Выставка рубенса в гмии

Расцвет искусства в италии 16в (эпоха возрождения)

Босх

На рубеже
XV


XVI

веков общественная жизнь Нидерландов была наполнена социальными противоречиями. В этих условиях родилось сложное ис-кусство
Иеронима Босха


(около
I

450-
I

5
I

6,
настоящее имя Иероним ван Акен). Босху были чужды те основы мироощущения, на которые опиралась нидерландская школа, начиная с Яна ван Эйка. Он видит в мире борьбу двух начал, божественного и сатанинского, праведного и греховного, доброго и злого. Порождения зла проникают всюду: это недостойные мыс-ли и поступки, ересь и всевозможные грехи (тщеславие, греховная сек-суальность, лишенная света божественной любви, глупость, обжорство), козни дьявола, искушающего святых отшельников и так далее. Впервые сфера безобразного как объект художественного осмысления настолько увлекает живописца, что он использует ее гротескные формы. Свои кар-тины на темы народных пословиц, поговорок и притч («Искушение св. Ан-тония»

,
«Воз сена»

,
«Сад наслаждений»

) Босх населяет причудливо-фантастическими образами, одновременно жуткими, кошмарными, и комич-ными. Здесь на помощь художнику приходит многовековая традиция на-родной смеховой культуры, мотивы средневекового фольклора.

В фантастике Босха почти всегда присутствует элемент иносказа-ния, аллегорическое начало. Наиболее отчетливо эта особенность его искусства отражена в триптихах «Сад наслаждений», где показаны па-губные последствия чувственных удовольствий, и «Воз сена», сюжет ко-торого олицетворяет борьбу человечества за призрачные блага.

Демонология уживается у Босха не только с глубоким анализом человеческой натуры и народным юмором, но и с тонким чувством природы (в обширных пейзажных фонах).

Брейгель

Вершиной нидерландского Возрождения стало творчество
Питера Брейгеля Старшего


(около 1525/30-1569), наиболее близкое настроениям народных масс в эпоху наступавшей Нидерландской револю-ции. Брейгель в высшей степени обладал тем, что называется нацио-нальным своеобразием: все замечательные особенности его искусства выращены на почве самобытных нидерландских традиций (большое влия-ние, в частности, на него оказало творчество Босха).

За умение рисовать крестьянские типы художника называли Брейге-лем «Мужицким». Раздумьями о судьбах народа пронизано все его твор-чество. Брейгель запечатлевает, порой в иносказательной, гротескной форме, труд и быт народа, тяжелые народные бедствия («Триумф смер-ти») и неиссякаемое народное жизнелюбие («Крестьянская свадьба»

,
«Крестьянский танец»

). Характерно, что в картинах на евангельские темы
(«Перепись в Вифлееме»

,
«Избиение младенцев»

,
«Поклонение волх-вов в снегопаде»

) он представил библейский Вифлеем в виде обычной нидерландской деревни. С глубоким знанием народной жизни он показал облик и занятия крестьян, типичный нидерландский пейзаж, и даже ха-рактерную кладку домов. Не трудно увидеть современную, а не библей-скую историю в «Избиении младенцев»: пытки, казни, вооруженные напа-дения на беззащитных людей — все это было в годы небывалого испанско-го гнета в Нидерландах. Символическое значение имеют и другие карти-ны Брейгеля:
«Страна лентяев»

,
«Сорока на виселице»

,
«Слепые»

(стра-шная, трагическая аллегория: путь слепых, увлекаемых в пропасть — не есть ли это жизненный путь всего человечества?).

Жизнь народа в произведениях Брейгеля неотделима от жизни при-роды, в передаче которой художник проявил исключительное мастерст-во. Его
«Охотники на снег»» —

один из самых совершенных пейзажей во всей мировой живописи.

Нидерланды — историческая область, занимающая часть обширной низменности на североевропейском побережье от Финского залива до пролива Ла-Манш. В настоящее время на этой территории находятся государства Нидерланды (Голландия), Бельгия и Люксембург.
После распада Римской империи Нидерланды превратились в пестрое скопление больших и малых полунезависимых государств. Наиболее значительными среди них стали герцогство Брабант, графства Фландрия и Голландия, Утрехтское епископство. На севере страны население было в основном германское — фризы и голландцы, на юге преобладали потомки галлов и римлян — фламандцы и валлоны.
Самозабвенно трудились нидерландцы с их особенным талантом «без скуки делать самые скучные вещи», как выразился французский историк Ипполит Тэн об этих людях, безраздельно преданных повседневности. Возвышенной поэзии они не знали, но тем трепетнее чтили вещи самые простые: чистое уютное жилище, теплый очаг, скромную, но вкусную еду. Нидерландец привык смотреть на мир, как на огромный дом, в котором он призван поддерживать порядок и комфорт.

Промышленность и торговля во Франции

 В XVI веке во Франции сохранялся феодальный  строй. Но в стране уже зарождались новые классы — буржуазия и наёмные рабочие. Возникали мануфактуры, на которых производилось сукно, шёлк, полотно. На шёлковых мануфактурах в Лионе было занято 12 тысяч рабочих. Париж славился производством предметов роскоши: ковров, кружев, красивой одежды, стеклянной посуды.

Объединение Франции способствовало развитию торговли. Через порт Марсель французские купцы торговали с Турцией по Средиземному морю. Много товаров они вывозили в Испанию в обмен на золото и серебро, поступавшие из колоний. После географических открытий быстро росли порты на западном берегу Франции, особенно порт Бордо.

Французские крестьяне под гнётом налогов.

 В XVI веке большинство французских крестьян были лично свободными. Они не работали на  барщине, так как в поместьях почти не осталось господской запашки. Земля, поделённая на мелкие участки, находилась в пользовании крестьян. Владельцы поместий получали от крестьян денежный оброк. Чтобы иметь больше средств для роскошной жизни, многие феодалы вводили новые платежи и увеличивали старые повинности.

Но особенно страдали крестьяне от королевских налогов. Им приходилось отдавать государству больше половины дохода от своего хозяйства. Нередко при появлении сборщиков налога деревня пустела, её жители прятались в глухих местах. Часто население вступало в стычки с солдатами.

Задавленный налогами и повинностями, крестьянин не мог улучшать своё хозяйство. Как и сотни лет назад, он страдал от неурожаев и постоянных голодовок, жил в тёмной и тесной хижине, носил грубую домотканую одежду и деревянные башмаки. Крестьяне не могли покупать изделий, производившихся на мануфактурах.

Некоторые крестьяне запутывались в долгах у ростовщиков и полностью разорялись. В поисках работы они уходили в города.

Французских крестьян жестоко угнетали феодалы и государство.

Микеланджело

Микеланджело (1475-1564) — скульптор, художник, архитектор, военный инженер и поэт.

Горячий патриот, Микеланджело тяжело переживал бедствия, постигшие Италию в начале XVI века. В статуях и картинах отразилась его мечта о человеке — борце, о герое, способном на жертвы ради спасения родины. Он изображал людей с могучим телом и сильной волей.

Из огромной глыбы мрамора скульптор высек статую «Давид» высотой 5,5 метра. Современники прозвали эту статую «Гигантом». Скульптор изобразил легендарного юношу-пастуха, который вышел на поединок с грозным великаном и уложил его метким ударом камня.

«Давид» был установлен на центральной площади Флоренции и считался с тех пор покровителем города.

Давид — Микеланджело.

Давид показан в момент, когда все силы его собраны, вся воля напряжена перед решающей схваткой. Правой рукой юноша сжимает конец пращи, висящей на его спине, левой нащупывает зажатый в ней камень. Несмотря на внешнее спокойствие, в фигуре юноши чувствуется огромное внутреннее напряжение. Кажется, что сейчас левая рука выпустит камень, правая рванёт пращу, закружит её в воздухе, и нехитрый снаряд полетит, чтобы насмерть поразить врага.

Микеланджело принял участие в сооружении собора св. Петра в Риме. Этот собор в течение нескольких десятилетий строили самые знаменитые итальянские архитекторы. Микеланджело разработал проект главной части храма — его огромного купола. Храм св. Петра является лучшим образцом архитектуры Возрождения.

В творчестве Микеланджело проявились лучшие черты культуры Возрождения: прославление силы и мужества человека, вера в его разум.

4 Рафаэль.

Одним из величайших художников Возрождения Рафаэль (1483-1520). Он стремился изобразить человека, в котором всё прекрасно: красивое тело, развитой ум, добрый характер.

В молодости Рафаэль жил и работал во Флоренции, где создал многие из своих лучших картин. Вскоре его пригласили в Рим. Здесь Рафаэль писал портреты, руководил постройкой собора св. Петра, проводил археологические раскопки.

Сохранилось много картин Рафаэля с изображением мадонн. Но мадонны Рафаэля — не иконы. Художник рисовал женщину -мать, нежно любящую своё дитя.

Самая знаменитая из картин Рафаэля — «Сикстинская мадонна», написанная художником для монастыря св. Сикета в одном из небольших итальянских городов. Это гениальное произведение полно огромной любви к людям .

Сикстинская мадонна.

Рафаэль. По облаку босыми ногами ступает высокая, стройная женщина. У неё прекрасное, вдохновенное лицо. В широко раскрытых глазах светятся мягкость и доброта и в то же время печаль, тревога за судьбу сына. Она несёт его людям, с любовью прижимая к себе.

Искусство Возрождения резко отливается от церковного искусства своим интересом к человеку.

  • < Культура Европы в конце xv-первой половине xvii века — культура Возрождения
  • -> Борьба между наукой и церковью 15-17вв >

Италия родина Возрождения

Раньше всего культура Возрождения стала развиваться в Италии. Это объясняется тем, что в богатых итальянских городах уже в XIV веке возникали первые мануфактуры, зарождалась буржуазия.

На важном торговом пути из Рима к Альпам находился большой и красивый город Флоренция. Улицы города оглашались шумом суконных мастерских

Конторы ростовщиков посещало множество людей. Флорентийские богачи давали в долг большие суммы денег не только купцам и феодалам, но даже папам и королям.

Флоренция стала культурным центром Италии. Прославленные художники, скульпторы, архитекторы обучали здесь своему искусству талантливых юношей. Славились замечательными мастерами также Рим, Милан, Венеция.

Но Италия была в то время раздробленной и слабой страной. В начале XVI века она стала добычей чужеземных захватчиков — испанцев и французов. Иностранные армии опустошали цветущую страну. Поэтому расцвет искусства в Италии был кратковременным.

2. Леонардо да Винчи.

Одним из наиболее великих деятелей итальянского Возрождения был флорентиец Леонардо да Винчи (1452-1519). Отец его был зажиточным горожанином, мать — простой крестьянкой. Леонардо да Винчи был очень разносторонним человеком: гениальным художником и учёным, инженером-изобретателем, архитектором и скульптором, музыкантом и поэтом.

Леонардо да Винчи с детства воспитал в себе неутомимое трудолюбие. Трудности не могли сломить его — они рождали в нём лишь новые силы. Своим ученикам он говорил: «Счастье приходит к тому, кто много трудится».

В картинах Леонардо да Винчи отражена жизнь, которую любил и изучал художник. Он подолгу бродил по улицам и площадям, делая зарисовки с натуры. Его привлекали люди в минуты радости или горя, когда их жесты и лица особенно выразительны. Рискуя навлечь на себя гнев инквизиции, великий художник тайно вскрывал трупы; он старался понять строение человеческого тела, чтобы правдиво изображать его, на картинах. Леонардо да Винчи достиг высокого мастерства в передаче неуловимых переходов от света к тени. Это особенно приближало изображение к действительности.

Леонардо да Винчи как художника больше всего интересовал человек и его переживания. Всему миру известна картина Леонардо «Джоконда» — портрет молодой женщины. Художник сумел передать не только внешнее сходство, но и характер, настроение женщины. Лицо, руки, вся фигура нарисованы с таким мастерством, что кажутся живыми.

 Джоконда  Леонардо да Винчи.

С полотна на нас смотрит спокойное, задумчивое лицо молодой женщины, тронутое чуть заметной улыбкой. Когда в него всматриваешься, оно как бы на глазах меняет своё выражение. Глаза женщины внимательны и пытливы. Она изображена на фоне природы. Пейзаж с большой силой передаёт глубину пространства, наполненного светом.

Леонардо да Винчи был и великим учёным. В своих открытиях он на несколько столетий опередил современников. Научные выводы Леонардо да Винчи строил на наблюдении и опыте. «Мудрость — дочь опыта»,- любил говорить учёный. Он мечтал с помощью науки облегчить труд человека. Современники высоко ценили его как инженера: по его проекту был построен большой канал, снабжавший Милан питьевой водой.

Листы записных книжек Леонардо да Винчи испещрены чертежами и проектами. Здесь и металлорежущие и ткацкие станки, и прялка, и землечерпалка. Леонардо да Винчи разрабатывал устройство парашюта и вертолёта.

Леонардо да Винчи выступал против учения церкви. За это духовенство преследовало его. Всю жизнь он скитался и умер на чужбине, во Франции.

Великим деятелем Возрождения был Микеланд-

Король и дворяне.

Дворянам было мало денежного оброка, который  им платили крестьяне. Многие дворяне покидали свои поместья и устремлялись в столицу в погоне за милостями короля.

Потомки прежних независимых правителей — герцоги и графы — превратились в королевских придворных. Служба при дворе была очень выгодной. Король придумывал для дворян множество бесполезных должностей. За эти «должности без забот», как их называли, дворяне получали высокое жалованье и ценные подарки. «Работа» придворных начиналась с пробуждением короля: один из дворян отдёргивал полог королевской кровати, другой подавал чулки, третий — башмаки. Одевали короля несколько десятков человек. С такими же церемониями король отходил ко сну. Кроме дворян, королевскую семью обслуживало несколько тысяч слуг.

Двор французского короля был самым пышным в Европе. Праздники, балы, маскарады следовали один за другим почти круглый год. Огромные деньги тратились на постройку дворцов, дорогую мебель, ковры. Королевская казна оплачивала и роскошные костюмы придворных.

Государство, подобно гигантскому насосу, выкачивало из народа налоги. Из королевской казны деньги золотыми ручейками растекались по карманам дворян.

Феодалы-дворяне имели много привилегий, то есть прав, которые принадлежали только им. Лишь дворяне могли служить при королевском дворе и офицерами в армии. Для многих из них служба в королевском войске была единственным источником дохода. Дворяне и духовенство почти полностью освобождались от уплаты налогов. Звание дворянина передавалось по наследству. Если даже дворянин разорялся, он все равно сохранял все свои привилегии.

Торговлю и промышленность дворяне считали недостойными» «низкими» для себя занятиями. Если дворянин открывал предприятие или участвовал в торговле, к нему относились с презрением. Король лишал его важнейшей привилегии — освобождения от налогов.

Дворяне были главной опорой королевской власти. Король охранял их привилегии и «подкармливал» за счёт налогов.

  • < Установление неограниченной монархии во Франции 16-18в
  • -> В XVI и первой половине XVII века в Западной Европе по-прежнему господствовал феодальный строй. >
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: