ЗАПЕЧАТЛЁННАЯ ЖИЗНЬ
Вершиной в передаче Ван Гогом реальной повседневной жизни стала его картина «Едоки картофеля», написанная в 1885 году, о которой он писал своему брату Тео: «Я хотел подчеркнуть, что эти люди, сидящие за убогим столом при свете керосиновой лампы, вырастили картофель своими руками, теми самыми, которыми они берут его сейчас из блюда, и тяжелым трудом честно заработали своё пропитание».
В противовес художникам, идеализировавшим сельскую жизнь, например тому же Брестону, Ван Гог создает мрачное полотно, воссоздавая неприглядный, но удивительно мощный образ нищеты — которая была так хорошо знакома художнику на протяжении всей его жизни.
Автопортреты
Ван Гог написал более 40 автопортретов, которые можно сравнивать по мастерству с автопортретами Рембрандта, которого Винсент любил больше всех старых мастеров. Правда, если Рембрандт писал свои автопортреты в течении сорока лет, то все автопортреты Ван гога написаны им всего за пять последних лет жизни.
Винсент писал себя в столь различных состояниях, что эти портреты кажутся написанными с различных людей. Это ярко прослеживается на следующих двух примерах (автопортрет 1887 года и 1888 года). Художник сам писал в одном из писем к своим сестрам: «Я хочу подчеркнуть факт, что один и тот же человек может быть изображен совершенно по-разному… при этом художник может добиться гораздо большего сходства, чем фотограф».
Импасто
Ван Гог, как правило, накладывал краску на полотно таким густым слоем, что при этом оставались видны все следы кисти. Эта техника позволяла ему добиваться богатой фактуры, как, например в его картине «Коровы» 1890 года или в картине «Морской пейзаж в Сент-Мари» 1888 года. В живописи такой технический приём называется импасто. Им пользовались многие импрессионисты, чему способствовали краски в металлических тюбиках, появившиеся впервые в 1840 году. Краска в тюбиках была гуще, чем прежде, что позволяло выдавливать её прямо на холст из тюбика, не опасаясь, что она расплывётся. Кроме того, такая краска, смешанная не вручную, а машинным способом (ещё одно нововведение), отличалась большей однородностью, что также помогало работать в технике импасто.
Техника импасто, которой пользовался Ван Гог, отличалась от подобной техники, которой пользовались импрессионисты. Его мазок был более выразительным и энергичным, чем у импрессионистов, и это, скорее всего, было связано с любовью Ван Гога к творчеству Адольфа Монтичелли (1824-1886 гг.), чьи работы он открыл для себя в 1886 году. Некоторые из картин Монтичелли настолько густо покрыты краской и выдержаны в такой фактуре, что их порой можно принять за творения человека с расстроенной психикой. В 1890 году Винсент и Тео способствовали выходу в свет первого альбома Монтичелли. В сопроводительном тексте художник был назван гением и совершенно здравым в психическом отношении человеком.
Рождение и семья
Винсент появился на свет в южной нидерландской провинции Северный Брабант, которая расположена около границы с Бельгией. Там была маленькая деревушка Грот-Зюндерт, где 30 марта 1853 года и родился будущий великий художник.
Его отец, Теодор Ван Гог, 1822 года рождения, был протестантским пастором. Мама, Анна Корнелия Карбентус, была родом из Гааги, что расположена на западе Нидерландов. Её отец переплетал и продавал книги.
Всего в семье родилось семеро детей, Винсент был вторым, но самым старшим, потому что первый ребёнок умер. Имя Винсент, означающее «победитель», предназначалось первому сыну, мать с отцом мечтали, что он вырастет, станет успешным в жизни и прославит их род. Так звали дедушку по линии отца, который всю жизнь служил в церкви протестантов. Но спустя полтора месяца от рождения ребёнок умер, его смерть стала тяжёлым ударом, родители были безутешны в своём горе. Однако прошёл год и у них родился второй малыш, которого решено было снова назвать Винсентом в честь умершего братика. Он и стал тем великим победителем, который принёс славу фамилии Ван Гог.
Спустя два года после рождения Винсента в семье появилась девочка Анна Корнелия. В 1857 году родился мальчик Теодорус (Тео), который впоследствии стал известным в Голландии торговцем картин, в 1859 году сестра Элизабет Губерта (Лиз), в 1862 году ещё одна сестрёнка Виллемина Якоба (Вил), а в 1867 году мальчик Корнелис (Кор).
Краткая биография Винсента Ван Гога
Винсент Виллем Ван Гог (1853–1890) — знаменитый художник-постимпрессионист.
Винсент Ван Гог. Автопортрет
Начало жизни
Ван Гог родился в деревне Грот-Зюндерт, которая находится в южной части Нидерландов. Его отец был священником, а мать принадлежала к известной семье, занимавшейся изготовлением книг. Винсента назвали в честь его деда.
В детстве Винсент был достаточно трудным ребенком, он имел странные манеры, был очень своенравным, его часто ругали и наказывали. Он был не единственным ребенком в семье. Из всех детей гувернантка менее всего выделяла его и считала, что он ничего не добьется в жизни.
В семилетнем возрасте он пошел учиться в школу, но проучился там всего год, после чего обучался дома. Через несколько лет его отправили в еще одну школу. Его нахождение вдали от дома явилось для него сильной эмоциональной травмой.
В школе ему легко давались иностранные языки, там же он учился рисовать. В 1868 году он внезапно бросает учебу и приезжает домой.
Ван Гог — художник
Увлечение рисованием помогало Винсенту спасаться от частых депрессий. В 1880-х годах Ван Гог влюбился в свою кузину, что принесло много проблем и недовольства со стороны его родственников, которые заставили его уехать. Тогда он уехал в Гаагу, где всерьез занялся живописью.
Там он пытался создать семью, пожалев и позвав к себе жить Христин, беременную уличную женщину с детьми. К тому же для него было плюсом появление модели для его картин. Но она обладала сложным характером и их сожительство продлилось недолго.
Тогда он переехал в Дренте, где писал очень много пейзажей, но большую часть его картин составляли простые люди, занятые работой. Одной из таких картин является картина «Красные виноградники».
Звездная ночь. Ван Гог.
В 1886 году Ван Гог уехал в Париж, где начался его самый плодотворный период творчества. В этот период его картины стали светлее и добрее. Тогда появились такие картины как «Мост через Сену», «Море в Сент-Марье», «Папаша Танги».
Последние годы
Творчество Ван Гога сильно возвысилось, но его картины по прежнему не хотели покупать, это сильно ранило художника. В 1888 году он переехал в Арль. Там он пытался разработать свою собственную технику рисования. Он хотел открыть мастерскую для обучения будущих художников.
Он хотел, чтобы ему помог Поль Гоген, но в дальнейшем имел с ним много конфликтов, однажды даже бросился на него, после чего попал в психиатрическую больницу.
После этого он был отправлен в Сен-Реми-де-Прованс, где написал более 150 картин, в числе которых есть такая известная картина как «Звездная ночь».
Автопортрет с отрезанным ухом. Ван Гог
Существует легенда, что после создания этой картины художник отправился на пленэр для написания новой картины и выстрелил в себе в сердце из револьвера, которым он отпугивал птиц во время работы. Пуля прошла ниже сердца, но вскоре он умер от кровопотери.
Со слов брата Винсента, последними словами Ван Гога было: «Печаль будет длиться вечно».
Серия » Подсолнухи Арля»
— Винсент Ван Гог, Общая переписка: Том III, Галлимар, Париж, 1990 г.
Эскиз идеи триптиха, письмо Тео Ван Гогу.
В Август 1888 г., , Винсент Ван Гог создал картину, изображающую вазу с двенадцатью подсолнухами, а также вазу с четырнадцатью подсолнухами, согласно его описаниям, но в которой соответственно четырнадцать и пятнадцать цветов. Для удобства и уважения предпочтительно использовать названия, которые он сам дал своим картинам . Эти две последние картины из серии лета 1888 года художник всегда считал подвесками; Позднее он даже подумал о том , чтобы поставить их в рамку рядом с «Берсёзом» (Августин Рулен) , чтобы создать триптих, символизирующий благодарность.
Несмотря на то , что это третья из его натюрмортов в холст , масло подсолнечника в вазе, он подводит итог в письме к своему брату Тео , датированный22 августа 1888 г. : «У меня есть 3 холста в процессе: 1) 3 больших цветка в зеленой вазе, светлый фон (холст из 15), 2) 3 цветка, цветок в семени и с листьями и кнопка на королевском синем фоне (холст из 25), 3) двенадцать цветов и бутонов в желтой вазе (холст из 30). Таким образом, последний из них ясен и, я надеюсь, будет лучшим. Я, наверное, не буду останавливаться на достигнутом. » . К сожалению, поскольку цветы поблекли, Винсент больше не будет создавать новую сюжетную композицию. Он будет вызывать только повторения двух последних букетов, нарисованных вЯнварь 1889 г..
Серия 1888 г. была изготовлена в таком порядке:
Поль Гоген и подсолнухи
Поль Гоген, Винсент Ван Гог, рисующий подсолнухи , 1888 г.
Первоначально Ван Гог разработал эту серию с целью украсить свою студию, которой он собирался поделиться с Полем Гогеном . «В надежде жить в нашей мастерской с Гогеном, я хотел бы сделать украшение для мастерской. Ничего, кроме больших подсолнухов. Наконец, если я выполню этот план, будет дюжина панелей. Таким образом, все это будет симфонией синего и желтого цветов. Я работаю там каждое утро с восхода солнца. Потому что цветы быстро вянут, и вы должны делать все за один присест. «
Поль Гоген переехал в Желтый дом с Винсентом Ван Гогом из23 октября 1888 г.. Он будет впечатлен двумя последними полотнами с подсолнухами, которые Винсент наконец повесил в своей комнате. К большому удовольствию голландского художника: он скажет о последнем на желтом фоне, что это «идеальная страница в стиле Винсента» . У этих двух художников иногда очень разные концепции искусства, что порождает между ними много споров и приводит к уходу Поля Гогена.25 декабря 1888 г.. Несмотря ни на что, он по-прежнему восхищается этой серией и в письме просит у него холст с желтым фоном… в чем Ван Гог ему отказывает.
Устроив и доставив Гогену «удовольствие определенной силы» , Ван Гог, тем не менее, нарисует в конце января копию каждого из оригиналов комнаты Гогена с целью обмена с ним «абсолютно равноценные повторы. . и тому подобное «. Он пишет это Тео в своем письме28 января 1889 г.что, между прочим, говорит нам, что Ван Гог имеет «2 доказательства» каждого, как и в случае с Колыбельной . Поэтому у него нет другой копии на этот день: «Я думаю, что уже сказал вам, что вдобавок у меня есть холст« Колыбельная », именно тот, над которым я работал, когда меня прервала болезнь». Из этого у меня также есть сегодня 2 доказательства. »
Два повтора, нарисованные для Гогена:
Седьмой холст Подсолнухи или третьего повторения, копия версии Национальной галереи, допрошенных многими экспертами , начиная с середины 1990-х годов, поэтому не окрашены Ван Гога до этой даты, вопреки тому , что «поддержал его защитники , которые, пренебрегая Подсчет Ван Гога предполагал достижение вДекабрь 1888 г..
Ваза с пятнадцатью подсолнухами , без даты, Музей Сомпо, Токио, Япония
Цветовая задумка художника
Главный смысл картины — передача покоя. Для Ван Гога эта картина была выражением «идеального отдыха» или «сна». Как он писал своему брату Тео: «Стены бледно-лиловые, пол в битом и выцветшем красном, стулья и кровать хром-желтые, подушки и простыня бледно-лимонно-зеленые, покрывало кроваво-красное, туалетный столик оранжевый, умывальник синий, окно зеленое. Я хотел выразить полный покой всеми этими очень разными тонами». Есть мнение, что столь контрастные цвета и оттенки стали результатом многолетнего обесцвечивания и износа. Например, стены и двери изначально были фиолетовые, а не синие. А с другой стороны, есть психологический аспект: чувство покоя в картинах, полных движения, является результатом своего рода катарсического процесса. Проецируя движение на природу, художник сам освобождается от напряженности и обретает покой.В цвете Ван Гог играл с конкурирующими центрами резкого контраста:- смешение светло-желтого с ярко-красным — это самая сильная цветовая нота на картине,- зеркало в черной рамке с интенсивным светом — самый яркий тон во всей работе.Внутри этой системы есть интересные чередования тонов — желтый и оранжевый цвета мебели, зеленый и желтый цвета окон.Через эти различные цвета Ван Гог обращается к своей любимой стране Японии, к ее креповой бумаге и ее печатным изданиям. Он объяснил: «Японцы жили в очень простых интерьерах, великие художники жили в этой стране». И хотя, по мнению японцев, спальня, украшенная картинами и мебелью, на самом деле уже не так проста, для Винсента это была «Пустая спальня с деревянной кроватью и двумя стульями». Композиция практически полностью состоит из прямых линий.
Ван Гог: свободное выражение чувств через цвет
Ван Гог начал с работы в церкви, а закончил в психбольнице. В уроке разберемся в художественном пути Ван Гога: как картины отражали каждый этап его жизни.
Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве
с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории
и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Алина Аксёнова
Историк искусства, автор книг «Искусство ХХ века. Ключи к пониманию» и «История искусства
Просто о важном», более 9 лет проводила лекции и экскурсии в ГМИИ им. Пушкина.
Винсент Ван Гог
1. Пшеничное поле с воронами, 1890
2. Садовник, 1889
3. Ирисы, 1890
4. Натюрморт с тарелкой лука, 1889
5. Желтый дом, 1888
6. Церковь в Овере, 1890
Наш герой в этой части — Винсент Ван Гог. Но прежде чем мы расскажем, как узнавать его работы, давайте попробуем догадаться самостоятельно и описать их.
Проанализируйте, какие особенности тут заметны? Какие ощущения вызывают его картины?
Телеграм-канал
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Винсент Ван Гог был голландцем по происхождению, это очень повлияло на его творчество — выбор тем и манеру письма.
Правда ли, что Ван Гог за всю жизнь не продал ни одной картины? Отвечаем — нет, он продал множество картин, как своих, так и чужих. Младший брат Ван Гога — Тео, был арт–дилером и работал на крупную парижскую компанию по продаже искусства. Под покровительством Тео Винсент научился продавать картины и получил место в фирме. Так Винсент Ван Гог стал дилером, и довольно успешным – он умел убеждать людей и хорошо разбирался в искусстве.
Однако он быстро потерял интерес к этому занятию и захотел стать священником, как его отец. Он проучился на миссионерских курсах и даже недолго проработал проповедником. Но он также быстро бросил и это занятие и посвятил себя живописи.
Но, фактически, Ван Гога все время содержал его брат Тео, именно благодаря его помощи Винсент мог всю жизнь заниматься живописью.
Темы. Главные темы в творчестве Ван Гога традиционно голландские: портрет, натюрморт, жанровые сцены в интерьере, изображения деревни и крестьян за работой.
️ Манера. На живописную манеру Ван Гога сильно влияло его окружение и душевное состояние. Именно поэтому нагляднее всего разобрать ее в развитии — от самых первых картин до переезда в Париж до последних работ перед гибелью.
Винсент Ван Гог. Автопортрет, 1887
Утагава Хиросигэ. Внезапный летний ливень над мостом Охами в Атакэ, 1857
Немного отвлечемся от Ван Гога и чуть подробнее разглядим героев из видео выше — японских художников Хиросигэ и Хокусая.
Попробуйте отличить их работы в нашем тренажере — не бойтесь ошибаться, только так можно узнать правильный ответ
Ранние работы Ван Гога написаны под влиянием голландской живописи — пейзажей и крестьянского жанра. Они написаны в гармоничной, спокойной манере с использованием темной «музейной» палитры — черных, коричневых, серых цветов.
Примеры:
1. Девушка с граблями, 1883
2. Портрет крестьянки, 1885
3. Посадка картофеля, 1884
4. Фермерский дом, 1883
Дальше Ван Гог на три года переезжает в Париж и попадает под влияние своих знакомых — импрессионистов. Он начинает писать на пленэре, его палитра осветляется и в ней появляются яркие оттенки фиолетового, красного, зеленого, желтого. Ван Гог пробует разные манеры письма: плоские мазки, раздельные точки, короткие линии.
Примеры:
1. Вид из окна мастерской, 1887
2. Автопортрет, 1887
3. Мост через Сену, 1887
4. Кафе Тамбурин, 1887
В 1888 Ван Гог уезжает из Парижа в Арль, где он приходит к своей индивидуальной манере и пишет картины, которые прославили его на весь мир. Его палитра становится еще более экспрессивной и насыщенной, он пишет длинными закручивающимися мазками, штриховкой. Картины этого периода самые эмоциональные, тревожные и беспокойные — ведь именно в это время душевное здоровье Ван Гога ухудшается и он попадает в психиатрическую лечебницу.
Примеры:
1. Красные виноградники в Арле, 1888
2. Кипарисы, 1889
3. Ночное кафе в Арле, 1888
4. Комната в Арле, 1889
Последний год своей жизни Ван Гог проводит в уединении под присмотром доктора Гаше. Хотя его манера письма и палитра становятся менее драматичными, работы производят меланхоличное и гнетущее впечатление.
Примеры:
1. Белый дом ночью, 1890
2. Хижины, 1890
3. Пшеничное поле, 1890
4. Портрет доктора Гаше, 1890
Винсент Ван Гог. Ветка цветущего миндаля, 1890
Утагава Хиросигэ. Соловей на цветущей ветке, 1847
Кажется, что картины Ван Гога очень узнаваемы — но смогут ли вас запутать работы его раннего периода? Давайте проверим с нашим традиционным тренажером.
Винсент Ван Гог. Кресло Гогена, 1888
НЕИСТОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Ни один выдающийся художник не сумел написать так много за столь короткое время, как Ван Гог. Карьера художника продолжалась всего десять лет, однако он сумел оставить нам около 800 своих картин и бесчисленное количество рисунков. Это кажется тем более удивительным, если вспомнить, что первую половину и без того короткого срока, отпущенного Ван Гогу судьбой, он провел в творческих поисках и лишь в последние пять лет жизни начал писать на самом деле выдающиеся картины. Большинство его гениальных работ создано именно в последние два-три года жизни — подобного ни до ни после Ван Гога история живописи не знала.
Лечебница Сен-Реми, прорыв в творчестве и самоубийство: «Живопись — это единственное, что связывает прошлое и настоящее » (1889-1890)
«Я не могу точно описать, что чувствую. Иногда это приступы тревожности без причины или ощущение пустоты и усталости в разуме» — в таком состоянии Винсент приехал в лечебницу в Сен-Реми. Здесь он познакомился с тяжело больными, вопли которых часто разносились по коридорам здания. Зверинец — так художник назвал свой новый дом.
Но странно: Ван Гог даже воспрянул духом! Он увидел, что есть состояния, гораздо хуже его собственного, понял, что должен и может справиться со своим недугом, чтобы вернуться в мир и творить. Природа располагала к живописи, да и лечащий врач оказался славным малым — Винсент испытывал к нему тёплые чувства и даже нарисовал несколько портретов.
Со временем ему было разрешено прогуливаться по окрестностям монастыря. Ван Гог писал много и в своём узнаваемом стиле: импрессионисты отвергнуты, академические уроки забыты. Особенно ему нравились кипарисы: он писал деревья тёмными густыми красками и вытягивал их через весь холст к небу.
Кипарисы и две женщины, 1889
Он писал матери: «И вот причина, почему в моих нынешних работах можно наблюдать гармонию: живопись — это нечто само по себе. В прошлом году я где-то прочёл, что написать книгу или создать картину — это то же, что и вырастить ребенка… Живопись — это единственное, что связывает прошлое и настоящее для меня».
С наступлением осени и холодов состояние ухудшилось. Винсент упорно продолжал работать и корил себя за то, что сидит на шее у Тео, оплачивающего его пребывание в больнице. Накануне Рождества у художника вновь случились приступы, однако не такие сильные, как первые. После одной из вспышек Винсент в порыве написал картину «Звездная ночь», любуясь пейзажем из окна.
«Звездная ночь», Винсент Ван Гог, 1889
Неожиданно в одном из европейских журналов появилась большая статья художественного критика Альбера Орье, где он восхищался картинами Ван Гога, называя их «странными, насыщенными, горячечными творениями» и воспевая «его глубокую, почти детскую искренность». Винсент был удивлён, думая, что не заслуживает таких похвал. Неужели его труд наконец-то признали и оценили?
В душе Винсента неспокойно. Волнами накатывали приступы, он бредил и буйствовал, а в моменты облегчения ничего не помнил. Картины «Прогулка заключенных» и «На пороге вечности» отражают его внутренние переживания. Почему он ходит по кругу в темноте? Есть ли выход? Что ждёт дальше? Он писал Тео: «Ты видишь, я пытаюсь быть добродушным, но моя жизнь подорвана, мой шаг сбивается». Психическое расстройство приобрело затяжной и неконтролируемый характер.
27 июля 1890 года Винсент, как обычно, отправился на прогулку. Он долго бродил под палящим солнцем, дождался наступления ночи и выстрелил из пистолета себе в живот. Щелчок. Зачем мучаться дальше? Но убить себя не получилось. Художник прожил ещё два дня: много курил, не желал общаться с полицией и рассуждал о жизни с Тео, который приехал к брату первым же поездом. Тридцатисемилетний Винсент Ван Гог умер от потери крови на рассвете 29 июля 1890 года.
7. Едоки картофеля
«Едоки картофеля» — одно из самых известных произведений Ван Гога. Лица крестьян, сидящих за столом – простые и открытые. Отблески керосиновой лампы, блюдо с картофелем, стаканы с ячменным кофе – художник показывает всю правду жизни. Винсент скуп в красках и выразительных средствах, делает акцент на сложном труде и скромном вознаграждении.
Некоторые пытаются разглядеть изображение сатиры и желание показать людей в полудикости. Но Ван Гог глубоко уважал людей, которые ему позировали – семейство де Гроот. Главной задачей мастер считал передать атмосферу тяжелого крестьянского быта и труда. Художник создал аж 12 этюдов, прежде чем остался доволен результатом.
Работа в торговой фирме и миссионерская деятельность
Так сложилось что представители мужского пола в роду Ван Гогов по традиции были либо духовными пастырями, либо коммерсантами произведений искусства. Поэтому 1869 году практически сразу после возвращения домой он становится кадровиком гаагского предприятия «Гупиль и Ко» специализировавшейся на продаже произведений искусства. Обладая неподдельным интересом к мастерству изображения окружающей среды Винсент становится завсегдатаем в творческих домах и галереях обогащая свой внутренний мир полотнами Жана-Франсуа Милле и Жюля Бретона. В следствии каждодневных посещений таких заведений в которых хранились прекрасные творения различных исполнителей он начал хорошо ориентироваться в живописи и рисунке и понял их значимость в жизни человека.
В 1873 году он получает повышение по службе и меняет место проживания и заработка на Лондонский филиал где он проводит два года упорного труда. Во время этого периода впервые в жизни Винсент получает отказ в ухаживаниях от дочери квартиросъёмщицы в Лондоне которая была предметом воздыхания рисовальщика такое событие подкосило его уверенность в себе. Тень этой неудачи следовала по пятам художника все не долгие годы его жизни. Сердечные травмы с подвигли Винсента к изучению богословия в Амстердаме которое он так и не окончив бросил, став проповедником в бедном шахтерском городке в Бельгии, Боринаже. Его чрезмерное рвение в помощи людям сыграло с ним злую шутку, церковь решив, что он слишком эксцентричен отстраняет его и накладывает запрет на его проповеди.
Винсент Ван Гог. «Утро. Идущие на работу»
Спальня в Арле (1888) Винсента Ван Гога в контексте
В статье ниже мы начнем с краткого контекстуального анализа, рассмотрим, когда и где Винсент Ван Гог написал свою «Спальню в Арле» и почему она была так важна для него. Затем мы обсудим формальный анализ, рассматривая использование Ван Гогом цвета, кисти и перспективы.
Спальня в Арле (1888), Винсент Ван Гог, Музей Ван Гога, Амстердам; Винсент Ван Гог, Общественное достояние, через Wikimedia Commons
Две другие версии были написаны в 1889 году и также выполнены маслом на холсте. Кроме того, Ван Гог сделал наброски, которые он отправил в письмах своему брату Тео Ван Гогу, а также Полю Гогену. Вторая версия размером 72 x 90 см хранится в Чикагском институте искусств в США.
Слева: Спальня (1889) Винсента Ван Гога, Художественный институт Чикаго; Винсент Ван Гог, общественное достояние, через Wikimedia Commons | RIGHT: Спальня Ван Гога в Арле (1889), Винсент Ван Гог, Музей д’Орсэ, Париж; Винсент Ван Гог, Общественное достояние, через Wikimedia Commons
Третья версия размером 57,5 х 74 см хранится в Музее д’Орсэ в Париже, Франция. Это уменьшенная версия, которую Ван Гог подарил своей матери, Анне Корнелии Карбентус, и сестре, Вильгельмине Якобе Ван Гог.
Художник | Винсент Ван Гог |
Дата написания | 1888 |
Средство | Масло на холсте |
Жанр | Жанровая живопись |
Период / движение | Голландский постимпрессионизм |
Размеры | 72 x 90 см |
Серия / Версии | Первая версия из трех написанных |
Где хранится? | Музей Ван Гога, Амстердам |
Сколько стоит | Часть Фонда Винсента Ван Гога. Она всегда была частью семьи Ван Гогов и может считаться бесценной. |
Контекстуальный анализ: Краткий социально-исторический обзор
Винсент Ван Гог переехал во французский город Арль в 1888 году, расположенный на юге Франции. Он переехал из Парижа, где он жил со своим братом Тео Ван Гогом некоторое время с 1886 года. Как сообщается, когда Ван Гог переехал в Арль, он хотел уйти от городской жизни и найти более спокойное место.
Ван Гог стремился основать в Арле так называемую «колонию художников». Он также хотел, чтобы Поль Гоген сопровождал его, и пригласил его остаться с ним и сотрудничать как два художника. Ван Гог написал своему брату в письме от 9 сентября 1888 года, что купил две кровати для Желтого дома, где он снял несколько комнат и собирался переехать до приезда Гогена.
Он также объяснил, что хочет, чтобы этот дом был «домом художника», описав все способы, которыми он хотел украсить его и сделать уникальным и открытым для посетителей, таких как его брат, Гоген и другие. Поль Гоген в конце концов приехал в Арль, чтобы присоединиться к Ван Гогу в Желтом доме; дата была записана как 23 октября 1888 года.
Желтый дом (1888) Винсент Ван Гог; Винсент Ван Гог, Общественное достояние, через Wikimedia Commons
Пока Ван Гог ждал приезда Гогена, он создал множество картин с изображением этого нового дома. Он написал «Желтый дом» (1888) маслом на холсте наряду с другими эскизами и акварелью. Он также написал свою спальню, у которой было три версии, как упоминалось выше.
Гоген покинул дом в декабре 1888 года, проработав с Ван Гогом около двух месяцев. Тогда же Ван Гог изуродовал себя, отрезав часть уха. Вскоре после этой ссоры Ван Гог уехал из Арля и поместил себя в психиатрическую лечебницу Сен-Поль-де-Мозоль в Сен-Реми-де-Прованс. Именно тогда Ван Гог создал свою знаменитую картину «Звездная ночь» (1889).
Звездная ночь (1889) Винсент Ван Гог; Винсент Ван Гог, Общественное достояние, через Wikimedia Commons
Автопортрет с перевязанным ухом (1889)
Чем знаменита эта картина?
Обсуждая с кем-то Ван Гога, неизбежно, что разговор в конечном итоге зайдет о том, что именно произошло с его ухом — изображенном на этой самой картине. Творчество Ван Гога неразрывно связано с его личной жизнью и событиями, которые разворачивались на протяжении его творческой карьеры. Образ Ван Гога с перевязанным ухом — знаковый, а иногда (к сожалению) первый образ, который приходит на ум, когда кто-то думает о Винсенте Ван Гоге.
Какая предыстория?
Живя со своим другом (это предмет споров) и коллегой-художником Полем Гогеном в Париже, Ван Гог оказался далеко не идеальным соседом по комнате. У него с Гогеном часто возникали разногласия, которые иногда становились насильственными. Во время одного из таких разногласий Ван Гог, как полагают, испытал припадок и угрожал Гогену бритвой, прежде чем вместо этого ранить себя, отрезав часть его левого уха и перерезав артерию на собственной шее. В обостренном психическом состоянии Винсент посетил местный бордель и показал мочку своего уха одному из секс-работников. На следующий день его доставили в больницу, и он не помнил о произошедших событиях.
Еще одна вещь, которая может быть интересна (как только будут даны ответы на все вопросы, связанные с ухом), — это частично показанный свиток японской стены на заднем плане.Это основано на подлинном произведении искусства, которое принадлежало Ван Гогу и висело на его стене (на фото слева): Гейши в пейзаже, японский эстамп 1870-х годов, который также показывает, как японское искусство повлияло на его собственные работы.
Образование
Когда Винсенту исполнилось семь лет, родители отдали его на обучение в деревенскую школу. Однако спустя год забрали оттуда, и образование мальчик получал на дому у гувернантки.
Осенью 1864 года его отвезли в школу-интернат, которая располагалась в 20 километрах от родной деревни, в городке Зевенберген. Отъезд из родного дома наложил на мальчика глубокое впечатление, он сильно страдал и вспоминал об этом всю жизнь. В этот период Ван Гог сделал свои первые зарисовки и копии литографий.
Через два года его перевели в другой интернат, это был колледж Виллема II в городе Тилбург. Лучше всего подростку давались иностранные языки, здесь же он начал обучаться рисованию.
В начале весны 1868 года, когда учёба ещё не закончилась, Винсент бросил колледж и уехал домой к родителям. На этом его формальное образование окончилось. Родителей очень волновало, что сын вырос таким нелюдимым. А ещё их беспокоило то, что Винсента не привлекала ни одна профессия. Как только отец заводил с ним разговор о том, что надо трудиться, сын с ним соглашался, коротко отвечая: «Конечно, труд – это необходимое условие человеческого бытия».
Портрет доктора Гаше
Доктор Гаше был другом, постоянной моделью и лечащим врачом Винсента. Доктор был близок к миру искусства и коллекционировал картины, на почве чего они с художником очень сблизились. К сожалению, врач не смог помочь Ван Гогу, и тот покончил с собой.
В мире существует две версии этой картины — и обе оказались в списке самых дорогих произведений этого мастера. На самом ценном произведении доктор изображён в той же позе, но есть несколько отличий: на столе лежат книги, отогнувшийся уголок куртки прорисован другим цветом, прорисованы пуговицы, которых нет на другой версии, и более детально изображены цветы (см. картину с справа).
Одна из картин хранится в музее Орсэ в Париже, а второй портрет оказался в частной коллекции за 82,5 миллиона долларов.
«Звездная ночь», июнь 1889 г.
VCG Wilson / Corbis через Getty Images
Некоторые из самых любимых картин Ван Гога были написаны во время его годичного выздоровления в приюте в Сен-Реми, Франция. Глядя через зарешеченное окно, он видел предрассветную местность, освещенную огромными звездами. Эта сцена, как он сказал своему брату, вдохновила его на создание «Звездной ночи».
Ван Гог предпочитал писать на пленэре , а «Звездную ночь» рисовал по памяти и воображению. Ван Гог убрал оконные решетки. Он добавил спиралевидный кипарис и церковь со шпилем. Хотя Ван Гог написал много ночных сцен за свою жизнь, «Звездная ночь» стала его самой известной.
«Звездная ночь» давно стала центром художественных и научных дискуссий. Некоторые математики говорят, что закрученные мазки иллюстрируют турбулентный поток , сложную теорию движения жидкости. Медицинские сыщики предполагают, что насыщенные желтые цвета предполагают, что Ван Гог страдал ксантопсией , визуальным искажением, вызванным лекарством наперстянки. Любители искусства часто говорят, что водовороты света и цвета отражают измученный разум художника .
СМЕНА СТИЛЯ
После переезда в Париж в марте 1886 года стиль Ван Гога начинает стремительно меняться. В это время брат художника, Тео, был увлечен живописью импрессионистов, и после знакомства с их работами Винсент сам начал иначе использовать цвета и свет в своих картинах.
Некоторое время он увлекался также пуантилизмом, стилем, выработанным Жоржем Сёра и его последователями. Суть их творческого метода состояла в нанесении на холст отдельных мелких точек чистого цвета. Если рассматривать такую картину на расстоянии, эти точки смешиваются, при этом цветовое ощущение оказывается совершенно иным, чем если бы краски были смешаны на самом холсте.
Ван Гог быстро овладел импрессионистской техникой письма, но он всё же тяготел к выдавленным на холст непосредственно из тюбика чистым краскам.
Однако, вместо того чтобы использовать точки, Ван Гог вырабатывает свою собственную манеру накладывать краску на холст густыми ритмичными мазками.
Натюрморты
Натюрморты, которые писал Ван Гог, удивительны по тому чувству, которое художник умел передать в самых простых предметах, например изображая обычный стул — «Стул Винсента с трубкой», 1888 года. В символических звучаниях некоторых предметов нет ничего нового: цветы на натюрморте на протяжении столетий должны были олицетворять кратковременность человеческой жизни, поскольку даже самые красивые творения природы неизбежно обречены на умирание. Однако натюрморты Ван Гога отличаются тем, что с помощью цвета и мазка художник оказался способен передать не только внешние формы предметов, но и наполнить содержание картины эмоциональным смыслом. Некоторые его образы выражают одиночество, однако цветы Ван Гога всегда остаются ярким воплощением жизненной силы и энергии — «Натюрморт с чертополохом», 1980 года и «Четыре увядших подсолнуха», 1887 года. Картина 1888 года, на которой изображена спальня художника, решена им как любовно выписанный натюрморт, и сам Ван Гог писал, что хотел передать на ней «ощущение покоя и отдыха».
Пшеничное поле с кипарисом
Ещё одно полотно, написанное в психиатрической лечебнице. Такая работа успокаивала художника, он лучше себя чувствовал. Этот пейзаж он видел из окна своей палаты: пшеница, слегка склонившаяся под дуновением ветра; яркая зелёная трава; кусты и ежевика.
Особое внимание уделено кипарису — это единственный вертикальный акцент. Эти деревья завораживали Винсента, напоминая ему вздымающиеся языки пламени
Такое увлечение художника кипарисами связывают с тем, что в этой местности они считаются символом скорби, что нашло своё отражение в мировосприятии Ван Гога.
Пройдя через руки нескольких владельцев, картина в 1993 году оказалась в нью-йоркском Метрополитен-музее, который приобрел ее за 57 миллионов долларов.