Василий суриков: жизнь и творчество художника

Не писал на заказ, никого не учил и только называл цену

Все последующие 40 лет творчества он не написал на заказ ни одной работы. Это один из феноменов художника. Практически все русские живописцы писали на заказ и только так могли безбедно существовать. Суриков же никогда не нуждался в деньгах.

Его картины покупали, и за ту цену, которую выставлял он сам.

Большую картину художник в среднем писал от 3 до 5 лет. И все это время жил на деньги, полученные от продажи предыдущей. Не отказывал себе в поездках в Сибирь, в Европу, дал детям хорошее образование. Выписывал лучше холсты и краски из-за границы.

Также он не вел никакой педагогической работы, хотя его несколько раз приглашали. Художник отвечал, что у него нет времени и очень много замыслов, которые он хотел бы реализовать. Именно поэтому у Сурикова не осталось учеников.

Хотя, как утверждают исследователи, его манера писать прослеживается в творчестве более поздних художников, но это скорее бессознательное влияние. Более того, Суриков не продал ни одной своей картины за рубеж, хотя у него не единожды просили.

Личная жизнь

Первой женой талантливого живописца стала Изабелла Брант. Избранницей стала дочь госсекретаря. Мастер женился по большой взаимной любви. После женитьбы живописец изобразил себя с любимой женщиной.

Картина называлась «Автопортрет с Изабеллой Брант». Они жили в счастье и согласии, родилось трое детей. Но брак продлился недолго: Изабелла умерла в 1626 году. Автор очень переживал из-за потери. После смерти жены он отправился с дипломатической миссией в страны Европы.

Автопортрет с Изабеллой Брант

Через 4 года мастер женился во второй раз на юной племяннице Изабеллы. Ее звали Елена Фурман. Вскоре после женитьбы он стал владельцем Стен Херрегард, на территории которого был построен прекрасный замок.

В этот период артист полностью посвятил себя любимому занятию: перестал заниматься деятельностью дипломата. В браке родилось пятеро детей. Семья жила счастливо вдали от города, живописец писал сельские пейзажи, полные гармонии и красоты.

Жил в двух временах и не любил кровавую историю

Главный секрет картин художника наверняка еще до конца не разгадан. Ведь ту же боярыню Морозову, Ермака, Суворова писали многие, а они нам больше всего запомнились по картинам Сурикова. Один из ключей к разгадке – Суриков жил в двух временах.

Суть в том, что, пожив в Питере и в Москве, художник заметил, что красноярцы ему напоминают москвичей, но не его времени, а XVII века. Приехав из Красноярска, он понял, что преодолел не только 3 000 верст, но и как минимум 200-300 лет. Это дало ему тот механизм, благодаря которому он смог приоткрыть дверь в прошлое. Поэтому его картины на историческую тему такие правдоподобные.

Еще один любопытный факт: историческая правда в картинах художника уступает место художественной задумке. Например, в картине «Утро стрелецкой казни» Суриков изменил угол кремлевской стены, сделав его менее крутым, чтобы стена шла параллельно отряду петровских преображенцев. Так, по замыслу художника, наиболее явно видно противопоставление хаоса старой Руси новым порядкам, вводимым Петром.

«Утро стрелецкой казни»

Хотя сам Суриков никогда не говорил, на чьей он стороне – стрельцов, идущих на казнь, или царя. Он вообще был далек от политики.

А с картиной приключилась любопытная история. Ее впервые выставили на Девятой выставке передвижников 1 марта 1881 года. А вскоре после открытия выставки раздалась весть о взрыве на Екатерининском канале и убийстве Александра Второго. Выставку тут же закрыли.

К слову, на самой картине, которая говорит о казни, казни нет. Говорят, Илья Репин советовал Сурикову добавить на полотно парочку повешенных, а не просто пустые виселицы. Суриков сделал набросок, вошла няня его детей и упала в обморок. И художник сразу же отказался от этой идеи. Он не любил «чернуху» и считал, что на картине Репина «Иван Грозный убивает своего сына» неправдоподобно много крови. Сам же он кровью поражать не будет, а лишь хочет, чтобы люди задумались о своей истории.

Вершиной творчества художника считается картина «Боярыня Морозова» – полотно на тему раскола в Русской Православной Церкви, который стал идеологической травмой для русского народа, сопоставимой с революцией 1917 года и Гражданской войной. Здесь Суриков также отходит от исторической правды.

«Боярыня Морозова»

Известно, что боярыню Морозову везли на санях, привязанную к стулу. Так и было на набросках картины, но стул мешает добиться динамики, и Суриков усадил Морозову прямо в сани.

Недавно специалисты Русского этнографического музея проанализировали картину «Покорение Сибири Ермаком». С точки зрения этнографии там очень богатый выбор костюмов и деталей эпохи. И обнаружили интересные моменты. Народы, которые там представлены, преимущественно западносибирского происхождения, а костюмы на них – эвенков и нганасанов, которые живут на берегах Енисея. Причем костюмы эти женские, а надеты на мужчин. Видимо, художнику они показались более яркими и красивыми.

Работы художника

  • Боярыня Морозова
  • Взятие снежного городка
  • Переход Суворова через Альпы
  • Покорение Сибири Ермаком
  • Утро стрелецкой казни
  • Меншиков в Березове
  • Степан Разин


Степан Разин


Миланский собор


Покорение Сибири Ермаком

  • Большой маскарад в 1772 году на улицах Москвы с участием Петра I и князя-кесаря И.Ф.Ромодановского
  • Боярышня со скрещенными на груди руками
  • Вечер в Петербурге
  • Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Петербурге
  • Колокольня Ивана Великого и купола Успенского собора
  • Миланский собор
  • Посещение царевной женского монастыря
  • Церковь в селе Дьякове
  • Патриарх Гермоген в молении о низвержении тушинского вора
  • Женский портрет

,

Детство

Живописец родился 28 июня 1577 года в немецком городе Зигене. Его отец работал юристом. Кроме мальчика в семье воспитывалось пятеро детей. Через некоторое время семья сменила место жительства и переехала в Кёльн. Когда Рубенсу было 10 лет, внезапно умер его отец. Мать решила вернуться в родной город Антверпен, расположенный в Бельгии.

Показать таблицу

Справочник по истории
Годы жизни 28 июня 1577 г. — 30 мая 1640 г
Страна Голландия
Жанр Портреты, живопись
Стиль Барокко
Сюжеты Портреты, история, пейзажи

Будущий художник получил хорошее образование. Он изучал каллиграфию и другие предметы в иезуитской школе. В процессе обучения мальчик освоил 7 иностранных языков, интересовался историей и отличался от сверстников феноменальной способностью запоминать важные исторические даты и события.

Союз земли и воды

В 13 лет мальчик стал пажом графини де Лален, проживающей в Ауденарде. За счет меценатов ему удалось продолжить образование.

Через год Рубенс начал заниматься живописью. Первые навыки он получил у голландского художника-пейзажиста Тобиаса Верхахта. Затем он продолжил обучение у фламандского художника Адама Ван Ноорты. После этого амбициозный художник получил приглашение посетить мастерскую Отто ван Вин, восхищавшегося искусством эпохи Возрождения. Благодаря владельцу мастерской Питер Рубенс увлекся антикварным направлением.

Первые шедевры

Московский период жизни сделался поворотным в жизни живописца. Именно в это время Василий Иванович Суриков создает одну из своих самых значительных картин – «Утро стрелецкой казни». Она посвящена одному из страшных эпизодов семнадцатого века, когда молодой Петр Первый, узнав о восстании стрелецких полков, беспощадно с ними расправился и даже сам рубил им головы. Не желая пугать зрителей сценами казни, художник показывает ее преддверие. Первого стрельца вывели на плаху, а на заднем плане видно лицо молодого царя, готового убивать. Прекрасно и подробно расписана разномастная толпа зрителей. Особенно выделяются семьи и дети несчастных стрельцов, которых выволокли смотреть, как будут умирать их близкие. И все это происходит на фоне могучего и зловещего пейзажа Москвы.

К петровским временам художник Василий Суриков обращается и в 1881 году. В дождливые дни он находился с семьей у станции «Люблино». Там он внезапно задумался о ссылке князя Меньшикова. На эту идею его натолкнула тесная крестьянская изба. Он подумал о сильном человеке, взлетевшем на вершину власти и все утратившем. Княжну, завернутую в шубу, он рисовал с собственной жены, которая в это время сильно заболела. На деньги, которые Суриков получил от приобретения картины Третьяковым, он смог съездить за границу и своими глазами увидеть собрания музеев в разных странах.

Все думали, что после смерти жены он уже ничего не создаст

В Петербурге Суриков познакомился со своей будущей женой француженкой по отцу Елизаветой Шаре. Он всю жизнь считал, что ему очень повезло. Елизавета смогла создать комфортные условия для его творчества и родила двух дочерей – Ольгу и Елену.

Портрет Елизаветы Августовны Суриковой, жены художника

Но любимая жена ушла из жизни, когда девочки были еще маленькими. И Суриков не мог простить себе этого всю жизнь. После создания «Боярыни Морозовой» он решил впервые свозить жену в Сибирь и показать родные места. Дальняя дорога на лошадях, пароходами по рекам жарким летом плохо сказалась на здоровье Елизаветы, так как она с рождения страдала пороком сердца. Вернувшись из Красноярска, она тяжело заболела и умерла.

Портрет О.В. Суриковой

Для Сурикова это стало ударом, он каждый день ходил на кладбище, бесконечно заказывал панихиды, много читал Библию, думал о вере и почти не мог писать. Коллеги по цеху тогда решили, что художник больше ничего не создаст.

Спас художника родной брат. Он, никогда не выезжавший из Красноярска, приехал в Москву, чтобы его утешить, занялся племянницами и уговорил его вернуться в Красноярск. На родине брат же подал ему идею написать картину о старинной масленичной забаве «Взятие снежного городка». Эта работа возродила Сурикова. Он свозил ее на выставки в Москву, в Петербург, в Париж. Картина до сих пор путешествует – ее выставляют в разных городах мира.

«Взятие снежного городка»

Работа-загадка и счастливый случай

Именно в училище он встретил преподавателя рисования Гребнева, который первым рассмотрел его талант и стал с ним заниматься, брал с собой на пленэр. Так появилась самая ранняя подписанная работа Сурикова – акварель «Плоты на Енисее». Василию Ивановичу на тот момент было 14 лет. И работа-загадка, отгадать которую исследователи не могут до сих пор – «Синий камень на Енисее». Пытаясь определить, где именно находится этот камень, называют самые разные места.

Затем в судьбе художника произошел еще один интересный и счастливый случай. К этому времени его отец умер, мама с сестрой и братом вернулись в Красноярск. Жить было не на что, и женщина решила сдать второй этаж дома постояльцам.

Первый — хозяйский этаж дома-музея Сурикова

Жильцами оказались дочь губернатора Красноярска Павла Замятина с мужем. Вскоре дочь рассказала отцу, что хозяйский сын очень хорошо рисует, и тот взял его в учителя для своей младшей дочери.

Обнаружив, что парень и правда талантливый, Замятин попросил у него 11 работ и отослал их в Санкт-Петербургскую академию художеств. Оттуда пришел отзыв, что у молодого человека есть задатки, он достоин у них учиться, но обучение платное. Денег у семьи Суриковых не было.

Второй — гостевой этаж дома-музея Сурикова

Тогда губернатор собрал купцов и промышленников и предложил им вскладчину отправить Сурикова на учебу. В те времена это была обычная практика. Бюджета у города практически не было, а дороги, больницы и другие важные объекты возводились за счет меценатов. Купцы не были в восторге от предложения губернатора.

Тогда известный золотопромышленник и меценат Петр Кузнецов сказал, что готов без всякой складчины, на свои деньги отправить молодого художника в Петербург. Вместе с Суриковым Кузнецов отправил еще одного способного человека, Дмитрия Лаврова. Позже Лавров вернулся и стал иконописцем и священником Минусинского уезда.

Петр Кузнецов с семьей

Отрочество и юность в Санкт-Петербурге

Василий Иванович Суриков не относился к людям, которые привыкли отступать. Он пошел учиться в Художественную школу, которую окончил за три месяца. А в 1869 году вновь попробовал стать студентом Академии. На этот раз его попытка завершилась успешно. Биография Сурикова говорит нам о том, что его учителями были как не слишком одаренные художники (зато неплохие педагоги), как Павел Чистяков, так и известные мастера, как Врубель и Серов. За годы учебы молодой живописец получил за свои работы четыре серебряные медали и несколько денежных премий. Дипломная картина художника, посвященная эпизоду из жития апостола Павла, уже несла элементы будущих драматических столкновений разных исторических лиц. Но консервативным преподавателям она не понравилась, и золотой медали Суриков не получил. Поэтому он не смог поехать за границу и стал расписывать храм Христа Спасителя фресками на тему Вселенских соборов. Работа продолжалась около двух лет. Среди первых картин художника были и портреты его благодетелей.

Личная жизнь

Долгое время Василий Суриков приглядывался к внучке декабриста Свистунова. Прекрасную девушку с большими темными глазами звали Елизавета Августовна Шаре. Устоять перед красотой дамы художник не смог, поэтому 25 января 1878 года молодые люди заключили брак. В этом же году у супругов родилась дочь Ольга, а через два года – Елена. Талантливый художник с музой проживали в небольшой квартире, расположенной на Зубовском бульваре.


Портрет жены Василия Сурикова

Счастье было недолгим. Через 10 лет Елизавета Августовна скоропостижно скончалась. Убитый горем муж постоянно посещал супругу на кладбище, забросил творчество. Желание работать пропало у Сурикова. Но в какой-то момент картины вновь вернули к жизни Василия Ивановича.


Василий Суриков с дочерью Ольгой

Дочь Ольга подарила отцу внучку Наталью Кончаловскую. В свою очередь, девушка родила двух известных в современной России людей – кинорежиссера и сценариста Андрея Кончаловского и режиссера Никиту Михалкова.

Творческий путь

В развитии творчества живописца принято различать три основных этапа. Вкратце, это:

  1. Ранняя фаза — до 1620 г
  2. Зрелое творчество (1620-1630).
  3. Поздняя стадия.

С 1600 по 1608 год Рубенс провел в солнечной Италии. Там он выполнил большое количество заказных портретов.

Ранний этап

Большую популярность мэтр приобрел в самом начале своей карьеры. Он вернулся из Италии в связи с полученным печальным известием: в Антверпене умерла его мать. Рубенс очень переживал потерю, у него были мысли стать монахом.

Но он не мог перестать рисовать. Художник регулярно получал заказы от состоятельных горожан. Его попросили начать работу при дворе знаменитого эрцгерцога Альберта в городе.

Битва за Амазонку

Со временем Питер Рубенс стал одним из самых востребованных художников в своем родном городе. Он не только выполнял заказы своего покровителя, но и расписывал стены собора и писал портреты других горожан. Знаменитая картина «Союз земли и воды» родилась в 1618 году. По мнению искусствоведов, в ней явно заметно влияние живописцев из Италии на стиль Рубенса. Главной идеей шедевра было единение города с природой: Антверпена и реки, на которой этот город расположен, Шельды.

Охота на львов

Помимо полотна «Союз земли и воды» (1612-1615), к раннему этапу относятся: «Битва амазонок», «Охота на львов» (обе работы исполнены между 1615 и 1618 годами), «Охота на кабана». «» (1615). Петр любил изображать мифологические сюжеты. Одной из таких картин было «Похищение дочерей Левкипа».

Изображенные люди и животные выразительны, каждый из них как бы находится в динамике. Эту работу сравнивают с работами Микеланджело, которыми художник увлекался во время своей практики в Италии.

Зрелое творчество

Начиная с 1620 года Рубенс стал выполнять заказы, полученные от французской королевы Марии Медичи. Это были полотна исторического жанра. Художнику было поручено выполнить серию работ по украшению помещений нового королевского замка. Вдовствующая королева хотела украсить его эпизодами из своей жизни с умершим королем.

Охота на кабана

Работа над первой серией картин была завершена в 1625 году. Автор не успел завершить вторую серию, посвященную правлению покойного короля. Для придания выразительности картинам мастер использовал аллегорические и мифологические образы.

Похищение дочерей Левкиппа

Всемирно известной картиной из этого цикла стала работа, посвященная приезду французской королевы в Марсель. Мария Медичи на полотне изображена в полный рост. Одетая в нарядное платье, она спускается с галеры на берег, салютует владычице божества стихии в морской пучине. Слава парит над ней в далеких облаках, возвещая всем о прибытии королевы в порт. Сброшенные с корабля веревки привязаны к наядам, которые следуют за своей хозяйкой.

Поздний этап

В конце своей карьеры, в результате многолетней непрерывной работы, живописец заболевает подагрой. Заболевание не поддается лечению и начинает быстро прогрессировать. Но оптимистичный настрой не покидает мастера.

Он писал свои произведения до последних дней своей жизни. Центральной темой этой сцены была деревенская жизнь и природа. Известные картины того времени: «Крестьянский танец» и пейзаж «Крестьяне, возвращающиеся с полей».

Влияние на мир искусства

Рубенс был настоящим художником эпохи барокко. Вежливый, образованный человек, талантливый художник и дипломат, он стал самым известным фламандским живописцем своего времени.

Его картины были очень популярны во всей Европе. Творчество гениального художника внесло большой вклад в развитие живописи европейских стран. Он стал одним из основателей фламандского метода.

Воздвижение Креста

Школа Питера Пауля Рубенса оказала огромное влияние на развитие фламандской живописи. Одним из его последователей был Ван Дейк.

В 2017 году в лондонской Национальной галерее открылся новый раздел, посвященный наследию двух гигантов мира искусства: Рубенса и Рембрандта. Этих мастеров объединяет одно: их влияние на формирование искусства своего времени и на последующие поколения художников.

Увековечение имени


Мемориальная доска на доме на Волхонке, где жил Суриков, ныне — Галерея искусства стран Европы и Америки XIX—XX веков (ГМИИ)


Бюст русского живописца Василия Ивановича Сурикова в Румянцевском саду в Санкт-Петербурге

  • Имя Василия Сурикова присвоено Московскому художественному институту.
  • На родине художника, в Красноярске, в 1954 году поставлен памятник (скульптор Л. Ю. Эйдлин, архитектор В. Д. Кирхоглани), там же в 1948 году открыт дом-музей Сурикова, ныне Музей-усадьба, где в 2002 году был открыт новый памятник (скульптор Юрий Злотя). Собрание живописи и различных предметов краеведческого музея составило основу коллекции при открытии дома-музея.
  • В 1959 году снят историко-биографический фильм «Василий Суриков» режиссёра Анатолия Рыбакова.
  • В честь Сурикова назван кратер на Меркурии.
  • Улицы имени Сурикова в: Липецке, Новосибирске (улица Сурикова), посёлке Сокол в Москве, в с. Сухобузимское Красноярского края, Киеве, Одессе, Иркутске, Кирове, Владимире, Нижнем Новгороде.
  • В Казахстане в городе Рудном есть переулок Сурикова.

В Красноярске:

  • Улица имени В. И. Сурикова;
  • Музей-усадьба В. И. Сурикова (ул. Ленина, 98) с памятником;
  • Художественный музей им. В. И. Сурикова, (ул. Парижской Коммуны, 20);
  • Детская художественная школа № 1 им. В. И. Сурикова, (ул. Ленина, 79);
  • Средняя общеобразовательная школа № 1 им. В. И. Сурикова (Краснодарская ул., 7 б);
  • Художественное училище им. В. И. Сурикова, (Свердловская ул.5);
  • Суриковский сквер с бюстом на ул. Ленина;
  • Сквер с памятником на пр. Мира/ ул. В. Сурикова;
  • Скамья и верстовой столб в месте, где Суриков решил стать художником (на пересечении Енисейского Тракта и ул. Славы).

Речные суда:

  • танкер Василий Суриков — Енисейское речное пароходство;
  • теплоход Василий Суриков — Московское речное пароходство.

В филателии


Почтовая марка СССР, 1948 год


Почтовая марка СССР, 1948 год


Почтовая марка СССР, 1957 год. 200 лет Академии художеств: К. П. Брюллов, И. Е. Репин, В. И. Суриков


Почтовая марка России, 1998 год


Почтовая марка СССР, 1967 год: картина «Боярыня Морозова»

Творчество Сурикова

Свой дар выдающегося живописца-историка Суриков подтвердил в полотнах Меншиков в Березове (1883) и Боярыня Морозова (1887; обе картины – там же), тоже своего рода сложных и в то же время впечатляюще-целостных визуальных романах – о сибирской ссылке некогда могущественного петровского царедворца и об увозе в острог старообрядческой подвижницы. Красочная выразительность деталей сочетается с виртуозностью общей режиссуры.

Всем этим трем «хоровым картинам» (как называл такого рода многофигурные сцены Стасов) не уступает и Взятие снежного городка (1891, Русский музей), посвященное уже целиком современной народной жизни – масленичной игре, представленной как веселая и в то же время сокрушительно-грозная стихия.

Последующие «хоровые» полотна (Покорение Сибири Ермаком, 1895; Переход Суворова через Альпы, 1899; Степан Разин, 1903–1907; все в Русском музее) уже представляют определенного рода спад. Эпические сцены экспансии России в Сибири, антифранцузской кампании в Швейцарских Альпах и, наконец, эпизод из жизни любимого героя народных песен написаны виртуозно, но уже без того сложного и полифоничного драматизма, который отличает лучшие произведения мастера.

В последнем случае мастер всецело примыкает к стилю модерн в его религиозном варианте.

Лучшие вещи Сурикова всегда выделялись своим замечательным – в высшей мере конструктивным, а не только декоративным – колоритом. Цветовой экспрессией впечатляют его поздние акварели, в особенности созданные в Испании, куда он в 1910 ездил со своим зятем, художником П.П.Кончаловским. Умер Суриков в Москве 6 (19) марта 1916.

Техника и стиль

В рисунках Рубенс проявил уникальный дар, привнеся через них в повседневную жизнь яркие краски, оригинальность и вкус. Рисуя свои первые картины, художник сумел подчеркнуть свой характерный стиль: он тщательно прорисовывал детали пейзажа и фона, которые были на заднем плане портрета мужчины. Художник перенес в свои картины технику итальянских мастеров-живописцев.

Этюд головы девушки Клара Серена Рубенс — дочь Рубенса от первой жены Изабеллы Брант

На протяжении всей своей карьеры живописец постоянно находился в поиске: собственного художественного стиля, новых решений передачи цвета, способов придания объема и формы. К каждому заказу он относился с особым страхом и всегда находил неповторимый подход к написанию будущих шедевров.

Критика

В академических кругах Сурикова долгое время критиковали за скученность композиций, за «кашу» из лиц персонажей, презрительно называли его полотна «парчовыми коврами». Однако «Мир искусства» увидел в этих так называемых пороках именно достоинства суриковской живописи. Глава направления А. Н. Бенуа хвалил Сурикова за всё что есть в его живописи не западного, сугубо национального, за то, что «он рядом с Васнецовым внял заветам древнерусских художников, разгадал их прелесть, сумел снова найти их изумительную, странную и чарующую гамму, не имеющую ничего похожего в западной живописи».

Предки

Известно, что живописец происходил из казачьего рода. Его предки пришли в Сибирь вместе с ее первым покорителем, Ермаком. Родом они были с Дона, и есть сведения, что Суриковы упоминаются среди основателей Красноярска, где и родился художник. Биография Сурикова неотъемлема от истории России. В честь двоюродного деда живописца был назван Атаманский остров на Енисее. Другой предок Сурикова служил сотником в Туруханске. Это был его родной дед. Отец художника, Иван Васильевич, работал коллежским регистратором, а девичья фамилия матери — Торгошина. Это известная с семнадцатого века семья. Она тоже была родом из казачьей станицы.

Биография Василия Сурикова

Суриков родился 12 (24) января 1848 года в Красноярске, он принадлежал к роду казаков, которые пришли в Сибирь с Дона с Ермаком еще в 16 веке. Крещён 13 января во Всех-Святской церкви. Дед — Василий Иванович Суриков (умер в 1854 году), двоюродный брат деда — Александр Степанович Суриков (1794—1854), был атаманом Енисейского Казачьего полка. Был он силы непомерной. Как-то в бурю оторвался от берега казачий плот, атаман бросился в реку, схватил бечеву и, как в былине богатырь, вытащил плот на берег. В его честь назван остров Атаманский на Енисее. Дед Василий Иванович Торгошин служил сотником в Туруханске.

Отец — коллежский регистратор Иван Васильевич Суриков. Мать — Прасковья Фёдоровна Торгошина — родилась 14 октября 1818 года в казачьей станице Торгошино под Красноярском (современное название Торгашино). В 1854 году отца перевели на службу в акцизное управление в село Сухой Бузим (в настоящее время Сухобузимское, Сухобузимский район Красноярского края).

Дочь Сурикова Ольга была замужем за художником Петром Петровичем Кончаловским. Его внучка Наталья Кончаловская была писателем, среди её работ — биография деда «Дар бесценный». Её дети — правнуки Василия Сурикова: Никита Михалков и Андрей Кончаловский. Правнучка — Ольга Семёнова.

Примечания

. В.И. Суриков, Письма, стр. 20. Письмо от 16 сентября 1869 г. На академической выставке 1869 г. среди других произведений экспонировалась картина А. Куинджи «Вид Исаакиевского собора при лунном освещении», автор которой некоторое время работал в мастерской Айвазовского, был принят в Академию вольнослушателем за год до Сурикова и впоследствии столь прославился мастерским изображением лунного света. Сурикова, полного уверенности в своих силах, картина Куинджи могла не напугать трудностью задачи, а скорее, наоборот, раззадорить.

. См.: В.И. Суриков, Письма, стр. 21. Письмо от 5 ноября 1869 г.

. Петр I родился 30 мая 1672 г., в день, когда по церковному календарю празднуется Исаак Далматский; в ознаменование дня рождения Петра I в 1768 году и был заложен Исаакиевский собор.

. Максимилиан Волошин, Суриков. — «Аполлон», 1916, № 6—7, стр. 54.

. В.И. Суриков, Письма, стр. 27—28. Письмо от 6 июля 1870 г.

. См.: В.И. Суриков, Письма, стр. 27. Письмо от 17 июня 1870 г.

. В.И. Суриков, Письма, стр. 28. Письмо от 5 сентября 1870 г.

. «Голос» от 30 сентября 1870 г. На стр. 2 сообщение: «Сегодня 29 сентября открылась годичная выставка в Академии художеств».

. 5 октября 1870 г. шел снег с 8 до 11 утра («Летопись Главной Физической обсерватории, издаваемая Вильдом за 1870 год», Спб., 1870, стр. 11).

. В.И. Суриков, Письма, стр. 30. Письмо от 3 ноября 1870 г.

. 1870. Х., м. 53,5×71,5. Красноярский краевой музей. Суриков сделал с этой картины штриховой рисунок пером, дающий представление о лунном свете и тенях на снегу (см. «Художественный автограф». Выставка императорской академии художеств в 1870 г. Спб., 1870, л. 14).

. 1870. Х., м. 52×71. Русский музей.

. Приезд в Петербург прусского короля Вильгельма I. 1870. Х., м. 11×21,8. Собрание семьи художника.

. ЦГИАЛ, фонд 759, год 1873, опись 8, д. 238. «Сведения о занятиях до конкурса и особые замечания», л. 24.

. ЦГИАЛ, фонд 759, год 1869, опись 6, д. 150. «Суриков Василий Иванович». Заявление от 23 августа 1871 г., документ № 1604. Разрешение было дано.

. 1871. Б., сепия, акв., процарапывание. 16,8×21,6. Третьяковская галлерея.

. 1871. Б., акв. 13,3×22,3. Третьяковская галлерея.

. 1871. Б., акв. Собрание семьи художника.

. Барская прогулка. 70-е гг. Б., акв. Собрание семьи художника.

. Видимо, Суриков для кого-то увеличивал эту удачную акварель — она разграфлена на клетки.

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница

Примечания

. Архив Государственного Исторического музея. Дело по канцелярии Главного архитектора «Комиссии по построению храма Христа в Москве», т. 3, ед. хр. 2, л. 4, 12.

. ЦГИАЛ, фонд 789, год 1876, опись 6, д. 150. Личное дело Сурикова.

. В Русский музей они попали из музея Академии художеств. Эскизы писаны маслом по холсту, наклеенному на картон.

. Фотографии хранятся в фототеке Третьяковской галлереи.

. Точнее их называть настенные картины, чем фрески, поскольку они были написаны масляной краской по сухой, специально прогрунтованной штукатурке.

. В.И. Суриков, Письма, стр. 45. Письмо от 22 апреля 1877 г.

. М.С. Мостовский, История храма Христа Спасителя в Москве, М., стр. 161, 162.

. См.: «Всемирная Иллюстрация», № 750 за 1883 г., стр. 418.

. «Он хотел из своей империи создать военную Византию — отсюда его «народность и православие», холодные, как петербургский климат», — писал Герцен (А.И. Герцен, Собр. соч., т. VIII, Пг., 1919, стр. 54).

. «Всемирная Иллюстрация», № 1260 за 1893 г. Вспоминая впоследствии одно из таких огромных бездушных полотен В.П. Верещагина «Рождество», Суриков рассказывал: «Когда писал Верещагин эту картину в Храме Христа-Спасителя, заходит туда П.П. Чистяков, увидел картину и говорит: «Это не рождество, а торжество жженной Тердисени», — так насмешливо назвал Чистяков злоупотребление жженной сиеной. — Раздался общий хохот (см. «Воспоминания М.А. Рутченко». Приложение к книге А.Н. Турунова и М.В. Красноженовой «В.И. Суриков», стр. 126).

. Письмо И. Аксакова К. Победоносцеву от 15 февраля 1882 г. «К.П. Победоносцев и его корреспонденты», т. I, М. — Пг., ГИЗ, 1923, стр. 277.

. Максимилиан Волошин, Суриков. — «Аполлон», 1916, № 6—7, стр. 55.

. Из письма М.А. Рутченко от 20 апреля 1936 г. Цит. но кн.: А.Н. Турунов и М.В. Красноженова, В.И. Суриков, стр. 126.

. Государственный Исторический музей, фонд 235, ед. хр. 2, л. 187, 189.

. Государственный Исторический музей, фонд 235, ед. хр. 3, л. 25.

. Государственный Исторический музей, фонд 235, ед. хр. 3, л. 31.

. Государственный Исторический музей, фонд 235, ед. хр. 3, л. 61.

. Государственный Исторический музей, фонд 235, ед. хр. 3, л. 71—76.

. Государственный Исторический музей, фонд 235, ед. хр. 3, л. 125.

. Государственный Исторический музей, фонд 235, ед. хр. 3, л. 1318.

. Запись беседы с П.П. Кончаловским от 24 октября 1954 г.

. Рисунок этой миниатюры был воспроизведен в курсе лекций проф. И. Горностаева для студентов Академии художеств «Византийское искусство, живопись и скульптура», стр. 300—301.

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница

Вера есть дар и талант, не имеющего этого дара – не научить

Самая любимая картина художника – «Меншиков в Березове». Композицию он подсмотрел случайно. Вернулся домой в дождливый день и увидел жену и детей, сидящих за столом у окна. Перебирая образы, он вспомнил сосланного при Петре I Александра Меншикова.

Натурщицей, с которой художник писал младшую дочь Меншикова, смертельно больную Марию, стала жена художника, которая тоже в это время себя очень плохо чувствовала. На картине видно, насколько девушка бледна.

«Меншиков в Березове»

Последней большой работой художника стала картина «Благовещение». Подлинник находится в Красноярске, в Художественном музее имени В.И. Сурикова. Здесь он предельно лаконичен: архангел Гавриил протягивает руки к Богоматери.

На одном из альбомов своих рисунков Суриков пишет:

«Благовещение»

Последний раз Василий Суриков приезжал в Красноярск в 1914 году. Хотел остаться в Сибири, но началась война, его зять Петр Кончаловский был мобилизован, и художник решил вернуться к дочери и внукам.

В 1915 году он поехал в Крым, чтобы поправить здоровье. Пребывание на солнце усугубило наследственную проблему с легкими. Вернувшись, он тяжело заболел и 6 марта 1916 года умер.

На сегодняшний день еще нет полного каталога произведений Сурикова. В советское время Владимир Кеменов пытался его создать и включил туда более 2 000 названий. Но там нет многих работ, которые сегодня уже известны.

Фигура художника в бронзе выставлена в доме-музее

Сейчас специалист Красноярского художественного музея им. Сурикова Татьяна Резвых работает над созданием такого каталога. В него уже включены исторические, бытовые картины, этюды и эскизы к ним, книжные иллюстрации. До сих пор мало говорилось о том, что Суриков иллюстрировал произведения Пушкина и Лермонтова, у него есть и книжная графика. Так что исследователям еще предстоит большая работа по изучению наследия художника.

Светлана Хустик

Фото из архива Красноярского краеведческого музея

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

ПОМОЧЬ

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: