Библиография
- Gemeinsame Normdatei — Leipzig: Deutschen Nationalbibliothek, 2012—2014.
- Бусев М. МАГРИТ Рене Франсуа Гислен // Энциклопедический словарь сюрреализма / Балашова Т. В., Гальцова Е. Д. (ред., сост.). — М.: ИМЛИ РАН, 2007. — С. 298. — 1500 экз.
- Ткач, М.И. Энциклопедия пейзажа. — Olma Media Group, 2002. — С. 207. — 350 с.
При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.org, ,
Творчество. Свобода. Живопись.
Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!
Рене Магритт: жизнь и творчество художника
1.5 (30%) 2 голос(ов)
Сочинение по картине Влюбленные — Рене Магритт
Картина «Влюбленные» бельгийского художника-сюрреалиста Рене Магритта известна зрителю в двух вариантах. На первом полотне мужчина и женщина, чьи головы укутаны белой тканью, слились в поцелуе, а на другом — «смотрят» на зрителя. Произведение очень символично и таит в себе глубокий смысл.
Некоторые критики интерпретируют этот сюжет как отображение человеческой неспособности полностью раскрыть истинную природу своих взаимоотношений даже с самыми близкими людьми…
Существуют две основные версии создания картины «Влюбленные». Согласно наиболее распространенной из них причиной рождения в сознании художника столь необычных образов стала его детская травма, связанная с трагической гибелью матери.
Магритт был подростком, когда его мать утопилась. Будучи молодой и красивой, она покончила с жизнью, прыгнув с моста в реку. Когда тело погибшей было обнаружено, ее голова была обернута тканью.
Скорее всего, женщина специально закрыла себе лицо, чтобы не выглядеть обезображенной после смерти.
В соответствии со второй, менее популярной версией, происхождение этого тревожного изображения является следствием увлечения Магритта «фантомасом» — темным героем триллера. Личность фантомаса никогда не открывалась. Он всегда появлялся в фильмах, будучи замаскированным тканью или чулком на голове.
Автор изобразил персонажей в порыве страсти. Об этом говорят складки наброшенных на голову кусков ткани. Страсть, вспыхнувшая между двумя людьми, действительно приводит к ослеплению.
Она лишает способности объективно мыслить и замечать очевидное.
Об этой картине имеет место и такое интересное суждение: Магритт не просто закрыл глаза влюбленным, он замотал им головы, реализовав таким образом метафору — «потеряли голову от любви».
Еще одна очень интересная деталь картины — поцелуй через полотно.
Возможно, художник изобразил ненастоящую любовь, не способную дать наслаждение от соприкосновения тел, их проникновения друг в друга? Возможно, на полотне изображена греховная страсть, которая стыдливо прикрывается и как бы предохраняется белыми покрывалами? А может быть, художник попытался таким образом вынести приговор человеческим чувствам — мол, даже сильная любовь не способна подарить возможность постичь истину?
Даже по-настоящему влюбленные люди остаются слепыми — они не видят ничего вокруг себя, не видят лиц друг друга и никогда друг друга не познают полностью?
Таким способом художник доносит до нас мысль о том, что истинные чувства не знают никаких материальных преград.
Эти любопытные догадки подтверждаются сюжетом второй картины. При внимательном сравнении можно увидеть целый ряд отличий на полотнах, который не исчерпывается только позами влюбленных. Во-первых, художник изменил фон: действие первой картины происходит в закрытом пространстве, а вторую пару влюбленных мы наблюдаем под открытым небом. Во-вторых, автор обрядил персонажей в другие одежды.
В-третьих, изменилось общее настроение картины: сконцентрированная напряженность первой сцены сменилась расслабляющим умиротворением второй.
Художник как будто пытается сказать, что страсть тут ни при чем. Теперь уже совершенно спокойные персонажи смотрят не друг на друга, а на зрителя и окружающий мир. Но мы по-прежнему не можем увидеть их лиц, а они по-прежнему «слепы»!
Возможно, это и является апофеозом любви? У человека, познавшего настоящее чувство, открывается истинное внутреннее зрение, позволяющее ему глубоко чувствовать этот мир, а не созерцать доступное для всеобщего обозрения его жалкое подобие? И препятствия в виде наброшенных на героев полотен, а также предметов одежды, слов, стен, искусственных звуков и красок больше не в состоянии им помешать наслаждаться подлинной красотой этого мира?
Возможно, открытие именно этой вдохновляющей истины и является самой ценной наградой за разгадку живописного ребуса Магритта — художника, знавшего о жизни значительно больше, чем мы?
Магритт признавался, что считает своей главной целью заставить зрителя задуматься. Вот почему его картины часто напоминают ребусы. Но в отличие от обычных головоломок разгадать их практически невозможно, потому что они ставят вопросы о самой сути бытия.
Биография Рене Магритта
Наравне с произведениями Сальвадора Дали стоит творчество Рене Магритта — известного бельгийского художника, который родился в городе Лесине в 1898 году. В семье, кроме Рене. было еще двое детей, а в 1912 году случилось несчастье, которое повлияло на жизнь и творчество будущего художника — погибла мать. Это отразилось в картине Рене Магритта «Памяти Мака Сеннета», которая была написана в 1936 году. Сам художник утверждал, что обстоятельства никак не влияли на его жизнь и творчество.
В 1916 году Рене Магритт поступил в брюссельскую Академию искусств, где познакомился со своей будущей музой и женой Жоржетой Бергер. После окончания Академии Рене работал над созданием рекламных материалов, и относился к этому достаточно пренебрежительно. Футуризм, кубизм и дадаизм имели огромное влияние на художника, но в 1923 году Рене Магритт впервые увидел работу Джоржио де Кирико «Песня любви». Именно этот момент стал отправной точкой для развития сюрреалиста Рене Магритта. В это же время началось формирование течения в Брюсселе, представителем которого и стал Рене Магритт наравне с Марселем Лекамтом, Андре Сури, Полем Нуже и Камилем Гемансем.
Загадка вуали
Эти картины кажутся довольно тривиальными, но вуали, скрывающие лица, делают полотна намного интереснее и заставляют задуматься о замысле художника.
Почему они их носят? Что это может значить? Магритт был известен тем, что не давал никаких разъяснений о своих работах, поэтому мы можем опираться только на наши собственные мысли. Происхождение этого необычного изображения влюбленных может объясняться несколькими возможными причинами.
1. Как и многие сюрреалисты, Магритт был очарован «Фантомасом», призрачным героем триллера из романа, а вскоре и фильма. Как и на полотнах Магритта, личность «Фантомаса» не раскрывалась. Он появляется в фильмах с замаскированной тканью. Визуальные образы действительно похожи, и связь с фильмом уместна.
2. Вторая причина использования вуали может быть связана с трагедией художника. Это самоубийство матери Магритта. В 1912 году, когда Магритту было всего тринадцать лет, его мать была найдена утопленной в реке Самбр. Как гласит история, когда ее тело было извлечено из реки, ее ночная рубашка была обернута вокруг ее головы. Многие предполагают, что эта травма и повлияла на создание серии работ, в которых он скрывал лица своих героев.
3. Неизбежная ассоциация, возникающая при первом взгляде на полотно, – поговорка «любовь слепа». Несмотря на близкое расстояние между героями, двое влюбленных могут так и не стать по-настоящему духовно близкими, никогда не смогут полностью узнать друг друга. Также, как и Магритт изобразил эти фигуры, неспособными по-настоящему чувствовать друг друга.
Самому Магритту не нравились все эти версии, которые распространяли тайну его образов. Магритт как-то сказал, что в процессе создания своих картин он не художник, а человек, который думал и передавал свои мысли. Он сопротивлялся интерпретациям своих произведений. Для мастера его образы были выражением личной фантазии.
«Мои картины это видимые изображения, которые ничего не скрывают. Они вызывают тайну и, действительно, когда видишь, одну из моих картин, спрашиваешь себя этот простой вопрос: что это значит? Это не означает ничего, потому что тайна ничего не значит, это непознаваемое.» — Рене Магритт
Загадочная интерпретация любви Рене Магриттом становится почти лабиринтной ловушкой. Какими бы ни были намерения художника и какая бы ни была интерпретация зрителя, легко распознать силу, которую сюрреалистический стиль придает удивительным портретам Магритта. Без элементов сюрреалистического движения, поддерживающих его художественное видение, эти работы были бы не столь поразительными.
Рене Магритт (Rene Magritte)
Рене Магритт родился в Лессине (Бельгия) в семье портного и модистки. Детство и юность провел в провинциальном городке Шарлеруа. В 14 лет лишился матери, которая утонула (согласно другой версии — утопилась)
Смерти матери исследователи творчества художника придают очень важное значение, объясняя отроческой психической травмой заслоненность лиц (птицей, букетом фиалок, но чаще всего — косынкой, полотенцем или полотном) на большинстве его портретов: когда Регину Магритт вытащили на берег, ее лицо было обмотано ночной сорочкой. В 1916 художник покидает отца и братьев (младший из них — Раймон — впоследствии стал популярным в Бельгии композитором-песенником) и поступает в Королевскую академию изящных искусств в Брюсселе
Примыкает к футуристам, однако, разочарованный невозможностью продать свои картины и угнетенный нищетой, устраивается маляром на обойную фабрику. В 1922 году женится на Жоржетт Берже. Биографы Магритта считают, что Жоржетт, с которой 15-летний Рене познакомился на ярмарочной карусели в Шарлеруа, не только в качестве супруги, но и физически была единственной женщиной в его жизни, что для многих является дополнительным доказательством «мещанства» художника. Так или иначе, но женитьба, очевидно, явилась главным спасением Магритта от уныния. Он снова полностью посвящает себя живописи, а, увидев в 1923 году репродукцию картины Джорджо де Кирико «Любовная песнь», кардинально меняет свои представления об искусстве. Магритт входит в сообщество дадаистов, а вскоре создает свои первые сюрреалистические работы. Картина «Заблудившийся жокей» (1926) становится для него пропуском в сюрреалистическую элиту. В 1927 году в галерее «Кентавр» в Брюсселе проходит его первая персональная выставка, после чего чета Магриттов переезжает во Францию и поселяется в местечке Перро-сюр-Марн неподалеку от Парижа. Магритт знакомится с Максом Эрнстом, Сальвадором Дали и Полем Элюаром, которые становятся его близкими друзьями. Однако экстравагантная богемная среда, видимо, претит художнику и в 1930 году он, ни с кем толком не простившись, внезапно возвращается в Брюссель, где создает в последующие годы ряд своих знаменитых картин — «Удел человеческий», «Черная магия», «Портрет», «Изнасилование», «Тоска по дому». Нацистская оккупация Бельгии является сильнейшим психическим стрессом для художника. Он проводит ее мучимый постоянным страхом репрессий за свое «левачество» (Магритт некоторое время был членом Компартии, откуда, правда, быстро ретировался), а еще пуще — «дегенеративное искусство». Возможно, реакцией на переживания войны является его отход в 40-е годы от принципов сюрреализма и «штамповка» картин a la Ренуар. В 1947 году на «отступника» обрушивается Бретон и отлучает Магритта от сюрреалистического движения. Магритт, однако, скоро, после скандала вокруг «варварской», крайне натуралистической картины «Пожиратели птиц», возвращается к своей привычной манере и вскоре входит в круг самых дорогостоящих авторов современного искусства. В 1964 году проходит его грандиозная выставка в Музее современного искусства в Нью-Йорке, на которой он получает «официальное прощение» от «идеолога сюрреализма» Андре Бретона: «Во всем, что сделал Магритт присутствует то, что Аполлинер назвал «поистине здоровым человеческим разумом», присущим лишь самым великим поэтам».В 1967 году Рене Магритт умирает от рака поджелудочной железы, оставив недописанной новый вариант своей, возможно, самой известной картины «Империя света».
Магический реализм картин Магритта
Любимый прием художника – изображение заурядных, повседневных предметов в странном и невообразимом сочетании. Такой рядовой персонаж, как человек в котелке – господин Повседневность, как называл его сам Магритт – стал чрезвычайно узнаваемым образом. Лицо человека, скрытое то яблоком, то птицей, становится частью большого философского ребуса, пронизывающего все творчество Магритта.
Сам художник предпочитал не давать объяснений своим сюжетам, предоставляя зрителю самому найти разгадку. Картины, считал он, нужно разглядывать, и именно для этого они создаются.Разглядывание может вызывать странные чувства. На картине «Империя света», казалось бы, не изображено ничего необычного – мирный ночной пейзаж, уютный свет в окнах домика. Правда, если взглянуть на небо, окажется, что оно освещено солнцем, а значит, на картине одновременно и день, и ночь. Эффект от произведения был настолько сильным, что художнику пришлось вновь и вновь повторять идею для выполнения частных заказов, и в настоящее время в мире насчитывается 16 реплик картины.
Детство и юность
Полное имя художника – Рене Франсуа Гилен Магритт. Родился 21 ноября 1898 года в провинциальном бельгийском городке Лессин. Он был старшим из 3 сыновей. Отец мальчиков, Леопольд Магритт, занимался продажей ткани и шитьем, а мать Регина работала модисткой. Прожив несколько лет в Лессине, семья перебралась в Гилли, а затем в Шатле, где Рене жил вплоть до 1912-го.
Рене Магритт в молодости
Этот год оказался переломным в биографии мальчика. Ему было 14 лет, когда мать по неизвестным причинам утопилась в городской реке Самбре. Сын стал свидетелем того, как ее тело вытаскивали из воды. Мама неоднократно пыталась покончить с собой и ранее. Спасала ее внимательность отца, которого в этот раз не оказалось рядом.
Несчастье серьезно повлияло на мировоззрение будущего художника. Он постоянно искал ответы на вопросы, возникшие тогда в его голове, и рассуждал о них сам с собой посредством картин. Семейная трагедия долго оставалась тайной для знакомых Магритта, даже его супруга узнала об этом не сразу. Рене всегда замалчивал щепетильный момент, но как только он вскрылся, психологи стали пытаться отыскать в его произведениях несуществующий подтекст.
11. 2008 -110 Годовщина со дня рождения Рене Магритта
Магритт (Magritte) Рене (1898–1967) – бельгийский художник, один из крупнейших представителей сюрреализма.
Картины Магрита основаны на эффекте отстранения вещи от ее привычного смысла («Это не трубка», предупреждает надпись на его композиции, где, изображена именно курительная трубка).
В его образах предметы и персонажи на наших глазах превращаются в метафоры, не теряя четкой предметной узнаваемости. Благодаря четкости и лаконизму поэтических метаморфоз картины Рене Магрита стали популярнейшими (наряду с произведениями Сальвадора Дали) образцами сюрреализма.
- «Влюбленные»
- Биография.
Магритт родился 21 ноября 1898 г. в маленьком городке Лессине, в Бельгии. Детство и юность провёл в небольшом промышленном городе Шарлеруа. Жизнь была весьма тяжёлой.
В 1912 году его мать утопилась в реке Самбре, что, видимо, оказало большое впечатление на бывшего тогда ещё подростком будущего художника, однако, вопреки расхожему мнению, не стоит переоценивать влияние этого события на творчество автора. Магритт вынес из детства ряд других, не столь трагичных, но не менее загадочных воспоминаний, про которые сам говорил, что они нашли отражение в его творчестве (лекция 1938 года).
Два года Магритт проучился в Королевской Академии Изящных Искусств в Брюсселе, которую покинул в 1918 году. В это время он познакомился с Жоржеттой Бергер, на которой женился в 1922 году и с которой прожил до самой смерти в 1967.
Магритт работал художником плакатов и рекламы на фабрике бумажной продукции вплоть до 1926 года, когда контракт с брюссельской галереей Сенто позволил ему полностью посвятить себя живописи.
В 1926 году Магритт создаёт сюрреалистическую картину «Потерянный жокей», которую считал своей первой удачной картиной такого рода. В 1927 году устраивает свою первую выставку. Критики признают её неудачной, и Магритт с Жоржеттой уезжают в Париж, где знакомятся с Андре Бретоном и вступают в его кружок сюрреалистов.
В этом кружке Магритт не потерял свою индивидуальность, но вступление в него помогло Магритту обрести тот фирменный своеобразный стиль, по которому узнаются его картины. Художник не боялся спорить с другими сюрреалистами: например, Магритт отрицательно относился к психоанализу и особенно к его проявлениям в искусстве.
Действительно, природа его творчества не столько психологическая, сколько философски-поэтическая, даже интеллектуальная.
- «Потеряный жокей»
- «Счастливый даритель»
После расторжения контракта с галереей Сенто Магритт возвращается в Брюссель и снова работает с рекламой, а затем вместе с братом открывает агентство, которое даёт им постоянный доход.
Во время германской оккупации Бельгии во время Второй мировой войны Магритт сменяет цветовую гамму и стилистику своих картин, приближаясь к стилистике Ренуара: художник считал важным взбодрить людей и вселить в них надежду.
«Слушающая комната»
Однако после войны Магритт перестаёт писать в таком «солнечном» стиле возвращается к образам своих довоенных картин. Перерабатывая и совершенствуя их, он окончательно формирует свой странный стиль и добивается широкого признания.
- «Комбинация»
- Магритт умер от рака поджелудочной железы 15 августа 1967 года, оставив недописанной новый вариант своей, возможно, самой известной картины «Империя света».
- «Красная модель»
- Философия и стиль
Цель Магритта, по его собственному признанию, заставить зрителя задуматься.
Из-за этого картины художника часто напоминают ребусы, но ребусы, которые полностью разгадать невозможно, так как они ставят вопросы о самой сути бытия: Магритт всё время говорит об обманчивости видимого, о его скрытой таинственности, которую мы обычно не замечаем.
Известен цикл работ художника, в которых он под обычными предметами пишет: это не он. Особенно популярна трубка с подписью «Это не трубка». Таким образом Магритт снова напоминает зрителю о том, что образ предмета — не сам предмет.
«Настольгия»
Мастер стремился решить в своём творчестве проблему соответствия восприятия реальному миру, осмыслить разницу или тождественность между изображением и действительностью. Поэтому Магритт нередко использовал образы картины в картине, зеркала, окна, глаза, сцены или занавеса.
Творчество Рене Магритта.
Работы этого художника всегда были неоднозначными и привлекали много внимания.
Многие художники уделяют особое внимание названиям. Особенно Рене Магритт
Картины с названиями «Это не трубка» или «Сын человеческий» пробуждают в зрителе мыслителя и философа. По его мнению, не только картина должна побуждать зрителя к проявлению эмоций, но и название должно удивить и заставить задуматься. Что касается описаний, то многие сюрреалисты давали краткую аннотацию своим полотнам. Не исключение и Рене Магритт. Картины с описанием всегда присутствовали в рекламной деятельности художника.
Сам художник называл себя «магическим реалистом». Его целью было создание парадокса, а выводы публика должна делать сама. Рене Магритт в своих работах всегда четко проводил черту между субъективным образом и настоящей действительностью.
Признание и гражданский долг
В 1918 году юноша закончил Королевскую Академию изящных искусств. Выйдя за порог «альма-матер», стал мучительно искать средства к существованию.
Пойти против своей идеи, подстроившись под вкусы публики, он не мог. Поэтому устроился в мастерскую, занимающуюся росписью обоев.
Печальнее противоречия трудно представить: художник, который более всего пытался запечатлеть мысль, был вынужден рисовать цветочки на обоях.
Но Рене продолжал писать в свободное время. Героями его картин становятся обыденные предметы. Вернее идеи, спрятанные за ними.
Существует серия картин-отрицаний, где художник нарочно рисует, например, трубку и оставляет подпись: «Это не трубка»
Привлекая тем самым внимание к тому, что находится за привычной оболочкой предмета
Рене Магритт. Вероломство образов (Это не трубка). 63,5 x 93,9 см. 1948 г. Частная коллекция. Wikiart.org.
Каждая картина Магритта – это остроумная самостоятельная история. Компоненты полотна не растекаются, не деформируются. Они реалистичны и узнаваемы.
Но в композиционной совокупности образуют какую-то совершенно новую мысль. Мастер утверждал, что в каждую его картину «зашит» особый смысл. Никакого бестолкового нагромождения.
В чем, например, смысл в дожде из людей на картине “Голконда”? Сам художник никогда не расшифровывал своих картин. Каждый сам для себя ищет скрытый подтекст.
Рене Магритт. Голконда. 100 x 81 см. 1953. Частная коллекция, Хьюстон. Artchive.ru
В 1927 году открывается первая выставка Рене, которая не имеет успеха у критиков. И чета Магриттов уезжает в Париж, столицу авангардного искусства.
После недолгого сотрудничества с кружком Бреттона, художник избирает свой путь и быстро добивается успеха.
Современники вспоминают, что Рене отличался от всех художников. У него никогда не было своей мастерской. А в доме, где Магритт жил, не было характерного для живописца беспорядка. Магритт говорил, что краска создана для того, чтобы наносить её на холст, а не размазывать по полу.
Впрочем, такими же “чистыми” и даже суховатыми были его картины. Чёткие линии, идеальные формы. Предельный реализм, переходящий в иллюзию. Как на картине “Условия человеческого существования”.
Рене Магритт. Условия человеческого существования. 1934 г. Частная коллекция. Artchive.ru
С наступлением войны, Магритт начал писать картины, не свойственные своему стилю. Периодом “Ренуара” назовут это время искусствоведы.
Рене считал, что это его гражданский долг, писать жизнеутверждающие образы, давая зрителю надежду. Голубь мира с хвостом из цветов – яркий пример «военного» искусства Магритта.
Рене Магритт. Благоприятное знамение. 1944 г. Частная коллекция. Wikiart.org
Рене Магритт, картины, философские загадки и сюрреализм.
Здесь я выложил картины Рене Магритта с названиями. Также несколько фактов и характере и философии этого человека. Желающим узнать поближе биографию этого художника я советую посмотреть фильм «Монсеньор Магритт».
Я долго откладывал этот пост, не потому, что я не люблю Рене Магритта, а скорее наоборот из-за значимости этого явления. Собственно, в моем понимании, столпы сюрреализма в живописи — это два человека: Сальвадор Дали и Рене Магритт. Они как Толкиен и Льюис в фэнтези. Магритт и Дали оказали и продолжают оказывать влияние на всех сюрреалистов.
Тем не менее, это были два совершенно разных человека, различающихся настолько, насколько различаются их картины. Рене Магритт, в противоположность Дали, да и всем остальным сюрреалистам, не любил эпатировать публику, не устраивал драк, не употреблял мухоморов для вдохновения и всю свою жизнь провел с одной женщиной — своей женой Жоржеттой, главной музой, родной душой и натурщицей.
Философия Рене Магритта
Что любопытно — человек, которого наряду с Дали, считают классиком сюрреализма даже не признавал философии этого течения, в котором одно из главных мест занимал психоанализ. Бельгиец считал, что творчество не возможно подвергнуть анализу, что это загадка, философская головоломка, но никак не предмет фрейдистского анализа.
Учитываю подобную философию, не удивительно, что многие его работы часто вызывают недоумение и ощущение, что художник подшучивает над тобой. Очевидно, такая неоднозначность и символизм способствовали тому, что на его картины создано множество пародий и инсталляций. Особенно популярна в этом плане картина «сын человеческий».
В общем, Магритт был человеком тихим, спокойным и самое интересное происходило у него в голове. Возможно поэтому про Рене Магритта, в отличие от Дали, снято так мало фильмов.
Я не стану здесь сухо перечислять факты из его биографии, за меня это уже сделали 100500 других людей. Я думаю, люди не за этим идут на блог, в конце концов для этого есть педивикия. Если вы хотите поближе познакомится с биографией этого художника, советую посмототреть фильм Monsieur Rene Magritte (мсье Рене Магритт) 1978. Это интереснее, чем читать сухой википедичный текст (при всем моем уважении к педивикии ).
Годы Второй мировой войны
Началась война. Сильной армии у Бельгии не было и 28 мая 1940 года она капитулировала. Для страны начались годы оккупации с принудительными работами, отправкой бельгийцев в Германию, политическими и национальными репрессиями. На фоне бед и пессимистичных настроений общества художник перестраивается – яркие и радостные картины Рене Магритта с описаниями природы, понятными, выразительными и приятными для глаза, призваны поднять дух людей. Это светлые произведения под названиями: «Возвращение», «Раннее утро», «Благоприятное знамение» и другие. Бретон с коллегами не оценили такого поворота и поторопились исключить Рене из рядов сюрреалистов, хотя после войны его творчество явно возвращалось к привычному стилю.