ночного дозора» популярность Рембрандта пошла на спад, а жизнь — под откос. Однако никаких документальных подтверждений тому, что именно картина всему виной, нет. Более того, тот же Кок впоследствии заказал художнику акварель для своего личного альбома.
Была слава, да вся вышла. Причин может быть несколько. Например, смена тренда. Платёжеспособная публика, которая ещё вчера выстраивалась к Рембрандту за портретами, внезапно устала от мрачных тонов и захотела видеть яркие цвета и красивую жизнь. Как у Энтони ван Дейка.
Энтони ван Дейк. (Wikimedia Commons)
Кроме того, не стоит забывать, что коммерческий успех к Рембрандту пришёл после брака с Саскией ван Эйленбюрх, дочерью бургомистра Леувардена. Этот союз открыл художнику двери особняков зажиточных бюргеров. А кузен Саскии был арт-дилером Рембрандта и приводил ему знатных клиентов. По печальному стечению обстоятельств Саския скончалась в 1642-м — в том же году, когда был закончен «Ночной дозор». После этого Рембрандта уже ничего не связывало с почтенным семейством, он потерял покровителей и, как результат, популярность.
После 1642 года в жизни Рембрандта одно за другим происходят печальные события. Ни денег, ни славы, ни работы. Последним ударом стала смерть сына. Поздние работы написаны на основе редких библейских сюжетов, поиск соответствий которым в Библии до сих пор занимает исследователей его творчества. Датировка последних произведений условна, обстоятельства их создания окружены тайной. Одной из неразрешимых проблем до последнего времени оставалось огромное число копий и реплик с его полотен. Так, например, известны десять версий картины «Иуда возвращает тридцать серебреников», которые невозможно однозначно атрибутировать определённому художнику.
Что до картины, то её приключения продолжаются. 13 января 1911 года мужчина, казалось бы, ни с того ни с сего, достал нож, которым обычно работают сапожники, и полоснул им по картине. В 1975 году произошёл второй инцидент. На этот раз полотно атаковал безработный учитель. Он хладнокровно нанёс несколько ножевых ранений картине. Реставраторам понадобилось четыре года на восстановление холста. В целом, ущерб сведён к нулю, но если подойдете поближе, то можно разглядеть следы.
В 1990-м ещё один злоумышленник пронёс в музей баллончик с кислотой и, как вы догадываетесь, не просто так. Он окропил ею шедевр Рембрандта. Спасибо охране — сориентировались, брызнули на полотно водой. Кислота успела повредить только слой лака — его легко восстановили.
Техника и стиль
Особенностью манеры живописца стало то, что он произвел слом привычных жанровых границ. Многие «жемчужины» Рембрандта просто не вписываются в привычные каноны. Зачастую он начинал писать их с заднего плана, а потом переходил к основным персонажам и ракурсу.
Чтобы достичь эффекта контраста светотени, второстепенные теневые зоны композиции делались прозрачными, тогда как основа писалась максимально плотной
Мастеру виртуозно удавалось фокусировать внимание зрителей на главных фрагментах, а маловажные детали уходили в тень. Не всегда возможно понять, каким образом голландец добивался такой необычной текстуры своих лучших работ. Даная
Даная
Из прочих «хитростей» Рембрандта исследователи называют следующие приемы: варьирование грунтовки холста, царапанье невысохшей краски обратным концом кисти – например, при прорисовывании волос.
На некоторых полотнах проявлялась так называемая «лепка», когда художник густо наслаивал краску небрежными мазками, добиваясь максимальной объемности.
внешняя ссылка
- На Wikimedia Commons есть мультимедийная категория «Ночной дозор» .
- Ночной дозор в Рейксмузеуме, Амстердам
- Ночной дозор в Артеистории
- Ночной дозор в 3D
- Ночной дозор к 400-летию Рембрандта
- Рекламный ролик к 400-летию Рембрандта, в котором герои «Ночного дозора» поздравляют автора с днем рождения
- Деталь золотого шлема копейщика
Контроль властей |
|
---|
- Данные: Q219831
- Мультимедиа:
“Ночной дозор”: легенды и мистификации
Сегодня нередко можно натолкнуться на настолько странное описание картины Рембрандта, что остается только удивляться невежеству людей, которые их выдумывают. Например, некоторые псевдо-исследователи недавно высказали версию, что все жесты персонажей указывают на двух знатных амстердамцев, изображенных на левом (от зрителей) краю полотна, которые заказали убийство лейтенанта ван Рейтенбюрга. Более того, они уверяют, что именно эта попытка Рембрандта разоблачить убийц вызвала гнев преступников, и они сделали все, чтобы ввергнуть художника в нищету. Однако надо сказать, что упомянутый офицер ушел из жизни лишь в 1657 году, и художник никак не мог знать о том, что ждет ван Рейтенбюрга через 15 лет после создания “Ночного дозора”.
Дальнейшая судьба полотна
Когда Рембрандт представил картину стрелкам-членам ополчения, они не могли скрыть своего разочарования, поскольку то, что они увидели, не соответствовало представлениям о групповом портрете, существующим на тот момент. В частности, заказчики надеялись, что они будут изображены примерно так, как сегодня фотографы предлагают расположиться школьникам на традиционных снимках по случаю окончания учебного года. Однако вместо этого художник вручил им полотно, на котором было полно неизвестных персонажей, а некоторые стрелки оказались на заднем плане, и их фигуры почти не заметны. Таким образом, картина, которая признана шедевром всеми, кто уже около 200 лет изучает творчество Рембрандта, не нашла признания у современников. Более того, долгие годы она провисела в одном из дальних углов ратуши, пока ее — в плохом состоянии — не обнаружил художник Ван Дейк, разглядевший под слоем пыли имя автора.
Рембрандт «Ночной дозор» или «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга», 1642 год
Эта картина была написана художником по заказу стрелков из народного ополчения Нидерландов. Казалось бы, тут всё просто — стрелки хотят украсить новое здание своего штаба групповым портретом. Однако полотно до сих пор полно необъяснимых тайн, который пытаются разгадать искусствоведы.
Рембрандт «Ночной дозор» или «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга», 1642 год
Первая странность — это динамичность картины. Ведь заказчики ожидали получить статичный портрет, на котором каждый из них будет представлен во всей красе. Однако Ремрандт не так представляет себе сюжет полотна и делает всё по принципу «я художник, я так вижу».
Мастер выделил на картине всего две фигуры: капитана Франс Баннинг Кока и лейтенанта Рейтенбурга. Остальные герои произведения остались в тени, хотя каждый заплатил за работу одну и ту же сумму. Разумеется, многие заказчики остались недовольны, некоторые из них даже забрали деньги.
Второй странностью является наличие на картине дополнительных персонажей. Например, непонятно кто эта маленькая девочка в светлом платье, которая лицом походит на старушку. К её платью почему-то привязана мёртвая курица.
Рембрандт «Ночной дозор» , фрагмент
По поводу этого персонажа мнения искусствоведов расходятся. Есть версия, что девочка в светлом платье написана для равновесия тёмной левой части картины со светлым образом лейтенанта справа. Другая гипотеза говорит о том, что Рембрант таким образом увековечил свою жену Саскию, которая скончалась во время написания картины — внешне девочка на неё похожа.
Часть искусствоведов склоняются к тому, что девочка является маркитанкой — торговкой, которая следует за солдатами в походах и помогает им с припасами. Маркитанок нередко изображали с тушками петуха или курицы на поясе.
Третьим удивительным фактом считается изображение художником на картине самого себя. Искусствоведы полагают, что мастер запечатлел часть своего лица, которое прикрыто рукой одного из мушкетёров.
Рембрандт «Ночной дозор» , фрагмент
Картина претерпела немало страданий за более чем 350 лет своего существования. Изначально она висела в штабе Стрелкового сообщества, но потом оно распалось и работу переместили в городскую ратушу. Полотно имело довольно большие размеры, поэтому никуда не помещалась и тогда его решено было обрезать.
Огромную картину размером 379,5 × 453,5 см уменьшили, убрав с неё пару героев. К счастью, капитан Кок пожелал иметь общий портрет у себя дома, поэтому заказал копию художнику Герриту Лунденсу. Благодаря этому можно представить, как картина выглядела изначально.
Копия «Ночного дозора» Геррита Люнденса. Белыми линиями показаны изначально необрезанные части оригинальной картины.
Странным является и название работы, которое появилось гораздо позже её создания. В ратуше полотно долгое время висело напротив камина, поэтому закоптилось и потемнело. В результате, стало казаться, что действие сюжета происходит ночью и картину стали называть «Ночной дозор».
Только в 1947 году во время реставрации стало понятно, что полотно просто покрыто слоем копоти, под которым обнаружились яркие краски. Внимательно изучив работу, искусствоведы увидели, что тени на ней соответствуют дневному времени суток. Поэтому по сути здесь изображён, не ночной, а дневной дозор.
Согласно теням, действие картины происходит где-то в 2 часа дня
Но всё же старое название так прочно закрепилось за картиной, что менять его не стали. Сейчас работа Рембрандта висит в Государственном музее Амстердама и привлекает множество туристов со всего мира.
Личная жизнь
В 1642 году от туберкулеза умирает Саския, у возлюбленных был сын Титус (трое других детей скончались в младенческом возрасте), с которым Рембрандт поддерживал дружеские отношения. В конце 1642 года художник встречается с молодой особой Гертье Диркс. Родители Саскии были огорчены тем, как вдовец распоряжался приданым, живя в роскоши. Позже Диркс подает в суд на своего возлюбленного за то, что тот нарушил обещание взять ее в жены. От второй женщины у художника родилась дочь Корнелия.
Картина Рембрандта «Саския в образе богини Флоры»
В 1656 году Рембрандт из-за материальных трудностей объявляет себя банкротом и уезжает в уединенный домик на окраине столицы.
Жизнь ван Рейна не шла по нарастающей, а наоборот, уходила в упадок: счастливое детство, богатство и признание сменились ушедшими заказчиками и нищенской старостью. Настроение художника прослеживается на его полотнах. Так, живя с Саскией, он пишет радостные и солнечные картины, например, «Автопортрет с Саскией на коленях» (1635). На полотне ван Рейн смеется искренним смехом, а лучезарный свет озаряет комнату.
Картина Рембрандта «Автопортрет с Саскией на коленях»
Если раньше картины художника были детализированы, то на этапе позднего творчества Рембрандт использует широкие мазки, а солнечные лучи заменяются тьмой.
Картина «Заговор Юлия Цивилиса», написанная в 1661 году, не была оплачена заказчиками, потому что лица участников заговора не проработаны скрупулезно, в отличие от предыдущих работ ван Рейна.
Картина Рембрандта «Портрет сына Титуса»
Незадолго до смерти, живя в бедности, в 1665 году Рембрандт пишет автопортрет в образе Зевксиса. Зевкис – это древнегреческий живописец, который скончался ироничной смертью: художника развеселил написанный им же портрет Афродиты в образе старухи, и он умер от смеха. На портрете Рембрандт смеется, художник не постеснялся вложить в полотно долю черного юмора.
Симон с Иисусом
В Евангелии от Луки можно прочитать о благочестивом праведнике Симеоне Богоприимце. Когда родители Иисуса принесли его в храм, чтобы по традиции принести жертву за младенца мужского пола, они там встретили Симеона.
Он по вдохновению пришел в храм, произнес благословения и сказал пророческие слова Марии. Считается, что сразу после этих событий Симеон умер.
Именно этот момент изобразил художник в своей картине «Симон с Иисусом». Старец трепетно держит Христа, а Дева Мария смотрит на младенца с грустью.
Эта картина была написана в год смерти Рембрандта. Но, несмотря на то, что он был болен и держал кисть в дрожащей руке, его произведение получилось гениальным. Он смог передать чувства старца, который знал о свой предстоящей смерти.
Биография
Рембрандт Харменс ван Рейн – известнейший живописец, офортист и рисовальщик «Золотого века». Всеобщее признание и слава, резкое падение и нищета – так можно охарактеризовать биографию великого гения искусства. Рембрандт стремился через портреты передать душу человека, о многих произведениях художника, овеянных тайной, до сих пор ходят слухи и догадки.
Начало 17 века было спокойным для Нидерландского государства, которое обрело независимость республики в момент революции. В стране развивались промышленное производство, сельское хозяйство и торговля.
Автопортрет Рембрандта
В старинном городе Лейдине, находящемся в провинции Южная Голландия, в домике на Ведештеге прошло детство Рембрандта, родившегося 15 июля 1607 года.
Мальчик рос в многодетной семье, в которой был шестым ребенком. Отец будущего художника Хармен ван Рейн был состоятельным человеком, владевшим мельницей и солодовней. Помимо прочего в имуществе ванн Рейна было еще два дома, а также он получил значительное приданое от жены Корнелии Нелтье, поэтому большая семья жила в достатке. Мать будущего художника была дочерью пекаря и разбиралась в кулинарии, поэтому семейный стол изобиловал вкусными яствами.
Несмотря на достаток, семья Хармена жила скромно, соблюдая строгие католические правила. Родители художника даже после Нидерландской революции не изменили своего отношения к вере.
Автопортрет Рембрандта в 23 года
Рембрандт трепетно относился к своей матери в течение всей жизни. Это выражается в портрете, написанном в 1639 году, на котором изображена мудрая старушка с добрым и немного грустным взглядом.
Семейству были чужды светские мероприятие и роскошная жизнь состоятельных людей. Стоит предположить, что по вечерам ван Рейны собирались за столом и читали книги и библию: так делало большинство нидерландских граждан во времена «Золотого века».
Ветряная мельница, которой владел Хармен, находилась на берегу Рейна: перед взором мальчика открывался красивый пейзаж лазурной реки, которую освещают лучи солнца, пробирающиеся сквозь небольшое окошко постройки и проходящие сквозь туманы мучной пыли. Возможно, за счет детских воспоминаний будущий художник научился искусно владеть красками, светом и тенью.
Рембрандт в молодости
В детстве Рембрандт рос наблюдательным мальчиком. Просторы улиц Лейдина давали источники вдохновения: на торговых рынках можно было встретить непохожих друг на друга людей разных национальностей и учиться набрасывать их лица на бумаге.
Первоначально мальчик ходил в латинскую школу, но учеба его не интересовала. Юный Рембрандт не любил точные науки, отдавая предпочтение рисованию.
Молодой Рембрандт. Автопортрет
Детство будущего художника было счастливым, так как родители видели увлечения сына, и, когда мальчику исполнилось 13 лет, его отдали обучаться к нидерландскому художнику Якобу ван Сваненбургу. Из биографии первого учителя Рембрандта известно мало, у представителя позднего маньеризма не сохранилось огромного художественного наследия, из-за чего проследить влияние Якоба на формирования выработки стиля Рембрандта практически невозможно.
В 1623 году юноша отправляется в столицу, где вторым его учителем становится живописец Питер Ластман, обучавший Рембрандта полгода живописи и гравюре.
Персонажи
- Капитан Франс Баннинк Кок (Frans Banninck Cocq 1605—1655) — в центре, в черном камзоле с красной перевязью.
- Лейтенант Виллем ван Рёйтенбюрг (William van Ruytenburch 1600—1657) — в центре в золотистом камзоле с белой перевязью.
- Прапорщик Ян Виссер Корнелисен (Jan Visscher Cornelisen 1610—1650) — со знаменем.
- Сержант Рейнир Энгелен (Reijnier Engelen 1588—1651) — сидит на парапете моста.
- Сержант Ромбаут Кемп (Rombout Kemp 1597—1653) — протягивает руку.
- Хармен Якобсен Вормскерк (Harmen Jacobsen Wormskerck 1590—1653) — со щитом.
- Эльберт Виллемсен Сведенрейк (Elbert Willemsen Swedenrijck 1589—1644) — за Харменом.
- Клас ван Крёйсберген (Claes van Cruijsbergen 1613—1663) — справа от Эльберта.
Копейщики:
- Ян Оккерсен (Jan Ockersen 1599—1652) — в цилиндре.
- Валих Схеллингвау (Walich Schellingwou 1613—1653) — слева от колонны.
- Барент Хармансен (Barent Harmansen Bolhamer 1589—1661) — справа от колонны.
- Паулюс Схонховен (Paulus Schoonhoven 1595—1679) — крайний справа.
Мушкетеры:
- Ян Лейдекерс Класен (Jan Leijdeckers Claesen 1597—1640) — дует на полку мушкета.
- Ян ван дер Хеде (Jan van der Heede 1610—1655) — в красном.
Меченосцы:
- каптенармус Ян Адриансен Кейзер (Jan Adriaensen Keijser 1594—1664) — между Коком и Рёйтенбюргом.
- Ян Петерсен Бронкхорст (Jan Pietersen Bronchorst 1587 — после 1666) — за парапетом.
Барабанщик:
Якоб Йорисзон (Jacob Joriszn 1591—1646).
Ещё два персонажа располагались слева от Энгелена и были вырезаны:
- Якоб Дирксен де Рой (Jacob Dircksen de Roy 1601—1659).
- Ян Брюгман (Jan Brughman).
Щит с именами членов роты был дописан уже после смерти Рембрандта.
Интересные факты
В Санкт-Петербурге в Александровском парке в Пушкине около Белой башни установлена композиция из бронзовых статуй, копирующих персонажей и композицию картины. Авторы проекта — скульпторы Михаил Дронов и Александр Таратынов.В 2009 году эта композиция была перебазирована в Нью-Йорк. Летом 2010 года композиция экспонировалась во дворе Музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, а в июне-октябре 2011 — в Ораниенбауме. В 2013 году эта композиция вернулась на площадь Рембрандта.
Работники Государственного музея в Амстердаме решили принести искусство Рембрандта поближе к людям. В апреле 2013 года они «оживили» картину «Ночной дозор», создав целый спектакль и перенесли его действие на территорию большого торгового центра.
В зале музея, где висит картина, уложен ковролин (во всех остальных залах паркет), что сделано для того, чтобы школьники могли, сидя на полу, слушать учителя. Для полного представления о новаторстве Рембрандта в одном зале с этой картиной висят две (или три) картины на ту же тему и того же времени, но они имеют вид группового портрета и симметрии в отличие от картины Рембрандта, где все в движении.
В собрании Государственного Эрмитажа есть картина «Портрет молодого человека», датируемая 1641 годом, долгое время приписывавшаяся Рембрандту и снабжённая его подписью. Персонаж картины имеет явное портретное сходство с персонажем «Ночного дозора» копейщиком Валихом Схеллингвау. Позднейшие исследования доказали что подпись Рембрандта на этом портрете фальшивая, а автором картины вероятнее всего является его ученик Фердинанд Бол.
Биография Рембрандта
Рембрандт Харменсзон ван Рейн появился на свет 15 июля 1606 года (по другим источникам – в 1607) в голландском городе Лейне. Он рос в многодетной и обеспеченной семье мельника Хармена Герритсзона.
Будущий художник воспитывался в духе католицизма. Он ходил в латинскую школу при университете, однако больше всего его увлекала живопись. В подростковом возрасте родители отдали сына обучаться художественному искусству у Якоба ван Сваненбюрха.
Когда Рембрандту исполнилось 17 лет он продолжил учебу у Питера Ластмана, который в основном сосредотачивался на исторических, мифологических и библейских сюжетах. В 1627 г. он вместе с товарищем Яном Ливенсом открыл собственную мастерскую.
Рембрандт объявил о наборе учеников и уже через несколько лет приобрел большое признание у соотечественников. Однако это было только началом его творческой биографии.
Не ночь, а день
За время хранения краски на картине стали значительно темнее, из-за чего в народе её и стали именовать «Ночным дозором». После реставрации, проведенной в 1947 году, искусствоведы отметили, что полотно покрыто значительным слоем копоти, что затемняет её краски.
Возможно, дозор этот был дневным, а вовсе не ночным. Расчистка ясно показала, что действие на картине происходит днём. Кроме того, Рембрандт отложил тень от левой руки капитана Кока. Её положение говорит, что время действия – не позднее 14 часов дня.
Капитан Кок отдал приказание о выступлении лейтенанту Рёйтенбюргу, мушкетёры готовят оружие
Личная жизнь
А теперь кратко о том, как жилось рисовальщику в домашнем кругу. Когда ему исполнилось 28 лет, он предложил руку и сердце Саскии, дочери бургомистра.
Супруги прожили душа в душу восемь лет. За это время у них родилось четверо детей, из которых выжил младший Титус. Но женщина скончалась от туберкулеза.
Портрет Саскии ван Эйленбург (1612-1642)
Спустя какое-то время Рембрандт сошелся со служанкой Хендрикье. Она родила возлюбленному дочь Корнелию.
Официально зарегистрировать брак пара не могла, поскольку в этом случае живописец потерял бы права на наследство Саскии. Пережил Рембрандт и гражданскую жену, и сына с невесткой и внучкой.
Новаторство и загадки
Во времена Рембрандта портреты изображались в статичных позах и с симметричной композицией. Он же отошел от канона голландской живописи и изобразил стрелков в движении. Они выходят из темного двора на площадь, освещенную солнцем. Здесь проявляется характерная для мастера игра света и тени. Капитан Баннинг Кок отдает приказ лейтенанту Рёйтенбюргу. Все герои непосредственны и динамичны, движутся даже детали их одежды. Рембрандт предвосхитил реализм и импрессионизм, получившие развитие в XIX веке.
Другим новшеством стало то, что художник наполнил картину, помимо заказчиков, другими персонажами (барабанщик, девочка и др.), что, конечно, вызывает вопросы у исследователей
Особое внимание привлекает девочка в золотистом платье. На ней есть традиционные символы мушкетеров — коготь, пистолет, рог для вина. На этом основании предполагается, что девочка — талисман отряда
Она изображена в свете, и это тоже привлекает внимание. Возможно, именно она создает смысловой центр картины.
На этом основании предполагается, что девочка — талисман отряда
Она изображена в свете, и это тоже привлекает внимание. Возможно, именно она создает смысловой центр картины.
Фото: Рембрандт — http://hyper-resolution.org/view.html?i=Rijksmuseum/SK-C-5/SK-C-5_VIS_20-um_2019-12-21 downloaded with dezoomify-rs, Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=90131410