Как стать невидимым? ученые, кажется, нашли ответ

Улица Monturiol (Calle Monturiol)

Дом номер 6 этой маленькой улицы был свидетелем рождения Сальвадора 11 мая 1904 года и его детства до 8 лет. Здесь же располагалась нотариальная контора его отца, которая сейчас переживает процесс превращения в музей. Когда Сальвадору исполнилось восемь лет, семья переехала в другой дом на этой же улице, построенный в величественном стиле модернизма, где Дали имел свою первую мастерскую. Любопытно, что на улице, на которой пришел в мир создатель сюрреализма, также родились изобретатель и инженер Нарсис Монтуриоль (Narcís Monturiol) и поэт Карлес Климент (Carles Fages de Climent). Поэтому эту улицу называют улицей гениев. Может быть, ее атмосфера вдохновит и вас на создание своего шедевра!

Музей Сальвадора Дали в Фигерасе

Сегодня нескончаемый поток туристов проходит через музей Сальвадора Дали.

Однако не многие знают, как тяжело далось художнику это здание, и что ему пришлось сделать, чтобы люди все-таки смогли окунуться в мир прекрасного!

Желание великого художника или как мечта воплощалась в реальность!

Осмотрев руины старого театра, художник решил, что именно здесь он устроит свой необычный музей. Однако из-за разногласий представителей власти и работников культуры, первые строительные работы начались здесь только спустя десятилетие. Чтобы разрешить ситуацию и осуществить мечту, Дали пришлось передать все оригиналы картин в музей.

Когда же конфликт интересов между мэром города Фигерас и управлением искусств был улажен, некогда разрушенное здание театра, в 1970 году стало приобретать оригинальные образы. Так крыша здания выполнена из стали и стекла, а его стены выстланы хлебными буханками. По задумке автора подобный интерьер должен был показать его необычайную любовь и поклонение хлебу.

Сальвадор Дали вложил в музей душу. Он хотел, чтобы люди, выходили из огромного здания с таким ощущением, будто они побывали в настоящем театральном сне и ему это удалось!

Что можно увидеть в музее

Первое, что бросается в глаза – это уникальный вид здания. Сюрреализм в творчестве художника присутствует во всем! Фасад здания украшают яйца, как символ всего живого на Земле, а само оно выглядит как огромный свадебный торт.

Зайдя в здание, человек как бы становится участником событий и попадает в другую реальность, именно на это и рассчитывал гений. Все это стало возможным за счет пяти многоуровневых площадок, выполненных по особому сценарию. Проходы в здании можно сравнить с лабиринтами, а стены залов украшены картинами, расписанные самим автором.

В залах перед туристами предстает самая крупная и разнообразная коллекция картин художника. В ее число входят: «Портрет Гала с двумя ребрышками ягненка, балансирующими на её плече», «Портрет Пикассо», «Корзинка с хлебом», «Исчезающие образы», «Галатея со сферами», «Девушка с письмом», а также работы его друзей художников. Помимо картин вы сможете увидеть различные скульптуры, экспозиции, трехмерные коллажи, комнату-лицо и еще много чего интересного.

Веб-сайт: https://www.salvador-dali.org/en/

Адрес: Plaça Gala i Salvador Dalí, 5, Figueres, Girona

Телефон: +34 972 67 75 00

Время работы: 09:00 — 20:00

ЛЮБОВЬ И ВДОХНОВЕНИЕ

В том же 1929 году Дали познакомился с женщиной, ставшей его музой. Это была Гала Элюар, жена Поля Элюара, одного из самых значительных французских поэтов XX века. Гала и Дали испытали сильное влечение друг к другу, и очень скоро между ними начался бурный роман. Гала оставила Элюара в 1932 году. Именно эту женщину Дали писал на своих картинах на протяжении всей жизни.

К моменту знакомства с Галой Дали жил в Кадакесе, рыбацком портовом городке на побережье Средиземного моря. В 1930 году художник купил крохотную хижину без всяких удобств на окраине Кадакеса — в Порт-Льигате.

В последующие годы Дали и Гала не раз возвращались сюда. Дали быстро становился знаменитым (пусть и скандально) художником, и этот успех был связан не только с собственно живописью, но с его умением эпатировать публику. Не стоит сбрасывать со счетов и незаурядные способности Галы, исполнявшей, по существу, функции менеджера Дали. В 1934 году он сумел организовать несколько персональных выставок. Их география была обширной — Нью-Йорк, Барселона, Лондон.

Одна из самых известных публичных выходок Дали случилась в 1936 году на Международной сюрреалистической выставке (Новые галереи Берлингтона, Лондон). Дали решил прочитать здесь лекцию в водолазном костюме. Поначалу удивлённая публика сидела спокойно, хотя и в полной тишине — сквозь стекло водолазного шлема не проникало ни звука. Но вскоре Дали стал задыхаться. Отчаянными жестами он попросил снять с него привинченный шлем, однако присутствующие сочли это за шутку и ответили художнику громким смехом. К счастью, всё обошлось, и гаечный ключ вовремя нашёлся.

К концу 1960-х отношения Дали с Галой перестали быть безоблачными. У каждого из них появилась своя личная жизнь: у нее – вереница молодых любовников, на которых художник закрывал глаза, у него – большая платоническая любовь в лице модели Аманды Лир. В конце концов Гала настояла на покупке отдельного жилища, и Сальвадор по своему эксцентричному обыкновению приобрёл для нее целый замок, посещать который ему разрешалось только по предварительному письменному уведомлению.

Дали и Веласкес: диалог двух гениев представили в Фигейрасе

«Что нового? Веласкес!»: в творчестве Сальвадора Дали всегда можно обнаружить скрытые или явные влияния, симпатии и фобии. Он нередко в той или иной форме цитировал разных авторов, которыми восхищался на протяжении всей карьеры

Одному из них художник уделял особое внимание — Диего Веласкесу

«Что нового? Веласкес» — под таким названием в Театре-музее Дали в течение года проходила выставка, посвящённая диалогу двух значимых фигур в истории искусства. Экспозиция, которая завершается 3 мая, состоит из одиннадцати картин-трибьютов, написанных между 1960-м и 1982 годами.

Заголовок был взят из статьи Сальвадора Дали «Эврика», написанной в 1976 году:«После импрессионизма вся история современного искусства вращалась вокруг одной цели: реальности. И это может подвести нас к вопросу: что нового? Веласкес».Хорошо известно, как Дали восхищался персонажами и работами Веласкеса.

Его, вероятно, очаровывала практика написания сцен «на месте», что по сути превращало картины великого испанца в фотоснимки. Этот восторг начал проявляться с ранних лет.

Будучи шестиклассником гимназии в Фигерасе в 1919 году, Дали опубликовал в школьном журнале Studium серию портретов под названием «Великие мастера живописи», среди которых был и Веласкес. Из его наследия будущий сюрреалист особо выделял «Менины» (репродукция этой картины даже висела у него в студии) и «Прях».

Явное влияние Веласкеса на творчество Дали видно в работах 1940-х годов, например, в великолепных «Исчезающих образах» (1938). Цитирование можно проследить и в таких полотнах, как «Галарина» или «Корзинка с хлебом».

Слева: Сальвадор Дали, «Галарина» (1945)

В том же десятилетии Дали написал трактат о живописи «Пятьдесят волшебных секретов мастерства» (1948).

В нём приведён сравнительный анализ качеств, которыми должен обладать художник (техника, вдохновение, цвет, сюжет, гениальность, композиция, оригинальность, тайна и подлинность), а так же степень, в которой ими владели Леонардо, Месонье, Энгр, Веласкес, Бугро, сам Дали, Пикассо, Рафаэль, Мане, Ян Вермеер и Мондриан.

В этой личной классификации Веласкес уступает лишь Вермееру, а Мондриан и Мане выступают антиподами художников, которыми восхищался Дали.

Позже, в 50-х — 60-х годах, Дали увлёкся ядерным мистицизмом и масштабными работами.

Слева: Сальвадор Дали, «Фрейлины (Менины)» (1960)

В 1965 году на свет появился «Апофеоз доллара», объединивший наиболее значимые образы иконографии Дали. В нижней правой части картины видна фигура самого художника, сидящего спиной, одетого как Веласкес и пишущего Галу, а фрагменты «Менин» появляется на полотне трижды.

Из 1970-х годов особо стоит отметить скульптуру «Бюст Веласкеса, превращающийся в трёх беседующих персонажей» (1974). На бронзовом лице Дали краской нарисовал монахиню, стоящую на коленях спиной к зрителю (нос) и двух кабальеро с гофрированными воротниками (глаза).

Нижняя часть лица превращается в гостиную с креслами и полом — шахматной доской, а на лбу прописаны всё те же «Менины».

«Пейзаж с загадочными элементами»

«Пейзаж с загадочными элементами» – одна из самых значимых работ Сальвадора Дали, созданная в середине 1930-х годов. Здесь присутствуют темные кипарисы – частые гости на полотнах Дали. Это отсылка к картине Арнольда Беклина «Остров мертвых», которую Сальвадор очень любил.

Спиной к зрителю изображен Вермеер Дельфтский – голландский художник XVII века, творчество которого ценил Дали. Мастер представлен сидящим за мольбертом, и это напоминает о его собственной картине «Искусство живописи»

Создавая «Пейзаж с загадочными элементами», Дали уделял особое внимание соотношению света и тени, точности деталей – этим отличались и работы Вермеера. За это Дали называл его изобретателем цветной фотографии

Для того чтобы предельно точно и детально изображать людей и предметы, Вермеер использовал камеру обскура. А Дали в этом помогала лупа.

На картине есть и сам Сальвадор – в образе мальчика в матросском костюмчике, играющего под присмотром няни. Оба эти персонажа часто встречаются в работах сюрреалистического периода, так же как и огромные зерна фасоли, образующие символ инь-ян.

Дом-музей Дали — вторая родина сюрреалиста

Реальное местожительство неординарного художника. Здесь мастер обитал почти полвека, творил шедевры, благоустраивал жилище, превращая заурядную хибару в сюрреалистическое гнездо Сальвадора Дали.

Поэтому сторонникам его художественного стиля нельзя проехать Кадакес, обойти стороной самое любопытное сооружение города — дом-музей Дали.

Образование особняка

Изначально здесь находился Порт-Льигат, простое испанское поселение. Дали приобрел крохотную постройку близ бухты в 1930-м и поселился вместе с женой. Всего супруги прожили тут около 50 лет. За этот промежуток Дали регулярно покупал близлежащие домишки, расширял угодья, обустраивая все по своему эксцентричному вкусу.

Вскоре побережье обратилось целостной системой сооружений, этаким сюрреалистическим лабиринтом. Разрастание продолжалось до конца 60-х. Примерно тогда Гала переехала в подаренный Сальвадором пубольский дворец. Художник оставался в Порт-Льигате, однако из-за смерти жены навсегда покинул этот берег.

Окрестности галереи

Достопримечательностью бухта стала в 1997-м — власти торжественно открыли здесь музей. Сегодня посетители Кадакеса моментально определяют расположение бывшего жилища Дали, стоит лишь приблизиться к поселению Порт-Льигат. Среди неказистых белых хибар проскакивают необычные скульптуры, некоторые крыши венчают куриные яйца. Вход и билетную кассу украшает растущий в лодке кипарис.

Экспозиция помещения

Прихожую, которую посетители видят первой, охраняет забавный белый медведь с лампой. Напротив бело-зеленый диван, напоминающий губы, — копия идентичного элемента одного из экспонатов театра-музея Дали. Слева от входа располагается столовая, дальше библиотека. На книжную полку поставлены чучела лебедей. Вместо люстры над потолком висит букет златоцветов — растение обожала супруга Дали, эти цветы есть почти в каждой комнате.

Важнейшая часть помещения дома-музея — мастерская художника. Миниатюрная комната, заваленная красками, кистями и остальными принадлежностями Дали, с помощью которых сюрреалист писал картины и создавал причудливые статуи. Рядом кладовая, где хранился весь инструментарий. В соседнем помещении автор возился с ювелирными украшениями. На втором этаже находится спальня с исполинским зеркалом, Овальный кабинет Галы и прочие бытовые комнаты.

Внутренний двор

Близ террасы установлена расколотая скорлупа яйца. Ниже туристов ждет просторная площадка с кипой любопытных экспонатов: фаллический бассейн, зона отдыха, розовый губообразный диван, другие странные монументы и памятники. Также внутренний двор позволяет посетить несколько отдельных хижин, например, бывшую голубятню, где сегодня крутят фильмы с участием Дали.

Как попасть внутрь?

Среди рвущихся сюда туристов это распространенный вопрос. Многие путешественники не попали внутрь дома-музея Дали из-за несоблюдения некоторых тонкостей. За посещениями достопримечательности управляющие следят чрезвычайно строго: желающих много, а основное помещение крохотное и тесное. Следовательно для максимально комфортного осмотра внутрь пускают лишь группы из 10 посетителей раз в 15-20 минут.

Поделитесь с вашими друзьями:

8
Поделились

«Съем что-то вкусное — значит, ждать беды»

Я всегда думал, что «представь себе» — фигура речи, такая же как «возьми себя в руки». Но когда был подростком, понял, что что-то не так. Как-то раз мы с друзьями проходили психологический тест. Ничего сложного — пустяковые вопросы, вроде «Вы больше любите проводить время с семьей или со своей второй половинкой?» Решалось всё быстро и легко. Но уровень сложности вырос для меня, когда в одном из заданий попросили закрыть глаза и представить пустыню, которую нужно чем-то заполнить. Мне было трудно визуализировать это — в моих мыслях всё складывалось из букв и слов, а не из картинок. Тогда я спросил друга: «Зачем закрывать глаза и что-то представлять, если ты смотришь в темноту?» В тот момент я и узнал, что один вижу внутреннюю сторону своих век.

С детства я всегда побеждал в играх на ассоциации. Да и сейчас приходится частенько прибегать к ним: так мне проще запомнить имена и лица людей. Познакомившись со своим другом, я сразу заметил, что наши пальцы одинаковой длины.

«С этим можно спокойно жить, если не задумываться, как там у других»

Афантазией называют отсутствие в представлении сенсорных и зрительно наблюдаемых образов. Это врожденная особенность, но зафиксированы случаи, когда она появлялась у людей после тяжелых операций или в результате психических отклонений.

Похожим образом работает мозг у , но в отличие от афантастиков они всё же способны представлять образы, хотя и испытывают при этом серьезные сложности и чувствуют дискомфорт.

Мой мир всегда был совершенно обычным и нормальным. Просто, закрывая глаза, я видел лишь черноту, и ничего больше. Осознав, что так не у всех, я немного расстроился, почувствовал, что обделен прикольной фичей, которая дополняет жизнь. Согласитесь, ведь классно представлять картинку и видеть ее в своей голове?

Я не «видел» результат своей работы до ее начала, но отлично понимал, что хочу сделать. Мой мозг будто оперировал сырыми данными, но визуализатор был отключен, или изображение просто не выводилось на экран. Разум словно стремился воплотить идеи через реальность, а не образы.

Сны я тоже видел крайне редко, и это было что-то скорее описательное, а не визуальное. Представьте, что ваш мозг — компьютер, на котором вы смотрите кино, но монитор и колонки не подключены. Может показаться, что ничего не происходит, — но только на визуальном, аудиальном, тактильном языках. А ваш PC прекрасно понимает, о чём фильм!

Всё резко изменилось примерно через месяц после того, как я узнал о своей особенности. Воображение, гиперэмпатия, деперсонализация, дереализация, безумные, иногда яркие, а порой и страшные сны — всё это я испытал на себе, когда увлекся психоделиками. Я неоднозначно отношусь к пережитому и никому не рекомендую делать то же самое. Точно могу сказать: нет никакой гарантии, что после приема психоактивных веществ включится воображение или вы вдруг разберетесь со своими ментальными загонами.

Я не считаю афантазию проблемой — по крайней мере ту ее форму, с которой жил я. С ней точно можно спокойно работать даже в творческой сфере, если не задумываться, что там у других. Но после своего опыта с психоделиками я научился включать эту «опцию».

«Если бы мы встретились раньше»

Сальвадор Дали был одержим идеей встречи с Зигмундом Фрейдом. Последний был уже в преклонном возрасте, регулярно отлучался из Вены в пригород, чтобы поправить здоровье, и совершенно не был настроен включаться в сюрреалистические дискуссии. Так, в ответ на письмо Бретона Фрейд написал следующее: «Хотя я получил много свидетельств интереса, который вы и ваши друзья проявляете к моим исследованиям, я не в состоянии прояснить для себя, что такое сюрреализм и чего он хочет. Возможно, мне не суждено это понять, мне, столь далёкому от искусства».

Дали несколько раз приезжал в австрийскую столицу в надежде познакомиться со своим идолом. «Мои путешествия в Вену были точь-в-точь, как три капли воды, которым не хватало отражений, чтобы заставить их блестеть. Во время каждого из них я делал всё то же самое: утром шёл смотреть Вермеера в коллекции Чернина (графа Йоханна Рудольфа Чернина, собиравшего искусство в 19-м веке, — прим. автора), после обеда не шёл к Фрейду, потому что постоянно обнаруживал, что он был за городом по состоянию здоровья. Я вспоминаю с лёгкой меланхолией эти послеобеденные часы, когда я бессистемно гулял по древней австрийской столице. Шоколадный тарт, который я спешно съедал в перерывах между походами от одного антиквара к другому, имел горьковатый привкус, вызванный тем, что древности, которые я видел, были подчёркнуты насмешкой по поводу встречи, которой никогда не было. Вечера я проводил в изматывающих воображаемых беседах с Фрейдом, в которых он даже однажды пришёл со мной домой и просидел всю ночь, цепляясь за занавески моей комнаты в отеле «Захер», — писал Дали.


Сальвадор Дали, 1934. (wikipedia.org)

Вероятно, художнику так и не удалось бы встретиться с психоаналитиком, если бы не помощь писателя Стефана Цвейга. Последний написал Фрейду: «Уважаемый профессор Фрейд! Сальвадор Дали, великий художник, фанатичный поклонник вашего труда, хотел бы встретиться с вами, и я не знаю никого, кто мог бы быть более интересным для вас. Я люблю его работу безмерно, и был бы счастлив, если бы вы смогли провести с ним час».

Встреча состоялась 19 июля 1938 года в Лондоне, куда психоаналитик переехал несколькими неделями ранее из Вены, спасаясь от нацистов. На встрече также присутствовали Цвейг и давний друг и покровитель Дали Эдвард Джеймс. Художник принёс на встречу картину «Метаморфозы Нарцисса» (1937) в надежде убедить психоаналитика в своём параноидально-критическом методе. Однако амбиции художника не были удовлетворены. Диалогу мешали языковой барьер, прогрессирующая болезнь Фрейда, а также проявившаяся глухота.


«Метаморфозы Нарцисса». (wikipedia.org)

«Если бы мы встретились раньше или несколько раз, некоторые из моих взглядов на искусство могли бы измениться. Мой параноидально-критический метод открыл бы ему новые перспективы», — был уверен Дали.

Во время встречи художник выполнил быстрый карандашный набросок Зигмунда Фрейда. Он конструировал портрет тонкими линиями, скрупулёзно воспроизводя черты лица. При этом акцент сделан на лбу, который кажется освещённым.


Скетч к портрету Фрейда. (фото автора)

«Через несколько лет после моей последней безуспешной попытки встретиться с Фрейдом я совершил гастрономическую экскурсию в регион Санс во Франции. Мы начали ужин с улиток… Внезапно я увидел фотографию профессора Фрейда на первой полосе газеты… Я как раз в это мгновение открыл морфологическую тайну Фрейда. Череп Фрейда — улитка! …Это открытие сильно повлияло на портретный рисунок, который я позже сделал с натуры, за год до его смерти», — вспоминал Дали.

Художник попросил Стефана Цвейга показать портрет психоаналитику. Но писатель не посмел — в рисунке ясно чувствовалось дыхание смерти.

Стоит сказать, что личность Дали произвела сильное впечатление на психоаналитика, который даже согласился переосмыслить своё отношение к сюрреализму. Из письма Фрейда Цвейгу от 20 июля: «Я действительно должен поблагодарить вас за вчерашних посетителей. Я был склонен считать сюрреалистов, которые избрали меня своим патроном, абсолютно (возможно, на 95%, как в случае алкоголя) больными. Тем не менее молодой испанец, с его искренним фанатичным взглядом и неоспоримым мастерством, склонил меня к пересмотру моего мнения. Было бы действительно интересно провести аналитическое исследование того, как они пришли к таким образам».

Для Дали встреча с его идолом стала поворотным моментом — его строго фрейдистский период подошёл к концу.

Примечания

  1. На примере «Натюрморта с кувшином и имбирём» Пита Мондриана (1872—1944) можно проследить, как ограниченная в своём объёме форма начинает постепенно обретать связи с окружающим её пространством, и сами эти связи образуют новую систему координат, не противоречащую форме, но придающей ей новую пространственность, стереоскопичность.
  2. Пабло Пикассо. . Раскрашенный картон, дерево.
  3. , исполненных Пикассо ок. 1912 из картона, в окружении строгих рисунков кубистических натюрмортов, напоминающих различные проекции, разъясняющие в чертежах эту объёмную вещь. (Выставка «Минус—пространство» Пабло Пикассо, MoMA, Нью-Йорк, 2011).

  4. Творчество Стюарта Дэвиса, как и Чарлза Демута (1883—1935), и Гералда Мёрфи (1888—1964), вдохновляло многих молодых американских художников, стоявших у истоков движения поп-арт (см: Wayne Craven. American Art: History and Culture. — Revised edition. — McGraw-Hill Humanities/Social Sciences/Languages, 2002. — P. 464. — 688 p. — ISBN 0072823291.)
  5. Сходное произведение Фернана Леже (1881—1955), отлитое в 2000 году в Италии, было продано Архивировано 4 марта 2020 года. (англ.) (ноябрь 2014) на аукционе в Далласе (штат Техас, США) за $300 000.
  6. См: Описание «монумента» работы Класа Олденбурга, «Иголка с ниткой» (недоступная ссылка) (англ.), установленного в январе 2000 года на Пьяццале Кадорна (площади маршала Луиджи Кадорны) в Милане.
  7. На сайте художницы Одри Флэк можно увидеть также её абстракции, акварели, скульптуры. (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 24 января 2020. Архивировано 2 января 2020 года.

Контекст

Картина Джузеппе Арчимбольдо, которая вдохновила Дали на его первые многочисленные изображения

Затем Дали интересуются двойными изображениями, где, в зависимости от точки зрения и взгляда, графические элементы могут иметь несколько значений, создавая оптический эффект и обман . Эта работа осталась незавершенной, потому что художник посчитал эту первую попытку неудачной, но он продолжает идти по этому пути, создавая на этой основе ряд творений.

Кажется, что основная идея картины была навеяна книгой о Древнем Египте, иллюстрациями которой он восхищался в детстве. Он также был вдохновлен Джузеппе Арчимбольдо , художником эпохи Возрождения, который рисовал картины, состоящие из цветов, фруктов, растений и животных.

Дали считал Человека-невидимку параноидальным фетишем , защитником Галы и его самого. В «Тайной жизни» Сальвадора Дали он описывает персонажа как человека, который добровольно улыбается, способный изгнать все страхи и обратить их в бегство; Однако больше, чем мужчина, Дали думал о Лидии Ногуэр, экстравагантной крестьянке из Порт-Льигата, которой он и Гала купили свой первый дом.

Эта картина также признана подготовительным этюдом для других картин, таких как « Испания» , « Метаморфозы Нарцисса» и «Великая Паранойя» .

«Архитектонический “Анжелюс” Милле»

С самого детства Дали восхищался картиной «Анжелюс» французского художника-реалиста Жана Франсуа Милле. Она висела в его комнате, и он мог часами разглядывать крестьянина и крестьянку, застывших в молитве в закатном поле. Дали говорил, что эта картина вдохновляет его и завораживает, как никакая другая. Он признавался, что всегда чувствовал в ней смерть. И действительно, когда полотно стали исследовать с помощью рентгена, оказалось, что вместо корзины с картофелем, над которой стоят крестьяне, Милле изначально изобразил детский гроб. Объясняется такой неожиданный сюжет просто: младенец был некрещеным, поэтому его пришлось хоронить не на кладбище, а в поле. А изменить идею художник мог потому, что без похоронной темы картину было проще продать.

Мистическое совпадение: у Дали был старший брат Сальвадор, который в младенчестве скончался от менингита. Спустя девять месяцев родился второй Сальвадор – родители не могли смириться с потерей и назвали второго сына именем первенца. Когда мальчику было пять лет, мать с отцом отвели его на могилу и сказали, что он – реинкарнация брата. Эта версия не понравилась будущему художнику.

Еще до рентгеновских исследований Дали понимал, что в картине Милле что-то не так. Повзрослев, он переписывал этот сюжет более 60 раз, стараясь разобраться. И «Архитектонический “Анжелюс” Милле» – один из результатов проделанной работы. Крестьяне на его холсте превратились в белые биоморфные формы.

Отель Duran

Этот старинный отель принадлежал хорошему другу Дали. Когда художник с женой и музой по имени Гала приезжали в Фигерас, они всегда останавливались здесь. Во время их пребывания поддерживалась постоянная традиция: отдельный номер на каждого из них – 101 и 102. Уютный ресторан с аутентичным винным погребом был любимым местом Дали, где он мог проводить долгое время, пробуя вина и местные блюда

Здесь, по его словам, он чувствовал себя спокойно и безопасно, что было очень важно, учитывая его подверженность навязчивым идеям. До сих пор это место является отличным выбором для сытного обеда или эксклюзивного ужина в стиле Дали в окружении его фотографий и картин

  • Адрес: Carrer Lasauca, 5.
  • Контактная информация: http://www.hotelduran.com/es/.

«Ураново-атомная меланхолическая идиллия»

В 1945 году Дали вместе со всем миром пытался осознать факт атомной бомбардировки Хиросимы и Нагасаки. Эта трагедия не могла не отразиться и на его картинах. В частности, ядерный удар стал главной темой «Ураново-атомной меланхолической идиллии» – первой работы, где главным цветом становится черный.

Дали использует мотивы, характерные для его творчества 1930-х годов: здесь и знаменитые мягкие часы, и слоны на тонких ногах-ходулях. Однако на этом холсте у них совсем иное значение: теперь это образы разрушения и страха. Единственные источники света – отрывки идиллического пейзажа, напоминающего о горячо любимой художником живописи Ренессанса.

После 1945 года в творческой жизни Дали начинается новый атомно-мистический период. 

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРАГМАТИЗМ

Некоторых соратников Дали по сюрреализму раздражали его выходки, которые, по их мнению, отталкивали от этого течения левые политические силы. В юности Дали разделял анархические убеждения своего отца, но впоследствии стал симпатизировать правым. Он, в частности, наотрез отказался выступить против генерала Франко, стремившегося к установлению фашистской диктатуры.

В 1934 году Дали пригласили на парижскую квартиру Бретона, где художника обвинили в «антиреволюционной деятельности». Тогда ему удалось отговориться. Но ненадолго — в 1939 году Бретон окончательно изгнал Дали из рядов сюрреалистов. Впрочем, и без этого стиль Дали к тому времени изменился. В 1937 году художник впервые побывал в Италии, где очаровался работами мастеров Возрождения. Следствием этого была очевидная «традиционализация» стиля, хотя сюжеты его картин по-прежнему оставались наполненными сюрреалистическими фантазиями.

Подобно многим художникам, Дали покинул Европу во время Второй мировой войны, обосновавшись в США. Там (в основном в Нью-Йорке) он жил с 1940 по 1948 годы. В США художник был хорошо известен и быстро добился успеха. В 1941 году для его персональной выставки распахнул свои двери Музей современного искусства, после чего она была показана в других крупнейших городах страны. В 1942 году вышла в свет его автобиография «Моя тайная жизнь» и мгновенно разошлась. В 1946 году Дали успешно сотрудничал с Альфредом Хичкоком. Всё это дало повод Андре Бретону обнародовать едкую анаграмму его имени: «Salvador Dali — Avida Dollars» («Гребущий доллары»).

После возвращения в Европу в 1948 году Дали обосновался в Порт-Льигате, делая оттуда частые вылазки в Париж и Нью-Йорк.

Его карьера продолжала идти в гору. Огромные деньги Дали приносила, помимо картин, работа в смежных областях; он занимался буквально всем — от гобеленов до почтовых марок. Неплохим источником дохода были и его регулярные выступления по французскому телевидению. Особенно запомнилось зрителям одно его появление на экране, когда художник выкатил глаза и закричал в камеру: «Я сошёл с ума… полностью сошёл с ума… от шоколадок Ланвин!» Одну за другой он организовывал свои выставки, пользовавшиеся сумасшедшим успехом. Среди них можно выделить грандиозную выставку в Токио в 1964-65 годах, и ещё одну — в парижском Центре Помпиду в 1979 году. В 1980-м эту выставку перевезли в лондонскую галерею Тейт, где на ней побывало рекордное для галереи количество зрителей — свыше четверти миллиона человек. Среди картин позднего периода популярностью пользовались работы Дали, связанные с религией (с годами он стал набожным католиком).

Параноидально-критический метод

Запутанный клубок чувств и эмоций, воспоминаний и травм, желаний и табу сводил Дали с ума если не в прямом, то в переносном смысле этого слова. Многочисленные вопросы, кружившие в голове, казалось, могли найти ответы — у Зигмунда Фрейда, отца психоанализа.

Начало 1920-х — время живого интереса авангардистов к концепциям профессора, его идеям о подсознании, подавлении и осознании скрытых конфликтов. «В этот период я ​​только начал читать «Толкование сновидений» Зигмунда Фрейда. Эта книга представилась мне одним из главных открытий моей жизни», — признавался Дали. Издание определило его мировоззрение как минимум на два десятилетия.


Зигмунд Фрейд, 1926. (wikipedia.org)

Интерес художников к психиатрии подогревали работы и других учёных, например рисунки врача, лауреата Нобелевской премии Сантьяго Рамона-и-Кахаля, который исследовал структуру нервной ткани.


Рисунок Сантьяго Рамона-и-Кахаля. (wikipedia.org)


Рисунок Сантьяго Рамона-и-Кахаля. (wikipedia.org)

Одна из ранних картин Дали, в которой выражено очевидное влияние Фрейда, — «Мрачная игра». Она содержит множество отсылок к желаниям, навязчивым идеям, сексуальным расстройствам и страхам, связанным с нарушением табу. Фигура мужчины в испачканных экскрементами трусах вызывает недоумение. Сам Дали называл картину, вопреки критике, одним из лучших и самых достоверных своих произведений. Он утверждал, что полотно посвящено автоматизму бессознательных ассоциаций и лишено моральных запретов.


«Мрачная игра». (wikipedia.org)

В картине «Незримый человек» мы видим множество оптических иллюзий, столь важных для параноидально-критического метода Дали. На полотне присутствуют взаимосвязанные и перекрывающие друг друга мотивы, которые могут быть интерпретированы по-разному в зависимости от фокуса внимания. Мы можем выделить фигуру сидящего человека, однако его правое предплечье также образует часть женского туловища на постаменте. Объект с горящей лампочкой в ​​центре напоминает строение человеческого таза. При этом его форма может намекать на подсвечник или яичники, зажатые в большой руке мужчины.


«Незримый человек». (wikipedia.org)

В 1929 году сформулированы основные принципы сюрреалистического изобразительного языка. С этого момента теории Фрейда находят всё более широкое выражение в творчестве Дали. В том же году он встретил Галу. Вместе они переехали в Париж, где художник присоединился к сюрреалистической группе Андре Бретона.

Дали принадлежит идея параноидально-критического метода. С его помощью художник представил художественный взгляд на подсознательное вкупе с психоанализом. Художник стремился запечатлеть иррациональные и в то же время чётко распознаваемые образы.

Квантовая «невидимость»

Готовы удивиться еще сильнее? В 2019 году канадская биотехнологическая компания Hyperstealth разработала (и запатентовала) материал под названием «квантовая невидимость». Так, если надеть этот материал, то вы и правда станете человеком-невидимкой! Но только под определенным углом – с которого он просматривается, к тому же, скрытый объект должен быть расположен на определенном расстоянии.

Интересно, что основы для этой супер ткани были заложены еще в 2010 году, теперь же широкая публика может этим изобретением наслаждаться. Ну как, широкая – униформы, которые разрабатывает компания, используются в армиях Канады, США, Индии, Словакии, Новой Зеландии и Иордании.

В будущем камуфляж у военных станет частично невидимым.

В пресс-релизе, ознакомиться с которым можно здесь, содержится информация об особенностях работы «квантовой невидимости». Главная технология, позволяющую использовать новый «плащ-невидимку» – это похожий на пластик материал. Он-то и обеспечивает «невидимость».

Интересно, что в патенте описано 13 различных вариантов материала, способных работать в разных условиях. Вот только широкой общественности особенности конструкции новой технологии не раскрываются. (Зато теперь полицейские, вероятно, смогут скрываться за невидимыми щитами).

Новый материал делает вас невидимым под определенными углом

«Я, оказывается, всё время просто читала буковки»

Года три назад мы обсуждали с сестрой чтение книг. Она говорила, как это полезно — обдумывать, не торопясь, каждое слово, останавливаться и представлять себе персонажей, интерьер комнаты или пейзаж. А я, оказывается, всё время просто читала буковки.

Только в 19 лет я стала задумываться о своем воображении — экспериментировать, проходить всякие квесты. Я записывала на бумажку задания вроде, например, такого: «Представь щенка. Он сидит или стоит? Пушистый или гладкошерстный? А какого он цвета?» Пыталась визуализировать что-то в своей голове, но цельного объекта у меня не получалось — только отдельные расплывчатые куски, «перетекающие» друг в друга. А иногда и просто набор характеристик в виде текста.

В 2016 году один из создателей Firefox Блейк Росс написал в фейсбуке: «Я только что узнал кое-что о себе, и это взорвало мой мозг». Так он прокомментировал свою афантазию. Западные СМИ стали публиковать скриншоты его поста, и это вызвало огромный резонанс.

А в декабре 2017 года Алан Кендле рассказал свою историю в книге «Афантазия: опыт, восприятие и понимание», после чего многие стали замечать, что тоже не способны оперировать зрительными образами у себя в голове. Для общения таких людей даже была создана сеть The Aphantasia.

Я бы не назвала себя афантастиком в полном смысле слова. В отличие от большинства, мне повезло: у меня хорошая визуальная память — могу запомнить стихотворение, прочитав его три раза вслух. Афантазия не мешает мне жить.

Обычный поток мыслей в моей голове — это не черный экран, а трансляция того, что я получаю с помощью зрения. К примеру, с утра я не представляю, как пройдет мой день, а будто вижу письменные заметки. Очень полезная черта для режиссера! Своей профессиональной деятельностью я занимаюсь только в момент работы, здесь и сейчас, без лишних мыслей. Я не лежу дома, представляя, как бы лучше обыграть сцену с героями.

Обычный для всех визуальный процесс у меня описательный — я пишу чувства, а не вижу картинки.

В школе на уроках рисования мне было трудно: учительница постоянно просила нас представить то, что будет на полотне, и большинство закрывали глаза и сидели так несколько минут. У меня не получалось. В моей голове будто звучал внутренний голос, который твердил: «Нарисуй желтый круг, а от него палочки. Если спросят — скажи, что это солнце». Сейчас, вспоминая такие моменты, радуюсь, что у меня не развилась шизофрения.

Некоторые мои знакомые до сих пор мне не верят. Они говорят: «Напридумывала — сейчас каждый второй хочет казаться особенным». Ну да, я и правда «особенная». Но это не делает меня лучше или хуже.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: