№13 «Цветы и плоды», Иван Хруцкий
Год: 1839
«Цветы и плоды», 1839 г. Государственная Третьяковская галерея (Москва), Иван Хруцкий
Иван Хруцкий — прославленный мастер живописи, чьи работы сегодня признаны настоящими шедеврами. Его натюрморты породили целую волну подражаний и имели успех у публики. Одним из лучших его произведений смело можно считать «Цветы и плоды». Оно пропитано осенними мотивами. Спелый виноград, груши, лимоны, персики, тыква говорят о том, что пришло время собирать урожай. По смотрящим вниз пионам видно плавное увядание природы. Зеленые, синие, розовые, желтые оттенки символизируют самую пеструю пору осени. В центре композиции — ваза с рельефными животными и растениями. Они являются лишь частью декора вазы, однако привносят в натюрморт оживленность. Стакан с лимонной водой (рядом с вазой) не только гармонирует с виноградом, но и с блестящим стеклянным сосудом позади. Еще один замечательный элемент композиции — тыква. Это самый крупный, весомый плод на картине Хруцкого, он делает ее более основательной. Маленькая гроздь винограда на переднем плане находится так близко к краю стола, будто скоро сорвется и упадет. Такой интересный прием художник использовал, чтобы сделать натюрморт более подвижным.
Жан Батист Симеон Шарден картины с названиями
Автопортрет |
Атрибуты искусства и награды, которые им соответствуют |
Гувернантка |
|
Девушка за чисткой овощей |
Девушка с ракеткой и воланом |
Канарейка |
Карточный дом II |
Мальчик-половой в погребе |
Молитва перед обедом |
Мыльные пузыри |
|
Натюрморт с виноградом и гранатами |
Натюрморт с дичью и охотничей собакой |
Разносчица |
Мало о ком из художников будут вспоминать, что он любил все вокруг себя так, как Жан-Батист Симеон Шарден (Jean Baptiste Siméon Chardin)
. Его страстный поклонник, французский философ Дени Дидро так отзывался о мастерстве этого живописца:
Говорят, что Шарден никогда не покидал Парижа. Он родился в квартале Сен-Жермен-де-Пре в 1699 году, здесь же и прожил до самой смерти.
Способности к живописи привели Шардена в мастерскую Ноэля Куапеля, где он выполнял всякую мелкую художественную работу: помогал мастеру изображать детали, аксессуары, фон на полотнах. Но это помогло Шардену научиться замечать мелочи и рисовать самые разнообразные предметы. Поэтому неудивительно, что его привлек жанр натюрморта.
Начинал Шарден с изображения овощей, фруктов, плодов и разнообразных предметов быта. И делал это так мастерски, что некоторые его работы даже принимали за полотна видных голландских мастеров натюрморта. Но это не льстило молодому художнику, и он продолжал совершенствовать свое мастерство.
Слава пришла к Шардену в 1728 году после «Выставки дебютантов», которая проходила в Париже на площади Дофина. Он представил серию своих полотен, среди которых был натюрморт «Скат». Детально прорисованная тушка подвешенного над столом обитателя морских глубин настолько впечатляет, что можно почувствовать запах выпотрошенной рыбы. А это и есть вершина таланта натюрмортиста.
Мимо картины не смог пройти почётный член французской Академии живописи и Никола де Ларжильер. Позднее именно по его рекомендации Шарден тоже стал членом Академии.
Художник не ограничивался натюрмортом. Ему нравилась тихая жизнь и быт простых людей, поэтому постепенно он пришел к бытовому жанру. Эти работы отличались простым и уютным содержанием, но в них осталась тяга к мелким деталям и аксессуарам из натюрморта. Рисуя обыденную жизнь третьего сословия в мягких, выразительных тонах и реалистической манере, Шарден, сам того не зная, способствовал зарождению нового течения в искусстве.
Запечатлеть реальный момент из жизни – эту задачу Шарден старался исполнить в своем творчестве. Одна из его самых известных картин «Молитва перед обедом» не пестрит яркими красками, но при этом излучает добро и умиротворение.
На ней изображен частый сюжет того времени: мать усаживает заигравшихся дочерей за стол и следит, чтобы румяные девочки прочитали молитву. Сюжет разворачивается в рамках небольшой комнаты. По ее убранству мы понимаем, что это семья среднего достатка. Белые цвета подчеркивают душевную чистоту семейства и невинность девочек. А мягкие коричневые оттенки придают теплоту этому маленькому парижскому дому.
На картине «Мальчик с юлой» Шарден показал живость юного характера. Мальчик оторвался от скучных учебников, чтобы поиграть с юлой – об этом нам рассказывают детали на картине. Лицо ребенка полно живого интереса к происходящему, а игра света и его живая мимика придают полотну непосредственность и правдивость.
На позднем этапе творчества Шарден проявил себя, как потрясающий портретист. Лица его героев почти всегда выглядят достойно и умиротворенно. Шарден умел передать эту уверенность и спокойствие зрителям. И это было очень ценно, потому что именно спокойствия и стабильности так не хватало жителям Франции в конце XVIII века.
Сам художник был живым примером гармоничного существования с окружающим, что ясно отражено в его автопортрете. На нем мы видим: мужчину в платке, который спокойно смотрит через пенсне на зрителя. В его взгляде – мудрость, приобретенная за долгие годы творчества.
№3 «Васильки», Исаак Левитан
Год: 1894
«Васильки», 1894 г. Частная коллекция (Москва), Исаак Левитан
Левитан любил натюрморты, и иногда, после прогулок в лесу, его мастерская походила на цветочный магазин. Он любил изображать полевые и лесные цветы на своих полотнах, чтил природу даже в самых скромных, простых ее проявлениях.
На картине «Букет васильков» мастер не изобразил вокруг вазы с цветами ни одной детали. Ничто не должно отвлекать зрителя от нежных васильков. На первый взгляд, цветы очень похожи между собой, но при более внимательном рассмотрении обнаруживается, что все иначе. Каждый василек имеет собственный оттенок — здесь и насыщенно-синие, и голубые, и розовые, и нежно-фиолетовые и даже белые.
С цветами в букете соседствует пшеница, пара ее колосков. Это создает ощущение небрежности, будто колоски попали в вазу по невнимательности. Однако в этом заключается особая притягательность композиции, ее шарм.
№8 Корзина яблок, художник Поль Сезанн
Год: 1895
The Basket of Apples (1895) — Paul Cezanne
Помимо краткого периода в Северной Европе в XVII веке, натюрморт был забытым жанром, несмотря на усилия Жана-Батиста Шардена. Именно Поль Сезанн, почти единолично, поднял его на вершину, сделав популярным предметом для будущих художников, включая Пикассо, Матисса, Моранди и Брака. Эта картина является ярким примером его творчества, в котором он использовал методы, подобные двум перспективам, которые должны были изменить направление искусства. Картина также отмечена несбалансированными деталями, такими как надписанная бутылка, наклонная корзина и плоды, которые вот-вот упадут.
№12 «Натюрморт с сиренью», Кузьма Петров-Водкин
Год: 1928
«Натюрморт с сиренью», 1928 г. Частная коллекция, Кузьма Петров-Водкин
Картина — типичный образец стиля художника. Он характеризовался незаурядной палитрой цветов, различными оптическими иллюзиями и новыми для зрителя точками обзора. Привычные вещи Петров-Водкин изменяет, прибегая к фактурному и цветовому контрасту предметов на картине. Центр композиции — ветка сирени, поставленная в стакан воды, и, скорее всего, свежесрезанная. Она окружена чернильницей из хрусталя, а также письмом, спичечным коробком, опавшими листьями и экземпляром L’Art Vivant. Именно этому французскому журналу в 1925 году Кузьма Сергеевич давал интервью. Композиция расположена на синей скатерти. Это произведение очень напоминает другое его «детище» — более позднюю «Черемуху в стакане» (1932). Натюрморт имеет большое значение в искусстве как жанр, позволяющий говорить языком предметов, создавать эмоциональную атмосферу. Сегодня он не утратил популярности. Многие маститые и начинающие художники изображают плоды, цветы, другие предметы в различных стилях. Наверняка некоторые из них со временем станут предметом восхищения и настоящей классикой.
№2 Rideau, Cruchon et Compotier (Гардина, кувшин и ваза для фруктов), художник: Поль Сезанн
Год: 1894
Rideau, Cruchon et Compotier (Jug, Curtain and Fruit Bowl) (1894) — Paul Cezanne
Поль Сезанн считается величайшим мастером натюрморта, и эта работа является его самой знаменитой картиной в этом жанре. Технически отмечается двойная перспектива, которую создал Сезанн, она визуально захватывает зрителя красиво написанными несбалансированными частями. Подобные картины Сезанна считаются прелюдией к нескольким типам искусства двадцатого века, включая кубизм Пикассо. По состоянию на 2015 год эта картина является самым дорогим натюрмортом, когда-либо проданым на аукционе.
№5 «Натюрморт», Казимир Малевич
Год: 1911
«Натюрморт», 1911 г. Государственный Русский музей (Санкт-Петербург), Казимир МалевичЧувствуя себя реформатором, Малевич восставал против реализма, а классицизм считал изжившим себя. Он хотел вносить через искусство изменения в повседневность. Помощниками в этом были холст, краски и кисть. Натюрморт с густыми полосами, объемными фруктами и плоской посудой — плод творческих поисков Малевича. Все ее части объединены лишь контрастным цветом, очень характерным для художника. В центре композиции расположилась белая ваза, которую окружают фрукты. Некоторые из них обозначены лишь контурами с залитым цветом внутри, другие изображены с элементами реализма благодаря частичной прорисовке их объема. Ни белой вазе, ни черному кувшину, ни тарелке теней не досталось. Малевич был уверен, что действительность вторична по отношению к живописной форме.