М. а. врубель, «сирень»: анализ и описание картины

Картина сирень врубеля михаила

М. А. Врубель, «Сирень»: анализ и описание картины

Михаил Александрович Врубель является одним из самых неординарных и любимых русских художников. Созданные им пейзажи и образы раскрывают великолепный мир, который находится словно на границе между обыденностью и волшебством. Лучше всего эту эфемерную реальность раскрывает «Сирень» — один из сказочных «ноктюрнов» Врубеля, которые так любит публика.

Сказочный мир Врубеля

Михаил Врубель обладал невероятно многогранным художественным даром, о котором свидетельствуют храмовые росписи, декоративные панно, витражи, скульптуры, станковые полотна и графические рисунки. Преданность призванию и сосредоточенность на работе позволили Врубелю создать множество великолепных работ, однако наиболее любимой является его серия сказочных «ноктюрнов» – ряда полотен, изображающих волшебных персонажей на фоне ночных или сумеречных пейзажей.

Уникальным талантом Врубеля являлось самобытное видение мифологических и сказочных персонажей и сюжетов. Сатиры и дриады, богини и русалки, демон и плененная царевна – все они на картинах художника представляются не такими, какими выглядят по общественному мнению и привычным описаниям. Кроме того, что Врубель наделял «русским духом» практически все, чего касалась его кисть, воображение художника было невероятно богатым и самодостаточным, а потому не нуждалось в подсказках и предубеждениях.

Михаил Врубель, «Сирень»: описание картины

Один из самых тонких и нежных «ноктюрнов», которые когда-либо писал Врубель – «Сирень» — создает небольшой уголок, в котором реальное смешивается со сказочным. Из-за раскидистого куста сирени в тот самый момент, когда сумерки превращаются в ночь, словно выплывает нежная испуганная девушка. Длинные волосы полностью скрывают ее фигуру и наряд, а кожа отражает лунный свет, создавая волшебный образ русалки или лесной феи.

Врубель сирень писал мастихином (и листву, и соцветия), а женскую фигуру — кистью, благодаря чему на картине создается объемная текстура цветов и листьев, которая контрастирует с гладкой и мягкой формой девушки. На фоне ярких, будто живых цветов барышня, укрытая каскадом длинных черных волос, сливается с тенью и словно выглядывает из-под покрова ночи, пытаясь что-то разглядеть.

М. Врубель, «Сирень»: анализ картины

Многие искусствоведы связывают «Сирень» с другой картиной Врубеля из серии «ноктюрнов» – «Пан». В длинноволосой красавице они угадывают нимфу, в которую был влюблен Сатир. Это предположение подтверждается словами самого Врубеля, который говорил, что «Сирень» является аллитерацией имени той самой нимфы, которую звали Сиринга.

Так же, как и Пан, нимфа Врубеля больше русская, чем греческая. Нет в ней той легкости и безмятежности, присущей классическим мифическим дриадам и наядам. Сотканная из сумеречного света и скрытая в густых соцветиях Сиринга больше напоминает дрему, русалку или другую представительницу Нави; как и врубелевский Пан – больше русский леший, чем греческий Сатир.

Варианты «Сирени»

При упоминании картины Врубеля «Сирень» почти всегда первым на ум приходит полотно, написанное в 1900 году и описанное выше, однако это не единственная картина художника, на которой изображены пышные лиловые соцветия. Существуют еще две работы Михаила Врубеля с таким же названием, одну из которых автору не удалось закончить.

В самом начале XX века художник решил показать миру свое видение Татьяны Лариной из поэмы Пушкина «Евгений Онегин». Врубель планировал изобразить девушку сидящей на лавочке у пышного куста сирени. В 1900 году был закончен этюд к картине, который также называется «Сирень».

В 1901 году Врубель начал работу над большой картиной, в основе сюжета которой снова была девушка, скрытая в тени цветущего куста сирени. К сожалению, художник не успел закончить работу над полотном, и зрители так и не увидели, какой была Татьяна Ларина в представлении великого живописца. Однако в фигуре, осанке и неясном портретном наброске угадывается любимая модель Врубеля – его муза и жена Надежда Забела-Врубель.

загрузка…

«Сирень» Врубеля: описание

На полотне картины мастер демонстрирует нам уголок сада ночью. Среди темноты и неясных очертаний яркими пятнами бросаются в глаза соцветия кустов сирени во всех своих оттенках синего и фиолетового.

Сирень Врубель изобразил практически на всей поверхности полотна картины, и, кажется, это продолжается и за ее пределами. Сирени так много, что она заполоняет собой все пространство вокруг зрителя. Мы даже начинаем чувствовать ее тонкий аромат.

Сотканный из ночного сумрака женский силуэт выплывает в это буйство красок тревожной тенью прямо на передний план изображения. Нам видны черные длинные волосы, густой волной ниспадающие по плечам и смешивающиеся с темным цветом одеяния. Фигура безмятежно и медленно движется по картине. Лунный свет тусклыми лучами избирательно освещает девичий образ: тонкие и бледные, словно безжизненные, руки, прикасающиеся к полным красками цветкам сирени, мимо которых тихо и печально шествует девушка, строгое и задумчивое ее лицо, полуприкрытое ночными тенями.

Границы образа размыты, создавая иллюзию общности двоих – сиреневого куста и девушки. Настроение картины — тоска и одиночество, предощущение смерти.

Пан

Картина «Пан» относится к «сказочному циклу». Изначально Врубель назвал ее «Сатир», а критики переименовали ее.

На полотне изображено существо из русской сказки, охраняющее богатства. Позади этого существа зритель видит вечерний пейзаж, луну, освещающую местность, тонкоствольные деревья.

Главный герой картины похож на сказочного лешего, в руке он держит свирель – атрибут пастухов, чтобы с помощью звуков собрать разбредшихся животных.

Его взгляд зоркий, но добрый. Он следит за всем, что происходит, леший охраняет болота, но людям не причиняет вреда.

Михаил Александрович прочитал книгу «Святой Сатир» Анатолия Франца, и вдохновился на создание картины «Пан», которая была написана всего за несколько дней.

Сирень

Этюд к картине «Сирень», которую художник создал в 1900 году, был написан с натуры. Особенностью картины является то, что как бы нечаянное появление фигуры создает ощущение рождения чего-то органического, человеческого. В сюжете картины мы не видим ничего такого, что можно пересказать словами. Но вместе с тем, мы становимся свидетелями возникновения нового образа.

В тени, которую бросает сирень, мы различаем фигуру девушки. Очертание ее фигуры скрыто за спутанными волосами. Очень хорошо в картине чувствуется знакомое многим ощущение ночи и сумерек, когда неожиданно мы видим живое существо. Хрупкая фигура девушки, как будто фея темнеет в сиреневом цвете. Заросли сирени полностью заполняют пространство картины и кажется, простираются далеко за ее пределами. Очарование сказки создает не столько странная хрупкая девушка, сколько фантастическое соотношение пейзажа и фигуры. Сама концепция и есть сказка.

По замыслу Врубеля, Татьяна (так зовут девушку) является воплощением души сирени. Картина как будто «дышит» и это чувство возникает из-за массы зелени то светлеющей, почти полупрозрачной, то сгущающейся. Темным пятном на картине выглядит одежда девушки, которую художник не детализировал и не уточнял. Персонаж картины словно выходит из растительного царства.

Любовь Врубеля к природе позволяет создать художнику картину, великолепно передающую ее красоту. Пышные гроздья сирени, залитые лиловым огнем, дышат и живут, кажется, еще немного и мы почувствуем их благоухание. Картина была написана на хуторе в Черниговской губернии, где художник поразился увиденным зарослям сирени. Именно она, и явилась темой сложного ряда произведения художника, в которых он выражал свое философское мировоззрение.

Вглядываясь в эскизы «Сирени», мы начинаем верить, что в этих живых соцветиях прячутся какие-то существа, возможно, это эльфы, поэтому появление темноглазой феи, как бы подготовлено созерцанием груды аметистов сиреневых масс. Девушка просто не могла не появиться здесь.

Врубель очень любил изображать вьющиеся заросли цветов и трав. Только он мог так увидеть и изобразить природу во всех ее изысканных деталях. Он подробно вникал в «архитектуру» сирени, плетения в стебли и т.д. На картине Врубеля природа, как и человек одухотворенная. Они оба, как будто бы созданы из одной плоти одного вещества.

Иконописец и реставратор

О многих ли художниках можно сказать — гениальный? Ещё о меньшем количестве — он создал своё направление. А если к этому добавить — работал во всех видах изобразительного искусства, был незаурядной личностью, долго оставался непризнанным гением, а когда пришёл успех, его судьба окрасилась в трагические оттенки. Необычный набор характеристик, не правда ли? И весь он воплотился в жизни удивительного живописца, основоположника русского модерна Михаила Врубеля.

Он родился в Омске. Его отец был военным, поэтому семья часто переезжала. Рисовать Михаил начал уже в пятилетнем возрасте. Позже поступил в Академию художеств. Не закончив обучение, принял приглашение своего будущего покровителя Адриана Прахова и уехал в Киев реставрировать церковные росписи.

В течение шести лет он трудился над древними фресками и параллельно писал иконы: «Святой Афанасий», «Богоматерь с младенцем» и другие. Прообразом Богоматери послужило лицо жены Прахова, в которую художник был влюблён. Самоуверенный и пылкий, Врубель даже сделал ей предложение, но получил отказ.

«Богоматерь с младенцем», 1884−1885 гг. М. А. Врубель. (wikipedia.org)

Икона была создана в 1884—1885 годах для оформления одноярусного мраморного иконостаса Кирилловской церкви в Киеве. Именно эта работа сделала Врубеля известным широкой публике и послужила отправной вехой в его последующей карьере художника и декоратора. Несмотря на то, что образ выполнен согласно всем канонам православной иконографии, критики отмечают его выразительность и оригинальность.

Искусствоведы и художники единогласно признали успех не только образа Богоматери, но и других работ, выполненных Врубелем в Кирилловской церкви. Так, например, известный коллекционер Павел Третьяков хвалил эту работу художника, специально приезжал в Киев её посмотреть и сокрушался, что не может приобрести для своей коллекции, а критик и галерист Сергей Маковский считал, что дебютная работа живописца в Кирилловской церкви является «высочайшим достижением» и подчёркивал, что достижение это «глубоко национальное», отвергал выдвинутые автору обвинения в «нерусском (польском) происхождении» и «эстетическом космополитизме». Искусствовед и критик Александр Бенуа также отмечал мастерство художника и подчёркивал, что в сравнении с работами Врубеля в Кирилловской церкви фрески Василия Васнецова «кажутся поверхностными иллюстрациями».

Одна из сохранившихся законченных работ киевского периода — «Девочка на фоне персидского ковра».

«Девочка на фоне персидского ковра», 1886 г. (wikipedia.org)

На картине изображена девочка-подросток в розовом атласном платье, сидящая на фоне персидского ковра. На полотне присутствуют роза и богато инкрустированный кинжал — традиционные эмблемы любви и смерти. На шее девочки — жемчужное ожерелье, пальцы рук унизаны перстнями.

К нашему времени краски полотна заметно потемнели. Врубель часто торопился в работе и нарушал технологию, используя ретушные лаки, которые быстро высушивали поверхность картины. В настоящее время полотно экспонируется в собрании Киевского музея русского искусства.

Демон поверженный

Из цикла «Демоны» эта картина стала последней. На ней художник изобразил облик ангела-богоборца, потерпевшего поражение – он рухнул на скалы с небес и превратился из Ангела в Демона. Его тело стало слабым, беспомощным, а крылья разметались.

Скорее всего, Врубель хотел передать мысль о том, что демона невозможно победить, но получился сломленный образ. Картина передает сгорание человеческого характера, его падение.

Художник был одержим своей картиной, и даже, когда ее уже вывесили в галерее – он приходил с кистями и продолжал ее дорисовывать, не обращая внимание на посетителей. Несмотря на болезнь, Врубеля не покидало желание творить

Несмотря на болезнь, Врубеля не покидало желание творить.

Символизм в картине

Давая описание «Сирени» Врубеля, мы задаемся вопросом о том, кто же изображен на холсте в виде девушки в черном.

Художник видел в ней душу сирени и дал ей имя – Татьяна, сравнивая с пушкинской героиней, в которой, как казалось художнику, запечатлелась душа поэта. Искусствоведы находят в этой девушке черты жены Врубеля, которую тот часто изображал на своих полотнах.

Считается, что эта картина перекликается с другой — «Паном» из серии ноктюрнов «Сказочного цикла», к которому принадлежит и «Сирень». В этой аллитерации, подтвержденной самим мастером, в девичьем силуэте мы узнаем нимфу Сирингу, в которую влюблен сатир в «Пане».

Как много неоднозначных, сложных, глубоких образов собрала в себе «Сирень»! Врубель, возможно, этим и пугал своих современников, которые желали видеть в картинах что-то более понятное, более привычное.

Созвучно этой работе, было задумано, но так и незавершено, другое полотно — «Цветение сирени» 1901 г., которое сам живописец называл более серьезным и продуманным произведением, где собирался более полно отразить свой художественный замысел, реализованный в описываемом произведении.

Однако, именно ему и суждено было стать поворотным в судьбе живописца. Свою «Сирень» Врубель показал на выставке мирискуссников в 1900 г., в Академии Художеств. Там ее заметил государь Николай Александрович — известный консерватор в искусстве. Он заинтересовался ею и оставил благожелательный отзыв, что сразу изменило отношение критиков к Михаилу Александровичу, дало ему известность и славу.

Жемчужина

Врубель получил подарок от Волошина – морскую сверкающую раковину, и считается, что она вдохновила его на создание картины.

Подарок напомнил художнику о море – он представил в своем воображении звуки, запахи, а затем перенес свои фантазии на полотно. Но сделать это было не так просто – раковина искрится, переливается, и Врубелю приходилось создавать переливы и в своей работе. Он использовал разные цвета – розовые, лиловые, голубые, зеленые.

Художник изобразил морскую раковину большего размера и населил ее обитателями – морскими царевнами. «Жемчужина» – одно из последних творений Врубеля, он долго работал над картиной, находясь в поиске волшебства и теплоты.

Сирень

Михаил Врубель увидел кустик сирени в Черниговской губернии, который настолько поразил его, что он решил написать картину.

Зритель видит чудо – на полотне изображена нимфа, гонимая паном, она находится в укрытии за кустиками сирени.

Художник изобразил буйство красок вокруг нимфы, не давая зрителю четкого образа. Он любил природу, и благодаря этому смог передать завораживающую красоту цветшей сирени, занимающую большую половину картины.

Сумерки, изображенные на полотне, передают таинственность женской фигуры. Вглядываясь в картину, можно понять, что в ней все взаимосвязано, девушка как бы появляется из царства природы.

Сочинение по картине Врубеля «Сирень» » Готовые Домашние Задания

Критики и сегодня дают неоднозначную оценку творчества художника Михаила Врубеля. А уж о современниках автора таких произведений, как «Сирень», «Пророк», «Гадалка», и говорить нечего. Но те, кто понял творческое стремление Врубеля, кто способен восторгаться красотой мира, кто пытается проникнуть в тайные глубины человеческого духа, всегда восхищались полотнами этого автора.

Картина «Сирень» — одно из произведений, рассматривать которое следует с разных позиций. Для одних – это цветущий в темноте куст, на фоне которого, словно призрак появляется женщина. Ее образ так воздушен и невесом, что зритель не в состоянии определиться, реальная ли перед ним дама.

А куст буйствует богатством и разнообразием красок, благоухает, цветет в полную силу. И тем напряженней ощущаем себя мы, зрители, когда на его фоне обнаруживаем призрачный образ. Автор изобразил живое существо не в многоцветьи красок, а предельно скромно и неброско.

И мне представляется, что это настоящая, чистая душа человека, а не демонический образ, как утверждают некоторые критики. Фон и образ слились воедино, не только за счет умелого расположения цвета и света на холсте. Затрудняешься сказать, что первично, а что вторично на картине – вот оно сюжетное единство Врубеля.

Таинственная и мрачная героиня ночного сюжета изображена таким образом, что нет четкой грани между фоном и фигурой. И это потрясающе! Элементы образов словно перетекают друг в друга и сливаются в пространстве. Таким образом, создается двойственное впечатление и неопределенность: что же первично, а что вторично в этом мире.

Понятно только, что одиночество переполняет автора. Несмотря на внешнюю пышность, красота, как и героиня картины, беззащитна и недолговечна. Куст сирени и одинокая женщина несу в себе единую смысловую нагрузку. Любители живописи подолгу останавливаются перед холстом, думают, размышляют, пытаются познать тайны, которые скрывал в себе самобытный художник. Он знал цену себе, не пытаясь подстраиваться под остальных, нашел своего зрителя.

Глубина образов Врубеля требует серьезного подхода, для правильного понимания и восприятия нужно время. Чем дольше всматриваешься в картину «Сирень», тем больше понимаешь, насколько все взаимосвязано в этом мире: природа, человек, космос. И в этом весь Врубель.

Шестикрылый Серафим

Когда писалась картина – Врубель уже болел и находился в больнице В. П. Сербского.

«Шестикрылый Серафим» был навеян не только стихотворением Александра Сергеевича Пушкина «Пророк», но и сновидениями, наполненными безумием.

Зритель видит на картине Божьего посланника – горит лампада, поднят меч… Серафим смотрит беспристрастно, твердо – он исполнитель Высших сил.

Техника исполнения напоминает витражную вывеску, освещенную извне. Работа писалась масляными красками – она полна символических деталей, и передает интеллект Врубеля – его образование, знание темы.

Самое главное, что художник не лишился светлого ума и блестящей логики, страдая от тяжелого недуга.

Портрет сына

У Михаила Александровича в 1901 году родился сын, мальчику дали имя Савва. Отец, преисполненный радости, видел в своем сыне художественный талант, и говорил своим близким, что Савва необычно и пристально смотрит.

На портрете художника Савва изображен сидящим в коляске, сплетенной из лозы. Он сидит, опираясь на подушки, сшитые из тонкой ткани. Позади цветы в разнообразных цветовых тонах – желто-белые, сиренево-белые.

Шарф с горошком помогает зрителю сосредоточить свое внимание на лице мальчика. У него светлые волосы, большие глаза, пристальный взгляд, который был замечен его отцом…. Будто бы Врубель знал, что Саввушка пробудет на этом свете недолго, он умер в 1903 году от воспаления легких

Будто бы Врубель знал, что Саввушка пробудет на этом свете недолго, он умер в 1903 году от воспаления легких.

Картина Врубеля. Сирень

Полотно российского художника Михаила Врубеля «Сирень», также как «Пан» и «Царевна-лебедь», относится к «Сказочному циклу» творчества знаменитого живописца и отражает мистические силы природы, которые так поразили его, и его постоянный поиск национальной души русского народа.

Живописный дар Врубеля в колористике выделялся даже во время его учебы, но он продолжал углублять его, совершенствовать, находя новые, прежде неведомые сочетания и довел использование цветов до такого совершенства, что даже обычные предметы представлялись совсем иными на его картинах.

Многие художники находились под впечатлением от цветущих весной и летом деревьев и кустарников, но сирень, занимающая все пространство картины, впервые прозвучала так необычно и сильно, что была признана одним из лучших пейзажей, написанных Михаилом Врубелем.

В вечерних сумерках огромные кусты сирени предстают перед взором удивленного зрителя и кажется, что заполонили абсолютно все пространство, не оставив места ни земле, ни небу, ни да даже человеку.

Соцветия этого кустарника, цветущего в конце весны и наполняющего дурманящим ароматом теплые майские ночи, переливаются всеми оттенками фиолетового, лилового и отблесками белого.

Очутившись в этом царству буйного цветения, воплощающего собой все буйство жизни, невольно поддаешься магии цветущих в полную силу соцветий, и наполняешься буйной энергией жизни.

Именно это ощущение распростёртой и безмерной красоты, затмевающей все, передано в сирени, как будто уходящей даже за пределы картины Врубеля. Сирень дышит, благоухает и дурманит. Вечерние сумерки навевают мысли о нереальности пейзажа, придавая мистичный и таинственный характер.

Небольшая фигурка хрупкой темноволосой и смуглой девушки притаилась под огромным океаном бушующего сиреневого великолепия, и она кажется такой маленькой, незначительной и подчиненной могучим силами природы.

Черты лица едва угадываются в сумерках, а темное недетализированное платье красавицы делает ее похожей на волшебного персонажа – духа сиреневых соцветий. Граница между цветами и одиноким персонажем размыты и кажутся неразрывно связанными друг с другом.

Рассматривая эту картину и любуясь крупными мазками кисти художника, невольно задумываешься над недолговечностью красоты, могучими мистическими силами природы, тленностью жизни и мимолетным ощущением счастья, радости и душевного комфорта.

В этом и состоит гениальность и величие знаменитого русского живописца-мистика Михаила Александровича Врубеля.

Автор сочинения: Ирина Шастова

Царевна-лебедь

Одна из самых загадочных работ художника. «Царевна-лебедь» стала декорацией к опере, которая называется «Сказка о царе Салтане». С этой постановкой была связна вся семья Михаила Врубеля – его жена исполняла роль Царевны, а художник должен был создать эскизы костюмов.

Художника очень интересовала тема его картины – сказочность, сочетание того, что не сочетается, привлекали мастера, а также природные начала – теплое и холодное, светлое и темное.

Образ Царевны не списан с его жены – художник создавал персонаж из своих фантазий. От взгляда Царевны невозможно отвести взгляд! Он будто бы созывает всех желающих разделить с ней волшебное мгновение.

«Вестник иных миров»

Из Киева живописец перебрался в Москву и вскоре познакомился с известным меценатом Саввой Мамонтовым, который до последних дней помогал непризнанному гению.

В 1891 году Врубель написал 30 иллюстраций к юбилейному изданию сочинений Михаила Лермонтова под редакцией Кончаловского. Большая часть работ относилась к поэме «Демон».

Демон — образ силы человеческого духа, внутренней борьбы, сомнений. Трагически сцепив руки, он сидит с печальными, огромными глазами, в окружении невиданных цветов.

«Демон летящий», 1899 г. (wikipedia.org)

В период работы Врубель в целом был здоров, хотя окружающие отмечали его раздражительность.

«Демон поверженный», 1901−1902 гг. (wikipedia.org)

Картина «Демон поверженный» выполнена на холсте маслом. Фоном её является горная местность в алом закате. Композиция подчёркивает стеснённость фигуры демона, будто бы зажатого между верхней и нижней перекладинами рамы. Картина написана в индивидуальном стиле Врубеля с эффектом кристаллических граней, что делает его работы более похожими на витражи или панно. Такого эффекта художник добился с помощью плоских мазков, выполненных мастихином.

Картины, с которых смотрели грозные ангелы с израненной человеческой душой, пугали практически всех. Но не Мамонтова, который увёз непонятого художника на несколько лет в Италию.

Вскоре начался наиболее плодотворный период в жизни Врубеля. Вернувшись в Москву, он получил несколько заказов на декоративные панно. Одно из них — «Венеция».

Первая выставка Врубеля состоялось, когда ему было 40 лет. Работы художника вызвали огромный резонанс в творческой среде. Критики назвали его полотна «нехудожественными» произведениями, а пресса окрестила их автора декадентом.

1896 год стал самым счастливым в жизни гения: он познакомился со своей женой Надеждой Забелой, певицей частной оперы Мамонтова. Врубель сделал предложение практически в первый день знакомства, а через полгода живописец и оперная певица обвенчались. К этому периоду относится и знакомое всем с детства произведение «Царевна-Лебедь», посвящённое персонажу оперы Николая Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». Партию Царевны-Лебеди исполняла супруга живописца.

Царевна с полотна Врубеля таинственна и загадочна, лицо её печально. Изображена Царевна-Лебедь на фоне спускающихся над морем сумерек, узкой полоски заката на горизонте и далёкого города (фоном послужили декорации к спектаклю, выполненные художником).

А. П. Иванов говорил об этой работе: «Не сама ли то Дева-Обида, что, по слову древней поэмы, «плещет лебедиными крылами на синем море» перед днями великих бедствий?», имея в виду персонаж из «Слова о полку Игореве». Александр Блок также очень любил эту картину и всегда держал её репродукцию в кабинете в Шахматове. Ею навеяно большое стихотворение с подзаголовком «Врубелю».

Но не всё было гладко в семейной жизни Врубеля. В 1903 году умер двухлетний сын Савва, и страдающий от демонов художник окончательно сошёл с ума. Скончался Врубель в больнице для душевнобольных в 54 года.

Солнечным весенним днём мастера похоронили на кладбище Новодевичьего монастыря в Санкт-Петербурге. Александр Блок произнёс длинную, красивую, похожую на полотна Врубеля речь. Александр Бенуа говорить не решился. В газете «Речь» он опубликовал статью, в которой написал следующие строки: «Бывают жизни художников — сонаты, бывают жизни художников — сюиты, бывают пьески, песенки, даже всего только упражнения. Жизнь Врубеля, какой она теперь отойдёт в историю, — дивная патетическая симфония, то есть полнейшая форма художественного бытия. Будущие поколения, если только истинное просветление должно наступить для русского общества, будут оглядываться на последние десятилетия 19-го века как на «эпоху Врубеля».

Итоги

О произведениях Врубеля и о нем самом бытуют полярные мнения. Сторонникам одного из них импонирует загадочная мистичность его картин, которые признаются шедеврами живописи. Другие почитали его гений за бездарность, которая укрывается за нестандартными сюжетами и техниками рисования. Так, А. Н. Бенуа в «Истории русской живописи в XIX веке» писал, что «многие годы Врубель был всеобщим посмешищем, и лишь крошечная кучка лиц относилась к нему серьезно и любовалась его громадным живописным талантом».

Сегодня в России работы мастера можно увидеть в Государственном Русском музее в С.-Петербурге, в Государственной Третьяковской галерее и в Музее изобразительных искусств имени М. А. Врубеля в Омске.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: