Богословие провидца Павла
В завершение нужно сказать вот что: да, христианство апостола Павла является очень авторитетным для того времени, но, к сожалению, оно не имеет никакого отношения к исторической личности Иисуса. У Павла случилось три видения, так как он был провидцем. Возможно, традиция причастия, которую христианство имеет и по сей день, восходит не к Иисусу, а к видениям Павла. Все мы знаем, что «причастие — это тело мое, моя кровь.» Но ведь это невозможно, потому что человек не может пить кровь и вкушать плоть, особенно во времена классического иудаизма.
Некоторые ученые в этом вопросе ссылаются на место рождения и первые годы жизни Павла. Ведь он пришел из Тарса, где был жив культ Митры. Как мы помним, это бой быка с человеком, и победа над быком состояла в том числе и в трапезе с кровью и плотью быка. Это могло сильно повлиять на возникновение причастия христианского.
По мнению ученых, христианство в той форме, в которой мы знаем его сейчас, развилось все-таки благодаря теологии Павла, а не историческому существованию Иисуса Христа.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание
«Распятие» Пьетро Лоренцетти
Пьетро Лоренцетти «Распятие» фреска. 1320 г. Церковь Сан Франческо, Ассизи
Кульминационным моментом истории Страстей является само Распятие. Картины на эту тему предназначались для того, чтобы стимулировать размышления о самопожертвовании Христа. Сюжет демонстрирует всю силу страданий. Фигура Христа редко искажается, а его обнаженное тело часто идеализируется и основывается больше на классических концепциях. Крест может окружать множество других фигур, которые часто отличаются своей выразительностью. На маленьком алтаре Пьетро Лоренцетти Христос распят между двумя другими персонажами. Дева Мария на переднем плане теряет сознание, а множество фигур (одни в восточных одеждах, другие в римских доспехах), пристально и бесчувственно смотрят на Христа.
Сандро Боттичелли, «Рождение Венеры» — античный миф или христианское таинство
А знаменитая картина Сандро Боттичелли «Рождение Венеры», по мнению немецкого ученого Аби Варбурга, может быть истолкована, как символ… Таинства Крещения, поскольку Венера и стоящая на берегу нимфа Ора поставлены в ту же композицию, что и Христос с Иоанном Крестителем в иконографии Крещения Господня. И античный миф в данном случае становится элементом сложного языка, созданного уже не художником, а заказчиками — рафинированными интеллектуалами, способными зашифровать под античными образами свои ученые беседы и размышления о столь же сложных тайнах христианской жизни.
Боттичелли. «Рождение Венеры»
Интересные факты
Леонардо да Винчи исполнил «Поклонение волхвов» в уникальном виде. Художник расположил по всему пространству множество людей (и даже животных), но оставил центральное место перед матерью свободным. Леонардо да Винчи делает это не просто так — место он оставляет для зрителя.
- «Поклонение волхвов» упоминается в кинокартине «Жертвоприношение» Андрея Тарковского. Картина, созданная итальянским художником, упоминалась всего один раз, но стала основным фрагментом сюжета и средством, благодарю которому в фильм ввели различные темы и символы;
- «Поклонение волхвов» реставрировали с 2011 года. Реставрации подверглись доски, на которых «Поклонение волхвов» держится. В 2017 году реставрация успешно была завершена;
- После сканирования стало известно, что «Поклонение волхвов» было укорочено на 10 см снизу;
- Леонардо да Винчи должен был написать «Поклонение волхвов» за 24-30 месяцев. За картину он должен был получить 1/3 земли в Вальдельзе;
- Леонардо да Винчи добавил в «Поклонение волхвов» интересный фрагмент — показал один, но несущий в себе определенный смысл жест Иоанна Крестителя. Недалеко от центрального дерева гений искусства показал мужчину с указующим перстом;
- Исследователи считают, что дерево, показанное Леонардо да Винчи в «Поклонении волхвов», несёт определенный контекст. Рожковое дерево — ассоциация того, что Иоанна поблизости;
- Пальма, изображенная ближе к центру картины, несет значение символа Иерусалима, а дуб – вечности (кельтская культура);
- Храм, расположенный на картине слева, также несет особое значение. Казалось бы, Леонардо да Винчи изображает символ крушения античного мира, однако можно заметить другую мысль – появление Христа.
Тогда это может быть не разваленный храм, а тот, что только строится. Храм представляет собой приношение человечества Господу, взаимодействия людей и Бога: люди стоят храм – Бог отзывается Рождеством. Идея полотна «Поклонение волхвов» заключается в том, что мир измениться, но произойдёт это только тогда, когда воля Божества и человечества объединятся. После того как Леонардо да Винчи покинул Флоренцию и отправился в Милан, его встретил новый творческий период, а флорентийский внёс огромное влияние на становление Леонардо да Винчи как художника.
Византийские и русские иконы Рождества Христова
В иконописи существуют свои особые каноны изображения Священной истории. Иконописец не ставит себе задачу нарисовать иллюстрацию к рождественскому повествованию Евангелия от Матфея и Евангелия от Луки. Рождество Христово рассматривается с точки зрения вечности, где все другое, не такое как на земле.
Поэтому, например, нет ничего удивительного в том, что в иконе Рождества изображены несколько событий, происшедших в разное время – явление звезды, само Рождество, явление ангелов пастухам, шествие волхвов. Если бы все это изображал светский художник, он, несомненно, предложил бы зрителям серию картин на тему Рождества, где последовательно все бы изобразил. Так, кстати, и произошло в эпоху Возрождения (XV-XVI века). А иконописец соединяет все в одной иконе, потому что в вечности нет «когда» и «потом», а есть только «днесь» то есть «сейчас и навсегда».
В человеческой истории, во времени Рождество Христово совершилось лишь однажды. Но для Церкви, которая каждый год снова и снова входит в пространство Рождества, это событие не является просто историческим фактом, разделяющим время на «до Рождества Христова» и «после». Это событие встречи Бога и человека, времени и Вечности. Это не «однажды», а «навсегда».
В пространстве иконы «радость велия» о рождении Спасителя мира, которую ангелы возвестили пастухам, тоже выглядит совсем иначе, чем радость в обычном, житейском смысле. Икона как бы предлагает другое понимание праздника – не богатый стол, не яркие одежды, не песни и пляски, а тишина, покой и благодарность. Тишина и покой фигур Матери и спеленутого Младенца, смирные овечки у ног пастухов, глядящих на небо. Это та радость, которая переживается внутри, сердцем.
Классическое византийское иконописное изображение Рождества Христова включает в себя три зрительных плана (яруса) – верх, «небо», центр, «соединение неба и земли», и низ, «землю».
Древнерусские иконы практически всегда следуют византийской традиции. Только в XVII веке появляются иконы, композиция которых очень напоминает западноевропейскую живопись. В иконах этого времени, кроме собственно сюжета Рождества, появляется и сюжет бегства в Египет, и избиение младенцев по приказу царя Ирода.
Джотто. Рождество Христово.
«Христос Святого Иоанна Креста» Сальвадор Дали
«Христос Святого Иоанна Креста», Сальвадор Дали (1950—1952)
Сальвадор Дали был известен своим современным сюрреалистическим подходом к искусству. «Христос Святого Иоанна Креста» не исключение. Однако, несмотря на любопытную интерпретацию сюжета Сальвадором Дали, зритель обнаружит, что послание «Христа Святого Иоанна Креста» чрезвычайно похоже на послание картин эпохи Возрождения. Пафос и драматизм образа неподвластны времени. Это известное произведение современного искусства изображает Иисуса Христа на абстрактном кресте, подчеркивая тот факт, что важен не сам крест, а человек. Сальвадор Дали утверждал, что картина явилась ему во сне и должна была представлять ядро, которым был Христос.
«Тайная вечеря» Уголино да Нерио
Уголино ди Нерио «Тайная вечеря» Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Итальянский художник Уголино да Нерио создал целый цикл работ о Страстях Христа. Вот его «Тайная вечеря», на которой Христос преломил хлеб и поделился вином в ожидании своей смерти и таким образом учредил христианский ритуал общения. На панели пределлы параллельно картинной плоскости изображен стол. За ним сидят ученики, расположенные вдоль двух длинных сторон. На крайнем левом краю – Христос. Перспектива отражает четкое и ритмическое изображение пищи на столе, а также характерные лица и жесты каждого ученика. Образ полон сакраментальности будущего события.
Спаситель мира
Художник: Леонардо да Винчи
Год: 1519
Спаситель мира (1500) — Леонардо да Винчи
Леонардо да Винчи был итальянским художником, которого сейчас считают гением со множеством талантов. Но в течение четырех столетий после смерти его слава в первую очередь почивалась на лаврах художника, и даже сегодня он считается одним из величайших художников в истории западного искусства. Первым зарегистрированным владельцем этой картины был король Карл I из Англии. Картина была продана с аукциона сыном герцога Бекингемского в 1763 году и приобретена в 1900 году британским коллекционером произведений искусства сэром Фрэнсисом Куком, потомки которого продали её на аукционе всего за 45 фунтов стерлингов. Только в первом десятилетии 21 века работа была восстановлена и признана как произведение да Винчи, тем самым придав себе всеобщее внимание. Картина изображает Иисуса Христа как Salvator Mundi (Спасителя мира). На картине он в одежде эпохи Возрождения дает благословение поднятой правой рукой; а его левая рука держит хрустальный шар
Младенец Христос
На византийских и древнерусских иконах Христос Младенец изображен часто без возраста или наоборот, как маленький взрослый, чтобы подчеркнуть вечность Бога и Его взрослость по отношению к людям.
В европейской живописи распространено два типа изображения Младенца – либо хрупкое и худенькое тельце новорожденного с непропорциональными частями тела и большой головой, как это бывает с реальными новорожденными младенцами, либо в виде упитанного шестимесячного малыша, а то и годовалого ребенка. Может быть, эта конкретность, телесность в изображении Христа — тоже некоторая дань европейцев их желанию соединить Священную и житейскую, мирскую историю?
Рембрандт Харменс ван Рейн. Поклонение волхвов.
Вокруг головы Богомладенца на большинстве европейских картин нет крестчатого нимба, а на некоторых нет и простого нимба — символа святости.
Интересный ход нашел знаменитый голландский живописец XVII века Рембрандт Харменс Ван Рейн – он изображает глубокую темноту рождественской ночи и по контрасту с тьмой пишет яркое свечение лика Младенца. Свет исходит от Него Самого, а не от нимба, нарисованного над головой. Так Рембрандт с помощью яркой детали передает мысль о том, что Бог Сам – источник света, добра, любви, святости.
Бартоломе Эстебан Мурильо «Поклонение пастухов»
Манера Мурильо выделяется потрясающим натурализмом. Он творил под впечатлением от произведений Караваджо, Веласкеса, Сурбарана, но наибольшее впечатление на него оказало творчество его учителя и наставника, Кастелло.
Отличительной особенностью на всю дальнейшую творческую жизнь так и осталась тотальное затемнение фона и выделение светлыми пятнами самого важного, что есть на полотне. Это заметно и на картине «Поклонение пастухов», где от светящегося и белоснежного младенца падают отблески на лица окружающих
В свое время Мурильо прославило его умение изображать лица с портретной схожестью и реалистично отражать выражение лица, эмоции и мысли персонажа.
В композиции использован прием пустого свободного пространства для пущей воздушности и одухотворенности сюжета.
Бедные пастухи, услышав радостную новость от ангела и увидев Вифлеемскую звезду, торопятся поскорее поприветствовать новорожденного и его семью. Несмотря на то, что они одеты в лохмотья, они стремятся показать свое доброе расположение, о чем свидетельствует поза пастухов.
Внимательный зритель заметит, что в отличии от произведений предыдущих веков, Мария изображена совсем юной, она сама почти ребенок, но уже мать. Ее взгляд, направленный на Иисуса полон материнской гордости и нежности.
Возле яслей художник написал корову, демонстративно подчеркивая нарочито убогую обстановку, в которой довелось родиться Божьему Сыну. Ему не нашлось места в людских домах и только среди скота он смог появиться на свет и запылать на небе новой звездой.
Интересно, что на холсте нет ни одного ангела, без которых не обходилась ни одно полотно художников Возрождения и Средневековья. На холсте мы видим счастливую, совсем юную, Марию, познавшую радость материнства.
Призвание Святого Матфея
Художник: Караваджо
Год: 1600
Призвание святого Матфея (1600) — Караваджо
Святой Матфей был одним из двенадцати апостолов Иисуса и, согласно христианской традиции, одним из четырех евангелистов. Матфей изначально был сборщиком налогов, и Иисус Христос нашел его сидящим у будки сборщика налогов. «Следуй за мной», — сказал ему Иисус, и Матфей встал и последовал за ним. На этой картине изображен момент, когда Иисус вдохновляет Матфея последовать за ним. Караваджо — один из самых влиятельных художников в истории европейского искусства. Среди прочего; он рисовал с натуры, без рисунков и разработал технику под названием тенебризм, в которой использовались резкие контрасты света и тьмы. Это помогло ему создавать картины с высокой драматичностью и эмоциональным накалом. Призвание Матфея остается одним из самых известных произведений периода барокко.
Перепись в Вифлееме
Одна из деталей события Рождества Христова, которых нет в иконописи, но есть в живописи – изображение переписи населения, с рассказа о которой начинается рождественская глава Евангелия от Луки: «В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле…» (Лк. 2,1).
Замечательный мастер Северного Возрождения Питер Брейгель Старший (XVI век) посвятил этому сюжету знаменитую картину «Перепись в Вифлееме». Но глазам зрителя предстает не гористая Святая Земля, а заснеженные Нидерланды. Художник переносит евангельские события в современный ему мир. На Рождество на севере Европы всегда бывает снег, поэтому праведный Иосиф и Богородица бредут по снегу.
Питер Брейгель. Перепись в Вифлееме.
О том, что это Святое семейство (так принято было говорить в Европе XIV-XVII веков), можно догадаться, лишь разглядев осла, на котором сидит Дева Мария, и пилу на плече Иосифа – плотника. Огромные массы людей, среди которых затерялось скромное Святое семейство, изображают толпы народа, пришедшие на перепись. Но больше ничего не говорит нам о том, что скоро должно совершиться великое событие Рождества. Нидерландские крестьяне заняты своими хозяйственными делами, дети резвятся на льду .
Только рождественский венок, прибитый над дверью дома, и жареный поросенок намекают на праздник Рождества. Но это опять не евангельские детали, а реальность повседневной жизни Нидерландов эпохи Возрождения.
Омовение Младенца
Из «Протоевангелия Иакова» взята и сцена омовения Младенца, о которой ничего не говорится ни у Матфея, ни у Луки. С одной стороны — это чисто бытовая деталь, связанная с рождением ребенка. В древности и в Средние века принято было омывать новорожденного, впрочем, как и сейчас. Отсюда и купель, и кувшин с водой.
Но есть и второе объяснение этому. Апокриф привносит в повествование о Рождестве Бога чисто человеческие, житейские детали. В «Протоевангелии Иакова» рассказывается, как Иосиф оставил Богородицу в пещере одну и пошел искать повивальную бабку, которая помогла бы принять роды. Повитуха по имени Саломея усомнилась в том, что Дева может родить, и захотела убедиться в этом сама. Дальше по тексту произошло вот что:
Можно попробовать предложить и еще одно простое толкование сцены омовения Младенца. В купели, изображенной на иконе, легко узнается купель, в которой обычно крестят в Церкви младенцев, приобщая их к жизни с Богом.
Тайная вечеря
Художник: Леонардо д’А Винчи
Год: 1498
Тайная вечеря (1498) — Леонардо да Винчи
«Тайная вечеря» самое известное художественное достижение Леонарда да Винчи после Моны Лизы. Эта картина представляет сцену Тайной Вечери Иисуса со своими учениками. В ней Леонардо мастерски изображает замешательство, которое возникает среди учеников Иисуса, когда он объявляет, что один из них предаст его. Подробные знания Леонардо в области анатомии, света, ботаники и геологии; его интерес к тому, как люди передают эмоции в выражениях и жестах и его тонкая градация тона; все собралось вместе, чтобы сделать эту картину одной из самых почитаемых и известных религиозных картин всех времен. Некоторые люди считают, что человек справа от Иисуса на картине — не Апостол Иоанн, а женщина по имени Мария Магдалина. Эта вера играет центральную роль в фантастическом романе Дэна Брауна «Код да Винчи». Тайная вечеря является, по всей вероятности самой известной картины с участием Иисуса Христа.
Гуго ван дер Гус «Поклонение волхвов»
Триптих, т.е. произведение, состоящее из 3 частей, написано примерно во второй половине 15 века. Впечатляет объем проделанной работы: соединенные части холста почти метр в высоту и более метра в ширину.
Черты лиц немного утрированы и лишены портретного сходства, но соответствуют всем канонам христианства того времени: немного измождены и выражают кроме светлой радости легкую скорбь.
Интересным является и подход к выбору конкретных событий для картины: их очень много и проиллюстрированы очень подробно, в полном соответствии со Святым Писанием.
Левая часть триптиха содержит 2 сюжета. На заднем плане изображено прошлое, то, с чего все начиналось, а именно разговор Девы Марии и Праведной Елизаветы, матери Иоанна Крестителя. Именно от беременной на тот момент Елизаветы Матерь Божья впервые услышала пророчество о своей судьбе и судьбе ее будущего ребенка.
Примечательно, что на переднем плане этой же створки помимо Марии, Иосифа и ребенка находится Иоан Креститель, сын Елисаветы, совершающий над младенцем обряд обрезания.
Центральная картина занимает наибольшую площадь и на ней изображены основные эпизоды Рождества Христова сверху вниз:
- вверху справа ангел возвещает пастухам, что родился Спаситель;
- слева – волхвы и их свиты собираются на Голгофе;
- внизу – самый популярный момент истории Рождества Христова, отраженный в живописи 15 века – поклонение волхвов.
По поверью, этими волхвами стали три мага: Каспар, Мельхиор и Бальтазар.
Позже, уже в Средневековье, церковь в угоду тогдашним монархам домыслила, что возможно волхвами были восточные цари, богатые, набожные и образованные люди.
Интересно, что у одного персонажа, изображенного ван дер Гусом, темная кожа. Восточного колорита добавляет и золотисто-багровый ковер, который держат ангелы за спинами у Святого Семейства.
Волхвы принесли щедрые дары: золото, ладан и смирно. У ног Марии видно золотую корону, украшенную камнями – это уже вольная интерпретация художника.
Сцена избиения младенцев на правой створке алтаря отличается динамикой и эмоциональной экспрессией: солдаты царя Ирода, облаченные в доспехи XV столетия, отнимают детей у беспомощных матерей.
Правый фрагмент триптиха демонстрирует сцены знаменитого избиения младенцев. Художнику далось весь ужас матерей, когда их детей отбирали и убивали.
Рембрандт ван Рейн «Святое семейство»
Картина написана маслом и покрыта несколькими слоями лака, чем объясняется удивительный оттенок, присущий изображению. За несколько 3 столетия краски немного потемнели и пожухли, поэтому реставраторы сейчас проводят множество исследований и процедур, чтоб восстановить первоначальный колорит.
Святое семейство изображено уже по возвращению в Назарет, на родину Иосифа. Хозяин что-то мастерит у верстака, ребенок спит в плетеной люльке, а Мария проводит время, читая книгу. Пухленькие ангелы летают вокруг, присматривая за будущим Спасителем.
Исследователи видят в позе первого ангела аллюзию на распятие Христа: руки и крылья разведены в разные стороны, образуя крест.
Художник, как и многие другие, не удержался и перенес события полутора тысячелетней давности в обстановку, современную ему: зритель наверняка обратит внимание инструменты Иосифа, одежду Марии, искусное плетение детской кроватки
Сикстинская Мадонна
Художник: Рафаэль
Год: 1512
Сикстинская Мадонна (1512) — Рафаэль
Искусство Рафаэля известно сладостью и ясностью формы, безмятежностью, гармонией, совершенством и визуальным блеском. Его популярность была в первую очередь связана с многочисленными картинами Мадонны с младенцем Христом. Сикстинская Мадонна изображает Мадонну с младенцем Христом; между святыми Сикстом и святой Варварой. Кроме того, под Марией есть два крылатых херувима, которые, возможно, являются самыми известными херувимами, изображенными на любой картине. Их популярность настолько велика, что существует множество легенд о том, как их рисовал Рафаэль. Они были воспроизведены на всем, от бумажных салфеток до зонтиков. Сикстинская Мадонна считается одной из лучших картин многих известных критиков, особенно популярна в Германии, где была провозглашена «высшей среди картин мира» и получила эпитет «божественная».
Рутилио Манетти «Поклонение волхвов»
Искусствоведы утверждают, что именно творчество Рутилио Манетти посодействовало развитию Сиенской живопись в начале 17 века. Художник был знаменит и работал в своей мастерской вместе с многочисленными учениками.
На территории России находится всего-навсего одна работа Манетти, и это «Поклонение волхвов», созданная примерно в 1620 году. Увы, остальные картины из коллекций русских музеев пропали во время Великой отечественной войны.
Полотно интересно необычным взглядом на рождественскую историю: автор использует отсутствие в Библии указания на количество волхвов, прибывших в Вифлеем.
Ватикан, католические церкви утверждают, что волхвов было трое, а вот в Армении и Сирии считают, что двенадцать. В некоторых странах наводят другие мистические цифры: 7, 9. На картине Манетти их 6, что нелогично, ведь 6 – число дьявола.
Не сходятся взгляды и на то, кем именно были волхвы. Одни утверждают, что это были старейшины, другие – маги, третьи – цари. В старинных источниках волхвы сами были бедны, но начиная с 10 века н.э. их стали считать богатыми царями, представителями могучих государств.
Существует спорное мнение о том, что поклонявшиеся были разного возраста: совсем юный, молодой, пожилой, – поэтому на картине возлагают дары и мальчик, и юноша, и мужчина, и старик.
Последователь Яна Йост Калькара «Рождество: Святая ночь»
Имя автора этого полотна не известно. Реставраторы лишь предполагают, что картина создана примерно в 1520 году учеником Яна Йоста Калькара или его подражателем.
Лицо младенца-Христа обозначено лишь схематично, согласно христианским правилам иконописи того периода. Точно так же обошелся автор и с ангелами, обступившими ясли. А вот у Девы Марии внешность типичная для дам эпохи возрождения. В то же время Йосиф будто полностью срисован с книжных гравюр раннего Средневековья.
Несмотря на темный мрачный фон, изображение живописное и теплое. События происходят ночью, но все персонажи озарены светом, исходящим от дитя.
Художнику удалось передать текстуры красного кирпича и плюща, вьющегося по разваленным стенам, но складки на одежде показаны жесткими и изломистыми.
Вифлеемскую звезду последователь Яна Йоста Калькара спрятал в ветвях одинокого дерева.
«Христос на кресте» Веласкес Диего
«Христос на кресте» Веласкес Диего, 1632 год
«Христос на кресте» — это глубокий и трансцендентный взгляд Веласкеса на последние мгновения жизни Иисуса Христа перед его возрождением. Иисус Христос изображен на кресте над бездонным черным пространством. Образ распятого Христа позволяет зрителю созерцать этот момент без каких-либо отвлекающих факторов и дополнений. Запоминающийся минимализм произведения подчеркивает конкретный момент сюжета, требующий сосредоточенности, размышлений и уединения. На картине нет никого, кроме самого Иисуса Христа. Он остался один на один с грехом человечества. Однако золотое сияние прямо над его головой подсказывает скорое Воскрешение.
Пещера, осел, вол, ясли
Внутри пещеры обычно рисуют лежащую на ложе Богородицу, которая изображена крупнее других участников события, и крохотного спеленутого Христа, вокруг головы Которого сияет крестчатый нимб (нимб с вписанным в него крестом – обязательный атрибут образа Спасителя, указывающий на Его крестные страдания).
Интересно, что Богородица обычно не смотрит на Младенца, а смотрит на нас. Это часто вызывает недоумение. Как это – Мать не смотрит на Сына? Но это делается совершенно сознательно, чтобы показать, что Младенец не принадлежит Матери, Он пришел в мир, чтобы спасать его.
Рядом с деревянными яслями обычно изображают вола и осла (иногда – коня и корову). Эта деталь не только намек на то, что Рождество совершилось в хлеву, но и иллюстрация к книге пророка Исайи, предсказавшего рождение Христа от Девы за много тысяч лет до самого события: «Вол знает владетеля своего и осел ясли господина своего…» (Ис.1,3). Кроме того, некоторые исследователи считают, что вол и осел – это образы двух миров – израильского и языческого, для спасения которых пришел в мир Господь.
Важно также обратить внимание на форму яслей, которая похожа на форму гроба — Христос родился в мир, чтобы умереть за него и воскреснуть для него. Доменико Гирландайо. Рождество Христово
Рождество Христово
Доменико Гирландайо. Рождество Христово.
Спаситель мира
Художник: Леонардо да Винчи
Год: 1519
Спаситель мира (1500) — Леонардо да Винчи
Леонардо да Винчи был итальянским художником, которого сейчас считают гением со множеством талантов. Но в течение четырех столетий после смерти его слава в первую очередь почивалась на лаврах художника, и даже сегодня он считается одним из величайших художников в истории западного искусства. Первым зарегистрированным владельцем этой картины был король Карл I из Англии. Картина была продана с аукциона сыном герцога Бекингемского в 1763 году и приобретена в 1900 году британским коллекционером произведений искусства сэром Фрэнсисом Куком, потомки которого продали её на аукционе всего за 45 фунтов стерлингов
Только в первом десятилетии 21 века работа была восстановлена и признана как произведение да Винчи, тем самым придав себе всеобщее внимание. Картина изображает Иисуса Христа как Salvator Mundi (Спасителя мира)
На картине он в одежде эпохи Возрождения дает благословение поднятой правой рукой; а его левая рука держит хрустальный шар.
Рутилио Манетти. Поклонение волхвов
начало 1620-х годов, Екатеринбургский музей изобразительных искусств)
В Библии не написано, сколько всего волхвов прибыло в Вифлеем, чтобы поклониться Младенцу Христу. Поэтому армянская и сирийская церковь, например, считают, что их было 12. А в католицизме их традиционно трое. Они олицетворяют три стадии человеческого возраста, поэтому на картинах обычно — старик, зрелый мужчина и юноша.
Рутилио Манетти «Поклонение волхвов» (начало 1620-х годов, Екатеринбургский музей изобразительных искусств)
Бартоломе Эстебан Мурильо «Поклонение пастухов» (1646-1650 годы, Эрмитаж)
Сомнения в смерти Иисуса на кресте не новы
Одним из основных источников, свидетельствующих о существовании Христа, является Новый Завет, который содержит четыре канонических Евангелия. Именно в них мы находим историю о казни Иисуса через распятие на деревянном кресте, смерть и погребение. Большинство ученых считают, что распятие и смерть Иисуса случились около 30-го года нашей эры. Но есть исследователи, полагающие, что распятый пережил свою казнь и его сердце продолжило биться.
Эта теория основана на толковании Евангелия от Иоанна, некоторых исторических свидетельствах и показаниях современной медицины, которая утверждает о скоплении жидкости вокруг легких Иисуса — плеврального выпота. Вследствие укола копьем жидкость вылилась. Это такой же неоспоримый факт, как и тот, что распятый провел на кресте очень мало времени, поскольку его сняли и тем самым спасли ему жизнь.
Скорее всего, после солдатского укола копьем Иисус потерял сознание и пребывал в таком состоянии в момент снятия его с креста. Именно это могло убедить солдат в наступившей смерти. Снявшие тело похоронили его в пещере, где и случилось воскресение. Иисус очнулся, вышел из пещеры и предстал перед последователями, которые в этот момент молились вокруг пещеры, живым. Об этом знал только ограниченный круг лиц, так как новость была ошеломительной и выживший мог подвергнуться серьезной опасности. Новость превратилась в тайну.
Может болеть голова и сердце: врачи перечислили новые постковидные симптомы
«Мои намерения не изменились»: Самбурская высказалась о суде с Дробышем
Елену Подкаминскую изменили до неузнаваемости ради новой роли
Мозаики Палатинской капеллы в Палермо
Рождество. Мозаика Палатинской капеллы. 1160–1170 годыWikimedia Commons Когда император Римской империи Август объявил всеобщую перепись населения, ее жители отправились в города, где они родились. Среди них были и Иосиф с Марией. Они пошли в Вифлеем, но мест в гостинице не было, поэтому заночевать пришлось в некоем помещении для скота. Там и родился Иисус. Мария спеленала младенца и положила в ясли. В это время ангелы явились пастухам, возвестив им Рождество Сына Божьего, а звезда показала волхвам путь к яслям Царя Иудейского. Так кратко описывают Рождество евангелисты Матфей и Лука. Но в раннехристианских и средневековых изображениях Рождества появляются персонажи, о которых в Евангелии ничего не сказано. Это две повитухи, Зелома и Саломея, и вол с ослом. О них рассказывают не вошедшие в Писание предания — апокрифы и основанные на них средневековые легенды.
На мозаике Палатинской капеллы в Палермо вол с ослом заглядывают в ясли, а Зелома и Саломея купают новорожденного. Когда у Марии начались роды, Иосиф пошел за повитухами, но было поздно: к тому времени, как они пришли, Иисус уже родился. Пещера была залита ярким светом. Зелома осмотрела Марию и поняла, что та осталась девой, а Саломея не поверила ей. За сомнения она была наказана: у повитухи отсохла рука, и только молитва и прикосновение к пеленкам исцелили ее. Уже в IV веке эта легенда вызывала недовольство церкви, и все же повитух продолжали изображать.
Вола и осла в Вифлеем взял Иосиф: вола на продажу, а на осле ехала Мария. В отличие от повитух, этот сюжет не вызывал нареканий: сложно представить Рождество в хлеве без животных. Звери не только напоминали о скромности и простоте первых дней жизни Иисуса — их появление было подтверждением слов пророка Исайи: «Вол знает владетеля своего и осел ясли господина своего, а Израиль не знает, народ Мой не разумеет» (Ис. 1:3).
Сюжеты Ветхого Завета
Дж. Мартин. Уничтожение Содома и Гоморры
Живопись никогда не была занятием, доступным всем желающим, а требовала довольно серьезных финансовых затрат. Это приводило к тому, что художники стремились работать не столько для случайных любителей живописи, сколько для постоянного, а главное, платежеспособного и щедрого заказчика, каким была церковь.
К тому же, события, описанные в Ветхом и Новом Завете, давали возможность художнику проявить себя – создать именно то, чего требовал его талант. И сложное произведение, где показано несколько персонажей, их внутренние терзания, и масштабные сцены бедствий и катастроф, и мирные пейзажи, и обнаженную натуру – не требовалось изобретать новые сюжеты, когда существовали те, что проверены веками. По библейским сюжетам написаны тысячи картин, многие из них входят в сокровищницу мирового искусства.
Джорджоне. Юдифь
Если тексты Ветхого Завета дали живописцам сотни тем для произведений, то новозаветные – во много раз больше. Отчасти это объясняется и религиозными нормами: в католических Испании и Италии не поощрялось создание картин и фресок по ветхозаветным сюжетам.
Значительная часть произведений посвящена изгнанию из Рая Адама и Евы, события, предваряющие это, в истории изобразительного искусства редки. И все же они встречаются, как, например, сюжет сотворения Евы из ребра Адама.
Популярными у живописцев всех времен были истории об изгнании Агари, о жертвоприношении Исаака, о гибели Содома, сюжет об Ионе и ките, подвиг Юдифи.