Сибирские портреты В. И. Сурикова (К 40-летию со дня смерти художника)
В галерее наиболее замечательных мастеров живописи, представляющих величие и всемирное значение русской культуры, Василий Иванович Суриков (1848— 1916 гг.) по праву занимает одно из самых почётных мест. Имя его, как гениального исторического живописца и великого художника-реалиста, прочно вошло в историю русского и мирового изобразительного искусства.
Художник-демократ и патриот, Суриков глубоко изучил и ярко раскрыл в художественных образах жизнь своей родины, своего народа, его прошлое и настоящее, особенности его быта и национальных традиций.
В своих прославленных произведениях «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Покорение Сибири Ермаком», «Переход Суворова через Альпы в 1799 году», «Степан Разин», в набросках к неосуществлённым картинам «Красноярский бунт 1695 — 1698 гг.» и «Емельян Пугачёв» Суриков первый в области исторической живописи показал прошлое России как историю народа, историю народных движений за национальное и социальное освобождение.
Превосходный исторический живописец и создатель типических образов, он был и замечательным художником-портретистом. Портреты Сурикова неразрывно связаны со всем содержанием и тематикой его творчества, с общим направлением его исканий. Это в особенности следует сказать о портретах, написанных им во время многочисленных поездок в Сибирь.
Родословная художника и любовь к сибирским людям
Родившийся и выросший в Красноярске, на берегу могучего и быстрого Енисея, среди потомков русских землепроходцев, Суриков особенно горячо любил своих земляков. Современная художнику Сибирь и её жители, живые носители старины в быту, нравах и обычаях, помогли ему правильно понять и воссоздать в своих картинах прошлое русского народа.
Питавший глубочайшее уважение к сибирякам, Суриков с гордостью говорил:
С раннего детства художник хорошо знал вольнолюбивую демократическую родословную своей семьи, начало которой положили его далёкие предки, пришедшие в Сибирь из донских станиц с отрядами легендарного Ермака. В 1628 году казаки Суриковы и Торгошины принимали энергичное участие в постройке Красноярского острога, а позже сражались против кочевников Монголии и Алтая, часто нападавших на сибирские города. Но особенно гордился Суриков тем, что в крупнейшем народном восстании XVII века в Сибири — знаменитом Красноярском «бунте» 1695 — 1698 гг. — весьма активно действовали казаки Пётр и Илья Суриковы и предки его по линии матери — казаки Василий и Иван Торгошины и Василий Черкасов. [См. М. А. Волошин. Суриков. (Материалы для биографии). Журнал «Аполлон» 1916 г., 6—7, стр. 42.].
Их мы видим и в его всемирно знаменитых картинах, и на его не столь широко известных «сибирских» портретах.
Сочинения по картинам 5-9 класс
-
Иллюстрация к «Сказке о Золотом петушке» Билибина
(683)Картина известного русского художника Ивана Билибина, который один из первых рассмотрел проблему иллюстраций детской литературы. На сегодняшний день сложно представить себе книжку без картинок. Самые лучшие иллюстрации были нарисованы еще во времена развития детской литературы, но до сих пор пользуется популярностью.Эта картина является частью…
-
Иллюстрация к былине «Вольга» Ивана Билибина
(564)Билибин постоянно тяготел к иллюстрированию разного рода былин и сказаний. «Иллюстрация к былине Вольга» выполнена в орнаментальном графическо-декоративном исполнении, которая полностью основана на мотивах былин и преданий русского народа.Иллюстрация выполнена тушью подцвеченного акварелью, при этом стоит отметить, что Билибин смог выработать…
-
Иллюстрация к сказке «Белая уточка» работы Ивана Билибина
(698)Иллюстрирование «Белой уточки», ровно как и еще шести сказок, знаменательно тем, что Билибин смог разработать и активно внедрить в свое творчество особую технику рисунка – тушь, подцвеченную акварелью.Билибин был приверженцем использования русского орнамента в оформлении своих произведений. В связи с этим он часто посещал российские глубинки,…
-
Иллюстрация к сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» работы Ивана Билибина
(644)Каждый из нас помнит чудесные русские сказки, которые он читал в детстве. Со временем они совершенно изменялись. Люди рассказывали их друг другу, добавляя что-то свое и этим существенно обогащая общее содержание. Сказки сначала не публиковались. Лишь в 17 веке, во второй его половине стали появляться книжки, которые именовались лубком.В них…
-
Описание иллюстрации Ивана Билибина к сказке «Иван-Царевич и жар птица»
(1112)Перед нами иллюстрация к знаменитой сказке. Билибин – настоящий мастер, сумевший передать особую красоту этого удивительного жанра. Сказки позволяют нам погрузиться в мир полный чудес. В нем травы. Звери и птицы умеют разговаривать. Человек их прекрасно понимает.Жар-птица – истинное волшебство. С такой героиней не сравниться ни одна птица. Ее…
-
Описание картины И. Грабаря Февральская лазурь
(589)И.Грабарь один из русских художников-живописцев 19-20 веков, его учителями были такие известные личности как И.Репин и П.Чистяков. Больше всего мастер любил изображать на своих полотнах несравненную красоту родных русских земель.Художник очень трепетно относился к истинно русскому дереву — березе, и именно ее очень часто можно встретить на…
-
Описание картины Сальвадора Дали «Мадонна Порт-Льигата»
(538)Будучи некогда неверующим, психика Гения кардинально изменилась, и он обратился в веру. Эти изменения сразу же выразились в его творчестве – странные образы объединились с христианскими мотивами в купе с мистицизмом.Он сотворил две версии полотна «Мадонна Порт-Льигата». В лике Богоматери прослеживаются черты его любимой супруги Галы, которую он…
-
Сочинение И. К. Айвазовский “Радуга”
(676)Иван Константинович Айвазовский – знаменитый русский живописец-маринист. В картине “Радуга” нашли отражение романтическое мировосприятие мастера, его восхищение необъятной, вечно изменчивой стихией моря. В центре внимания художника – тема кораблекрушения. Зрительно полотно можно разделить на две части. Задний план более мрачен, преобладают…
-
Сочинение по картине «Май 1945» А. и С. Ткачёвых
(899)Художники братья Ткачёвы, Сергей Петрович (1922) и Алексей Петрович (1925) приобрели значительную известность ещё в середине прошлого века.
Художники имеют многочисленные награды и звания. Ещё с 1948 г. они начали писать картины вместе, в две кисти — такое бывает не так часто, особенно соавторство на столь продолжительный период.
Военная тема занимает… -
Сочинение по картине 3. Е. Серебряковой «За туалетом. Автопортрет»
(588)Судьба талантливой художницы Зинаиды Васильевны Серебряковой сложилась счастливо и одновременно трагически. Родившись в семье Лансере-Бенуа, в которой было несколько поколений талантливых архитекторов, скульпторов, художников, Зинаида Васильевна не могла избрать иного занятия, не связанного с искусством. Счастливое детство, юность,…
Сибирячка. 1909
Суриков В.И.Холст, масло88,8 х 77,5
Русский музей
Аннотация
Величайший исторический живописец, создатель грандиозных картин-эпопей, Суриков работал и в области портретного жанра, который привлекал его особенно в поздний период творчества. Художник живо раскрывает индивидуальное своеобразие моделей, и в то же время каждый созданный им образ несет отражение его идеала. Сурикова обычно интересовали такие женские образы, в которых, как он сам говорит, была «красота особенная: древняя, русская». В портрете «Сибирячки» предстает образ привлекательной статной женщины, любующейся своим отражением в зеркале. Написанный в гармоничной гамме мерцающего коричневого и глубокого синего цвета портрет, как отмечает один из исследователей, близок по сюжетному решению работам Зинаиды Серебряковой «Портрет О. К. Лансере» и «За туалетом», но восходит к образу тициановской «Венеры перед зеркалом» и к эрмитажному «Женскому портрету» Франческо Мельци.
Биография автора
Суриков Василий Иванович (1848, Красноярск – 1916, Москва)
Живописец, рисовальщик, акварелист.
Академик Императорской Академии художеств (1895). Почетный член Московского общества любителей художеств (1903).
Родился в Красноярске в казачьей семье. Рисовать начал с детства, занимался у местного учителя рисования Н.В. Гребнева. В юности писал иконы по заказам. На средства золотопромышленника и городского головы П.И. Кузнецова отправился в Петербург. Учился в Академии художеств у П.М. Шамшина, П.П. Чистякова, Б.П. Виллевальде (1869-1875), с 1873 у Ф.А. Бруни.
Отказавшись от заграничной пенсионерской поездки, в 1877 приехал в Москву, где и остался навсегда. Посетил Францию, Италию, Германию, Австрию (1883-1884), Швейцарию (1897), Италию (1900), Испанию (1910). Систематически выезжал на родину, в Сибирь. Совершил поездки на Дон (1893), Волгу (1901-1903), в Крым (1913). Член Товарищества передвижных художественных выставок (1881-1907), участник выставок «Союза русских художников».
Один из великих мастеров русской живописи, крупнейший представитель исторического жанра. Автор портретов и пейзажей.